Перейти на главную страницу
М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1972
ПРЕДИСЛОВИЕ
Директивами XXIV съезда КПСС по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1971—1975 гг. намечена широкая программа укрепления учебно-материальной базы школ, в том числе оснащения их современным оборудованием и техническими средствами обучения.
Настоящее пособие написано в соответствии с программой курса «Технические средства обучения». Его цель — помочь будущим учителям начальной школы и воспитателям дошкольных учреждений овладеть современными техническими средствами и методически правильно их применять в обучении и воспитании подрастающего поколения.
Значение курса возрастает в связи с переходом начальной школы на работу по новым программам и сокращением на год срока начального образования. Теперь среднее образование полнее соответствует современным требованиям науки, техники и культуры. Успех перестройки системы начального образования в значительной степени зависит от теоретической и методической вооруженности учителей, их подготовленности к работе в новых условиях, умения правильно и в нужный момент применить то или иное техническое средство обучения.
Новые программы предъявляют повышенные требования и к дошкольной подготовке детей, в связи с чем возрастает роль воспитателей детских садов. Использование технических средств обучения поможет успешнее развивать мышление детей, активизировать их творческие способности, воспитывать интерес к занятиям, формировать образованных и идейно убежденных членов советского общества.
В результате изучения курса «Технические средства обучения» студенты и учащиеся должны:
1. Ознакомиться с основами фотографии, устройством фотоаппаратов и оборудованием, изучить порядок подготовки к фотосъемке, ее проведения и обработки фотоматериалов.
2. Понять значение диапозитивов, диафильмов, кинофиль»' звуковых пособий и учебного телевидения как средств об'
3. Ознакомиться с общей методикой использования всех видов экранных и звукотехнических пособий в учебной и воспитательной работе.
4. Знать устройство, принцип действия и назначение всех видов и типов школьной проекционной, кинопроекционной, фотографической и звукотехнической аппаратуры.
5. Знать правила эксплуатации аппаратуры, кинофильмов, требования пожарной безопасности и техники безопасности при работе на узкопленочных кинопередвижках.
Раздел «Учебное кино» содержит достаточные сведения для получения квалификации демонстратора узкопленочного кино.
Учитывая недостаточную физико-техническую подготовку студентов, авторы старались наиболее сложные вопросы изложить в популярной форме.
Авторы признательны профессору Московского ордена Трудового Красного Знамени государственного педагогического института имени В. И. Ленина С. И. Архангельскому за помощь, оказанную им при подготовке рукописи.
ВВЕДЕНИЕ
В современной школе значительно расширился арсенал средств обучения, повседневно применяемых учителем в учебно-воспитательной работе. Педагогический принцип наглядности обучения требует постоянного совершенствования средств обучения, использования в школе наглядных пособий, соответствующих уровню развития науки и техники. Повышение качества преподавания тесно связано с коренным совершенствованием его методики, что в свою очередь зависит и от применения учителем широкого комплекса технических средств обучения.
Учитель советской школы и воспитатель детского сада не должны ограничиваться только такими средствами обучения, как доска и мел. Необходимо использовать различные средства наглядного обучения, чтобы выразительнее, доходчивее донести до учащихся и помочь им осмыслить учебный материал.
В современной школе, помимо настенных печатных наглядных пособий (карты, таблицы, картины) или объемных (макеты, натуральные образцы, модели, муляжи), а также демонстраций опытов и т. д., широко используют средства обучения, требующие вполне определенных, иногда довольно сложных технических устройств и аппаратов. Этими средствами обучения школы оснащали постепенно, по мере роста технической вооруженности страны. Поэтому одни из них появились в школе сравнительно Давно, другие недавно.
Наиболее эффективные методы преподавания в школе связаны с применением технических средств обучения.
В настоящее время большинство учителей осознали необходимость овладения техникой работы с различной аппаратурой.
Учитель должен умело применять наиболее нужное в каждом конкретном случае наглядное пособие. Поэтому ему необходимо знать основы методики работы в классе и на внеклассных занятиях с различными техническими средствами обучения.
Бурное развитие науки вызывает постоянное увеличение объема учебного материала, подлежащего изучению в начальной и средней школе. Следовательно, в те же сроки обучения учащиеся должны усваивать больший учебный материал, что заставляет совершенствовать старые и искать новые методы и формы обучения. Учителя необходимо вооружить такими техническими средствами обучения, которые содействовали бы решению этой задачи. Известно, например, что кинофильм сокращает время, необходимое на изучение предмета, но только если учитель умело применяет его на уроке.
Учебное кино,' звукотехнические средства, фотография, телевидение, обучающие машины в умелых руках усиливают воздействие учителя на детей. Широкое использование этих средств в учебно-воспитательном процессе, во-первых, повышает наглядность обучения и доступность материала; во-вторых, позволяет полнее и точнее информировать об изучаемом явлении или предмете, что повышает качество знаний; в-третьих, расширяет возможности учителя по созданию новых и совершенствованию старых форм передачи знаний. Следует учитывать эмоциональную сторону воздействия на детей наглядных средств обучения.
