Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1 ... страница 6страница 7страница 8страница 9
§ 2. Линейное, разветвленное и смешанное программирование

Итак, в программированном обучении учитель воздействует на учащегося при помощи специально составленной программы.

Существует линейное, разветвленное и смешанное построе­ние программированных материалов.

Линейное программирование предполагает разбивку материа­ла на порции, расположенные как бы в одну линию, одна за дру­гой, и изучаемые в строгой последовательности. При работе по линейной программе ученик должен выполнить все шаги. Он не может ограничиться просмотром порции материала, а вынужден вдуматься в его содержание, так как постоянно встречаются пре­пятствия (активизирующие барьеры), только после преодоления которых можно успешно двигаться дальше.

Наиболее распространенные способы активизации обучения и контроля за усвоением порции материала— это вопросы, за­дачи и, наконец, пропуск в тексте наиболее су­щественного слова или словосочетания. Восста­навливая пропущенные слова текста, учащийся в процессе мыш­ления закрепляет в памяти содержание данной порции материа­ла. Значит, он не просто читает, а постоянно думает над содер­жанием изучаемой порции. Поэтому после каждой пор­ции материала, заканчивающейся вопросом или же имеющей пропущенные слова, учащемуся дается правильный ответ. Эти ответы, оберегающие школьников от ошибочных суждений, обычно располагают на полях программы или сразу за порцией материала. Обучающая программа, таким образом, предусматривает, чтобы учащийся при ошибке не запомнил не­верный ответ.

Линейную программу иногда оформляют так, что у школьни­ка уменьшается возможность подсмотреть от­вет до самостоятельного ответа или выполнения задания. В этом случае порция материала расположена на одной странице, а от­вет на задание (сигнал обратной связи)—на следующей (на обороте). Соблазн подсмотреть уменьшается.

При работе по программированным материалам школьник, изучая одну порцию материала, закрывает бумагой или линей­кой следующую порцию и правильный ответ на задание первой порции. Обдумав ответ, ученик записывает его в тетради, а за-

375

тем, открыв следующую порцию материала, сверяет свой ответ с правильным.



Возникает вопрос, насколько велика опасность подсматрива­ния правильных ответов. Если учащийся и подсмотрит ответ, «барьер» остановит и заострит внимание на главном в порции материала, и память зафиксирует его, а это и нужно. Кроме того, если в начале изучения материала ученик подсматривает, то вскоре ему не потребуется подсказывать, поскольку информа­ция программы, повторяющаяся в разных вариантах, быстро усваивается и знания закрепляются. Постепенно вырабатывает­ся и навык в работе, так как в каждой порции хорошо состав­ленных материалов содержится скрытый ответ или подсказыва-ние. Причина того, что учащиеся часто смотрят в ответ, мало обдумывая задание самостоятельно, не в их недобросовестности, а в несоответствии программы уровню подготовки и возрастным особенностям детей. Как правило, линейная программа всегда ориентируется на самый низкий уровень подготовки учащихся. Она не предусматривает индивидуализации процесса обучения;

у сильных учеников по сравнению со слабыми лишь выше ско­рость занятий.

Чтобы обеспечить продвижение самого слабого ученика, не­большой шаг должен содержать подробно разъясненную инфор­мацию. Чем точнее учитель, составляющий программу, знает познавательные возможности своих учеников, тем успешнее обу­чение, так как одна и та же программа для сильных учеников слишком проста, а для слабых—сложна. Поэтому линейное программирование лучше удается в классах, где учащиеся под­готовлены примерно одинаково.

Для линейного программирования характерна самостоя­тельность учащихся в конструировании (со­ставлении) ответов на вопросы, задания или вставление пропущенных слов.



