Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2 ... страница 9страница 10

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО и ВВЕДЕНО


Начальник МКУ «Управление образования в действие приказом № 43 от 03.09. 2012 г.

Исполнительного комитета» Заведующая МБДОУ

Чистопольского муниципального района РТ «Татарско-Толкишский детский сад»
___________________ Г.А. Набиуллин ____________________ С.З. Гимадеева

Основная


общеобразовательная программа
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

«Татарско-Толкишский детский сад»

Чистопольского муниципального района РТ

Рассмотрено и принято

на заседании педагогического совета

протоколом № 1 от 03.09.2012г.

2012 г.

Содержание

Пояснительная записка……………………………………………………………………………. ..3

ЧАСТЬ 1 (обязательная)

1.1. Организация режима пребывания детей в ДОУ



1.1.1. Организация режимных процессов в ДОУ………………………………..................... 6

1.1.2. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ……………………………………..…8

1.1.3. Проектирование воспитательно – образовательного процесса в ДОУ………………. 9

1.2. Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению

основной общеобразовательной программы дошкольного образования

1.2.1. Управление реализацией основной общеобразовательной программы

дошкольного образования ……………………………………………………………...…….. 11

1.2.2 Особенности взаимодействия взрослых и детей…………………………………….…11

1.2.3. Особенности организации образовательного процесса в группах старшего

дошкольного возраста………………………………………………………………...…12

1.2.4. Создание и обновление предметно-развивающей среды ………………………….... 13

1.2.5. Сотрудничество с семьей …………………………………………………………….... 14

1.2.6. Преемственность ДОУ и школы ……………………………………………………… 16

1.2.7. Взаимодействие с социальными партнерами ……………………………………..…. 17

1.2.8. Учебный план МБДОУ «Татарско-Толкишский детский сад»……………………..17

1.3. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных

областей


1.3.1. Содержание психолого-педагогической работы по освоению

образовательной области «Физическая культура»………………………………….....19

1.3.2. Содержание психолого-педагогической работы по освоению

образовательной области «Здоровье»……………………………………….……….....23

1.3.3. Содержание психолого-педагогической работы по освоению

образовательной области «Социализация»…………………………………................ 25

1.3.4. Содержание психолого-педагогической работы по освоению

образовательной области «Труд»…………………………………................................ 28

1.3.5. Содержание психолого-педагогической работы по освоению

образовательной области «Безопасность»………………………………….................. 31

1.3.6. Содержание психолого-педагогической работы по освоению

образовательной области «Познание»…………………………………........................ 34

1.3.7. Содержание психолого-педагогической работы по освоению

образовательной области «Коммуникация»…………………………………………....37

1.3.8. Содержание психолого-педагогической работы по освоению

образовательной области «Чтение художественной литературы»…………...…...… 40

1.3.9. Содержание психолого-педагогической работы по освоению

образовательной области «Художественное творчество»……………………………….. 43

1.3.10. Содержание психолого-педагогической работы по освоению

образовательной области «Музыка»…………………………………........................... 48

1.4. Планируемые результаты освоения основной общеобразовательной

программы……………………………………………………………………………………… 60

1.5. Система мониторинга достижений планируемых результатов освоения

общеобразовательной программы дошкольного образования ……………………............. 80



ЧАСТЬ 2 (вариативная)

2.1. Региональный компонент ДОУ…………………………………………………………….… 82



Список литературы…………………………………………………………………………………. 97

Пояснительная записка
Основная общеобразовательная программа Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Татарско-Толкишский детский сад» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан (далее Программа) является нормативно-управленческим документом, обосновывающим выбор цели, содержания, применяемых методик и технологий, форм организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Она представляет собой модель процесса воспитания и обучения детей, охватывающую все основные моменты их жизнедеятельности с учетом приоритетности видов детской деятельности в каждом возрастном периоде и обеспечивающую достижение воспитанниками физической и психологической готовности к школе.

