Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Клетская средняя общеобразовательная школа»

Клетского муниципального района Волгоградской области

елена николаевна
Сухарева Елена Николаевна

учитель I квалификационной категории

[email protected]

Программа по внеурочной деятельности «Экологическая почта»


Разработала

учитель начальных классов

Сухарева Елена Николаевна

2012 год
Пояснительная записка


«Экологическая почта»- это одна из форм детского экологического объединения младших школьников, созданного на базе школьного класса.

«Экологическая почта»- это и программа деятельности детского объединения, продолжительностью в один учебный год.

«Экологическая почта»- это и длительная сюжетно- ролевая игра, на протяжении которой каждый участник выполняет и обязанности почтальона, становится и получателем, и отправителем корреспонденции, а главное - автором писем, причем не только от себя как школьника, но и от первого лица в роли тех или иных представителей животного и растительного мира.

Особое внимание в предлагаемой игре уделяется развитию эмоционально- чувственной сферы личности младшего школьника, способности к сопереживанию представителям животного и растительного мира, сочувствия им, эмпатии, милосердия, формирование эстетического отношения к природе, потребности в общении с ней. Игра нацелена на создание условий для реализации активной нравственно- экологической позиции ребенка, упражнения его в добротворчестве, закрепления позитивного экологического опыта в ситуациях успеха.

Содержанием деятельности в «Экологической почте» являются создание писем и другого рода корреспонденция экологического содержания, их доставка, а также переписка с другими людьми и даже представителями животного и растительного мира.

Кому писать, когда и какой может быть результат каждого письма? Отвечая на эти вопросы, следует опираться на экологические проблемы своего края, ближайшего окружения, определить круг растений и животных, требующих особого внимания, разработать маршруты экскурсий и предусмотреть в них такие встречи с природой, которые побудили бы детей к диалогу с природой.




Сентябрь.

Цель: создание условий для реализации активной нравственно- экологической позиции ребенка, упражнения его в добротворчестве, закрепления позитивного экологического опыта в ситуациях успеха.



Старт игры.

  • Формирование и открытие «Экологической почты». Мероприятие «Мир вокруг нас»

  • Распределение ролей (корреспонденты, художники, волонтеры, почтальоны,экологи)

  • Введение символики: конкурс на лучшую символику.

  • Информационное письмо для учащихся класса, родителей, организаций, с которыми предполагается взаимодействие по ходу игры «Экопочта- это мы!».

  • Разведка адресов(парк, территория заповедника, «Овражный пункт», территория сельского поселения, пойменная зона реки Дон и т.д)


Октябрь.
Цель: сформировать у детей представление о богатстве и красоте первозданной природы, ее разнообразии.

Открытое рисованное письмо «Какой я хотел бы видеть Землю».

Создание письма предваряется видеопутешествием в историю, в ходе которого дети знакомятся с уникальными природными объектами, потерявшими свой прежний облик сегодня в результате антропогенного воздействия, и заочным путешествием по заповедникам, которое помогает сформировать у детей представление о богатстве и красоте первозданной природы, ее разнообразии.

Созданные письма - рисунки с небольшим текстовым комментарием оформляются в виде большой выставки в школьном фойе, чтобы с ними могли познакомиться и учащиеся, и педагоги, и родители.

Часть рисунков, на которых изображены объекты ближайшего окружения, могут быть тиражированы и разосланы жителям близлежащих домов, в экологический комитет местной администрации с призывом реализовать художественный замысел юных экологов.




Ноябрь.

Цель: способствовать формированию экологической грамотности;

познакомиться с растениями и животными обитающими в нашей местности

Открытое письмо «От имени природы».

Каждый ребенок выбирает конкретного представителя животного и растительного мира, от имени которого будет создано письмо- обращение к Человеку. Необходимо, чтобы это были те животные и растения, которые ребенок видел не только на картинке.

Подготовка к созданию этого включает в себя самостоятельное (и, конечно, при помощи родителей) знакомство детей с литературой об этом животном или растении, его наблюдения в природе. Войти в роль ребенку поможет проведенная перед написанием писем встреча на лесной поляне, на которой каждый ребенок расскажет от первого лица о животном или растении, которого он представляет.

Созданные письма «От имени природы» желательно собрать в спец выпуск школьной газеты и издать ее небольшим тиражом для всех классов школы, других детских объединений и родителей учащихся.



Декабрь.
Целью новогодней корреспонденции является сохранение елей, предупреждение их бездумной вырубки ради новогодних праздников

Новогодняя почта.

Эта корреспонденция оформляется в виде листовок разным адресатам (родителям, сверстника, жителям станицы).

Обращения могут составлены от имени ребенка- родителям(«Мама, я не хочу живую елочку!..), от имени ели- Человеку (Неужели ты хочешь праздновать под умирающим деревом?!), от имени «разведчиков», донесение которых поможет взрослым узнать адреса магазинов, где продаются искусственные ели, подскажет, чем можно заменить живую ель; обращение к лесникам и торговцам елями («Сегодня больше желающих поставить дома только еловую веточку!..») и т.д.

Январь.

Цель: способствовать формированию ответственного отношения к птицам в зимнее время.



Обращение к Человеку от имени птиц с призывом о помощи – подкормке.

