Перейти на главную страницу
Колыванова Лариса Александровна
13.00.08 – теория и методика профессионального образования
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Самара – 2012
Работа выполнена в ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»
Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор
Носова Тамара Михайловна
Официальные оппоненты:
Золя Аслямовна Хуснутдинова, доктор медицинских наук, профессор, ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы», кафедра охраны здоровья и безопасности жизнедеятельности, заведующий кафедрой
Лариса Николаевна Горина, доктор педагогических наук, профессор, ФГБОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет», кафедра управления промышленной и экологической безопасностью, заведующий кафедрой
Ведущая организация – ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет»
Защита состоится 12 декабря 2012 года в 13.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.216.02 по присуждению ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.08 – теория и методика профессионального образования при ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия» по адресу: 443099, г. Самара, ул. М. Горького, 65/67.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»
Автореферат разослан 09 ноября 2012 г.
Ученый секретарь
диссертационного совета Левина Светлана Викторовна
Общая характеристика исследования
Актуальность исследования. Современная Россия находится на пути инновационного развития, в котором важная роль принадлежит среднему профессиональному образованию, ориентированному на выполнение социального заказа общества по обеспечению рынка труда квалифицированными специалистами, обладающими определенными знаниями, умениями, технологиями, способными легко адаптироваться к профессиональной деятельности, развивая трудоохранную, экологическую, духовно-нравственную культуры, безопасность жизнедеятельности и здоровье.
В программном правительственном документе «Государственная стратегия развития РФ до 2025 года» отмечено, что «…модернизация общества предполагает становление новой культуры, в которой ценностями являются самостоятельное действие и предприимчивость, соединенные с ценностями солидарной ответственности за общественное благосостояние и устойчивое взаимодействие общества и природы…», где образование в области безопасности жизнедеятельности рассматривается как одно из важнейших условий успешного развития страны.
События последних лет (взрывы в аэропорту Домодедово, серия взрывов в московском метро, террористические акты в разных городах страны, катастрофа на Саяно-Шушенской ГЭС, рост числа чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера) в очередной раз поставили вопрос о необходимости разработки проблем безопасности жизнедеятельности.
Актуальна эта проблема в регионах России. Так, по данным ГУ МЧС России по Самарской области, за последние три года в губернии было зафиксировано 289 чрезвычайных ситуаций, в результате чего пострадали 1215 человек, из которых 115 – дети. В данный период в регионе зарегистрировано 792 природных пожара, где пострадало более 516 га зеленых насаждений. В пожарах погибло более 200 человек и 140 получили травмы. Кроме того, на территории Самарской области за текущий год совершено более 4,5 тысяч дорожно-транспортных происшествий, из них 474 с участием детей, в которых погибло около 550 человек, и получили травмы различной степени тяжести 5460, зачастую приводящие к инвалидности.
Особое значение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья имеет осуществление профессиональной деятельности, что обусловлено изменением их статуса в социальной среде; признанием права на независимое безопасное существование и самостоятельное жизненное самоопределение.
Поэтому неслучайно, что в реализации проекта «Национальной образовательной инициативы - «Наша новая школа» отражена модель инклюзивного образования «для всех и для каждого». На территории Самарской губернии работа по изменению системы специального (инклюзивного) образования обучаемых с ограниченными возможностями здоровья ведется с 2000 года в 343 общеобразовательных и одном среднем профессиональном учебном заведениях.
В настоящее время в Самарской губернии проживает более 247 тысяч инвалидов, из них 102 тысячи – жители Самары. Особо велико число инвалидов по зрению. В регионе их насчитывается около 3 тысяч человек. Ежегодно инвалидность по зрению получают более 300 жителей Самарской области. За последние пять лет общая численность слепых и слабовидящих в регионе увеличилась почти на 50%, вместе с тем их занятость в профессиональной сфере неуклонно сокращается. Так, в общественном производстве Самарской губернии занято только 15% от общего числа людей с ограниченными возможностями здоровья, что вызвало необходимость разработки «Комплексной целевой программы медико-социальной и профессиональной реабилитации инвалидов Самарской области». В ее основе лежит обеспечение инвалидам доступной безопасной среды жизнедеятельности, создание системы оказания помощи в чрезвычайных ситуациях и профилактической работы в сфере образования.
Инклюзивное (франц. inclusif - включающий в себя) образование представляет собой процесс развития общего образования, в который включены все обучаемые, несмотря на их физические, интеллектуальные особенности, на основе учета особых образовательных потребностей.
Как следует из Конвенции ООН «О правах инвалидов», статья № 24, принятой Правительством России в 2008 году, «…в целях реализации права на образование, государство должно обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека». В связи с этим Президент РФ, В.В.Путин акцентировал свое внимание на развитии такого рода образования, указав, «…мы обязаны создать нормальную систему образования для обучаемых с ограниченными возможностями здоровья, способствуя тому, чтобы они получали знания в обычных образовательных учреждениях, так как образование представляет собой один из определяющих этапов жизни человека, формирующих личность, являясь решающим, как для индивидуального успеха, так и для долгосрочного развития всей страны».
