Кызылординский государственный университет имени Коркыт Ата
Гуманитарно-педагогический институт
Кафедра «Педагогика и психология»
На правах рукописи
диссертации на соискание академической степени
магистра педагогических наук по специальности
6М010300-Педагогика и психология
Кызылорда, 2013г
Работа выполнена на кафедре «Педагогика и психология» гуманитарно-педагогического института
Научный руководитель: |
Доктор педагогических наук, профессор Ш.М.Майгельдиева |
Официальный оппонент: |
Доктор педагогических наук, профессор Муратбаева Г.А. |
Ведущая организация |
Кызылординский государственный университет имени Коркыт Ата |
Защита диссертации состоится «____»_______________2013г. в_____часов В Кызылординском государственном университете имени Коркыт Ата гуманитарно-педагогического института по адресу 120014, г.Кызылорда,ул Толе би, 36А, №7 учебный корпус С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Кызылординского государственного университета имени Коркыт Ата
|
Развитие современного образования, непрерывное повышение квалификации, переквалификация кадров и дальнейшее процветание культуры народов Казахстана является одним из важнейших и долгосрочных направлений государственной политики. Этому подтверждением являются принятые в 2007 году Закон «Об образовании в Республики Казахстан», в 2010 году Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы, 14 декабря 2012 г. Послание народу Президента Республики Казахстан, лидера нации Н. А. Назарбаева Стратегия «Казахстан-2050» [1]
Учебно-исследовательская культура как свойство индивида существует в различных формах – как высокая степень умений, как способ личностной самореализации (привычка, способ жизнедеятельности, увлечение); как некий итог саморазвития индивида, как форма проявления способности и индивидуального стиля учебной деятельности.
Общеизвестно, что учебно-исследовательская культура есть сложный синтез когнитивного, предметно-практического и личностного опыта и что ее нельзя сформировать, дав обучающимся учебное задание или включив его «в деятельность». Обучающийся должен пройти через последовательность ситуаций близких к реальности и требующих от него все более компетентных действий, оценок, рефлексии приобретаемого опыта. Таким образом, природа учебно-исследовательской культуры такова, что она хотя и является продуктом обучения, но не прямо вытекает из него, а является, скорее, следствием саморазвития обучающегося, в нашем случае студента, причем не столько «технологического», сколько личностного роста, целостной самоорганизации и синтеза своего деятельностного и личностного опыта. Учебно-исследовательская культура студента в педагогической литературе рассматривается в следующих аспектах: как исследовательская деятельность (Н.В. Кухарев, А.И. Кочетов и др.); как часть педагогической культуры (А.А. Молдажанова);как синоним научного творчества (Я.А. Пономарев и др.);как часть методологической культуры учителя (В.А. Сластенин, В.Э. Тамарин и др.);как определенный уровень педагогического мышления (Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская и др.);как профессионально-исследовательская культура (З.А. Исаева и др.);как инструмент исследовательского труда (П.Т. Приходько и др.); как ступень развития профессиональной компетентности (А.К. Маркова и др.); как профессиональная культура (В.А. Сластенин и др.);как проявление методологического мышления (О.С. Анисимов и др.);как культура труда научного работника (К.М. Варшавский, Т.И. Саломатова и др.);как способность исследователя (Е.И. Регирер и др.);как результат реализации исследовательского подхода к процессу обучения (Т.И. Шамова, Г.А. Камышникова и др.);как средство инновационной деятельности (Л.С. Подымова, И.И. Цыркун и др.);как фактор освоения педагогических технологий (Г.К. Селевко и др.); как составляющая менталитета педагога (Б.С. Гершунский и др.); как составная часть духовной культуры (М.М. Мухамбаева и др.);
Вследствие сказанного тенденции, существующие на современном этапе развития педагогической теории и практики, связанные с формированием учебно-исследовательской культуры студентов, позволили обнаружить в отношении к исследуемой проблеме следующие противоречия между:
- требованиями современного рынка труда к работнику, желающему повышать уровень профессиональной компетентности в течение своей трудовой деятельности, и выраженной недостаточностью знаний и умений у выпускника вуза, связанных с организацией самостоятельной познавательной деятельности, его низкой мотивацией к самообучению и самообразованию;
- показателем имеющейся у студентов культуры учебно-исследовательской деятельности и слабым использованием этого потенциала для формирования их учебно-исследовательской культуры;
-необходимостью целостного формирования учебно-исследовательской культуры у студентов и отсутствием системы научно-методического обеспечения этого процесса.
