Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
«Гениями не рождаются, гениями становятся» (Л. Полгар)

«Гений – это 1% таланта и 99% труда» (Гете)

«Гений - это 1 процент вдохновения и 99 процентов пота» (Т. Эдисон)
Казалось бы, никакой проблемы, заслуживающей серьезного разговора, тут нет. Вроде бы, все просто – человек, с одной стороны, представляет собою биологический организм, а с другой – всегда выступает как представитель общества на определенной ступени его развития. Чтобы понять это, не нужно быть ни философом, ни психологом. Почему же в науке на протяжении столетий вновь и вновь вспыхивают споры по поводу того, в каком именно отношении находятся между собою эти две стороны человеческого существа? А проблема возникает именно потому, что человек – это не «с одной стороны – социальное, а с другой – биологическое существо», которое можно расчленить на эти две стороны, а существо в буквальном смысле слова биосоциальное, единое.
Это значит, что любое социальное действие в человеке обеспечиваются биологией, прежде всего – механизмами нервной системы. С другой же стороны, все биологические функции организма человека подчинены выполнению его социальных функций, вся биология становится лишь формой проявления социального. Поэтому можно биологические функции организма рассматривать как форму проявления социальных, а можно наоборот – рассматривать социальные функции как форму проявления естественно-природных особенностей человеческого организма.
Этот вопрос возникает там, где люди встречаются с девиацией, с нарушением обычного, «нормального» хода отношений и задумываются над причинами этого нарушения нормы. Поэтому возникала возможность толковать чисто социальные по своему происхождению явления естественными причинами, выводить социальное из биологического и лечить социальные болезни медицинскими мерами, а органические заболевания - мерами социального обеспечения.
Хрестоматийным примером может служить хотя бы тезис Аристотеля, согласно которому одни индивиды от природы являются рабами, а другие – их господами. Этот тезис защищал существовавшее тогда рабовладение биологическим объяснением. Но натуралистическое объяснение известных социальных явлений может иметь как консервативный, так и прогрессивный характер. Например, французская буржуазия в 1789 году поднялась на революцию во имя «природы человека», объявив сословно-феодальный строй – «неестественным», противоречащим «природе», естественно-природной организации человеческого существа. Так, естественным было объявлено право частной собственности и личной свободы.
Так что за натурализмом может скрываться как консервативная и реакционная, так и прогрессивная, даже революционная по своему смыслу концепция, но ответить на вопрос она не может.
Я считаю, что все человеческое в человеке, что отличает человека от животного – на 100 % (не на 90 и даже не 99) результат социального развития человека, и любая способность индивида - функция социального, а не природного организма, хотя и осуществляемая всегда природными, биологическими органами человеческого тела, в частности – мозгом. Социальность – сущность человека, а природность – форма, хотя большинство считает наоборот. Единственное, что отличает нас от животных – даже не интеллект как способность сознания (зачатки его есть и у приматов), не образование, не социальная структура и государство, а мораль и нравственность, религия и вера.
Таким образом, проблема отношения биологического и социального в человеческой жизнедеятельности и психике – жизненная проблема, и врач, и педагог, должны знать теорию решения этой проблемы в философии и психологии, чтобы делать поменьше ошибок в конкретных случаях, с которыми они сталкиваются.

«Гениями не рождаются, гениями становятся»

А проблема возникает именно потому, что человек – это не «с одной стороны – социальное, а с другой – биологическое существо», которое можно расчленить на эти две стороны, а существ

24.88kb.

28 09 2014
1 стр.


Истина и Свобода в культуре послереволюционной России

Писатель Алексей Толстой вряд ли ёрничал, не до того было, когда заявил: «В старое время говорили, что писатели должны искать истину. У нас частные лица поисками истины не занимают

127.94kb.

25 12 2014
1 стр.


В русском языке

По-разному складываются судьбы широко употребляемых слов. Одни переживают бум и уходят, другие существуют долго, становятся основой для новых лексических единиц, постепенно перемещ

60.01kb.

09 09 2014
1 стр.


Инвесторами не рождаются

Андрей Панов, Екатерина Кудашкина, Татьяна Бочкарева и Иван Филиппов, «Ведомости», №153 (1680), 18 августа 2006 г

56.12kb.

15 09 2014
1 стр.


Джейн Грин Джемайма

«Джемайма Дж., или Счастливыми не рождаются»: Гелеос, Рипол Классик; Москва; 2004

5071.09kb.

09 10 2014
22 стр.


Язык как средство мышления и общения в методах активного обучения и. И. Ольгин, В. Л. Тюканов

В. А. Звегинцев [3] указывал, что, не зная механизма высших психических функций, которые рождаются в процессе овладения языком, мы не знаем

36.22kb.

15 10 2014
1 стр.


«Символы и метафоры в романе Х. Кортасара „Игра в классики\ » Студент 4 гр

Таков кровоточащий хлеб, приснившийся Орасио в ночь после смерти Рокамадура. Но чаще метафоры рождаются из художественных (музыка, живопись), литературных, философских и проч ассоц

50.1kb.

16 12 2014
1 стр.


Возможно ли удержать молодость?

Старение – совершенно естественный процесс. Все живые существа рождаются, растут, размножаются, стареют и умирают. Так было, так есть и так будет. Разве можно и нужно что-либо дела

17.9kb.

01 09 2014
1 стр.