Перейти на главную страницу
Автор-составитель: М.П.Авижич, педагог-психолог Довнарской базовой общеобразовательной школы;
Рецензент: Р.И.Воронюк, заместитель директора по УВР Довнарской базовой общеобразовательной школы;
Представлен материал из опыта работы по коррекции детской агрессивности, факторах, обусловливающих появление агрессивного поведения, причинах ее проявления у подростков.
Предложен цикл тренинговых занятий по формированию ценностных ориентаций, обучению приемлемым способам выражения гнева и агрессии, развитию коммуникативных навыков
Рекомендуется педагогам-психологам, педагогам социальным, классным руководителям, педагогам-организаторам, учителям.
Сочетание неблагоприятных биологических, психологических, семейных, социальных и других факторов негативно влияет на образ жизни детей и подростков, вызывая, в частности, нарушение эмоциональных отношений с окружающими людьми. Экономические трудности, переживаемые многими семьями, приводят к значительному увеличению аморальных поступков, к росту преступности и других видов отклоняющегося поведения среди представителей различных социальных и демографических групп. Нарушенное поведение — понятие неоднозначное как в терминологическом, так и в содержательном плане. Термин «нарушенное поведение» часто рассматривается как синоним словосочетаний, «ненормальное поведение», «нарушения в аффективной сфере», «девиантное поведение», «отклоняющееся поведение».
Для нашей школы актуальна проблема эмоциональной неуравновешенности подростков, частые конфликты, нарушение норм поведения, проявления тревожности. Поэтому возникла необходимость разработать цикл тренинговых занятий с целью своевременной коррекции отклоняющегося поведения. Используемые упражнения затрагивают такой круг потребностей и проблем подростков, которые наиболее проецируются ими на окружающий мир: это потребность в защищенности и принадлежности, в актуальных знаниях и умениях, любви и признании, поиске авторитета и смысла жизни.
Тренинговое занятие «Снятие эмоциональной напряженности.
Создание положительного эмоционального фона»
Цель: знакомство с программой занятий, установление правил работы в группе, развитие навыков правильного возникновения и развития межличностных отношений, создание благоприятной эмоциональной атмосферы принятия и доверительности в общении.
Ход занятия
Кто-то не уверен в себе и своих силах, робок и застенчив. А другой, наоборот, излишне активен и энергичен. Некоторые дети переживают из-за того, что у них нет друзей: они не решительны, не умеют знакомиться, дружить. Есть девочки и мальчики, которые быстро знакомятся, общительны, но близкого и хорошего друга, которому можно доверить тайны, нет. У кого-то трудный характер: он нередко огорчает родителей, конфликтует дома, в школе, на улице. Такой человек страдает от необдуманных поступков, но справиться с этим не может.
Надеюсь, что наши встречи станут для вас полезными и интересными. Потому что каждый человек стремится быть умным, справедливым, сильным. Мы начинаем учиться быть уверенными в своих силах, решительными, жизнерадостными и добрыми. Я буду рада, если вы увидите пути улучшения своего характера и положения среди друзей, если поймете, как можно воспитать важные для самостоятельной жизни качества личности.
Основа всего, что будет происходить в группе, - доверие и искренность. Поэтому работать мы будем в кругу. Круг, в котором мы сидим, является пространством нашей группы. Это возможность открытого общения. Форма круга создает ощущение целостности, завершенности, облегчает взаимопонимание и взаимодействие. В этом пространстве нет ничего и никого, кроме нас самих и того, что мы приносим сюда в себе. Это и есть самое главное. Наше общение будет помогать пониманию себя и других. Мы будем узнавать себя через те чувства, которые вызываем друг у друга, через те отношения, которые будут здесь складываться.
Водящий называет признак и те, кто обладает указанным свойством должен поменяться местом с другими. Участник, который остался без стула, становится водящим.
