Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Методические рекомендации по совершенствованию изучения русского языка в национальной школе

Т.А. Кемайкина, методист кафедры

филологического образования
Образовательная политика России, отражая общенациональные интересы в сфере образования и предъявляя их мировому сообществу, учитывает вместе с тем общие тенденции мирового развития, обуславливающие необходимость существенных изменений в системе образования.

Согласно Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., основными задачами на этапе совершенствования российского образования являются: расширение доступности образования; повышение качества образования; повышение эффективности образования.

Исключительная роль в решении этих и многих других задач принадлежит языку – русскому. Не представляется возможным формирование коммуникативной концепции без владения языком. Немыслима успешная личность без коммуникативной грамотности. В связи с этим правомерным представляется вопрос о современных подходах к обучению языкам в условиях поликультурной среды.

В Стандартах основного общего образования и среднего (полного) общего образования по русскому языку и литературе определены цели, задачи и содержание предметных областей. В настоящее время необходима методическая помощь учителям-практикам в освоении обновлённого предметного содержания и новых педагогических технологий его реализации.

Современные социально-культурные условия в стране, а также происходящие в настоящее время преобразования в системе воспитания и обучения учащихся ставят вопрос о готовности учителя осуществлять на высоком профессиональном уровне роль носителя культуры. При этом особую воспитательную и обучающую функцию несет речь учителя как одно из важнейших средств обучения школьников навыкам собственного речевого творчества и осуществления эффективной речевой коммуникации.

Умение общаться со школьниками, владеть содержанием профессионального образования и обладать развитыми способностями к профессиональной коммуникации необходимо любому учителю.

Современный курс русского языка реализует общие цели обучения русскому языку и литературе:

1. Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку.

2. Сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности.

3. Развитие речевой и мыслительной деятельности.

4. Коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных ситуациях общения.

5. Освоение богатств словаря и грамматического строя русского языка, а также его литературные нормы.

В 2007/2008 учебном году рекомендуются следующие программы по русскому языку и литературе и соответствующие им учебники:

1. Программы основной и средней школы «Русский язык и литература: 5-11 классы» (Никольская Г.Н., Хасанов Н.М., Нартов К.М.) предназначена для всех типов национальных школ. В ней определены цели и задачи обучения русскому языку как средству межнационального общения и как государственному языку Российской Федерации. Учебный материал представляется поэтапно, с учетом системы и уровней языка (фонетического, морфологического и др.). Устанавливаются коммуникативные сферы обучения и коммуникативные задачи, включая типы речи и ситуативно-тематический минимум для каждого класса.

2. Программы основной средней школы «Русский язык и литература: 5-9 классы национальной школы Российской Федерации» (Никольская Г.Н., Бирюкова С.К., Хайруллин Р.З., Нартов К.М.) предназначена для всех типов национальных школ РФ. В ней определены цели и задачи обучения русскому языку как средству межнационального общения и как государственному языку Российской Федерации. Устанавливаются коммуникативные сферы обучения и коммуникативные задачи, включая типы речи и ситуативно-тематический минимум для каждого класса. Методические принципы обучения: коммуникативная направленность, комплексное овладение всеми видами речевой деятельности, учет особенностей родного языка при обучении русскому, осуществление межпредметных связей, преемственность в обучении.

В курс 5-9 классов входит последовательное изучение выдающихся и доступных учащимся произведений русской классики, национальных литератур, а также произведений зарубежной литературы.



3. Программы средней (полной) школы «Русский язык и литература: 10-11 классы национальной школы Российской Федерации» (Никольская Г.Н., Нартов К.М.)

Программы определяют структуру курсов русского языка и литературы в старших классах общеобразовательных учреждений с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения.


Рекомендованы следующие учебники:


1.

Ашурова С.Д., Никольская Г.Н., Хасанов Н.М.

Русский язык.

5 кл.

2000-2002

Просвещение

2.

Ашурова С.Д., Никольская Г.Н., Сукунов Х.Х.

Русский язык

6 кл.

