ДОКЛАД, ПРЕДСТАВЛЕННЫЙ НА МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
«Проблемы музыкального образования детей-инвалидов»
( г. Москва 2007г.)
Доклад опубликован в методическом сборнике ГСИИ.
Доклад Ермаков В.Б.
(Снежинск)
Тема: « Формирование музыкального слуха и музыкальных представлений у слепых и слабовидящих детей»
«Если мы воспринимаем музыку одним лишь
ухом, но не ощущаем ее всем телом, не
содрогаемся от ее могущества, мы слышим лишь
слабое эхо ее истинного существа».
Далькроз
Слуховые представления у слепых и слабовидящих детей формируются так же, как и у нормально видящих детей, на основе слухового восприятия, воспроизведения и продуктивного воображения. Формирование слуховых представлений у слепых и слабовидящих дошкольников и школьников имеет некоторое своеобразие, обусловленное полным или частичным выключением зрения. При полной сохранности слухового анализатора направленность при формировании представлений должна сосредоточиваться на обеспечении компенсации слепоты и устранении дефектов зрения. Так, во время освоения новых предметных действий и развития пространственно-двигательной ориентировки при опоре на слуховое восприятие можно сформировать различные представления.
У слепых детей, особенно в период раннего дошкольного возраста, важно сформировать представления о навыках, необходимых в быту. Поскольку слепые дети лишены возможности усваивать навыки и действия путем подражания с использованием зрительного анализатора, то лишь слово и осязание могут способствовать формированию бытовых представлений в условиях семьи и детского сада. Обучение слепого ребенка происходит при совместном участии взрослых с опорой на действие, а затем на слово. Родители или воспитатели помогают ребенку овладеть новыми навыками и сформировать на основе ранее сложившихся новые представления. Ребенок, овладевая предметными действиями (ходьба с тростью, держание ложки, умывание и т. п.), формирует свои представления о предметах и предметных ситуациях.
Уже в раннем возрасте ребенок проявляет на основе сформированных представлений самостоятельность в выполнении своих действий, и они в дальнейшем приобретают волевой характер. Важную роль в развитии слуховых представлений имеет процесс овладения предметной деятельностью с опорой на речь, на принятый ребенком мотив деятельности.
Формирование слуховых представлений должно проводиться в широком диапазоне звуков. Ребенок должен представлять голоса природы: радостное пение птиц, журчание ручья, шелест листьев деревьев и травы, жужжание насекомых и т. п. Особенно необходимо, чтобы дети с глубокими нарушениями зрения учились формированию музыкального слуха и музыкальных представлений.
-
Актуален ли поиск новых подходов к созданию рациональных методик обучения коррекции и реабилитации инвалидов по зрению?
Если в процессе обучения слепых и слабовидящих детей применять элементы музыкотерапии, то можно активизировать коррекцию дефектов психического и физического характера.
-
Почему благодаря музыкально-ритмическим движениям и играм можно достичь высокой степени компенсации?
-
Что такое музыкальная психотерапия?
Музыкальная психотерапия представляет собой один из эффективных и в отечественной психологии мало изученных методов воздействия на сознание человека через включение его в различные виды музыкальной деятельности.
Традиционно выделяют три вида музыкотерапии :
• клиническая ;
• оздоровительная ;
• экспериментальная
-
Что понимается под коррекционно-педагогической работой ?
Под коррекционно-педагогической работой понимается система специальных педагогических мероприятий, средств, форм, методов обучения и воспитания, направленных на активизацию процессов компенсации, преодоление или устранение недостатков познавательной деятельности, черт личности, физического развития и двигательных способностей детей с нарушением зрения.
-
Какие методы рекомендуется применять учителю музыки в музыкальный терапии?
Учителю музыки при использовании музыкальной терапии рекомендовано применять методы, связанные с включением учащегося в различные виды деятельности –слушание музыки, пение, музыкальное творчество, танцы и ритмические движения.
-
Что такое пение и в чем заключается его польза?
Пение - это живая, сию минуту рождающаяся и на наших глазах развивающаяся, музыкальная мысль, эмоция, вызывающая в слушателях ответные мысли и эмоции.
При пении развивается личность ребенка, его эмоциональная сфера,
интеллект, зарождаются и развиваются эстетические чувства
Процесс разучивания песни содержит элементы самостоятельности и
творчества.
