Перейти на главную страницу
Согласно Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., основными задачами на этапе совершенствования российского образования являются: расширение доступности образования; повышение качества образования; повышение эффективности образования.
Исключительная роль в решении этих и многих других задач принадлежит языку – русскому. Не представляется возможным формирование коммуникативной концепции без владения языком. Немыслима успешная личность без коммуникативной грамотности. В связи с этим правомерным представляется вопрос о современных подходах к обучению языкам в условиях поликультурной среды.
В Стандартах основного общего образования и среднего (полного) общего образования по русскому языку и литературе определены цели, задачи и содержание предметных областей. В настоящее время необходима методическая помощь учителям-практикам в освоении обновлённого предметного содержания и новых педагогических технологий его реализации.
Современные социально-культурные условия в стране, а также происходящие в настоящее время преобразования в системе воспитания и обучения учащихся ставят вопрос о готовности учителя осуществлять на высоком профессиональном уровне роль носителя культуры. При этом особую воспитательную и обучающую функцию несет речь учителя как одно из важнейших средств обучения школьников навыкам собственного речевого творчества и осуществления эффективной речевой коммуникации.
Умение общаться со школьниками, владеть содержанием профессионального образования и обладать развитыми способностями к профессиональной коммуникации необходимо любому учителю.
Современный курс русского языка реализует общие цели обучения русскому языку и литературе:
1. Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку.
2. Сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности.
3. Развитие речевой и мыслительной деятельности.
4. Коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных ситуациях общения.
5. Освоение богатств словаря и грамматического строя русского языка, а также его литературные нормы.
В 2007/2008 учебном году рекомендуются следующие программы по русскому языку и литературе и соответствующие им учебники:
1. Программы основной и средней школы «Русский язык и литература: 5-11 классы» (Никольская Г.Н., Хасанов Н.М., Нартов К.М.) предназначена для всех типов национальных школ. В ней определены цели и задачи обучения русскому языку как средству межнационального общения и как государственному языку Российской Федерации. Учебный материал представляется поэтапно, с учетом системы и уровней языка (фонетического, морфологического и др.). Устанавливаются коммуникативные сферы обучения и коммуникативные задачи, включая типы речи и ситуативно-тематический минимум для каждого класса.
2. Программы основной средней школы «Русский язык и литература: 5-9 классы национальной школы Российской Федерации» (Никольская Г.Н., Бирюкова С.К., Хайруллин Р.З., Нартов К.М.) предназначена для всех типов национальных школ РФ. В ней определены цели и задачи обучения русскому языку как средству межнационального общения и как государственному языку Российской Федерации. Устанавливаются коммуникативные сферы обучения и коммуникативные задачи, включая типы речи и ситуативно-тематический минимум для каждого класса. Методические принципы обучения: коммуникативная направленность, комплексное овладение всеми видами речевой деятельности, учет особенностей родного языка при обучении русскому, осуществление межпредметных связей, преемственность в обучении.
В курс 5-9 классов входит последовательное изучение выдающихся и доступных учащимся произведений русской классики, национальных литератур, а также произведений зарубежной литературы.
Программы определяют структуру курсов русского языка и литературы в старших классах общеобразовательных учреждений с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения.
1. |
Ашурова С.Д., Никольская Г.Н., Хасанов Н.М. |
Русский язык. |
5 кл. |
2000-2002 |
Просвещение |
2. |
Ашурова С.Д., Никольская Г.Н., Сукунов Х.Х. |
Русский язык |
6 кл. |
2000-2002 |
Просвещение |
3. |
Ашурова С.Д., Никольская Г.Н., Сукунов Х.Х. |
Русский язык |
7 кл. |
2001-2002 |
Просвещение |
4. |
Сабаткоев Р.Б. |
Русский язык |
8 кл. |
2002-2003 |
Просвещение |
5. |
Сабаткоев Р.Б. |
Русский язык |
9 кл. |
2001 |
Просвещение |
6. |
Сабаткоев Р.Б. |
Русский язык |
10-11 кл. |
2001 |
Просвещение |
В основу учебников для 8-11 классов положен функционально-коммуникативный принцип подачи языкового материала, при этом лексика, фонетика, словообразование, морфология изучаются на синтаксической основе. Теоретический материал представлен сжато, компактно, иллюстрирован доступными для учащихся данного возраста примерами. Особое место в учебнике уделено работе с текстом, заданиям творческого характера. Многие послетекстовые задания предполагают работу над смысловым содержанием текста, его структурой. Развитие культуроведческой компетенции предполагает также разнообразный материал по этикету.
