Перейти на главную страницу
Итак, в программированном обучении учитель воздействует на учащегося при помощи специально составленной программы.
Существует линейное, разветвленное и смешанное построение программированных материалов.
Линейное программирование предполагает разбивку материала на порции, расположенные как бы в одну линию, одна за другой, и изучаемые в строгой последовательности. При работе по линейной программе ученик должен выполнить все шаги. Он не может ограничиться просмотром порции материала, а вынужден вдуматься в его содержание, так как постоянно встречаются препятствия (активизирующие барьеры), только после преодоления которых можно успешно двигаться дальше.
Наиболее распространенные способы активизации обучения и контроля за усвоением порции материала— это вопросы, задачи и, наконец, пропуск в тексте наиболее существенного слова или словосочетания. Восстанавливая пропущенные слова текста, учащийся в процессе мышления закрепляет в памяти содержание данной порции материала. Значит, он не просто читает, а постоянно думает над содержанием изучаемой порции. Поэтому после каждой порции материала, заканчивающейся вопросом или же имеющей пропущенные слова, учащемуся дается правильный ответ. Эти ответы, оберегающие школьников от ошибочных суждений, обычно располагают на полях программы или сразу за порцией материала. Обучающая программа, таким образом, предусматривает, чтобы учащийся при ошибке не запомнил неверный ответ.
Линейную программу иногда оформляют так, что у школьника уменьшается возможность подсмотреть ответ до самостоятельного ответа или выполнения задания. В этом случае порция материала расположена на одной странице, а ответ на задание (сигнал обратной связи)—на следующей (на обороте). Соблазн подсмотреть уменьшается.
При работе по программированным материалам школьник, изучая одну порцию материала, закрывает бумагой или линейкой следующую порцию и правильный ответ на задание первой порции. Обдумав ответ, ученик записывает его в тетради, а за-
375
тем, открыв следующую порцию материала, сверяет свой ответ с правильным.
у сильных учеников по сравнению со слабыми лишь выше скорость занятий.
Чтобы обеспечить продвижение самого слабого ученика, небольшой шаг должен содержать подробно разъясненную информацию. Чем точнее учитель, составляющий программу, знает познавательные возможности своих учеников, тем успешнее обучение, так как одна и та же программа для сильных учеников слишком проста, а для слабых—сложна. Поэтому линейное программирование лучше удается в классах, где учащиеся подготовлены примерно одинаково.
Для линейного программирования характерна самостоятельность учащихся в конструировании (составлении) ответов на вопросы, задания или вставление пропущенных слов.
376
Хорошо подготовленный школьник быстро овладевает знаниями, минуя разветвления. Отвечая на контрольные вопросы, он переходит от одной порции информации к другой, более сложной.
Слабо подготовленные учащиеся избирают более легкий, но медленный путь усвоения материала. В этом случае они прибегают к разветвлениям от основной линии программы, учитывающим и разъясняющим наиболее вероятные типичные ошибки в ответах. Если после пояснений, подсказыва-ний, советов, рекомендаций и проделанных действий или ответов на наводящие вопросы учащийся понял свою ошибку, он возвращается к основному материалу программы и правильно выбирает ответ на контрольный вопрос.
Для школьников с еще более низким уровнем подготовки имеется другой путь изучения материала. В этом случае ученик грубее ошибается и ему одного разъяснения недостаточно, потому что на контрольный вопрос поясняющей порции информации он опять неправильно ответил. Тогда школьник пользуется еще одной порцией дополнительной информации, детальнейше разъясняющей допущенные ошибки. И так повторяет до тех пор, пока не поймет материал и не сможет вернуться к основной линии программы, чтобы двигаться дальше. Сильный ученик или натренированный слабый постепенно начинает избегать ненужной детализации внутри каждого шага и переходит к более высокому типу усвоения, двигаясь прямым ускоре-нным путем к цели, т. е. познавая материал, расположенный на основной линии программы.
377
Для улучшения форм подачи прямой и контроля обратной информации (связи) при управляемом обучении применяют некоторые технические средства, автоматизирующие этот процесс. Такие технические средства принято называть обучающими машинами. При их помощи можно развить у учащихся способность быстро ориентироваться и принимать самостоятельные решения. Эти машины допускают переход учащихся к следующей порции учебного материала только после полной уверенности в усвоении предыдущих. При индивидуализации темпа обучения машина заставляет учащихся работать в темпе не ниже их возможностей.
