Перейти на главную страницу
1. Концепция формирования культуры безопасности жизнедеятельности в профессиональной подготовке студентов с ограниченными возможностями здоровья по зрению, включающая основные идеи, положения, принципы, закономерности.
2. Модель формирования культуры безопасности жизнедеятельности в профессиональной подготовке студентов с ограниченными возможностями здоровья, включающая ряд взаимосвязанных и взаимозависимых компонентов (целевой, содержательный, процессуальный, результативно-оценочный).
3. Условия реализации модели формирования культуры безопасности жизнедеятельности в профессиональной подготовке студентов с ограниченными возможностями здоровья:
- формирование мотивации к собственной безопасности и безопасности окружающих в процессе развития культуры безопасности жизнедеятельности;
- создание эффективной образовательной среды и индивидуального подхода при формировании культуры безопасности жизнедеятельности;
- интеграция и реализация в курсе «Безопасность жизнедеятельности» педагогического потенциала общепрофессиональных дисциплин;
- практико-ориентированная деятельность, направленная на развитие личности безопасного типа поведения и социальную адаптацию студентов с нарушением зрения, на основе использования возможностей педагогической образовательной среды.
4. Методика формирования культуры безопасности жизнедеятельности студентов с ограниченными возможностями здоровья (цели, содержание, психолого-педагогические и методические условия, организационные формы, методы, методические приемы).
5. Результаты педагогического эксперимента, которые получены в ходе внедрения и апробации модели формирования культуры безопасности жизнедеятельности студентов с ограниченными возможностями здоровья.
Теоретико-методологическую основу исследования формирования культуры безопасности жизнедеятельности в профессиональной подготовке студентов с ограниченными возможностями здоровья по зрению в медицинском колледже составляют методология и теория познания, теория деятельности, исследования в области безопасности жизнедеятельности; решения задач социальной и психологической реабилитации инвалидов по зрению; формирование адекватной самооценки, стрессоустойчивости и социальной адаптации.
Основные понятия предмета исследования – «безопасность», «безопасность жизнедеятельности», «культура безопасности жизнедеятельности», «формирование культуры безопасности жизнедеятельности». Дефиниция этих понятий сложна и многообразна.
Безопасность – свойство реальных процессов и систем, содержащих источники угрозы и их возможные жертвы, сохранять динамическое состояние с приемлемой возможностью причиненного ущерба от происшествий» (международные документы МАГАТЭ).
Безопасность жизнедеятельности определяется как состояние защищенности личности, общества, государства от внешних и внутренних опасностей и угроз, базирующееся на деятельности людей, общества, государства, мирового сообщества народов по выявлению, изучению, предупреждению, ослаблению, устранению, ликвидации и отражению опасностей и угроз, способных погубить их, лишить фундаментальных материальных и духовных ценностей, нанести неприемлемый, недопустимый ущерб, закрыть путь для выживания и развития.
Культура безопасности жизнедеятельности – уровень развития человека и общества, характеризуемый значимостью задачи обеспечения безопасности жизнедеятельности в системе личных и социальных ценностей, распространенностью стереотипов безопасного поведения в повседневной жизни и в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, степенью защиты от угроз и опасностей во всех сферах жизнедеятельности.
На основе понятий «безопасность», «безопасность жизнедеятельности», «культура безопасности жизнедеятельности» в ходе исследования нами определено понятие «формирование культуры безопасности жизнедеятельности». Это процесс развития устойчивых и значимых качеств личности человека, приобретаемых в ходе становления его в социуме и проявляемых в безопасной жизнедеятельности.
Историография проблемы, формирование культуры безопасности жизнедеятельности в профессиональной подготовке студентов с ограниченными возможностями здоровья в медицинском колледже отражает ее эволюционное развитие. На протяжении многих веков, в обыденном сознании складывалось представление о личности слепых как глубоко ущербной, обладающей рядом специфических черт, отличающих ее от нормально видящих. Слепым приписывали разнообразные отрицательные личностные свойства: гипертрофированные биологические потребности (пищевая и сексуальная), дурные привычки, отсутствие духовных интересов, наличие отрицательных моральных (эгоизм, отсутствие чувства долга, товарищества) и волевых (внушаемость, негативизм) черт характера, религиозно-мистическое мировоззрение. Особенности личности инвалида рассматривались как непосредственное следствие нарушения зрения. В результате возможности совершенствования личности, формирования положительных свойств, считались крайне ограниченными. Предметом первых экспериментальных исследований ученых А.А.Крогиуса, Г.И.Челпанова, А.М.Щербины явилось развитие не только познавательной сферы (ощущения, восприятия, представления, память) человека, имеющего дефекты зрения, но и его личности.
