-
ПРИНЯТА
педагогическим советом
МБДОУ д/с «Малыш»
«___»_____________2011г.
Протокол № ____
|
УТВЕРЖДАЮ
Методист по дошкольному
воспитанию ИМЦ Рыбно-Слободского муниципального района РТ
Сайфутдинова Д.Х.
«___»_____________2011г.
|
Образовательная программа
муниципального бюджетного
дошкольного образовательного
учреждения Шумбутский
детский сад «Малыш»
Рыбно-Слободского муниципального района РТ
с.Шумбут.
2012г.
Пояснительная записка
Образовательная программа является обязательным нормативным документом, разрабатываемым и реализуемым, каждым образовательным учреждением самостоятельно согласно п. 5 ст. 14 Закона Российской Федерации «Об образовании».
Образовательная программа показывает как с учетом конкретных условий и особенностей контингента воспитанников создается собственная модель организации воспитания, образования и развития дошкольников в ДОУ.
Образовательная программа представляет собой нормативно - управленческий документ, характеризующий:
-
специфику содержания образования, воспитания и развития воспитанников;
-
особенности организации, кадровое и методическое обеспечение педагогического процесса и инновационных преобразований педагогической системы.
Образовательная программа наряду с Уставом, служит основанием для лицензирования, сертификации, изменения параметров бюджетного финансирования и введения, при необходимости, платных образовательных услуг в соответствии с Законом «Об образовании» ДОУ на основании ФГТ самостоятельно выбирает программы воспитания и развития детей и формирует целостный пакет таких программ, составляющих ядро образовательной программы.
Исходя из этого, образовательная программа является проектом, интегрирующим и координирующим деятельность педагогического коллектива, и основанием для мониторинга и анализа качества образовательного процесса.
Кроме того, программа способствует обеспечению реализации права родителей на информацию об образовательных услугах, право на их выбор и право на гарантию качества получаемых услуг. Данная программа разрабатывалась Рабочей группой по разработке образовательной программы ДОУ, созданной по приказу заведующего (далее Рабочая группа), с учётом следующих принципов проектирования управленческих документов:
Принцип актуальности разработки программы предполагает её ориентацию на наиболее важные образовательные потребности детей, родителей, общественных и государственных институтов.
Принцип прогностичности предусматривает способность образовательной программы соответствовать возможным изменениям образовательного запроса к ДОУ.
Очевидно, что образовательная программа призвана, не только удовлетворить сегодняшний образовательный запрос, но и формировать педагогическую целесообразность и социально - значимые потребности у родителей. Программа должна предельно ясно излагать содержание образования, исключать возможность разнотолков, но в то же время оставлять простор для творческого и гибкого развития содержания образования.
Принцип реалистичности предполагает соответствие программы не только потребности родителей и возможностям, интересам, склонностям детей, но и менталитету, профессиональному уровню педагогического коллектива, реальным материальным и финансовым ресурсам ДОУ.
Принцип контролируемости ориентирует Рабочую группу на разработку программы, позволяющей отслеживать промежуточные и итоговые результаты образовательного процесса.
Принцип системности предполагает целостность программы, гармонизацию стратегических приоритетов ДОУ, образовательных программ групп и материально- технических и медико-социальных условий пребывания детей в ДОУ.
Образовательная программа МБДОУ детский сад «Малыш»
состоит из 7 разделов:
Раздел I. Предназначение дошкольного образовательного учреждения и средства его реализации
Раздел II. Описание «модели» выпускника дошкольного образовательного учреждения
Раздел III. Цели и задачи педагогического процесса
Раздел IV. Проектирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ:
Раздел V. Критерии и показатели образовательной программы.
Раздел VI. Условия реализации образовательной программы.