Разветвленное программирование при большом различии в уровне подготовки учащихся позволяет несколько преодолевать недостатки линейной программы. Ответы на вопросы или зада­ния учащиеся не конструируют, а выбирают правильный ответ, расположенный среди нескольких правдоподобных. Материал также подается порциями, в конце которых ставят вопрос. Из очень похожих и однотипных нескольких ответов ученик выбира­ет единственный правильный, хотя среди них есть и не совсем правильные. Выполнить это можно, хорошо усвоив материал порции. Выбрав правильный ответ и получив подтверждение, учащийся имеет право изучать последующие порции. Если уче­ник выбрал ошибочный или неполный ответ, приводится ука­зание на ошибку и подробное ее разъяснение. Эта вспомогатель­ная информация должна подвести школьника к правильному ответу на основной вопрос. Иногда программа отсылает к прой-

376


денному материалу, который необходимо повторить, чтобы отве­тить на основной вопрос. Так как правильный ответ можно вы­брать и случайно, всегда в начале следующей порции разъясня­ют ошибочность всех правдоподобных ответов.

Разветвленная система программирования позволяет инди­видуализировать обучение. В зависимости от подготовки и спо­собностей учащихся обучать по этой программе можно по раз­личным путям, или уровням, выбираемым самими школьниками. Один и тот же материал одни учащиеся могут изучать более коротким путем и быстрее, поскольку они реже будут прибегать к подсказкам и рекомендациям, а другие—дли­тельнее, пользуясь детальными пояснениями.

Хорошо подготовленный школьник быстро овладевает зна­ниями, минуя разветвления. Отвечая на контрольные во­просы, он переходит от одной порции информации к другой, бо­лее сложной.

Слабо подготовленные учащиеся избирают более легкий, но медленный путь усвоения материала. В этом случае они прибе­гают к разветвлениям от основной линии про­граммы, учитывающим и разъясняющим наиболее вероятные типичные ошибки в ответах. Если после пояснений, подсказыва-ний, советов, рекомендаций и проделанных действий или ответов на наводящие вопросы учащийся понял свою ошибку, он воз­вращается к основному материалу программы и правильно вы­бирает ответ на контрольный вопрос.

Для школьников с еще более низким уровнем подго­товки имеется другой путь изучения материа­ла. В этом случае ученик грубее ошибается и ему од­ного разъяснения недостаточно, потому что на конт­рольный вопрос поясняющей порции информации он опять не­правильно ответил. Тогда школьник пользуется еще одной пор­цией дополнительной информации, детальнейше разъясняющей допущенные ошибки. И так повторяет до тех пор, пока не пой­мет материал и не сможет вернуться к основной линии про­граммы, чтобы двигаться дальше. Сильный ученик или натрени­рованный слабый постепенно начинает избегать ненужной дета­лизации внутри каждого шага и переходит к более высокому типу усвоения, двигаясь прямым ускоре-нным путем к цели, т. е. познавая материал, расположенный на основной линии про­граммы.



Смешанные, или комбинированные, системы сочетают поло­жительные стороны линейной и разветвленной систем, а поэтому педагогически эффективнее.

Программированное обучение всегда сочетается с обычными традиционными методами. Учитель переходит на уроке к про­граммированным занятиям по разделам курса, где необходимо твердо овладеть основными знаниями по данному предмету, без

377


которых нельзя успешно обучаться, а также усвоить понятия, факты, правила или сформировать определенные умения. Поэто­му описательный материал не программируют.

§ 3. Обучающие машины

Для улучшения форм подачи прямой и контроля обратной информации (связи) при управляемом обучении применяют не­которые технические средства, автоматизирующие этот процесс. Такие технические средства принято называть обучающими ма­шинами. При их помощи можно развить у учащихся способность быстро ориентироваться и принимать самостоятельные решения. Эти машины допускают переход учащихся к следующей порции учебного материала только после полной уверенности в усвое­нии предыдущих. При индивидуализации темпа обучения ма­шина заставляет учащихся работать в темпе не ниже их воз­можностей.

Как бы совершенна ни была машина, учит не она, а програм­ма, заложенная в машину, и учитель, создавший программиро­ванные учебные материалы. Задачи машины—последовательно выдавать школьникам учебный материал, ставить вопросы, оце­нивать ответы и т. п. В соответствии с программой машина служит средством передачи информации школь­нику в процессе индивидуального обучения, результат которого полностью зависит от качества и соответствия программы, зало­женной в машину, возрастным особенностям детей.

