Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Муниципальное образование город Краснодар

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение-

вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 6

«Утверждено»

решение педсовета протокол №

от «____» ______________2012 г

Председатель педсовета

______________Г.И.Краснянская

РАБОЧАЯ АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

«Трудные вопросы изучения русского языка

в вечерней школе»

Класс 12
Составитель

учитель русского языка и литературы С. В. Калабельникова

Авторская программа элективного курса составлена на основе методических материалов

Пояснительная записка

Данная рабочая авторская программа актуальна, даёт возможность учащимся вечерней школы углубить и расширить свои знания о языке, приобрести навыки в работе с текстом. Она имеет практическую направленность, так как призвана помочь в подготовке к сдаче ЕГЭ по русскому языку, в успешном прохождении итогового контроля в период завершения основного среднего полного общего образования, а также в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности выпускника вечерней школы, поскольку грамотность в современных условиях – одна из составляющих востребованности молодого человека и его успешности.

Выбор тем консультаций данной программы должен обеспечить повторение и систематизацию сведений, полученных по данной теме ранее; усвоить новые сведения, на качественно новом уровне, так как для нее отобраны трудные вопросы морфологии, синтаксиса, словообразования, лексики, стилистики, которые, как показывает многолетний опыт работы с выпускниками вечерней школы, вызывают особые затруднения в процессе изучения русского языка; а также помочь освоить работу с текстом, его проблематикой, синтаксисом, стилистикой.

Контингент учащихся вечерней школы специфичен: это подростки, переведенные из дневной школы в вечернюю из-за неудовлетворительной успеваемости и плохого поведения; это работающая молодёжь, получившая основное общее образование несколько лет назад; это взрослые люди, у которых перерыв в обучении составляет от 8 до 18 лет. Вследствие этого повторение учебного материала курса дневной школы и его систематизация – очень сложный для них вид деятельности. Кроме того, объём программы вечерней школы, а также разноуровневость подготовки учащихся не позволяют остановиться на трудных вопросах столько, сколько необходимо. Задача данной программы – устранить эти трудности.

Программа рассчитана на 38 часов: на 19 занятий по 2 часа (1 час – теория, 1 час – практика).

Цель рабочей авторской программы – прокомментировать наиболее трудные вопросы разных разделов языкознания, систематизируя полученную ранее информацию, расширяя и углубляя знания для повышения уровня сведений о языке, выработки навыков наиболее успешного применения на практике полученных знаний, для развития интереса к родному языку.

Задачи рабочей авторской программы элективного курса:

- формирование представления о русском языке как единой системе;

- углубление знаний о языке;

- овладение приёмами анализа языкового явления или факта;

- обучение умению самостоятельно добывать нужную информацию, развитие познавательного интереса к русскому языку;

- обучение работе со словарями и справочными материалами;



- применение полученных знаний в своей учебной деятельности.

Таблица тематического распределения часов

п/п

Содержание

Кол-во часов

1

Трудные вопросы, связанные с образованием степеней сравнения прилагательных и наречий

2

2

Анализ способов образования слов, построение словообразовательных цепочек

2

3

Определение способов связи слов в словосочетаниях

2

4

Причастный и деепричастный обороты

2

5

Нарушение синтаксической нормы в предложениях

2

6

Нахождение грамматической основы предложения

4

7

Трудности, связанные с определением типов односоставных предложений

2

8

Осложненные предложения

2

9

Синонимия СПП и предложения с обособленным определением, выраженным причастным оборотом

2

10

Сложные синтаксические конструкции

2

11

Фразеология. Использование фразеологических средств

2

12

Использование изобразительно-выразительных средств русского языка

4

13

Типы речи

2

14

Трудные вопросы, связанные с определением функциональных стилей речи

2

15

Смысловой и стилистический отбор лексических средств при работе над сочинением

2

16

Литературная правка текстов: устранение канцеляризмов, штампов, плеоназма, тавтологии; благозвучие речи

2

17

Зачетная работа

2

Формы, методы работы и виды деятельности учащихся

- объяснение учителя и выполнение заданий по аналогии;

- выполнение тренировочных упражнений самостоятельно;

- практикум

- зачётные работы;

- работа со словарями и справочными материалами.

Изучив данную программу, учащиеся должны уметь:

- анализировать языковой материал;

- самостоятельно добывать необходимую информацию по тем или иным вопросам;

- соотносить изучаемое языковое явление с соответствующим разделом науки о языке;

- применять полученные сведения.