Содержание образовательного процесса выстроено в соответствии с примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 2011год



Принципы и подходы к формированию образовательной программы:

  • содержание Программы включает совокупность образовательных областей: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому;

  • соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

  • сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);

  • отвечает критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);   

  • обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;  

  • строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;    соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой образовательных областей. Это способствует тому, что основные задачи содержания дошкольного образования каждой образовательной области («Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка») решаются и в ходе реализации других областей Программы;

  • основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей. Комплексно-тематический принцип с учетом интеграции образовательных областей дает возможность обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач. Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления. Введение похожих тем в различных возрастных группах обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста, органичное развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями.

  • Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет легко вводить региональные и культурные компоненты, учитывая специфику дошкольного учреждения.

  • предусматривает внедрение адекватной возрастным возможностям учебной модели при осуществлении образовательного процесса с детьми от 6 до 7 лет в качестве средства подготовки воспитанников к обучению в начальной школе;

  • учитывает гендерную специфику развития детей дошкольного возраста;

  • обеспечивает преемственность с основными общеобразовательными программами начального общего образования, исключающую дублирование программных областей знаний и реализующую единую линию общего развития ребенка на этапах дошкольного и школьного детства;

  • направлена на взаимодействие с семьей в целях осуществления полноценного развития ребенка, создания равных условий образования детей дошкольного возраста независимо от материального достатка семьи, места проживания, языковой и культурной среды, этнической принадлежности.

Важнейшим условием эффективности Программы является определение ее ценностных ориентиров.



Цель Программы: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.-

Задачи Программы:

  1. Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

  2. Создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

  3. Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;

  4. Вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

  5. Единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.

  6. Формирование основ национальной культуры средствами художественно - эстетического воспитания;

  7. Соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста.

Показателями Программы являются:

  • построение целостного педагогического процесса на основе интеграции образовательных областей;

  • разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.

  • гибкое содержание и подбор педагогических технологий, ориентированных на личностное развитие ребенка, раскрытие творческих способностей детей, выявление одаренности;

  • развитие различных видов деятельности с учетом возможностей, интересов и потребностей детей;

  • организацию индивидуальных и коллективных видов деятельности, построенных на содержательном общении, диалоге;

  • право выбора самим ребенком содержания, средств, форм самовыражения, партнеров по деятельности.

Возможность реализации Программы дошкольного образования обеспечивается рядом взаимодополняющих факторов:

- наличие высококвалифицированного кадрового потенциала в ДОУ;

- материально-техническое оснащение ДОУ с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, современных требований;

- создание образовательно-развивающей среды, предполагающей активное использование культурно-образовательных ресурсов ДОУ.

В МБДОУ «Татарско-Толкишский детский сад» воспитываются дети в возрасте от 1,5 года до 7 лет. Функционирует 1 разновозрастная группа.

МБДОУ имеет достаточный кадровый потенциал, обеспечивающий режим стабильного развития. Воспитательно-образовательный процесс обеспечивают 2 педагога, из них заведующая, 1 воспитатель. Первый педагог, заведующая - имеет высшее образование и первую квалификационную категорию (50%), стаж работы 6 лет. Второй педагог, воспитатель – имеет вторую квалификационную категорию (50%), стаж работы 28 лет.

Для реализации целей Программы ДОУ созданы:

-оптимальные материально-технические условия,

-условия для безопасного пребывания участников воспитательно-образовательного процесса: детский сад оборудован пожарной сигнализацией;

-в группе организованы специальные центры для разнообразной детской деятельности: игровой, театрализованной, изобразительной, конструктивной, опытнической, двигательной. Все центры оснащены необходимыми материально-техническими ресурсами;

-создана образовательно-развивающая среда, которая способствуют развитию дополнительного образования воспитанников, являющегося важнейшей составляющей духовного и интеллектуального и творческого развития личности ребенка.