1. |
Кибирева Л.В., Семенюченко Н.В., Клейнфельд О.А. |
В мире русского языка |
5 кл. |
2001 |
Просвещение |
2. |
Кибирева Л.В., Семенюченко Н.В., Клейнфельд О.А. |
В мире русского языка |
6 кл. |
2002 |
Просвещение |
3. |
Кибирева Л.В., Клейнфельд О.А., Семенюченко Н.В. |
В мире русского языка |
7 кл. |
2003 |
Просвещение |
4. |
Кибирева Л.В., Клейнфельд О.А., Семенюченко Н.В. |
В мире русского языка |
8 кл. |
2006 |
Просвещение |
5. |
Кибирева Л.В., Клейнфельд О.А., Семенюченко Н.В. |
В мире русского языка |
9 кл. |
2006 |
Просвещение |
В учебниках представлены многообразные задания для практической деятельности учащихся, направленные на развитие умений самостоятельной работы и на развитие творческих умений.
Пособия для учителей по русскому языку в национальной школе
1. Методическое руководство к учебнику «Русский язык»: 5 кл./Ашурова С.Д., Никольская Г.Н., Хасанов Н.М.
В методическом руководстве дается общая характеристика содержания учебника, раскрывается последовательность предъявления материала, предлагаются конкретные рекомендации по изучению разделов учебника.
2. Методическое руководство к учебникам «Русский язык»: 6-7 кл./Ашурова С.Д., Никольская Г.Н., Хасанов Н.М.
В методическом руководстве раскрывается система работы в 6 и 7 классах, отмечены отличия в подходах к изучению материала в каждом классе, даются образцы разнообразных уроков; особое внимание уделено разным формам развития речи учащихся.
3. Методические рекомендации к учебникам «Русский язык»: 8-9 кл./Сабаткоев Р.Б.
В пособии разъясняются принципы построения и методические особенности учебников по русскому языку для 8-9 классов национальных школ. В нем представлены образцы различных уроков, имеется разнообразный материал для уроков развития речи.
4. Методическое руководство к учебнику «Русский язык»: 10-11 кл./Сабаткоев Р.Б., Шакирова Л.З.
В пособии раскрываются особенности учебника и даются рекомендации, как целесообразнее изучать материал учебника на уроке. Выделены грамматические явления, которые вызывают наибольшие трудности у нерусских учащихся. По каждой теме предлагаются краткие методические рекомендации и фрагменты уроков.
5. Методическое руководство к учебнику «В мире русского языка»: 5 кл./Пассов Е.И., Кибирева Л.В., Семенюченко Н.В.
Пособие адресовано учителям-словесникам, работающим в школах с обучением на родном языке. В нем раскрываются структура и особенности учебника, даются конкретные методические рекомендации по изучению грамматического материала в 5 классе. Пособие включает в себя программное содержание курса «Русский язык как государственный» в 5 классе, методические рекомендации к циклам уроков, примерное поурочное планирование.
6. Методическое руководство к учебнику «В мире русского языка»: 6 кл. /Пассов Е.И., Кибирева Л.В., Семенюченко Н.В.
В пособии даются конкретные методические рекомендации по изучению грамматического материала в 6 классе.
Пособие включает в себя программное содержание курса «Русский язык как государственный» в 6 классе, методические рекомендации к циклам уроков, примерное поурочное планирование.
7. Методическое руководство к учебнику «В мире русского языка»: 7 кл./Пассов Е.И., Кибирева Л.В., Клейнфельд О.А.
8. Методические рекомендации к учебнику «В мире русского языка»: 8 кл., 9 кл./Пассов Я.И., Кибирева Л.В., Клейндельд О.А.
В пособии даются методические рекомендации к разделам и отдельным темам программы, примерное поурочное планирование.