В учебно-воспитательной работе различные наглядные средства применяют в зависимости от их назначения и дидактической ценности, а также от цели и типа занятий. Каждое наглядное пособие имеет свои положительные и отрицательные стороны. Так, статические экранные пособия (диапозитивы, диафильмы, эпипроекция) имеют преимущества перед кинофильмом тогда, когда требуется длительно рассматривать объекты. При этом учитель может демонстрировать каждую картину, рисунок, фотографию, схему и т. п. столько времени, сколько необходимо для детального усвоения, осмысливания и запоминания учащимися рассматриваемого объекта. Такие статические иллюстрации обычно применяют на уроках или занятиях, чтобы подкрепить слова учителя зрительными образами или раскрыть содержание излагаемых понятий.
Демонстрировать кинофильм целесообразно, если учителю необходимо создать представление о явлениях и событиях в движении, когда оно—наиболее характерная сторона данного явления. Это не исключает широкого использования кинофильмов тогда, когда кинематографическими средствами как бы оживляются статические объекты. Динамичность в сочетании с высокими художественными достоинствами учебных кинофильмов, предельная наглядность и конкретность — качества, воздействующие на мышление и психику детей, отражаясь в их поступках.
6
Кинофильмы, в силу их огромного учебно-воспитательного воздействия, занимают особое место в арсенале технических средств обучения. Поэтому, знакомясь с экранными наглядными средствами и особенно с учебной кинематографией, учитель должен отчетливо представлять себе их педагогические особенности и возможности, выяснить и понять причины столь сильного влияния кинофильмов на учащихся, изучить систему наиболее рациональных методов и приемов работы с экранными пособиями и, наконец, твердо овладеть техникой и навыками работы на проекционных аппаратах. Когда эти условия будут выполнены, можно не сомневаться в успешной постановке учебно-воспитательной работы в школе и детском саду.
Большие изменения в учебный процесс школ и детских садов внесет кассетное кино, которое позволяет демонстрировать на экранах телевизоров звуковые кинофильмы в удобное для учителя время. Кассетное кино открывает широкие перспективы его внедрения не только в учебно-воспитательную работу, но и в наш быт.
В последнее время в школах широко применяют, главным образом при изучении иностранных языков, звукотехнику с магнитной звукозаписью как слуховое документальное средство обучения, позволяющее точно фиксировать устную речь учителя и учащихся на магнитную пленку и немедленно воспроизводить записанное. Кроме иностранных языков, звукозапись используют учителя литературы, истории и других предметов, а в ближайшее время магнитофон станет незаменимым помощником учителя начальной школы и воспитателя детского сада.
В Программе Коммунистической партии Советского Союза подчеркнуто, что в ближайшие годы широкое применение в школах получат новейшие технические средства — кино, радио, телевидение. В школе мыслится организовать передачи центрального радио, зафиксированные на магнитной пленке. Таким путем школы приобретут записи учебных радиопередач для свободного использования их непосредственно на уроке и на внеклассных занятиях. Государственный комитет Совета Министров СССР по телевидению и радиовещанию, кроме того, приступил к систематическому учебному радиовещанию.
Еще большие перспективы у телевидения. Включение в ар сенал учебных средств телевидения, объединяющего все извест' ные виды наглядных средств, еще более повысит эффективность учебно-воспитательного процесса и облегчит труд учителя. Помимо использования во внеурочное время передач типа «В помощь школе» или «За страницами вашего учебника», начато прямое телевизионное обучение на уроке. Использование таких передач, если учитель умело включает их в содержание урока, результативнее самостоятельного обучения вне школы.
7
Наконец, появившиеся в последнее время программированное обучение и обучающие машины позволяют внести новые усовершенствования в педагогический процесс. Программированное обучение дает возможность учителю более гибко и эффективно управлять обучением и активизирует самостоятельную познавательную деятельность учащихся.
Курс технических средств обучения связан с педагогикой и частными методиками. Технические средства обучения облегчают труд педагога и усиливают его воздействие на учащихся, по зволяют преподавать на современном уровне, сообщая школьникам все возрастающую сумму знаний в более короткие сроки.
Раскрывая педагогические возможности кино с позиций советской дидактики (см. главу X), мы тем самым выявляем теснейшую связь технических средств обучения с педагогикой. Частные методики конкретизируют основные принципы дидактики, учитывая специфику отдельных школьных предметов.
Технические средства используют на определенных уроках или занятиях, которые строят на основе выработанных дидактикой и методикой соответствующего предмета правил и приемов преподавания. Так, урок природоведения с использованием кинофильма отличается от такого же урока по развитию речи. Если в первом случае учитель обращает внимание главным образом на познавательную сущность фильма (например, рельеф местности, особенности растительности и ее связь с климатом), то при использовании фильма для развития речи учащихся он обращает внимание на словесную форму выражения мысли. Учитель стремится обогатить активный словарь школьников, используя приемы предварительной или последующей записи на доске и в тетрадях отдельных слов, которые учащиеся обязаны употреблять. Внося поправки и давая указания, учитель заставляет школьников несколько раз повторить новые для них слова в ином контексте, чтобы прочнее закрепить в памяти.
Однако специфические возможности технических средств позволили внести в урок и новые структурные элементы, особенно в случае создания при помощи кино, диафильмов и звукозаписи условий для проблемного обучения, решения познавательных задач и т. д.