2000-2002

Просвещение

3.

Ашурова С.Д., Никольская Г.Н., Сукунов Х.Х.

Русский язык

7 кл.

2001-2002

Просвещение

4.

Сабаткоев Р.Б.

Русский язык

8 кл.

2002-2003

Просвещение

5.

Сабаткоев Р.Б.

Русский язык

9 кл.

2001

Просвещение

6.

Сабаткоев Р.Б.

Русский язык

10-11 кл.

2001

Просвещение

Учебники для 5-7 классов соответствуют Обязательному минимуму содержания, их отличительной особенностью является ярко выраженная коммуникативная направленность. Обучение разным типам и стилям речи, обучение языку в широком смысле слова – вот цель этих учебных книг. Представлены упражнения продуктивно-творческого характера, задания по обучению речи на материале текста, по построению диалога. Предложена система заданий на отработку произношения, на усвоение семантики слов, их употребления в речи. Для чтения, анализа и пересказа в качестве эталона учащимся предлагаются хорошо подобранные тексты разных стилей и типов речи. В учебник для 7 класса включены слова, вошедшие в активную речь и в новейшие словари последнего десятилетия. Правил для заучивания немного, теория языка представлена как справочный материал. Изучаемый грамматический материал немедленно включается в речевую практику.

В основу учебников для 8-11 классов положен функционально-коммуникативный принцип подачи языкового материала, при этом лексика, фонетика, словообразование, морфология изучаются на синтаксической основе. Теоретический материал представлен сжато, компактно, иллюстрирован доступными для учащихся данного возраста примерами. Особое место в учебнике уделено работе с текстом, заданиям творческого характера. Многие послетекстовые задания предполагают работу над смысловым содержанием текста, его структурой. Развитие культуроведческой компетенции предполагает также разнообразный материал по этикету.


Кроме указанных учебников, в серии «В мире русского языка» вышли:


1.

Кибирева Л.В., Семенюченко Н.В., Клейнфельд О.А.

В мире русского языка

5 кл.

2001

Просвещение

2.

Кибирева Л.В., Семенюченко Н.В., Клейнфельд О.А.

В мире русского языка

6 кл.

2002

Просвещение

3.

Кибирева Л.В., Клейнфельд О.А., Семенюченко Н.В.

В мире русского языка

7 кл.

2003

Просвещение

4.

Кибирева Л.В., Клейнфельд О.А., Семенюченко Н.В.

В мире русского языка

8 кл.

2006

Просвещение

5.

Кибирева Л.В., Клейнфельд О.А., Семенюченко Н.В.

В мире русского языка

9 кл.

2006

Просвещение

В этих учебниках реализуются основные принципы, значимые для изучающих русский язык как неродной: доступность, актуальность, повторяемость материала, учет эмоционального восприятия, семантизация с помощью изобразительной наглядности.

В учебниках представлены многообразные задания для практической деятельности учащихся, направленные на развитие умений самостоятельной работы и на развитие творческих умений.

Пособия для учителей по русскому языку в национальной школе

1. Методическое руководство к учебнику «Русский язык»: 5 кл./Ашурова С.Д., Никольская Г.Н., Хасанов Н.М.

В методическом руководстве дается общая характеристика содержания учебника, раскрывается последовательность предъявления материала, предлагаются конкретные рекомендации по изучению разделов учебника.

2. Методическое руководство к учебникам «Русский язык»: 6-7 кл./Ашурова С.Д., Никольская Г.Н., Хасанов Н.М.

В методическом руководстве раскрывается система работы в 6 и 7 классах, отмечены отличия в подходах к изучению материала в каждом классе, даются образцы разнообразных уроков; особое внимание уделено разным формам развития речи учащихся.

3. Методические рекомендации к учебникам «Русский язык»: 8-9 кл./Сабаткоев Р.Б.

В пособии разъясняются принципы построения и методические особенности учебников по русскому языку для 8-9 классов национальных школ. В нем представлены образцы различных уроков, имеется разнообразный материал для уроков развития речи.

