Перейти на главную страницу
Скороговорки
Считалки
Страшилки
Загадки
Прибаутки
Небылицы
Сказки
ЗАГАДКИ
Слово «загадка» происходит от «гадати» - думать, рассуждать. Гадание – выяснение чего-то скрытого, затемненного.
? Вы все знаете загадки и любите их отгадывать. Как вы думаете, зачем люди создавали загадки? Какова задача этого жанра?
? Теперь испытаем смекалку. Пусть вас загадка порадует и удивит.
На поляне девчонки
В белых рубашонках,
В зеленых полушалках.
Висит сито
Не руками свито.
А она вся дрожит.
А нос как спица.
Сама не глотает
И другим не дает.
Вниз смеется – вверх плачет.
Черный конь скачет в огонь.
Весной веселит, а летом холодит,
Осенью питает, а зимой согревает.
……………………………………………………………………………………….
Загадка испытывает ум и учит думать, «гадать». В загадке: «Квохчет, квохчет, детей созывает, всех под крыло собирает» (Курица) – перечислены признаки загаданного предмета, его свойства и действия. Другая загадка: «Конь стальной, хвост льняной» (Иголка с ниткой) – учит нас отыскивать сходство между несхожими предметами.
Важная особенность жанра загадки – находить общие признаки в непохожих, казалось бы, предметах. В загадке «Вниз смеется – вверх плачет» (Ведро в колодце) содержится скрытое сравнение – переназывание; оно именуется метафорой (от греч. «перенос») и обозначает перенос признака с одного предмета на другой. Сравниваемый предмет – противоречивый и загадочный.
……………………………………………………………………………………….
Перед вами таблица, в которой представлены три типа загадок: первый тип – перечисляются признаки загаданного предмета; второй – признаки загаданного предмета сравниваются с признаками ряда предметов; третий тип – построен на скрытом сравнении.
Попробуйте заполнить таблицу своими примерами.
Тип загадки |
Загаданный предмет |
Признаки |
Сравнивае-мый предмет |
1. Перечисление признаков загаданного предмета |
Кошка |
Мохнатенькая (вид предмета). Усатенькая (часть предмета). Молоко пьет (действие). |
|
2. Открытое сравнение признаков загаданного предмета с признаками ряда предметов. |
Сорока |
Бела (цвет). Черна (цвет). Зелена (цвет). Вертится (действие). А повернется – в лес (направление действия). |
Как снег. Как жук.
Как лук. Как бес.
|
3. Скрытое сравнение |
Ведро в колодце |
Смеется, плачет (действие) |
|
Придумайте несколько загадок о предметах и явлениях нашей жизни. Запишите их, а вместо отгадок сделайте рисунки.
……………………………………………………………………………………….
Ответы на загадки: березы, гнездо, осина, дождь, комар, пила, ведро в колодце, кочерга, дерево, рыба, рояль, горшок в огне.
…………………………………………………………………………………….....
СЧИТАЛКИ
? Вспомните, в каких играх используются считалки. Для чего нужны считалки? Почему их относят к произведениям устного народного творчества?
? Сравните две считалки и скажите, чем они различаются. Какая из них вам кажется интересной? Почему?
Я куплю себе дуду, Я на улицу пойду, Громче, дудочка, дуди! Мы играем – ты води! |
Дора, Дора – помидора, Мы в саду поймали вора, Стали думать и гадать, Чем бы вора наказать. Мы связали руки, ноги И послали по дороге. Вор шел, шел, шел И корзиночку нашел. В этой маленькой корзинке Есть помада и духи, Ленты, кружево, ботинки… Что угодно для души? |
Ехал мужик на телеге мимо ворот. Вдруг из-под ворот залаяла собака. Выхватил мужик кнут и ударил им собаку. Вороны испугались и взлетели на крышу. Со всех сторон сбежались люди.
Ехала телега
Мимо мужика,
Вдруг из-под собаки
Лают ворота.
Выхватил телегу
Конь из-под кнута
И давай дубасить
Ею ворота.