Успех преподавания всех школьных предметов зависит от наглядности и образности изложения, от умения учителя создавать своим словом живые образы, используя изобразительные и звуковые технические средства обучения. Наибольшего учебно-воспитательного эффекта учитель добивается, применяя наглядные средства, наиболее точно отображающие реальную картину, в сочетании с образной речью.
Уже эти краткие сведения о видах технических средств обучения позволяют разделить их на экранные, звуковые и экранно-звуковые. К экранным средствам относятся немые кинофильмы,
диафильмы и диапозитивы. К звуковым — магнитные записи, грампластинки, радиопередачи. К экраннозвуковым—звуковые кинофильмы, озвученные диапозитивы и диафильмы, учебные телепередачи. Эти средства иначе называют аудиовизуальными (в переводе — слухо-зрительными).
Как показывает практика, частично готовить фотографические средства обучения вполне доступно учителю школы. Требуется только понимание необходимости выступать перед учениками во всеоружии современных технических средств обучения и желание освоить вполне доступный и сравнительно небольшой комплекс теоретических знаний и практических навыков. Поэтому освоение технических средств обучения целесообразно начинать с элементарных сведений по фотографии, на основе которых создано большинство экранных наглядных средств обучения.
РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ
ОСНОВЫ ФОТОГРАФИИ
Глава 1 ФОТОГРАФИЧЕСКИЙ АППАРАТ
§ 1. Значение фотографии
В общественной жизни, на производстве, в искусстве, в науке и т. д. фотография (светопись) заняла важное место в качестве документального средства отражения действительности. Она запечатлевает события, используя их как средство наглядной агитации, информации и пропаганды.
Сильная сторона фотографии—ее документальность и жизненная достоверность, которая позволяет ей воспроизводить во всех деталях убедительные, правдивые картины природы и труда человека, отображать его культурные, спортивные достижения, быт и поведение.
В науке широко применяют фотографию как средство точной изобразительной документации, которое помогает ученым познавать тайны природы. Недаром великий русский ученый Д. И. Менделеев метко назвал фотографию «вторым зрением» человека. Фотоснимки фиксируют детально ход научных исследований в различных отраслях химии и физики, микробиологии и физиологии, астрономии, археологии, геологии и географии — вот далеко не полный перечень наук, развитие которых невозможно без применения фотографии.
Фотография запечатлевает невидимое (например, сквозь туман), выцветшие и стертые временем древнейшие рукописи, неуловимые для глаза движения (например, полет пули или движения крыльев пчелы). На фотографии четко рисуются звездные скопления Вселенной, даже невидимые в телескопы. Открытия в современной астрономии делают, пользуясь только фотографическим методом исследований. Космические корабли фотографи-
10
пуют нашу планету и обратную сторону Луны. Криминалист-фотограф устанавливает подделки на документах, обнаруживает замытые следы крови, измеряет, сопоставляет, сравнивает.
Воспитательное значение фотографии в том, что она развивает наблюдательность, умение видеть подробности окружающей нас действительности, развивает художественный вкус — качества, необходимые педагогам.
Смотрят все, но видят немногие. Поэтому с раннего возраста воспитатель и учитель обязаны раскрывать перед детьми многообразие и красоту окружающего мира. Тут фотография и другие технические наглядные средства — лучшие помощники учителя и воспитателя. Развив у себя наблюдательность, они по-иному будут объяснять детям иллюстрацию учебника, картину, фотографию, увидят в ней такое обилие существенных деталей, которых раньше не замечали.
Еще заметнее умение видеть проявляется на прогулке или экскурсии в природу, на производство. Учитель, вооруженный фотоаппаратом, может потом, в классе, по фотоснимку рассказать то, что не успел на экскурсии. Такие фотографические наглядные пособия очень эффективны, поскольку их изготовил сам учитель, и его авторитет в глазах детей повышается.
Очень важно отражать работу детей в детском саду и школе на фотовыставках и в стенной печати. Учитель получает возможность «рисовать» с помощью света максимально точно. От зоркого фотоглаза объектива не ускользнет ни одна сторона многообразной жизни детского коллектива.
Фотографию в учебном процессе применяют в качестве н а -стенных изобразительных пособий и раздаточного материала. В первом случае она должна быть большого размера (не менее 30х40 см}, чтобы учащиеся со своих мест могли хорошо рассмотреть изображение, показываемое учителем. Желательно изображаемые объекты показать крупным планом, так как с последних парт мелкие детали трудно рассмотреть.
В отличие от настенной картины, создаваемой художником, на одной обычной фотографии редко можно сосредоточить несколько важных для усвоения объектов изучения. Поэтому показывают несколько фотографий, разносторонне освещающих каждый объект.
Очень важное преимущество фотографии по сравнению с художественной картиной — документально точное отражение изображаемого объекта, что в учебно-воспитательном отношении особенно важно. Эту сторону учитель или воспитатель должны Целенаправленно использовать.
Изготовление раздаточного материала в виде фотографий доступно каждому учителю. В этом случае сложность только в том, что на класс надо иметь примерно 20 одинаковых фотоотпечатков (по одному на парту).
В пособии рассмотрены лишь основы черно-белой фотографии. В науке, технике и культуре в настоящее время широко используют: цветную, стереоскопическую (объемную) фотографию, микрофотографию (сочетание фотоаппарата с микроскопом), рентгенофотографию, электрофотографию и др. Современная техника позволяет снимать объекты в видимых и невидимых лучах света (инфракрасных, ультрафиолетовых и поляризованных). Все эти особые виды описаны в специальных трудах по фотографии.
