Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1


ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗА БУДУЩЕГО:

РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТИ


А.В, Михальский

МПГУ, г. Москва


Аннотация:

В качестве основного детерминанта психологического потенциала личности и группы предлагается конструкт «образ будущего». В статье подчеркивается важнейшая роль образа будущего в развитии личности. Выделяются основные характеристики образа будущего, его функции и роль в структуре деятельности. Раскрываются основные методы формирования навыка формирования образа будущего. Намечаются основные направления исследования по проблеме образа будущего.

Ключевые слова: психологический потенциал, психологический образ будущего, образ достижения, психологическое пространство, временная перспектива, синергетика.
Психологические закономерности творческого преобразования реальности вызывают все больший интерес как у теоретиков, так и у практиков. Психология перестала быть обращенной в "прошлое" и поворачивается к созиданию будущего. Философия созидания - это реализация потенциала, включение, актуализация и присоединение новой потенциальной реальности к существующей, что немыслимо в плоском измерении «настоящего». Категория "психологический образ будущего" в этой логике является важнейшим детерминантом психологического потенциала (как личностного, так и группового), успешности человека, группы, общества.

По словам Ж. Нюттена, «будущее является «психологическим пространством», в котором потребности человека подвергаются когнитивной переработке в отдаленные цели и поведенческие проекты... умозрительный конструкт «будущее» есть место строительства поведения и развития человека» [1]. В теории Ж. Нюттена ориентация на будущее рассматривается как мотиватор и одна из личностных черт, однако по нашему мнению, в психологической структуре деятельности самостоятельный концепт образа будущего занимает основополагающее место наряду с такими категориями как мотив и цель.

Мы не считаем понятие "образ будущего" тождественным понятию и категории "цели", понимаемым как "достижение" определенных заданных нормированных показателей и сроков. Цель линейна и одномерна. «В подлинном коллективе, — пишет Б. Ф. Ломов, — цель (идеальное представление будущего продукта) формируется в результате творчества всех его участников, хотя вклад каждого из них может быть различным. Поэтому цель здесь принимается всеми именно как общая и вместе с тем каждым — как «своя» [2]. Обратим внимание, что автор оговаривает, уточняет понятие "цель", внося в него новый смысл ("идеальное представление"). Нам же представляется принципиальным развести понятия "цель" и "образ будущего".

Образ будущего является мультимодальным (включающим различные временные координаты, эмоциональные и когнитивные процессы) конструктом, свойственным как отдельной личности, так и группе в целом. «Чувство страха, тревоги, надежды, завтрашней радости… представляют собой модификации чувства ожидания, психологическое существо напряженности которого состоит именно в непрерывном, часто мучительном соотнесении будущего с настоящим. Такое эмоциональное переживание, а не просто индифферентное когнитивное отображение отношения субъекта к этому будущему по психологической сути своей есть не что иное, как эмоциональное воображение» – подчеркивает Л. М. Веккер [3].

Говоря о мультимодальности образа будущего, необходимо подчеркнуть, что важное значение не только в развитии личности, но и коллектива, рабочей группы имеет эмоциональная сторона перспективной устремленности [4]. Можно отметить эмоциональный подъем малых и больших масс, когда им предлагается идея образа будущей реальности, окрашенная в позитивные тона, имеющая своей целью процветание страны и отдельных людей в частности. Не углубляясь в историю и социологию, можно с уверенностью сказать, что революции или реформы, сопровождавшиеся убеждением граждан в позитивном образе будущего, часто имели колоссальный успех. Оглядываясь назад, мы можем видеть образ Победы, который объединял весь народ во времена Смутного времени, в 1812 и в 1941-1945 годах, что позволяло выстоять в тяжелейшие времена, в короткое время максимально реализовать имевшийся потенциал на уровне больших социальных общностей.

Гипотетически можно предположить, что образ будущего «живет» по тем же закономерностям, что и образ существующей реальности («образ мира» - А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.Ф. Ломов и др.), но в то же время идеален, фантастичен, лабилен, одним из его важнейших измерений является время, временная направленность. Образ будущего глубоко диалогичен, как и само познание. «Познание не является «отражением реальности вне человека и человечества», но имеет дело лишь с содержанием коллективной деятельности и общения, поскольку последние нуждаются для своей организации в идеальных, то есть возможных, пробных, приблизительных, вариативных моделях и перспективах» [5].

Формирование способности человека к построению и сознательному управлению образом будущего является ключевой проблемой не только для развития самоидентичности, но и для формирования полноценной самоопределяющейся творческой личности. Мы можем предположить, что способность к построению образа будущего (себя, своего тела, своего поведения, картины будущего), формируется в раннем детстве и идет параллельно развитию самосознания. При этом, физиологической основой является механизм антиципации в понимании "опережающего отражения", обеспечивающегося механизмом акцептора результатов действия (П. К. Анохин). Ориентировка ребенка на будущее в повседневном общении, прояснение и уточнение его картины будущего (ср. Витгенштейн, Деррида), каким он будет в ближайшем и в отдаленном будущем (вспомним: «Кем ты хочешь быть? - Я буду пожарным или космонавтом»), само по себе является мощным развивающим упражнением для формирования и развития данной способности. Здесь идет речь о развитии осмысленной предметности психического образа, являющегося носителем программы, регулирующей действие, во второй сигнальной системе. Ведущая роль в этом процессе, безусловно, принадлежит высшим функциям, таким как мышление, речь и воображение. Занимательные сюжетно-ролевые, творческие детские игры являются с одной стороны, неисчерпаемым источником, а с другой стороны - стимулом к развитию способности творения образа будущего.

