Перейти на главную страницу
Первые внешкольные уч-я в России. Возникновение первых уч-ий в России связаны с именами Шацкого Станислав Теофилович и Зеленко Александр Устинович. В Москве, в 1905 году ими были созданы детские клубы и детский сад и носили общее название «Дневной приют для приходящих детей. 150 детей. При приюте открылись мастерские (слесарная, столярная и швейная). Отношения между педагогами и детьми понимались как отношения между старшими и младшими товарищами. Большое значение придавалось воспитания у детей чувства товарищества, солидарности, коллективизма. Необычным явлением для педагогической практики того времени была организация детского самоуправления.
В 1908 году общество было закрыто по распоряжению правительства, которое увидело в его деятельности попытку «проведения социализма среди маленьких детей».
Первые внешкольные уч-я во многом выполняли компенсирующую функцию – занятия в этих уч-ях компенсировали отсутствие у детей школьного образования. Вместе с тем они помогали организовывать досуг детей, способствовали обогащению их коммуникативной деятельности. Инновационный характер первых внешкольных уч-ий был обусловлен благородными мотивами их основателей, а также новыми педагогическими взглядами на проблемы воспитания детей.
В 1919 г. С.Г.Шацкий организует на базе учреждений общества «Детский труд и отдых» опытно-показательные уч-я Народного комиссариата просвещения РСФСР, которые составили Первую опытную станцию по народному образованию. Сельское отделение станции в Калужской губернии включало 13 школ первой ступени, школу второй ступени и 4 детских сада. Функции методического центра выполняла колония О»Бодрая жизнь». Городское отделение станции в Москве объединяло детский сад и школы первой и второй ступени. В состав станции входили внешкольные учреждения для детей и взрослых, а также курсы по подготовке и повышению квалификации учителей.
Опытная станция вела работу с детьми, организовывала совместную работу школы и населения по воспитанию детей, занимались исследовательской деятельностью. По образцу Первой опытной станции были созданы и другие опытные станции Наркомпроса, которые просуществовали до 1936 года.
После Октябрьской революции стала формироваться сеть внешкольных учреждений, основу которых составили дворцы и дома пионеров и школьников. Первые из них были открыты в 1923-24 г.г. в Москве. Их создание было связано с организацией пионерских отрядов. Дворцы и дома пионеров стали организационными и методическими центрами пионерского движения. Однако их деятельность не сводилась к выполнению одной лишь идеологической функции. Они стали многопрофильными центрами развития детского творчества, организации детского досуга, развития межшкольных связей.
В 1934 году руководство городом приняло решение о создании в помещениях бывшей царской Аничковой усадьбы городского дворца пионеров. В оборудовании и оформлении его помещений участвовали 228 заводов, фабрик, институтов. Ведущие предприятия и научные центры Ленинграда оснащали лаборатории дворца приборами и установками. Торжественное открытие состоялось 12 февраля 1937 года. Для работы с детьми были приглашены выдающиеся ученые, деятели искусства: известный историк академик В.В.Струве, крупнейший специалист в области геологии Д.Н. Наливкин, лекции по искусству читал директор Эрмитажа И.А. Орбели, ансамблем песни и пляски руководил Дунаевский И.О., с юными шахматистами занимался М.М, Ботвинник.
Дворец выстоял блокаду. Всю войну работала библиотека. Зимой 1941 -- 1942 гг. в главном корпусе размещался гражданский госпиталь. В самом тяжелом 1942 г. состоялся выпускной бал для школьников, закончивших 10 класс. В 1942 г. было принято решение открыть Дворец вновь. В 1943 г. прошла городская олимпиада детского творчества. Но, главная гордость Дворца - его ученики. Здесь делали первые шаги в профессию Наталья Бехтерева, Людвиг Фаддеев, Лев Додин, Генадий Шатков, Борис Спасский, Наталья Макарова, Елена Образцова, Татьяна Доронина, Георгий Гречко, Владимир Шаталов, Валерий Салов, Александр Халифман.
В 1986 г. на территории Аничкова дворца построен Театрально -- концертный комплекс (архитекторы И. Б. Ноах, Н. М. Куликова.)
