Элективный курс «Зеленый патруль»
Программа курса профильной ориентации для учащихся 9 класса ОУ.
(8–16 часов в рамках предпрофильной подготовки)
Пояснительная записка.
Данный курс является ориентационным, то есть предлагает выход за рамки традиционных учебных предметов
Основными задачами являются:
-
создание базы для ориентации учеников в мире современных профессий;
-
ознакомление на практике со спецификой типичных видов деятельности данной профессии – лесовод;
-
поддержание мотивации к биолого-экологическому профилю;
-
данная профессия востребована на рынке труда.
Данная программа предполагает: лекционные занятия, практические игры-семинары, научно-практические конференции.
Учебно-тематический план элективного курса «Зеленый патруль».
№ п/п
|
Тема
|
Количество часов
|
Теория
|
Практика
|
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
|
Почему лес надо беречь
Лесной комплекс
Лесная стража
Лесохозяйственные мероприятия
Наука-производству
Трудовые подвиги лесоводов
Научно практическая конференция (деловая игра, круглый стол и т.д.)
|
1
1
1
1
1
|
1
1
1
3
2
2
|
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.
-
Почему лес надо беречь?(1-1)
Лес –это наше богатство. Организационное деление лесов. Распространение лесов. Лес – лёгкие планеты. Изучение лесов. Видовое многообразие
-
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1 «Таксация»
2.Лесной комплекс (1-1)
Уровни организации лесов: промысловый, лесопромышленный, лесохозяйственный.
Принцип ведения лесного хозяйства.
-
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА «Лес моего края»
-выращивание посадочного материала.
3.Лесная стража (1-1)
Пожары. Визуальное наблюдение за лесом. Лесная авиабаза. Лесной хозяин. Защита лесов от болезней.
-
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА « Разработка норм по охране и защите лесов» Презентация
4.Лесохозяйственные мероприятия (3ч.)
Рубка леса. Искусственное восстановление лесов. Уход за лесом. Улучшение лесных земель. Благоустройство лесов. Побочное пользование лесом. Лесопромышленное производство лесоводов. Промышленная продукция.
-
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА « СОЗДАНИЕ ПРОЕКТА»
-
Выращивание посадочного материала
5. Наука – производству (1)
Лесное хозяйство - направление земледелия, но особое. Достижения лесной науки и передовой практики. Лесное семеноводство.
Автоматизация выращивания посадочного материала.
-
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА (ИССЛЕДОВАНИЕ) «Наш край». СОЗДАНИЕ WEB – Страниц, сайта.
6.Трудовые подвиги лесоводов.(1-2)
Лесовод – профессия особенная. Зеленый патруль. Юные помощники лесного хозяйства. Школьные лесничества.
-
Экскурсия «Лес – наше богатство»
7.Научно – практическая конференция (0-2)
-
« Мы и лес» ЗАЩИТА ПРОЕКТОВ
-
« Лес – наше богатство» ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
(к Элективному курсу «Зеленый патруль»)
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1
«Таксация – определение объема древесной массы в насаждениях»
Оборудование: В-1) планшет, блокнот или тетрадь, карандаш, линейка.
В-2) планиметр, палетка +
В-1.
В-3) планшет, блокнот, ручка.
Инструктивная карточка.
В-1.
-
Изучить по литературе таксационные признаки.
-
Для измерения S поперечного среза ствола надо разграфить его срез параллельными линиями через каждые 2 см.
-
Посреди образовавшихся полосок проводят пунктирную линию.
-
Боковые полусферы делят перпендикулярными линиями, после чего полусферы превращаются в серию трапеций и четырех треугольников.
-
Высчитывается S всех полосок, в результате чего с довольно большой точностью определяется S поперечного сечения дерева.
-
Повторить замеры на срезах деревьев через 1-2 м.
-
Путем сложения S верхнего и S нижнего спилов определяют среднеарифметическое значение S сечения
-
Умножив его длину бревна (L=?) узнают объем ствола.
В-2.
(с помощью планиметра, палетки)
-
Измерить диаметр дерева на высоте 1.3 м (по высоте груди) от земли.
-
Измерить высоту дерева.
-
По таблице определить объем (V) ствола с учетом поправочного коэффициента.
-
До ¼ объема древесины дерева находится в сучьях – путем взвешивания.
(Практическая работа проводится на спиленном дереве).
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №2
«ВЫРАЩИВАНИЕ ПОСАДОЧНОГО МАТЕРИАЛА»
Оборудование: семена, тетрадь, ручка, этикетки, маркер, с\х инвентарь: лопатки.
1.Закладка опытов: а)сроки посевов(анализ различных условий)
б)составление календаря местной природы
Деревья
|
Условия произрастания
|
Сроки посадки
|
|
|
|
Примечание: такую работу могут выполнить с другими жизненными формами (кустарники).
В) Вывод: какие оптимальные сроки посевов хвойных семян.
2.Внесение удобрений – нормы.
(В первые годы растут медленно и молодые всходы часто гибнут из-за неблагоприятных условий , данный кризис можно преодолеть с помощью удобрений).
- Закладка опытов на УОУ
- Выводы
Примечание:
1.Опытная делянка не менее 10кв.м, при двух повторностях в опыте.
2.Количество опытных растений 5-10 штук.
3.Ведение дневника развития наличие этикеток.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №3
«Разработка норм по охране и защите лесов»
Оборудование: тетрадь, ручка, фломастеры, плакаты, ПК ,принтер ,бумага А4.
Цель: создание наглядной агитации по охране леса.
1.Разработка предупреждающих знаков по охране леса.
2.Создание листовок.
3.Афиши-плакаты по охране леса.
4.Создание презентации «Охрана леса» в программе POWER POINT.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №4
«Создание проекта»
Методы: работа по индивидуальному плану или групповому.
Например: Проект «Шефство над муравьями»
Примечание: одна муравьная семья в течение сезона перетаскивает до 5млн.вредных насекомых .Достаточно иметь на 1га леса – 5 муравейников.
1. Посчитать количество муравейников в одном квартале.
КВАРТАЛ=
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №5
Экскурсия «Лес – наше богатство».
(Посещение Бороздинского кордона, встреча с лесником –
Макаров А.А.)
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №6 (3 часа)
-
Исследование-наблюдение «Родной край».
Составление таблицы.
-
Составление карты.
-
Защита.
Оборудование: определители, литература: «Жизнь животных». Т. 4-6.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №7
Мониторинг по спецкурсу. Выполнение не менее 3 обязательных работ, предоставленных в установленный срок, в предложенной учителем форме с соблюдением стандартных требований к их оформлению
-
Презентация , использование Интернет – технологии, помещение материала в школьной газете
-
Анкетирование на первом занятии и последнем
-
Профессия «Плюсы» и «минусы», «мои качества»
-
Выставка работ.