§ 2. Из истории фотографии
Развитие физики и химии подготовило почву для изобретения фотографии.
В 1589 г. итальянский физик Джамбатиста Порта применил собирательную линзу в камере-обскуре, создав прототип современного фотографического аппарата.
В 1725 г. русский химик-любитель А. П. Бестужев-Рюмин установил, что растворы солей железа светочувствительны — под действием света изменяют свой цвет.
Фотографический эффект, полученный Д. Порта, можно было зафиксировать только в 1839 г. в результате изобретения французов Луи Жака Дагерра и Жозефа Нисефора Ньепса. Этот год и считается годом изобретения фотографии. Способ светозаписи, который Дагерр назвал дагерротипией, имел много недостатков.
В усовершенствовании и развитии фотографии участвовали видные ученые разных стран. Немалый вклад в развитие фотографии внесли и русские ученые. Труд М. В. Ломоносова «Слово о происхождении света, новую теорию о светах представляющее» и многие другие по теории физики и химии содействовали успешному развитию фотографии.
В 1877 г. впервые в России великий химик Д. И. Менделеев создает общество, объединившее выдающихся фотографов того времени. Над совершенствованием аппаратов и фотоматериалов работали видные русские фотографы С. Л. Левицкий, И. В. Болдырев, С. А. Юрковский и многие другие. Их труды получили всеобщее признание.
12
Но особенно широко развивалась и совершенствовалась фотографическая промышленность в годы Советской власти, когда были созданы крупные специализированные заводы фотоаппаратуры, фабрики по производству фотокинопленки и фотобумаги, открывшие доступ к фотографии народным массам.
Не все поверхности различных тел одинаково отражают световые лучи. Поэтому, в зависимости от характера отражающей поверхности предмета, можно получить правильное (зеркальное), рассеянное (диффузное), полу рассеянное, или смешанное, отражения. Так, бумага, полотняные экраны и другие подобные им с шероховатой поверхностью предметы создают основное в природе рассеянное отражение. Благодаря ему человек видит окружающие предметы, поэтому явление отражения света телами играет существенную роль в фотографии.
Снимают объект при помощи фотографического аппарата, который имеет светонепроницаемый корпус 2 (рис. 1). Линза 1 выполняет роль фотообъектива, создавая на матовом стекле 3 изображение объекта. Получив на матовом стекле резкое изображение снимаемого объекта, стекло вынимают и устанавливают кассету с фотопластинкой. Переднюю стенку кассеты, обращенную к линзе, открывают лишь тогда, когда линза закрыта крышкой. В момент съемки крышку на некоторое время снимают с линзы, и она создает на фотопластинке оптическое изображение объекта.
При съемке световые лучи, отраженные объектом, проходят сквозь линзу, экспонируют (воздействуют на светочувствительный слой) фотопластинку и образуют на ней невидимое для глаза изображение объекта. Закончив экспонирование, на линзу надевают крышку, и закрывают переднюю стенку кассеты. Рис. 1. Простейшая схема фотоашы^., '
13
В момент съемки под действием световых лучей изменяются физико-химические свойства специального слоя фотопластинки, и на нем образуется скрытое изображение. Таким образом, физические свойства света позволяют получить оптическое изображение объекта, а физико-химические — скрытое изображение объекта в специальном слое фотопластинки или фотопленки.
Общие понятия об изготовлении фотоснимка. После съемки фотопластинку химически обрабатывают в такой последовательности: проявляют, закрепляют, промывают и сушат. Во время проявления скрытое изображение объекта становится видимым. Фотопластинку обрабатывают раствором закрепителя, чтобы видимое изображение сделать нечувствительным к воздействию света. Затем фотопластинку промывают и сушат. В результате химической обработки получается видимое негативное изображение, на котором свет и тени распределяются обратно оригиналу: светлые части объекта получаются темными, а темные, наоборот, светлыми. Изготовление негатива называется негативным процессом.
При фотопечати с негатива на фотобумаге получают позитивное изображение. На нем свет и тени распределяются правильно: светлые части объекта получаются светлыми, а темные — темными. После фотопечати экспонированную фотобумагу проявляют подобно негативу, затем закрепляют, промывают и сушат, в результате получают позитивный отпечаток, нечувствительный к свету. Изготовление позитивного фотоотпечатка называется позитивным процессом.
Фотоаппарат (фотокамера) независимо от типа и конструкции имеет следующие узлы и механизмы: фотообъектив, светонепроницаемый корпус, фотозатвор, механизм наводки объектива на резкость, видоискатель и лентопротяжный механизм (механизм передвижения пленки). В фотоаппаратах для работы с фотопластинками лентопротяжный механизм отсутствует. Большинство фотоаппаратов имеет дополнительные приспособления, облегчающие работу, делают аппарат универсальнее, позволяя снимать в разнообразных условиях. К дополнительным приспособлениям можно отнести: счетчик кадров, механизм обратной перемотки пленки, автоспуск, синхроконтакт, фотоэлектрический экспонометр и др.
14
а б
Рис. 2. Схема действия трехстворчатого центрального затвора.