Программирование учебного материала—дело сложное, твор­ческое, требующее большого педагогического опыта. Чтобы убе­диться в том, что обучение по программированному материалу идет успешно и дает хорошие результаты, его многократно, тща­тельно проверяют в небольших группах учащихся, постоянно вно­ся в текст необходимые исправления.

Важное преимущество машинного способа подачи програм­мированного материала: все обучающие устройства не позволяют подсмотреть ответ школьнику преж­де, чем он найдет его сам.

Способ подачи материала зависит от устройства машины. В некоторых машинах он воспринимается зрительно в виде пе­чатного текста, диафильма, кинофильма, телевидения, в других— на слух, с магнитной записи; иногда используют обе эти формы подачи информации. Если машина работает в «ритме учаще­гося», она переходит к следующей дозе информации после по­лучения ответа. Когда же обучают в «ритме машин ы», пере­ход к следующей порции материала происходит через установ­ленный промежуток времени. Сигналом к такому переходу мо­жет быть вспыхивающая лампа, звонок, зрительная или звуко­вая оценка.

378

Выдав информацию, машина контролирует и оцени­вает, насколько правильно воспринял и усвоил школьник эту дозу, по тем действиям, которые он совершает, нажимая ту или иную кнопку машины или различных при­способлений для ввода ответа (в зависимости от конструкции машины). Таким образом, обучающая машина позволяет авто­матизировать учебный процесс, поскольку помо­гает осуществлять прямую и обратную связи. Последняя инфор­мирует учителя и школьника об усвоении учебного материала.



Современный уровень развития техники дает возможность создать очень разнообразные обучающие машины. Различают следующие простые и сложные обучающие машины: с развет­вленной программой, машины-репетиторы и машины-экзамена­торы.

Машины с разветвленной программой осуществляют полный цикл самостоятельного обучения. Они предлагают учащимся на экране текст, рисунки, чертежи, схемы, иногда сопровождая показ звукозаписью на магнитофоне. Прочитав текст, разобрав­шись в рисунках и прослушав пояснения, учащийся включает проверяющее устройство, и машина выдает вопросы и задачи. Выбрав в соответствии с программой один из нескольких воз­можных ответов, школьник вводит его в машину, после чего от­вет оценивается, и если он верен, машина выдает следующую порцию материала и т. д.

При ошибочном или неточном ответе машина дает разъяс­нения, заканчивающиеся дополнительными наводящими вопро­сами и заданиями. Выполнив их, ученик должен вернуться к ос­новному материалу. Словом, процесс обучения такой же, как и по программированному учебнику. Все ошибки машина регистрирует, суммирует и сообщает в виде окончательной оценки.



Машины-репетиторыболее простые, с ограниченными воз­можностями обучающие машины.

Такими машинами обучают частным вопросам или правилам (например, грамматическим или упражнениям в решении за­дач). Они в определенной последовательности выдают эти зада­ния (по одному) учащимся, которые, решив их, вводят в машину ответ. Машина сразу реагирует и показывает результат. В слу­чае правильного ответа машина переходи г к следующему про­верочно-тренировочному заданию. Если ученик ошибся, машина не меняет задания, и школьник выбирает другой вариант ре­шения.



Машины-экзаменаторы, проверяют и оценивают знания уча­щихся по сравнительно широкому кругу вопросов, относящихся к определенному разделу курса. Вопросы задаются последова­тельно различными способами в зависимости от конструкции ма­шины. Из нескольких ответов на каждый вопрос учащиеся вы-

379


бирают один правильный. Отвечая на серию вопросов, школьник не получает подтверждения в правильности ответов, пока пол­ностью не закончит работу с ними. Машина подсчитывает ре­зультаты экзаменационных ответов учащегося и автоматически выставляет оценку. Большинство машин такой конструкции мо­гут работать в двух режимах—как экзаменаторы и как репети­торы.

