Перейти на главную страницу
Прежде всего необходимо внимательно изучить условие задачи. Даже те учащиеся, которые хорошо знают закономерности наследования и успешно решают генетические задачи, часто допускают грубые ошибки, причинами которых является невнимательное или неправильное прочтение условия.
Следующим этапом является определение типа задачи. Для этого необходимо выяснить, сколько пар признаков рассматривается в задаче, сколько пар генов кодирует эти признаки, а также число классов фенотипов, присутствующих в потомстве от скрещивания гетерозигот или при анализирующем скрещивании, и количественное соотношение этих классов. Кроме того, необходимо учитывать, связано ли наследование признака с половыми хромосомами, а также сцеплено или независимо наследуется пара признаков. Относительно последнего могут быть прямые указания в условии. Кроме того, свидетельством о сцепленном наследовании может являться соотношение классов с разными фенотипами в потомстве.
Для облегчения решения можно записать схему брака (скрещивания) на черновике, отмечая фенотипы и генотипы особей, известных по условию задачи, а затем начать выполнение операций по выяснению неизвестных генотипов. Для удобства неизвестные гены на черновике можно обозначать знаками *, - или ?.
Выяснение генотипов особей, неизвестных по условию, является основной методической операцией, необходимой для решения генетических задач. При этом решение всегда надо начинать с особей, несущих рецессивный признак, поскольку они гомозиготны и их генотип по этому признаку однозначен –аа.
Выяснение генотипа организма, несущего доминантный признак, является наиболее сложной проблемой, потому что он может быть гомозиготным АА или гетерозиготным Аа.
Гомозиготными АА являются представители «чистых линий», т.е. такие организмы, все предки которых несли тот же признак. Гомозиготными являются также особи, оба родителя которых были гомозиготными по этому признаку, а также особи, в потомстве которых F1 не наблюдается расщепление.
Организм гетерозиготен Аа, если один из его родителей или потомство несет рецессивный признак, или если в его потомстве наблюдается расщепление.
В некоторых задачах предполагается выяснить, доминантным или рецессивным является рассматриваемый признак. Следует учитывать, что доминантный признак во всех случаях, кроме неполного доминирования, проявляется у гетерозигот. Его несут также фенотипически одинаковые родители, в потомстве которых встречаются особи, отличные от них по фенотипу. При моногенном наследовании доминантный признак всегда проявляется у потомства F1 при скрещивании гомозиготных родителей (чистых линий) с разным фенотипом (исключение – неполное доминирование).
При определении возможных вариантов распределения генов в гаметах следует помнить, что в каждую гамету попадает только одна гомологичная хромосома из каждой пары (только один ген из каждой аллели). Число возможных вариантов гамет равно 2ⁿ, где n – число хромосом, содержащих гены в гетерозиготном состоянии.
Распространенной ошибкой при определении вариантов гамет является написание одинаковых типов гамет, т.е. содержащих одни и те же сочетания генов. Для определения возможных типов гамет более целесообразным представляется запись генотипов в хромосомной форме. Это упрощает определение всех возможных вариантов сочетания генов в гаметах (особенно при полигибридном скрещивании). Кроме того, некоторые задачи невозможно решить без использования такой формы записи.
Сочетания гамет, а также соответствующие этим сочетаниям фенотипы потомства при дигибридном или полигибридном скрещивании равновероятны и поэтому их удобно определять с помощью решетки Пеннета. По вертикали откладываются типы гамет, продуцируемых матерью, а по горизонтали – отцом. В точках пересечения вертикальных и горизонтальных линий записываются соответствующие сочетания генов. Обычно выполнение операций, связанных с использованием решетки Пеннета, не встречает затруднений у учащихся. Следует учитывать только то, что гены одной аллельной пары надо записывать рядом и помнить о доминантности или рецецивности признака – ААВВ или АаВв.
Конечным этапом решения является запись схемы скрещивания (брака) в соответствии с требованиями по оформлению, а также максимально подробное изложение всего хода рассуждений по решению задачи, с обязательным логическим обоснованием каждого вывода. Отсутствие объяснения даже очевидных, на первый взгляд, моментов может быть обоснованием для снижения баллов за задание.