К 1950 г. в Советском Союзе существовало 1297 дворцов и ДПШ. Так де открывались станции юных любителей природы, станции юных техников, детские железные дороги (1-ая в Тбилиси), детские речные пароходства, экскурсионно-туристские станции, детские парки, которые организовывали досуг детей и служили местом проведения праздников и др. массовых мероприятий. Значительное место в системе внешкольных учреждений занимали детские спортивные школы.
Важной составной частью системы внешкольных учреждений для детей стали пионерские лагеря, которые рассматривались кок воспитательно-оздоровительные учреждения, работающие с учетом основных принципов деятельности пионерской организации. Одним из первых был создан в 1925 году Артек. Одной из главных задач пионерского лагеря считалось общественно-политическое воспитание детей.
Деятельность внешкольных учреждений развивалась по 3-м основным направлениям: учебно-кружковая работа, массовая работа, методическая работа (прежде всего по вопросам деятельности детских организаций).
В общей структуре педагогических работников «внешкольники» представляли ту часть специалистов, которые наиболее глубоко ориентировались в интересах и проблемах детей и наиболее полно были способны реализовывать в работе с детьми принцип индивидуального подхода.
Одним из основных принципов деятельности детских внешкольных учреждений считалась идейная направленность работы с детьми: создавались особые структуры во внешкольных учреждениях (ленинские музеи, залы , комнаты),использовались особые формы воспитательной работы ( экскурсии, походы, путешествия по ленинским местам, по дорогам гражданской и В. О.В, на ударные стройки).
Можно выделить 4 основные функции внешкольных учреждений:
«Обучение досугу» стало особым направлением в формировании духовного образа жизни. В массовой работе внешкольных учреждений использовались различные виды игр: игры- путешествия, игры-загадки, викторины, подвижные и спортивные игры. Для малышей создавались комнаты сказок, для старшеклассников - клубы выходного дня, дискуссионные клубы. Все это способствовало не только развитию личности, но и формированию у детей умений самоорганизации досуга.
Оценивая данное направление работы внешкольных учреждений, следует иметь в виду, что полноценное развитие личности невозможно в рамках какого-то одного вида деятельности (например, учебной), а предполагает сочетание различных ее видов, в состав которых обязательно должна входить и досуговая деятельность.
Помимо социальной функции (идеологического воспитания и предупреждения детской безнадзорности в условиях занятости родителей в сфере общественного производства) и перечисленных выше социально-педагогических функций детские внешкольные учреждения решали важные задачи по кадровому обеспечению системы образования, т.е. методическую функцию.
В середине 80-х во внешкольных уч-ях работали 135 тыс. педагогов, многие из которых сочетали эту работу с основной работой в ВУЗах, НИИ, на производстве, уч-ях культуры. Внешкольные уч-я обеспечивали их методическую подготовку к педагогической работе. Кроме того, внешкольные уч-я являлись методическими центрами в организации пионерской и комсомольской работы в школе, осуществляли метод. руководство деятельностью пионервожатых, организаторов внеклассной и внешкольной работы, оказывали методическую помощь классным руководителям.
На базе внешкольных уч-ий, их подразделений проводилась методическая работа с учителями-предметниками. Станции юных натуралистов поддерживали контакты с учителями биологии, станции юных техников – с учителями труда и физики, творческие клубы эстетического профиля – с педагогами гуманитарных предметов, которые руководили драмкружками и другими детскими творческими коллективами.
Реализация методической функции внешкольных учреждений выражалась в их пед. инновациях. Нередко в практике работы во нешкольных учреждений появлялись такие формы и методы педагогической деятельности, которые можно было использовать и в массовой школьной практике. К ним относятся различные виды дискуссий, интеллектуальных игр и другие интерактивные методы.
Трансформация сети внешкольных уч-ий в
систему дополнительного образования детей.
Изменения в обществе в 90-е гг. привели к глубокому социально-экономическому кризису. На развитии системы образования, в том числе внешкольных учреждений, сказались две группы факторов: смена ценностных ориентиров, отказ от многих ограничений в сфере образовательной деятельности, и сокращение финансовых ресурсов выделенных на нужды образования.
Уже в первой половине 90-х расходы на образование стали существенно уменьшаться. В 1992 году эти расходы составили 5,9% от расходной части бюджета России, в 1993 г. – 3,8%, а в 1994 г. – 3,8%. Фактическое финансирование было ниже плановых показателей.