В школе применяют механические, электромеханические, элек­тронные машины и другие разных конструкций.

Вопросы программированного обучения находятся еще в ста­дии экспериментальных исследований. Их ведут не только в школах, но и в средних специальных и высших учебных заведе­ниях. К планомерным исследованиям в этой области приступила Академия педагогических наук СССР, что откроет программиро­ванному обучению как одному из методов учебной работы ши­рокую дорогу в массовую школу.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие 3 Введение 5

Раздел первый. Основы фотографии

Глава I. Фотографический аппарат

§ 1. Значение фотографии . .............. 10

§ 2. Из истории фотографии . ............. 12

§ 3. Принцип получения фотографического снимка ...... 13

§ 4. Узлы, механизмы и приспособления фотоаппарата .... 14

§ 5. Фотографический объектив . ........... 20

§ 6. Классификация и устройство фотоаппаратов ....... 24

Глава II. Негативные фотоматериалы

§ 1. Строение негативных светочувствительных материалов ... 32 § 2. Фотографические свойства негативных материалов ..... 33 § 3. Виды негативных материалов , i ,,,,...... 35

Глава III. Фотографическая съемка

§ 1. Объект фотосъемки и его освещение ..,,...,.. 36 § 2. Светофильтры и выдержка . ............ 38

§ 3. Подготовка фотоаппарата и порядок фотосъемки ..... 39

§ 4. Основные виды фотосъемки , ............ 43

Глава IV. Негативный процесс

§ 1. Оборудование помещения для фотографической обработки фото­пленки ..................... 45

§ 2. Фотографическая обработка пленки , ...,.,,. i 47

Глава V. Позитивный процесс

§ 1. Виды фотопечати . . ............... 51

§ 2. Фотобумага и химикалии для ее обработки ....... 53

§ 3. Обработка фотобумаги . ,....,,......, 55

381


Глава VI. Изготовление диапозитивов и диафильмов

§ 1. Подготовка материалов для изготовления диапозитивов

и диафильмов ................. 57

§ 2. Репродукционная съемка , . ............ 60

§ 3. Изготовление диапозитивов и диафильмов на обратимой

фотопленке . . . ................ 63

§ 4. Фотохимическая обработка пленки процессом обращения . . 64 § 5. Контактная и проекционная печать диапозитивов и диафильмов 67 § 6. Дополнительная обработка диапозитивов , ,,..., i 71

Раздел второй. Статические экранные средства обучения

Глава VII. Диапозитивы, диафильмы и методика их применения

§ 1. Виды световой проекции . . .,,....,..., 74

§ 2. Типы и форматы диапозитивов . ........... 76

§ 3. Диапозитивы и их педагогическая характеристика ..... 78

§ 4. Подготовка к занятию с диапозитивами ........ 80

§ 5. Типы занятий с диапозитивами ............ 82

§ 6. Понятие о диафильме . . ............. 87

§ 7. Виды диафильмов (жанры) ............. 91

§ 8. Методы работы с диафильмом ............ 94

§ 9. Применение эпископической проекции , ........ 104

Глава VIII. Проекционные аппараты для статической проекции

§ 1. Проекционные аппараты для демонстрирования диапозитивов 110 § 2. Проекционные аппараты для демонстрирования диафильмов . 114 § 3. Универсальные проекционные аппараты ......... 119

§ 4. Проекционные аппараты для демонстрирования непрозрачных

объектов ... , .,.,.. i ....,>..,.« 134

Раздел третий. Учебное кино

Глава IX. Общие понятия о кинематографе

§ 1. Из истории кинематографа . .......,,.,. 138

§ 2. Классификация кинофильмов и краткие сведения об их про­изводстве . . ................. 141

§ 3. Кинопленка и получение на ней изображения , ..... 147

§ 4. Понятие о записи звука . ............. 151

' § 5. Понятие о получении фильмокопии .......... 153

Глава' X. Выразительные средства и психолого-педагогические воз­можности кино

§ 1. Выразительные средства кинофильма . . ....... 154

§ 2. Психологические особенности восприятия учебного кинофильма 162 § 3. Педагогические возможности кино ........... 165

