Использование электронной интерактивной доски в учебном процессе для лиц с ограниченными возможностями здоровья
Орешкина О.А, Левашов М.А., Сафронов В.Е.
Московский Государственный Технический Университет им. Н.Э. Баумана
Современный учебный процесс подразумевает широкое использование технических средств обучения, что предоставляет дополнительные возможности для обеспечения поддержки учебного процесса лицам с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов). Всё более часто в учебном процессе применяются интерактивные электронные доски. В Головном Учебно-Исследовательском и Методическом центре комплексной реабилитации инвалидов по слуху МГТУ им. Н.Э.Баумана (ГУИМЦ) используется такая доска, опытом работы и проблемами при работе с которой нам и хотелось бы поделиться.
Доску рекомендуется размещать в передней части комнаты, на 85 см выше уровня пола.
Электронная доска ActivBoard английской фирмы Promethean работает как проекционный экран в комплекте с видеопроектором и компьютером. Выбор проектора следует осуществлять по двум основным критериям: яркости и разрешению. Яркость проектора выбирается из условий получения качественного изображения при разных режимах освещения в помещении. Проектор желательно выбирать с максимальным разрешением (как минимум 1024х768), в связи с тем, что современные видеокарты и мониторы уже работают с разрешениями 1280х1024 и выше. Применение же интерполяции сильно ухудшает изображение на доске-экране. Поэтому, либо на компьютере устанавливается разрешение не выше разрешения матрицы проектора либо используется видеокарта с двумя выходами - «двухголовая» (Dual Head), с возможностью раздельных установок для различных устройств отображения (монитора и видеопроектора).
Традиционные «интеллектуальные доски» доски рассчитаны на аудитории небольших размеров.
ActivBoard поставляется вместе с комплектом программного обеспечения ActivStudio, при запуске которого на рабочем пространстве доски отображается панель инструментов доски, а управление осуществляется специальным манипулятором, выполненном в виде ручки (стило). Работая со стилом, вы как бы работаете с компьютерной мышью, где нажатие на левую кнопку мыши выполнятся простым нажатием стилом на поверхность доски, а правой кнопки мыши соответствует дополнительная кнопка на корпусе манипулятора.
Практика работы с доской показала, что при наличии большого набора функций и возможностей, наиболее употребительными являются следующие режимы работы:
1. Режим, при котором стило просто заменяет мышь, а доска отображает рабочий стол компьютера. В этом режиме вы можете, стоя у доски, управлять компьютером так же, как если бы вы сидели за столом, работая с мышью. В этом режиме даже не требуется запускать ActivStudio для работы с доской. Этот режим используется для демонстрации работы компьютерных программ или для вывода на доску предварительно заготовленных иллюстративных материалов, в качестве которых могут выступать не только тексты, но и графика, и даже видео.
2. Режим FlipChart (доска со сменными листами бумаги) – режим, наиболее доступный для преподавателей, даже для тех из них, кто практически не владеет компьютерной техникой. В этом режиме эмулируется режим обычной доски, по которой можно просто писать стилом так же, как если бы вы это делали мелом или фломастером. Используя панель инструментов, можно выбирать толщину и цвет линии, а также другие рабочие инструменты преподавателя, например, «тряпку» для стирания неправильно написанного. Кроме того, количество сменных листов неограниченно. Используя панель инструментов, можно добавить новый лист или просмотреть предыдущий.
3. Режим аннотирования в Windows. При переходе в этот режим становится возможным делать надписи и комментарии поверх любого окна в Windows (даже окна DOS). Полученные изображения могут быть «сфотографированы» специальным инструментом и впоследствии сохранены, например, в FlipChart. Этот режим используется для демонстрации работы и комментирования компьютерных программ или для вывода на доску предварительно заготовленных иллюстративных материалов, требующих внесения пояснений в процессе занятия.
Всё написанное на доске в процессе занятия может быть сохранено на компьютере в трёх форматах:
1. В собственном формате доски *.flp (для просмотра требуется наличие ПО, поставляемого с доской)
2. В формате HTML – для просмотра требуется любой web-браузер
3. В виде презентации Microsoft Power Point.