Наибольший эффект этого письма будет достигнут, если его написание будет сопровождаться созданием кормушек, их рекламой и ярмарками – раздачами кормушек всем желающим подкармливать птиц (такая ярмарка может быть проведена, к примеру, в ближайших детских садах и сопровождаться творческими выступлениями детей).




Февраль.

Цель: познакомиться с представителями животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу.


Письма в Красную книгу.

Каждый ребенок выбирает одного из представителей животного или растительного мира, занесенных в Красную книгу, с которым хотел бы подружиться и которому особо хотел бы помочь. Предварительная работа нацелена на то, чтобы ребенок прочитал дополнительную литературу о выбранном им животном или растении, так как в письме предстоит изложить, что ребенку уже известно о своем будущем друге, почему он занесен в Красную книгу и что могло бы помочь в решении проблемы. В процессе создания письма ребенок должен определить свой посильный вклад в сохранение, защиту выбранного вида, чтобы оно стало стимулом к конкретным действиям ребят. Поэтому желательно выбирать адресаты из своей климатической зоны, чтобы даже простая уборка территории в ближайшем лесу являлась бы для ребенка заботой о своем друге по- переписке. Эффективность воздействия этого письма на детей была бы усилена, если бы после ряда практических дел они получили ответ на свои письма от лесника, от составителей Красной книги с благодарностью за свою экологическую деятельность.


Март.

Цель: знать правила поведения в природе.



Письма от флоры и фауны.

Неожиданным для детей является получение ими писем от различных представителей окружающей природной среды. Березка пишет о том, что боится весны из – за тех многочисленных повреждений коры, которые достаются ей от любителей березового сока, и просит помощи у ребят. Птицы просят младших школьников позаботиться о безопасности их птенцов – так дымно в лесу от туристских костров весной! Обратиться к детям за помощью могут и комнатные растения, находящиеся как в школе, так и дома, насекомые ( бабочки, майские жуки), которых школьники часто превращают в свои игрушки, саженцы и даже будущие цветы, еще хранящиеся в семенах и т.д. Соответственно, ответами ребят животным и растениям будут не только слова, но и заданная в письмах программа действий.



Апрель.

Цель: развитию эмоционально- чувственной сферы личности младшего школьника, способности к сопереживанию представителям животного и растительного мира, сочувствия им, эмпатии, милосердия, формирование эстетического отношения к природе, потребности в общении с ней.



Праздник «День Земли»

Ко Дню Земли, который уже стал традиционным в России, Экологическая почта, как говорят «завалена» праздничной корреспонденцией. Все поздравляют родную планету с ее Днем. Кто все? И сами дети, и животные, и растения, и взрослые… Послания самые разные – и обычные письма, и рисунки, и телеграммы, и стихи, и радиопередачи, и музыкальные обращения к Земле. Вся поступившая на экопочту творческая корреспонденция озвучивается на празднике, в сценарий которого сообщение экопочты включается особой страницей. Кроме «творческой» корреспонденции на экопочту ко Дню Земли могут поступить и посылки, бандероли, адресованные детям, которые будут поздравлять свою планету с праздником. В этих посылках могут оказаться инвентарь для ухода за цветочными клумбами на школьной территории, все необходимое для разведения комнатных растений, образцы игрушек для домашних животных, которые могут изготовить сами дети и т.д. могут поступить и письма без указания конкретного адресата с просьбой к почтальонам самим определить, кому передать каждое письмо. Это письма- задания от лесника, экологического комитета местной администрации, от администрации школы и т.д. Желательно включить в эту игру родителей, чтобы последующая экологическая деятельность детей осуществлялась при их поддержке, и не только на школьной территории, но и дома, на даче, во время семейных путешествий в природу.





Программа по внеурочной деятельности «Экологическая почта»

«Экологическая почта»- это одна из форм детского экологического объединения младших школьников, созданного на базе школьного класса

69.4kb.

30 09 2014
1 стр.


Конкурс методических разработок, номинация «Программа для организации внеурочной деятельности»

Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному развитию и воспитанию личности учащихся начальных классов «Дорогою добра» (в рамках введения фгос ноо) 1-4 класс

235.95kb.

01 10 2014
1 стр.


Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1-2 класса ( по спортивно- оздоровительному направлению) «Спортивные игры»

«Стандарты второго поколения: Рекомендации по организации внеучебной деятельности учащихся»

279.56kb.

04 09 2014
1 стр.


Как разработать программу внеурочной деятельности

Как разработать программы внеурочной деятельности? Какими они должны быть? Постараемся рассмотреть процесс написания таких программ и предложить некоторые рекомендации по каждому и

115.51kb.

10 09 2014
1 стр.


Программа внеурочной деятельности «Исследовательское обучение в начальной школе»

Предусмотрен диалог с ребёнком, наблюдение, эксперимент, полный ряд исследовательской деятельности от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов

389.12kb.

14 10 2014
1 стр.


Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности Кукольный пальчиковый театр «В гостях у сказки»
155.45kb.

13 10 2014
1 стр.


Программа по внеурочной деятельности» «Коррегирующая гимнастика для детей 1-х классов с ослабленным здоровьем»
223.21kb.

16 12 2014
1 стр.


Программа внеурочной деятельности младших школьников срок реализации 2011-2015 гг. Мельниково 2011
653.13kb.

12 10 2014
2 стр.