Образовательная программа ДОУ состоит из двух частей:
I. Часть Обязательная часть программы обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования.

II. Часть Вариативная часть программы отражает специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

Время, необходимое для реализации Программы, составляет 80% времени пребывания детей в группах с 9-ти часовым пребыванием в зависимости от возраста детей, их индивидуальных особенностей и потребностей.

Объем образовательной части Программы составляет не менее 80 %, а вариативной части 20 % от общего объема Программы.

ЧАСТЬ 1 (обязательная)


    1. Организация режима пребывания детей в ДОУ

1.1.1. Организация режимных процессов в ДОУ

Образовательный процесс в МБДОУ «Татарско-Толкишский детский сад» реализуется в режиме пятидневной недели. Длительность пребывания детей в МБДОУ с 7.30 до 16.30

Образовательный процесс осуществляется с первого сентября по тридцать первое мая. Летний период – с первого июня по тридцать первое августа.

Режим дня в МБДОУ «Татарско-Толкишский детский сад» устанавливается в соответствии с возрастными индивидуальными особенностями детей и способствует их гармоничному развитию. При составлении и организации режима дня учитываются обязательные, повторяющиеся (стереотипные) компоненты:

- время приема пищи;

- укладывание на дневной сон;

- общая длительность пребывания ребенка на открытом воздухе и в помещениях.

Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей с 3 - 7 лет составляет 5,0 – 5,5 часов. Ежедневная продолжительность прогулки детей составляет не менее 3,5 - 4,0 часов. Прогулка организуется 2 раза в день: в первую половину - до обеда и во вторую половину дня - после дневного сна или перед уходом детей домой Общая продолжительность сна для детей дошкольного возраста в период нахождения в ДОУ составляет 2,0 - 2,5 часа (дневной сон). Для детей от 1,6 до 3 лет дневной сон организуют однократно продолжительностью не менее 3 часов.



При проведении режимных процессов в ДОУ соблюдаются следующие позиции:

  • полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей

(в сне, питании);

  • тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели;

  • привлечение детей к посильному участию в режимных процессах; поощрение самостоятельности и активности;

  • формирование культурно-гигиенических навыков;

  • эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов;

  • учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка;

  • спокойный и доброжелательный тон обращения, бережное отношение к ребенку; устранение долгих ожиданий, так как аппетит и сон малышей прямо зависит от состояния их нервной системы.

Составляющие режима структурировались на основе режимного расписания в двух вариантах в зависимости от сезона (летнего и зимнего). (Таблица №1) Зимний период (холодный) определен с первого сентября по тридцать первое мая. Летним периодом (теплым) считается календарный период с первого июня по тридцать первое августа.
Общий режим дня воспитанников на холодный период


Вид деятельности

Время в режиме дня

2-3 года

3-4 года

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

Приём, осмотр, наблюдения, утренняя гимнастика, прогулка.

730 – 830

730 – 830

730 – 830

730 – 830

730 – 830

Подготовка к завтраку, завтрак.


830 – 850

830 – 850

830 – 850

830 – 850

830 – 850

Игры, самостоятельная деятельность

850 – 900

850 – 900

800 – 900

850 – 900

850 – 900

Организованная образовательная деятельность (занятия)

900 – 930

900 – 955

900 – 1040

900 – 1045

900 – 1050

Подготовка к прогулке, прогулка.

930 – 1100

955 – 1150

1040 – 1200

1045 – 1220

1050 – 1230

Возвращение с прогулки

1100

1150

1210

1220

1230

Подготовка к обеду, обед.


1100 – 1120

1150 – 1230

1210 – 1230

1220 – 1250

1230 – 1300

Подготовка ко сну, дневной сон.


1120 – 1500

1230 – 1500

1230 – 1500

1250 – 1500

1300 – 1500

Постепенный подъём, воздушные, водные процедуры, игры

1500 – 1515

1500 – 1515

1500 – 1515

1500 – 1515

1500 – 1515

Полдник.


