Перейти на главную страницу
«Гимназия №1»
Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое открываем заново и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое большинство людей знает поверхностно. Обратиться к своим истокам – значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности. В этом поможет фольклор, ведь его содержание – жизнь народа, человеческий опыт, духовный мир человека, его мысли, чувства, переживания.
Начинать знакомство с фольклором лучше с раннего возраста, так как маленькие дети быстрее и активнее впитывают новый, интересный, полезный для них материал.
Неиссякаемый источник традиционной народной культуры дает возможность находить разнообразные пути оптимизации процесса воспитывающего и развивающего обучения школьников, помогает решить задачи нравственного и эстетического воспитания, развивать творческие способности подрастающего поколения. Ознакомление с традициями мордовского фольклора должно подаваться в доступной для учащихся форме, должны учитываться возрастные особенности детей, поэтому рационально использовать, так называемый, «Детский фольклор», изобилующий играми, сказками, потешками, дразнилками и другими малыми фольклорными жанрами.
Дополнительная образовательная программа « Мордовский фольклор » имеет художественную направленность и рассчитана на учащихся 7- 8 летнего возраста. Срок обучения - 1год (при нагрузке 1 час в неделю). Приём детей осуществляется с начала учебного года без специального отбора, единственный критерий – желание ребёнка.
Занятия проводятся во внеурочное время один раз в неделю в учебном кабинете школы, или в учреждении дополнительного образования соответствующим санитарно – гигиеническим нормам. Программа реализуется через обучающие занятия, которые включают в себя теоретическую часть и выполнение практических работ (исполнение хороводов, песен, игр, скоморошин, театрализацию и т.д.).
Фольклор – коллективное творчество народа, вобравшее в себя его вековой жизненный опыт и знание. Обращение к фольклору сегодня имеет глубокий социальный смысл, являясь средством эстетического, нравственного и патриотического воспитания детей и юношества.
На рубеже 20-21 вв. в условиях нарастающей урбанизации общества проблема сохранения традиционных фольклорных ценностей ощущается все более остро. Одной из сторон процесса урбанизации является постепенное угасание традиций народного песенного творчества в современной среде. Уходит из жизни детей и «живой» фольклор; ребята не слышат ни колыбельных песен, ни «сказок на ночь»; утрачиваются традиционные детские игры, песни прибаутки для полноценного развития личности ребенка.
Одним из основных базисов изучения мордовского фольклора в городской среде является дополнительное образование детей.
В связи с выше изложенным мордовский фольклор видится руководителю как центр духовного общения детей и их родителей на основе совместного изучения народного творчества. Образовательная программа мордовского фольклора ориентирована на воспитание ребенка в традициях народной культуры, формирование бережного отношения и любви к ней.
Направленность - музыкально-эстетическая.
Новизна программы - связана с цикличностью народного календаря, изучением обрядов, праздников, и приуроченных к ним песен, танцев, закличек и т.д., передаваемых из года в год, из поколения в поколение. Этот принцип, лежащий в основе всей программы, дает возможность детям в течение 1 года изучить и воспроизводить некоторые обряды, праздники, обычаи и соответствующий им устный и музыкальный материал.
Программа является образовательной, так как в доступной и увлекательной форме позволяет детям младшего школьного возраста получить полноценные знания по устному народному творчеству, включает их в творческую художественную деятельность. Участие родителей в образовательном процессе считается обязательным. Родители могут принимать активное участие в фольклорных праздниках, проводимых в творческом объединении.
Реализация настоящей программы требует от педагога особенных личностных качеств: развитого чувства ответственности, терпения, быстрой ориентировки в ситуации, способности увлечь и заинтересовать учащихся, найти нестандартное решение проблем и индивидуальный подход к воспитанникам.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель: ознакомить учащихся с мордовским фольклором, привить любовь к нему, сформировать чувство самоуважения, и уважения к мордовской национальной культуре, к культуре народов, населяющих республику, развитие творческих способностей у детей, привлечение детей к творчеству.
- дать детям представление о фольклоре как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы;
- обеспечить знание традиционного мордовского поэтического творчества, доступного для освоения в детском возрасте;
воспитательные:
- формировать нравственные человеческие качества: человеколюбие, честность, уважительное, бережное и добросовестное отношение к традициям родного края, уважение к взрослым и сверстникам;
- формировать национальное самосознание учащихся, уважение к своему народу;
развивающие:
- развивать творческие способности учащихся;
-развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей;
-формировать интерес и стремление к познанию глубинного содержания устно-народного творчества мордовского народа.