Нужно |
Нельзя |
Смотреть на того, к кому ты обращаешься |
Угрожать, драться, обзываться, гримасничать |
Выражать свое мнение, начинать речь словом «я» - я считаю, я чувствую, я думаю |
Рассказывать о чувствах другого человека или его поступках за пределами группы |
Внимательно слушать, когда говорят другие |
Шуметь, когда кто-то говорит |
Уважать чужое мнение |
Врать |
Говорить искренне |
Ставить другим оценки, критиковать |
Шутить и улыбаться |
Опаздывать |
Говорить по одному |
Перебивать |
Задание. Выбрать партнера и попросить его одолжить что-нибудь на время. Кто наберет больше предметов?
При обсуждении спросить наиболее успешных игроков, как им это удалось, попросит продемонстрировать. Обратить внимание группы на использование комплиментов, оригинальность, находчивость и т.д. Спросить, как участники оценивают собственную общительность, открыли ли они для себя что-то новое?
Эта игра помогает ребятам научиться доверять друг другу, чувствовать настроение другого человека, терпимее относиться к нему. Ребята делятся на пары. В каждой паре один человек «турист» (ведомый), а второй — «компас» (ведущий). «Турист» закрывает (или ему завязывают) глаза, а «компас» становится сзади него и кладет ему руки на плечи. Задача «туриста» — передвигаться по классу (можно расставить стулья, как на полосе препятствий), задача «компаса» — направлять его движение.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вопросы:
- чьи ответы показались тебе самыми интересными?
- на какой вопрос тебе было труднее всего ответить?
- попробуйте сравнить себя с хорошо знакомым человеком. Это может быть близкий друг или подруга. Найдите различия во внешности, стиле одежды. В манере разговаривать…
В форме групповой дискуссии обсуждаются различные сферы проявления «Я». Чем дети отличаются друг от друга? Что между ними общего?
Участникам дается представление о структурных компонентах личности:
- «Я – физическое» (мое тело, возраст, пол, особенности внешности);
- «Я – интеллектуальное» (мой ум, представления, интересы);
- «Я – эмоциональное» (мои чувства, переживания);
- «Я – социальное» (каждый человек играет одновременно много социальных ролей: в школе – ученик, дома – сын, дочь, внук, сестра; еще может быть – коллекционер, спортсмен, танцор, чтец и т.д.).
Показать важность знаний о самом себе и позитивного самовосприятия.
Обсуждение:
- Какие чувства вызвала эта игра?
- Сложно ли было создавать свою группу?
- Как узнали, к какой группе геометрических фигур принадлежите вы?
- Помогали вы искать группу другим участникам?
6. Упражнение «Орехи»
Для выполнения этого упражнения нужны грецкие орехи, столько, сколько участников. Участники садятся в круг. Ведущий просит каждого взять по одному ореху, а потом в течение минуты внимательно рассмотреть и запомнить свой орех (ставить на нем метки и раскалывать нельзя). Через минуту все орехи складываются обратно в пакет. Ведущий их перемешивает, высыпает в центр круга и просит каждого участника найти свой орех. Когда это выполнено, вы просите ребят рассказать, по каким признакам им удалось найти именно свой орех, чем он так отличается от других.
Обсуждение: можно провести аналогию между грецкими орехами и людьми. И те, и другие в куче (или в толпе) на первый взгляд выглядят одинаково, а для того чтобы увидеть особенности, нужно потратить время, приглядеться. О ценности ореха, как правило, судят по тому, что находится у него внутри. Орех может быть очень красивым, но внутри — абсолютно пустым. И наоборот. Так же бывает и с людьми, поэтому не надо судить о человеке по каким-то внешним признакам. У ореха очень жесткая скорлупа, и она нужна ему для того, чтобы защитить нежное ядрышко. Многие люди тоже часто прячутся в скорлупу, чтобы чувствовать себя в безопасности, и не сразу открываются другим, для этого им требуется время.
Парные карточки с названием животных по количеству участников занятия, фигурки человечков для каждого участника, фломастеры, ватман с рисунком «Гора счастья», бланки «Наши обиды».
Все становятся в круг. Ведущий вытягивает в центр одну руку ладонью вверх и говорит: «Здравствуйте!». Дети кладут на ладонь свои ладошки, приветствуя ведущего, и друг друга: «Здравствуйте!».