Указанные противоречия определили проблему исследования, которая заключается в обосновании методики формирования профессиональных качеств обучаемых в соответствии с европейским образовательным стандартом в системе высшего образования, определении теоретических основ, тенденций, педагогических условий и средств формирования учебно-исследовательской культуры студентов. Актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная разработанность в современной педагогической науке, обусловили выбор темы исследования в следующей формулировке: «Формирование у студентов учебно-исследовательской культуры»
Цель исследования: теоретико-практическое обоснование содержания и методики формирования у студентов учебно-исследовательской культуры.
Объект исследования: педагогический процесс вуза.
Предметом исследования является процесс формирования культуры учебно-исследовательской деятельности студентов.
Предварительный анализ теоретических и практических аспектов изучаемого вопроса позволил сформулировать исходную гипотезу, состоящую из следующих предположений: если у студентов сформировать учебно-исследовательскую культуру, то будет обеспечена эффективность освоения программы вузовского образования в целом на основе разработки педагогических условий и методики организации учебно-исследовательской деятельности студентов в вузе.
В соответствии с целью и гипотезой исследования определены следующие задачи исследования:
В исследовании реализованы следующие методы исследования: теоретический обзор и анализ научной литературы; моделирование общей и частных гипотез исследования и проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы; общенаучные (эксперимент); группа эмпирических методов (групповые письменные опросы); методы статистической обработки данных исследования; интерпретационные методы анализа полученных результатов, экспертная оценка, анализ учебно-исследовательских работ и выполнения тестовых заданий, наблюдения, обобщение педагогического опыта преподавателей вуза, диагностика отдельных компонентов учебно-исследовательской деятельности, экспериментальная работа по исследованию возможностей отдельных педагогических средств и их групп.
1 этап - был связан с изучением теоретических источников по проблеме исследования, нормативно-правовых актов, программно-методических материалов и отчетов по проблемам качества подготовки будущих педагогов. В данный период уточнялись предмет и объект исследования, разрабатывались исходные положения гипотезы, обобщался передовой опыт вузов относительно реализации формирования исследовательских умений обучаемых.
2 этап - был связан с изучением реального состояния проблемы формирования учебно-исследовательской культуры будущих педагогов. Данный период представлял собой процесс учебно-исследовательской работы, в результате которой были выявлены сущностная значимость учебно-исследовательской культуры, ее качественные показатели и условия обеспечения ее формирования в образовательной среде вуза.
3 этап - включал контрольно-корректирующий этап экспериментальной работы с целью проверки поэтапной технологии формирования учебно-исследовательской культуры будущих педагогов. В этот период были разработаны рекомендации по дидактическому обеспечению данного процесса, были обобщены результаты экспериментальной работы, сформулированы выводы по итогам эксперимента.
- определены эффективные методы и приемы, направленные на совершенствование процесса формирования учебно-исследовательской культуры студента вуза;
-представленные в диссертации дидактические характеристики процесса формирования учебно-исследовательской культуры студента вуза могут быть использованы преподавателями при разработке учебных программ различных модульных курсов, ориентированных на учет потребностей студентов вузов Республики Казахстан в конкурентоспособных педагогов;
- результаты исследования позволят преподавателям вузов наиболее полно реализовать потенциал учебного процесса для обучающихся и добиться полного соответствия подготовки выпускника требованиям, сформулированным ГОСО РК.
1. Определение и обоснование в системной форме комплексной программы организации учебно-исследовательской студентов (состав и содержание видов учебно-исследовательской деятельности и методика) обеспечит эффективную подготовку студентов в вузе в плане формирования у них мотивационно-ценностного отношения к научной деятельности.
2. Предлагаемое в исследовании содержание элективного курса «Планирование и организация научной исследовательской работы» способствует формированию навыков проведения научного исследования.