Раздел VII. Традиции ДОУ
Приложения:
-
Приказ о реализации Образовательной программы
Основные этапы подготовки образовательной программы
дошкольного образовательного учреждения
-
Понятийный словарь
Сценарный план проведения педагогического совета по разработке модели выпускника дошкольного образовательного учреждения
-
Анализ состояния педагогических предпосылок создания Образовательной программы:
-
Образовательный уровень педагогических кадров;
-
Квалификационный уровень педагогических кадров;
-
Освоения воспитанниками программ дошкольного образования;
-
Результаты успеваемости учащихся 1 класса МБОУ «Шумбутская СОШ», выпускников МБДОУ детский сад «Малыш»;
-
Показатель адаптации выпускников к обучению в школе за 3 года;
-
Использование инновационных образовательных технологий в воспитательно-образовательном процессе;
-
Позитивная динамика использования педагогами ДОУ современных образовательных программ и технологий;
-
Динамика уровня заболеваемости;
I.Предназначение дошкольного образовательного учреждения и средства его реализации
МБДОУ детский сад «Малыш» осуществляет социально-личностное, познавательно-речевое, физическое и художественно-эстетическое развитие всех воспитанников в соответствии стандартом дошкольного уровня образования на основе создания условий для полноценного развития воспитанников, формирования личности с разносторонними способностями, подготовки к усвоению образовательных программ начальной ступени образования.
Учреждение создано в помощь в воспитании и образовании детей дошкольного возраста:
-
в соответствии с их индивидуальными способностями;
-
в осуществлении физического и психического развития ребёнка;
-
в обеспечении становления базиса личностной культуры ребёнка и общечеловеческих ценностей;
-
в обеспечении каждому ребёнку возможностей для освоения субъектной позиции;
-
в проживании дошкольного детства как самоценного периода жизни;
-
в подготовке к успешному обучению на следующей ступени образования;
-
на основе усвоения детьми содержания, реализуемых в учреждении программы; В соответствии с Законом « Об образовании», Типовым положением и Уставом ДОУ, с учетом положения Конвенции ООН о правах ребенка и базисной программы развития ребенка – дошкольника перед педагогическим коллективом ставится цель:
-
создание единого педагогического пространства, обеспечивающего полноценные условия для саморазвития и самореализации личности всех участников воспитательно-образовательного процесса.
Содержание жизнедеятельности МБДОУ детский сад «Малыш» базируется на следующих принципах:
-
открытости процесса воспитания;
-
вариативности образования, предполагающего обеспечение индивидуально-образовательной траектории на основе доступных ему программ, темпа, ритма, способов действия освоения программ;
-
субъективности образования, предписывающей ориентацию педагогов на максимальную активизацию субъективной позиции личности и формирование опыта самопознания, самообразования, самореализации.
Образовательная программа МБДОУ детский сад «Малыш» отражает целевые компоненты, сбалансированное сочетание которых создает варианты дошкольного образования, развитие обеспечивается системой взаимосвязанных моделей, направленных на формирование способностей к познанию, общению, совместной деятельности. Педагогическое мастерство обеспечивается созданной системой повышения профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования в условиях МБДОУ детский сад «Малыш».
Основной целью разработки образовательной программы является комплексирование программ, новых технологий, выстраивание целостного педагогического процесса в условиях вариативности образования.
Задачи:
-
Направить усилия педагогического коллектива, родителей на создание целостности воспитательно-образовательной деятельности, повышения качества дошкольного образования в процессе комплексирования программ, новых технологий и реализацию образовательной программы как внутренний стандарт МБДОУ.
-
Совершенствовать систему управления методической работы в процессе обновления содержания воспитательно-образовательной деятельности.
Новые подходы к управлению в системе дошкольного образования вызывают изменение спектра функций, принципов, методов и приемов контрольной деятельности. Эти изменения объективны и вызваны следующими основными факторами:
-
становление рыночных отношений, в том числе и в социальной сфере, и, как следствие, конкуренцией образовательных учреждений;
-
отходом от единой программы в области дошкольного воспитания и наличием разнообразных комплексных парциальных общеобразовательных программ;
-
повышение заинтересованности родителей как основных социальных заказчиков продуктивной деятельности МБДОУ.
Таким образом, к детскому саду предъявляются объективные требования к обеспечению стабильного функционирования и развития.