Нехватка средств привела к сокращению масштабов деятельности внешкольных учреждений.
В 1992 г. – 6 363 тыс. детей
1993 г. - 5 946 тыс. детей
1994 г. – 6 082 тыс. детей
1995 г. – 6 074 тыс. детей.
По сравнению с 1990 г. почти на тысячу уменьшилось число детско-юношеских спортивных школ. Общая численность других видов внешкольных учреждений Министерства образования за этот же период увеличилась с 5001 до 5532, но число занимающихся в них детей сократилась с 4,6 млн. чел. до 4,2 млн. чел. Нехватка средств привела к расширению практики привела к расширению платных услуг. Внешкольные учреждения оказались вынуждены все чаще обращаться к родителям с просьбой о финансовой помощи.
С принятием Закона РФ «Об образовании» (1992) статус внешкольных учреждений существенно изменился. Принятый закон создал правовые предпосылки для перехода от идеологизированной, тоталитарной системы образования к системе вариативной, гуманистической, демократической. В качестве одного из важнейших принципов государственной политики в области образования Закон провозглашает гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Закон исходит из того, что образование должно быть направлено на воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семьи.
Заметные изменения произошли и в функциях учреждений д.о. Отпала функция идеологического воспитания, направленного на формирование заранее заданной мировоззренческой и политической позиции. Вместе с тем достаточно быстро обнаружилось, что общество не может развиваться без единого идеологического пространства – общих ценностей, включающих в том числе отношения к историческому прошлому, к ее национальным символам, ее роли в мировом сообществе. Основной педагогической функцией стало дополнительное образование.
Произошло изменение в методических функциях. С исчезновением пионерской и комсомольской организации, естественно, прекратилось и методическое обеспечение их деятельности. Основное внимание уделяется повышению профессиональной квалификации педагогических кадров. Некоторые крупные учреждения д.о. стали выполнять функции центров повышения квалификации. Важным средством стимулирования стал конкурс «Сердце». Конкурс призван способствовать выявлению талантливых педагогов, новых педагогических идей, повышению профессионального мастерства и престижа труда работников д.о., привлечению внимания местной администрации к образовательной деятельности этой системы.
Итак, подытоживая, можно отметить, что если первоначально внешкольные учреждения компенсировали отсутствие общего образования у детей и по характеру своей педагогической деятельности были своеобразной альтернативой традиционной школе, то с расширением сети школ, переходом ко всеобщему обучению детей школьного возраста происходило превращение внешкольных учреждений в учреждения дополнительного образования, а само д.о. становилось компонентом общего образования.
В них в свободное от учебы время занимаются свыше 10 млн. (49%) детей в возрасте от 5 до 18 лет (для сравнения: в 1997 году в них занималось 8,9 млн. детей (около 30%).
Кроме того дополнительное образование в последние годы активно развивается на базе общеобразовательных школ. В творческих объединениях по интересам занимаются более 3,7 млн. детей (в 1997 году – 2,5 млн. человек).
Кадры.
Качество доп. образования детей напрямую связано с педагогической компетентностью кадров, их профессиональным и культурным уровнем, творческим потенциалом. Всего в системе доп. образования детей работает 440 тыс. педагогов, более 80% из них с высшим образованием, 55% имеют высшую и первую квалификационную категорию (для сравнения в 1997 году: работало около 270 тыс. педагогов). В числе педагогов доп. образования, специалистов с педагогическим профессиональным образованием, работают инженеры, музыканты, спортсмены, режиссеры, офицеры запаса и другие мастера своего дела, что позитивно влияет на качество доп. образования.
Постоянному повышению профессионального мастерства педагогических кадров способствует Всероссийский конкурс педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям», в котором приняли участие около 5 тыс. педагогических работников из всех уголков России. В октябре 2007 года в СПб состоялся финал 7-ого Конкурса по 8 номинациям. В нем приняли участие более 300 педагогических работников из 69 субъектов РФ – победили региональных конкурсов «Сердце отдаю детям». Высокий уровень профессионального мастерства педагогов дополнительного образования в ходе конкурсов регулярно демонстрируют Республика Северная Осетия-Алания, Пензенская, Ростовская, Новосибирская, Ульяновская, Омская и Ленинградская области, Москва, Санкт-Петербург и др. Конкурс проводится с 1998 года. Победители в каждой номинации получили главный приз – Хрустальный ключ, которым открываются детские сердца, а также звание лауреатов конкурса.
