Элективный курс «Основы агрономии»
Пояснительная записка
Предлагаемая программа элективного курса «Основы агрономии» предназначена для учащихся 10 - 11 классов. Программа построена с учетом имеющихся знаний по биологии за курс основной школы и направлена на понимание значимости в нашей жизни сельскохозяйственного труда, желание изучать данный предмет в средней школе.
Содержание курса рассчитано на 17 учебных часов. Реализация программы осуществляется на основе межпредметных связей биологии, географии, истории, физики. Данный курс позволяет заложить представления об уникальности и значимости предмета биология, побудить учащихся задуматься над тем, что человек является частью природы, рассматривать биологические процессы в системе.
Сельскохозяйственный труд теснейшим образом связан с природой, экологией, трудолюбием.
Основная цель этой программы – понимание ограниченности ресурсов, которые человек может использовать, развитие трудолюбия и бережного отношения к земле.
В результате обучения по данной программе учащиеся должны получить представления о главнейших агрономических приемах, навыки работы с растениями и животными в определенной системе.
Программа позволит заинтересовать учащихся предметной областью «естествознание» и продолжить профильную подготовку в рамках предмета.
Основные задачи курса
1. Сформировать ответственное отношение ко всему живому на Земле как великой ценности.
2. Привить навыки работы с растениями и животными, сельскохозяйственным инвентарем.
3. Сформировать интеллектуальные умения и навыки, способность самостоятельной работы с большими информационными блоками.
4. Формировать всесторонне развитую личность, прививать общие принципы умственного, физического, нравственного и эстетического воспитания.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 9-10 класса
Учащиеся должны знать:
-
экономические основы сельскохозяйственного труда
-
факторы, влияющие на приспособление организмов к окружающей среде,
-
основы генетики и селекции
-
воздействие факторов неживой природы на живые организмы
Учащиеся должны уметь:
-
объяснять влияние фотосинтеза на внешний вид растений,
-
проводить самонаблюдение , соблюдать правила проведения в природе и бережного отношения к живым организмам
-
работать по плану
Программа
Тема 1. Возникновение сельского хозяйства.
Охота и собирательство. Причины возникновения сельского хозяйства. Принципы отбора растений и животных для домашнего разведения.
Тема 2. Эффективность сельского хозяйства. Зеленая революция. Фотосинтез и экономическое значение. Удобрения. Значение азота для растений. Круговорот веществ в природе. Белковое «качество» различных пищевых продуктов.
Тема 3. Эрозия почвы.
Причины эрозии почвы. Эрозия и целинные земли. Борьба с эрозией. Практическая работа «Меры закрепления почвы в пределах фермерских хозяйств»
Тема 4. Растениеводство.
Уборка и хранение корнеплодов. Посадка плодовых деревьев, ягодных кустарников, земляники. Подготовка сада к зиме. Основы выращивания капусты, картофеля, томатов, огурцов и т.д. Защищенный грунт. Тепличные хозяйства. Практические работы: «Рассадный и безрассадный способ выращивание капусты», «Выращивание рассады», «Хранение и подготовка семян к посеву»
Тема 5. Животноводство.
Сельскохозяйственные животные. Повадки и образ жизни. Виды и состав кормов. Санитария и гигиена на ферме. Кормление животных. Доение коров. Учет молока. Первичная обработка молока. Молочные продукты. Птицеводство. Породы птиц и животных Ленинградской области.
Практические работы: «Чистка животных», «Обнаружение крахмала и белка в кормах», «Первичная обработка молока и уход за молочной посудой»
Тема 6. Механизация сельского хозяйства.
Транспортные работы. Конная упряжь. Погрузочно-разгрузочные работы. Механизированная обработка почвы. Трактор. Аппарат для доения коров. Практическая работа «Машинное доение коров»
Тема 7. Вредители сельского хозяйства.
Вред, наносимый сельскому хозяйству насекомыми, птицами, грызунами, слизнями, личинками и т.д. Использование пестицидов. Биологические методы борьбы.
Практическая работа «Болезни и вредители капусты»
Тема 8. Экономика и сельскохозяйственный труд.
Повышение урожайности. Увеличение продукции скотоводства. Демографический взрыв и сельское хозяйство. Эффективность выращиваемых культур.
Литература
1. Корякина Н.И., Жевлакова М.А., Кириллов П.Н. Образование устойчивого развития. СПб. 2000.
2. Е.А.Ковалева, А.Е.Ставровский Сельскохозяйственный труд.Просвещение. 1989.
3. П.Кемп, К.Армс Введение в биологию. «Мир». 1980
4. М.А.Козлов. Не просто букашки. Гидрометиоиздат. 1994