Что такое любительские прыжки с парашютом?
Это просто один из немногих доступных и при правильной подготовке относительно безопасных для жизни способов пощекотать свои нервы адреналином без риска нанести вред окружающим. (в отличие от привычки к неоправданно быстрой/рискованной езде на машине, при которой приходится не только платить за ремонт своей тачки, но нередко и за чужие - размер финансового ущерба от среднего ДТП соизмерим со стоимостью предлагаемого курса обучения из 25 прыжков). Удовольствие от прыжка получается в несколько совершенно различных по своим ощущениям этапов:
-
Невесомость – первые 2-3 сек. после отделения от самолёта или 3-5 сек. от вертолёта тело находится в полностью свободном падении, скорость потока воздуха ещё не уравновешивает вес тела. Другой распостранённый (более дорогой) способ ощутить невесомость без остальных удовольствий от парашюта – прыжок с вышки на резинке, хотя там гораздо больше риск для жизни (резинка после первого отскока иногда наматывается на шею и ломает её, или рвётся в натянутом положении, тогда половина туго натянутой резинки толщиной с руку сжимается и весьма вероятно ломает позвоночник – вспомните, что бывает, когда вы рвёте тонкую резинку в руках – концы больно бьют по пальцам). Риск (конечно малая вероятность) отказа есть в любой системе, просто у парашютиста есть возможность, время и знания применить запасной парашют, чего нет при прыжках с резинкой. (Придирчивые люди могут спросить – «А что будет, если откажет и запасной?», но я бы на их месте подумал о гораздо большей вероятности неудачно перебежать улицу, поскользнуться в гололёд и прочих бытовых рисках для жизни). Хотя конечно бывают прыжки с парашютом с малых и сверхмалых высот (здания, небоскрёбы, трубы котельных, холмы и горы высотой 50 и более метров), когда времени на применение запасного парашюта просто нет – соответственно, специально предназначенные для этих целей Base-Jump купола просто не имеют запасного парашюта – и тем не менее отдельные люди прыгают и так - надёжность парашютной техники, которая совершенствуется грамотными коллективами профессионалов на протяжении последней почти сотни лет – весьма и весьма высока.
-
Свободное уравновешенное падение длительностью 30-100 секунд в зависимости от высоты отделения (2 000-5 000 метров). Этого времени вполне хватает для выполнения манёвров, фигур, да и просто вдумчивого переживания ощущения от полёта сквозь воздух без использования каких-либо летательных приспособлений на скорости ~50 м./сек. (180 км/час) – дух от скорости захватывает гораздо круче, чем при скоростном спуске на лыжах с горы, к примеру. Этого вида удовольствия лишены начинающие парашютисты без допуска на ручное раскрытие парашюта.
-
Полёт под раскрывшимся куполом – тишина, висишь один в пустоте, до земли 1000-500 метров, вместо птиц в поле зрения лишь парашютисты из одного захода, виды пейзажей земли без всяких мутных ветровых стёкол самолёта, ощущения от управления куполом в полёте сродни управлению самолётом для квадратных куполов и воздушным шаром для круглых – этот этап полёта длится около минуты, за это время можно совместно поманеврировать с товарищами по заходу. (Этот вид спорта называется – Купольная акробатика). Совместные (на малом расстоянии друг от друга) полёты под круглыми куполами категорически противопоказанны.
-
Построение в уме и реализация в полёте посадочной траектории – многие парашютисты сделали из этого соревнование типа – «кто ближе всех» к единой для всех желаемой точки приземления. Этот вид удовольствия практически не достижим для круглых куполов из-за их незначительных лётных характеристик.
-
После приземления и прихода в точку старта – содержательный обмен впечатлениями и результатами очередной победы над собой и своими страхами во всех фазах прыжка. Данный этап удовольствия самый длительный.
К этим видам полученного удовольствия обязательно прилагаются следующие малоприятные моменты
(Любишь кататься – люби и Саночкина возить ):
-
Удар при раскрытии купола. Если он происходит на большой скорости при свободном падении, то рывок может быть достаточно силён (пиковые укорения до 15-18G). Это неприятно как минимум потому, что лямки подвесной системы яростно кусают ноги около паха и руки около груди, соответственно та самая папаха может потом синеть и болеть при прикосновении. С этим можно частично бороться путём укладки парашюта, при которой он раскрывается не слишком быстро. Квадратные купола особенно гибкие в этом отношении – можно уложить купол без камеры, и он хлопнет так, что можно сломать шею (укладка для быстрейшего раскрытия без задержки), а можно затянуть при укладке купол так, что для окончательного раскрытия он будет ждать расчековки строп управления хоть до самой земли - при этом вместо рабочего купола над парашютистом болтается груша из тряпок и верёвок, и всё это дело падает со скоростью около 15 м/сек. Начинающие парашютисты без допуска на ручное раскрытие практически лишены радости ощущать этот минус.