В регионах активно используется система установления доплат к заработной плате лучшим педагогам дополнительного образования. Так, распоряжением губернатора Белгородской области педагогическим коллективам – призерам областных и федеральных конкурсов профессионального мастерства ежемесячная доплата от 30 до 50%.
Вместе с тем анализ показывает, что далеко не во всех субъектах РФ кадровой политики, повышению квалификации руководящих и педагогических кадров системы доп. образования детей уделяют должное внимание. Только 50% региональных институтов повышения квалификации систематически и целенаправленно проводят эту работу. Назрела необходимость подготовки педагогов дополнительного образования в высших профессиональных учреждениях. В настоящее время Министерством сделан заказ на разработку соответствующего проекта в практическую деятельность, подготовку квалифицированных кадров, соответствующих современным требованиям, готовых к реализации образовательных программ, организации воспитательного процесса.
Содержание деятельности.
Согласно Закону РФ «Об образовании (ст. 14, п.5) содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательными программами, разрабатываемыми, принимаемыми и реализуемыми этим образовательным учреждением самостоятельно. В УДОД разработка и реализация программ осуществляется в соответствии с Примерными требованиями к программам дополнительного образования детей (письмо Департамента воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Минобрнауки России от 11 декабря 2006 года).
В настоящее время в системе доп. образования реализуется более 400 программ различных видов деятельности: развивающие, обучающие, интегрированные, исследовательские и т.д. Основное внимание педагогического коллектива сосредоточено на создании условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной области, профиля программы и времени ее освоения; многообразии видов деятельности, удовлетворяющих самые разные интересы; личностно-деятельном характере образовательного процесса, способствующего развитию мотивации личности к познанию и творчеству, профессиональному самоопределению детей, их самореализации.
Одним из важнейших направлений развития системы является постоянное обновление содержания дополнительного образования детей на основе разработки научных основ организации образовательного процесса, экспертизы программно-методического обеспечения, разработки программ нового поколения и их экспериментальной проверки. Так, например, изменения, произошедшие в социально-экономическом развитии страны в последние годы, способствовали разработке программ доп. образования нового поколения , направленных на получение практических навыков, а также способствующих успеху в жизненном самоопределении обучающихся (автодело, ремонт электронной аппаратуры, дизайн, конструирование одежды, менеджмент, информатика, экология окружающей среды, фермерское дело и т.д.). Постоянному совершенствованию программного обеспечения способствует ежегодное проведение Всероссийских конкурсов авторских программ доп. образования детей, по итогам которого издаются сборники образовательных программ доп. обр. детей по различным направлениям творческой и интеллектуальной деятельности. Конкурс проходит с 1999 года.
В настоящее время дополнительное образование детей развивается по 10 направленностям:
Научно-технической
Спортивно-технической
Художественной
Физкультурно-спортивной
Туристско-краеведческой
Эколого-биологической
Военно-патриотической
Социально-педагогической
Социально-экономической
Естественно-научной
В Санкт-Петербурге действует более 500 учреждение дополнительного образования детей, подведомственные Комитету по образованию, комитету по культуре, Комитету по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями, Комитету по физической культуре и спорту. В этих учреждениях занимаются свыше 80 % детей и подростков. Правительство города считает занятость детей в этой сфере настолько важной, что включило этот показатель в постоянный мониторинг деятельности районов.
Состояние системы дополнительного образования в Санкт-Петербурге характеризуется положительными результатами.
1. Создана многовариантная сеть дополнительного образования детей.
Имеет место недостаточная гибкость и адаптивность системы. Учреждения системы дополнительного образования оказались в ситуации конкурентной борьбы с негосударственными и иными образовательными структурами, оказывающими платные дополнительные образовательные услуги. Наиболее привлекательные с коммерческой точки зрения образовательные программы (иностранные языки, раннее развитие детей, танцы и т.д.) все в большей мере реализуются вне системы дополнительного образования.
Наблюдается преобладание программ и форм дополнительного образования, направленных, прежде всего, на работу с заинтересованными учащимися, а дети «группы риска», девиантного поведения нередко остаются вне поля зрения.