2. Упражнение «Твое имя»
Каждый участник называет свое имя и рассказывает, почему его так назвали, нравится ли оно ему , как зовут его дома, в школе и , если знает, то что его имя обозначает.
3. Упражнение «Найди свою пару»
Ребята получают карточки с названием животного. Вы должны без звуков, только мимикой и жестами изобразить то животное, которое написано на карточке, и найти свою пару. Делать нужно всем одновременно и быстро. Карточку другой участник не должен видеть.
Немногие среди нас умеют по-настоящему хорошо слушать людей, быть восприимчивыми к проблемам другого человека.
Сейчас попробуйте вспомнить ситуацию, когда вы испытали чувство обиды и разочарования. Вернитесь в это состояние.
Возьмитесь за руки и легким пожатием передайте «огонек поддержки». Эта поддержка адресована каждому и исходит от всех.
Участники с закрытыми глазами двигаются по классу. Когда ведущий дотронется до одного участника, он издает сигнал бедствия «SOS». Тот, кто находится ближе всего, берут его за руки с двух сторон, а остальные с закрытыми глазами образуют «круг защиты».
Участники делятся на группы и заполняют бланк «Наши обиды»
Обиды, которые нанесли вам… |
Обиды, которые нанесли вы… |
|
|
ПРОЩЕНИЕ – разрешение быть другому таким, какой он есть.
Мы часто не можем принять в других тех недостатков, какие есть у нас. И часто мы не прощаем, что нас не любят таких, какие мы есть.
Так давайте будем стараться видеть в другом положительные качества и поддерживать в различных ситуациях.
А сейчас сделайте глубокий вдох и задержите дыхание на 10 – 15 секунд. Повторите. Молодцы. Вы умеете управлять своим дыханием. Такое умение позволяет быть уравновешенным в любой ситуации.
И когда вас кто-то обидит, вы сделайте глубокий вдох и, медленно выдыхая, скажите обидчику: «Я прощаю тебя»,
Проделайте это упражнение несколько раз.
Все становятся в круг друг за другом. По сигналу ведущего участники должны присесть на колени друг к другу. Цель – удержаться как можно дольше в такой позе.
Упражнение способствует снижению напряжения, установлению контакта.
2. Информационный блок
Тема нашей сегодняшней встречи «Как научиться жить без драки?» Давайте вместе решим, что такое драка, отчего она возникает?
Вы правы, ребята, драка является следствием агрессии человека. Посмотрите на карточки на которых дано определение слову агрессия и т.д.
Агрессия – это физическое или вербальное (словесное) поведение, направленное на причинение вреда другим.
Агрессивное состояние сопровождается эмоциональным состоянием гнева, враждебности, ненависти и т.п.
Агрессивное действие выражается в непосредственном агрессивном акте причинения вреда другому человеку: оскорблениях, издевательствах, драках, избиениях.
Агрессивные действия и поступки могут быть различной степени тяжести – от легких, преднамеренных и случайных до тяжелых и умышленных. Ребенок выкрикивает обидное прозвище, дерется или кусает своего противника. Все это агрессия, хотя и в различных формах. Под это определение не попадают случайные столкновения детей в коридоре, неумышленные удары на спортплощадках, причинение боли во время лечения зубов и т.д. Зато оно определенно подходит для рукоприкладства, прямых оскорблений, «дерганий» за косички, «дразнилок» и «обзывалок».
Каждый из вас получит небольшой опросник, в котором вы опишете те чувства, которые вы испытываете в различных ситуациях. Это поможет вам осознать, какие жизненные проблемы и ситуации вызывают у вас агрессивные чувства.
Я терпеть не могу, когда …
Я не могу слышать, когда …
Я просто психую, когда …
Когда я злюсь, когда …
Для преодоления агрессии родители мне помогают таким советом или действием …
(Анализ ответов)
4. Упражнение «Составь план действий»
Сейчас мы разделимся на три группы. Каждая группа должна разработать:
1. Способы действия во время драки.
2. Способы саморегуляции, когда чешутся руки и хочется подраться, а также когда вас кто-либо втягивает в драку.