пусе и внутри него монтируют фотообъектив, видоискатель, фотозатвор и т. д.
.Существуют два вида корпусов: жесткой конструкции (в виде коробки) и складной (снабженный складывающимся мехом). Форма и размеры корпуса зависят от применяемого светочувствительного материала (фото-топластинок или пленок).
Фотозатвор пропускает лучи, идущие через объектив на пленку. Он открывает объектив на необходимое для съемки время и закрывает его. Основные узлы затвора: для завода механизма перед съемкой, для установки выдержки (времени действия затвора) и для приведения затвора в действие. Затворы снабжены регуляторами, выполненными в виде рычага или вращающейся головки. Спусковое устройство имеет гнездо для установки гибкого тросика, спусковую кнопку и реже — рычаг.
На шкале регулятора выдержки фотозатвора нанесены обозначения из букв и цифр, например: В, 10, 25, 50 и т. д. Буква В означает, что выдержку измеряют в секундах и отсчитывают ее при съемке. При этом затвор закрывается не автоматически, а после снятия пальца со спусковой кнопки. Обычно на деление В устанавливают затвор, когда снимают в условиях неблагоприятного освещения и на фотопленке низкой светочувствительности.
Моментальные выдержки измеряют долями секунды, например: '/25> vpo, '/юо сек и т. д. Так, число '/so показывает, что затвор при съемке будет открыт только Vso сек и сам автоматически закроется, даже если палец не будет снят со спусковой кнопки или рычага. Величину выдержки обозначают на шкале не в виде дроби, а целыми числами: 10, 25, 50, 100 и т. д.
Фотозатворы делятся на центральные и шторно-щелевые. Центральный фотозатвор состоит из светонепроницаемых тонких металлических лепестков (створок), установленных обычно между линзами объектива. Лепестки работающего затвора расходятся в стороны (от центра к краям) и открывают путь (рис. 2, а) световым лучам через объектив на фотопленку. Затем лепестки сходятся от краев к центру и закрывают путь (рис. 2, б) световым лучам. Корпус затвора одновременно служит оправой объектива. Центральные затворы установлены в фотоаппаратах «Смена», «Любитель», «Москва», «Юность», «Эстафета», «Весна» и др.
Положительные качества центрального затвора: равномерная освещенность всего кадра; устойчивая работа при низких
15
температурах; можно снимать с электронно-импульсными осветителями при любой скорости работы затвора.
Рис. 3. Шторно-щелевой затвор.
16
маемому объекту ближе, изображение на пленке получится не-пезким. На противоположном конце шкалы нанесен знак оо (бесконечность). Установив при наводке знак оо против индекса можно снимать любые объекты, расположенные не ближе 20' м от аппарата. При этом все объекты будут одинаково резко сфотографированы.
На матовом стекле получают изображение снимаемого объекта. Наводят объектив на резкость, наблюдая за изображением, создаваемым объективом на матовом стекле, добиваясь превращения расплывчатого изображения в четкое.
объекта. В некоторых типах фотоаппаратов подобный видоискатель снабжен диоптрийным устройством, позволяющим приспособить его для лиц с различным зрением (например, близоруких).
Во многих фотоаппаратах лентопротяжный механизм связан с затвором и счетчиком кадров. В этом случае при вращении головки зубчатый барабан передвигает фотопленку на один кадр: одновременно заводится пружина затвора и диск (лимб) счетчика кадров смещается на одно деление. Чтобы снять объект еще раз или новый объект, снова, вращая головку, передвигают пленку и одновременно заводят пружину затвора. Такое взаимодействие лентопротяжного механизма и затвора исключает повторную съемку на один и тот же кадр. В аппаратах, где такая связь отсутствует, можно повторно снять на тот же кадр. Некоторые аппараты вместо круглой рифленой головки имеют рычаг (курковый привод).
18
У лентопротяжных механизмов аппаратов других типов нет зубчатого барабана. На специальные штифты в корпусе таких аппаратов устанавливают приемную катушку и катушку с пленкой. Штифт приемной катушки связан с головкой. Вращая ее, передвигают и наматывают пленку на приемную катушку. В таких аппаратах лентопротяжный механизм не связан с затвором.
Есть аппараты, в которых количество отснятых кадров контролируют через смотровое окно с красным защитным светофильтром на задней крышке корпуса. В окне наблюдают сигнальные знаки и цифры, нанесенные на обратной стороне светозащитной бумаги, подклеенной к пленке. Вращая головку лентопротяжного механизма, наматывают пленку на приемную катушку до тех пор, пока в смотровом окне не появится цифра / или, например, цифра 6 и т. д.
Круглая рифленая головка 4 механизма обратной перемотки пленки снабжена штифтами для сцепления с катушкой кассеты. Механизм имеет приспособление, отключающее лентопротяжный механизм от затвора. Отключение осуществляется кольцом или рычажком-выключателем, которые устанавливают при перемотке пленки в положения «В», «П» (или с другими обозначениями). Затем вращают головку 4 в направлении стрелки и перематывают пленку с приемной катушки в кассету.
В аппаратах некоторых типов отсутствует механизм обратной перемотки пленки, поэтому в них применяют одновременно две кассеты: с неэкспонированной пленкой и приемную для экспонированной пленки.