Наблюдается несоответствие материально-технической базы учреждений дополнительного образования современным требованиям реализации образовательных программ.
Недостаточно взаимодействие между учреждениями основного и дополнительного образования детей.
Еще недостаточно осуществляется распространение информационных технологий в дополнительное образование.
Требуют совершенствования программы работы с одаренными детьми и талантливой молодежью.
Существует необходимость решения проблемы внедрения новых методик и технологий в широкую практику.
На базе общеобразовательных учреждений мало внимания уделяется программам социально-педагогического направленности. Не используются возможности организации жизнедеятельности разнообразных детских сообществ – детских общественных объединений.
Не отработаны механизмы педагогического содействия развитию детской созидательной инициативы.
Материальные условия работы в системе дополнительного образования не позволяют в необходимой мере привлечь молодые кадры способные заниматься с детьми наиболее популярными и востребованными среди них видами деятельностью.
Слабо используются возможности учреждений высшего профессионального образования для организации системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов, работающих в системе дополнительного образования детей.
Отсутствует общественный фонд поддержки инновационной деятельности в системе дополнительного образования и стимулирования за качество и результативность педагогической работы, распределяемый с участием общественных институтов.
Из-за сокращения контингента обучающихся, вызванного демографическим кризисом, системе дополнительного образования Санкт-Петербурга предстоит действовать в условиях достаточно жесткой конкуренции.
Не в должной степени развита инфраструктура дополнительного образования. Недостаточное бюджетное финансирование не способно обеспечить поддержку технического состояния зданий, в которых находятся учреждения дополнительного образования.
Недостаточно активно развивается практика создания ресурсных центров и опорных образовательных учреждений, предоставляющих качественное образование возможно более широкому кругу учащихся и выполняющих функции методической помощи педагогам города.
Недостаточность и противоречивость нормативного и правового обеспечения системы дополнительного образования обуславливает снижение социального статуса системы, ограничивает возможности ее развития, не обеспечивает гарантии её сохранности и защиты.
За прошедшее время в СПб открыто 138 отделений дополнительного образования.
А с 1 сентября 2008 года планировалось открыть еще 30 ОДОДов. С общим охватом 13 000 детей. Появляется первый опыт, однако анализ сложившейся ситуации заставляет еще раз вернуться к этому вопросу, т.к. соблюдение только формальных признаков (издание распоряжений, приказов, оформление локальных актов и ведение номенклатуры дел) недостаточно для получения качественного результата.
Общие задачи дополнительного образования детей общеизвестны – это развитие творческого потенциала ребенка, социализация. С этой задачей прекрасно справляются 114 учреждений дополнительного образования в СПб. Но время бросает новый вызов.
Сегодня главная цель деятельности системы доп. Образования, как считают в КО, «должна определяться не в области «Включения в деятельность , творчество» тех, кто не может или не хочет самостоятельно приходить в «систем у доп. Образования». Реализовать эту цель традиционными методами трудно, но это единственный способ развития системы доп. обр.
Развивая эту идею, добавим: миссия доп. Обр. в школе безусловно воспитательная, направленная на воспитание толерантности и терпимости, умения вести диалог, на развитие чувства гражданственности и патриотизма, пропаганду здорового образа жизни, профилактику асоциального поведения, развитие позитивной культуры самоиндификации в городской среде. Все это должно найти отражение в образовательной программе д.о.д., с учетом конкретизированных направлений деятельности.
Хотя отделения д. о. органично вписывается в общую программу школы и занимает значительное место в общешкольном плане, необходимо помнить, что его предназначение заключается не в решении учебных проблем школьника, а в развитии индивидуальных способностей ребенка. Вот почему педагог и организатор отделения д.о. несут большую ответственность перед ребенком и его семьей за отбор материала, выбор интересных форм обучения, за результат деятельности.
Д. о. в школе - явление относительно новое, его можно рассматривать как сферу инновационного педагогического поиска. Новым оно является потому, что ставит принципиально новые цели и задачи, требует новой информации, нового педагогического мышления, новых отношений и новых условий деятельности. Д.о. не повторяет, а расширяет, углубляет его.