(Защита группами своих проектов)
Вопросы после обсуждения проектов
- Кто, на ваш взгляд, является зачинщиком драки?
- Кто виновная сторона в потасовке или драке?
5.Упражнение «Работа над ошибками»
Предлагаю вам вспомнить самый счастливый момент в вашем сегодняшнем учебном дне. Вам хорошо и спокойно, попробуйте передать другому свою радость.
Но вот звенит звонок. Начинается урок – скажем, русского языка. Не у всех получается складно и правильно произносить и записывать слова. Кто-то встал и неграмотно произнес слово, кому-то стало смешно, и он засмеялся, другой исправил ошибку и загордился, что он грамотный ученик, а кто-то предложил вместе поучить правила и научиться писать и читать без ошибок.
Давайте сейчас сядем в круг и поиграем в одну игру
Для выполнения этого упражнения мы снова разделимся на группы.
Каждая группа должна составить коллаж на тему, которую определит жеребьевка.
Темы:
1. Наш класс.
2. Перемена – время отдыха.
3. Будущее нашего класса.
4. Какие мы есть на самом деле.
Презентация коллажа
Ребята демонстрируют свои работы, обосновывают изображение и темы коллажа. Рассказывают о своих впечатлениях о работе в группе, какие возникали сложности и как их преодолевали.
1. Как вы отнеслись к теме вашего коллажа?
2. Какую основную идею вы хотели выразить в коллаже?
3. Оцените активность каждого участника группы. Как распределились роли в группе при подготовке коллажа?
4. Понравился ли вам данный вид работы?
7.Домашнее задание
Записать какими способами вы пользуетесь, чтобы успокоиться, если сильно разозлились.
- Что вам больше всего понравилось на этом занятии?
- Какие выводы вы сделаете для себя?
- Какой совет вы дадите своим сверстникам, которые намереваются затеять драку?
Всем спасибо за работу. До встречи!
Цель: обучать детей поиску альтернативных вариантов поведения в конфликте.
1. Приветствие
Участникам предлагается образовать круг и разделиться на три равные части: «европейцев», «японцев», «африканцев». Каждый из участников идет по кругу и здоровается со всеми «своим» способом: «европейцы» пожимают руку, «японцы» кланяются, «африканцы» трутся носами.
Упражнение проходит весело и эмоционально, заряжает группу энергией.
2. Разминка
Упражнение «Рубка дров»
Ведущий. Представьте, что вам необходимо нарубить дрова. Возьмите в руки воображаемый топор, примите удобную позу. Топор заносите высоко над головой, резко опускаете на воображаемое бревно. Рубите дрова, не жалея сил. Вместе с выдохом полезно издавать какие-то звуки, например: «ха!»
3. Упражнение «Думаем вместе»
Ведущий. Все мы разные: у каждого свои взгляды, привычки, мечты. А это значит, что наши интересы и интересы окружающих людей могут не совпадать. Иногда это становится причиной, приводящей к возникновению конфликтов (барьеров в общении). Классическим образцом неразрешимого конфликта могут служить два барана, не желающие уступить друг другу дорогу на узком мосту.
Ведущий пишет на доске высказывание и просит участников объяснить его значение: «Люди становятся одиноки, если вместо мостов они строят стены» (С. Лец).
В ходе обсуждения дети приходят к пониманию «барьеров (стен) в общении», которые появляются во время ссор между людьми. При этом одна или обе стороны используют соответствующие вербальные и невербальные приемы, препятствующие позитивному общению.
Конфликт — это столкновение противоположных интересов, взглядов, серьезное разногласие, острый спор.
4. Игра «Толкалки без слов»
Участники свободно двигаются по комнате, касаются друг друга, толкаются, постукивают, щипаются, но никто не разговаривает. Затем делятся своими впечатлениями от игры и сообщают, трудно ли было все это проделывать молча. Обсуждение: было ли ощущение напряжения и раздражения? Мог ли между некоторыми из играющих вспыхнуть конфликт? Что помогло избежать конфликта?
Школьникам предлагается разыграть ситуацию «В классе».
