Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1 ... страница 6страница 7страница 8страница 9страница 10


1.5 . Система мониторинга достижений планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования
Мониторинг детского развития проводится два раза в год (в октябре-ноябре и апреле - мае). В проведении мониторинга участвуют педагоги, психологи и медицинские работники. Основная задача мониторинга за­ключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком образова­тельной программы и влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка.

При организации мониторинга учитывается положение Л.С. Выготского о ведущей роли обучения в детском развитии, поэтому он включает в себя два компонента: мониторинг образовательного процесса и мониторинг дет­ского развития. Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов освоения образовательной программы, а мониторинг детского развития проводится на основе оценки развития интегративных качеств ребенка.



Мониторинг детского развития

Мониторинг детского развития (мониторинг развития интегративных качеств) осуществляется педагогом ДОУ. Основная задача этого вида мониторинга — выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка и наметить при необходимости индивидуальный маршрут обра­зовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности.

Мониторинг детского развития включает в себя оценку физического развития ребенка, состояния его здоровья, а также развития общих способ­ностей: познавательных, коммуникативных и регуляторных.

Диагностика познавательных способностей включает диагностику перцептивного развития, интеллектуального развития и творческих способностей детей.

Диагностика коммуникативных способностей предполагает выявление способности ребенка понимать состояния и высказывания другого человека, находящегося в наблюдаемой ситуации, а также выражать свое отношение к происходящему в вербальной и невербальной форме. Особое внима­ние уделяется диагностике построения высказываний ребенка и диагностике межличностных отношений внутри группы.

Диагностика регуляторных способностей включает в себя диагностику эмоциональной и произвольной регуляции поведения ребенка, в частности–эмоционального принятия или отвержения ситуации, которая сложилась в дошкольном учреждении, умения действовать, планировать слож­ные действия, а также распределять роли и договариваться с партнерами по деятельности.

Мониторинг детского развития осуществляется с использованием метода наблюдения, критериальных диагностических методик и тестовых методов. На основе проведенных методик составляется индивидуальная карта разви­тия каждого ребенка и выстраивается индивидуальная траектория развития.

Мониторинг образовательного процесса

Мониторинг образовательного процесса (мониторинг освоения образо­вательной программы) проводится педагогами, ведущими занятия с до­школьниками. Он основывается на анализе достижения детьми промежу­точных результатов, которые описаны в каждом разделе образовательной программы.

С помощью средств мониторинга образовательного процесса можно оценить степень продвижения дошкольника в образовательной программе. Форма проведения мониторинга преимущественно представляет собой наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении, анализ продуктов детской деятельности и спе­циальные педагогические пробы, организуемые педагогом. Данные о ре­зультатах мониторинга заносятся в специальную карту развития ребенка в рамках образовательной программы.

Анализ карт развития позволяет оценить эффективность образователь­ной программы и организацию образовательного процесса в группе детско­го сада.

Мониторинг освоения образовательной программы проводится педагогом на основе наблюдения и анализа продуктов детских видов деятельности.
Этапы проведения мониторинга достижений детьми

планируемых результатов освоения программы
Первый этап – Оценка интегративных качеств:


  1. Оцениваются все интегративные качества по критериям. Каждый критерий оценивается от 1 до 4 баллов.

  2. Фиксируется оценки каждого критерия.

  3. По итогам оценки каждого критерия подсчитывается количество баллов по каждому интегративному качеству и количество процентов, набранных каждым ребенком.

Количество процентов = Количество баллов × Вес одного балла в процентах.

  • Вычисляется развитие интегративных качеств у каждого ребенка. (Сложить процентный показатель развития интегративных качеств одного ребенка по каждому интегративному качеству и разделить на количество интегративных качеств).

  • Вычисляется развитие каждого интегративного качества у всех детей в группе. (Сложить проценты развития интегративных качеств всех детей по каждому интегративному качеству и разделить на количество детей).

  • Вычисляется развитие интегративных качеств в группе в целом. (Сложить проценты развития интегративных качеств всех детей и разделить на количество детей).

  • Определяется у каждого ребенка уровень развития интегративных качеств.

- Высокий уровень – у детей, имеющих от 81 до 100 % развития интегративных качеств.