3. Комплексная программа организации предполагает реализацию педагогических условий, обеспечивающих ее качество и связь с основными направлениями научных исследований вуза, как организация консультаций, проблемных лекций, студенческих научных конференций и научных студенческих работ, плановая деятельность творческих лабораторий, научных кружков, исследовательских групп по общевузовской тематике НИР вуза.
Эксперимент проводился на базе музыкально–педагогического факультета Кызылординского государственного университета им. Коркыт Ата, Кызылординского университета «Болашак», в академических группах специальности 5В010300 - «Педагогика и психология» в течение 2012 – 2013 учебного года.
Основные положения и внедрение основных положений и результатов исследования осуществлялись в ходе экспериментальной работы и докладывались на заседаниях кафедры педагогики и психологии и на научно-практической конференции молодых ученых проходившей в г.Кызылорда, Кызылординском государственном университете им. Кокыт Ата, 27.04.2012.; международная научно-практическая конференция «Инновационное развитие высшего профессионального образования: опыт, проблемы и перспективы» в г.Кызылорда 18-19 октября 2012г «Жоғары оқу орындары студенттерінің оқу-зерттеу әрекеті мәдениетін қалыптастырудың кейбір мәселері»; Қазақстан республикасы президентінің «Қазақстан−2050» стартегиясы жолдары аясында өткізілетін «Тәуелсіз Қазақстан: дамуы, қазіргі кезеңі және болашағы» атты ІV аймақтық студенттік ғылыми-практикалық конференция 2013ж 5 сәуір, Қазақ инженерлік-техникалық академия «Формирование культуры учебно-исследовательской деятельности студентов как условие реализации инновационной деятельности в образовательном процессе».
В первом разделе «Теоретические основы формирования культуры учебно-исследовательской деятельности студентов высших учебных заведений» представлены теоретические положения по процессу разработки структурно-содержательной модели формирования культуры учебно-исследовательской деятельности студентов высших учебных заведений, а именно дается обоснование самоорганизующему началу учебно-исследовательской деятельности и культурологическому подходу как ключевому аспекту в определении сущности понятия «культура учебно-исследовательской деятельности студента».
Во втором разделе «Экспериментальное исследование процесса формирования культуры учебно-исследовательской деятельности студентов высших учебных заведений» представлены образовательные источники процесса формирования культуры учебно-исследовательской деятельности студентов высших учебных заведений, содержание его технологии и методики, а также основные результаты экспериментальной работы.
В заключении содержатся общие выводы по результатам исследования, рекомендации по конкретному их использованию, намечены некоторые перспективы дальнейшего изучения данной проблемы.
Список использованных источников содержит 85 наименований.
В приложениях представлены материалы экспериментальной работы и материалы методических рекомендаций
Основная часть
Принятые в Республике Казахстан «Концепция развития системы образования РК до 2015 года» [2] и «Государственная программа развития системы образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы» [3] предполагают, в первую очередь, повышение качества образования, гармонизацию национальных стандартов образования с образовательными стандартами передовых стран мира.
Сама проблема учебно-исследовательской деятельности студентов не является новой в педагогике высшей школы. Этой проблемой интересовались много педагогов, как З.А. Исаева, Ш.Т.Таубаева, Е. Бережнова, В.В. Краевкий и др. Однако, в настоящий момент, нужно признать изменение ее содержания, увеличении информационного потока при одновременном дефиците учебного и внеучебного времени. В этой связи, по нашему мнению, необходимо рассмотрение учебно-исследовательской деятельности в контексте самоорганизующих начал личности студента.
К учебно-исследовательской работе студенты приобщаются в течении всех лет обучения, изучая теорию выбранной области знания, решая учебно-исследовательские задачи, слушая лекции, изучая рекомендованную преподавателем и самостоятельно подобранную литературу, делая доклады на спецсеминарах, участвуя в обсуждении проблемных вопросов.
Содержание учебно-исследовательской культуры студента включает в себя: осмысление новой парадигмы развития общества, восприятие смены парадигмы образования и тенденцию развития системы общего среднего образования, осознание новой парадигмы педагогической деятельности, осмысление нового содержания образования, знание парадигмальных ветвей педагогического развития, участие в процессе реализации новых идей в системе образования.