Кассеты — светонепроницаемые футляры для помещения в них пленки и предотвращения ее засвечивания. Кассеты позволяют заряжать и перезаряжать аппараты при дневном или электрическом освещении. Кассеты делятся на пластиночные\ и
В настоящем пособии не описаны,
20
В фотоаппаратах применяют в основном объективы типа анастигмат, в которых устранены почти все оптические недостатки отдельной линзы.
Одна часть световых лучей, падающих на линзу объектива, отражается (не проходит через оптическую систему), другая частично поглощается. Прозрачность стекла линзы вызывает небольшие потери света по сравнению с его отражением. Так как объектив состоит из нескольких линз, общая потеря световых лучей за счет отражения достигает 30—60%. Чтобы уменьшить потери на отражение световых лучей от каждой линзы, т. е. увеличить прохождение света, промышленность изготовляет только просветленные фотообъективы.
Для просветления на наружную поверхность каждой линзы наносят специальную тончайшую прозрачную пленку, преломляющая способность которой значительно меньше, чем у стекла линзы. Просветленные объективы кажутся голубоватыми. При съемке негатив получается чище и контрастнее, нежели при съемке непросветленным объективом.
Диафрагма, изменяющая размеры отверстия фотообъектива, расположена между его линзами. Диафрагма современных объективов, называемая ирисовой, состоит из металлических светонепроницаемых лепестков-пластинок, расположенных по кругу и соединенных подвижным кольцом или поводком.
При вращении кольца лепестки сходятся к центру (рис. 5), уменьшая диаметр отверстия объектива, или расходятся. Изменяя диафрагмой диаметр, регулируют количество света, проходящего через объектив, и, следовательно, влияют на длительность выдержки. Ирисовая диафрагма позволяет плавно
Рис. 5. Ирисовая диафрагма.
21
наменять диаметр отверстия объектива от наибольшего до наименьшего и наоборот. Уменьшение диаметра отверстия называется диафрагмированном объектива. В некоторых аппаратах новейшей конструкции применяют автоматически действующие диафрагмы.
1:16; 1:22. Для упрощения на шкале вместо относительного отверстия (величины диафрагмы) 1 :5,6 указывают только число 5,6. Величины относительных отверстий диафрагмы рассчитаны так, что при вращении кольца или рычажка от меньшего числа к следующему, большему (например, от 5,6 к 8) отверстие уменьшается примерно в два раза. В этом случае увеличивают вдвое выдержку. И наоборот, изменяя относительное отверстие от большей величины к меньшей (например, от 11 к 8), выдержку уменьшают в два раза.
Диафрагмой не только регулируют световой поток, проходящий через объектив. Она позволяет увеличивать глубину резкости объектива (глубину резко изображаемого пространства). Это его свойство позволяет изображать на пленке с одинаковой резкостью предметы, отстоящие от объектива на разном расстоянии. Уменьшая диафрагмой отверстие объектива, увеличивают глубину резкости. Глубина резкости тем больше, чем меньше фокусное расстояние и диаметр относительного отверстия объектива и дальше расположен снимаемый объект.
По шкале глубины резкости, нанесенной на оправе большинства объективов, можно определить глубину резкости в зависимости от значения диафрагмы и расстояния до снимаемого объекта. По обе стороны риски шкалы глубины резкости симметрично расположены такие же числа, как на шкале диафрагмы. При установке объектива на резкость равнозначная пара цифр шкалы глубины резкости расположится против цифр шкалы расстояний и покажет переднюю и заднюю границы глубины резко изображаемого пространства.
F=10,5 см или F=50 мм. Величина главного фокусного расстояния влияет на масштаб изображения снимаемого объекта. При съемке с одной и той же точки крупнее изображает объект объектив с большим главным фокусным расстоянием.
По величине фокусного расстояния объективы делятся на нормальные, короткофокусные, длиннофокусные и телеобъективы.
съемки портретов крупным планом. Глубина резкости значительно меньше, чем у нормальных объективов.
пленочные микроформатные, или миниатюрные.
Микроформатные аппараты рассчитаны для съемки на 16-миллиметровую фотопленку. К ним относятся «Киев-Вега», «Киев-Вега-2» и «Нарцисс». Размеры кадра при съемке аппаратом «Киев-Вега»—10х14 мм, а аппаратом «Нарцисс»— 14Х21 мм.
24
Рис. 6. Общий вид фотоаппарата «Смена-8».
Малоформатные аппараты. Ими широко пользуются любители и профессионалы. К этой группе принадлежат фотоаппараты «Смена», «Весна», «Юность», ФЭД, «Зоркий», «Киев», «Ленинград», «Зенит» и др. Все малоформатные камеры рассчитаны на перфорированную кинопленку шириной 35 мм, расфасованную на отрезки длиной 1,65 м. На таком отрезке фотопленки можно получить 36 кадров размером 24Х36 мм (у «Весны» размер кадра 24Х32 мм) или 72 кадра размером 18х24 мм («Чайка-11», «Зоркий-12», «ФЭД-Микрон» и др.). Фотоаппараты «Зенит», «Кристалл» и «Старт» образуют группу малоформатных зеркальных камер.
Рассмотрим некоторые фотоаппараты.
Фотоаппарат «Смена-8» (рис. 6) рассчитан на начинающих и опытных фотолюбителей.