-
Приземление (соприкосновение с землёй). Сколько камешку не падать - дальше земли не улетит. Вертикальная и горизонтальная скорость при приземлении сильно зависит от ветра и типа купола и умения парашютиста. Наиболее опасна вертикальная скорость – при 8 м/с (запасной парашют) удар по ногам весьма силён, вероятность повредить ногу достаточно высока – соответственно, больше поводов задуматься о своевременном тренинге умения правильно держать ноги на приземлении – наибольшая вероятность получить легкую травму у начинающих именно тут. На основном круглом куполе вертикальная скорость 4-6 м/сек в зависимости от типа купола и веса парашютиста – большие камешки быстрее падают и первыми выходят – это основная причина сортировки круглых куполов в заходе по убыванию веса – схождение в воздухе им категорически противопоказанно. Вертикальная скорость у квадратных куполов при правильном исполнении «подушки» – 0-3 м/сек, без подушки – 4-5 м/сек. Большая горизонтальная скорость свойственна либо квадратным куполам, когда её можно не спеша погасить на бегу, либо круглым при неправильной ориентации парашюта к ветру – тогда она усугубляет последствия от соприкосновения с землёй (нередко это разбитое лицо или повреждения рук) – опять же повод для тренинга знаний и умений. В отличие от прыжка с резинкой, где всё зависит только от случая, здесь весьма много зависит от парашютиста с его действиями, знаниями и умениями.
-
Возвращение в точку старта. В случае с круглым куполом это достаточно долгое и физически утомительное путешествие по непаханному полю с колючками протяжённостью 500-2000 метров. При этом приходится ещё и 20 кг купол перед собой нести – спина от этого быстро устаёт, руки заняты куполом и комарихам от этого полное раздолье. В случае с квадратным куполом это превращается в прогулку 50-100 метров, да и вес купола существенно меньше.
-
Укладка купола. В случае круглого купола это процедура аккуратного, вдумчивого и весьма упорядоченного набивания рюкзака 60-80 квадратными метрами дорогой вышитой узорами ткани и 250-350 метров крепких толстых верёвок. В случае с квадратным куполом всё то же, только ткани 28 и менее (минимальный рекорд около 3) квадратных метров, и верёвок тоже существенно меньше, да и сами верёвки тоньше.
Тщательно взвесив приведённые целых 5 плюсов и всего 4 минуса на своих весах здравого смысла, многие люди осознанно или не совсем приходят к желанию –
Хочу Прыгнуть. Соответственно, людей, которые прыгали или хотят прыгать с парашютом, можно в свете данного материала поделить на 3 группы:
-
Люди, совершившие или собирающиеся совершить в совокупности 5 или менее прыжков по различным причинам – моральным, материальным или в связи с отсутствием времени на ожидание погоды на аэродроме.
-
Люди, регулярно совершающие прыжки на круглых парашютах, но не готовые к переходу на квадратные купола по причине недостаточной подготовки/времени на ожидание погоды.
-
Люди, прыгающие на квадратных куполах самой различной конструкции и характеристик.
Следующий материал предназначен для людей второй и частично первой группы – иными словами для тех, у кого есть желание и финансовая возможность регулярно и относительно безопасно щекотать свои нервы, но нет времени сидеть и ждать погоды на аэродроме для осуществления очередного прыжка с получением очередной порции удовольствия и опыта.
Зачем всем так нужен квадратный парашют? Главных причин тому несколько:
-
Более безопасное/мягкое приземление на классических квадратных куполах – «Подушка» – приземление без касания земли третьей/пятой точкой, гораздо меньшая нагрузка от прыжка на голеностопы.
-
Менее зависящий от ошибок пилота при выброске (и более зависящий от ошибок парашютиста) выбор точки приземления – соответственно меньше приходится гулять по полю с 20 кг круглым парашютом в руках – вместо 500-2000 метров это расстояние 50-100 метров, да и весит квадратный купол в 2-3 раза легче- быстрее и значительно менее трудно физически получается попасть в следующий подъём.