В основе теории развития компенсации, в ее толковании обозначились два направления – опора человека с недостатками развития на деятельность сохранившихся анализаторов и использование высших психологических функций (Б.Г.Ананьев, Т.Р.Армитэдж, П.Биллей, М.И.Земцова, А.И.Зотов, Ю.А.Кулагин, А.Г.Литвак, А.И.Мещеряков, Г.А.Цукерман, А.В.Ярмоленко). В связи с этим, основной задачей реабилитационной работы с инвалидами по зрению является установление или восстановление их социальных связей, социально-психологическая адаптация, а у поздно ослепших – реадаптация в обществе.
Основным моментом в реабилитации студентов с ограниченными возможностями здоровья является восстановление их социальных позиций, включение их в коллективную деятельность, что способствует адаптации к своему дефекту и является решающим фактором их социализации.
Адаптация (от позднелат. adaptatio – приспособление, прилаживание) – совокупность морфофизиологических, поведенческих, популяционных и других особенностей биологического вида, обеспечивающая способность специфического образа жизни в определенных условиях внешней среды, а также процесс выработки приспособлений организмов к условиям их существования.
Необходимой составляющей этого процесса является создание безбарьерной образовательной среды, обеспечивающей полноценную адаптацию инвалидов к условиям современного общества, способствующей развитию у них ощущений, восприятий, представлений, понятий образа окружающей действительности.
По мнению Е.Д.Агеева, П.К.Анохина, М.И.Земцовой, А.Г.Литвак, О.И.Скороходовой, у людей с нарушением зрения сохранена способность адекватного отражения мира, обусловленная наличием викариата ощущений.
Восприятие, по мнению А.Г.Литвак, – это психический процесс отражения предметов или явлений действительности, непосредственно воздействующих на органы чувств, в совокупности их свойств и качеств, в результате чего в сознании возникает целостный образ объекта. Восприятие физических свойств, пространственных признаков и отношений предметов основано на взаимодействии различных анализаторов (зрительного, двигательного, осязательного, кинестетического), влияющих не только на улучшение психического состояния слепых, но и создающих условия их социально-трудовой реабилитации и интеграции в общество.
Более высокой ступенью отражения действительности, по мнению И.М.Сеченова, являются представления. Характерной особенностью представлений людей с нарушением зрения является резкое сужение их круга за счет полного или частичного выпадения или редуцирования зрительных образов. Сокращение числа представлений частично компенсируется благодаря работе существующих анализаторов, главным образом осязательных.
Представления, которыми оперируют слепые, в той или иной степени адекватно отражают действительность, образуя «круг представлений» (М.И.Земцова, А.И.Зотов, В.А.Феоктистова). Согласно К.Бюрклен, «круг представлений» – это «все то, что человек посредством чувств воспринял из внешнего мира, удержал, переработал и включил в сферу своего неотъемлемого опыта и понятий».
Во второй главе «Формирование культуры безопасности жизнедеятельности студентов с нарушением зрения в условиях профессиональной подготовки» представлена разработанная концепция формирования культуры безопасности жизнедеятельности в профессиональной подготовке инвалидов по зрению как основа их социализации.
Концепция включала следующие структурно-функциональные компоненты: семантические (смысловые), аксиологические (ценностные) и коммуникативные (информационные), которые играли важную роль при создании образовательно-воспитательной среды колледжа.
Целью коммуникативной составляющей являлся постоянный обмен информации инвалидов в области безопасного существования в окружающей среде. При этом основным средством информационного процесса в коммуникации слепых выступали речь, голос и интонация.
С этих позиций развитие культуры безопасности жизнедеятельности студентов с нарушением зрения в инклюзивном образовании рассматривалось нами как единый целостный процесс, существующий в контексте социальной реальности и обуславливающий его социальные явления.
Формирование мотивации и установок безопасного поведения у студентов с ограниченными возможностями здоровья осуществлялось в образовательном процессе, который определял социальную адаптацию и реадаптацию инвалидов (рис. 1).
Процесс адаптации и последующая интеграция инвалидов в общество неразрывно связаны с социализацией, с «врастанием их в социальный мир», способствующий осваиванию новой социальной среды в относительно короткий промежуток времени. Основной целью социальной адаптации выступало преодоление дисфункций социальной системы, гармонизация взаимосвязей студентов с ограниченными возможностями здоровья с элементами окружающей среды.