Глава 2. Оформление задач по генетике.
При оформлении задач необходимо уметь пользоваться символами, принятыми в традиционной генетике, и приведенными ниже:
♀ - женский организм
♂- мужской организм
х - знак скрещивания
Р - родительские организмы
F1 и F2 – дочерние организмы первого и второго поколения
А, В, С… - гены, кодирующие доминантные признаки
а, в, с… - аллельные им гены, кодирующие рецессивные признаки
АА, ВВ, СС … - генотипы особей, гомозиготных по доминантному признаку
аа, вв, сс … - генотипы рецессивных особей
Аа, Вв, Сс … - генотипы гетерозиготных особей
АаВв, АаВвСс – генотипы ди- и тригетерозигот
А, а, АВ, ав, аС – гаметы.
Глава 3. Примеры решения и оформления задач по генетике.
Запись в хромосомной форме является более предпочтительной. При написании схемы скрещивания (брака) обязательно следует указывать фенотипы всех рассматриваемых особей, поколение, к которому они принадлежат (F1, F2 и т.д.), а также пол родителей и потомства. Гаметы можно обвести кружком, чтобы при выполнении не спутать гаметы с генами генотипа.
К распространенным ошибкам, допускаемым учащимися при оформлении задач, относятся также случаи, когда женский организм написан не слева (принятая форма записи), а справа. Довольно часто встречаются ошибки, когда у гомозиготных особей отмечается 2 типа гамет, например:
Такая запись не имеет смысла, т.к. должно быть указано не число гамет, которых может быть множество, а только число их типов. Запись типа «один ребенок будет больным, а другой здоровым» или «первый ребенок родится больным, а второй здоровым» также лишена смысла, поскольку результаты указывают лишь на вероятность рождения тех или иных особей.
Рассмотрим один из примеров решения и оформления задачи на моногибридное скрещивание.
Условие задачи: У человека альбинизм – аутосомный рецессивный признак. Мужчина альбинос женился на девушке с нормальной пигментацией. У них родилось двое детей – нормальный и альбинос. Определить генотипы всех указанных членов семьи.
Решение:
1. Определение характера наследования признака, доминантность и рецессивность признака.
А – нормальная пигментация
а – альбинизм.
2. Запись брака по фенотипам ( на черновике).
Р ♀ нормальная пигментация х ♂ альбинос
F1 альбинос нормальная пигментация
Генотип особи с рецессивным признаком известен – аа, особь с доминантным признаком имеет генотип - А*
норма альбинос
F1 аа А*
альбинос норма
норма альбинос
Г А, а а
F1 аа Аа
50% 50%
6. Ответ. Генотип мужа – аа, жены – Аа, ребенка с нормальной пигментацией – Аа, ребенка-альбиноса – аа.
Вероятность = ----------------------------------------- (%)
число всех возможных событий
3. Если в задаче не указано, какой признак является доминантным, а какой рецессивным, его можно определить, исходя из следующих соображений:
4. При неполном доминировании у гетерозигот не проявляется ни один признак из имеющихся у родителей. При промежуточном наследовании гибриды несут среднее выражение признаков. При кодоминировании у гетерозигот проявляются оба родительских признака. Примером промежуточного наследования может служить наследование окраски плодов земляники или цветков ночной красавицы, кодоминирования – наследование чалой масти у крупного рогатого скота.
Согласно третьему закону Менделя, при дигибридном скрещивании наследование обоих признаков осуществляется независимо друг от друга, а в потомстве дигетерозигот наблюдается расщепление по фенотипу в пропорции 9:3:3:1 (9 А*В*, 3 ааВ*, 3 А*вв, 1аавв). По генотипу расщепление будет осуществляться в соотношении 4:2:2:2:2:1:1:1:1
(4 АаВв, 2 ААВв, 2 АаВВ, 2 Аавв, 2 ааВв, 1 ААвв, 1 ААВВ, 1 ааВВ, 1 аавв).