Как бы совершенна ни была машина, учит не она, а программа, заложенная в машину, и учитель, создавший программированные учебные материалы. Задачи машины—последовательно выдавать школьникам учебный материал, ставить вопросы, оценивать ответы и т. п. В соответствии с программой машина служит средством передачи информации школьнику в процессе индивидуального обучения, результат которого полностью зависит от качества и соответствия программы, заложенной в машину, возрастным особенностям детей.
Программирование учебного материала—дело сложное, творческое, требующее большого педагогического опыта. Чтобы убедиться в том, что обучение по программированному материалу идет успешно и дает хорошие результаты, его многократно, тщательно проверяют в небольших группах учащихся, постоянно внося в текст необходимые исправления.
Важное преимущество машинного способа подачи программированного материала: все обучающие устройства не позволяют подсмотреть ответ школьнику прежде, чем он найдет его сам.
Способ подачи материала зависит от устройства машины. В некоторых машинах он воспринимается зрительно в виде печатного текста, диафильма, кинофильма, телевидения, в других— на слух, с магнитной записи; иногда используют обе эти формы подачи информации. Если машина работает в «ритме учащегося», она переходит к следующей дозе информации после получения ответа. Когда же обучают в «ритме машин ы», переход к следующей порции материала происходит через установленный промежуток времени. Сигналом к такому переходу может быть вспыхивающая лампа, звонок, зрительная или звуковая оценка.
378
Выдав информацию, машина контролирует и оценивает, насколько правильно воспринял и усвоил школьник эту дозу, по тем действиям, которые он совершает, нажимая ту или иную кнопку машины или различных приспособлений для ввода ответа (в зависимости от конструкции машины). Таким образом, обучающая машина позволяет автоматизировать учебный процесс, поскольку помогает осуществлять прямую и обратную связи. Последняя информирует учителя и школьника об усвоении учебного материала.
При ошибочном или неточном ответе машина дает разъяснения, заканчивающиеся дополнительными наводящими вопросами и заданиями. Выполнив их, ученик должен вернуться к основному материалу. Словом, процесс обучения такой же, как и по программированному учебнику. Все ошибки машина регистрирует, суммирует и сообщает в виде окончательной оценки.
Такими машинами обучают частным вопросам или правилам (например, грамматическим или упражнениям в решении задач). Они в определенной последовательности выдают эти задания (по одному) учащимся, которые, решив их, вводят в машину ответ. Машина сразу реагирует и показывает результат. В случае правильного ответа машина переходи г к следующему проверочно-тренировочному заданию. Если ученик ошибся, машина не меняет задания, и школьник выбирает другой вариант решения.
379
В школе применяют механические, электромеханические, электронные машины и другие разных конструкций.
Вопросы программированного обучения находятся еще в стадии экспериментальных исследований. Их ведут не только в школах, но и в средних специальных и высших учебных заведениях. К планомерным исследованиям в этой области приступила Академия педагогических наук СССР, что откроет программированному обучению как одному из методов учебной работы широкую дорогу в массовую школу.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие 3 Введение 5
Раздел первый. Основы фотографии
Глава I. Фотографический аппарат
§ 1. Значение фотографии . .............. 10
§ 2. Из истории фотографии . ............. 12
§ 3. Принцип получения фотографического снимка ...... 13
§ 4. Узлы, механизмы и приспособления фотоаппарата .... 14
§ 5. Фотографический объектив . ........... 20
§ 6. Классификация и устройство фотоаппаратов ....... 24
Глава II. Негативные фотоматериалы
§ 1. Строение негативных светочувствительных материалов ... 32 § 2. Фотографические свойства негативных материалов ..... 33 § 3. Виды негативных материалов , i ,,,,...... 35
Глава III. Фотографическая съемка
§ 1. Объект фотосъемки и его освещение ..,,...,.. 36 § 2. Светофильтры и выдержка . ............ 38