Рис. 1. Концепция формирования культуры безопасности жизнедеятельности в профессиональной подготовке студентов с ограниченными возможностями здоровья в
медицинском колледже
Разработанная нами концепция была направлена на то, чтобы студенты-инвалиды по зрению поменяли статус с «социально подопечных» на трудоспособных людей. В ходе исследования мы столкнулись со сложностью процесса протекания социальной адаптации, где взаимодействуют две структурно сложные системы – личность инвалида и социальная среда.
В этой связи нами была разработана модель формирования культуры безопасности жизнедеятельности обучающихся с нарушением зрения, которая включала ряд взаимосвязанных и взаимозависимых компонентов (целевой, содержательный, процессуальный и результативно-оценочный) и способствовала становлению социально-трудовой адаптации студентов, развитию навыков профессиональной деятельности и личной безопасности.
В содержание процессуального компонента, основанного на обеспечении положительной мотивации слепых и слабовидящих в образовательном процессе, вошли методы, средства и формы обучения, необходимые для реализации поставленной цели.
С целью проверки выдвинутой гипотезы исследования, обозначенных задач, с 2008-2012 гг. на базе ГБОУ СПО «Кинель-Черкасский медицинский колледж», осуществлялся педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, итоговый ), в котором приняли участие 480 обучающихся и 12 преподавателей. Эксперимент носил лонгитюдный характер.
В ходе констатирующего эксперимента нами был проведен анализ возрастного состава, физиологического состояния обучающихся колледжа, результаты которого показали, что доминирующее положение среди студентов с ограниченными возможностями здоровья занимали следующие возрастные категории респондентов (рис. 2).
Рис. 2. Возрастной состав студентов с ограниченными возможностями здоровья по зрению в Кинель-Черкасском медицинском колледже
Для определения результативности эксперимента были разработаны критерии и уровни культуры безопасности жизнедеятельности в профессиональной подготовке студентов с ограниченными возможностями здоровья в медицинском колледже (таблица 1).
Уровни Критерии |
Низкий |
Средний |
Высокий |
Формирование мотивации к собственной безопасности и безопасности окружающих |
Мотивация к собственной безопасности и безопасности окружающих полностью отсутствует |
Студент испытывает некоторые затруднения с определением мотивации к безопасности жизнедеятельности |
Сформирована мотивация к собственной безопасности и безопасности окружающих |
Владение приемами безопасного типа поведения в окружающей среде |
Слабо владеет приемами безопасного поведения в окружающей среде, испытывает трудности передвижения в пространстве |
Владеет определенными приемами безопасного поведения в окружающей среде, испытывает незначительные трудности передвижения в пространстве |
Свободно владеет приемами безопасного поведения в окружающей среде, не испытывает трудностей передвижения в пространстве |
Умение быстро оценивать степень опасности окружающей среды |
Не может оценить степень возникшей опасности |
В ряде случаев может определить степень возникшей опасности, но не всегда |
Может быстро и точно определить степень возникшей опасности |
Применение необходимых знаний, умений и навыков при возникновении опасных и чрезвычайных ситуаций |
Не может применять полученные знания, умения и навыки при возникновении ЧС |
Может иногда применять полученные знания, умения и навыки в целях сохранения собственного здоровья и здоровья окружающих при ЧС |
В любой ЧС владеет полученными знаниями, умениями и навыками, умело применяет их на практике |
Умение анализировать полученные знания в целях социальной адаптации и трудовой реабилитации |
Возникают проблемы с социальной адаптацией и трудовой реабилитацией |
Частичная социальная адаптация и трудовая реабилитация, но не всегда |
Обладает социальной адаптацией и трудовой реабилитацией |
Способность использовать самим и передавать полученные знания в области БЖД окружающим |
Не способен использовать сам и передавать другим знания в области безопасности жизнедеятельности |
Может не в полном объеме использовать знания в области БЖД и передавать их окружающим |
Может применить и передать полученные знания в области БЖД |
Формирование культуры безопасности жизнедеятельности |
Культура безопасности жизнедеятельности отсутствует |
Частичное формирование культуры безопасности жизнедеятельности |
Сформирована культура безопасности жизнедеятельности |
Реализация первого условия – формирование мотивации к собственной безопасности и безопасности окружающих в процессе развития культуры безопасности жизнедеятельности – представляла собой целенаправленный педагогический процесс по актуализации потребностей будущих специалистов в формировании личной безопасности как основы их социальной адаптации в обществе (рис.3).