Как целостный, многомерный феномен культура учебно-исследовательской деятельности студентов реализуется в личностно-ценностном пространстве их методологической, интеллектуальной, информационной, креативной культуры. Здесь следует еще раз подчеркнуть, что уровень культуры учебно-исследовательской деятельности определяет ее качество и качество процесса познания в целом.
Исходя из данного подхода, можно утверждать, что учебно-исследовательская культура студента формируется в ходе профессионального образования, активного участия в образовательном процессе, включающего в себя профессиональное воспитание и самовоспитание, профессиональное обучение и самообразование, профессиональное развитие и саморазвитие. В процессе диссертационного исследования были выявлены также барьеры в овладении студентами культурой учебно-исследовательской деятельности. Учебно-исследовательская деятельность студентов как один из видов деятельности направлен в первую очередь на совершенствование знаний. В соответствии с основными концептуальными положениями, разработанная структурно-содержательная модель формирования культуры учебно-исследовательской деятельности студентов, которая включает в себя:
1) социально-образовательные потребности и профессионально-ценностные ориентации вуза и личности;
2) принципы организации процесса формирования культуры учебно-исследовательской деятельности студентов вуза;
3) содержание и педагогические условия реализации процесса формирования культуры учебно-исследовательской деятельности;
4) качественные и количественные результаты этого процесса.
Следовательно, культура учебно-исследовательской деятельности реализуется на трех уровнях: личностно- ценностном; процессуально-деятельностном; коммуникативном.
Для более четкой организации контроля сформированности культуры учебно-исследовательской деятельности студентов нами была разработана система диагностики уровня сформированности культуры учебно-исследовательской деятельности будущих педагогов. На основе выделенной закономерности и принципов нами была разработана структурно-содержательная модель формирования культуры учебно-исследовательской деятельности студентов вуза (рисунок 1).
Рисунок 1 – Структурно-содержательная модель формирования
УИД студентов вуза
Цель преподавания курса «Планирование и организация научной исследовательской работы» - формирование знаний об управлении научными процессами, организации исследований, деятельности научных групп и ученых, методологии педагогических исследаваний.
№ |
Наименование тем |
Форма занятия | ||
Лек |
Сем |
СРСП | ||
1. |
Модуль I. Значение науки в развитии цивилизации Лекция I. Наука как одна из форм человеческого сознания и специфическая сфера человеческой деятельности. |
1 |
|
|
2. |
Семинар I. Проблемы научного творчества История понятия об исследовательском методе и его применения в педагогике |
|
1 |
|
3. |
Лекция 2. Возрастные особенности формирования исследовательских качеств и способностей. |
1 |
|
|
4. |
Модуль 2. Методология научного познания и творчества. Лекция 3. Научное изыскание как основная форма научной работы. |
1 |
|
|
5. |
Семинар 2. Организационная структура науки Республики Казахстан |
|
1 |
|
6. |
Лекция 4. Методология педагогического исследования. |
1 |
|
|
7. |
Семинар 3. Методологические основы научного познания |
|
|
1 |
8. |
Лекция 5. Понятийный аппарат педагогического исследования. |
2 |
|
|
9. |
Модуль 3. Структура педагогического исследования. Лекция 6. Общая характеристика и организация научно-педагогических исследований. |
2 |
|
|
10 |
Семинар 4. Подготовка к написанию диссертации и накопление научной информации |
|
|
1 |
11 |
Лекция 7. Логическая структура научного исследования. |
1 |
|
|
12 |
Семинар 5. Работа над диссертационным исследованием. Общедидактические методы обучения и их влияние на развитие исследовательской деятельности |
|
|
1 |
13 |
Лекция 8. Принципы и методы педагогических исследований. Принципы формирования исследовательской деятельности |
1 |
|
|
14 |
Семинар6. Обработка результатов экспериментальных исследований |
|
|
1 |
15 |
Семинар 7. Оформление результатов научной работы и передача информации |
|
1 |
|
16 |
Семинар 8. Организация работы в научном коллективе |
|
1 |
|
17 |
Семинар 9. Планирование работы научного работника Внутренняя мотивация и интерес к исследовательской деятельности. |
|
1 |
1 |
Разработанная программа элективного курса является важным в подготовке педагогов к руководству учебно-исследовательской деятельностью студентов. Основной целью предлагаемого курса состоит в теоретическом и практическом повышении квалификации педагогов для руководства учебными и научными исследованиями обучаемых вуза, диагностика готовности педагога к руководству такой деятельностью, развитие у самого педагога исследовательской деятельности, а также развитие и интериоризация самими педагогами принципов научной этики.
