Перейти на главную страницу
Мероприятия, осуществляемые в аэровокзале, можно разделить на пять основных групп:
Операции, выполненные в аэровокзале, для удобства пассажиров и непосредственно не относящиеся к функционированию авиакомпании. Эти операции обычно подразделяют на коммерческие и некоммерческие. Между этими двумя категориями не существует принципиальных различий, однако некоммерческие операции обычно необходимы (их предоставляют бесплатно или за небольшую плату). Коммерческое обслуживание в противоположность этому является потенциально доходным. Оно не относится к транспортным функциям аэропорта или является исключительно персонально предоставляемой услугой и выполняется по заказу пассажира (например, прокат автомобиля).
В больших пассажирских аэровокзалах типичным является некоммерческое обслуживание:
В пределах пассажирского аэровокзала многие операции обычно выполняются полностью авиакомпаниями или их агентами. Среди этих операций:
Главная задача, связанная с функционированием аэровокзала, состоит в обеспечении точного времени вылета. С этим связаны следующие операции:
Аэропорты, осуществляющие международные пассажирские перевозки, должны выполнять следующие правительственные функции:
В небольших аэропортах обычно все специалисты непассажирских служб располагаются в здании аэровокзала, что обеспечивает их лучшее взаимодействие. Их функциями являются:
При обслуживании вылетающих пассажиров работники службы организации перевозок производят операции по регистрации билетов, оформлению багажа, специальному досмотру, доставке пассажиров к самолёту и посадке в самолёт. Кроме того, в аэропорту отправления пассажир затрачивает время на ожидание посадки.
При обслуживании прилетающих пассажиров производятся операции по высадке пассажиров, доставке их к месту выдачи багажа и выдаче багажа. Пассажиром затрачивается также время на ожидание выдачи багажа.
Наиболее трудоёмкой операцией в аэровокзале является регистрация пассажиров и оформление багажа, то есть предполётное обслуживание.
по месту проведения операций:
Данный метод регистрации имеет свои положительные и отрицательные стороны. К достоинствам можно отнести то, что полностью исключаются случаи засылки багажа не по назначению, а также отсутствует необходимость включать в технологию обслуживания ряд сложных операций; к недостаткам – большая потеря времени пассажирами, наличие очередей у отдельных рабочих мест.
Свободный метод организации обслуживания пассажиров, т.е. регистрации билетов и оформления багажа еще не нашел широкого применения, а внедряется только в крупных аэропортах с большой интенсивностью движения. Сущность данного метода заключается в том, что регистрацию билетов и оформление багажа на рейс можно произвести у любой стойки в операционном зале.
Достоинством свободного метода является сокращение времени наземного обслуживания пассажиров, повышение культуры обслуживания.
К недостаткам следует отнести усложнение процесса внутривокзальной обработки багажа: учет, оформление документации, сортировка по рейсам. Создается возможность засылки багажа. Именно при данном методе требуется широкая сеть автоматизации и механизации процессов регистрации билетов, оформления багажа, его обработки и сортировки по направлениям.
Смешанный метод обслуживания пассажиров в аэровокзале предусматривает использование положительных сторон порейсового и свободного. В крупных зарубежных аэропортах он находит все большее и большее распространение.
Все три перечисленных метода представляют собой технологические схемы регистрации пассажиров и оформления багажа. Все эти три схемы могут применяться при основном методе регистрации.
Основной метод регистрации авиапассажиров в настоящее время является наиболее распространенным и заключается в том, что все предполетные формальности пассажир проходит в аэровокзале.
Если регистрация билетов и оформление багажа по основному методу осуществляется в городском аэровокзале, то после окончания регистрации производится посадка пассажиров в транспортное средство для доставки к самолету.
Если регистрация билетов и оформление багажа осуществляется в аэровокзале аэропорта, то после окончания регистрации производится посадка пассажиров в самолет.
При основном методе обслуживания пассажиров ответственность за сохранность багажа возлагается на перевозчика, что обеспечивает наибольшее удобство для пассажиров.
При основном методе производится регистрация билетов с записью данных в ведомость регистрации отправок авиапассажиров и багажа, при этом багаж каждого взвешивается и принимается для перевозки, осуществляется плата за перевозку сверхнормативного багажа и выдача багажной квитанции.
Багаж комплектуется к рейсу и загружается в багажные помещения самолета в соответствии с центровочным графиком.
