Перейти на главную страницу
УТВЕРЖДАЮ
_______________________Л.Б. Матвеева
30.08.2012 год
Составители: учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Кузнецова Марина Николаевна и
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Ермакова Елена Леонидовна
2012 год
Театр, один из самых демократичных и доступных для детей видов искусства, позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием памяти, воображения, фантазии, инициативности, раскрепощенности. Огромная сила воздействия театральной игры развивает, воспитывает многие положительные качества личности и дает реальную возможность адаптироваться ребенку в социальной среде.
По целевой направленности программа является развивающей (направлена на решение первостепенных задач, ведущих к самораскрытию детей, к осознанию ими собственной духовной индивидуальности) и социально-адаптивной (развивает: отношение к себе - реабилитация «Я» в собственных глазах, достижение уверенности в себе; объективная самооценка, отношение к другим – способность к доброжелательному критическому восприятию достоинств и недостатков окружающих, формирование навыков адекватного общения).
Специфическая цель курса «В гостях у сказки » – воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнение, помочь ребенку раскрыться и проявить себя в общении, а затем и в творчестве.
Актуальность программы состоит в том, что театрализованные занятия выполняют одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции и ни в коей мере не сводятся только к подготовке выступлений. Игры, проводимые на внеурочных занятиях, являются для ребенка действительно игрой, а не заорганизованной деятельностью, где каждый участник проявляет свою инициативу, свои желания и представления, учится согласовывать свои действия с действиями других участников, с определенными правилами.
Занятия с детьми сценической речью служат своего рода эталоном правильной речи и одновременно упражняют и развивают слух, дыхательную систему, а последняя тесно связана с сердечнососудистой системой. Следовательно, занимаясь в процессе обучения сценической речи дыхательной гимнастикой, ребёнок одновременно укрепляет своё здоровье; тренирует артикуляционный аппарат. Последнее обстоятельство исключительно важно, потому что без навыков активной работы артикуляционного аппарата, заложенных в детстве, речь взрослого человека часто становится нечёткой, неразборчивой, не доносит до слушающего главный компонент речи – её содержание. Всё это может в дальнейшем негативно отражаться на его профессиональной деятельности.
Игра с куклой - основной вид деятельности ребёнка младшего школьного возраста. Именно в игре развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер. Самый скромный ребёнок развивается и раскрывается во время игры с куклой, забывает об условностях, заявляет о себе, пробует, на что способен, начинает верить в себя. Маленькие успехи складываются в большие победы. Вот у него получился этюд с куклой, следующая ступенька - маленькая сценка. Вот он уже пробует свои возможности на публике, совсем забывая о её присутствии. Возникает первая победа, радость от того, что он может сам делать интересные постановки, у него формируется устойчивое положительное отношение к театру. Вот он уже перестаёт бояться публики, учителей на уроках и превращается в прекрасного оратора, владеющего телом, мимикой. Проходит время, и ребёнок начинает мыслить, думать, предлагать свои идеи. Задача руководителя - поддержать крупицы его творчества, помочь развить способности ребёнка.
Кукольный театр - стартовая дорожка для формирования успешности. Сами того не замечая, дети становятся раскрепощенными, уверенными в себе, и пусть у них потом изменятся интересы и мало кто из них станет актёром - сейчас они живут увлекательной, интересной жизнью.
Кукольный театр будет жить вечно, развиваясь, совершенствуясь, и недаром на экранах телевизора мы всё чаще и чаще видим передачи с участием кукол; это не случайно - ведь кукла может творить чудеса, делать то, чего не может делать человек.
Кукольный пальчиковый театр «В гостях у сказки» - это творческий коллектив ребят, основной деятельностью которых является работа с куклой - постановка этюдов, кукольных спектаклей, больших и маленьких, разработка к ним декораций. Работа театра включает в себя выступления на концертах, разработку художественных номеров с использованием кукол, внедрение проектной деятельности. Здесь проявляется самостоятельность ребят, их творчество. Задача педагога - правильно направить деятельность детей, поддержать талант, помочь сделать чертёж или выкройку. Изготовление кукол - это творческий процесс; каждая кукла, созданная руками детей, уникальна.
1. Создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации и т.д.);
2. Развивать у детей речевой слух, внимание и память;
3. Помогать в овладении литературным произношением, согласно современным нормам русского языка;
4.Развивать речевые и творческие способности;
5. Организовать художественно-речевую и театрализованную деятельность;
6.Содействовать развитию выразительности речи детей в процессе работы над техникой, интонацией, исполнением чтецких номеров;
7.Содействовать развитию сценических способностей детей (в плане соотнесения интонационной и пластической выразительности образа, взаимодействия с партнёром, контакта со зрителем и т.д.);
8.Предоставить детям опыт эмоционально-творческих переживаний в процессе постановки и показа инсценировки; организации театрализовано - досуговой деятельности.
Направления деятельности |
Задачи реализации |
Формирование коллектива |
• заложить основы коллективных отношений через совместную деятельность, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка |
Работа с родителями |
• привлечь внимание родителей к интересам детей |
Работа с детьми: 1. Развитие сценической речи |
• развивать технику и культуру речи; • развивать творческие игры со словом |
2. Обучение театральной игре |
• развивать такие качества, как: - внимание; - наблюдательность; - воображение; - фантазия; - ориентация в окружающей обстановке; - смелость; - находчивость |
3. Обучение ритмопластике |
• развивать двигательные способности детей: - ловкость; - подвижность; - гибкость; - выносливость; • развивать пластическую выразительность: - ритмичность; - быстроту реакции; - координацию движений
|
4. Обучение кукловождению |
• воспитывать бережное отношение к труду других, к кукле; • создавать пластические этюды «руки актера» |
5. Работа над кукольными спектаклями |
• сформировать готовность к творчеству: занятиям кукольным театром через создание атмосферы комфорта на занятиях; • развивать игры, упражнения и этюды с куклами и «ожившими предметами |
6. Обучение основам прикладного творчества |
|
7. Обучение основам театральной культуры |
• формировать культуру поведения в театре |
8. Индивидуальная работа |
|
9. Выбор проблемы, планирование работы |
|
10. Формирование культуры общения |
• формировать навыки общения: гибкость, коммуникативность, толерантность |
Представленная программа рассчитана на 34 часа в первом классе. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу. Форма работы: коллективная и индивидуальная. Занятия строятся на принципе добровольного вовлечения в игру.
Занятия проводятся в рекреации и игровой комнате, специально предназначенных для внеурочной деятельности с первоклассниками. Также может использоваться актовый зал и сцена для репетиций и прогонов контрольных уроков, самих уроков, репетиций, прогонов инсценированных представлений и самих представлений.
Виды занятий – практические: игровые упражнения, театральные игры, работа над выразительностью речи при чтении стихов, инсценировки сказок и др. Игра, игровые упражнения, выступают как способ адаптации ребенка к школьной среде.
Используются различные виды игр:
● эмоционально-сенсорные игры, основанные на развитии чувственной и эмоциональной сферы личности ребёнка (игры-знакомства, игры на внимание, эмоционально-разогревающие игры, пальчиковые игры);
● интеллектуальные игры, ориентированные на развитие нестандартного самостоятельного мышления, логики, интуиции, чувства юмора, интеллектуальной реакции (словесные, наглядно-предметные, соревновательные и интерактивные);
● креативные игры, способствующие развитию ассоциативного, нестандартного, конструктивно-моделирующего взгляда на мир, воображения и фантазии, стремления к творчеству в процессе жизнедеятельности (словесные, пластические и драматические, изобразительные);
● подвижные игры, которые носят полифункциональный характер, развивая чувство ритма, мысль, навыки общения, фантазию, волю, внимание и т.д. Одна из важнейших их особенностей – вариативность и возможность усложнения (сюжетные, соревновательные, эстафеты, аттракционы, народные хороводные игры). . Могут вноситься изменения в содержания, тем самым дополнять практические занятия новыми приемами практического исполнения.
На занятиях используются как классические для педагогики формы и методы работы, так и игры и упражнения из театральной педагогики, сюжетно-ролевые игры, конкурсы и викторины.