- Средний уровень – у детей, имеющих от 55 до 80 % развития интегративных качеств.

- Низкий уровень – у детей, имеющих от 26 до 54 % развития интегративных качеств.

- Очень низкий – у детей, имеющих 0 - 25 % развития интегративных качеств.



  1. На основании полученных результатов развитие интегративных качеств в каждой группе, вычисляется уровень и процентный показатель развития интегративных качеств по детскому саду.


Второй этап Оценка навыков и умений по образовательным областям:

  1. Оцениваются развитие навыков и умений по всем образовательным областям по критериям. Каждый критерий оценивается от 1 до 4 баллов.

  2. Фиксируется оценки каждого критерия.

  3. По итогам оценки каждого критерия подсчитывается количество баллов по каждой образовательной области и количество процентов, набранных каждым ребенком.

Количество процентов = Количество баллов × Вес одного балла в процентах.

  • Вычисляется развитие навыков и умений по всем образовательным областям у каждого ребенка. (Сложить процентный показатель развития навыков и умений одного ребенка по всем образовательным областям и разделить на количество образовательных областей).

  • Вычисляется развитие навыков и умений по каждой образовательной области у всех детей в группе. (Сложить проценты развития навыков и умений всех детей по каждой образовательной области и разделить на количество детей).

  • Вычисляется развитие навыков и умений по образовательным областям в группе в целом. (Сложить проценты развития навыков и умений по образовательным областям всех детей и разделить на количество детей).

  • Определяется у каждого ребенка уровень развития навыков и умений по образовательным областям.

- Высокий уровень – у детей имеющих от 81 до 100 % развития навыков и умений по образовательным областям.

- Средний уровень – у детей, имеющих от 55 до 80% развития навыков и умений по образовательным областям.

- Низкий уровень – у детей, имеющих от 26 до 54 % развития навыков и умений по образовательным областям.

- Очень низкий – у детей, имеющих 0 - 25 % развития навыков и умений по образовательным областям


ЧАСТЬ 2 (вариативная)


    1. Региональный компонент в ДОУ

Национально-региональный компонент в МБДОУ «Татарско-Толкишский детский сад» осуществляется через реализацию « Региональной программы дошкольного образования» автор Р.К. Шаехова, 2012г.

Данная программа разработана в соответствии с ФГТ, является при­ложением к федеральной программе и составлена с учетом нацио­нальных и региональных особенностей Республики Татарстан.



Программа составлена с учетом возрастных особенностей детей, задачи воспитания и обучения даны для каждой возрастной группы с учетом региональных особенностей (дополнительно к задачам федеральной программы). С целью заинтересовать детей народным творчеством, промыслами, национальным искусством в программе поставлены задачи ознакомления детей с особенностями жизни татарского народа, праздниками, событиями общественной жизни республики, символикой РТ, памятниками архитектуры, декоративно-прикладным искусством. Ввиду того что задачи по физкультурно-оздоровительной ра­боте и обучению основным видам движений, общеразвивающим упражнениям в федеральной программе представлены широко и в полном объеме, в образовательную область «Физическая культура» включена краткая информация о важности сохранения и укрепления здо­ровья детей, а также раздел дополнен задачей ознакомления с татарскими народными играми.

Содержание раздела «Социально личностное развитие» в феде­ральной программе включает две составляющие: «Социализация», «Труд». Учитывая региональные особенности, внесены некоторые дополнения в образовательную область «Социализация».

В федеральной программе содержание раздела «Художественно – эстетическое развитие » состоит из двух частей: «Художественное творчество», «Музыка» для каждой из которых указаны конкретные задачи. Учи­тывая региональные особенности, в данный раздел включены задачи по обогащению и расширению знаний об особенностях на­ционального изобразительного искусства через:


  • ознакомление с образцами декоративно-прикладного искус­ства, кожаной мозаики, образцами национальной вышивки, изделиями из керамики. Важно планировать работу по использованию этих знаний в практической деятельности: украшать и расписывать элементами национального орнамента одежду, посуду, разнообраз­ные предметы домашней утвари и т.д.;

  • знакомство детей с архитектурными сооружениями республики­;

  • знакомство с выдающимися татарскими художниками, рас­ширение знаний об их творчестве.