В последнее время в СПб д.о. школе получило значительное развитие. Можно выделить несколько причин того:
В науке и практике все больше осознаются возможности д.о.
Активность самой сферы д.о. делает ее полноценной составляющей процесса непрерывного образования;
Наличие свободного времени у детей и подростков, необходимость использования его в целях творческого развития;
К этому стимулирует школа «полного дня»;
Кризисные явления в стране требуют вовлечения детей и подростков в социально значимую деятельность;
Изменения в системе финансирования школ также стимулируют к поиску новых видов деятельности, в том числе в области дополнительного образования:
На развитие д.о. нацеливают нормативные документы;
Особое расположение школ, связанное с удаленностью района, с отсутствием рядом УДО; трудности с транспортом, обеспечение безопасности детей – все это создает условия для необходимости д.о. детей в школах.
В ОДОД ах накапливается положительный опыт работы д.о.
Получена лицензия на право ведения образовательной деятельности.
Разрабатывается внутренняя документация школы. В документах отражены результаты контроля за деятельностью детских коллективов и объединений. Во многих учреждениях города накоплен опыт связи с проведением внутришкольных, районных, городских, всероссийских мероприятий.
Однако мало привести в порядок документы. Значительно сложнее изменить педагогическое мышление и организовать деятельность.
Многое зависит от руководителя ОУ. От понимания им сути д.о. детей, от их организационной и финансовой поддержки ОДОД. На практике можно встретить стремление организовать работу по всем направлениям, хотя реальных условий для этого нет. Вполне достаточно выбрать 4-5 направлений и организовать результативную деятельность. Превращение занятий в факультативные и «уроки после уроков» ликвидирует суть дополнительного образования. Нужна серьезная педагогическая и профессиональная подготовка кадров. Например, выпускник танцевального объединения не может быть руководителем детского коллектива без соответствующего образования.
Основные трудности ОДОД в том, что их деятельность не рассматривается как составная часть образовательного пространства в школе, не учитывается ее вид, особенности, традиции. Д.О. –это детское творчество, а не продолжение классно-урочной систем. Здесь важно не просто занять детей, а вывести их в «Зону ближайшего развития. За этим стоит иное педагогическое мышление, иное отношение. Главная ценность – ребенок. Очень многое зависит от умения составить и реализовать образовательную программу, которая является частицей общего содержания программы ОДОД.
При целеполагании: формулировании целей и переводе их в задачи;
При выделении особенностей методического обеспечения своей деятельности
При прогнозировании результатов и способах их проверки(фиксации, диагностики)
При разработке учебно-методического комплекса.
Проблемы в организации ОДОД обусловлены:
Тем, как руководитель ОУ видит связь базового и дополнительного образования.
Кто становится руководителем ОДОД (здесь нужен не только хороший организатор, а специалист доп. обр).
Наличием этапов выстраивания действий, которые позволяют выстроить общую систему деятельности:
мотивационный этап,
нормативно-правовой этап,
исследовательский, ресурсный,
этап моделирования
содержательный этап
деятельностный (организационно-практический)
этап предъявления результата
рефлексивно-аналитический этап
В современных условиях управления педагогическим процессом успешно, если оно опирается на систему оперативной, объективной, достоверной информации. Диагностика педагогических кадров как система сбора такой информации играет существенную роль.
Диагностика покажет наличие или отсутствие каких-либо признаков, качеств, проблем. Руководителю ОДОД необходимо проанализировать результаты диагностики, расставить приоритеты и вместе с директором школы определить перспективы развития.
При организации диагностической деятельности могут быть полезны:
4 балла – скорее соответствует, чем нет
3 балла – и да, и нет
2 балла – скорее не соответствует
1 балл – не соответствует
Вопросы анкеты:
Компоненты |
ОДОД (школы) |
УДОД |
Развивающий компонент: | ||
Развивающая среда |
|
|
Формы организации |
|
|
Образовательный компонент: | ||
Кадры |
|
|
Многообразие программ |
|
|
Формы предъявления результата |
|
|
Воспитательный компонент: | ||
Социализация |
|
|
Творческая самореализация |
|
|
В 1975 году ДПШ награжден Грамотой ЦК ВЛКСМ за большую работу с пионерскими отрядами.
В 1994 году Дом пионеров и школьников стал лауреатом Всероссийского конкурса педагогических достижений.