Крыши испугались,
Сели на ворон,
Люди разбежались
К ним со всех сторон.
К. И. Чуковский
Радость
Радость, радость, радость
Светлые березы,
И на них от радости
Вырастают розы.
Темные осины,
И на них от радости
Растут апельсины.
Не град,
То посыпался из облака
Виноград.
Вдруг запели соловьями.
Сладким медом потекли.
Лысые – кудрявыми.
Заплясала у моста.
На зеленые луга,
Где над синею рекою
Стала радуга-дуга.
Вска-ра-б-каемся,
Поиграем в облаках
И от туда вниз по радуге
На салазках, на коньках!
? Можно ли утверждать, что небылицы создаются только для того, чтобы рассмешить читателя? Каким настроением они проникнуты? Каким видит мир автор?
Попытайтесь сами посмотреть на мир другими глазами и сочините свою небылицу.
КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ
…………………………………………………………………………………….....
Колыбельные не только успокаивали малыша перед сном, но и воссоздавали поэтическую картину мира, который ее окружал, знакомили с некоторыми предметами и явлениями. Как правило, в колыбельных песнях много добрых, похвальных слов, адресованных ребенку.
……………………………………………………………………………………….
Помните ли вы колыбельную, которые пели вам в детстве? Расскажите о чем в ней говорилось.
Прочитайте колыбельную песню из русского фольклора.
Пошел котик во лесок,
Нашел котик поясок
Чем люлечку подцепить,
В люльку Ваню уложить.
Ваня будет спать,
Котик люлечку качать.
Будет серенький качать
Да Ванюшку величать:
«Сон да Дрема,
усыпи мое дитя!»
уж ты, котенька – коток,
котик, серенький лобок,
приди, котик, ночевать,
мою детыньку качать.
Я тебе ли, коту,
За работу заплачу:
Дам кувшин молока,
Да кусок пирога.
Уж ты ешь не кроши,
Больше, котик, не проси.
Баю-баю, вею, вею Над головкою твоею. Баю-баю, налетаю, Колыбель твою качаю Баю-баю, баю-баю. Поскорее Засыпай. У меня на чистом поле Алы цветики не спят. У меня на синем небе Звезды ясные блестят,
|
Ждут, когда к ним прилечу я, «Спите тихо» Им скажу. Улетать-то не хочу я, В эти оченьки гляжу. Баю-баю, вею, вею, Над головкою твоею. Баю-баю, налетаю, Колыбель твою качаю Баю-баю, баю-баю. Поскорее Засыпай.
|
Спи, зайчонок, Заинька, Зверушонок Маленький. У, такая Зюзика,
Серенькая Пузика!
За-а кочки, Под сугроб Лапо-тапо-точки Топ-топ-топ |
Шухи-шухи, Перешухи, Каплоухенькие Ухи.
Через речку Мостик-
Там пуховый Хвостик.
Са-ам зайка Егоза,
Удивленные Глаза.
|
……………………………………………………………………………………….
Самые ранние сведения о русских сказках относятся к ХII веку. В летописях и других древних литературных памятниках сохранились немногие сведения о сказках и сказочниках Древней Руси. Так, в поучении «Слово о богатом и убогом» в описании отхода ко сну богатого человека упоминаются слуги, которые сказывают ему на сон грядущий «сказки-небылицы». Сказка – это занимательный устный рассказ о невероятной, но поучительной истории.
……………………………………………………………………………………….
Составьте карту путешествий Иванов. Отметьте на карте все события и обозначьте путь героев.
Попробуйте нарисовать или описать любого из них до и после происшедшей перемены.
Укажите этих помощников
? Что происходит с героями в конце любой волшебной сказки? Как вы думаете, почему именно так завершается сказка?
……………………………………………………………………………………….
В бытовых сказках действуют простые люди: старик, старуха, барин, солдат и др. Сказки чаще всего начинаются с описания бытовой ситуации: «Жил старик со старухою», «Шел солдат со службы домой», «У бедного старика было три сына». Зло в бытовой сказке не страшно, а смешное. Герои испытываются в обычной житейской ситуации.