Предлагаем программу курса по выбору «Планирование и организация научной исследовательской работы». Цель курса заключается в приобретении студентами функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции студента в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний. Предлагаемое в исследовании содержание элективного курса «Планирование и организация научной исследовательской работы» способствует формированию навыков проведения научного исследования.
Основные задачи курса:
Для экспериментального обоснования эффективности обозначенных условий в формировании культуры учебно-исследовательской деятельности студентов нами были созданы контрольная и экспериментальная группы.
Экспериментальная работа по формированию культуры учебно-исследовательской деятельности будущих специалистов осуществлялась в три этапа с 2011 по 2013 годы на базе КГУ им Коркыт-ата. В эксперименте приняло участие 80 студентов и 10 преподавателей.
Таблица 2 - Общая характеристика педагогического эксперимента
Этап |
Сроки проведения |
Цели |
Экспериментальная база |
Число участников |
Констатирующий |
2011- 2012 |
Обоснование актуальности проблемы исследования и выяснение путей ее решения |
КГУ им. Коркыт-ата, Каф. Педагогики и психологии |
около 80 студентов |
Поисковый |
2012 г |
Разработка методики формирования культуры УИД у студентов |
КГУ им. Коркыт-ата, Гуманитарно-педагогический институт |
10 преподавателей 80
|
Обучающий |
2012-2013 |
Проверка эффективности разработанной методики |
КГУ им. Коркыт-ата, Гуманитарно-педагогический институт |
10 преподавателей 80
|
На этапе констатирующего эксперимента была обоснована актуальность проблемы исследования и намечены пути её решения. Анкетирование преподавателей показало, что они понимают термин «культура учебно-исследовательской деятельности» неоднозначно, иногда весьма широко.
В последующем согласно плану исследования был организован и проведен обучающий педагогический эксперимент.
І период формирующего (обучающего) эксперимента. На данном этапе исследования мы разработали и предложили студентам методику процесса формирования учебно-исследовательской культуры. [67,68] Данная методика заключается в разработке системы творческих задач, в проведении лекций с проблемным элементом и использовании на занятиях системы практических задач с исследовательскими ситуациями и заданиями. [69]
ІІ период формирующего эксперимента сопровождался организацией и проведением занятий элективного курса на тему: «Планирование и организация научной исследовательской работы» (1 кредит). Разработали учебно-методический комплекс элективного курса. В программе собраны тематические планы лекционного, практического занятия. В ходе чтения элективного курса уточнялись потребности и мотивы учебно-исследовательской работы студентов. С этой целью со студентами была проведена анкета для определения готовности к учебно-исследовательской работе и мотива исследования. В ходе экспериментальной работы после изучения курса «Планирование и организация научной исследовательской работы» студентам провели анкетирование.
Таким образом, результаты опытно-экспериментальной проверки полностью подтвердили гипотезу исследования и показали эффективность разработанной методики формирования культуры УИД будущего педагога.В результате проведенного обучающего педагогического эксперимента удалось установить, что применение разработанной методики позволяет эффективно формировать культуру УИД. Количественная оценка результатов педагогического эксперимента проводилась по процентному соотношению студентов, находящихся на том или ином уровне сформированности культуры учебно-исследовательской деятельности в начале эксперимента и в ходе экспериментальной работы.