Глава XI. Основные типы и виды учебных кинофильмов

§ 1. Назначение учебного кинофильма как дидактического средства 171 § 2. Особенности кинофильмов для начальной школы и детских садов 172 § 3. Кинофильмы на 8-миллиметровой пленке . ....... 176

Глава XII. Формы и методы использования учебного фильма

§ 1. Из истории применения кино в педагогических целях .... 177 § 2. Особенности использования учебного фильма в школе и дет­ском саду ( . ................. 179

§ 3. Требования, предъявляемые к кинофильму для урока и занятия 181 § 4. Место фильма в изучаемой теме и на уроке ....... 183

§ 5. Работа с кинофильмом по развитию речи ........ 188

§ 6. Проблемное обучение и учебный кинофильм . ...... 190

Глава XIII. Подготовка к занятиям с применением кинофильма

§ 1. Окончательный выбор, определение времени демонстрирования

фильма на уроке . ................ 191

§ 2. Вступительное слово, объяснение в ходе показа фильма и типы

вопросов к учащимся ,,..,.,,.....,,. 194

Глава XIV. Аппараты для демонстрирования кинофильмов

§ 1. Техническая характеристика фильмокопии ........ 199

§ 2. Принцип кинопроекции звукового кинофильма ...... 201

§ 3. Общая характеристика кинопередвижки «Украина-4» . . .^2S^-—-§ 4. Кинопроектор ПП-16-4 . . ......... 'Г .. 205

§ 5. Кинопроектор ПП-16-1 ............... 226

§ 6. Звуковоспроизводящее устройство КУУП-56 ....... 229

§ 7. Автотрансформатор КАТ-15 . . ........... 238

§ 8. Киноэкран . . .................. ?39

§ 9. Кинопередвижка КПШ-3 . . ............ 240^

§ 10. Звуковоспроизводящее устройство КПУ-52 . . ..... 248

§ 11. Питающее устройство 15М-20. Киноэкран ЭПП-3 ..... 250

§ 12. Контроль кинопроектора и уход за ним ......... 251

§ 13. Подготовка помещения к демонстрированию экранных пособий 256 § 14. Подготовка кинопередвижки к демонстрированию фильма . i 258 § 15. Кинопередвижка «Радуга» . . ........... 272

§ 16. Кинопроекторы для фильмов на 8-миллиметровой кинопленке 275 § 17. Различные, системы кинематографа . . . . . i , . . . 282

Глава XV. Эксплуатация кинофильма, пожарная безопасность и тех­ника безопасности при работе на узкопленочных кинопере­движках

§ 1. Причины износа, виды и причины повреждений кинофильма . 285 § 2. Склеивание и перематывание кинофильма . ....... 287

§ 3. Определение технического состояния фильмокопии ..... 290

§ 4. Правила эксплуатации фильмокопии .......... 291

§ 5. Общие требования пожарной безопасности ........ 293

§ 6. Требования техники безопасности . , ,,.,.,,,». 296



Раздел четвертый. Звукотехника

Глава XVI. Применение звукозаписи в школе и детском саду

§ 1. Виды звуковых пособий, их значение и способы применения . 298 § 2. Звукозапись в начальном обучении ........... 303

Глава XVII. Основы записи и воспроизведения звука

§ 1. Понятие о звуке . . . ............... 309

§ 2, Краткие сведения из истории записи звука ...,.., 311



383

§ 3. Механическая запись и воспроизведение звука ...... 313

§ 4. Магнитная запись звука ............... 321

Глава XVIII. Магнитофоны в школе и детском саду

§ 1. Магнитофоны . . , ............... 324

§ 2. Звукотехническое оборудование в школе и детском саду , , 334 § 3. Уход за магнитной лентой, магнитофонами и хранение их < , 337