Кроме того, данное условие требовало определенной разработки мотивационного подхода в развитии личности безопасного типа поведения, формирующего мотивы во взаимосвязи потребностей и интересов, стремлений и эмоций, установок и идеалов студентов с нарушением зрения.
Выявление мотивации у студентов с ограниченными возможностями здоровья способствовало их адаптации в обществе. Их диагностика осуществлялась по методу Т.Элерса.
Рис. 3. Уровни мотивации студентов с нарушением зрения в медицинском колледже (педагогический эксперимент)
Исследования показали, что в процессе обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья в медицинском колледже меняется их адаптация к социальной среде, а от курса к курсу идет возрастание у обучающихся адаптивных способностей.
Мотивация по обозначенным параметрам определялась через ее индекс по формуле:
![]() |
где ![]() ![]() ![]() ![]() |
При определении итогового показателя уровня мотивации значения распределились следующим образом: высокий показатель мотивации в констатирующем эксперименте наблюдался у обучающихся-инвалидов ІІІ курса 0,42, ниже - у респондентов ІІ – 0,38 и І – 0,35 курсов. В ходе формирующего эксперимента показатели и имели следующий вид: ІІІ курс – 0,44, ІІ курс – 0,41, І курс – 0,36.
Исследование показало, что чем выше мотивация к достижению цели у обучающихся медицинского колледжа (Им - 0,42 ІІІ курс констатирующий и Им - 0,44 формирующий эксперимент), тем ниже готовность к риску. К тому же, студентам с нарушением зрения, мотивированным на успех и имеющим большие надежды на него, свойственно избегать высокого риска попадания в непредвиденные ситуации (инвалиды 2-го и 3-го года обучения).
Одновременно с уровнем мотивации инвалидов по зрению определялся индекс удовлетворенности образовательной средой у студентов с ограниченными возможностями здоровья, характеризующий их отношение к социуму. Индекс удовлетворенности вычислялся по формуле:
![]() |
где ![]() ![]() ![]() ![]() |
Из приведенных результатов исследования следует, что обучающиеся ІІІ курса с нарушением зрения как в констатирующем, так и формирующем эксперименте имели наибольший показатель удовлетворенности, и уровень мотивации к успеху (0,42) и (0,44), что свидетельствовало о высоком уровне психолого-педагогических мероприятий, проводимых в рамках образовательного процесса медицинского колледжа.
Мотивация обучающихся инвалидов по зрению создавала потенциальную возможность их успешной деятельности, поскольку мера реализации мотивов зависела от процессов целеполагания: постановки конечных и промежуточных целей, уровня удовлетворенности мотивационной деятельностью, способствующих формированию культуры безопасности жизнедеятельности.
Одной из обозначенных целей нашего исследования было выявление ценностных ориентаций мотивации, жизненной активности обучающихся с нарушением зрения, составляющих основу их отношений к окружающему миру и другим людям. Согласно методике М.Рокича, было выделено два класса ценностей: терминальные (убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стóит того, чтобы к ней стремиться) и инструментальные (убеждения в том, что образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации). В ходе формирующего лонгитюдного эксперимента проводилось анкетирование респондентов. Анализ его результатов определил порядок ранжирования приоритетных ценностей у обучающихся (рис. 4).
Рис. 4. Терминальные и инструментальные ценности обучающихся инвалидов в медицинском колледже
Так, из терминальных ценностей респондентами с нарушением зрения были отмечены: здоровье (41,6%), семья (20,4%) и работа (11,4%), в то время, как здоровыми студентами – развлечения (37,3%), секс (32,8%) и деньги (14,2%). Из инструментальных ценностей инвалиды обозначили: воспитанность (35,7%), образованность (18,4%) и аккуратность (12,7%). Респонденты с нормальным зрением выделили: жизнерадостность (43,2%) и твердую волю (21,3%), что свидетельствовало о других ценностных ориентациях последних.
Ценностный аспект являлся важным условием самосовершенствования студентов с ограниченными возможностями здоровья, где ориентации, интересы и мотивы будущих медицинских работников, были первоосновой, определяющей интеллект, рациональное осмысление окружающей действительности, профессиональную направленность.
Второе условие – создание эффективной образовательной среды на основе личностно-ориентированного подхода при формировании культуры безопасности жизнедеятельности (учет возрастных, гендерных и личностных особенностей). Оно предусматривало в профессиональной подготовке инвалидов развитие процессов компенсации, сглаживание недостатков познавательной деятельности, поиск потенциальных возможностей в становлении личности студентов с нарушением зрения.