Изучив данную программу, учащиеся должны знать:

- системное устройство языка, взаимосвязь его единиц;

- языковые нормы, их функции;

- исторические процессы, происходящие в языке.

Учебные умения и навыки учащихся

В процессе работы по темам данной программы учащиеся совершенствуют и развивают следующие умения и навыки:

- коммуникативные: основы культуры устной и письменной речи; использование языка в жизненно важных сферах и ситуациях общения; обогащение речи, знание фразеологии и умение использовать в речи фразеологизмы;

- интеллектуальные: сравнение и сопоставление фактов, их соотнесение и абстрагирование; обобщение, оценивание, классификация различных явлений; анализ фактов и явлений языка;

- информационные: умение осуществлять поиск, находить информацию в различных источниках, умение работать с текстом, умение пользоваться словарями;

- организационные: умение поставить цель своей деятельности, планировать её, делать самооценку, самокоррекцию.



Тематическое планирование рабочей авторской программы

элективного курса

п/п

Тема



Кол-во часов

теория

практика

1

Трудные вопросы, связанные с образованием степеней сравнения прилагательных и наречий

1

1

2

Анализ способов образования слов, построение словообразовательных цепочек

1

1

3

Определение способов связи слов в словосочетаниях

1

1

4

Причастный и деепричастный обороты

1

1

5

Нарушение синтаксической нормы в предложениях

1

1

6

Нахождение грамматической основы предложения

2

2

7

Трудности, связанные с определением типов односоставных предложений

1

1

8

Осложненные предложения

1

1

9

Синонимия СПП и предложения с обособленным определением, выраженным причастным оборотом

1

1

10

Сложные синтаксические конструкции

1

1

11

Фразеология. Использование фразеологических средств

1

1

12

Использование изобразительно-выразительных средств русского языка

2

2

13

Типы речи

1

1

14

Трудные вопросы, связанные с определением функциональных стилей речи

1

1

15

Смысловой и стилистический отбор лексических средств при работе над сочинением

1

1

16

Литературная правка текстов: устранение канцеляризмов, штампов, плеоназма, тавтологии; благозвучие речи

1

1

17

Зачетная работа

1

1




Итого

19

19



Содержание и формы организации программы

Тема 1. Трудные вопросы, связанные с образованием степеней сравнения

прилагательных и наречий.

Теоретическое занятие.

Сравнительная и превосходная степени качественных прилагательных. Синтетическая и аналитическая формы степеней сравнения. Их стилистические особенности.

Сравнительная и превосходная степени сравнения наречий, их синонимия со степенями сравнения прилагательных. Различие. Стилистическая окраска форм превосходной степени наречий.

Практическое занятие.

Составление схемы образования степеней сравнения. Выполнение упражнений.



Тема 2. Анализ способов образования слов, построение

словообразовательных цепочек.

Теоретическое занятие.

Морфологические и неморфологические способы образования слов. Анализ словообразовательной цепочки. Словообразовательный разбор. Словообразовательные словари. Словообразование и формообразование.

Практическое занятие.

Выполнение упражнений. Работа со словарём.

Тема 3. Определение способов связи слов в словосочетании.

Теоретическое занятие.

Сочинительная и подчинительная связь в словосочетании. 3 вида подчинительной связи.

Практическое занятие.

Выполнение упражнений. Самостоятельная работа.

Тема 4. Причастный и деепричастный обороты.

Теоретическое занятие.

Понятие причастного и деепричастного оборотов, их структура, положение в предложении. Знаки препинания при причастном обороте. Определяемое слово. Знаки препинания при деепричастном обороте. Роль оборотов в предложении.

Практическое занятие.

Составление схем постановки знаков препинания при причастном и деепричастном оборотах. Выполнение упражнений. Составление предложений с причастным и деепричастным оборотами.

Тема 5. Нарушение синтаксической нормы в предложениях.

Теоретическое занятие.

Понятие синтаксической нормы. Классификация нарушений: согласование в числе подлежащего и сказуемого; именительный и творительный падежи в сказуемом; родительный и винительный падежи при глаголах с отрицанием; ошибки при управлении; предлоги на –с, в - из; согласование определяемого слова с причастным оборотом; падеж определений в сочетаниях с числительным два, три, четыре и существительного в родительном падеже.

Практическое занятие.

Выполнение тренировочных упражнений, тестовых заданий.