Дети получают удовольствие от процесса пения, у них появляются
положительные эмоции, а также развивается
артикуляционный аппарат, дыхание.
-
Почему благодаря музыкально-ритмическим движениям и играм можно достичь высокой степени компенсации?
Человек, обладающий чувством ритма, лучше понимает и усваивает ритмические характеристики движений, которые являются важным компонентом координации движений. Танцевальные движения, хороводы, игры способствуют повышению работоспособности организма, укреплению и сохранению здоровья, коррекции двигательных нарушений и недостатков физического развития.
В танцах, играх жизнь ребенка окрашивается положительными эмоциями, создаются возможности разностороннего развития, подготовке к социуму
-
Выполняет ли игра на музыкальных инструментах функцию здоровье сберегающей технологии ?
Игра на музыкальных инструментах особенно полезна детям со слабым уровнем координации слуха и голоса, детям со слабыми мышцами рук и с нарушением координации движений.
Задачи коррекционно-развивающей программы оздоровления детей с нарушениями зрения с помощью музыкотерапии:
• развитие восприятия;
• формирование представлений;
• развитие образного мышления и воображения;
• улучшение дикции;
• развитие неязыковых средств общения
Восприятие – психический процесс отражения в сознании человека совокупности свойств, предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Важную роль у детей с нарушением зрения играет слуховое восприятие, которое необходимо целенаправленно развивать. Слух играет большую роль в процессе компенсации. Способность к анализу и синтезу звука развивается и совершенствуется под воздействием обучения и воспитания.
На уроках музыки происходит обучение детей распознаванию звука по частоте, динамике, длительности звучания, характеру. Представления - это образы, отраженные в памяти в результате предшествовавшего восприятия предметного мира и возникающие после его воздействия на различные анализаторы.
Представления у слепых и слабовидящих требуют дополнительной работы по коррекции, компенсации и формированию.
Формирование слуховых представлений должно проводиться в широком диапазоне звуков.
Ребенок должен представлять голоса природы: радостное пение птиц, журчание ручья, шелест листьев деревьев и т.п.
Особенно необходимо, чтобы дети с глубокими нарушениями зрения учились формированию музыкального слуха и музыкальных представлений.
Образное мышление – форма психического отражения действительности
в новых, непривычных сочетаниях и связях.
Воображение как мотив деятельности, играет главную и существенную роль в процессе компенсации зрения и становления личности.
Для развития у слепых и слабовидящих воображения необходимо всестороннее развитие сенсорики и на ее основе создание творческих, художественных, музыкальных, математических и других образов
Речь – процесс практического освоения человеком языка в целях общения с другими людьми.
Своеобразие развития речи у детей с патологией зрения может проявляться в отставании формирования речевых навыков, в накоплении языковых средств и выразительных движений
Причины сужения сферы общения у детей с глубокими нарушениями зрения могут быть:
1) ограничение возможностей подражательной деятельности;
2)уменьшение возможностей развития двигательной сферы;
3)средовые условия воспитания и общения
У детей с глубокими нарушениями зрения ограничены визуальные возможности контроля за языковыми и неязыковыми средствами общения. Речевые нарушения в форме косноязычия у учащихся с дефектами зрения встречаются чаще, чем у нормально видящих детей.
-
Рассмотрев все аспекты, можно придти к выводу о том, что развитие детей с глубоким нарушением зрения протекает при ограниченных возможностях самостоятельно познать внешний мир, недостаточном контакте с ним.
-
Занятия музыкой в сочетании с ритмикой, построенные с учетом психологических особенностей помогают достичь высокой степени компенсации.
Игры
Игры можно применять при любой форме деятельности.
Птички
Цель игры: развивать умение ориентироваться в пространстве.
Методика организации игры
Игра проводится в спортзале или в большой комнате, где есть доступ к музыкальному инструменту. Количество игроков – 3-6 . Все играющие, изображая птиц, вьют себе гнезда и садятся в них (каждый находит себе место на площадке и запоминает его).
Методика проведения игры
Звучит музыка, все птицы вылетают из своих гнезд и, размахивая руками (подражая движению крыльев), свободно летают по всей площадке. Внезапно учитель кричит: “Коршун!” Все птицы стараются скорее прилететь в свои гнезда. Игрок, занявший последним свое гнездо, считается пойманным коршуном и получает очко проигрыша.