-
Меньшая зависимость от погоды/ветра – можно прыгать при не порывистом
ветре до 15 м/с – с неустойчивой Калининградской погодой очень часто круглые купола не допускаются в подъём, тогда как квадратные – прекрасно приземляются – ветер 8-12 м/сек.
-
Гораздо более широкие возможности по управлению куполом в воздухе, большое количество моделей с самыми различными скоростными/планирующими характеристиками, возможна и часто применяется компоновка «Тандем» (когда основной и запасной парашюты лежат в одном ранце за спиной, что даёт большую свободу для выполнения фигур в свободном падении).
-
Трудоёмкость и сложность укладки квадратного купола (особенно компоновки «Тандем») значительно ниже, синтетические ткани меньше подвержены намоканию, старению и гниению – вполне можно прыгать в небольшой дождь или на размокшее от дождя поле – Д1-5У при этом отдыхают.
Ко всем перечисленным плюсам как всегда обязательно прилагаются и следующие основные минусы:
-
Квадратные парашюты гораздо капризнее при раскрытии – закрутки, перехлёсты, разрывы строп и прочие нештатные ситуации приводят к тому, что полные отказы основного купола случаются гораздо чаще, чем у круглых куполов – примерно 1 отцепка на 500-1000 прыжков. Полных отказов у круглых куполов примерно в 10 или более раз меньше.
-
Из-за более коротких строп раскрывать квадратный купол можно только в стабильном падении на груди или пикировании – тогда как круглый Д1-5У или Т-4 наверняка простит раскрытие в полностью беспорядочном падении (БП). По этой же причине раскрывать запасной парашют можно только при полной отцепке основного – иначе запаска просто запутается в основном куполе.
-
Ошибки при управлении квадратным куполом на высоте менее 300 метров – наиболее частая причина травм парашютистов на квадратных куполах. Такие травмы объясняются как правило только ошибками парашютиста, считаются следствием недостаточной подготовки или неоправданно рискованного поведения в воздухе. Особенно опасный период наступает в районе 300-1000 прыжков, когда исчезает чувство опасности, человек начинает думать, что он в воздухе как птица и ему всё можно, и потом вынужден болезненно переживать последствия своей ошибки. (Аналогично и с водителями – после первого года с буквой «У» на стёклах многие начинают думать, что они уже как рыбы в воде – и болезненно переживают последствия своих ошибок)
Перечисленные минусы и служат причиной того, что прыгнуть на круглом куполе типа Д1-5У может практически каждый желающий (и даже неожиданно в самолёте расхотевший) человек со здоровым опорно-двигательным аппаратом после часового инструктажа, а для использования квадратного купола жизненно необходим некоторый значительно более высокий уровень подготовки. Эту подготовку можно проводить разными методами, но при учёте капризной Калининградской с моря погоды самый реальный способ получить допуск на квадратный купол – это проводить максимально эффективную подготовку на земле и максимально частые прыжки – по 5 подъёмов за день. При наличии погоды это может уложится в 2 рабочие недели, что вполне реально по срокам для отпуска или каникул. Если же делать значительные (более недели) интервалы между отдельными прыжками, то полученные знания и умения успевают забыться и потерятся, и всё начинается с начала, соответственно, есть люди, которые прыгают годами и так и не имеют допуска на квадратный купол. С учётом наших условий и разработана предлагаемая Программа Группового (5-10 чел) обучения прыжкам на квадратном парашюте. Сразу можно подчеркнуть, что парашютные прыжки – дело гораздо более серьёзное, чем прыжки на резинке, и контролируется в отличие от резинки на самых разных этапах – от испытаний и государственной сертификации парашютных систем, государственного контроля деятельности аэроклубов, до контроля парашютных систем в эксплуатации и парашютистов ответственными людьми на всех этапах подготовки к прыжкам и получение допуска от этих же весьма ответственных людей для перехода на следующую ступень обучения/тренировок. Разбор и статистика ошибок общие для всей страны – если по какой-либо причине разбился парашютист в одном аэроклубе, то об этом извещаются аэроклубы всей страны и вырабатываются дополнительные правила, уменьшающие вероятность такого рода ошибок. При этом бесполезно ставить бутылку коньяка инструктору – в случае летального исхода прыжка он рискует как минимум своей свободой по статье «Преступная Халатность должностного лица». Соответственно, некоторым людям может потребоваться большее количество прыжков для достаточной отработки какого-либо этапа, но в целом Программа составлена так, что бы средний человек с весом 45-95 кг. и возрастом до 40 лет был способен её освоить за предлагаемое количество прыжков.
Аэроклуб – «Гвардейский» GuardAero.Y2.RU