Диагностика отношения инвалидов к образовательной среде медицинского колледжа осуществлялась по методике И.А. Баевой, что позволило отразить факторы позитивного, нейтрального и негативного ее восприятия. Обработка результатов проводилась по формуле:
![]() |
где Хі – количество показателей по данному типу; Xіј – объем выборки; Ү – первичный показатель (процент выбора по данному показателю). |
Общий индекс удовлетворенности образовательной средой медицинского колледжа, рассчитываемый как суммарная оценка значимых характеристик, находился на среднем уровне в группе преподавателей (0,50) и зрячих обучающихся (0,36), в то время, как у инвалидов (І курс – 0,61; ІІ курс – 0,75; ІІІ курс – 0,83) он был значительно выше, при max=1,0. Данные показатели свидетельствовали о том, что первокурсники менее адаптированы к среде колледжа, чем обучающиеся последующих курсов, соответственно вероятность переживания депрессивных состояний студентами значительно выше, что влекло за собой изменение состояния физического и психического их здоровья.
В обучении безопасности жизнедеятельности студентов с нарушением зрения нами был применен интегративно-модульный подход, где каждый модуль рассматривался как организационно-методическая единица содержания инклюзивного профессионального образования. Формирующий эксперимент при изучении общепрофессиональных дисциплин включал разработку и применение в процессе обучения инвалидов по зрению интегративных технологий. Коэффициент усвоения содержания основных понятий безопасности жизнедеятельности обучающимися с нарушением зрения представлен на рисунке 5.
Рис. 5. Коэффициенты усвоения содержания основных понятий безопасности жизнедеятельности студентами с нарушением зрения в медицинском колледже
Результативность методики преемственного развития понятий безопасной жизнедеятельности, развитие интеллектуальных умений и навыков в формирующем эксперименте были высокими. Так, 78,38% студентов справились с заданием, в то время как в констатирующем эксперименте их число составило 49,21%, что свидетельствовало о развитии культуры безопасности жизнедеятельности обучающихся.
Важную роль в развитии социально-трудовой реабилитации студентов с ограниченными возможностями здоровья играла стрессоустойчивость и социальная адаптация инвалидов по зрению. Поэтому в исследовании в ходе формирующего эксперимента осуществлялся анализ, отражающий взаимосвязь между психическим и физическим состоянием и последующими за ними серьезными изменениями в жизни обучающихся (рис.6).
При определении итогового показателя степени сопротивляемости стрессу (ССС) и социальной адаптации (СА) значения распределились следующим образом: высокий показатель стрессоустойчивости наблюдался у студентов ІІІ курса и составлял (0,86), ниже у респондентов ІІ – (0,74) и І курса – (0,65).
Таким образом, многолетнее экспериментальное исследование подтвердило эффективность разработанной модели формирования культуры безопасности жизнедеятельности в профессиональной подготовке студентов с ограниченными возможностями здоровья и условий ее реализации положительной динамикой усвоения знаний, развития умений, профессиональных навыков, снижением уровня депрессии, стресса, повышающих социально-трудовую адаптацию и профессиональную реабилитацию инвалидов.
Доказательством эффективности профессиональной подготовки студентов с ограниченными возможностями здоровья являлись их победы на всероссийских и региональных конкурсах профессионального мастерства по СПА-массажу и нетрадиционным видам массажа, а также востребованность выпускников медицинского колледжа на рынке труда. Так, за время эксперимента, 40% студентов с ограниченными возможностями здоровья были трудоустроены в санаторно-курортной зоне Самарской области, 15% - открыли совместные частные массажные кабинеты, остальные - получили работу в других регионах России. Это подтвердило правомерность выдвинутой нами гипотезы.
В заключении изложены общие результаты исследования, сформулированы выводы и намечены перспективы дальнейшего развития инклюзивного образования.
Жизнедеятельности в профессиональной подготовке студентов с ограниченными возможностями здоровья в медицинском колледже
06 10 2014
3 стр.
Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, Уставом школы, основными направле
16 12 2014
12 стр.
11 10 2014
1 стр.
14 12 2014
1 стр.
Муниципального автономного учреждения культуры «Чекмагушевская центральная межпоселенческая библиотека» Республики Башкортостан
12 10 2014
1 стр.
Чувашской Республики для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
09 09 2014
1 стр.
16 12 2014
1 стр.
Ежегодно более 1 000 слушателей смогут бесплатно обучаться сетевому администрированию
16 12 2014
1 стр.