§ 3. Подготовка фотоаппарата и порядок фотосъемки ..... 39
§ 4. Основные виды фотосъемки , ............ 43
Глава IV. Негативный процесс
§ 1. Оборудование помещения для фотографической обработки фотопленки ..................... 45
§ 2. Фотографическая обработка пленки , ...,.,,. i 47
Глава V. Позитивный процесс
§ 1. Виды фотопечати . . ............... 51
§ 2. Фотобумага и химикалии для ее обработки ....... 53
§ 3. Обработка фотобумаги . ,....,,......, 55
381
§ 1. Подготовка материалов для изготовления диапозитивов
и диафильмов ................. 57
§ 2. Репродукционная съемка , . ............ 60
§ 3. Изготовление диапозитивов и диафильмов на обратимой
фотопленке . . . ................ 63
§ 4. Фотохимическая обработка пленки процессом обращения . . 64 § 5. Контактная и проекционная печать диапозитивов и диафильмов 67 § 6. Дополнительная обработка диапозитивов , ,,..., i 71
Раздел второй. Статические экранные средства обучения
Глава VII. Диапозитивы, диафильмы и методика их применения
§ 1. Виды световой проекции . . .,,....,..., 74
§ 2. Типы и форматы диапозитивов . ........... 76
§ 3. Диапозитивы и их педагогическая характеристика ..... 78
§ 4. Подготовка к занятию с диапозитивами ........ 80
§ 5. Типы занятий с диапозитивами ............ 82
§ 6. Понятие о диафильме . . ............. 87
§ 7. Виды диафильмов (жанры) ............. 91
§ 8. Методы работы с диафильмом ............ 94
§ 9. Применение эпископической проекции , ........ 104
Глава VIII. Проекционные аппараты для статической проекции
§ 1. Проекционные аппараты для демонстрирования диапозитивов 110 § 2. Проекционные аппараты для демонстрирования диафильмов . 114 § 3. Универсальные проекционные аппараты ......... 119
§ 4. Проекционные аппараты для демонстрирования непрозрачных
объектов ... , .,.,.. i ....,>..,.« 134
Раздел третий. Учебное кино
Глава IX. Общие понятия о кинематографе
§ 1. Из истории кинематографа . .......,,.,. 138
§ 2. Классификация кинофильмов и краткие сведения об их производстве . . ................. 141
§ 3. Кинопленка и получение на ней изображения , ..... 147
§ 4. Понятие о записи звука . ............. 151
' § 5. Понятие о получении фильмокопии .......... 153
Глава' X. Выразительные средства и психолого-педагогические возможности кино
§ 1. Выразительные средства кинофильма . . ....... 154
§ 2. Психологические особенности восприятия учебного кинофильма 162 § 3. Педагогические возможности кино ........... 165
Глава XI. Основные типы и виды учебных кинофильмов
§ 1. Назначение учебного кинофильма как дидактического средства 171 § 2. Особенности кинофильмов для начальной школы и детских садов 172 § 3. Кинофильмы на 8-миллиметровой пленке . ....... 176
Глава XII. Формы и методы использования учебного фильма
§ 1. Из истории применения кино в педагогических целях .... 177 § 2. Особенности использования учебного фильма в школе и детском саду ( . ................. 179
§ 3. Требования, предъявляемые к кинофильму для урока и занятия 181 § 4. Место фильма в изучаемой теме и на уроке ....... 183
§ 5. Работа с кинофильмом по развитию речи ........ 188
§ 6. Проблемное обучение и учебный кинофильм . ...... 190
Глава XIII. Подготовка к занятиям с применением кинофильма
§ 1. Окончательный выбор, определение времени демонстрирования
фильма на уроке . ................ 191
§ 2. Вступительное слово, объяснение в ходе показа фильма и типы
вопросов к учащимся ,,..,.,,.....,,. 194
Глава XIV. Аппараты для демонстрирования кинофильмов
§ 1. Техническая характеристика фильмокопии ........ 199
§ 2. Принцип кинопроекции звукового кинофильма ...... 201
§ 3. Общая характеристика кинопередвижки «Украина-4» . . .^2S^-—-§ 4. Кинопроектор ПП-16-4 . . ......... 'Г .. 205
§ 5. Кинопроектор ПП-16-1 ............... 226
§ 6. Звуковоспроизводящее устройство КУУП-56 ....... 229
§ 7. Автотрансформатор КАТ-15 . . ........... 238
§ 8. Киноэкран . . .................. ?39
§ 9. Кинопередвижка КПШ-3 . . ............ 240^
§ 10. Звуковоспроизводящее устройство КПУ-52 . . ..... 248
§ 11. Питающее устройство 15М-20. Киноэкран ЭПП-3 ..... 250