Цель программы:
-
реализовать приоритетный национальный проект в сфере образования;
-
повысить качество дошкольного образования;
-
формировать свойства и качества личности, обеспечивающие ее целостность, разносторонность и гармоничность на всех возрастных этапах развития;
Задачи программы:
-
осуществлять личностно-дифференцированный подход к развитию и оздоровлению дошкольников;
-
создать оптимальные условия для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей;
-
осуществлять интеллектуальное, социально-личностное, художественно-эстетическое и физическое развитие ребенка в соответствии с реализуемой образовательной программой, обеспечивающей превышение временных (примерных) требований к содержанию и методам, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении, по всем направлениям развития;
-
взаимодействовать с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка
-
оказывать консультативную и методическую помощь родителям в вопросах воспитания, образования и оздоровления детей;
-
обеспечить равные стартовые возможности при поступлении детей в школу;
-
обеспечить раннюю социализацию и адаптацию детей к условиям ДОУ.
В настоящее время педагогическим коллективом накоплен богатый опыт воспитательно-образовательной работы; есть признание и востребованность социума, образовательные запросы родителей удовлетворяются, реализуются индивидуальные возможности детей, педагогов, родителей.
Образовательная программа как внутренний образовательный стандарт разработана в соответствии с требованиями основных нормативных документов:
-
п.3 ст.18 и п.5 ст.14 Закона Российской Федерации “Об образовании”.
-
п.19 “Типового положения о дошкольном образовательном учреждении”.
-
Конституции Российской Федерации.
-
Конституции Республики Татарстан.
-
Устава ДОУ
-
Временными стандартами в области дошкольного образования, государственного и муниципального заказа.
-
Запросами родителей (законных представителей).
-
Исходя из статуса, вида, возможностей детского сада.
Основными средствами реализации программы ДОУ являются:
-
Устав МБДОУ детский сад «Малыш» (дата регистрации 15.06.2011 г.);
-
Лицензированная образовательная деятельность (лицензия серии РТ № 001613 от 22.12.2011 г., выданная Министерством образования и науки Республики Татарстан);
-
Освоение воспитанниками основной образовательной программы;
-
Предоставление коррекции речи воспитанников;
-
Предоставление системы оздоровительных мероприятий в ДОУ;
-
Создание для воспитанников соответствующей развивающей среды: музыкально-театрализованной, предметно-развивающей среды занятий, предметно-игровой среды, физкультурно-оздоровительных и игровых сооружений;
-
обеспечение благоприятного психологического климата в ДОУ;.
Разработка и реализация программы как внутреннего стандарта, мотивированного обоснования содержания воспитательно-образовательного процесса определяют ее назначение для руководителя и педагогического коллектива, органов управления образования, родителей, других учреждений:
-
совместная деятельность по ее реализации приобретает осмысленный, упорядоченный характер;
-
позволяет увидеть перспективы личностного и коллективного развития;
-
является основой для совершенствования культуры и технологии управления воспитательно-образовательным процессом, позволяет повысить функции планирования, организации, анализа и контроля;
-
является механизмом внешнего и внутреннего контроля за деятельностью ДОУ;
-
обеспечивает реализацию прав родителей на участие в организации воспитательно-образовательного процесса;
-
позволяет налаживать деловые отношения с ближайшими образовательными учреждениями.
Принципы, необходимые для реализации содержания образовательной программы:
-
Личностно-ориентированный характер образования, создание условий для самостоятельного самоопределения личности, становления её социальной компетентности и гражданской ответственности;
-
Приоритет ценностной составляющей образовательного процесса, гуманистических ценностей в образовании и педагогических отношениях;
-
Научность и практико - ориентированность как формирование в образовательном процессе творческих, исследовательских подходов к изучаемому материалу, ориентация образования на передовые достижения современной научной мысли, стимулирование самостоятельной познавательной активности обучающегося в единстве с умением использовать знания в нестандартных, жизненных ситуациях;
-
Учёт международного, федерального и регионального опыта в построении содержания образования.
-
Рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм работы с детьми.
II. Описание «модели» выпускника дошкольного образовательного учреждения
Модель выпускника МБДОУ детский сад «Малыш» разрабатывается в соответствии с требованиями ФГОТ к основной образовательной программе дошкольного образования, выбранным содержанием образования (реализуемой основной общеобразовательной программой), спецификой и предназначением муниципального дошкольного образовательного учреждения МБДОУ детский сад «Малыш».
