Перейти на главную страницу
Радио—одно из величайших достижений науки и техники— было изобретено в нашей стране в 1895 г. А. С. Поповым. Вначале радио служило только средством связи. Постепенно оно проникло во все области народного хозяйства и быт советского народа.
Значительно позже изобретения радиосвязи возникла мысль о возможности передачи изображения по радио. Этому предшествовали многочисленные открытия в области физики. Так появилось телевидение (дальновидение), т е. область прикладной науки и техники, которая занимается передачей изображений на расстояние.
В развитие телевидения внесли немалый вклад русские и советские ученые.
Днем рождения электронного телевидения считают 9 мая 1911 г. В этот день профессор Петербургского технологического института Б. Л. Розинг (1869—1933) провел первые опыты по разработанному им методу передачи изображения на расстояние при помощи электронно-лучевой трубки. Первые телепередачи были осуществлены в Москве в 1931 г. В настоящее время телевидение бурно развивается.
361
2) передача электрических сигналов по каналу связи; 3) прием электрических сигналов и 4) снова преобразование их в видимое оптическое изображение (световую энергию).
Для передачи изображения объекта по телевидению его превращают в электрические сигналы. Чтобы лучше представить этот сложный процесс, рассмотрим газетную фотографию. На фотографии можно заметить, что она состоит из многих отдельных точек, расположенных в строгом порядке и образующих сетку. Эта сетка называется растром. Точкам придают различную степень окраски от черного до светло-серого цвета. Чем больше точек расположено на одном квадратном миллиметре, тем яснее фотография воспринимается глазом.
Другой пример. В динамических уличных рекламах воспроизводится движение букв или рисунков, состоящих из электроламп, которые при помощи специального переключателя автоматически включаются в определенной последовательности, образуя иллюзию бегущего слова или рисунка. Так и в телевидении для передачи изображения его разлагают на отдельные точки или элементы. Практически объект состоит из множества мелких элементов различной яркости (рис. 149), так как они по разному отражают световые лучи. Чтобы передать изображение объекта по телевидению, его превращают в электрические сигналы, интенсивность каждого из которых должна соответствовать яркости определенного элемента передаваемого изображения.
Поэтому изображение показываемого объекта передают последовательно, т. е. разбивают на множество элементов, образующих растр. Это существенное отличие телевидения от кино, где при показе кинофильмов все изображение кадра целиком проецируют на экран.
В телевидении последовательная, в строгом порядке и с определенной скоростью передача всех элементов изображения называется разверткой изображения.
На данном этапе развития техники телевидения изображение передаваемого объекта разлагают на сотни тысяч элементов. Для последовательной передачи с определенной скоростью всех элементов изображения требуется произвести в одну секунду несколько миллионов переключении. Только использование электронного луча, практически не обладающего инерцией, позволяет выполнить эту задачу. Чтобы осуществить развертку изображения, надо сфокусировать электронный луч в точку. Фокусировка и перемещение электронного луча по мишени передающей трубки или экрану приемной трубки производятся воздействием магнитных и электрических полей на поток электронов.
362
Рис. 149. Иллюстрация из книги, состоящая из множества мелких элементов.
Во время передачи телевизионная камера преобразует оптическое изображение объекта в электрические сигналы. Главная часть такой камеры—передающая телевизионная трубка. В камере расположены также усилитель сигналов изображения, генераторы строчной и кадровой разверток.
Телевизионное изображение получают следующим образом. Объектив передающей телевизионной камеры проецирует объект на мозаичную светочувствительную поверхность электроннолучевой трубки, называемую фотокатодом. Фотокатод — это тонкая слюдяная пластинка-мишень, на которой расположено множество микроскопических изолированных друг от друга зерен серебра, чувствительных к свету. Они-то и образуют мозаичную поверхность. С противоположной стороны слюдяной пластинки помещена металлическая пластинка (сигнальная), образующая с каждым зерном серебра электрический конденсатор (накопитель электрической энергии).
Следовательно, при телевизионной передаче проецируемый объект вызывает накопление электрических зарядов на элементах светочувствительной поверхности пластинки. Под действием
363
световых лучей на мозаичной поверхности создается точная «электрическая» копия изображения объекта (на местах, где свет действовал сильнее, электрический заряд получился больше, а где слабее—меньше). Электроннолучевая передающая трубка называется иконоскопом. В настоящее время применяют более совершенные передающие трубки.