Ведущий формулирует ситуацию: «Представьте, что один из вас входит в класс после болезни, а его парта занята другим учеником. Он начинает выяснять отношения с приказа: «Сейчас же освободи мою парту!»
Затем обсуждается поведение и реакция обоих партнеров: Можно ли было не доводить ситуацию до конфликта?
Сцена разыгрывается еще несколько раз в разных вариантах. Отношения выясняются:
– с угрозой, указаниями, поучениями (надо было сначала убедиться, что эта парта свободна, а только потом ее занимать);
– с критикой (если бы ты был умным, то знал бы, что нельзя занимать чужую парту);
– с обобщениями (ты такой же бестолковый, как …);
– с безразличием (он недостоин моего внимания).
Обсуждаются все варианты: дети развивают ситуацию, показывают ее последствия, отмечается тот ученик, который смог достойно выйти из конфликтной ситуации.
Обсуждение: какова цель разрешения любого конфликта? Можно ли превратить конфликт из ссоры в конструктивный диалог?
— Извиниться, если действительно не прав.
— Учиться спокойно выслушивать претензии партнера.
— Всегда придерживаться уверенной и ровной позиции, не переходить на критику.
— Попробовать переключить разговор на другую тему (сказать что-то доброе, неожиданное, веселое).
Но сколь разнообразны ни были бы стратегии поведения в конфликтной ситуации, непременным условием для ее конструктивного разрешения являются:
– умение понять своего противника, посмотреть на ситуацию его глазами;
– желание объективно разобраться в причинах конфликта;
– готовность сдерживать свои негативные чувства;
– готовность обоих найти выход из трудной ситуации.
Необходимо делать акцент не на «кто виноват?», а на «что делать?».
Не забывайте, что выйти из конфликтной ситуации часто помогает чувство юмора.
Продолжить фразу «Когда вы на меня кричите...»
«Я чувствую себя беспомощным...»
«Мне хотелось бы, чтобы...»
«Я чувствую...»
«Я-высказывание» позволяет другому слушать вас и спокойно реагировать, предполагает ответственность говорящего за поведение в конфликте.
«Ты-высказывание» («Ты каждый раз перебиваешь», «Ты никогда не здороваешься») нацелено на обвинение другого человека. Научиться не конфликтовать с окружающими, не раздражаться совсем не просто — этого не добиться простыми тренировками и упражнениями. Самый верный способ — навести порядок в самом себе.
8. Рефлексия
Ведущий предлагает группе обменяться впечатлениями, проанализировать свои чувства, настроение.
Ведущий благодарит всех за участие в занятии, зажигает свечу. Участники по очереди берут ее в руки и высказывают добрые пожелания друг другу.
Добрый день!
Хотите, чтобы сегодняшнее занятие было интересным и полезным?
Тогда вам необходимо быть активными и с уважением и вниманием отнестись ко всему происходящему!
И начнем - с улыбки! Давайте улыбнемся друг другу!
Тем более, что мы сегодня работаем с любимой нашей темой «Общение».
Каждый участник называет свое имя и фразу «Я рад общаться с тобой, _(имя)_» и протягивает руку другому участнику. Тот, кому протянули руку, берется за нее и протягивает свободную руку другому, произнося эти же слова. Так постепенно, по цепочке, все берутся за руки, образуя круг.
Представьте, что вся наша группа превратилась в одно большое животное. Давайте послушаем, как оно дышит. Вдох – шаг вперед, выдох – шаг назад. Животное дышит ровно и спокойно. А теперь послушаем, как бьется его большое сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад. Очень важно делать все одновременно.
Ведущий. Все наше общество состоит из мужчин и женщин. Взаимодействие начинается с самого рождения: сначала в кругу семьи, затем в детском саду, в школе. Вот тут-то и начинается самое интересное: чем старше вы становитесь, тем лучше понимаете, кто вам нравится, а кто – нет, с кем бы вы хотели дружить, а с кем нет, а к 6-7 классу вы точно определяете свои симпатии и антипатии. Возникает множество вопросов, связанных с общением в разных ситуациях. Но верно то, что у всех людей есть возможности и способности общаться с другими людьми. Кто-то может делать это лучше, кто-то хуже.