1515 – 1525

1515 – 1525

1515 – 1525

1515 – 1525

1515 – 1525

Занятия, совместная и самостоятельная деятельность, игры, индивидуальная и коррекционная работа.

1525 – 1535

1525 – 1540

1525 – 1545

1525 – 1550

1525 – 1555

Подготовка к прогулке, прогулка, игры, индивидуальная работа, уход домой

1535 – 1630

1540 – 1630

1545 – 1630

1550 – 1630

1555 – 1630


Общий режим дня воспитанников на теплый период


Вид деятельности

Время в режиме дня

2-3 года

3-4 года

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

Приём, осмотр, самостоятельная игровая деятельность, игры, труд, наблюдения, утренняя гимнастика, прогулка.

730 – 830

730 – 830

730 – 830

730 – 830

730 – 830

Подготовка к завтраку, завтрак.

830 – 900

830 – 900

830 – 900

830 – 900

830 – 900

Организованная образовательная деятельность (занятия)

900 – 910

900 – 915

900 – 920

900 – 925

900 – 930

Подготовка к прогулке, прогулка. наблюдение, труд, игры, воздушные процедуры на прогулке

910 – 1130

915 – 1130

920 – 1210

925 – 1210

930 – 1220

Самостоятельная деятельность, игры

1130 – 1155

1130 – 1200

1210 – 1230

1210 – 1230

1220 – 1230

Подготовка к обеду, обед.

1155 – 1230

1200 – 1230

1230 – 1300

1230 – 1300

1230 – 1300

Подготовка ко сну, дневной сон.


1230 – 1500

1230 – 1500

1300 – 1500

1300 – 1500

1300 – 1500

Постепенный подъём, воздушные, водные процедуры, игры

1500 – 1515

1500 – 1515

1500 – 1515

1500 – 1515

1500 – 1515

Полдник.

1515 – 1525

1515 – 1525

1515 – 1525

1515 – 1525

1515 – 1525

Занятия, совместная и самостоятельная деятельность, игры, индивидуальная и коррекционная работа.

1525 – 1535

1525 – 1540

1525 – 1545

1525 – 1550

1525 – 1555

Подготовка к прогулке, прогулка, игры, индивидуальная работа, уход домой

1535 – 1630

1540 – 1630

1545 – 1630

1550 – 1630

1555 – 1630



1.1.2. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ

Деятельность МБДОУ «Татарско-Толкишский детский сад» строится с позиции охраны жизни, сохранения и укрепления здоровья детей. Работу по данному направлению обеспечивают программы: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Научный руководители Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова; авт. колл. М.А. Васильева. – 2011 г.

В детском саду сложилась и действует комплексная система физкультурно-оздоровительной работы, целью которой является сохранение и укрепление здоровья детей; формирование у ребенка - дошкольника ценности здорового образа жизни, положительные отношения к себе

Задачи:


  1. Способствовать овладению детьми необходимых гигиенических навыков.

  2. Формировать бережное отношение к своему организму.

  3. Совершенствовать физкультурно-подготовительную и двигательную активность детей

Ведущими составляющими здоровьесберегающей деятельности ДОУ являются:

  • рациональная организация воспитательно-образовательного процесса в соответствии с санитарными нормами и гигиеническими требованиями.

  • организация оптимальной двигательной активности в течение дня.

  • организация сбалансированного питания воспитанников.

  • формирование ценности здорового образа жизни.

  • систематическое внедрение профилактических и оздоровительных мероприятий

1.1.3. Проектирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ



Схема взаимодействия специалистов


Физическое развитие

«Физическая культура» - развитие основных движений детей;

- сохранение и укрепление здоровья воспитанников;

- воспитание физических и личностных качеств.