В программе определены задачи приобщения детей к нацио­нальной музыкальной культуре:

  • знакомство с лучшими образцами вокальной, инструменталь­ной, оркестровой татарской музыки, а также со звучанием нацио­нальных инструментов: кубыз, курай и др.;

  • ознакомление с творчеством композиторов С.Сайдашева, Ф.Яруллина, Р.Яхина, Н.Жиганова и др.;

  • формирование певческих навыков на основе национального репертуара;

  • знакомство с особенностями национального танца, совершен­ствование навыков исполнения татарских плясовых движений.

Национально-региональный компонент предусматривает реали­зацию следующих направлений деятельности дошкольных учреж­дений:

  • приобщение к истокам национальной культуры народов, насе­ляющих Республику Татарстан. Предоставление каждому ребенку возможность обучения и воспитания на родном языке, формирова­ние у детей основ нравственности на лучших образцах националь­ной культуры, народных традициях и обычаях;

  • изучение русского и татарского языков в дошкольных образо­вательных учреждениях в равных объемах;

  • ознакомление с историей, географией Республики Татар­стан, расширение знаний детей о своем родном крае (о малой родине). Создание благоприятных условий для воспитания толе­рантной личности – привития любви и уважения к людям другой национальности, к их культурным ценностям;

  • ознакомление с природой родного края, формирование эко­логической культуры.

Содержательная сторона деятельности педагогов по приобще­нию детей к татарской национальной культуре, как первое направ­ление реализации национально-регионального компонента отраже­на в региональной программе в разделе «Художественное развитие»

Цель которой – познакомить детей с декоративно-прик­ладным искусством татарского народа, его обычаями, обрядами, праздниками, музыкальным фольклором, ремеслами, устным на­родным творчеством.

Процесс ознакомления детей с национальной культурой осу­ществляется в различных видах детской деятельности:

– игровая деятельность (игры с куклами в национальных ко­стюмах, народные подвижные игры);

экскурсии в выставочные залы, концерты, театры;

– организация выставок изделий национального декоративно - прикладного творчества;

театрализованная деятельность, народные праздники.

Стремление создать для дошкольников условия, в которых они смогут одновременно изучать два языка, должно сочетаться с разумной организацией педагогического процесса. Это и является вторым направлением национально-регионального компонента. Для реализации двуязычия в дошкольных учреждениях используются авторские УМК по обучению детей двум государственным языкам РТ: методическое пособие «Туган телдә сөйләшәбез» Хазратова Ф.З., методическое пособие «Изучаем русский язык» С.М. Гаффарова, Г.З. Гарафиева; методическое пособие по обучению грамоте «Авазларны уйнатып» Р.К. Шаехова.

Основой правильной организации обучения каждому из языков является система распределения учебного материала по темати­ческому принципу. Тематика занятий должна быть составлена с учетом интересов детей и быть близкой по содержанию к их повсед­невной жизни. Темы усложняются по мере взросления ребенка. В каждой новой теме изученный ранее материал переносится в новые контексты, новые ситуации, что обеспечивает гибкость приобретае­мых способов выражения мыслей на втором языке.

Необходимое требование к содержанию занятия – наличие языкового (лексико-грамматического) и речевого (коммуникатив­ного) компонентов, связанных с определенной темой. Не менее важным является закрепление изученного материала в предметно- практических видах деятельности и в повседневной жизни детей.

На основе Закона «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан», а также инструктивно-методических писем Министерства образования и науки Республики Татарстан за 2001, 2004, 2008 годы в детских са­дах, где обучение и воспитание ведется на русском языке, начиная со средней группы, вводятся занятия по обучению детей татарскому языку, а в детских садах, ведущих обучение на татарском языке, предусмотрены занятия по обучению русскому языку (3 раза в неделю).

Руководителям дошкольных образовательных учреждений при составлении расписания занятий необходимо руководствоваться инструктивно-методическим письмом МО и Н Республики Татар­стан «Методические рекомендации по организации обучения детей татарскому (русскому) языку в дошкольных образовательных учреждениях» от 05.08.2008. № 4886/8. На основании этого пись­ма некоторые занятия (рисование, ознакомление с художественной литературой, конструирование и др.) переносятся в режимные моменты, за счет которых проводятся занятия по обучению детей татарскому (русскому) языку.