Для определения фенотипов и генотипов потомства при дигибридном скрещивании удобно пользоваться решеткой Пеннета.
Решетка Пеннета:
А – желтая окраска семян (ж)
а – зеленая окраска семян (з)
В – гладкая форма семян (г)
в – морщинистая форма семян (м).
7. Взаимодействие генов. Проявление одного признака может определяться двумя и более парами генов (комплементарность и полимерное наследование) и, наоборот, одна пара генов может влиять на проявление нескольких признаков (множественное действие генов). Кроме того, одни гены могут подавлять действие других (эпистаз). Все эти явления получили общее название – взаимодействие генов.
При взаимодействии двух пар генов вероятность появления организмов каждого фенотипа определяется различными сочетаниями двух пар генов, участвующих в развитии признака. В большинстве случаев различные соотношения фенотипов при скрещивании дигетерозигот образованы из соотношения 9:3:3:1 путем сложения отдельных элементов, например, расщепление 9:7 при комплементарном наследовании может быть представлена как 9:(3+3+1).
При решении задач следует обращать внимание на количественное соотношение фенотипов.
Комплементарность. Развитие признака может определяться не одной, адвумя или более парами неаллельных генов, располагающимися в разных хромосомах. Если хотя бы одна пара находится в гомозиготном рецессивном состоянии, то признак не развивается или отличен от доминантного.
Расщепление при скрещивании дигетерозигот при комплементарном наследовании обычно бывает в пропорции 9:7, 9:3:4, или 9:3:3:1, 9:6:1.
Например, степень пигментации кожи определяется двумя парами генов. В соответствии с этим признаком людей можно условно разделить на 5 фенотипов:
негры – ААВВ, темные мулаты – ААВв или АаВВ, средние мулаты – АаВв, ААвв или ааВВ, светлые мулаты – Аавв или ааВв, белые – аавв.
Эпистаз. Эпистазом или противоположным действием генов называется явление, при котором ген одной аллельной пары (супрессор) в доминантном состоянии может подавлять развитие признака, контролируемого другой парой генов. При случае эпистаза при скрещивании дигетерозигот в потомстве наблюдается расщепление в соотношении 13:3 или 12:3:1.
8. Сцепленное наследование. Число признаков организма многократно превышает число хромосом. Следовательно, в одной хромосоме располагается множество генов. Наследование признаков, гены которых находятся в одной паре гомологичных хромосом, называется сцепленным наследованием (закон Моргана). Гены, расположенные в одной хромосоме, образуют группы сцепления. Число групп сцепления равно гаплоидному числу хромосом.
Распространенные ошибки при решении этого типа задач обычно сводятся к тому, что учащиеся не умеют определять типы гамет, не понимают механизмы кроссинговера или не учитывают тот факт, что при сцепленном наследовании доминантные и рецессивные гены могут находиться в одной из гомологичных хромосом (транс-положение) или в разных гомологичных хромосомах (цис-положение).
Полное сцепление. Количество гамет при независимом наследовании определяется по формуле 2ⁿ, где n – количество пар разнородных хромосом, содержащих гетерозиготные пары. Например, тригетерозигота АаВвСс будет давать 8 типов гамет, если гены расположены в разных парах хромосом (n=3) и только 2 типа, если гены находятся в одной паре (n=1). А В С
а в с
Неполное сцепление. При неполном сцеплении гомологичные хромосомы могут обмениваться аллельными генами. Причиной этого является кроссинговер, который, в свою очередь, является результатом того, что при мейозе гомологичные хромосомы конъюгируют и могут обмениваться участками.