4. Методическое руководство к учебнику «Русский язык»: 10-11 кл./Сабаткоев Р.Б., Шакирова Л.З.

В пособии раскрываются особенности учебника и даются рекомендации, как целесообразнее изучать материал учебника на уроке. Выделены грамматические явления, которые вызывают наибольшие трудности у нерусских учащихся. По каждой теме предлагаются краткие методические рекомендации и фрагменты уроков.

5. Методическое руководство к учебнику «В мире русского языка»: 5 кл./Пассов Е.И., Кибирева Л.В., Семенюченко Н.В.

Пособие адресовано учителям-словесникам, работающим в школах с обучением на родном языке. В нем раскрываются структура и особенности учебника, даются конкретные методические рекомендации по изучению грамматического материала в 5 классе. Пособие включает в себя программное содержание курса «Русский язык как государственный» в 5 классе, методические рекомендации к циклам уроков, примерное поурочное планирование.

6. Методическое руководство к учебнику «В мире русского языка»: 6 кл. /Пассов Е.И., Кибирева Л.В., Семенюченко Н.В.

В пособии даются конкретные методические рекомендации по изучению грамматического материала в 6 классе.

Пособие включает в себя программное содержание курса «Русский язык как государственный» в 6 классе, методические рекомендации к циклам уроков, примерное поурочное планирование.

7. Методическое руководство к учебнику «В мире русского языка»: 7 кл./Пассов Е.И., Кибирева Л.В., Клейнфельд О.А.

8. Методические рекомендации к учебнику «В мире русского языка»: 8 кл., 9 кл./Пассов Я.И., Кибирева Л.В., Клейндельд О.А.

В пособии даются методические рекомендации к разделам и отдельным темам программы, примерное поурочное планирование.

В соответствии с тезисом авторов «цикл уроков - это единица учебного процесса» все грамматические темы, представленные в учебнике, разбиты на циклы уроков. Одновременно дается поурочное планирование.

9. Лингвистические игры: Приложение к учебнику «В мире русского языка» для 5 кл./Мелихова Г.И., Кибирева Л.В.

10. Практикум: Приложение к учебнику «В мире русского языка»: 6 кл./Кибирева Л.В., Клейнфельд О.А., Семенюченко Н.В.

Пособие способствует формированию у шестиклассников навыков грамотного письма, расширению знаний о грамматическом строе русского языка, развитию связной речи и логического мышления. Пособие содержит задания, способствующие формированию у школьников культуры общения и поведения.

11. Дидактические материалы к учебнику «В мире русского языка»: 7 кл., 8 кл., 9 кл./Кибирева Л.В., Клейнфельд О.А., Семенюченко Н.В.

Дидактические материалы содержат задания различной степени сложности и перфокарты, позволяющие учителю осуществлять оперативный текущий контроль.
Издательство «Дрофа» приступило к выпуску нового комплекта учебников по русскому (неродному) языку для национальных образовательных учреждений. В основе учебников лежит оригинальная методическая система, позволяющая вести комплексное обучение различным видам речевой деятельности. Кроме того, в учебниках осуществляется взаимосвязанное обучение разным уровням языковой системы и одновременное изучение русского языка и русской культуры. Учебники сохраняют единые с начальной школой исходные позиции в обучении – коммуникативно- деятельностный подход. Учебники соответствуют новому образовательному стандарту, имеют гриф Министерства образования РФ.


1.

Быстрова Е.А. и др.

Русский язык

5 кл.

Дрофа

2.

Быстрова Е.А. и др.

Русский язык

6 кл.

Дрофа

Кроме указанных учебников вышли:



  1. Е.А.Быстрова и др. Русский язык для 5-6 классов. Методические рекомендации к учебнику для образовательных учреждений с родным (нерусским) языком обучения.

  2. Е.А.Быстрова и др. Русский язык для 5-6 классов. Рабочая тетрадь.


Литература для всех видов общеобразовательных школ с многонациональным (полиэтническим) составом учащихся


1.