Инклюзивное образование на территории Российской Федерации регулируется Конституцией РФ, федеральными законами «Об образовании» и «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенциями «О правах ребенка», «О защите прав человека, безопасности и основных свобод».
Сегодня проблемы безопасности жизнедеятельности, здоровья населения страны вышли на уровень национально значимых, среди которых – развитие профессиональной, компетентной, творческой и социально-ответственной личности специалиста, способной обеспечить гармоничное и безопасное существование системы «человек – общество – среда обитания», – одна из основных. По мнению ряда ученых (П.А.Ваганова, Л.Н.Гориной, С.П.Данченко, П.И.Кайгородовой, И.Д.Козаковой, О.Н.Русак, П.В.Станкевича, В.П.Соломина, З.А.Хуснутдиновой), ключевым в теории безопасности жизнедеятельности является уровень знаний людей об опасностях, способах защиты от них.
Системное обеспечение безопасности социума вызывает необходимость формирования культуры безопасности жизнедеятельности, что особо актуально для людей с ограниченными возможностями. Ее актуальность обусловлена следующими обстоятельствами:
- в связи с возникновением новых угроз безопасности в различных сферах жизнедеятельности уровень знаний населения о них, особенно по вопросам личной безопасности инвалидов, значительно отстает от предъявляемых к нему современных требований;
- уровень общей их культуры в сфере безопасности жизнедеятельности невысок из-за отсутствия развитой системы непрерывного просвещения в этой области;
- во многих профессионально-образовательных учреждениях отсутствуют программы обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, нет квалифицированных преподавателей дисциплин «Безопасности жизнедеятельности», что серьезно сказывается на качестве обучения студентов-инвалидов и формировании у них культуры безопасности жизнедеятельности;
- при подготовке личности безопасного типа поведения не всегда учитываются возрастные и психофизиологические особенности, влияющие на усвоение ими учебного материала, приобретение специальных знаний, умений и навыков безопасной жизнедеятельности.
Исследование проблемы формирования культуры безопасности жизнедеятельности обучающихся инвалидов в системе профессионального образования позволило выявить ряд противоречий между:
- увеличением опасностей, которые являются следствием интенсивной деятельности человека, и отсутствием культуры безопасного существования социума в окружающей среде;
- снижением на шкале индивидуальных ценностей, ценности безопасной и продолжительной жизни и необходимостью высокого уровня социально – психологической адаптации в современных условиях для создания семьи, профессиональной карьеры, материального обеспечения;
-пониманием необходимости обеспечения безопасности жизнедеятельности инвалидов и отсутствием общности взглядов на решение этой проблемы, недостаточной разработанностью педагогических технологий формирования культуры безопасности жизнедеятельности;
- социальной значимостью проблемы и уровнем готовности решать вопросы безопасности жизнедеятельности людей с ограниченными возможностями здоровья.
Необходимость преодоления этих противоречий определили проблему исследования, заключающуюся в разработке концептуальных методологических основ развития культуры безопасности жизнедеятельности в профессиональном образовании студентов с ограниченными возможностями здоровья, в создании педагогической модели, учитывающей многообразие региональных особенностей, в выявлении педагогических условий ее реализации, разработке методики развития личности безопасного типа поведения и целесообразности применения научно-обоснованного подхода к ее эффективному формированию.
Актуальность обозначенной проблемы и ее практическая значимость определили тему исследования: «Формирование культуры безопасности жизнедеятельности в профессиональной подготовке студентов с ограниченными возможностями здоровья в медицинском колледже».
Цель исследования – обосновать, научно разработать и реализовать модель формирования культуры безопасности жизнедеятельности в профессиональной подготовке студентов с ограниченными возможностями здоровья, выявить и проверить педагогические условия ее эффективного функционирования в медицинском колледже.
Объект исследования – педагогический процесс формирования культуры безопасности жизнедеятельности в профессиональной подготовке студентов с ограниченными возможностями здоровья в медицинском колледже.
Предмет исследования – формирование культуры безопасности жизнедеятельности в профессиональной подготовке студентов с ограниченными возможностями здоровья по зрению в медицинском колледже.