Реализация третьего направления национально-регионального компонента основывается на решении следующих задач:

– формирование у детей элементарных исторических пред­ставлений;

– воспитание бережного отношения к семейным традициям; изучая историю своей семьи, прививать любовь к историческому наследию прошлого, к национальным традициям;

– эстетическое восприятие памятников архитектуры, ознакомление со средствами выразительности, с помощью которых добиваются передачи совершенства форм;

– ознакомление с историей возникновения, архитектурными особенностями Казанского Кремля, башни Сююмбике;

– развитие у детей интереса к созданию поделок, конструкций на темы, связанные с историей Казани, Казанского Кремля.

Для работы с детьми в этом направлении можно использовать книги С. Шамси и И. Измайлова «Волжская Булгария» (Кл.щ 1995), К. Нафыйкова «Путешествие в прошлое» (Казань) «Казань в легендах»(Казань, 2003 г.), а также специальные рубрики в журналах «Сабыйга», «Салават».

Великая сила, объединяющая всех людей, – природа. Знакомство с природой родного края, ее особенностями, воспитание экологической культуры составляют четвертое направление национально-регионального компонента.

Природа родного края, Родина для ребенка начинаются с колыбели, дома, отца и матери, деревьев и цветов в саду. С годам эти понятия расширяются: родной дом, улица, город, республика, леса, поля и т.д. У детей дошкольного возраста природные явления, сезонные изменения в природе вызывают неподдельный интерес. Поэтому на занятиях по экологическому воспитанию необходимо не только давать детям знания о временах года, о растениях и животных, но и проводить небольшие исследования, мини-эксперименты, опыты.

Большая роль в экологическом воспитании отводится литературным произведениям. Стихи народного по­эта Г.Тукая («Сон земли», «Ласточка», «Малыш и мотылек» и др.), сказки А.Алиша («Нечкебил», «Кто всех сильней?»), стихи современных детских поэтов Ш.Галиева, Р.Миннуллина, Г.Валеевой воспевают красоту родного края, учат бережному, рационально-доброжелательному отношению к окружающему. Книга Н.Хакимуллина «Они должны жить» (Казань: Татар, кн. Из-во, 1994) рассказывает о редких и находящихся под угрозой ис­чезновения растениях и животных; сборники рассказов Г.Хасанова «Времена года» (Казань: Татар, кн. Изд-во, 1991), «Причуды природы» (Казань: Магариф, 2004) раскрывают неповторимую красоту и своеобразие природы родного края.

Перечень рекомендуемой литературы, методических разработок

Перечень

1. Гаффарова С.М., Гарипова Д.С., Нигматуллина Р.С. и др. Изучаем русский язык: методическое пособие для воспитателя. (Методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения.)

– Казань: Хәтер, 2011. – 296 с.

2. Гаффарова С.М., Гарипова Д.С., Нигматуллина Р.С. и др. Изучаем русский язык: рабочая тетрадь для детей 4–5 лет, изучающих русский язык. – Казань: Хәтер, 2011. – 44 с.

3. Гаффарова С.М., Гарипова Д.С., Нигматуллина Р.С. и др. Изучаем русский язык: демонстрационный материал для средней группы.

4. Зарипова З.М., Кидрячева Р.Г., Шарипова Л.А. и др. Татарча сөйләшәбез: рабочая тетрадь для детей 4–5 лет, изучающих татарский язык с комплектом наклеек. – Казань: Хәтер, 2011. – 20 с.

5. Зарипова З.М., Кидрячева Р.Г., Шарипова Л.А. и др. Методическое пособие к рабочей тетради «Татарча сөйләшәбез». – Казань: Хәтер, 2011. – 56 с.

6. Зарипова З.М., Кидрячева Р.Г., Шарипова Л.А. и др. Татарча сөйләшәбез: демонстрационный, раздаточный материал к театрализованным играм и игровым ситуациям.

7. Закирова К.В. На поляне детства: хрестоматия для воспитателей дошкольных образовательных учреждений и родителей. – Казань: Редакционно-издательский центр, 2011. – 256 с.