Передача и прием телевизионного изображения упрощенно выглядят так. Изображение объекта 1 (рис. 150) проецируют объективом 2 на светочувствительную мозаичную поверхность электроннолучевой трубки 3 передающей камеры 4, и на элементах этой поверхности накапливаются электрические заряды. Это значит, что трубка 3 превращает изображение объекта в электрические сигналы (на мозаичной поверхности создается электронное изображение объекта).
Полученное электронное изображение не все сразу, а последовательно передается по строкам (элементам) синхрогенератором 12 и развертывающим устройством 13. Катод электроннолучевой трубки создает узкий электронный луч, падающий на мишень.
Синхрогенератор вырабатывает электрические импульсы, которые воздействуют на развертывающее устройство, создающее переменные по величине токи. Эти токи, в свою очередь, воздействуют на электронный луч трубки, в результате чего он обегает светочувствительную пластину-мишень слева направо и одновременно перемещается сверху вниз. Следовательно, электронный луч последовательно обходит все элементы электронного изображения, и поэтому в цепи трубки 3 возникают электрические сигналы (видеосигналы), соответствующие яркостям передаваемого объекта /. Видеосигналы поступают на видеоусилитель 5, усиливаются, одновременно смешиваются с синхронизирующими импульсами синхрогенератора и подводятся к радиопередатчику 6. Он преобразует усиленные электрические колебания в коле-
73 '2 Рис. 150. Блок-схема передачи и приема телевизионного изображения.
364
бания сверхвысокой частоты, а передающая антенна 7—в электромагнитную энергию излучаемую в виде радиоволн.
Излучаемые радиопередатчиком волны, встречая на пути приемную телевизионную антенну 8, возбуждают в ней токи сверхвысокой частоты, которые по антенному кабелю поступают на вход телевизора 9. Телевизор принимает, усиливает, разделяет, детектирует и преобразует электрические сигналы в световое изображение и звуковое сопровождение. Следовательно, видеосигналы поступают на приемную электроннолучевую трубку 10, а звуковые — на громкоговоритель //.
Основная часть телевизора—приемная электроннолучевая трубка, называемая кинескопом. На дно внутренней стороны колбы трубки нанесен специальный слой — люминофор, являющийся экраном. Он светится под воздействием электронного луча. Чтобы получить изображение, этот луч должен перемещаться вдоль строк экрана и одновременно вниз по кадру. Поскольку электрические сигналы различны по силе и соответствуют яркости отдельных участков передаваемого изображения, они по-разному влияют на люминофор и вызывают неодинаковое свечение экрана.
Электронный луч перемещается с большой скоростью, и вследствие инерции зрительного восприятия вся поверхность экрана кажется светящейся одновременно, хотя в каждый момент светится только одна точка экрана. Так из отдельных светящихся с различной яркостью точек складывается полное изображение, т. е. создается впечатление слитного изображения. Следовательно, в телевидении, так же как и в кино, используют способность глаза к инерции.
Фокусирующее устройство формирует электронный поток в узкий луч, а отклоняющие системы движут его по строкам и кадрам. Один кадр разбивается на 625 строк, и луч «прочитывает» их за '/25 сек. Передаются изображения с частотой 25 кадров/сек.
Телевизор имеет ступени усиления, детектирования, преобразования, а также выпрямители, генераторы кадровой и строчной разверток. Кроме кинескопа, в телевизоре смонтировано много усилительных электронных ламп, транзисторов, полупроводниковых приборов и др.
365
Рис. 151. Упрощенная блок-схема телевизионного приемника.
На рис. 151 показана упрощенная блок-схема телевизионного приемника. Первый блок приемника усиливает электрические сигналы изображения и звукового сопровождения, которые поступают от антенны по антенному кабелю. В этом блоке выделяется сигнал изображения вместе с необходимыми импульсами.
Видеоусилитель (второй блок) усиливает сигнал изображения до величины, позволяющей управлять яркостью экрана кинескопа.
Блок синхронизации (третий) обеспечивает выделение и усиление импульсов кадровой и строчной синхронизации.