Также используется актерские тренинги и специальный цикл упражнений, нужных для общего и специального (профессионального) развития учеников.
2.Тематическое планирование и содержание деятельности
Содержание курса
I. Введение «Здравствуйте, куклы!» (5 ч.)
II. Постановка пальчикового кукольного театра «Репка» (6 ч.)
III. Постановка перчаточного кукольного театра «Теремок» (13 ч) IV. Постановка настольного кукольного театра «Колобок» (10 ч.)
Учебно-тематический план программы
Число |
№ п/п |
Тема занятия |
Содержание занятия |
Кол-во часов |
|
1.
2.
3.
4.
5.
|
I. Введение «Здравствуйте, куклы!» Театр кукол.
Магический мир театра.
Моя волшебная ручка.
Театр начинается с вешалки, а кукольный театр - с ширмы. Просмотр кукольного спектакля. |
Знакомство с кукольным театром. История кукольного театра. Разновидности кукольного театра. Показ слайдов. Беседа на тему: «Особенности театра кукол». Знакомство с театральной лексикой, профессиями людей, которые работают в театре (режиссер, художник-декоратор, бутафор, актер, музыкальное оформление).
Беседа о ширме, работа за ней. |
5 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч. |
|
7, 8.
9.
10.
11. |
II. Постановка пальчикового кукольного театра «Репка». Мальчик-пальчик, где ты был?
Отработка спектакля. Творческий отчет.
|
Знакомство с пальчиковым кукольным театром. Отработка навыка работы с пальчиковыми куклами. Прослушивание сказки. Распределение ролей. Изготовление пальчиковых кукол. Первичная работа с куклами-персонажами.
Куклы в действии. Обучение соединению действий кукол со словами пьесы.
|
6 ч.
1 ч.
2 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч. |
|
12. 13.
14.
15. 16,
17. 18, 19,
20. 21, 22,
23.
24. |
III. Терем, терем, теремок. Постановка перчаточного кукольного театра «Теремок». Моя волшебная рукавичка.
Волшебный фонарь.
Здравствуйте, сказочные герои. Говорят герои.
Творческий отчет. |
Ознакомление детей с перчаточными куклами. Отработка навыка работы с ними. Прослушивание сказки «Теремок». Работа над основными терминами и понятиями, названиями животных: Лягушка-квакушка, Мышка-норушка и т.д. Просмотр мультфильма.
Изготовление перчаточных героев. Распределение ролей, обсуждение характеров героев сказки «Теремок». Заучивание слов (ударение, эмоциональная интонация, паузы, темп). Обучение соединению действий кукол со словами пьесы. Работа за ширмой.
Показ спектакля «Теремок». |
13 ч.
1 ч.
1 ч.
2 ч. 1 ч.
3 ч.
3 ч.
1 ч. |
|
25.
26.
27.
33. 34. |
IV. Постановка настольного кукольного театра «Колобок». Театр на столе.
Давайте познакомимся.
Роль моего героя.
Без труда не вытащить и рыбку из пруда.
Дарить людям радость. Итого: |
Знакомство с настольным кукольным театром.
Выразительное чтение сказки, обсуждение характеров героев сказки, обсуждение постановочного плана. Просмотр мультфильма. Распределение ролей. Изготовление пальчиковых кукол к сказке из бумаги. Первичная отработка навыка работы с ними. Отработка выразительного чтения слов каждого героя сказки, этюды с куклами на материале пьесы.
Показ настольного кукольного тетра «Колобок». Итоговое занятие. Просмотр слайдов, видео зарисовок о том, как мы работали. |
10 ч.
1 ч.
1 ч.
3 ч.
1 ч.
34 ч |
1.Развитие творческого потенциала детей, проявление их способностей и талантов.
2. Создание прочной развивающей среды, способствующей развитию таланта ребенка.
3. Создание информационного банка методического обеспечения работы с детьми первого года обучения.
4. Создание системы психологического и педагогического сопровождения детей-первоклассников.