Воспитатель

«Здоровье» - сохранение и укрепление здоровья детей;

- воспитание культурно-гигиенических навыков;

- формирование начальных представлений о здоровом образе жизни;

- развитие физических, личностных и интеллектуальных, качеств.




Воспитатель

Познавательно-речевое развити

«Коммуникация» - развитие активной речи детей в различных видах деятельности;

- практическое овладение воспитанниками нормами русской речи;

- развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

- развитие личностных и интеллектуальных качеств.




Воспитатель


«Чтение детям художественной литературы» - формирование целостной картины мира;

- развитие литературной речи;

- приобщение к словесному искусству;

- развитие личностных и интеллектуальных качеств.



Воспитатель


«Познание» - развитие познавательно-исследовательской деятельности, конструирование;

- формирование сенсорных, элементарных математических представлений;

- формирование целостной картины мира;

- расширение кругозора детей;

- развитие личностных и интеллектуальных качеств.

- формирование адекватных представлений ребенка о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе;

- формирование целостной картины мира;

- развитие личностных и интеллектуальных качеств.



Воспитатель

Художественно-эстетическое развитие

«Музыка» - развитие музыкально-ритмической деятельности;

- приобщение к музыкальному искусству;

- развитие физических, личностных и интеллектуальных качеств.


Воспитатель


«Художественное творчество» - развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);

- развитие творчества;

- приобщение к изобразительному искусству;

- развитие физических (мелкой моторики рук), личностных и интеллектуальных качеств.



Воспитатель

Социально-личностное развитие

«Социализация» - личностное развитие воспитанников;

- формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, а также принадлежности к мировому сообществу;

- приобщение к нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;

- развитие физических, личностных и интеллектуальных качеств.



Воспитатель

«Труд» - формирование трудовых умений и навыков, адекватных возрасту детей;

- воспитание сознательного отношения к труду как к основной жизненной потребности, трудолюбия;

- развитие физических, личностных и интеллектуальных качеств.


Воспитатель

«Безопасность» - формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности;

- формирования основ экологического сознания (безопасности окружающего мира);

- развитие личностных и интеллектуальных качеств.


Воспитатель


следующая страница>


Чистопольского муниципального района рт «Татарско-Толкишский детский сад»

Доу. Она представляет собой модель процесса воспитания и обучения детей, охватывающую все основные моменты их жизнедеятельности с учетом приоритетности видов детской деятельности в

2147.8kb.

10 09 2014
10 стр.


Рассмотрена и принята на педсовете мбдоу «Детский сад с Вахитово»

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад села Вахитово» Кукморского муниципального района Республики Татарстан

3688.28kb.

25 12 2014
21 стр.


1. общие положения 1 Настоящий Устав регулирует деятельность муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Старо-Юрашский детский сад»

«Старо-Юрашский детский сад» Елабужского муниципального района Республика Татарстан, далее именуемого "Учреждение", созданного в целях реализации прав граждан на образование, гаран

395.89kb.

25 12 2014
1 стр.


Коллективный договор муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Чебурашка» с. Толкаевка

Настоящий коллективный договор заключен между работодателем и работниками и является правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения в мдоу «Детский сад «Чебурашка» с. То

506.55kb.

13 10 2014
4 стр.


Образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Шумбутский детский сад

Методист по дошкольному воспитанию имц рыбно-Слободского муниципального района рт

825.12kb.

17 12 2014
4 стр.


Башkортостан Республикаhы

О внесений изменений в Устав муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад с. Шланлы муниципального района Аургазинский район Республики Башкортоста

49.69kb.

17 12 2014
1 стр.


Моу старочекалдинская начальная школа-детский сад Агрызского муниципального района рт
16.79kb.

16 12 2014
1 стр.


Башkортостан Республикаhы Ауырғазы районы

О внесений изменений в Устав муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад д. Мурадым муниципального района Аургазинский район Республики Башкортост

49.56kb.

04 09 2014
1 стр.