Группа |
Этап |
Уровень сформированности опыта НИД |
СП |
К эфф | |||||
Низкий |
Средний |
Высокий | |||||||
кол-во |
% |
кол-во |
% |
Кол-во |
% | ||||
ЭГ-1 |
начало |
24 |
57,14 |
16 |
38,1 |
2 |
4,76 |
1,48 |
0,96 |
ЭГ-1 |
конец |
11 |
26,19 |
24 |
57,1 |
7 |
16,67 |
1,90 |
1,16 |
ЭГ-2 |
начало |
23 |
56,10 |
16 |
39,0 |
2 |
4,88 |
1,49 |
0,96 |
ЭГ-2 |
конец |
10 |
24,39 |
24 |
58,5 |
7 |
17,07 |
1,93 |
1,17 |
ЭГ-3 |
начало |
51 |
56,67 |
34 |
37,8 |
5 |
5,56 |
1,49 |
0,98 |
ЭГ-3 |
конец |
22 |
24,44 |
49 |
54,4 |
19 |
21,11 |
1,97 |
1,19 |
КГ-1 |
начало |
45 |
51,14 |
38 |
43,2 |
5 |
5,68 |
1,55 |
- |
КГ-1 |
конец |
38 |
43,18 |
43 |
48,9 |
7 |
7,95 |
1,65 |
- |
КГ-2 |
начало |
48 |
53,93 |
36 |
40,4 |
5 |
5,62 |
1,52 |
- |
КГ-2 |
конец |
39 |
43,82 |
42 |
47,2 |
8 |
8,99 |
1,65 |
- |
Группа |
G по уровням в процентах |
G по СП |
G по Кэфф |
Y | ||
низкий |
средний |
высокий | ||||
ЭГ-1 |
-30,95 |
19,05 |
11,90 |
0,43 |
0,20 |
1,29 |
ЭГ-2 |
-31,71 |
19,51 |
12,20 |
0,44 |
0,21 |
1,30 |
ЭГ-3 |
-32,22 |
16,67 |
15,56 |
0,48 |
0,21 |
1,32 |
КГ-1 |
-7,95 |
5,68 |
2,27 |
0,10 |
|
1,07 |
КГ-2 |
-10,11 |
6,74 |
3,37 |
0,13 |
|
1,09 |
Рисунок 3- Динамика изменения уровня сформированности культуры учебно-исследовательской
до начала эксперимента |
в конце эксперимента |
в конце эксперимента бакалавры |
|
Рисунок 4– Результаты эксперимента
Оценка полученных результатов показала, что уровень сформированности культуры учебно-исследовательской деятельности у студентов в экспериментальных группах выше, чем у студентов в контрольных. Кроме того, можно выявить общую тенденцию: формирование культуры учебно-исследовательской деятельности у будущих специалистов идет более успешно в группе, где реализован комплекс педагогических условий.
Таким образом, студенты экспериментальной по всем проведенным методикам показывают стабильные высокие данные. Для них приемлем компромисс между неопределенным отношением к профессии педагога и продолжением обучения в вузе, и вероятной перспективой в дальнейшем работать по этой специальности. Студенты осознают необходимость овладения педагогическими знаниями, и имеют устойчивый интерес к исследовательской деятельности. Студенты же контрольной группы отмечают необходимость рефлексии для успешной профессиональной деятельности. Однако, сформированность рефлексивных действий проявляют только в специально создаваемых ситуациях. Будущие педагоги этой группы характеризуются отсутствием сложившейся системы саморазвития, а ориентация на развитие сильно зависит от условий. Владеют более обобщенными педагогическими знаниями. Они способны оперировать основными терминами, законами, явлениями, умеют проверять объективность накопленных фактов в «стандартных» условиях. Осуществляют деятельность по образцу. На учебных занятиях студенты «ситуативно» участвуют в профессионально-ориентированных видах учебной деятельности. Для студентов экспериментальной группы характерно креативность, стремление развить себя, сохранение собственной индивидуальности, стремление к духовному удовлетворению, они характеризуются устойчивым интересом к профессии. Многие из них самостоятельно планируют профессиональные перспективы с учетом большинства согласованных факторов, имеют адекватную самооценку, целенаправленно оперируют педагогической деятельностью и личностными качествами как средством самосовершенствования. Будущие педагоги постоянно демонстрируют сформированность рефлексивных действий, характеризуются активным саморазвитием, владеют широким кругом четко дифференцированных психолого-педагогических знаний, умеют выделять главное, вскрывать связи проводить аналоги, способны переносить приобретенные знания в новые ситуации, на занятиях в процессе обучения в вузе принимают активное участие в профессионально-ориентированных видах учебной деятельности.
25 12 2014
2 стр.
11 10 2014
1 стр.
25 12 2014
3 стр.
25 12 2014
1 стр.
25 12 2014
1 стр.
25 12 2014
2 стр.
15 10 2014
1 стр.
15 10 2014
1 стр.