При работе с доской существует ряд проблем. Основная проблема – это ослепление преподавателя лучом проектора. Для решения этой проблемы в ГУИМЦ применяется подвеска проектора под потолком, с таким расчётом, чтобы обеспечить режим «шаг вперёд», при котором преподавателю достаточно сделать один шаг от доски в сторону аудитории, чтобы его глаза оказались вне зоны ослепления. Однако в результате такого способа подвеса, при использовании закреплённой на стене доски, наблюдаются трапецеидальные искажения и в результате приходится применять наклон доски, что, однако, по отзывам преподавателей при небольших углах наклона только улучшает работу с доской.
Однако при обеспечении режима «шаг вперёд» не удаётся полностью избавиться от остаточных трапециедальных искажений, используя приемлемые углы наклона доски.
Попытки применения электронной коррекции изображения (встроенная в проектор функция Keystone) приводили к резкому и значительному ухудшению изображения. Таким образом, для обеспечения возможности наклона доски требуется использовать нестандартные способы её закрепления, например, как это сделано в ГУИМЦ, на специальной регулируемой передвижной подставке. Использование мобильной подставки приводит к тому, что при небольших сдвигах доски в процессе работы требуется периодическая калибровка доски с помощью прилагающегося к ней программного обеспечения.
Кроме того, при практическом использовании ActivBoard нами были обнаружены следующие недостатки:
1. Для проведения опросов в процессе занятия используются специальные пульты, не входящие в стандартный комплект поставки. Тем не менее, в программном обеспечении доски существует мощная система обработки результатов тестирования, которую без пультов задействовать не получается. На наш взгляд, было бы целесообразным включение в состав комплекта программ какой-либо программы-сервера, позволяющей проводить сетевое тестирование, хотя бы в масштабах локальной сети. На настоящий момент для проведения тестирования мы вынуждены использовать программы сторонних организаций.
2. Не всегда корректно работает «фотографирование» объектов, например, использовать этот инструмент для фиксирования внешнего вида выпадающих меню для пояснения их работы не получается. Это, конечно, можно обойти, используя клавишу Print Screen, но потом не удастся избавиться от лишних частей изображения (см. п.3)
3. Отсутствует обрезка изображения объекта при работе с ним в FlipChart.
4. У поставляемого вместе с доской манипулятора типа стило не очень удобно размещена дополнительная кнопка-«правая кнопка мыши». При попытке писать стилом по доске на неё постоянно попадает указательный или большой палец руки, что вызывает спонтанное появление контекстных меню.
Для обеспечения более эффективного использования доски в учебном процессе для компьютеризированных помещений желательно использовать аппаратные или программные методы передачи информации с компьютера преподавателя и изображения с доски на рабочие места учащихся.
Подобная программа, созданная по нашему заказу нашими партнёрами позволяет, в частности, дублировать в реальном времени на мониторах студентов создаваемое преподавателем на доске изображение, что позволяет студентам видеть даже ту часть изображения на доске, которая может быть закрыта преподавателем, что особенно важно для глухих студентов.
Использование интерактивной доски ActivBoard позволяет преподавателю создавать конспект лекций в процессе их чтения, что одновременно, позволяет получить его студенту сразу после лекции. Следует заметить, что это не просто конспект, записанный, например самим студентом, а лекция, скомпонованная и аннотированная преподавателем, что особенно важно для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Причём подобный подход, на наш взгляд, может быть полезен не только глухим, но и лицам с другими ограничениями, например, с рассеянным вниманием.
Предоставление преподавателям новых образовательных инструментов («интеллектуальных досок», технологий телекоммуникации, средств анимации, интернет -технологий и пр.) обеспечивает повышение качества обучения студентов и практики преподавания;
Способствует созданию обстановки, в которой преподаватели могут оценить, насколько успешно их методики соответствуют потребностям студентов с нарушениями слуха (с ограниченными возможностями).
Обеспечивает высококачественную модель применения образовательных технологий в процессе обучения людей с нарушениями слуха (с ограниченными возможностями).