……………………………………………………………………………………….
Зеркало:
Королева:
Ядовитый гребень
Ядовитое-преядовитое яблоко:
……………………………………………………………….......
В житиях в хронологической последовательности повествуется о детстве, отрочестве, зрелости человека, о его служении Богу, творимых чудесах и причислении к лику святых после смерти.
……………………………………………………………………………………….
Составьте план и кратко изложите по нему основные события жития.
Какие эпизоды жития Бориса и Глеба запомнились вам? Запишите их, а затем перескажите.
В чем своеобразие стиля жития? Почему в его тексте часто упоминается о воле Божьей?
Какими вы представляете себе братьев? Что их объединяло? Какими чертами характера они различались? Есть ли об этом сведения в житии?
Литература Эпос
Чем отличается изображение событий, человека, мира в эпосе, лирике, драме?
ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА
В. А. Жуковский. «Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване – Царевиче, о хитростях Кощея бессмертного и о премудрости Марьи – Царевны, Кощеевой дочери»
Прочитайте внимательно название сказки В. А. Жуковского. Можно ли определить по нему, кто будет главным героем в этом произведении? Почему автор придумал такое длинное название?
Докажите, что сюжет сказки В. А. Жуковского складывается из отдельных историй. Составьте цепочки событий, связанных с каждым из героев.
Царь Берендей:
Иван – царевич:
Марья – царевна:
А) «Уж три года
Был он женат…»;
«Тридцать хохлатых сереньких уточек подле
Берега плавают…»
Б) «Царь подумал: «Чего ж я не знаю? Я, кажется, знаю
Все!» И он отвечал образине: «Изволь, я согласен».
В) «Снарядили как должно
В путь Ивана-царевича. Дал ему царь золотые
Латы, меч и коня вороного…»
Г) «Вспорхнула на травку
Уточка. Что же вдруг видит Иван-царевич? Девица
В белой одежде стоит перед ним, молода и прекрасна…»
Д) «Ну, Иван-царевич, - сказал он, - теперь мы посмотрим,
Что-то искусен ты делать? Изволь, например, нам построить
Нынешней ночью дворец…»
Е) «Он слезает с коня и, припавши
Ухом к земле, говорит ей: «Скачут, и близко».
Ж) «…младенца того не целуй: поцелуешь – забудешь
Тотчас меня…»
З) «…он же его красотою
Так был пленен, что, ум потерявши, в горячие щеки
Начал его целовать; и в эту минуту затмилась
Память его…»
И) «…я там был, там мед я и пиво
Пил; по усам текло, да в рот не попало».
А) «…на поле………………………………..
В знойный день отдохнуть рассудил…»
Б) «…и смерть захотелось
Выпить……………………………воды».
В) «Иван же царевич
В……………………думе поехал обратно из………………………леса».
Г) «Дал ему царь золотые
Латы, меч и коня…………………..».
Д) «…все обратились
В……………………….......девиц, нарядились, порхнули и разом исчезли».
Е) «…сделалась речкой сама, Иван-царевич железным мостиком, ……………………………вороном конь…»
Ж) «И в то же мгновенье из белого камня
Марья-царевна в ……………………………...цвет полевой превратилась».
И) «Долго не стали
Думать,……………………………………….……пирком да за свадебку…»
…………………………………………………………………………………….
Сочинительством П. П. Ершов занимался всю жизнь. Он создал стихи, пьесы, которым, к сожалению, не суждено было снискать славу «Конька-горбунка», да и само сочинительство постепенно стало увлечением, а основным занятием сделалось учительство.
П. П. Ершов служил вначале учителем, затем директором гимназии, работал в дирекции училищ Тобольской губернии. Кстати, одним из его учеников был гениальный ученый-химик Д. И. Менделеев.
М. А. Фонвизин так писал о Ершове-учителе: «Я недавно читал упражнения в словесности учеников…и не могу довольно налюбоваться их сочинениями. Этим они обязаны учителю словесности Ершову, человеку с дарованием, знающему превосходно свой язык… Ничто не может быть полезнее деятельности этого человека…»
……………………………………………………………………………………….