Блоки кадровой и строчной разверток (четвертый и пятый) создают специальные токи для управления работой кинескопа. От их совместной работы на экране кинескопа образуется растр. Перемещает электронный луч горизонтально блок строчной развертки, а вертикально—блок кадровой развертки.
В блоке звукового сопровождения (шестом) выделяются (детектируются) сигналы звукового сопровождения, и электрические колебания звуковой частоты усиливаются до мощности, необходимой для нормальной работы громкоговорителя.
Низковольтный и высоковольтный выпрямители служат блоками питания, обеспечивающими нормальный режим работы радиоламп, кинескопа и всех элементов схемы телевизора.
В общем виде телевизионная система сводится к передаче программы телецентра к телевизору по каналам связи (пространство, в котором распространяются радиоволны, или кабельная линия).
Существуют программные и ретрансляционные телецентры.
Программные телецентры оборудованы комплексом радиотехнической аппаратуры, куда входят передатчики сигналов изображения и звукового сопровождения. К помещениям программных телецентров относятся: студия, аппаратная с телекинопро-екционными установками, аппаратная с видеомагнитофонами, режиссерская аппаратная и др. На рис. 152 показана блок-схема телецентра.
Студия — это специализированные большие помещения с хорошей акустикой и звукоизоляцией. В них располагают передающие телевизионные камеры, микрофоны, осветительное и другое оборудование. К студии относится и дикторское помещение. Из студии и дикторской передают театральные постановки, концерты, выступления лекторов, беседы и другие телевизионные программы.
Из телекиноаппаратной демонстрируют кинофильмы, а также отдельные кинофрагменты по ходу спектакля, инсценировок,
Рис, 152. Блок-схема телецентра.
367
лекций и т. п. Во время телепередачи часто используют видеозаписи, которые подаются с видеомагнитофонов. В аппаратной, оборудованной различной радиотехнической аппаратурой, производится усиление электрических сигналов, поступающих с передающих телекамер, коррекция и подготовка их для передачи телезрителям.
На видеоконтрольные устройства подаются изображения от работающих во время передачи телекамер. По одному из видеоконтрольных устройств проверяют изображения, направляемые на радиостанцию. Поэтому видеосигнал, выбранный режиссером, сначала поступает на вход соответствующего усилителя, для усиления и формирования полного телевизионного сигнала, а затем в центральную аппаратную и через нее на радиостанцию. Для контроля качества изображения и звука, поступающих к телезрителям, предусмотрен еще экран. Инженеры также корректируют яркость и контрастность изображения, что влияет не только на качество изображения, но и помогает донести до зрителя замысел режиссера.
Если передачу ведут вне телецентра, используют передвижные телестанции (ПТС), смонтированные в автобусах. Для постоянных внестудийных передач (из театров, стадионов и т. п.) оборудуют стационарные телетрансляционные пункты. Такие телестанции и пункты передают электрические сигналы на телецентр при помощи антенны направленного действия. Такая же антенна установлена и на телецентре.
Сигнал от ПТС, принятый телецентром, усиливается, детектируется, разделяется на сигналы изображения и сигналы зву-
16
36§
/ — телецентр, передающий программу; 2 — ретрансляционные станции; 3 — телецентр, принимающий программу.
кового сопровождения, затем поступает на микшерское устройство и подается в эфир. Телецентр может показывать программы из других городов. Такой обмен программами производится при помощи радиорелейных или кабельных линий связи.
Радиус действия телецентра—до 150 км. С развитием телевидения будет увеличен радиус действия телецентров в связи с использованием ретрансляторов.
Запуск в СССР искусственного спутника связи «Молния-1» в 1965 г. ознаменовал новый этап развития сверхдальнего телевидения. Телезрители Дальнего Востока теперь получили возможность смотреть передачи Центрального телевидения, а москвичи—телепрограммы Владивостока, Южно-Сахалинска и других городов.
Для обслуживания отдаленных районов нашей страны создана сеть наземных приемных станций «Орбита». Среди них есть одна передающая станция, которая посылает сигнал, направленный на спутник связи «Молния-1». Приняв сигнал, он усиливает его и ретранслирует на приемные наземные станции. Схема телевизионной передачи при помощи спутника связи показана на рис. 154. Приемная станция имеет антенну с параболическим зеркалом (рис. 155), которая с высокой точностью следит за движением по орбите спутника связи. Така'я станция передает принятый сигнал по кабельной связи или радиорелейной линии на местный телецентр, который направляет телепрограмму в эфир обычным способом.