№ п/п
|
Наименование разделов и тем |
Всего часов
|
Теория |
Практика |
1 |
Вводное занятие. Цели и задачи. Организационные вопросы. Основные сведения об истории народа, его происхождении и расселении.
|
1 |
1 |
— |
2 |
Понятие фольклор |
2 |
2 |
- |
3 |
Устное народное творчество мордовского народа |
9 |
1 |
8 |
4 |
Разучивание прибауток, считалок, пестушек, дразнилок |
7 |
1 |
6 |
5 |
Пословицы, поговорки, потешки, заговоры |
7 |
1 |
6 |
6 |
Мордовские подвижные игры |
15 |
2 |
13 |
7 |
Викторина «Фольклор» |
1 |
- |
1 |
8 |
Народный календарь. Знакомство с календарными праздниками и обрядами |
12 |
1 |
11 |
9
|
Подготовка и проведение праздника «Шумбрат, Мордовия!» |
6 |
1 |
5 |
10 |
Национальный мордовский костюм |
3 |
3 |
- |
11 |
Экскурсия в музей школы |
2 |
- |
2 |
12 |
Итоговое занятие |
1 |
|
1 |
|
Всего: |
66(68) |
13 |
53 |
Цели и задачи кружка. Организационные вопросы
Основные сведения об истории народа, его происхождении и расселении.
Раздел 2.
Понятие фольклор.
Знакомство с мордовским фольклором. Дать представление о мордовской культуре. Отразить национальные особенности мировоззрения, характера мордвы, ее традиции, историю быт.
Это средство активизации речевой деятельности. Мордовская детская художественная литература (сказки, рассказы, стихотворения).
Устный фольклор: «Ефксонь – моронь эшиня»
Музыкальный фольклор: « Вай сезьгата, сезьгата»
Устный фольклор: считалки, прибаутки, пестушки.
Музыкальный фольклор: «Гиндя, гиндя, гиндя, гок. Деголь, деголь.декшке».
«Ай, люкуня, люкуня» («Ай люкушки, люшеньки»)
«Ай, катоня, катоня» («Ай кисонька, кисонька»)
«Ай, шякшата, шякшата» («Ай, дятел, дятел»).
«Салдат-балдат» («Солдат-балдат»).
«Диги, диги, Ерма» («Диги, диги, Ерема»).
Устный фольклор: Валмуворкст - пословицы, («Кодама кяльце - стама и мяльце», « Мезе азат - сянь кулят»).
Музыкальный фольклор: потешки - «А тяпуня, тяпуня» («А тяпушки, тяпушки»).
«Ой, ацинят, ацинят» («Ой, ладушки,ладушки») «Пизек, пизек, пиземня» («Дождик, лей, пуще лей»), «Панчк, панчк панжемкай» («Откройся, откройся замочек мой»).
Знакомство детей с мордовскими народными играми. Дать информацию о прошлом, передать традиции, свойственные менталитету народа, соответствовать детской природе, удовлетворить потребности ребенка в познании окружающего мира, в двигательной и умственной активности, развитие воображения и творческих наклонностей.
обрядами. Теоретические сведения об осенних, зимних, весенних
праздниках, народные обычаи и обряды.
Устный фольклор: осенние, зимние, весенние заклички, считалки,
пословицы, скроговорки. Сексень ши–праздник урожая. «Покрав»
(« Покров»), «Святки», «Од киза» (Новый год») «Роштувонь куд»
«Масленица», «Пасха»
Театрализация: «Святочные вечера»
Музыкально- фольклорные игры: «Капста пряса» («В капусту»), «Атякшке»
(«Петухи»), « Платочки» («Пацинять»), «Ручеек».
Музыкальный фольклор: шуточные гадания, колядки, заклички
«Ай каляда, каляда», «Шиня листь, листь, листь» («Солнышко, всходи,
взойди, взойди»)
Раздел 9.
Подготовка и проведение праздника «Шумбрат, Мордовия!»
Разучивание стихов на мордовском языке, песен, игр, хороводов.
«Луганяса келунясь», «Роман Аксясь»
Раздел 10.
Национальный мордовский костюм. Знакомство с национальным костюмом.
Раздел 11.
Экскурсии. Посещение школьного музея.
Раздел12.