5. Система мониторинга, которая содержит педагогическую диагностику, психодиагностику и социодиагностику.
6. Участие в общешкольных и классных праздниках.
В качестве промежуточных результатов освоения первоклассниками программы могут рассматриваться: выразительность исполнения разученных стихов; актерская работа в инсценировках сказок; театрализованных представлений.
Методы и формы диагностики могут варьироваться (беседа, игра, театрализация, досуг и т.д.). В качестве параметра определения достигнутых результатов служит уровень овладения художественными умениями и творческие достижения каждого обучающегося.
Для подведения итогов реализации программы используются следующие формы:
- театральные постановки;
- игры;
- открытые занятия;
- анкеты;
- тесты.
К концу первого года обучения дети приобретут следующие умения и навыки:
- свободно и раскрепощенно держаться при выступлениях перед взрослыми и сверстниками;
- импровизировать средствами мимики, пантомимы, выразительных движений и интонации (при передаче характерных особенностей различных персонажей и т. д.);
- самостоятельно слышать неправильное произношение и свои речевые недостатки;
- работать в коллективе и подчиняться общим правилам.
Список литературы
Аникеева Н.П. Воспитание игрой. – М. 1987
Букатов В. М., Ершова А. П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения. - М.: «Первое сентября», 2000.
Волина В.В. «Занимательное азбуковедение». – М.: Просвещение, 2004.
Газета «Педсовет» № 8 2010 г.
Генералов И.А. Программа курса «Театр» для начальной школы. Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008.
Горбачев И.А. Театральные сезоны в школе. – М., 2003.
Ершова А.П. Уроки театра на уроках в школе: Театральное обучение школьников I-XI классов. М., 1990.
Запорожец Т.И. Логика сценической речи. – М. 1974.
Игры, конкурсы, развлечения. – Волгоград, 2001.
Игры, обучение, тренинг./Под ред. Петрушинского. – М.: Новая школа,2003
Казанский О.А. Игры в самих себя. – М. 1995.
Колчеев Ю.В., Колчеева Н.И. Театрализованные игры в школе. – М., 2001.
Куликовская Т.А. 40 новых скороговорок. Практикум по улучшению дикции. – М., 2003.
Макарова Л.П. Театрализованные праздники для детей. – Воронеж. 2003.
Михайлова А.Я. Театр в эстетическом воспитании младших школьников. – М. 1875.
Петров И. Ф. « Театр предметных кукол». Москва, «ВЛАДОС», 2004 г.
Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. «Театрализованные игры в школе»/ журнал «Воспитание школьников». Выпуск 12 – Москва, «Школьная пресса», 2000.
Побединская Л.А. «Жили-были сказки» - М.: Сфера, 2001
Русские народные сказки, песни, заклички, пословицы, считалки. «Рождество» - пьеса для школьного театра/ Журнал «Начальная школа». No11/1997.
Стрельцова Л.Е. «Литература и фантазия». – М.: АРКТИ, 2005.
Сиверцева Л. А. «Школьный театр кукол». Минск, «Народная асвета», 1988 г.
Сорокина Н. Ф.«Играем в кукольный театр». Москва, «АРКТИ», 2000 г.
Чурилова Э.Т. Методика организации театральной деятельности дошкольников и младших школьников. – М., 2000.
13 10 2014
1 стр.
Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному развитию и воспитанию личности учащихся начальных классов «Дорогою добра» (в рамках введения фгос ноо) 1-4 класс
01 10 2014
1 стр.
«Стандарты второго поколения: Рекомендации по организации внеучебной деятельности учащихся»
04 09 2014
1 стр.
Рабочая программа нормативно-управленческий документ, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога
13 10 2014
9 стр.
Цель: содействие всестороннему развитию личности, приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями
01 10 2014
1 стр.
25 12 2014
1 стр.
Драматурги XVIII столетия 287 Список использованной литературы на русском, английском и
13 10 2014
1 стр.
Данная программа составлялась на основе методической разработки для преподавателей хореографии дши (начальное обучение) Певхенен Э. Н. (Санкт-Петербург), рабочей программы «Совреме
15 12 2014
1 стр.