Формализация и интерпретация в решении аффинных задач с использованием метода математического моделирования
А. А. Луканина
Руководитель: к.п.н., доцент А.В. Бобровская
ГОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт», г. Шадринск
При исследовании вопроса об использовании математического моделирования в геометрии необходимо учитывать, что можно рассматривать и внутри-математическое моделирование, когда строится модель объекта, уже являющегося математическим, и внешне-математическое моделирование, когда строится модель объекта, не являющегося математическим.[1] Соответственно в математике используются два вида перевода: с одного вида математического языка на другой (языка алгебры, математических образов, символов, логического языка) и перевод с языка, не являющегося математическим, на язык математики ("внешний перевод"). Первый тип перевода называют внутренним, он наиболее часто встречается в практике, где используется перевод с языка геометрии на язык алгебры или перевод с «родного» языка задачи на язык математический.[2] Перевод задачи с языка геометрических образов на язык векторной алгебры существенно облегчает ее решение, поскольку позволяет сводить решение задач с векторами к автоматическому решению их по готовым правилам векторной алгебры.
Все геометрические задачи,
решаемые векторным методом, мы условно разделили на следующие группы:
-
аффинные задачи (на доказательство параллельности прямых, коллинеарность точек, равенство длин коллинеарных отрезков);
-
метрические задачи (на доказательство равенства длин неколлинеарных отрезков, перпендикулярности прямых; на отыскание длин отрезков, углов между прямыми, площадей параллелограммов и треугольников, объемов параллелепипедов и тетраэдров).
Этапы формализации и интерпретации – самые ответственные в реализации метода математического моделирования. Перевод с языка задачи на язык математический требует основательной разработки схем и правил "внутреннего" перевода. Блок разработанных нами переводных теорем для решения аффинных задач содержится в таблице 1.
Таблица 1. Аффинные теоремы
№
|
Свойство
фигуры
|
Геометрическая модель
(1 способ)
|
Перевод на векторный язык
(1 способ)
|
Геометрическая модель
(2 способ)
|
Перевод на векторный язык (2 способ)
|
-
|
|
А В
С D
|

|
|
|
-
|
|
А В С
|
|
А
В
О С
|
|
-
|
|
А С В
|
|
А
С
О В
|
,
|
-
|
A, B, C
коллинеарны
|
В А С
|
|
|
|
-
|
|
А В С
|
|
А В С
О
|
 ,
|
-
|
 ,
|
А С В
|
|
А С В
О
|
|
-
|
C – середина
|
А С В
|
|
А С В
О
|
,
|
-
|
A,B,C – любые точки
|
А В
С
|
|
С А
В
|
|
-
|
A,B,C,D – любые точки
|
A B
D C
|
|
|
|
-
|
M и N симметричны относительно S
|
N S M
|
|
|
|
-
|
C и D симметричны относительно середины
|
C
A E B
D
|
|
|
|
-
|
M принадлежит полуплоскости с границей
|
О М
А В
|
|
|
|
-
|
M принадлежит плоскости, содержащей неколлинеарные точки A,B,C
|
 А
В C
D
M
|
|
D M
A
B
C
|
|
-
|
M принадлежит полосе, ограниченной параллельными прямыми и
|
A B
M
C D
|
,
|
|
|
-
|
равносторонний
|
B
D
O
A C
|
O – центр описанной окружности
|
|
|
-
|
M – точка пересечения медиан ABC
|
B
D
E F
M
A N C
|
|
O
B
A M
C
|
,
|
-
|
ABCD - параллелограмм
|
B C
A D
|
или
или
|
O
B C
A D
|
|
-
|
ABCD –трапеция
|
B С
A D
|
|
|
|
Приведем примеры доказательства двух переводных теорем из представленной таблицы.
Теорема 1. Прямые
AB и
CD параллельны тогда и только тогда, когда существует
и

такое, что

.
Доказательство.
А В
С D
Рис. 1
|
I. Необходимость. Пусть , докажем, что (рис. 1). Так как , то векторы и , соответственно принадлежащие данным прямым, коллинеарны.
|
Следовательно, существует и , такое что (необходимое и достаточное условие коллинеарности двух векторов).
II. Достаточность. Пусть , докажем, что прямые AB и CD параллельны (рис. 1). Векторы и коллинеарны по определению умножения вектора на число. По определению коллинеарности векторов прямые, содержащие векторы и , - параллельны.
|
Теорема 2. Точка
С - середина отрезка
АВ тогда и только тогда, когда

,

.
Доказательство.
А С В
О
Рис. 2
|
I. Необходимость. Пусть C – середина , докажем, что (рис. 2). Выберем произвольную т. О. По правилу треугольника и . Сложив эти равенства, получим .
|
Так как т. C – середина , то . Таким образом .
|
А D
С
О В
Рис. 3
|
II. Достаточность. Пусть , докажем, что C – середина (рис. 3). Выберем произвольную точку О и отложим векторы и . Сложим векторы
|
и по правилу параллелограмма, вектор суммы - диагональ полученного параллелограмма, то есть . Следовательно, векторы лежат на одной прямой и точка С - середина OD. Так как АВ также является диагональю полученного параллелограмма и по свойству диагоналей параллелограмма АВ и OD пересекаются и точкой пересечения делятся пополам, а точка С - середина OD, то точка C – середина .
|
Таким образом, разработанный нами блок теорем позволяет осуществлять этапы формализации и интерпретации метода математического моделирования при решении аффинных задач.
Литература.
-
Блох А.Я. Школьный курс алгебры.// Методические разработки для слушателей ФПК. М.: МГПИ им. В.И.Ленина, 1985. – 90 с.
-
Бобровская А. В.. Обучение методу математического моделирования средствами курса геометрии педагогического института: Дисс…канд. пед. наук : СПб., 1996 . - 232 c.