Общение – это взаимодействие людей друг с другом. Общаясь, люди передают друг другу знания, опыт, обмениваются мнениями и впечатлениями, делятся чувствами, открывают других людей и при этом узнают лучше себя.
Различают вербальные и невербальные средства коммуникации. Вербальное общение – это слова; невербальное общение – выражение лица, поза, жесты, походка.
Вам необходимо объединиться в небольшие группы и попробовать расшифровать слово «общение». Но расшифровать надо необычно: каждую букву, входящую в слово, использовать для того, чтобы дать характеристику понятия «общение».
Ведущий приглашает двух участников (желательно друзей) выйти к классной доске и стать лицом друг к другу. Задание: нужно сделать шаг навстречу другу и сказать ему что-либо приятное. Очередной шаг делает второй участник и т.д.
Ведущий. Даже другу мы порой стесняемся сказать хорошие слова. Возможно, что некоторые конфликты с родителями и друзьями происходят из-за того, что мы редко говорим им приятное. Иногда люди думают, что лестный отзыв, комплимент – это способ добиться расположения или внимания другого человека ради каких-либо личных целей. Но если вы будете говорить хорошие слова искренне, то они помогут избавиться от ссор и напряжения, поддержат того, кому трудно, заставят поверить человека в свои силы.
Знаменитый американский психолог Дейл Корнеги в книге «Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей» писал, что несколько приятных слов, произнесенных с доброй улыбкой, зачастую способны превратить вашего противника в вашего сторонника
7.Упражнение «Секреты эффективного общения»
Ведущий знакомит участников с секретами эффективного общения и приглашает участников высказать свою точку зрения по каждому утверждению.
1. Не оправдывайте себя!
2. Не снимайте с себя ответственности!
3. Не общайтесь с людьми только из-за внешних стереотипов!
4. Будьте искренни и справедливы!
5. Считайтесь с чужим мнением!
6. Не бойтесь говорить правду!
7. Радуйтесь успехам людей, которые вас окружают!
8. Не бойтесь правды, высказанной в ваш адрес!
9. Называйте человека по имени!
10. Улыбайтесь!
8.Упражнение «Давайте жить дружно»
Участники делятся на пары и образуют два круга. По команде-хлопку ведущего выполняют следующие действия:
1 хлопок – смотрят друг другу в глаза;
2 хлопка – пожимают друг другу руки;
3 хлопка – обнимаются.
9.Упражнение «Букет»
Итоги занятия мы подведем,
В красивый букетик все это сведем.
Каждый цветочек рисует себе,
Твое настроение – оценка тебе.
Каждый участник на сердцевинке цветка рисует личико с определенным настроением и крепит на ватман.
- Что вам понравилось больше всего на сегодняшнем занятии?
- Какое упражнение было выполнять легче всего? Труднее?
- Узнали ли вы для себя что-то новое в плане общения?
В заключение нашего урока общения мне хочется вам пожелать:
Чтобы выше закона – было прощение,
Выше наказания – милосердие,
Выше ненависти – любовь.
Учитесь управлять собой,
Во всем ищите добрые начала.
И споря с трудною судьбой,
Умейте начинать сначала.
Счастья вам, здоровья и хорошего настроения! Спасибо за активное участие!
Тренинговое занятие « Обрети уверенность в себе»
Цель: Раскрытие сильных сторон характера, помогающих в общении, снятие отрицательных последствий тревожности.
Оборудование
Карточки с заданиями, два плаката «Уверен – неуверен», карточки для объявления в газету, карточки «Лесенка уверенности», карточки для упражнения «Портрет в лучах солнца».
Участники здороваются хором, высоко подняв руки к солнышку.
Назовите свое имя и добавьте к нему прилагательное на первую букву
вашего имени.
3.Информационный блок.
Ведущий. Вам нравится учиться в школе? Почему?