Вы познакомились с некоторыми фактами биографии писателя П. П. Ершова. Каким вы представляете себе повествователя, рассказывающего сказку «Конек-горбунок»? Составьте его словесный портрет.
Какой лексикой определяется веселый, балагурный тон сказки? Выпишите из части первой сказки примеры разговорной лексики, которая помогает понять отношение повествователя к старшим братьям и Ивану.
Каким сказкам А. С. Пушкина близка по стилю сказка П. П. Ершова?
Зачин:
Герои-помощники:
Герои - носители зла:
Волшебные предметы:
Постоянные эпитеты:
Испытание и путешествие героя, исполнение поручения:
Надо младшему собираться;
Он и усом не ведет,
На печи в углу поет
Изо всей дурацкой мочи:
«Распрекрасные вы очи!...»
Братья ну ему пенять,
Но, сколь долго ни кричали,
Только голос потеряли:
Он ни с места. Наконец
Подошел к нему отец,
Говорит ему: «Послушай,
Побегай в дозор, Ванюша;
Я куплю тебе лубков,
Дам гороху и бобов».
Тут Иван с печи слезает,
Малахай свой надевает,
Хлеб за пазуху кладет,
Караул держать идет.
ИЗ ВТОРОЙ ЧАСТИ
Царь смотрел и дивовался,
Гладил бороду, смеялся
И скусил пера конец.
Тут, уклав его в ларец,
Закричал (от нетерпенья),
Подтвердив свое веленье
Быстрым взмахом кулака:
«Гей! Позвать мне дурака!»
А) Ну, Гаврило, в ту седмицу
Отведем-ка их в столицу;
Там боярам продадим,
Деньги ровно поделим.
Б) В той столице был обычай:
Коль не скажет городничий –
Ничего не покупать,
Ничего не продавать.
В) Царь умылся, нарядился
И на рынок покатился;
За царем стрельцов отряд.
Г) Донесу я в думе царской,
Что конюший государской –
Чернокнижник и злодей.
Д) А в селе уж не осталось
Ни одной души живой,
Словно шел Мамай войной!
Е) …Кто его доставит мне,
Награжу того я чином:
Будет думным дворянином.
Ж) Осетры тут поклонились,
В земский суд бежать пустились…
Не забудьте, что сказка эта должна чему-то научить читателя.
Кроткий:
Детский фольклор – это произведения устного народного творчества, созданные для детей или самими детьми
14 12 2014
1 стр.
Терминология. Фольклор как искусство слова. Фольклор и религия. Фольклор и искусство. Фольклор и литература (сходство и различие). Фольклор и быт. Соотношение эстетического и внеэс
14 12 2014
1 стр.
Цель: помочь детям понять и полюбить коми фольклор, использовать народный фольклор в самостоятельной деятельности
16 12 2014
1 стр.
Мордовский фольклор – уникальная, самобытная культура наших предков, осознается современным обществом как значимый фактор духовности, преемственности поколений, приобщения к жизнен
26 09 2014
1 стр.
Фольклор қазақ халқының рухани байлығы, ғасырларлың мәдениетіміздің көркем фермасының бірі, философиялық ойдың шежіресі. Ғасырлар елегінен сүрінбей өткен – эпикалық поэмалар эпос,
04 09 2014
1 стр.
Уникальный гоночный детский лагерь для мальчиков и девочек 10 – 16 лет. Детский лагерь аккредитован Американской Ассоциацией Лагерей
03 09 2014
1 стр.
Отчётный концерт по кружковой работе «Детский оркестр» и «Хореографический кружок современного танца» «Музыкальное королевство»
13 10 2014
1 стр.
Детский оздоровительный лагерь «Молодая гвардия» один из старейших в Ярославской области. Впервые детские голоса в нем зазвенели в 1947 году, и нынешним летом лагерь отметил свое 6
01 09 2014
1 стр.