На пластмассовом корпусе 1 смонтированы узлы, механизмы и приспособления. Задняя съемная стенка (крышка) позволяет легко и удобно устанавливать кассеты и заряжать пленкой аппарат. Лентопротяжный механизм не связан с затвором, поэтому если не передвинуть пленку, можно повторно сфотографировать на отснятый кадр. Передвигают пленку вращением рифленой головки 2. Спусковая кнопка 3 находится на верхней крышке корпуса, рядом — счетчик 4 кадров со шкалой-памяткой, клемма (или скоба) 5 для крепления вспомогательных приспособлений и головка 6 обратной перемотки пленки.
Аппарат снабжен объективом 8 типа Т-43 с фокусным расстоянием 4 см и относительным отверстием 1 :4. Наводят объектив на резкость по шкале расстояний со значениями от 1 м до оо. Шкала глубины резкости расположена симметрично по обе стороны от индекса шкалы расстояний. Объектив допуска-
25
ет снимать предметы, находящиеся не ближе 1 м от аппарата. Сменные объективы применять нельзя.
Фотозатвор центральный, со шкалой выдержек В, 15, 30, 60, 125 и 250. Заводят механизм затвора поворотом рычага 11.
Конструкция аппарата позволяет работать с одной и с двумя кассетами ФК-1.
Чтобы не забыть, какую пленку зарядили в аппарат, пользуются шкалой-памяткой, на которой значение светочувствительности данной пленки совмещают с красной точкой кольца счетчика кадров. Для быстрого перехода от одной выдержки к другой или от одного значения диафрагмы к другому при условии постоянной освещенности объектов пользуются экспозиционными шкалами. Они нанесены на корпусе фотозатвора, под шкалой выдержек и на оправе объектива в виде чисел от 4 до 8.
Аппараты «Смена-2», «Смена-3», «Смена-4», «Смена-5», «Смена-6» отличаются от «Смены-8» незначительно. Все они менее совершенные модели «Смены-8».
Начали выпускать новые модели фотоаппаратов «Смена», а именно: «Смена-11», «Смена-12», «Смена-14» и «Смена-Рапид». У фотоаппаратов «Смена-11» предусмотрен самовзводящий центральный затвор с синхронизатором для импульсной лампы-вспышки. Оптический видоискатель снабжен светящейся рамкой кадра. В поле зрения видоискателя видна шкала относительных отверстий объектива, что позволяет устанавливать необходимую величину диафрагмы, не отнимая аппарата от глаза.
Аппараты «Смена-12» и «Смена-14» имеют экспонометриче-ское устройство, при помощи которого устанавливают нужную диафрагму в зависимости от освещенности снимаемого объекта. У фотоаппарата «Смена-Рапид» упрощен выбор величины выдержки, так как ее устанавливают по символам погоды вместо привычных цифр шкалы экспозиции. В аппарат вставляют специальные кассеты «Рапид», ускоряющие зарядку аппарата, его крышку закрывают, взводят затвор, и пленка автоматически протягивается.
Во всех этих моделях можно получить по желанию кадры размером 24Х36 и 18Х24 мм. В первом случае на стандартном отрезке пленки образуется 36 кадров, во втором — 72 кадра. Светосила объективов — 1 : 2,8.
26
Аппарат снабжен механизмом обратной перемотки пленки. Шторно-щелевой с автоспуском и синхронизатором затвор рассчитан на выдержки: В, 25, 50, 100, 250 и 500.
Рис. 7. Общий вид фотоаппарата ФЭД-2.
Рис. 8. Общий вид фотоаппарата «Зенит-С».
тяжного механизма, сблокированного с затвором и шкалой счетчика кадров и зеркалом видоискателя; спусковая кнопка 4 с кольцом-выключателем; штепсельное гнездо 3 синхроконтак-та; головка 5 установки выдержки; головка 6 обратной перемотки пленки и объектив 7.
Шторно-щелевой затвор аппарата снабжен синхроконтак-том и синхрорегулятором. Диапазон выдержек: В, Д, 30, 60, 125, 250 и 500. Если установить затвор на режим Д и, нажав пальцем спусковую кнопку, повернуть ее в сторону буквы Д, то затвор будет открыт до вторичного нажатия и возвращения кнопки в первоначальное положение (длительная выдержка).
В аппарате применяют объектив «Индустар-22» или «Инду-стар-50» с фокусным расстоянием 50 м.м и относительным отверстием 1 :3,5. Допускается использовать сменные объективы. Пределы фокусирования 0,65 м — оо . Наводят объектив на резкость по матовому стеклу.
Видоискателем служит оптическая система аппарата. При определении границ снимаемого кадра световые лучи проходят через объектив / (рис. 9) и, отразившись от плоского зеркала 2, попадают на матовую поверхность плоско-выпуклой линзы 3, образуя на ней изображение. Это изображение пятигранной призмой 4 поворачивается, и через трехлинзовый окуляр 5 наблюдатель видит прямое изображение объекта. Окуляр видоискателя увеличивает в 5 раз.
При нажатии спусковой кнопки зеркало 2 откидывается вверх (в положение 2Л) и объектив создает на пленке 6 перевер-
28
нутое изображение снимаемого объекта. Когда перемещают пленку на один кадр, зеркало 2 опускается в первоначальное положение.
