Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1

Формализация и интерпретация в решении аффинных задач с использованием метода математического моделирования


А. А. Луканина

Руководитель: к.п.н., доцент А.В. Бобровская

ГОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт», г. Шадринск

При исследовании вопроса об использовании математического моделирования в геометрии необходимо учитывать, что можно рассматривать и внутри-математическое моделирование, когда строится модель объекта, уже являющегося математическим, и внешне-математическое моделирование, когда строится модель объекта, не являющегося математическим.[1] Соответственно в математике используются два вида перевода: с одного вида математического языка на другой (языка алгебры, математических образов, символов, логического языка) и перевод с языка, не являющегося математическим, на язык математики ("внешний перевод"). Первый тип перевода называют внутренним, он наиболее часто встречается в практике, где используется перевод с языка геометрии на язык алгебры или перевод с «родного» языка задачи на язык математический.[2] Перевод задачи с языка геометрических образов на язык векторной алгебры существенно облегчает ее решение, поскольку позволяет сводить решение задач с векторами к автоматическому решению их по готовым правилам векторной алгебры.



Все геометрические задачи, решаемые векторным методом, мы условно разделили на следующие группы:

  1. аффинные задачи (на доказательство параллельности прямых, коллинеарность точек, равенство длин коллинеарных отрезков);

  2. метрические задачи (на доказательство равенства длин неколлинеарных отрезков, перпендикулярности прямых; на отыскание длин отрезков, углов между прямыми, площадей параллелограммов и треугольников, объемов параллелепипедов и тетраэдров).

Этапы формализации и интерпретации – самые ответственные в реализации метода математического моделирования. Перевод с языка задачи на язык математический требует основательной разработки схем и правил "внутреннего" перевода. Блок разработанных нами переводных теорем для решения аффинных задач содержится в таблице 1.

Таблица 1. Аффинные теоремы



Свойство

фигуры

Геометрическая модель

(1 способ)

Перевод на векторный язык

(1 способ)

Геометрическая модель

(2 способ)

Перевод на векторный язык (2 способ)





А В




С D


















А В С










А

В

О С








А С В




А



С


О В



,




A, B, C

коллинеарны



В А С











А В С








А В С

О


,




,

А С В




А С В

О








Cсередина


А С В





А С В

О



,





A,B,C – любые точки

А В


С




С А


В






A,B,C,D – любые точки

A B

D C












M и N симметричны относительно S

N S M














C и D симметричны относительно середины

C
A E B
D











M принадлежит полуплоскости с границей





О М

А В













M принадлежит плоскости, содержащей неколлинеарные точки A,B,C

А
В C

D

M





D M

A

B
C









M принадлежит полосе, ограниченной параллельными прямыми и

A B


M

C D

,











равносторонний

B

D
O

A C



O – центр описанной окружности








M – точка пересечения медиан ABC

B

D

E F

M
A N C




O

B

A M
C



,




ABCD - параллелограмм

B C


A D

или

или




O

B C

A D





ABCD –трапеция



B С

A D












Приведем примеры доказательства двух переводных теорем из представленной таблицы.

Теорема 1. Прямые AB и CD параллельны тогда и только тогда, когда существует и такое, что .

Доказательство.

А В



С D
Рис. 1

I. Необходимость. Пусть , докажем, что (рис. 1). Так как , то векторы и , соответственно принадлежащие данным прямым, коллинеарны.

Следовательно, существует и , такое что (необходимое и достаточное условие коллинеарности двух векторов).

II. Достаточность. Пусть , докажем, что прямые AB и CD параллельны (рис. 1). Векторы и коллинеарны по определению умножения вектора на число. По определению коллинеарности векторов прямые, содержащие векторы и , - параллельны.

Теорема 2. Точка С - середина отрезка АВ тогда и только тогда, когда ,.

Доказательство.


А С В


О

Рис. 2


I. Необходимость. Пусть Cсередина , докажем, что (рис. 2). Выберем произвольную т. О. По правилу треугольника и . Сложив эти равенства, получим .

Так как т. Cсередина , то . Таким образом .

А D

С

О В

Рис. 3


II. Достаточность. Пусть , докажем, что Cсередина (рис. 3). Выберем произвольную точку О и отложим векторы и . Сложим векторы

и по правилу параллелограмма, вектор суммы - диагональ полученного параллелограмма, то есть . Следовательно, векторы лежат на одной прямой и точка С - середина OD. Так как АВ также является диагональю полученного параллелограмма и по свойству диагоналей параллелограмма АВ и OD пересекаются и точкой пересечения делятся пополам, а точка С - середина OD, то точка Cсередина .

Таким образом, разработанный нами блок теорем позволяет осуществлять этапы формализации и интерпретации метода математического моделирования при решении аффинных задач.
Литература.

  1. Блох А.Я. Школьный курс алгебры.// Методические разработки для слушателей ФПК. М.: МГПИ им. В.И.Ленина, 1985. – 90 с.

  2. Бобровская А. В.. Обучение методу математического моделирования средствами курса геометрии педагогического института: Дисс…канд. пед. наук : СПб., 1996 . - 232 c.

Формализация и интерпретация в решении аффинных задач с использованием метода математического моделирования

«родного» языка задачи на язык математический.[2] Перевод задачи с языка геометрических образов на язык векторной алгебры существенно облегчает ее решение

97.4kb.

14 12 2014
1 стр.


Совершенствование методов технического анализа ярусных рыболовных систем с использованием математического моделирования

Работа выполнена на кафедре Вычислительной техники Морского государственного университета им адм. Г. И. Невельского и в Центре компьютерных технологий в рыболовстве и образовании Д

282.59kb.

15 12 2014
1 стр.


Cовершенствование технологий разработки недонасыщенных нефтью залежей покурской свиты путем математического моделирования пластовых систем

Овершенствование технологий разработки недонасыщенных нефтью залежей покурской свиты путем математического моделирования

234.05kb.

29 09 2014
1 стр.


Решение и оформление генетических задач

Некоторые общие методические приемы, которые могут быть использованы при решении задач

164.76kb.

16 12 2014
1 стр.


Центральные и вписанные углы

Цели: учить применять полученные знания при решении задач; способствовать развитию навыка решения задач

37.14kb.

15 12 2014
1 стр.


Операция “ицзин-2” Основные этапы проектно-конструкторских работ1

Формализация (конструирование математического объекта «Энаграмма», воспроизводящего основные свойства) таблицы-классификации элементов

13.32kb.

14 12 2014
1 стр.


Геометрические построения

Цель реферата: на примере ряда задач показать, что при решении задач на построение можно обходиться только одним инструментом, познакомиться с историей создания циркуля

99.52kb.

16 12 2014
1 стр.


Mpi как средство параллельной подДержки програмной реализации сетевого объекта

Определяющим недостатком 1-го метода является – неоптимальное распараллеливание прикладных задач. На продуктивность 2-го метода влияет человеческий фактор: разработчик не застрахов

104.45kb.

17 12 2014
1 стр.