Итоговое занятие. Подведение итогов работы творческого объединения за год. Отчетный урок-концерт.
Отличительная особенность
Программа «Мордовский фольклор» направлена на развитие личности ученика к познанию и творчеству, сохранение национальных духовных ценностей, принципов преемственности, формирование общей культуры личности обучающихся на основе устно-народного творчества традиций мордовского народа.
Количество детей в группах младшего школьного возраста - примерно 12 человек. Такая группа является оптимальной для организации игровой и деятельности младших школьников и создания творческой атмосферы на занятиях. Для детей первого года обучения – занятия проходят один час в неделю.
В процессе обучения используются следующие формы работы:
Очень важной и плодотворной формой работы является фольклорный праздник. Именно он создает условия, наиболее приближенные к естественному бытованию фольклора. Праздники приурочивают к наиболее важным датам народного календаря. Формы проведения праздника разнообразны: посиделки, инсценировки, концерты. Подобная форма работы интересна еще и потому, что на празднике не бывает пассивных зрителей: каждый из присутствующих вовлечен в песню, танец, игру. Важным является и этап подготовки к празднику, когда дети совместно с родителями украшают кабинет, готовят традиционные угощения, создают костюмы, атрибуты праздника.
Основными видами деятельности детей на занятиях фольклором являются: игры (музыкальные и словесные), считалки дразнилки, загадки, пословицы потешки. Участники фольклора впервые знакомятся с народным календарем, народными праздниками и обрядами.
Условия реализации программы
Для успешной реализации данной программы необходимо:
· педагог дополнительного образования, владеющий мордовским языком,
имеющий музыкальный слух, знающий традиции и обряды мордовского
народа.
- детские жанры народно – песенного творчества (считалки, песни - игры, игры – загадки);
- виды хороводов (круг, ручеёк);
- обыгрывают образы героев в песнях и играх.
- основные праздники народного календаря;
- песни, игры, поговорки, пословицы, загадки, шутки, небылицы, заклички, частушки, скоморошины;
- исполнять песни, потешки, дразнилки, выполнять игровые, хороводные движения;
- выразительно декламировать;
-выполнять элементарные плясовые движения (ходить по кругу, притопывая)
-рассказывать о народных праздниках и календарных приметах;
2.Люлякина С.М. Тонеть, Мордовия моран. Саранск. 1990.
3.Одинокова Т.И. Мордовская музыка в начальной школе. Саранск, 1994.
5.Одинокова Т.И. Мордовский детский фольклор в начальной школе,
Саранск,1994.
6.Устно-поэтическое творчество мордовского народа, Составители:
Э.Н. Путушкин, Н.В. Каледкина, А.П. Таракина. Саранск, 1978.
7.Григорьев В. М. Народные игры и традиции в России. М., 1994.,
Дополнительное образование детей: Учебное пособие для
студентов высших учебных заведений. Под ред. О. Е. Лебедева. —
8.Народный месяцеслов. Пословицы, поговорки, приметы, присловья о
временах года и о погоде. М.: Современник, 1991.
9.Науменко Г. М. Фольклорная азбука: Учебное пособие.
13. Покровский Е.А. Детские игры. СПб., 1994.
Мордовский фольклор – уникальная, самобытная культура наших предков, осознается современным обществом как значимый фактор духовности, преемственности поколений, приобщения к жизнен
26 09 2014
1 стр.
Цель: содействие всестороннему развитию личности, приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями
01 10 2014
1 стр.
Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному развитию и воспитанию личности учащихся начальных классов «Дорогою добра» (в рамках введения фгос ноо) 1-4 класс
01 10 2014
1 стр.
Терминология. Фольклор как искусство слова. Фольклор и религия. Фольклор и искусство. Фольклор и литература (сходство и различие). Фольклор и быт. Соотношение эстетического и внеэс
14 12 2014
1 стр.
Цель: научить находить ответ на вопрос о том, «Какой смысл имеет для меня учение»
24 09 2014
1 стр.
«Стандарты второго поколения: Рекомендации по организации внеучебной деятельности учащихся»
04 09 2014
1 стр.
Цель: помочь детям понять и полюбить коми фольклор, использовать народный фольклор в самостоятельной деятельности
16 12 2014
1 стр.
Как разработать программы внеурочной деятельности? Какими они должны быть? Постараемся рассмотреть процесс написания таких программ и предложить некоторые рекомендации по каждому и
10 09 2014
1 стр.