Основной метод обслуживания характерен для воздушных линий значительной протяженности. Достоинством его является обеспечение наибольших удобств для пассажиров, освобождающихся от багажа в аэровокзале и доставляемых к самолету транспортом, а недостатком – наибольшая длительность выполнения операций по сравнению с другими методами.
Упрощенный метод регистрации предназначен для воздушных линий средней и малой протяженности без промежуточных посадок. Основным назначением упрощенного метода наземного обслуживания пассажиров является сокращение времени, затрачиваемого пассажиром на регистрацию билетов и оформление багажа. Сущность упрощенного метода заключается в том, что некоторые технологические операции по наземному обслуживанию пассажиров ликвидируются, а некоторые выполняются после отправления самолета:
- ведомость регистрации отправок пассажиров и багажа не ведется (контроль и учет отправок пассажиров ведется по посадочным талонам авиабилетов);
- данные о багаже и ручной клади в багажную квитанцию (в составе билета) не вписываются;
- значительно упрощается оформление багажных бирок;
- багаж каждого пассажира не взвешивается.
Регистрация билетов и оформление багажа по упрощенному методу может производиться как в здании аэровокзала, так и в накопителе и даже у трапа самолета, в этом случае багаж доставляется пассажирами прямо к борту самолета. Достоинством упрощенного метода является значительное сокращение времени наземного обслуживания, а недостатком – отсутствие комфорта в обслуживании пассажиров.
Аэробусный или простейший метод наземного обслуживания пассажиров характерен для воздушных линий с высокой интенсивностью движения самолетов при постоянном и большом пассажиропотоке, когда масса багажа не превышает установленной нормы. Продажа билетов и оформление на рейс производятся одновременно и непосредственно перед вылетом. Багаж перевозится самими пассажирами. Этот метод обслуживания пассажиров получил широкое распространение за рубежом.
Каждый из этих методов может быть выполнен по различной технологической схеме:
1) основной метод:
Если пассажир прибудет на регистрацию или к пропускному пункту по истечении времени окончания оформления пассажиров или явится без необходимых для путешествия документов, авиакомпания имеет право аннулировать бронирование и не обязана задерживать вылет рейса.
Авиакомпания должна предупредить пассажира о времени окончания регистрации.
В различных аэропортах могут применяться различные способы регистрации пассажиров на рейс.
Стойки регистрации должны привлекательно выглядеть и содержать необходимую информацию о номере рейса, направлении, времени вылета, а также о правилах перевозки ручной клади, колющих, режущих и других опасных предметов.
Регистрационные стойки должны предоставляться отдельно для пассажиров первого, бизнес и экономического класса с соответствующим обозначением.
Авиаперевозчик обязан принимать во внимание интересы пассажиров, которым в приеме к перевозке должен отдаваться приоритет:
• транзитные, трансфертные пассажиры;
• часто летающие пассажиры;
• несопровождаемые дети;
• пассажиры, требующие помощи или специального ухода, и пассажиры преклонного возраста;
• пассажиры, имеющие ограничения по сроку действия визы;
• пассажиры, имеющие авиабилеты на продолжение перевозки от пункта прилета;
• пассажиры с детьми;
• совместно путешествующие группы и семьи.
Способы регистрации
Автоматизированный способ регистрации
Если аэропорт вылета оборудован автоматизированной системой управления отправками (АСУ), то регистрация пассажиров и багажа производится с помощью такой системы.
Оформление рейса с помощью АСУ предполагает ввод информации о пассажире и багаже с помощью ПК, автоматическую систематизацию и подсчет данных, а также автоматизированное распечатывание посадочных талонов и багажных бирок.
Выпуск полетной документации также производится в автоматизированном режиме.
Данные, полученные с помощью автоматизированной системы, имеют приоритетное значение перед данными, полученными при подсчете вручную (по полетным купонам, манифестам и т.п.)
Ручной способ регистрации
В случае отсутствия в аэропорту автоматизированной системы управления отправками регистрация на рейсы производится ручным способом с использованием соответствующих расходных материалов. В обычных условиях расходные материалы хранятся в закрытом под ключ подсобном помещении, доступ в которое имеют лица, специально назначенные начальником службы организации пассажирских перевозок.
