Язык как средство мышления и общения В МЕТОДАХ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
И.И. Ольгин, В.Л. Тюканов
Красноярский государственный педагогический университет
им. В.П.Астафьева
Проблема единства языка, общения и мышления людей является неразгаданной тайной. Логика, исследуя законы и формы мышления, не изучала отношения языка к мышлению. Лингвистика не обращалась к изучению отношений языка к процессу обмена мыслями между людьми. Нейрофизиология не исследовала единства внешней и внутренней речи человека как «социальной прибавки» к морфологии мозга. В.А. Звегинцев [3] указывал, что, не зная механизма высших психических функций, которые рождаются в процессе овладения языком, мы не знаем, как устроен язык в качестве единства структур внешней и внутренней речи и как он выполняет функции мышления и общения людей.
Т.Н. Ушакова [7] утверждала: «Термином «внутренняя речь» обозначается психофизиологическое явление, которое характеризуется включением в процесс его протекания речевых механизмов наряду с отсутствием выраженных речевых проявлений (внешней речи)». Психологи, изучающие проблемы внутренней речи, объясняют ее по-разному: одни – как речь «про себя» (А.Н. Соколов, Л.С. Выготский) [1, 6], другие – как феномен противоположной внешней речи (А.А. Леонтьев, П.Я. Гальперин) [2, 4].
Г.Х. Шингаров так оценивает состояние изучения высших психических функций деятельности мозга: ссылаясь на И.П. Павлова [5], высказавшего идею о специфически человеческих формах сигнальной деятельности, которую он назвал второй сигнальной системой, что является знаковой деятельностью высших животных и человека, ни наука, ни физиология, ни семиотика, не раскрыли тайну образования у человека в процессе антропогенеза второй сигнальной системы .
Суть высказываний И.П.Павлова о двух сигнальных системах сводится к следующему:
-
первая сигнальная система – врожденная способность мозга и рецепторов отражать действительность;
-
вторая сигнальная система, свойственна только человеку, овладевшему речью, – социально приобретенная (в процессе труда), биологические не наследуемая.
Итак, первые сигнальные раздражители идут к нам от объективной реальности, а второсигнальные – к каждому из нас от других людей в процессе общения. Функция второсигнальных раздражителей – обозначать предметы, явления объективной реальности, которые мы воспринимаем по первой сигнальной системе. Звуковые комплексы слов устной речи – это имена первосигнальных предметов, явлений. Дети, не овладевшие языком, воспринимают действительность только по первой сигнальной системе. Первая сигнальная система – это чувственная ступень отражения действительности. Поэтому первые сигнальные раздражители – безусловные, а второсигнальные – вторичные, условные.
Первосигнальная система вообще и условный рефлекс в частности – это биологическая предпосылка формирования структуры слов как единства второй и первой сигнальной систем.
Итак, первая сигнальная система – это врожденная структура органов чувств, которая обладает механизмами условных и безусловных рефлексов.
Вторая сигнальная система является звуковым комплексом слов, жестов, письменной речи, иероглифов, букв алфавита, чертежей, рисунков. Она возникла и существует в качестве механизма социальной саморегуляции, как общественное средство мышления и общения людей.
У ряда психологов утвердилось ошибочное отождествление второй сигнальной системы с речью. На самом деле ни структура нервных связей обозначения, ни структура межсловесных нервных связей, порождающих логику суждений и умозаключений, не могут возникнуть без участия первой сигнальной системы как своей биологической предпосылки. И.П.Павлов был физиологом, исследованием языка как средство мышления и общения не занимался.
По понятиям лингвистов, речь – это процесс говорения, а язык – система слов, логически связанных в конструкциях предложений. Говорение – это процесс рассуждения о чем-нибудь. Тренировка речедвигательного механизма – необходимое условие активации и развития способности рассуждать. А рассуждение – это есть мышление, т.е. логическая взаимосвязь содержания слов и предложений – суждений.
Взаимосвязь и взаимодействие второсигнальных структур внешней речи с нейрофизиологическими структурами внутренней речи при участии артикуляционного аппарата – это и есть механизм языка.
Деление на речь устную и письменную означает, что речь – это язык в его звуковой и письменной формах. В своем происхождении и историческом развитии язык приобрел различные второсигнальные формы: звуковую, письменную, форму жестов, форму изобразительного искусства, ноты, нотные грамоты. Следовательно, язык в широком смысле – это все его второсигнальные формы, выступающие в качестве средств мышления и общения людей и органически связаны с первой сигнальной системой.
Не зная взаимосвязи и взаимодействия материальных структур внешней и внутренней речи, нельзя знать, что такое язык и как он работает.
Библиографический список:
-
Выготский Л.С. Мышление и речь. – М., 1934.
-
Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий. – М., 1969.
-
Звегинцев В.А. К вопросу о природе языка // Вопросы философии. – 1979. – №11. – С.93.
-
Леонтьев А.А. Психолингвистика. – Л., 1967. – С.37.
-
Павлов И.П. Избранные произведения. – М., 1949. – С.238
-
Соколов А.Н. Внутренная речь и мышление. – М., 1968. – С.3
-
Ушакова Т.Н. Психофизиологический анализ внутренней речи. – М., 1980.