Под моделью выпускника понимается предполагаемый результат совместной деятельности детского сада и семьи, характеризующий их представления о наиболее важных качествах личности ребенка, которыми должен обладать выпускник дошкольного образовательного учреждения.
«Модель» выпускника МБДОУ детский сад «Малыш»
Направления
|
Критерии
|
Образовательные
| -
Освоивший программы предшкольной подготовки;
-
Стремящийся добиваться лучших результатов, развивать свои индивидуальные способности, проявляющий волевое начало в учебной деятельности;
-
Проявляющий любознательность, наблюдательность, самостоятельность, инициативу интересующийся экспериментированием и познавательной литературой.
|
Нравственные
| -
Гуманный, добрый , способный к сопереживанию;
-
Стремящийся к миру, согласию, терпимости, открытостью внешнему миру;
-
Понимающий ценностные основы к окружающей действительности - природе, окружающим предметам, явлениям общественной жизни, сверстникам, взрослым, самому себе;
-
Уверенный в своих силах с устойчивым положительным отношением к себе.
|
Гражданские
| -
Умеющий осуществлять выбор, ставить и решать проблемы, принимать и быть инициатором изменений в тех или иных ситуациях в соответствии с возрастом
-
Свободный, знает права и обязанности в соответствии возрасту;
-
Способный договариваться, учитывать интересы других, сдерживать свои эмоции;
-
Обладающий чувством собственного достоинства, уважающий достоинство других.
|
Интеллектуальные
| -
Обладает знаниями, умениями, навыками;
-
Способный принимать на основе компетенции собственные решения.
|
Общая культура
| -
Способный оценить прекрасное;
-
Интересующийся эстетической и этической стороной действительности;
-
Способный в творческом выражении и воплощении художественного замысла;
-
Имеющий представление о разных видах и жанрах искусства, в том числе народного творчества;
-
Знающий и позитивно оценивающий ценности, культуру своего народа и другие культуры.
|
Здоровьесбережение
| -
Не имеющий отклонения в здоровье;
-
Владеет культурно - гигиеническими навыками, опрятен в одежде;
-
Имеет сформированные представления о своем организме, безопасности, ЗОЖ
-
Развитый физически, любящий физкультуру и спорт
|
III. Цели и задачи педагогического процесса
Цель:
-
Непрерывная система деятельности детей как основа целостного и разностороннего развития неповторимой индивидуальности каждого воспитанника в едином пространстве семьи и ДОУ.
-
Создавать условия, максимально обеспечивающие развитие и саморазвитие детей, развитие творческого потенциала детей на основе формирования психоэмоционального благополучия;
-
Создавать условия для социально-ориентированных форм работы с детьми, основанных на современных программах и технологиях, способствующих реализации образовательных задач и социального заказа родителей.
Задачи:
-
Внедрять новые формы организации физического и психического развития, охраны и укрепления здоровья детей. Совершенствовать здоровьесберегающую среду дошкольного образовательного учреждения.
-
Совершенствовать педагогическое мастерство, применяя передовые методики и технологии воспитания и обучения.
-
Развивать познавательную активность детей в поликультурном языковом пространстве в процессе интегрированного сотрудничества педагогов, специалистов ДОУ и семьи.
-
Развивать преемственные связи в рамках реализации единой линии развития дошкольника на этапах детского сада и начальной школы. Формировать у детей навыки социальной жизни через различные формы коммуникативного сотрудничества.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: создание комфортной здоровьесберегающей среды в ДОУ, в которой каждый участник педагогического процесса может реализовать свои возможности.
А именно: сохранять свое здоровье, развивать индивидуальные способности, склонности, интеллект, самостоятельность, профессиональные умения, а также умение осуществлять управление и контроль над собственной педагогической деятельностью.
Осуществление воспитательных и образовательных задач, в соответствии с программой дошкольного образования детей протекает через:
1.Познавательно-речевое развитие, которое направлено на развитие познавательной активности, любознательности, стремлению к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи, посредством использования в совместной деятельности с педагогом развивающих программ, технологий и игр, осуществляемое не только через инвариантную часть, но коррекционный блок.