Раздел пятый. Учебное телевидение. Программированное обучение

Глава XIX. Применение телевидения в школе и детском саду

§ 1. Телевидение, его возможности и значение в педагогическом

процессе . . . ................. 339

§ 2. Воспитательные и образовательные телепередачи для детей . 343 § 3. Учебные телепередачи для школы . . ......... 346

§ 4. Телепередачи на урок и методика работы с ними ..... 350

§ 5. Английский язык по телевидению для детских садов и школы 354 § 6. Гигиенические условия, организация просмотров и оборудова­ние классов , . .,.,.....i.,,,... 356

Глава XX. Основы телевидения

§ 1. Принцип телевидения . ............... 361

§ 2. Общие понятия о передаче и приеме телевизионного изобра­жения . . . .................. 364

§ 3. Телецентр и промышленные телевизионные установки , , . 367

Глава XXI. Программированное обучение и обучающие машины

§ 1. Значение, возможности и сущность программированного обу­чения . . . ................. 372

§ 2. Линейное, разветвленное и смешанное программирование , , 375 § 3. Обучающие машины ,.,.....,..... i , 378



Георгий Владимирович Карпов и Виктор Александрович Романин

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Редактор В. А. Смелянский Обложка художника Б. Н Гутентога Художественный редактор Е. Н Карасик Технический редактор М. И. Смирнова Корректоры Н. М. Данковцева и М. В. Голубева

Сдано в набор 1/VII 1971 г. Подписано к печати 2/11 1972 г 60Х90'/]в. Типографская №2. Печ. л 24. Уч.-изд. л. 24,77. Тираж 40 тыс. экз. (Пл. 1972 № 4) А 07125

Издательство ^Просвещение» Комитета по печати при Совете Министров РСФСР. Москва, 3-й проезд Марьиной рощи, 41.

Саратовский ордена Трудового Красного Знамени полиграфический комбинат Росглав-полиграфпрома Комитета по печати при Совете Министров РСФСР. Саратов, ул. Черны­шевского, 59 Заказ № 766.

Цена без переплета 69 к., переплет 16 к.




<предыдущая страница


Г. В. Карпов, В. А. Романин

Ссср в качестве учебного пособия для студентов педагогических институтов по специальности №2121 «Педагогика и методика начального обучения»

2345.11kb.

01 10 2014
9 стр.


Оценка бюджета неопределенности при совместном определении макросодержаний палладия методами гравиметрии и атомно-эмиссионного анализа

Шнейдер Б. В., Малютина Т. М., Алексеева Т. Ю., Барановская В. Б., Ю. А. Карпов Шнейдер Б. В. 1, Малютина Т. М. 1, Алексеева Т. Ю. 2, Карпов Ю

24.46kb.

23 09 2014
1 стр.


Карпов Александр Викторович
121.38kb.

14 09 2014
1 стр.


Карпов Александр Викторович
119.36kb.

14 09 2014
1 стр.


Карпов Александр Викторович

Октябрь 2009 – н в., аспирантура факультета Экономики гу-вшэ. Специализация: Экономическая теория, 08. 00. 01

69.64kb.

14 09 2014
1 стр.


Решение №16 г. Жуковский «26» января 2013г. Участвовали

Белоусов Р. И., Белюшин М. В., Верещак С. В., Гаскарова И. К., Марьямов С. Э., Николаеня А. В., Карпов Ф. В., Паршиков Л. А., Поваляев С. А., Рыбаков М. В., Семенов А. В

30.24kb.

25 12 2014
1 стр.


Программа при остром панкреатите. О. Э. Карпов, А. Л. Левчук, И. В. Степанюк

По данным литературы, существует около 140 различных факторов, приводящих к развитию острого панкреатита

216.29kb.

09 10 2014
1 стр.


А. Ю. Карпов научные руководители Ю. Н. Лубченков, кандидат психологических наук

Для развития проекта были проведены несколько экспериментов, демонстрирующих возможности психолингвистических технологий

156.38kb.

09 10 2014
1 стр.