Тема 6. Нахождение грамматической основы предложения.

Теоретические занятия.

Грамматическая основа предложения. Подлежащее, способы его выражения. Сказуемое, его разновидности, способы выражения. Предложения простые и сложные.

Практические занятия.

Выполнение тренировочных упражнений.

Тема 7. Трудности, связанные с определением видов односоставных

предложений.

Теоретическое занятие.

Предложения двусоставные и односоставные. Виды односоставных предложений. Различия предложений односоставных и неполных.

Практическое занятие.

Составление схемы по материалу темы. Выполнение тренировочных упражнений. Самостоятельная работа.

Тема 8. Осложненные предложения.

Теоретическое занятие.

Предложения с уточняющими словами; предложения с вводными конструкциями и обращениями. Сравнительный оборот. Обособленные определения, приложения, обстоятельства, дополнения. Предложения с однородными членами. Трудные случаи постановки знаков препинания при однородных членах предложения.

Практическое занятие.

Выполнение тренировочных упражнений, тестовых заданий.

Тема 9. Синонимия сложноподчиненного предложения и предложения с

обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

Теоретическое занятие.

Сложноподчиненное предложение. Предложение с причастным оборотом. Условия, при которых возможна синонимичная замена.

Практическое занятие.

Выполнение упражнений.

Тема 10. Сложные синтаксические конструкции.

Теоретическое занятие.

Понятие сложной синтаксической конструкции, знаки препинания в ней.

Практическое занятие.

Выполнение упражнений. Самостоятельная работа.

Тема 11. Фразеология. Использование фразеологических средств.

Теоретическое занятие.

Определение фразеологизмов, их источники. Крылатые слова и выражения.

Практическое занятие.

Выполнение упражнений. Составление словаря фразеологизмов.

Тема 12. Использование изобразительно-выразительных средств русского

языка.

Теоретические занятия.

Роль изобразительно-выразительных средств в речи. Тропы, фигуры речи: определение, примеры употребления.

Практические занятия.

Составление словаря средств выразительности. Выполнение упражнений: нахождение средств выразительности в чужих текстах; самостоятельное составление предложений с использованием средств выразительности.

Тема 13. Типы речи.

Теоретическое занятие.

Характеристика типов речи. Особенности содержания, композиции, языковых особенностей текстов с различными типами речи.

Практическое занятие.

Выполнение тренировочных упражнений. Самостоятельная работа.

Тема 14. Трудные вопросы, связанные с определением функциональных

стилей речи.

Теоретическое занятие.

Стили речи, их функции в языке. Характеристика стиля, сфера применения, жанры, особенности стиля, языковые средства.

Практическое занятие.

Тренировочные упражнения по определению стиля текстов.

Тема 15. Смысловой и стилистический отбор лексических средств при работе

над сочинением.

Теоретическое занятие.

Семантика и стилистические особенности слов, их правильный выбор. Лексическая сочетаемость слов. Паронимы. Словари.

Практическое занятие.

Тренировочные упражнения: устранение ошибок в употреблении слов; составление предложений со словами-паронимами.

Тема 16. Литературная правка текстов: устранение канцеляризмов, штампов,

плеоназма, тавтологии; благозвучие речи.

Теоретическое занятие.

Определение канцеляризмов, штампов, плеоназма, тавтологии. Демонстрация примеров. Богатство и разнообразие языка. Особенности фонетического строя русского языка.

Практическое занятие.

Тренировочные упражнения по устранению недостатков речи.

Тема 17.

Зачетная работа.



Методические рекомендации по изучению рабочей авторской

программы

Для данной программы отобраны вопросы, работа над которыми вызывает особые трудности, требует обширного повторения и обобщения изученного ранее, а также дополнительных комментариев и объяснений. Программа имеет практическую направленность, но работа над теорией необходима для осознания научной информации и применения её на практике. Для изучения теоретической информации предлагаются лекции-беседы с активным привлечением учащихся.

Теоретические и практические занятия помогут учащимся вспомнить и обобщить изученное ранее, понять и усвоить новую для них информацию, систематизировать её, расширить представления о возможностях языка, его развитии, отработать теоретические понятия. Учащиеся должны углубить свои знания о языке, повысить свою грамотность. Решить эти задачи помогут такие формы работы, как самостоятельный анализ языкового явления, самостоятельная работа, тестовые задания.