Авт.-сост.: Ахметзянов М.Г.,

Вербовая Н.Н., Багаутдинова Л.С.



Литература: Учеб.-хрестоматия. В 2 ч.

5 кл.

Просвещение

2.

Авт.-сост.: Русина Н.С.,

Бирюкова С.К.,

Багаутдинова Л.С.


Литература: Учеб.-хрестоматия. В 2 ч.

6 кл.

Просвещение

3.

Авт.-сост.: Ефремова Е.В.,

Мансурова А.М., Нартов К.М.



Литература: Учеб.-хрестоматия. В 2 ч.

7 кл.

Просвещение

4.

Авт.-сост.: Бирюкова С.К.,

Мальцева К.В., Джанаева В.Н.



Литература: Учеб.-хрестоматия. В 2 ч.

8 кл.

Просвещение

5.

Авт.-сост.: Вербовая Н.Н.,

Нартов К.М., Тодоров Л.В.



Литература: Учеб.-хрестоматия. В 2 ч.

9 кл.

Просвещение

6.

Авт.-сост.: Русина Н.С.,

Тодоров Л.В., Нартов К.М.



Литература: Учеб.-хрестоматия. В 2 ч.

10 кл.

Просвещение

7.

Авт.-сост.: Бирюкова С.К.,

Нартов К.М., Тодоров Л.В.



Литература: Учеб.-хрестоматия. В 2 ч.

11 кл.

Просвещение

Кроме указанных учебников вышли:

1. Учебно-методический комплект для 5-11 классов национальных общеобразовательных учреждений «Русская литература»/Черкезова М.В.

2. Учебно-методический комплект для 10-11 классов национальных профильных образовательных учреждений «Русская литература» /Черкезова М.В.



1.

Черкезова М.В. и др.

Русская литература:

Учеб.-


Хрестоматия.

5 кл.

Дрофа

2.

Черкезова М.В. и др.

Русская литература:

Учеб.-


Хрестоматия.

6 кл.

Дрофа

3.

Черкезова М.В. и др.

Русская литература:

Учеб.-


Хрестоматия.

7 кл.

Дрофа

4.

Черкезова М.В. и др.

Русская литература:

Учеб.-


Хрестоматия.

8 кл.

Дрофа

5.

Черкезова М.В. и др.

Русская литература:

Учеб.-


Хрестоматия.

9 кл.

Дрофа

6.

Черкезова М.В. и др.

Русская литература:

Учеб.-


Хрестоматия.

10 кл.

Дрофа

7.

Черкезова М.В. и др.

Русская литература:

Учеб.-


Хрестоматия.

11 кл.

Дрофа

Учебники–хрестоматии переработаны и дополнены в соответствии с современными требованиями образовательных стандартов.

В хрестоматиях продуман методический аппарат: справки о писателях, справки по теории литературы, вопросы и задания, словарные статьи. Большое внимание уделяется развитию речи учащихся, навыкам выразительного чтения. Задания и вопросы нацелены на формирование представления об эстетической ценности художественного произведения.

Для каждого класса выпущены методические рекомендации для учителя.



Литература народов России


1.

Авт.-сост.:

Хайруллин Р.З.,

Бирюкова С.К.


Литература народов России: Учеб.-хрестоматия. В 2 ч.

5-6

кл.


2000

Просвещение

2.

Авт.-сост.:

Хайруллин Р.З.,

Бирюкова С.К.


Литература народов России: Учеб.-хрестоматия. В 2 ч.

7-8 кл.

2001

Просвещение

3.

Авт.-сост.:

Хайруллин Р.З.,

Бирюкова С.К.


Литература народов России: Учеб.-хрестоматия. В 2 ч.

9 кл.

2003

Просвещение

4.

Авт.-сост.:

Хайруллин Р.З.,

Бирюкова С.К.


Литература народов России: Учеб.-хрестоматия. В 2 ч.

10-11 кл.

2001

Просвещение

Это единый комплект учебников для 5-11 классов общеобразовательных учреждений. Каждый учебник построен с учетом возрастных особенностей учащихся и требований Государственного образовательного стандарта.