Гнездо на нижней съемной крышке корпуса служит для крепления аппарата в футляре или на штативе. Этим аппаратом в сочетании с насадочными линзами и удлинительными кольцами можно снимать портреты, чертежи, схемы, изготовлять фоторепродукции, а при помощи микроскопа выполнять и микрофотосъемку.
Промышленность выпускает также аппараты «Зенит-3», «Зенит-4», «Зенит-5 и «Зенит-6»—более усовершенствованные модели «Зенит-С».
Рис. 9. Схема зеркального видоискателя фотоаппарата «Зенит-С»
Через смотровое окно с красным защитным светофильтром, расположенным на задней крышке корпуса, наблюдают за сигнальными знаками и цифрами, нанесенными на светозащитной бумаге, подклеенной к пленке.
На специальные штифты двух гнезд в корпусе аппарата устанавливают катушки: приемную и с пленкой. Штифт приемной катушки связан с головкой лентопротяжного механизма. Вращая головку, передвигают и наматывают пленку на приемную катушку до тех пор, пока в смотровом окне не появится цифра / или, например, цифра 6 и т. д. Следовательно, при помощи смотрового окна и порядковых номеров кадров контролируют количество снятых кадров и точность расположения пленки в кадровой рамке аппарата. Лентопротяжный механизм не связан с затвором, поэтому возможны случаи повторной съемки объектов на один кадр.
Фотозатвор центральный, с автоспуском и синхроконтактом. Значения шкалы выдержек: В, 10, 25, 50, 100 и 200.
Основной объектив Т-22— трехлинзовый анастигмат с фокусным расстоянием 75 мм и относительным отверстием 1 :4,5. Аппарат снабжен оптическим зеркальным и рамочным видоискателями.
При определении границ будущего снимка зеркальным видоискателем лучи света, отраженные от снимаемого объекта, проходят через объектив 2 (рис. 11) видоискателя и попадают на плоское зеркало 3. Отраженные от него световые лучи направляются на квадратную линзу 4, где образуют световое изображение объекта. В центре этой линзы расположен матовый кружок для точной наводки основного объектива на резкость. Откидывающейся лупой 5. укрепленной над линзой, пользуются для облегчения и уточнения наводки объектива на резкость. Линза и лупа расположены в шахте 6, состоящей из металлических светозащитных шторок и верхней крышки.
Объектив зеркального видоискателя связан с основным объективом / зубчатой оправой. Вращая объектив видоискателя, устанавливают максимальную резкость изображения в видоискателе и одновременно наибольшую резкость изображения на пленке. Объясняется это тем, что все объекты, расположенные в поле зрения объектива видоискателя, одновременно попадают и в поле зрения основного объектива.
У рамочного видоискателя рамки находятся на передней и задней стенках светозащитной шахты. Такой видоискатель позволяет наблюдать за снимаемым объектом и фотографировать на уровне глаз.
Можно наводить объектив и по шкале расстояний. Пределы фокуснрования от 1,3 м до оо.
Наводить объектив на резкость можно и по красной точке, расположенной на шкале диафрагмы между числами 8 и 11. Такая же красная точка помещена на шкале расстояний между числами 5 и 10. Если установить красную точку на шкале расстояний против треугольного выступа, а рычажок диафрагмы совместить с красной точкой шкалы диафрагмы, то все снимаемые объекты, находящиеся от объектива на расстоянии от 4 м до оо , получатся одинаково резкими. Таким образом, в условиях хорошего освещения объекта можно устанавливать объектив и диафрагму по красным точкам.
Помимо рассмотренных, выпускают и готовят к выпуску обычные и автоматические фотоаппараты, исключающие ошибки в выборе выдержки. Промышленность изготовляет автоматические фотоаппараты («Сокол», «Зоркий-12», «Селена», «Зоркий-10», «Зоркий-II», «Киев-10» и др.), имеющие устройства с автоматической установкой выдержки и диафрагмы. Это означает, что если установленная выдержка для съемки при данных условиях освещения не подходит, то автоматическая си-
Рис. 11. Схема зеркального видоискателя фотоаппарата «Любитель-2»,
31
Ссср в качестве учебного пособия для студентов педагогических институтов по специальности №2121 «Педагогика и методика начального обучения»
01 10 2014
9 стр.
Шнейдер Б. В., Малютина Т. М., Алексеева Т. Ю., Барановская В. Б., Ю. А. Карпов Шнейдер Б. В. 1, Малютина Т. М. 1, Алексеева Т. Ю. 2, Карпов Ю
23 09 2014
1 стр.
14 09 2014
1 стр.
14 09 2014
1 стр.
Октябрь 2009 – н в., аспирантура факультета Экономики гу-вшэ. Специализация: Экономическая теория, 08. 00. 01
14 09 2014
1 стр.
Белоусов Р. И., Белюшин М. В., Верещак С. В., Гаскарова И. К., Марьямов С. Э., Николаеня А. В., Карпов Ф. В., Паршиков Л. А., Поваляев С. А., Рыбаков М. В., Семенов А. В
25 12 2014
1 стр.
По данным литературы, существует около 140 различных факторов, приводящих к развитию острого панкреатита
09 10 2014
1 стр.
Для развития проекта были проведены несколько экспериментов, демонстрирующих возможности психолингвистических технологий
09 10 2014
1 стр.