Для работы по темам данной программы можно использовать учебные пособия В. Ф. Грекова, С. Е. Крючкова, Л. А. Чешко; Н. Г. Гольцовой, И. В. Шамшина, а также Л. М. Рыбченковой, А. И. Власенкова.

Большое внимание необходимо уделить индивидуальной работе. В вечернюю школу приходят учащиеся с очень разным уровнем подготовки по предмету: от почти нулевого до ( хоть и весьма редко! ) неплохого. Поэтому именно индивидуальная работа даёт хороший результат. Опыт показывает, что такой вид работы является основным в данных условиях.

Для достижения лучшего результата предполагается выполнение разноуровневых заданий. Таким образом, работа будет проводиться по традиционным учебникам, с использованием индивидуальных и дифференцированных заданий.

Завершением работы по данной программе будет выполнение практической работы, включающей задания по изученным темам, которая покажет уровень обученности учащихся.

Литература

1. Валгина Н. С., Розенталь Д. Э., Фомина М. И. Современный русский язык. М, «Высшая школа», 1987.

2. Розенталь Д. Э. Справочник по правописанию и литературной правке. М, «Айрис- Пресс», 2003.

3. Тимофеев Л. И., Тураев С. В. Словарь литературоведческих терминов. М, «Просвещение», 1984.

4. Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь трудностей русского языка. М, «Айрис-Пресс», 2006.

5. Гольдин З. Д., Светлышева В.Н. Русский язык в таблицах. Справочное издание. 7-е изд. М: Дрофа, 2004.

6. Горбачевич К. С. Нормы современного русского литературного языка/ Пособие для учителя. Санкт-Петербург, 1998.

7. Введенская Л. А., Пономарева А. М. Русский язык: Культура речи, текст, функциональные стили, редактирование. М – Ростов-на-Дону, 2003.

8. Розенталь Д. Э. Управление в русском языке. М, 1986.

9. Потиха З. А. Современное русское словообразование. М, 1970.

10. Потиха З. А. Школьный словарь строения слов русского языка. М, 1999.

11. Цыбулько И. П., Бисеров А. Ю., Васильевых И. П. и др. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ – 2011. Русский язык. АСТ – Астрель. Москва.

Согласовано Согласовано

Протокол заседания МО Зам. директора по УВР

учителей гуманитарного цикла ________И.А.Прохницкая

от 29 августа 2012 г. № 1 от « 1 » сентября 2012 г.



Руководитель МО

____________Е.А.Салова

Элективного курса «Трудные вопросы изучения русского языка в вечерней школе»
122.63kb.

10 10 2014
1 стр.


Учебно-методический комплекс дисциплины Стилистика русского языка Для студентов факультета журналистики

Стилистика русского языка как учебная дисциплина. Задачи, объем и содержание курса. Функционирование языковых и речевых средств как главный аспект изучения стилистики

286.27kb.

27 09 2014
1 стр.


Работников образования кафедра литературы, русского и иностранного языков Электив 9 ономастические исследования и лингвокраеведческая работа в школе

О значении лингвокраеведческих и ономастических исследований в изучении школьного курса русского языка

648.2kb.

16 12 2014
3 стр.


«Практическая стилистика русского языка» Объяснительная записка

Целью факультативного курса русского языка является ознакомление учащихся с основами этой учебной дисциплины, с понятием о функциональных стилях, о нормах

92.29kb.

23 09 2014
1 стр.


Методические рекомендации по совершенствованию изучения русского языка в национальной школе

Образовательная политика России, отражая общенациональные интересы в сфере образования и предъявляя их мировому сообществу, учитывает вместе с тем общие тенденции мирового развития

166.81kb.

14 12 2014
1 стр.


Проектная (название проекта: «Пословицы русского языка

А изучения особенностей фразеологической системы русского и других славянских языков

128.81kb.

13 10 2014
1 стр.


Конспект занятия элективного курса «Математика ставит эксперимент» по теме: «Математика в профессии инженера»

Цель занятия: Предоставление обучающимся возможности непосредственно в ходе занятий по изучению элективного ориентированного курса соотнести свои склонности и способности с требова

92.61kb.

14 12 2014
1 стр.


Пояснительная записка: Программа элективного курса «Глобальные проблемы человечества»

Программа элективного курса «Глобальные проблемы человечества» предназначена для обучающихся 10 (11) класса, базируется на знаниях физической и экономической географии основной шко

223.34kb.

11 09 2014
1 стр.