В соответствии с тезисом авторов «цикл уроков - это единица учебного процесса» все грамматические темы, представленные в учебнике, разбиты на циклы уроков. Одновременно дается поурочное планирование.
9. Лингвистические игры: Приложение к учебнику «В мире русского языка» для 5 кл./Мелихова Г.И., Кибирева Л.В.
10. Практикум: Приложение к учебнику «В мире русского языка»: 6 кл./Кибирева Л.В., Клейнфельд О.А., Семенюченко Н.В.
Пособие способствует формированию у шестиклассников навыков грамотного письма, расширению знаний о грамматическом строе русского языка, развитию связной речи и логического мышления. Пособие содержит задания, способствующие формированию у школьников культуры общения и поведения.
11. Дидактические материалы к учебнику «В мире русского языка»: 7 кл., 8 кл., 9 кл./Кибирева Л.В., Клейнфельд О.А., Семенюченко Н.В.
Дидактические материалы содержат задания различной степени сложности и перфокарты, позволяющие учителю осуществлять оперативный текущий контроль.
Издательство «Дрофа» приступило к выпуску нового комплекта учебников по русскому (неродному) языку для национальных образовательных учреждений. В основе учебников лежит оригинальная методическая система, позволяющая вести комплексное обучение различным видам речевой деятельности. Кроме того, в учебниках осуществляется взаимосвязанное обучение разным уровням языковой системы и одновременное изучение русского языка и русской культуры. Учебники сохраняют единые с начальной школой исходные позиции в обучении – коммуникативно- деятельностный подход. Учебники соответствуют новому образовательному стандарту, имеют гриф Министерства образования РФ.
1. |
Быстрова Е.А. и др. |
Русский язык |
5 кл. |
Дрофа |
2. |
Быстрова Е.А. и др. |
Русский язык |
6 кл. |
Дрофа |
Кроме указанных учебников вышли:
1. |
Авт.-сост.: Ахметзянов М.Г., Вербовая Н.Н., Багаутдинова Л.С. |
Литература: Учеб.-хрестоматия. В 2 ч. |
5 кл. |
Просвещение |
2. |
Авт.-сост.: Русина Н.С., Бирюкова С.К., Багаутдинова Л.С.
|
Литература: Учеб.-хрестоматия. В 2 ч. |
6 кл. |
Просвещение |
3. |
Авт.-сост.: Ефремова Е.В., Мансурова А.М., Нартов К.М. |
Литература: Учеб.-хрестоматия. В 2 ч. |
7 кл. |
Просвещение |
4. |
Авт.-сост.: Бирюкова С.К., Мальцева К.В., Джанаева В.Н. |
Литература: Учеб.-хрестоматия. В 2 ч. |
8 кл. |
Просвещение |
5. |
Авт.-сост.: Вербовая Н.Н., Нартов К.М., Тодоров Л.В. |
Литература: Учеб.-хрестоматия. В 2 ч. |
9 кл. |
Просвещение |
6. |
Авт.-сост.: Русина Н.С., Тодоров Л.В., Нартов К.М. |
Литература: Учеб.-хрестоматия. В 2 ч. |
10 кл. |
Просвещение |
7. |
Авт.-сост.: Бирюкова С.К., Нартов К.М., Тодоров Л.В. |
Литература: Учеб.-хрестоматия. В 2 ч. |
11 кл. |
Просвещение |
Кроме указанных учебников вышли:
1. Учебно-методический комплект для 5-11 классов национальных общеобразовательных учреждений «Русская литература»/Черкезова М.В.
2. Учебно-методический комплект для 10-11 классов национальных профильных образовательных учреждений «Русская литература» /Черкезова М.В.
1. |
Черкезова М.В. и др. |
Русская литература: Учеб.-
Хрестоматия. |
5 кл. |
Дрофа |
2. |
Черкезова М.В. и др. |
Русская литература: Учеб.-
Хрестоматия. |
6 кл. |
Дрофа |
3. |
Черкезова М.В. и др. |
Русская литература: Учеб.-
Хрестоматия. |
7 кл. |
Дрофа |
4. |
Черкезова М.В. и др. |
Русская литература: Учеб.-
Хрестоматия. |
8 кл. |
Дрофа |
5. |
Черкезова М.В. и др. |
Русская литература: Учеб.-
Хрестоматия. |
9 кл. |
Дрофа |
6. |
Черкезова М.В. и др. |
Русская литература: Учеб.-
Хрестоматия. |
10 кл. |
Дрофа |
7. |
Черкезова М.В. и др. |
Русская литература: Учеб.-
Хрестоматия. |
11 кл. |
Дрофа |
Учебники–хрестоматии переработаны и дополнены в соответствии с современными требованиями образовательных стандартов.