После 5-6 вылетов игроки, не получившие ни одного очка, считаются выигравшими.
Правила и методические указания
Вылетать из гнезда и прилетать в него можно только по сигналу учителя.
Каждый возвращается только в свое гнездо.
Пойманный коршуном не выходит из игры, а продолжает участвовать в ней.
Через каждые два вылета все должны находить себе новые гнезда.
Игру целесообразно проводить именно с музыкальным сопровождением: при полете птиц звучит легкая ритмическая музыка, а при появлении коршуна – аккорды.
Педагог должен следить, чтобы играющие бегали легко на носках (изображая полет птиц) и не топтались у своего гнезда.
Прятки
Цель игры: развивать умение ориентироваться в пространстве.
Методика организации игры
Игра проводится в спортзале или большой комнате. Количество игроков – 1-6. С
помощью считалок выбирают двух-трех водящих (если играющих более 15, их может быть четыре-пять). Водящие выходят из комнаты или становятся в одном из углов площадки.
Методика проведения игры
Как только водящие заняли свои места, все остальные игроки тихо прячутся. Когда все спрятались, звучит музыка, игроки хлопают три раза в ладоши, а водящие, ориентируясь по хлопкам, начинают искать спрятавшихся. Задача водящих в течение 2-3 мин найти как можно больше игроков. Затем снова все прячутся, и искать идет другая группа водящих .
Правила и методические указания
Игра проходит под тихую музыку. По сигналу педагога, и только по сигналу, каждый спрятавшийся игрок должен немедленно хлопнуть в ладоши три раза. Не хлопнувший в ладоши игрок считается найденным. Игроки, которых нашли водящие, соблюдая тишину, садятся на место, заранее отведенное для них учителем.
Переходить с места на место спрятавшиеся игроки не имеют права.
Водящий, найдя игрока, должен узнать его (назвать по имени); если водящий ошибся, игрок снова прячется в новом месте. Учитель должен требовать полной тишины.
Во время игры учитель регулярно (можно чаще, если водящий медлительный или плохо ориентируется) дает сигналы, по которым все спрятавшиеся игроки должны хлопать три раза в ладоши. Категорически запрещается влезать на что-либо высокое, особенно на снаряды, за которые надо держаться и одновременно хлопать в ладоши.
Море волнуется
Цель игры: развивать умение ориентироваться в пространстве, координацию.
Методика организации игры
Инвентарь для игры – гимнастический мат, матрац или коврик. Все играющие
размещаются в лодке (на мате или коврике, положенном на землю, пол)
Методика проведения игры
Включив плеер с музыкой, учитель ходит по площадке и, назвав по имени кого-нибудь из игроков, говорит: “Море волнуется”. Вызванный находит учителя и берет его за руку. Затем вызывается следующий игрок и т.д.; образуется вереница игроков, которые, держась за руки, двигаются за учителем. Учитель водит за собой играющих шагом, бегом, поскоками по всей площадке в разных направлениях, заворачивая цепочку улиткой, змейкой и т.д. Неожиданно он говорит: “Море спокойно”. Играющие стараются скорее занять места в лодке (найти мат или коврик, стать или сесть на него, смотря по условию). Игрок, последним занявший место, проигрывает. Затем игра возобновляется.
Правила и методические указания
При следовании за учителем игроки делают то, что делает или говорит он.
Занимать места в лодке можно только после слов “Море спокойно.” Проигравший продолжает участвовать в игре. Вместо мата или коврика могут быть использованы стулья, поставленные в ряд, или скамейка, но они должны быть покрыты чем-нибудь мягким, чтобы бегущие к ним игроки не ударились об их острые края. Мат или коврик необходимо класть (если игра в помещении) на расстоянии 1-1,5 м от стены, чтобы бегущие не могли удариться об нее. Роль водящего, которую вначале исполняет педагог, в дальнейшемможет быть поручена одному из игроков. Местонахождение лодки в течение игры должно меняться 2-3 раза.
Литература.
1.Литвак А.Г. Тифлопсихология.- М., 1985.
2.Малаев Д.М. Игры для слепых и
слабовидящих: Учебное пособие. – М.:
Советский спорт, 2002.