Материал данных учебников-хрестоматий полностью отвечает одной из важнейших современных задач преподавания литературы в школе, поскольку реально дает представление о различных литературах России в контексте диалога культур.

Учебники–хрестоматии предлагаемой серии включены в Перечень учебных изданий, рекомендованных Министерством образования РФ.
Зарубежная литература


1.

Авт.-сост.:

Нартов К.М.



Зарубежная литература: Учеб.- хрестоматия.

5-8 кл.

Просвещение

2.

Нартов К.М.

Изучение зарубежной литературы в школе: Пособие для учителя.




Просвещение

В учебнике представлены выдающиеся литературные произведения разных стран и эпох, даны краткие биографические справки о писателях, вопросы и задания, словари. Тексты сгруппированы тематически. Учебник может быть использован в школах всех типов.
Пособия для учащихся


1.

Обернихина Г.А.,

Соколова Л.Э.,

Вольнова И.Л.,

Емельянова Т.В.



Как писать сочинение: Рабочая тетрадь

5-8 кл.

Просвещение

2.

Обернихина Г.А.,

Зернов Д.И.,

Карнаух Н.Л.,

Вольнова И.Л.,



Как писать сочинение: Рабочая тетрадь

9-10 кл.

Просвещение

3.

Обернихина Г.А.,

Мацыяка Е.В.,

Поремузова О.Е.,

Емельянова Т.В.



Как писать сочинение: Рабочая тетрадь

11 кл.

Просвещение

4.

Маранцман В.Г.

Времена года: Рабочая тетрадь по литературе

5-6 кл.

Просвещение

Рабочие тетради представляют собой вспомогательные пособия, призванные научить учащихся логично, ясно, образно формулировать мысль, создавать композиционно оформленные тексты разных типов и жанров.

Обучение написанию сочинений включает в себя лингвистическую работу с текстами признанных мастеров художественного слова. Характер заданий достаточно разнообразен: они ориентированы на формирование творческого мышления, совершенствование культуры письменной речи.


Методические рекомендации по совершенствованию изучения русского языка в национальной школе

Образовательная политика России, отражая общенациональные интересы в сфере образования и предъявляя их мировому сообществу, учитывает вместе с тем общие тенденции мирового развития

166.81kb.

14 12 2014
1 стр.


Элективного курса «Трудные вопросы изучения русского языка в вечерней школе»
122.63kb.

10 10 2014
1 стр.


Методические рекомендации по дисциплине «Лексикология современного русского языка для студентов специальности 5В020500 «Филология: русская филология»

Данный курс предполагает изучение слова как основной единицы языка в семасиологическом, ономасиологическом и социолингвистическом аспектах

269.53kb.

25 09 2014
1 стр.


Методические рекомендации по самостоятельной работе Методические рекомендации по проведению практических

В результате изучения дисциплины студенты должны научиться пользоваться математическим аппаратом векторного и тензорного анализа так, как это принято в физике

1730.53kb.

16 12 2014
8 стр.


Методические разработки уроков русского языка и литературы. Тайга-2010г

Цель сборника – оказать помощь в организации учебно-воспитательного процесса с учетом современных требований к урокам русского языка и литературы

242.77kb.

12 10 2014
1 стр.


Проектная (название проекта: «Пословицы русского языка

А изучения особенностей фразеологической системы русского и других славянских языков

128.81kb.

13 10 2014
1 стр.


Учебно-методический комплекс дисциплины Стилистика русского языка Для студентов факультета журналистики

Стилистика русского языка как учебная дисциплина. Задачи, объем и содержание курса. Функционирование языковых и речевых средств как главный аспект изучения стилистики

286.27kb.

27 09 2014
1 стр.


В г. Вологде Кафедра общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин русский язык и культура речи методические указания

Целью изучения дисциплины является повышение у студентов нефилологического профиля практического уровня владения образцовыми нормами современного русского литературного языка

656.61kb.

14 10 2014
3 стр.