369
Рис 154 Схема телевизионной передачи ири помощи спутника связи.
Рис. 155 Антенна с параболическим зеркалом приемной наземной станции «Орбита». '*
Рис. 156. Блок схема промышленной телевизионной ^сгановки.
Помимо использования передач различных телецентров, можно применять в школе замкнутую телевизионную усгановку. Такие установки специально для школы не выпускают. В некоторых школах используют промышленные телевизионные установки (ПТУ).
Простейшая ПТУ (рис. 156) состоит из передающей телевизионной камеры и видеоконтрольного устройства, связанных между собой кабелем. Видеосигнал, образованный в передающей телекамере, поступает по кабелю в видеоприемное устройство, и на его экране образуется изображение. Обычно ПТУ имеет несколько телевизоров, устанавливаемых в разных клас-сах.^Если поместить передающую телекамеру в предметном кабинете или лаборантской, то опыты или демонстрации учащиеся параллельных классов увидят на экранах телевизоров. При этом мелкие объекты будут показаны крупным планом.
Для учебных целей разрабатывают упрощенные видеоприемные устройства (телевизоры без блока приема сигналов от антенны и некоторых других блоков), которые будут использовать в школьных замкнутых телевизионных установках. Звуковое сопровождение изображения принимается учащимися через громкоговоритель, установленный в классе.
В настоящее время в ряде стран используют видеомагнитофоны для консервации и последующего демонстрирования учебных телепередач.
Разрабатывают также наиболее рациональные системы записи и воспроизведения телевизионных передач, например систему записи цветных телепередач на пластинку с последующим ее механическим воспроизведением при помощи иглы. Во время проигрывания цветной видеопластинки быстро меняющиеся колебательные движения иглы в результате сложного преобразования создают на экране телевизора изображение. Разрабатывают такие системы записи, когда при воспроизведении изображение снимается с пленки лазерным лучом.
371
Глава XXI
ПРОГРАММИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ И ОБУЧАЮЩИЕ МАШИНЫ
§ 1. Значение, возможности и сущность программированного обучения
В последнее время объем знаний, которыми должны овладеть учащиеся, сильно возрос, а сроки обучения остались прежними, поэтому возникла необходимость в новых методах, повышающих эффективность учебного труда. Дальнейшие успехи развивающейся науки и техники в значительной степени зависят от качества обучения на всех ступенях.
Новый метод — программированное обучение — наиболее прогрессивный и существенно экономящий время и силы. Программированное обучение возникло в связи с достижениями в области математики, психологии и физиологии, на стыке педагогики с новой наукой об «управлении и связи в животном и машине» ' — кибернетикой.
Используя в управлении педагогическим процессом кибернетические принципы, программированное обучение повышает роль учителя, умножает возможности в руководстве педагогическим процессом. Увеличивается самостоятельность, а к-тивизируется познавательная де я тел ь н о сть с а -мих школьников.
При программированном обучении преодолевается главный недостаток обычного, группового способа обучения, когда учащихся, разных по подготовке и способностям, ставят в одинаковые условия, что отражается на успеваемости и развитии как сильных, так и слабых. Программированное обучение заставляет каждого школьника самостоятельно работать по специальной обучающей программе. При этом учащийся овладевает учебным материалом инструкции, где в определенной системе изложены содержание и методика обучения, с доступной и регулируемой им самим скоростью; школьника не тянут назад отстающие и не торопят успевающие. Так индивидуализируют обучение, программируя учебную деятельность каждого ученика в условиях коллективного обучения в классе. Тем самым обучение приближается к идеалу, возможному только при индивидуальном обучении, когда учитель вскрывает индивидуальные способности учащегося и постоянно следит за усвоением учебного материала. Таким образом, учебный материал, т. е. различные сведения,
' Н. Винер. Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине. М., «Советское радио», 1958,
372
или информация, адресован одному школьнику, а не всему классу, как при обычном обучении.