2.Художественно- эстетическое, направлено на духовно- нравственное развитие дошкольников, приобщение их к творчеству, воспитание чувства прекрасного, развития коммуникативных способностей, пробуждение творческой активности детей, стимулирования воображения, желания включаться в творческую деятельность.
3.Физическое развитие, которое направлено на формирование физических качеств, закаливание детского организма, приобщение к физической культуре и ЗОЖ. Реализуется через занятия, совместную с взрослыми игровую и досуговую деятельность, спортивные мероприятия.
4.Социально-личностное развитие, развитие у детей на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках.
В основу образовательного процесса заложены следующие принципы:
1.Принцип гуманизации: создание условий для развития ребенка и его максимальной самореализации.
2.Принцип увлекательности: материал, предназначенный для обучения детей, обязательно должен опираться на личностный опыт проживания различных познавательных ситуаций с опорой на любознательность ребенка.
3.Принцип наглядности и символичности: предполагает использование наглядных средств обучения, приемов замещения, моделирования и схематизации.
4.Принцип системности: предполагает обеспечение преемственности в получении знаний детьми, протекающую через все виды деятельности.
IV. Проектирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ
4.1. Выбор и комплексирование программ и технологий, выстраивание целостного педагогического процесса:
Комплексными программами:
-
Программа воспитания и обучения в детском саду (М. А. Васильева и др.).
Парциальные программами:
1.Программа обучения родному языку (Р.А.Бурганова)
-
Характеристика основных дидактических и методических пособий, сориентированных по основным направлениям развития
№
п/п
|
Наименование дисциплин
|
Автор, название, место издания, изда-тельство.
|
1
|
Лепка
аппликация
рисование
|
И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в д-с»
«Обучение детей 2-4 лет» Т.Н. Доронова
«Маломплектный д-с»М.А.Васильева
|
2
|
Развитие речи
Обучение грамоте
|
«Конспекты интегрированных занятий д-с»А.В.Аджи
«Конспекты комплексных занятий по развитию речи»Г.Я.Затулина
«Программа по обучению детей татар по русскому языку»
«Развитие речи в д-с»Н.В. Рыжева
«Малокомплектный д-с»М.А.Васильева
«Занятия по развитию речи»В.В.Гербова
«Дошкольное воспитание»
«Ребенок в д-с»
|
3
|
Ознакомление с окружающим
|
«Ознакомление с окружающим миром»И.А.Морозова,М.А.Пушкарева
«Ребенок в д-с»
«Дошкольное воспитание»
«Рассказы-загадки о природе»Н.Ф.Виноградова
|
4
|
Математика
|
«Занятия по математике для детей 6-7 лет»Г.В.Степанова
«Математика в д-с»Л.С.Метлина
«Математика в д-с»В.П.Новикова
«Малокомплектный д-с»М.А.Васильева
|
5
|
Ручной труд
Конструирование
|
«Малокомплектный д-с»М.А.Васильева
«Дошкольное воспитание»
«Ребенок в д-с»
|
6
|
Музыка
|
«Хрестоматия для музыкальных занятий в детском саду», Казань: Мәгариф, 1999.
З.Г.Ибрагимова «Шома бас», Казань 2005
Луиза Батыр- Булгари «Хэрефле шакмаклар» Казань, 1997
|
7
|
Физкультура
|
«Малокомплектный д-с» М.А.Васильева
«Физкультурные занятия с детьми» В.Г.Фролов,Г.П.Юрко
«Занятия по физ-культуре» З.И.Ермакова,В.Н.Шебеко
«Занятия по физ-культуре»Л.В.Комарова
|
8
|
Периодические издания
|
Журнал «Дошкольное воспитание
Журнал «Ребенок в детском саду»
Журнал «Старший воспитатель»
Журнал «Управление ДОУ»+ приложение
Журнал «Справочник руководителя ДОУ»
Журнал «Мәгариф»
|
9
|
Татарский язык
|
«Иң матур сүз»Мөгариф нәшрияте 2000
«Татар теле өйрәнә нәниләр»Р.А Борһанова, Ф.М Хисанова. Мөгариф нәшрияте.