Гипотеза исследования: формирование культуры безопасности жизнедеятельности в профессиональной подготовке студентов с ограниченными возможностями здоровья будет осуществляться эффективно, если:
- мотивирована необходимость формирования культуры безопасности жизнедеятельности в их профессиональной подготовке;
- определены методологические основы, разработана концепция и модель развития культуры безопасности жизнедеятельности личности обучаемого в образовательном процессе;
- реализована концептуальная модель формирования культуры безопасности жизнедеятельности, отвечающая требованиям развития, самореализации личности, возрастным и индивидуальным особенностям;
- учтены структура и содержание дифференцированных вариативных модулей модели формирования культуры безопасности жизнедеятельности в профессиональной подготовке студентов с ограниченными возможностями здоровья в медицинском колледже (культура здоровья, трудоохранная, экологическая, духовно-нравственная);
- выявлена совокупность педагогических условий, способствующих процессу формирования культуры безопасности жизнедеятельности студентов-инвалидов;
- разработан, экспериментально проверен и внедрен учебно-методический комплекс (УМК), содержательно и технологически обеспечивающий формирование культуры безопасности жизнедеятельности в профессиональной подготовке студентов с ограниченными возможностями здоровья по зрению в медицинском колледже.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования обозначены следующие задачи:
1) обосновать мотивацию и необходимость формирования культуры безопасности жизнедеятельности в профессиональной подготовке студентов с ограниченными возможностями здоровья по зрению в медицинском колледже;
2) определить теоретико-методологические основы и разработать концепцию развития культуры безопасности жизнедеятельности обучающихся инвалидов в профессиональной подготовке в медицинском колледже;
3) разработать педагогическую модель формирования культуры безопасности жизнедеятельности студентов с ограниченными возможностями здоровья по зрению в медицинском колледже, выявить и экспериментально проверить психолого-педагогические, медико-биологические, дидактические условия, способствующие эффективности образовательно-воспитательного процесса инвалидов;
4) определить условия реализации модели, критерии оценки и уровни сформированности культуры безопасности жизнедеятельности студентов с ограниченными возможностями здоровья по зрению;
5) разработать и реализовать в учебном процессе УМК в качестве методического обеспечения для формирования и развития культуры безопасности жизнедеятельности студентов с ограниченными возможностями здоровья по зрению в медицинском колледже;
6) экспериментально проверить эффективность модели формирования культуры безопасности жизнедеятельности студентов с ограниченными возможностями здоровья в профессиональной подготовке в медицинском колледже.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования:
- теоретические: изучение и системный, историографический анализ философской, культурологической, психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования; изучение международных и российских конвенций, программ, стратегий по формированию культуры безопасности жизнедеятельности инвалидов, систематизация, обобщение педагогического опыта, прогнозирование, проектирование, моделирование, диагностирование;
- эмпирические: изучение педагогического опыта, наблюдение за деятельностью обучающихся в учебно-воспитательном процессе; анкетирование, тестирование обучаемых по проблеме формирования культуры безопасности жизнедеятельности; констатирующий и формирующий эксперименты по внедрению педагогической модели культуры безопасности жизнедеятельности в практику деятельности медицинского колледжа;
В исследовании разработана и обоснована концепция формирования безопасной жизнедеятельности в профессиональной подготовке студентов с ограниченными возможностями здоровья в медицинском колледже посредством активизации аффективного, когнитивного и ценностно-мотивационного компонентов восприятия окружающей среды, а также детерминирования стойкой конативной направленности образовательно-воспитательного процесса. Теоретико-методологическое обеспечение содержания педагогического процесса основанное в инклюзивном образовании на эколого-валеологической культуре, развитии экоцентрического мышления, приоритете ценностей безопасной жизнедеятельности, способствует решению одной из актуальнейших проблем педагогики – профессиональной подготовки студентов с ограниченными возможностями здоровья по зрению. Данная задача доведена автором до уровня практических рекомендаций.
1. Реализована на практике, впервые в условиях Среднего Поволжья (Самарская губерния), принципиально новая по структуре и эффективности система формирования культуры безопасности жизнедеятельности в профессиональной подготовке в медицинском колледже студентов с ограниченными возможностями здоровья, включающая инвариантную модель их профессионального образования на основе вариативных, эколого-валеологических, культурологических модулей регионального содержания и условия ее реализации;
2. Разработан и внедрен в образовательный процесс медицинского колледжа методический комплекс, включающий интегрированные учебные программы, дидактические материалы, методическое пособие, рабочую тетрадь по курсу «Безопасность жизнедеятельности» с рельефно-точечным шрифтом (по системе Брайля), рабочие тесты по дисциплине, методические рекомендации к их освоению (содержательные, инструктивные) и позволяющий осуществлять процесс формирования культуры безопасности жизнедеятельности в профессиональной подготовке студентов с ограниченными возможностями здоровья по зрению;
3. Результаты исследования использовались в создании образовательно-воспитательной среды при формировании культуры безопасности жизнедеятельности для студентов с ограниченными возможностями здоровья по зрению в ГБОУ СПО «Кинель-Черкасский медицинский колледж», ФГОУ СПО «Кисловодский медицинский колледж» и могут применяться преподавателями медицинских колледжей, специальных учреждений подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, авторами по разработке новых программ, учебников и методических пособий по «Безопасности жизнедеятельности».
Жизнедеятельности в профессиональной подготовке студентов с ограниченными возможностями здоровья в медицинском колледже
06 10 2014
3 стр.
Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, Уставом школы, основными направле
16 12 2014
12 стр.
11 10 2014
1 стр.
14 12 2014
1 стр.
Муниципального автономного учреждения культуры «Чекмагушевская центральная межпоселенческая библиотека» Республики Башкортостан
12 10 2014
1 стр.
Чувашской Республики для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
09 09 2014
1 стр.
16 12 2014
1 стр.
Ежегодно более 1 000 слушателей смогут бесплатно обучаться сетевому администрированию
16 12 2014
1 стр.