Агенты по наземному обслуживанию полностью отвечают за организацию хранения и использования ручных материалов перевозчика (посадочные талоны, багажные бирки и т.д.) и принимают все возможные меры к предотвращению их несанкционированного использования.
При ручном способе регистрации должны формироваться следующие документы:
- посадочный талон, на котором должны быть указаны фамилия пассажира, № рейса, дата, направление, время посадки, место посадки, номер места на борту ВС и номер посадочного талона;
- багажная бирка, на которой указывается направление, номер рейса, номер багажной бирки;
- пассажирский манифест, где указываются фамилии пассажиров, их регистрационные номера, количество и вес багажа (зарегистрированного и незарегистрированного), наличие и вес платного багажа, номера багажных бирок, а так же указывается категория пассажира (взрослый, ребенок или ребенок до 2-х лет).
Подсчет данных производится вручную по манифесту с проверкой по полетным купонам, изъятым на регистрации.
Время начала и окончания регистрации
Регистрационная стойка должна быть открыта не позднее, чем за 2 часа до времени вылета, указанного в расписании, на все типы ВС, кроме Ту–134 и Як-40. Если рейс выполняется на этих типах ВС, допускается открытие регистрации за 1,5 часа до вылета.
Регистрация на рейс закрывается за 40 минут до вылета на широкофюзеляжных ВС и за 30 минут – на узкофюзеляжных. Однако в зависимости от технической вооруженности конкретных аэропортов время закрытия регистрации может изменяться. Время закрытия стойки регистрации происходит не позднее, чем за 20 минут до вылета ВС.
Процедура регистрации
Агент, ответственный за регистрацию пассажиров, должен попросить предъявить его документы (билет, паспорт, визу и т.п.).
Проверив документы на действительность и принадлежность данному пассажиру, агент проверяет наличие фамилии пассажира в PNL и статус бронирования в билете. После этого агент предлагает пассажиру выбрать место в салоне ВС и поставить вещи на весы.
Агент обязан опросить пассажира о содержании ручной клади на предмет возможных утаенных опасных предметов и информировать пассажира о требованиях безопасности.
Агент проверяет целостность и надежность упаковки багажа, наличие именных бирок, а также определяет, ориентируясь на желание пассажира, вещи, которые пассажир может взять с собой как незарегистрированный багаж. В случае отсутствия именной бирки агент предлагает пассажиру ее заполнить.
После взвешивания багажа агент вносит данные о пассажире и багаже в АСУ, распечатывает посадочный талон и бирки. Агент делает запись в полетном купоне пассажира о количестве и весе зарегистрированного и незарегистрированного багажа, а также о количестве (весе) багажа сверх нормы, если такой имеется. Если багажа сверх нормы нет, то агент крепит багажную бирку на багаж пассажира, маркирует его необходимыми информационными бирками, отправляет багаж, возвращает пассажиру документы, отдает посадочные талоны и корешки багажных бирок. В конце оформления агент должен громко и внятно повторить пункт назначения, время и место посадки.
При наличии багажа сверх нормы агент предлагает пассажиру пройти в кассу для оплаты багажа, указав при этом ее расположение. После возвращения пассажира из кассы, агент изымает полетный купон квитанции платного багажа, проверяя правильность ее оформления (направление, № билета, наличие валидатора, вес), отправляет багаж пассажира и отдает ему посадочные талоны и корешки бирок.
Закрытие регистрации
При закрытии регистрации агент подсчитывает количество мест принятого багажа, проверяет и пересчитывает полетные купоны, вносит необходимую информацию в АСУ и докладывает о готовности к закрытию рейса в компетентные подразделения. При ручном способе регистрации агент подсчитывает данные по пассажирскому манифесту и полетным купонам, после чего передает их компетентным подразделениям авиакомпании или уполномоченному агенту по наземному обслуживанию.
По итогам регистрации должны быть получены следующие данные:
- количество пассажиров по категориям (взрослый, ребенок или ребенок до 2-х лет);
- количество занятых кресел по классам обслуживания;
- количество и вес багажа (зарегистрированного, незарегистрированного);
- количество и вес багажа (зарегистрированного и незарегистрирован-ного) по категориям (локальный, трансфертный, транзитный, VIP, диппочта);
- наличие и вес платного багажа.
Если пассажир прибыл на регистрацию после ее закрытия, он может быть принят к перевозке, при условии, что авиакомпания не будет иметь риск задержать рейс или создать неудобства другим пассажирам.