§ 12. Контроль кинопроектора и уход за ним ......... 251
§ 13. Подготовка помещения к демонстрированию экранных пособий 256 § 14. Подготовка кинопередвижки к демонстрированию фильма . i 258 § 15. Кинопередвижка «Радуга» . . ........... 272
§ 16. Кинопроекторы для фильмов на 8-миллиметровой кинопленке 275 § 17. Различные, системы кинематографа . . . . . i , . . . 282
Глава XV. Эксплуатация кинофильма, пожарная безопасность и техника безопасности при работе на узкопленочных кинопередвижках
§ 1. Причины износа, виды и причины повреждений кинофильма . 285 § 2. Склеивание и перематывание кинофильма . ....... 287
§ 3. Определение технического состояния фильмокопии ..... 290
§ 4. Правила эксплуатации фильмокопии .......... 291
§ 5. Общие требования пожарной безопасности ........ 293
§ 6. Требования техники безопасности . , ,,.,.,,,». 296
Глава XVI. Применение звукозаписи в школе и детском саду
§ 1. Виды звуковых пособий, их значение и способы применения . 298 § 2. Звукозапись в начальном обучении ........... 303
Глава XVII. Основы записи и воспроизведения звука
§ 1. Понятие о звуке . . . ............... 309
§ 2, Краткие сведения из истории записи звука ...,.., 311
§ 4. Магнитная запись звука ............... 321
Глава XVIII. Магнитофоны в школе и детском саду
§ 1. Магнитофоны . . , ............... 324
§ 2. Звукотехническое оборудование в школе и детском саду , , 334 § 3. Уход за магнитной лентой, магнитофонами и хранение их < , 337
Раздел пятый. Учебное телевидение. Программированное обучение
Глава XIX. Применение телевидения в школе и детском саду
§ 1. Телевидение, его возможности и значение в педагогическом
процессе . . . ................. 339
§ 2. Воспитательные и образовательные телепередачи для детей . 343 § 3. Учебные телепередачи для школы . . ......... 346
§ 4. Телепередачи на урок и методика работы с ними ..... 350
§ 5. Английский язык по телевидению для детских садов и школы 354 § 6. Гигиенические условия, организация просмотров и оборудование классов , . .,.,.....i.,,,... 356
Глава XX. Основы телевидения
§ 1. Принцип телевидения . ............... 361
§ 2. Общие понятия о передаче и приеме телевизионного изображения . . . .................. 364
§ 3. Телецентр и промышленные телевизионные установки , , . 367
Глава XXI. Программированное обучение и обучающие машины
§ 1. Значение, возможности и сущность программированного обучения . . . ................. 372
§ 2. Линейное, разветвленное и смешанное программирование , , 375 § 3. Обучающие машины ,.,.....,..... i , 378
Редактор В. А. Смелянский Обложка художника Б. Н Гутентога Художественный редактор Е. Н Карасик Технический редактор М. И. Смирнова Корректоры Н. М. Данковцева и М. В. Голубева
Сдано в набор 1/VII 1971 г. Подписано к печати 2/11 1972 г 60Х90'/]в. Типографская №2. Печ. л 24. Уч.-изд. л. 24,77. Тираж 40 тыс. экз. (Пл. 1972 № 4) А 07125
Издательство ^Просвещение» Комитета по печати при Совете Министров РСФСР. Москва, 3-й проезд Марьиной рощи, 41.
Саратовский ордена Трудового Красного Знамени полиграфический комбинат Росглав-полиграфпрома Комитета по печати при Совете Министров РСФСР. Саратов, ул. Чернышевского, 59 Заказ № 766.
Цена без переплета 69 к., переплет 16 к.
Ссср в качестве учебного пособия для студентов педагогических институтов по специальности №2121 «Педагогика и методика начального обучения»
01 10 2014
9 стр.
Шнейдер Б. В., Малютина Т. М., Алексеева Т. Ю., Барановская В. Б., Ю. А. Карпов Шнейдер Б. В. 1, Малютина Т. М. 1, Алексеева Т. Ю. 2, Карпов Ю
23 09 2014
1 стр.
14 09 2014
1 стр.
14 09 2014
1 стр.
Октябрь 2009 – н в., аспирантура факультета Экономики гу-вшэ. Специализация: Экономическая теория, 08. 00. 01
14 09 2014
1 стр.
Белоусов Р. И., Белюшин М. В., Верещак С. В., Гаскарова И. К., Марьямов С. Э., Николаеня А. В., Карпов Ф. В., Паршиков Л. А., Поваляев С. А., Рыбаков М. В., Семенов А. В
25 12 2014
1 стр.
По данным литературы, существует около 140 различных факторов, приводящих к развитию острого панкреатита
09 10 2014
1 стр.
Для развития проекта были проведены несколько экспериментов, демонстрирующих возможности психолингвистических технологий
09 10 2014
1 стр.