С 1996 по 2001 годы ДДТ действовал в режиме опытно-экспериментальной деятельности «Реализация регионального компонента в работе ДДТ». С ДДТ активно участвует в реализации Программы развития районной образовательной системы.
2008 году награжден почетным дипломом ЗАКСа …….
Дом детского творчества сегодня – это многопрофильное учреждение дополнительного образования детей, имеющее сложившееся единство образовательного и обеспечивающего процессов. На сегодняшний момент в ДДТ занимается более 1700 детей в возрасте от 2 до 18 лет по 7 направлениям деятельности в 122 объединениях и 13 платных группах.
Образовательный уровень педагогических кадров:
Ученая степень – 3
Высшее образование – 59
Среднее специальное – 12
Незаконченное высшее - 8
Категории педагогических работников:
Высшая – 42 - 51%
1 категория – 13 – 16 %
2 категория - 15 – 18 %
Без категории – 12 – 15 %
Аттестация педагогов
Высшая - 51 %
1 категория – 16 %
2 категория -18 %
без категории – 15 %
Направленности:
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ
ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ
ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ
ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКАЯ
ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКАЯ
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ
Количество детей по направлениям деятельности
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ – 36%
ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ -
ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКАЯ - 14%
ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКАЯ
Дошкольники 165
7-10 лет – 1389
11-14 лет – 838
14-17 лет - 295 Всего: 2678
Отделы ДДТ: 6 отделов
Методический
Культурно-досуговый
Отдел информационных технологий
Спортивно-массовый
Художественный
Туристско-краеведческий
Большинство программ составлены и доработаны в соответствии с Письмом Министерства образования Российской Федерации от 18.06.2003 №28-02-484/16
«Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей».
Ряд программ носит углубленный или профессионально-ориентированный характер, и способствуют творческому поиску и разностороннему развитию воспитанников ДДТ. Программа Школы раннего развития «Развивающие игры для детей от 2 до 7 лет» – является комплексной и носит социально-адаптационный характер.
Диагностика результативности образовательного процесса.
Диагностика освоения образовательного процесса включает в себя:
- педагогическую диагностику развития творческих способностей, предметных знаний, умений, навыков
- педагогическую диагностику развития познавательных интересов и эмоциональной сферы деятельности.
Педагогическую диагностику осуществляет педагог – руководитель детского творческого коллектива и методист по направлению отдела. Для педагогической диагностики используются методы педагогического наблюдения, и анализа, анкетирования и опрос.
Диагностика уровня успешности освоения программы осуществляется через следующие формы аттестации воспитанников:
- творческие работы прикладной направленности
- открытые занятия
- конкурсы, выставки, фестивали
- концерты, спектакли, «капустники»
- отчетные концерты
Опытные педагоги-организаторы организуют и проводят праздники, игровые программы, огоньки для воспитанников ДДТ и учащихся образовательных учреждений района.
Организация работы ежегодного городского оздоровительного лагеря «Алые паруса»
Турпоходы
Все объединения активно участвуют в районных и городских мероприятиях.
Отношения между педагогами и детьми понимались как отношения между старшими и младшими товарищами. Большое значение придавалось воспитания у детей чувства товарищества, солидарност
16 12 2014
1 стр.
Сценарий формирования реестра договоров с поставщиком услуг дополнительного образования 9
01 10 2014
6 стр.
Учебный план дополнительного образования гимназии №7 направлен на реализацию целей и задач воспитательной системы: воспитание творческой, духовной, здоровой, практичной, успешной л
13 10 2014
1 стр.
Она способствует приобщению человека к природе. Принципиальные требования к процессу образования в учреждениях дополнительного образования направлены на личностное развитие ребенка
14 12 2014
1 стр.
В настоящее время в районе функционируют 45 дошкольных образовательных учреждений, 34 общеобразовательные школы, 6 учреждений дополнительного образования
14 12 2014
1 стр.
16 12 2014
3 стр.
В сборнике предлагаются публикации методических материалов учителей начальных классов, педагогов дополнительного образования учреждений дополнительного образования детей Сургутског
17 12 2014
5 стр.
«Программа развития системы дополнительного образования детей в муниципальном районе Баймакский район на 2008-2012 годы», «Программа развития детско-юношеского спорта»
12 10 2014
1 стр.