В результате этого скрещивании дигетерозигот с генотипом
А а с гомозиготами по рецессиву, имеющими генотип а а
В в в в
В потомстве наряду с обычными появляется некоторое количество особей, образовавшихся в результате слияния кроссинговерных гамет (рекомбинантов), имеющих генотип А а или а а
в в в В
Составление схем кроссинговера. При составлении схем кроссинговера следует помнить, что основное количество гамет будут составлять некроссоверные, а кроссоверные гаметы будут встречаться в небольших количествах. Образование кроссоверных гамет можно легко определить, воспользовавшись схемой:
9. Наследование генов, локализованных в половых хромосомах. Для успешного решения этого типа задач необходимо четко представлять механизм наследования половых хромосом:
Р ♀ХХ х ♂ ХУ
Г Х Х,У
50% 50%
Половые хромосомы Х и У не являются полностью гомологичными друг другу. Поэтому наследование признаков, гены которых находятся в негомологичных участках половых хромосомах, имеет свои особенности:
9. Наследование летальных генов. Летальные гены в гомозиготном состоянии могут вызывать гибель потомства еще до рождения. При этом другие генотипы выживают. Как и доминирование, в данном случае образуется три фенотипических класса, но один из фенотипов не проявляется, т.к. особи, несущие летальные гены, погибают. Поэтому расщепление в потомстве отличается от менделеевского. Наличие летальных генов, расположенных в Х-хромосомах, может изменять соотношение полов и распределение признаков, кодируемых этими генами у потомства.
Р ♀ J J Х Х х ♂ J J Х У
II группа крови, здорова I группа крови, больной гемофилией
А Н * Н о h о
Г J Х , J Х J X , J У
А о Н h A о H
F1 ♀ J J Х Х ♂ J J Х У
II группа крови, здорова II группа крови, здоров
носительница гена
♀ J J Х Х ♂ J J Х У
I группа крови, здорова I группа крови, здоров
носительница гена
Так как у данной супружеской пары родилась здоровая дочь с I группой крови, следовательно мать является гетерозиготной.
А о Н Н о о h
Р ♀ J J Х Х х ♂ J J Х У
II группа крови, здорова I группа крови, больной гемофилией
А Н о Н о h о
Г J Х , J Х J X , J У
А о Н h A о H
F1 ♀ J J Х Х ♂ J J Х У
II группа крови, здорова II группа крови, здоров
носительница гена
♀ J J Х Х ♂ J J Х У
I группа крови, здорова I группа крови, здоров
носительница гена
о о Н h А В H
♀ J J Х Х х ♂ J J Х У
Г J Х , J Х J X , J У , J Х , J У
F2 ♀ J J Х Х ♂ J J Х У
II группа крови, здорова II группа крови, здоров
B о Н H B о H
♀ J J Х Х ♂ J J Х У
III группа крови, здорова III группа крови, здоров
А о Н h A о h
♀ J J Х Х ♂ J J Х У
II группа крови, здорова II группа крови, больной гемофилией
носительница гена
♀ J J Х Х ♂ J J Х У
III группа крови, здорова III группа крови, больной гемофилией
носительница гена
Ответ: генотип родителей - ♀ J J Х Х и ♂ J J Х У
II группа крови, здорова I группа крови, больной гемофилией
о о Н h
I группа крови, здорова
носительница гена
А В h
Некоторые общие методические приемы, которые могут быть использованы при решении задач
16 12 2014
1 стр.
16 12 2014
1 стр.
Обеспечить усвоение учащимися знаний и способов действий по теме «Решение задач с помощью пропорции» на уровне их применения в разнообразных ситуациях
01 10 2014
1 стр.
Цели: ввести понятия «трапеция», «равнобокая трапеция», «прямоугольная трапеция»; рассмотреть решение задач, в которых раскрываются свойства трапеции
14 10 2014
1 стр.
«Решение примеров на деление круглых многозначных чисел на разрядное число. Решение задач на нахождения расстояния по скорости и времени»
10 09 2014
1 стр.
Акции фирмы «Колобок» в понедельник, среду и пятницу росли на 10%, а во вторник и четверг падали на 10%. В какой момент недели их курс был максимальным?
25 09 2014
1 стр.
Хорошо, если учитель математики будет принимать активное участие в обсуждении решения физических задач
11 10 2014
1 стр.
В условиях сокращения количества часов на изучение химии необходимо отметить нехватку времени на отработку навыков решения расчетных задач, что сказывается на результатах контрольн
15 12 2014
1 стр.