Дистанционное обучение как способ формирования ключевых компетенций
Ведищева Н.Н. учитель истории и обществознания
МБОУ Староюрьевской СОШ, филиал в с. Новоюрьево.
Качественное образование в современном мире – это синтез самых различных форм получения знаний и современных технологий.
Требования нового ФГОС: эффективность учебно-воспитательного процесса должна обеспечиваться информационно-образовательной средой— системой информационно-образовательных ресурсов и инструментов, обеспечивающих условия реализации основной образовательной программы образовательного учреждения. Именно ИОС является важнейшим условием и одновременно средством формирования новой системы образования. Одним из шагов в этом направлении можно считать развитие дистанционного обучения.
Дистанционное обучение – это совокупность образовательных технологий, направленных на организацию обучения путем взаимодействия учащегося и преподавателя независимо от места их нахождения и распределения во времени на основе современных педагогических и информационных технологий.
Цель дистанционного обучения – предоставление учащимся возможности освоения учебных программ непосредственно по месту жительства или временного их пребывания, получения знаний по дополнительным образовательным программам. Как правило, дистанционное обучение – индивидуальная форма обучения.
Учебный процесс, осуществляемый на основе технологий дистанционного обучения, включает в себя как обязательные аудиторные занятия, так и самостоятельную работу. Участие преподавателя в учебном процессе определяется не только проведением аудиторных занятий, но и необходимостью осуществлять постоянную поддержку учебно-познавательной деятельности обучающихся путем организации текущего и промежуточного контроля, проведения сетевых занятий и консультаций.
В учебном процессе важна не информационная технология сама по себе, а то, насколько ее использование служит достижению собственно образовательных целей. Выбор средств коммуникации должен определяться содержанием, а не технологией. Это означает, что в основе выбора технологий должно лежать исследование содержания учебных курсов, степени необходимой активности обучаемых, их вовлеченности в учебный процесс, конкретных целей и ожидаемых результатов обучения и т.п. При выборе технологий необходимо учитывать наибольшее соответствие некоторых технологий характерным чертам обучаемых, специфическим особенностям конкретных предметных областей, преобладающим типам учебных заданий и упражнений
При организации совместных образовательных программ особое значение приобретают сетевые технологии дистанционного обучения, поскольку именно они позволяют наиболее полно реализовать принцип распределенности образовательных ресурсов и кадрового потенциала.В центре процесса обучения находится самостоятельная познавательная деятельность обучаемого (учение, а не преподавание); Важно, чтобы обучаемый научился самостоятельно приобретать знания, пользуясь разнообразными источниками информации; умел с этой информацией работать, используя различные способы познавательной деятельности и имел при этом возможность работать в удобное для него время. Самостоятельное приобретение знаний не должно носить пассивный характер, напротив, обучаемый с самого начала должен быть вовлечен в активную познавательную деятельность, не ограничивающуюся овладением знаниями, но непременно предусматривающую их применение для решения разнообразных проблем окружающей действительности. Организация самостоятельной (индивидуальной или групповой) деятельности обучаемых в сети предполагает использование новейших педагогических технологий, адекватных специфике данной формы обучения, стимулирующих раскрытие внутренних резервов каждого ученика и одновременно способствующих формированию социальных качеств личности. Наиболее удачны в этом отношении обучение в сотрудничестве (для активизации познавательной деятельности каждого ученика в сетях), метод проектов (для творческого интегрированного применения полученных знаний), исследовательские, проблемные методы.Дистанционное обучение предусматривает активное взаимодействие как с преподавателем - координатором курса, так и с другими партнерами, сотрудничества в процессе разного рода познавательной и творческой деятельности. Проблемы социализации весьма актуальны при дистанционном обучении. Система контроля должна носить систематический характер и строиться как на основе оперативной обратной связи (предусмотренной в структуре учебного материала, оперативного обращения к преподавателю или консультанту курса в любое удобное для обучаемого время), автоматического контроля(через системы тестирования)так и отсроченного контроля (например, при очном тестировании). Курс ДО - это не только сам текст занятий, а целостный процесс, включающий поиск подходящей информации в сетях, обмен письмами, как с кураторам курса, так и с другими учащимися, обращение к базам данных, периодическим информационным изданиям, распространяемых посредством Интернет.
Подготовка материалов для урока в электронном виде - это первый шаг преподавателя на пути к дистанционному обучению. Это могут быть:контрольные работы, тесты;варианты практических работ; лекции тем, дополнительные материалы по предмету; экзаменационные материалы и т.д; публикация (размещение) их в сетевой папке на школьном сайте; разработка рисунков, таблиц, схем, чертежей, видеоряда, согласно требованиям эргономики; компоновку модулей каждого раздела ДО с эргономической точки зрения; подбор списка литературы и ссылок на ресурсы Интернет (аннотированный перечень лучших сайтов по данной тематике);рекомендации по выполнению заданий. Все это позволяет применить элементы дистанционного обучения в учебном процессе: порекомендовать ученику, пропустившему несколько тем или нерадивому ученику изучить материалы урока, ответить на вопросы из рубрики "Проверь себя", выполнить практические работы и домашнее задание; эти материалы можно дать для опережающего обучения темы, чтобы затем на уроке можно было монолог учителя заменить на осмысленную (со стороны учеников) беседу-обсуждение данной темы и объяснить более подробно только то, что вызвало затруднение в уроке; можно за неделю до контрольной работы дать возможность ознакомиться с одним из вариантов этой работы. Пусть дети подготовятся самостоятельно или воспользуются помощью родителей, друзей;начать подготовку к экзамену прямо с первого урока. В качестве домашнего задания, ученик может готовить электронный конспект по курсу, выбирая из лекции ответы на вопросы экзамена и выполняя практические вопросы, разобранные в уроке.
В процессе такой работы дети приобретают навыки самостоятельного обучения и если у них есть мотивация (получить досрочно оценку по предмету, а высвободившееся время, например, посвятить проектной работе), то эффективность такого ДО возрастает многократно. Таким образом, в процессе нашей активной работы по апробации дистанционного обучения в школе можно сказать, что дистанционное образование призвано не исключать, а дополнять традиционные формы обучения.. Внедрение элементов дистанционного обучения создает комфортную образовательную среду в школе , в школе сотрудничества ученика с учителем, когда тезис "Я сам!" становится определяющим фактором развития и самоопределения личности ребенка.