На более поздних возрастных этапах игра также развивается, но на первое место выходят учебная и трудовая деятельности. Развитию способности формирования образа будущего (и перспективного мышления в целом) служат спортивные и интеллектуальные игры, творческая, актерская деятельность, однако все чаще свобода воображения подавляется игровыми правилами и общими социальными ограничениями. Также на развитие «образной способности» сильно влияют ценности, усваиваемые личностью. Ценности, в свою очередь, являются надличностными, универсальными «концептами желаемого», которые определяют умонастроения и поведение отдельных людей. Ценности могут быть рассмотрены как основа для принятия решения и выбора направления действий.

При построении образа будущего, выделяются три ключевых элемента убедительного образа:

1. Значимый смысл (Что наиболее важно?)

2. Картина будущего (Как будет выглядеть будущее?)

3. Ценности (Что определяет поведение и принимаемые решения?)

В спорте, где проблема будущих достижений стоит особенно остро, часто используют методы полной рационализации предстоящего события, репетиции, метод избирательной позитивной ретроспекции, метод предельного мысленного усиления возможности неудачи и некоторые другие. В бизнесе, где важны не только индивидуальное видение будущего (а от этого часто зависит эффективность лидерства в принципе), но и групповое, часто используются мозговые атаки, метод синектики, деловые игры, метод фокальных объектов, ТРИЗ, метод контрольных вопросов, метод создания сценариев и другие.

Проблема образа будущего и его связи с психологическим потенциалом, очевидно, не исследована. Мы можем лишь наметить основные направления, а именно, разработка понятийно-категориального аппарата; выделение сущностных характеристик, свойств и особенностей, закономерностей построения образов будущего на индивидуально-личностном и групповом уровнях; выявление функций и механизмов развития образоформирующих структур в психике, в том числе с позиций психосемантического подхода; трансляции образов в межличностной и межгрупповой коммуникации; культурных и ценностных закономерностей, и, безусловно, определение областей прикладного применения разрабатываемого подхода в практической психологии.

Потенциальная сфера социальной реальности заложена в человеческой психике. Способность трансформации потенциального в реальное, посредством формирования и утилизации образа будущей реальности является имманентным и важнейшим психическим свойством, объединяющим наше прошлое, настоящее и будущее. Как писал Альберт Эйнштейн, «вся наша мысль имеет природу свободной игры с концепциями; оправданием этой игры служит та помощь, которую она оказывает в понимании нашего чувственного опыта» [6]. Однако, необходимо добавить, что свободная игра, поиск человечеством своего будущего, представление этого будущего и его реализация – мощный механизм саморазвития, заложенный в нас самой природой, и как использовать его – во вред или на благо – зависит только от нас самих.

Список использованных источников

1. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего. – М., 2004.

2. Ломов Б.Ф. Совместная (групповая) деятельность людей, формирование трудовых коллективов и психологические аспекты управления ими // Как вести за собой. - М.,1982.

3. Веккер Л. М. Психика и реальность. единая теория психических процессов. Издательство "Смысл". Москва, 1998.

4. Михальский А. В. Эмоциональный потенциал делового коллектива: Дисс. канд.пед.наук. - М., 2001.

5. Касавин И.Т. Познание // Новая философская энциклопедия. — М., 2001.



6. Пригожин И. Эйнштейн: триумфы и коллизии//Эйнштейновский сборник, 1978-1979: Сб. статей. – М., 1983.



Формирование образа будущего

Выделяются основные характеристики образа будущего, его функции и роль в структуре деятельности. Раскрываются основные методы формирования навыка формирования образа будущего. Наме

63.9kb.

13 09 2014
1 стр.


Формирование психологической готовности будущего воспитателя к профессиональному взаимодействию с психологом
425.01kb.

17 12 2014
2 стр.


Саулин Василий Иванович формирование профессиональной компетентности будущего учителя-филолога в области литературно-краеведческой деятельности в системе непрерывного образования

Формирование профессиональной компетентности будущего учителя-филолога в области литературно-краеведческой деятельности в системе непрерывного образования

480.05kb.

12 10 2014
5 стр.


Интервью участником события

«Кто забыл прошлое, тот не имеет будущего». Проследим на примере одного из исторических зданий Москвы – Манежа изменения образа жизни и привычек московского общества

336.29kb.

11 09 2014
1 стр.


Вклад деятелей Японской Православной Миссии в формирование образа Японии в России во второй половине XIX – начале XX вв
51.54kb.

08 10 2014
1 стр.


Формирование здорового образа жизни обучающихся

Здоровье – это драгоценность, и притом единственная, ради которой действительно стоит не жалеть времени, сил, трудов и всяких благ

57.18kb.

02 09 2014
1 стр.


Рабочая учебная программа по дисциплине «Пропедевтика внутренних болезней, лучевая диагностика»

Цель преподавания дисциплины: формирование у будущего специалиста основ клинического мышления – овладение методикой обследования больного

495.29kb.

01 10 2014
3 стр.


Конкурс соревнование сборных семейных команд,,Папа, мама, я спортивная семья

Популяризация здорового образа жизни, воспитание положительных семейных традиций, формирование тесных внутрисемейных связей

88.71kb.

29 09 2014
1 стр.