«Әткәм-әнкәмнең теле»К.В Закирова, С.М Гаффарова
«Әдәп орлыклары»Г.В Фазлыева 2010
«Иң гүзәл тел-туган тел»М.Ф Кашапова 2009
|
При выборе методик обучения предпочтение отдается развивающим методикам, способствующим формированию познавательной, социальной сфер развития. Занятия с детьми, в основе которых доминирует игровая деятельность, в зависимости от программного содержания, проводятся фронтально, подгруппами, индивидуально. Планируются комплексные и интегрированные занятия, комбинированные и тематические.
На доминантных занятиях преобладает какой-либо вид деятельности, например, музыкальная или изобразительная. Такие занятия позволяют выявить уровень развития каждого ребенка, его творческий потенциал, способность к самостоятельности. С другой стороны, эти занятия помогают корректировать отставание детей в тех или иных видах деятельности.
Занятия проводятся примерно один раз в месяц. Результаты обсуждаются в коллективе, с участием заведующего, музыкального руководителя, воспитателей групп.
В процессе проведения интегрированных занятий чередуются разные виды одной и той же деятельности (например, лепка предметная, сюжетная и т.д.) или техники ее выполнения (например, техника рисования пальцем, техника клякс, разбрызгивания краски и т.д.).
На занятиях по рисованию, лепке, аппликации интегрированного характера детям предоставляется возможность экспериментировать, искать новые пути, сравнивать, анализировать, решать задачи нахождения адекватных способов изображения, проявлять большую самостоятельность. Эти занятия объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.
В результате дети лучше усваивают новые приемы изобразительной деятельности.
Комбинированные занятия сочетают несколько видов деятельности (игровую, изобразительную, музыкальную и т.д.) и используют методы и приемы из разных педагогических методик (развития речи, развития детского художественного творчества, музыкального воспитания и т.д.). Такие занятия одновременно решают задачи, связанные с разными направлениями развития детей. Они объединены одной сюжетной линией с другими занятиями.
Здесь тоже могут присутствовать элементы интеграции разных видов изобразительной деятельности, но, как уже было сказано, специфика проявляется в комбинировании развивающих и обучающих задач из разных методик воспитания детей и, в соответствии с ними, приемов и методов работы.
Комплексные занятия учитывают принцип комплексности в обучении и воспитании детей и опоры на междисциплинарные связи.
На них решаются задачи с помощью разных видов искусства и детской художественной деятельности.
Цели комплексных занятий отражают единство духовных и эстетических ценностей через соотнесение и противопоставление знаковых и образных средств видов искусства. Например, целями занятия могут быть: формировать представление о специфике восприятия различных видов искусства, навыки анализа произведений искусства на основе средств художественной выразительности и др.
В структуре такого занятия отражаются переходы от одного вида воспринимающей деятельности (зрительной, слуховой, двигательной) к другому, реализуются принципы динамичности детского восприятия и смены видов деятельности (художественно-речевой, музыкальной, изобразительной, театрально-игровой, художественно-продуктивной — ручной труд, конструирование). В то же время единый художественный образ, выраженный в теме этих занятий, позволяет детям выделить особенности средств выразительности, понять общие тенденции в передаче эмоционально-образного содержания литературного, музыкального, изобразительного произведения.
Тематические занятия построены по лексическому принципу. Темы таких занятий посвящены временам года, явлениям общественной жизни, литературным героям, творчеству композиторов и т.д.
На протяжении всего тематического занятия должен сохраняться эффект непредсказуемости, новизны, удивления и восхищения от соприкосновения с прекрасным. Это требует тщательного и продуманного подхода к подбору музыкального репертуара, произведений изобразительного искусства, литературных и поэтических текстов. Это объясняет, почему тематические занятия могут проводиться как комплексные.
Продолжительность занятий определяется санитарно-эпидемиологическими требованиями к учебной нагрузке ребенка определенного возраста:
4.3.Учебный план МБДОУ детский сад «Малыш»
Важным структурным компонентом Образовательной программы является учебный план. Учебный план детского сада – это документ, регламентирующий учебно-познавательную деятельность детей на занятиях, позволяющий определить ее направление, установить виды и формы организации, оптимизировать их число.
следующая страница>