В хрестоматиях продуман методический аппарат: справки о писателях, справки по теории литературы, вопросы и задания, словарные статьи. Большое внимание уделяется развитию речи учащихся, навыкам выразительного чтения. Задания и вопросы нацелены на формирование представления об эстетической ценности художественного произведения.
Для каждого класса выпущены методические рекомендации для учителя.
1. |
Авт.-сост.: Хайруллин Р.З., Бирюкова С.К.
|
Литература народов России: Учеб.-хрестоматия. В 2 ч. |
5-6 кл.
|
2000 |
Просвещение |
2. |
Авт.-сост.: Хайруллин Р.З., Бирюкова С.К.
|
Литература народов России: Учеб.-хрестоматия. В 2 ч. |
7-8 кл. |
2001 |
Просвещение |
3. |
Авт.-сост.: Хайруллин Р.З., Бирюкова С.К.
|
Литература народов России: Учеб.-хрестоматия. В 2 ч. |
9 кл. |
2003 |
Просвещение |
4. |
Авт.-сост.: Хайруллин Р.З., Бирюкова С.К.
|
Литература народов России: Учеб.-хрестоматия. В 2 ч. |
10-11 кл. |
2001 |
Просвещение |
Материал данных учебников-хрестоматий полностью отвечает одной из важнейших современных задач преподавания литературы в школе, поскольку реально дает представление о различных литературах России в контексте диалога культур.
Учебники–хрестоматии предлагаемой серии включены в Перечень учебных изданий, рекомендованных Министерством образования РФ.
Зарубежная литература
1. |
Авт.-сост.: Нартов К.М. |
Зарубежная литература: Учеб.- хрестоматия. |
5-8 кл. |
Просвещение |
2. |
Нартов К.М. |
Изучение зарубежной литературы в школе: Пособие для учителя. |
|
Просвещение |
1. |
Обернихина Г.А., Соколова Л.Э., Вольнова И.Л., Емельянова Т.В. |
Как писать сочинение: Рабочая тетрадь |
5-8 кл. |
Просвещение |
2. |
Обернихина Г.А., Зернов Д.И., Карнаух Н.Л., Вольнова И.Л., |
Как писать сочинение: Рабочая тетрадь |
9-10 кл. |
Просвещение |
3. |
Обернихина Г.А., Мацыяка Е.В., Поремузова О.Е., Емельянова Т.В. |
Как писать сочинение: Рабочая тетрадь |
11 кл. |
Просвещение |
4. |
Маранцман В.Г. |
Времена года: Рабочая тетрадь по литературе |
5-6 кл. |
Просвещение |
Образовательная политика России, отражая общенациональные интересы в сфере образования и предъявляя их мировому сообществу, учитывает вместе с тем общие тенденции мирового развития
14 12 2014
1 стр.
10 10 2014
1 стр.
Данный курс предполагает изучение слова как основной единицы языка в семасиологическом, ономасиологическом и социолингвистическом аспектах
25 09 2014
1 стр.
В результате изучения дисциплины студенты должны научиться пользоваться математическим аппаратом векторного и тензорного анализа так, как это принято в физике
16 12 2014
8 стр.
Цель сборника – оказать помощь в организации учебно-воспитательного процесса с учетом современных требований к урокам русского языка и литературы
12 10 2014
1 стр.
А изучения особенностей фразеологической системы русского и других славянских языков
13 10 2014
1 стр.
Стилистика русского языка как учебная дисциплина. Задачи, объем и содержание курса. Функционирование языковых и речевых средств как главный аспект изучения стилистики
27 09 2014
1 стр.
Целью изучения дисциплины является повышение у студентов нефилологического профиля практического уровня владения образцовыми нормами современного русского литературного языка
14 10 2014
3 стр.