Если опоздавший пассажир имеет багаж, который должен быть зарегистрирован, но уже не может быть доставлен к ВС обычным способом, то такой багаж транспортируется до борта ВС самим пассажиром, после чего загружается в ВС силами авиакомпании или агента.
Пассажиры, нуждающиеся в помощи при посадке (больные, лица с ограниченной подвижностью, несопровождаемые дети), а также лица, за которыми необходим особый контроль (депортированные, недопущенные в страну и т.д.), приглашаются на посадку первыми, до начала посадки остальных пассажиров.
При наличии АСУ посадка осуществляется в автоматическом режиме с применением считывающего устройства. АСУ автоматически проверяет правильность получаемой информации о номере рейса, номере места в самолете и данных пассажира, а также автоматически подсчитывает количество прошедших пассажиров и сверяет их с количеством зарегистрированных.
При отсутствии или неработоспособности АСУ посадка производится вручную с применением так называемой «матрицы», где отмечаются номера посадочных талонов прошедших пассажиров. Посадка осуществляется путем визуального контроля за данными, обозначенными в посадочных талонах, и ручного подсчета прошедших пассажиров.
Посадка начинается за 40-45 мин. до времени вылета ВС и должна быть закончена за 15 мин. до времени вылета ВС. Время начала и окончания посадки может изменяться в зависимости от типа ВС, технических возможностей аэропорта и других условий.
Агент должен прибыть к выходу заблаговременно, имея при себе необходимую документацию (матрица, багажные бирки, багажная ведомость и т.п.) и средство связи.
Посадка может быть начата после получения разрешения экипажа.
Посадка федерального рейса осуществляется агентом по посадке в присутствии и под контролем сотрудника САБ аэропорта.
Посадка международного рейса осуществляется агентом по посадке в присутствии и под контролем представителя властей страны отправления ВС, если это предусмотрено требованиями режима в конкретном аэропорту. В этом случае агент обязан контролировать наличие выездного пограничного штампа на посадочных талонах (если это предусмотрено), а в случае обнаружения посадочных талонов без штампа - остановить посадку и проинформировать представителя властей.
При прохождении большинства пассажиров агент с помощью АСУ или «матрицы» определяет не явившихся пассажиров и принимает меры по их поиску (поименные объявления, проверка пунктов контроля и т.п.).
После окончания посадки агент пересчитывает посадочные талоны, получает подтверждение у сотрудника САБ или представителя властей (если это необходимо), а также у экипажа, после чего докладывает об окончании посадки и количестве отправленных пассажиров.
При высадке пассажиров агент должен вежливо их поприветствовать и указать путь дальнейшего следования.
При наличии несопровождаемого ребенка агент принимает его у бортпроводника под личную ответственность до передачи ребенка встречающим.
Агент должен уметь вежливо и корректно дать максимально полную информацию пассажирам, если она им необходима.
Путь следования пассажиров от выхода из ВС до выхода из терминала или от транзитной стойки должен быть обозначен четкими, ясными знаками, указывающими направление движения, а также должны быть обозначены места пропускных пунктов (паспортного и таможенного контроля).
В 75 Технология и организация перевозок. Часть I. Организация продажи перевозок, коммерческого обслуживания в аэропорту и взаиморасчетов: Учебное пособие. М.: Мгту га, 2007. –88 с.
13 10 2014
9 стр.
Технология определяет порядок оформления групповых перевозок в случае создания группового бронирования на рейсах ОАО «Авиакомпания
12 10 2014
1 стр.
Туризм с учетом профиля «Технология и организация туроператорских и турагентских услуг»
14 10 2014
1 стр.
Обмен информацией о мерах, направленных на стимулирование перевозок по внутренним
17 12 2014
1 стр.
Специальность 190701 Организация перевозок и управление на транспорте
10 09 2014
1 стр.
Греков В. Ф. Пособие для знаний по русскому языку в старших классах.– М.: Просвещение, 2007
09 10 2014
1 стр.
Секретариат получил от Центрального бюро международных железнодорожных перевозок (цбмжп) предложение, которое приводится ниже
14 12 2014
1 стр.
Примерно 25% грузовых перевозок строительных материалов и изделий осуществляется железнодорожным и речным транспортом, но весьма значителен объём таких перевозок и автотранспортом
18 12 2014
7 стр.