Умение вступать в контакты с другими свидетельствует об уверенности в себе и помогает обрести уверенность. Разобьемся на пары, и каждая пара получит карточку с заданием. Вам необходимо придумать несколько фраз и разыграть маленькую роль, чтобы остальные участники догадались, какое задание у вас было на карточке.
Примеры ситуаций.
Давайте попробуем вспомнить и определить, какие слова употребляют чаще люди уверенные в себе.
УВЕРЕННЫЕ: НЕУВЕРЕННЫЕ:
Я знаю… Невозможно…
Я могу… Я не могу…
Я хочу… Трудно…
Я попробую… Я сомневаюсь…
Я верю, что… Я не знаю…
Я постараюсь… Не получится…
6.Упражнение «Ищу друга»
Вам необходимо написать объявление в газету, где вы должны рассказать о себе. Показать самые лучшие ваши стороны, ваши качества, черты характера. Написать вы должны так, чтобы с вами захотели дружить и переписываться.
Участникам раздаются карточки «Лесенка уверенности». Каждый должен нарисовать себя на определенной ступеньке лесенки. Если будут в группе дети с заниженной самооценкой, то группа должна высказаться «Ты молодец, потому что …»
Число стульев меньше количества участников на один. Ведущий называет любое качество человека и те, кто имеет это качество встает и меняется местами. Например: «Встаньте, кто считает себя сильным».
Каждый участник получает карточку с рисунком солнца и солнечными лучами. В середине круга пишет свое имя и самое лучшее свое качество, затем передает свой рисунок по кругу и каждый участник на лучике солнца пишет положительное качество участника. Упражнение продолжается до тех пор, пока каждый участник не получит свой «Портрет в лучах солнца».
Участники становятся в круг, берутся за руки и , легонько сжимая ладошки, передают свой импульс добра и поддержки.
- снять напряжение с помощью счета до 10;
- умыть лицо или руки;
- ударить подушку или пнуть ногой мяч;
- пойти в спортзал;
- обратиться к психологу;
- закалять психику и тело: обливание, контрастный душ, бассейн;
- осознать последствия и постараться не допустить, чтобы они стали реальными.
- отойди от этого человека в сторону, зайди в класс;
- не нападай первым;
- переведи конфликт в шутку;
- скажи обидчику о том, что ты чувствуешь в данный момент:
«Я зол, но отказываюсь драться с тобой»;
«Я возмущен твоим поведением»;
«Отойди от меня, я не хочу с тобой разговаривать;
«Я вижу, ты хочешь втянуть меня в драку. Я прав?»
Если ты стал свидетелем драки между одноклассниками, надо:
- предложить драчунам продолжить разбор отношений на следующей перемене (есть надежда, что ребята забудут обиду и помирятся, также за это время можно сказать учителю или психологу, они окажут им помощь в примирении);
- рассказать о возможных последствиях (моральные и физические травмы);
- если вышеназванные способы не помогают, позвать учителя.
18 12 2014
1 стр.
Определить уровень агрессии учащихся класса, используя наблюдения учителя и результаты анкетирования родителей
07 10 2014
1 стр.
Можно ли построить идеальное общество, где все равны и нет злобы, зависти и войн? Ответить на подобные вопросы очень сложно, но можно попытаться изучить причины и закономерности пр
11 10 2014
1 стр.
Или вместо слова вразнобой можно сказать кто в лес, кто по дрова; вместо быстро — сломя голову или во весь дух и каждый раз это будет не просто замена одного выражения другим
14 12 2014
1 стр.
Развитые эмпатические способности свидетельствуют об адекватном жизненном опыте и о возможности самоконтроля по отношению к явлениям агрессивности, фрустрированности и ригидности
18 12 2014
1 стр.
В заключение, я рассматриваю инконгруэнтные реакции терапевта. Они не дают доступа к личности клиента, но должны помочь терапевту попытаться достигнуть более адекватного самопонима
18 12 2014
1 стр.
Гражданских последствий и разрушений на территории ср югославии за период с 24. 03. 1999. По 08. 06. 1999 варварской преступной агрессии нато
01 10 2014
1 стр.
Кревская уния а конец 200- летней агрессии крестоносцев
15 10 2014
1 стр.