Программированное обучение несколько восполняет этот недостаток традиционной системы обучения. Материал подается в удобной для усвоения последовательности, и тут же предусмотрены задания, контрольные вопросы или задачи, позволяющие контролировать как учителю, так и учащемуся усвоение каждого маленького отрезка материала. В целом обучение ведется при максимальной активности ученика. Непрерывность контроля и самоконтроля в процессе обучения, немедленное подтверждение правильности ответа—сильная сторона программированного о б у чени я. Это приносит удовлетворение и стимулирует школьника на дальнейшие успехи. Иными словами, при данном методе осуществляется пооперационное индивидуализированное обучение с непрерывным контролем (обратной связь ю) и сохраняется организующая и направляющая роль учителя. На уроке учитель на какое-то время освобождается от утомительной работы по передаче знаний и становится руководителем учебного процесса, а в случае затруднения немедленно помогает ученику. Эту систему можно применять уже в III классе, чтобы приучить школьников к самостоятельной работе над печатными материалами. Продолжительность такой непрерывной работы для младших классов 10—15 мин.
Материал, который учащиеся должны изучить и усвоить, в отличие от обычных учебников, в программированных располагают в более строгой логической последовательности, причем его объем сокращают до разумного минимума за счет исключения второстепенных вопросов. Когда четко вы-
373
Расчленяя материал на порции, всегда исходят из обеспечения успешного обучения по данной программе, а именно— максимальной логичности изложения и посильности для учащихся каждого ш а г а, возможности его выполнения всеми школьниками.
Порции материала подают учащимся постепенно. Переходят к новой порции, усвоив полностью предыдущую. Чтобы обучающийся был уверен в правильном понимании усвоенной порции материала, он отвечает на контрольный вопрос и свой ответ сравнивает с образцовым ответом программы. Такой немедленный контроль усвоения каждой порции позволяет при успешном усвоении материала быстро двигаться дальше, а если учащийся затрудняется или неправильно выполняет задание, программа требует немедленно повторить материал или дает соответствующее разъяснение, подсказывает. В программе имеются средства, обеспечивающие правильные ответы, помогающие ученику идти по намеченному пути: подсказывания, методические советы, исчерпывающий от-,;
вет. Подсказывание направляет обучающегося на путь правильного ответа на вопрос. Словом, программа все время ставит уча щегося в положение, при котором материал дозы должен бьгп усвоен.
Если школьник перейдет к изучению нового материала, не усвоив предыдущую порцию, то все последующее обучение мо жет оказаться неэффективным. Только полностью усвоив пре дыдущую порцию материала, переходят к следующей. Поэтому' строго соблюдают последовательность и з у ч е-' ния материала. Каждый последующий шаг программы учитывает приобретенные школьником знания, опыт, а поэтому, по мере повышения трудности материала, его содержание, форма информации и задания усложняются. Так, в начале обучения программа предусматривает больше подсказываний и методических советов, а потом меньше.
Из сказанного вытекает, что при программированном обучении не учитель излагает материал, а учащиеся самостоятельно черпают информацию из специального учебника. Каждый факти-
374
чески самообучается по заранее составленным материалам, лишь в случае затруднения получая от учителя указания. Такие занятия приучают младших школьников к самостоятельной работе с учебником, к активному овладению знаниями. Самоконтроль дает возможность каждому учащемуся определить, как действовать в процессе обучения.
Ссср в качестве учебного пособия для студентов педагогических институтов по специальности №2121 «Педагогика и методика начального обучения»
01 10 2014
9 стр.
Шнейдер Б. В., Малютина Т. М., Алексеева Т. Ю., Барановская В. Б., Ю. А. Карпов Шнейдер Б. В. 1, Малютина Т. М. 1, Алексеева Т. Ю. 2, Карпов Ю
23 09 2014
1 стр.
14 09 2014
1 стр.
14 09 2014
1 стр.
Октябрь 2009 – н в., аспирантура факультета Экономики гу-вшэ. Специализация: Экономическая теория, 08. 00. 01
14 09 2014
1 стр.
Белоусов Р. И., Белюшин М. В., Верещак С. В., Гаскарова И. К., Марьямов С. Э., Николаеня А. В., Карпов Ф. В., Паршиков Л. А., Поваляев С. А., Рыбаков М. В., Семенов А. В
25 12 2014
1 стр.
По данным литературы, существует около 140 различных факторов, приводящих к развитию острого панкреатита
09 10 2014
1 стр.
Для развития проекта были проведены несколько экспериментов, демонстрирующих возможности психолингвистических технологий
09 10 2014
1 стр.