8. Закирова К.В. Балачак аланы: балалар бакчасы тәрбиячеләре һәм әти-әниләр өчен хрестоматия. – Казан: РИЦ, 2011. – 560 б.

9. Шаехова Р.К. Рабочая тетрадь № 1. «Мәктәпкәчә яшьтәгеләр әлифбасы: авазларны уйнатып. 1нче кисәк». – Казань: Хәтер, 2011. – 96 с.

10. Шаехова Р.К. Рабочая тетрадь № 2. Авазларны уйнатып. 2нче кисәк». – Казань: Хәтер, 2011. – 72 с.

11. Шаехова Р.К. Методическое пособие к рабочей тетради. Авазларны уйнатып. 1–2нче кисәкләр». – Казань: Хәтер, 2011. – 42 с.

12. Шаехова Р.К. Раз – словечко, два – словечко... : занимательное обучение татарскому языку. – Казань: Хәтер, 2011. – 96 с.

13. Хрестоматия по татарской фортепьянной музыке. 1 часть, 2 часть (Составители-редакторы: Э.Ахметова, Л.Батыр-Булгари, Р.Сабитовская и др. – Казань: Татар, кн. Изд-во, 1987).

14. Хрестоматия для музыкальных занятий в детском саду (Со­ставители: И.Г. Исхакова, 3.Л. Ишниязова, Ф.3. Залялетдинова и др. – Казань: Магариф, 1999).

15. Батыр-Булгари Л. Звонче пой, соловушка (Песни для де­тей). – Казань: Идел-Пресс, 2000).

16. Сто татарских народных песен в легком переложении для фортепьяно Р. Еникеевой. – Казань, 1999.

17. Мы танцуем: Методическое пособие для музыкальных ру­ководителей детских садов / Сост. 3. Г. Ибрагимова. – Казань: Школа, 2005.

18. Пляшем, поем и играем: аудиоиздание Составители: Р.Г. Газимзянова, З.Г. Ибрагимова, Г.Р. Гилязутдинова, Ф.З. За­лялетдинова. – Казань: Магариф, 2007



Мониторинг планируемых результатов освоения программы

Региональная программа дошкольного образования – направлена на всестороннее физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое развитие татарского (русского) языка.

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов предполагает мониторинг промежуточных результатов и оценку итоговых результатов освоения Программы, планируемые итоговые результаты освоения Программы представляют собой развернутое описание целей психолого-педагогической работы в виде социального портрета ребенка 7 лет, освоившего основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Они задают общее направление усилий как при разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования и планировании, так и при ее реализации. Портрет ребенка – выпускника дошкольного образовательного учреждения отражает интересы и потребности семьи, общества и государства в области образования детей дошкольного возраста. Составляющими социального портрета являются интегративные качества ребенка 7 лет.

Личностные качества характеризуют развитие личностной сферы воспитанника (мотивации, произвольности, воли, эмоций, самооценки), в том числе морально-нравственное развитие.

Физические качества характеризуют физическое развитие воспитанника (силу, выносливость, гибкость, координацию, ловкость, скорость).

Интеллектуальные качества характеризуют развитие интеллектуальной сферы ребенка (формирование высших психических функций, накопление социального опыта).


Социальный портрет ребенка 7 лет, освоившего

основную общеобразовательную программу дошкольного образования

1. Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками.

Ребенок достиг максимально возможного уровня гармоничного физического развития (с учетом индивидуальных данных). У него сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.

2. Любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.

3. Эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.

4. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником в зависимости от ситуации.

5. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том, что хорошо и что плохо (например, нельзя драться, обижать маленьких, нехорошо ябедничать, нужно делиться, нужно уважать взрослых и т. д.). Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (в транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.).

6. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и т. д.

7. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе.
Ребенок имеет представление:

– о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу;

– о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях;

– об обществе (ближайшем социуме), его культурных ценностях и своем месте в нем;

– о государстве (в том числе его символах, малой и большой родине, ее природе) и принадлежности к нему; Региональная программа дошкольного образования

– о мире (планете Земля, многообразии стран и государств, населения, природы планеты).

8. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

9. Овладевший необходимыми умениями и навыками (речевыми, изобразительными, музыкальными, конструктивными и др., необходимыми для осуществления различных видов детской деятельности). Сформированные интегративные качества ребенка – итоговый результат освоения Программы. Каждое качество позволяет на протяжении всего периода освоения Программы формировать его составляющие – промежуточные результаты. Мониторинг промежуточных результатов освоения Программы проводится один или два раза в год. Периодичность мониторинга определяется дошкольным образовательным учреждением. Основная задача мониторинга заключается в определении степени освоения ребенком Программы и влияния образовательного процесса на динамику формирования интегративных качеств.

Содержание психолого-педагогической работы нацелено не столько на усвоение определенного и конкретного содержания, сколько на овладение детьми специфическими для каждого возрастного периода видами детской деятельности и формирование способности применять практический опыт в разных, в том числе новых условиях. Успешность освоения ребенком программных требований оценивается в процессе реальной жизнедеятельности детей, так как характеристикой развития выступает не столько формальная освоенность той или иной информации, сколько применение ее в практической деятельности. В процессе мониторинга выявляются физические, интеллектуальные и личностные качества, обозначенные в федеральных государственных требованиях. Достижения детей

оцениваются путем использования низкоформализованных (наблюдения, беседы, педагогические ситуации, беседы с родителями) и высокоформализованных методов (тесты, пробы и др.). В мониторинге результатов обучения татарскому (русскому) языку рекомендуется использовать учебно-методические комплекты «Говорим по-татарски», «Изучаем русский язык»

Диагностика промежуточных результатов является важным элементом профессиональной деятельности педагогов, но она не должна значительно усложнять ее, нарушать ход образовательного процесса. Обязательным требованием к построению системы мониторинга является использование только тех методов, применение которых позволяет получить необходимый объем информации в оптимальные сроки.

Реализация системы национально-регионального компонента требует от педагогов глубоких знаний особенностей природы родного края, культуры, истории, обычаев, традиций народов, населяющих республику. Донести эти знания детям, погрузиться в самобытную и атмосферу жизни народов РТ, познакомиться с многонациональ­ной культурой Татарстана поможет специально организованная предметно-развивающая среда, в том числе мини-музей или уголок краеведения в детском саду. Экспонатами здесь могут служить: на­циональная одежда, украшения, изделия народных промыслов, слайды, фотографии деятелей культуры, аудио- и видеозаписи, книги, газеты, журналы и др.

Таковы основные подходы к содержанию национально-регионального компонента в дошкольном образовании.


Чистопольского муниципального района рт «Татарско-Толкишский детский сад»

Доу. Она представляет собой модель процесса воспитания и обучения детей, охватывающую все основные моменты их жизнедеятельности с учетом приоритетности видов детской деятельности в

2147.8kb.

10 09 2014
10 стр.


Рассмотрена и принята на педсовете мбдоу «Детский сад с Вахитово»

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад села Вахитово» Кукморского муниципального района Республики Татарстан

3688.28kb.

25 12 2014
21 стр.


1. общие положения 1 Настоящий Устав регулирует деятельность муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Старо-Юрашский детский сад»

«Старо-Юрашский детский сад» Елабужского муниципального района Республика Татарстан, далее именуемого "Учреждение", созданного в целях реализации прав граждан на образование, гаран

395.89kb.

25 12 2014
1 стр.


Коллективный договор муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Чебурашка» с. Толкаевка

Настоящий коллективный договор заключен между работодателем и работниками и является правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения в мдоу «Детский сад «Чебурашка» с. То

506.55kb.

13 10 2014
4 стр.


Образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Шумбутский детский сад

Методист по дошкольному воспитанию имц рыбно-Слободского муниципального района рт

825.12kb.

17 12 2014
4 стр.


Башkортостан Республикаhы

О внесений изменений в Устав муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад с. Шланлы муниципального района Аургазинский район Республики Башкортоста

49.69kb.

17 12 2014
1 стр.


Моу старочекалдинская начальная школа-детский сад Агрызского муниципального района рт
16.79kb.

16 12 2014
1 стр.


Башkортостан Республикаhы Ауырғазы районы

О внесений изменений в Устав муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад д. Мурадым муниципального района Аургазинский район Республики Башкортост

49.56kb.

04 09 2014
1 стр.