Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Интегрированный урок русской литературы и истории в 7Б классе.
Тема: Героизм и самоотверженность, верность боевому товариществу и подвигам во имя родной земли в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».

Цели: 1. Познакомить с исторической основой повести «Тарас Бульба»; дать представление о различии между исторической истиной и художественными задачами писателя.

2. Помочь ученикам выявить основную идею повести Гоголя; её патриотический пафос; совершенствовать навыки анализа текста, навыки монологической речи, выразительного чтения, навыки выборочного пересказа.

3. Воспитывать любовь к Родине.

Оборудование:


  • тексты повести Гоголя «Тарас Бульба»;

  • иллюстрации учащихся к прочитанной повести;

  • методические рекомендации к уроку;

  • карта «Российское государство в 17 – начале 18 века;

  • иллюстрации «Запорожские казаки», «Богдан Хмельницкий»; репродукция картины И. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»; плакаты с датами;

  • слова для словарной работы.



План-конспект урока


  1. Приветствие.

- Добрый день, ребята! Сегодня на уроке литературы мы продолжим изучение повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».

  1. Постановка темы и цели урока.

- Сегодня на уроке мы поговорим о героизме, самоотверженности, о верности боевому товариществу и подвигам во имя родной земли в повести Н. В. Гоголя. Откройте тетради, запишите число и тему урока. (запись в тетрадях)

- Вы прочитали повесть, но это лишь начало знакомства с произведением и его знаменитым героем. Гоголь писал об эпохе, которую отделяло от него несколько веков. Почему писатель обратился к столь давним временам? Действительно ли происходили события, описанные Гоголем? Кто такие запорожские казаки? Давайте обратимся сначала к древней истории нашей страны.



  1. Историческая справка.

1). Выступление учителя истории Нурмихаметовой И. И.

- Повесть «Тарас Бульба» - результат серьёзного увлечения Н. В. Гоголя историей. Он использовал в своей повести реальные исторические события. Обратимся к древней истории нашей страны.

Монгольское нашествие в середине 13 века, о котором мы говорили в прошлом году, привело к окончательному распаду старой Киевской Руси. Земли на востоке (будущая Великороссия) оказались под игом ордынских ханов; позднее здесь вокруг Москвы возникло новое русское государство. Земли на западе оказались под властью литовских князей, а частично вошли в состав Польского королевства. В 1569 году в результате Люблинской унии (союза) Литва и Польша объединились в государство Речь Посполитую. При этом южные земли Литовского княжества перешли в состав Польши. Это была будущая Украина. Древнерусские земли, оставшиеся в составе литовского княжества, - это теперешняя Белоруссия.

С тех пор положение восточнославянского населения на этих землях сильно изменилось. Государственным языком Речи Посполитой был польский, религией – католицизм. Но большая часть населения Белоруссии и Украины оставалась православной. Со временем польские дворяне (шляхтичи) обзавелись на Украине земельными владениями, а украинские крестьяне стали их крепостными.

В 1596 году в городе Брест-Литовском была заключена уния православной и католической церкви, согласно которой православное население Речи Посполитой должно было признать верховную власть папы римского. Однако значительная часть украинского населения не признала унию, начались преследования. Таким образом, украинцы находились и под крепостным, и под религиозным, и под национальным гнётом. Всё это приводило к частым восстаниям, главной силой которых были украинские казаки.

Казаками называли тогда вольных людей, живших в степи и не подчинявшихся государству и его законам. Нередко казаками становились беглые крепостные. Одни казаки жили по южным границам московского государства (на реках Дон и Яик), другие селились на южных границах тогдашней Польши (на реке Днепр). Центром днепровского казачества была Запорожская Сечь. Называлась она так потому, что располагалась за труднопроходимыми днепровскими порогами и была окружена засеками (укреплениями из поваленных деревьев).

Здесь возникло вольное казачье братство. В Сечи жилось вольготно. Запорожские казаки занимались охотой, рыбной ловлей, а больше всего любили отправляться военными походами на соседей – крымцев, турок, а то и поляков. Казаки сами выбирали и сами снимали своих начальников – кошевых и куренных атаманов. По сути, эта вольница была казачьей республикой. Казаки не признавали распоряжений польского короля, самостоятельно совершали походы, возвращая на родину захваченных крымчаками пленных и привозя богатую добычу. Запорожцы и возглавили дело борьбы украинцев с Речью Посполитой.

В 1648 году гетман украинского казачества Богдан Михайлович Хмельницкий поднял казаков на восстание, они выступили из Запорожской Сечи, в первых же сражениях разгромили польскую армию гетмана Потоцкого. Понимая, что казакам одним не справиться, Хмельницкий обратился за помощью к России. В 1654 году Переяславская Рада (Совет) провозгласила переход Украины в подданство русского царя и принесла ему присягу на верность. Произошло воссоединение Украины с Россией.

Гоголевские казаки называют себя русскими, сражаются за Русь – это не фантазия автора, потому что в то время украинцы называли себя «русскими», также называли свой язык и веру. Именно украинские земли были ядром Киевской Руси, и предания об этом сохранились в исторической памяти всех восточнославянских народов.

В наши дни отношения между государствами испортились, украинцы забыли свою многовековую дружбу с русскими и переориентировали внешнюю политику.


2). Вывод:

- Почему же Н. В. Гоголь использовал в своей повести реальные исторические события?

- (Он хотел показать истинных героев той исторической эпохи, бесстрашных защитников своей родины и своей веры. Но приукрашивать их он не стал и не скрыл их зачастую свирепые дела).


  1. Работа по тексту повести.

1). Рассказ о Тарасе Бульбе по первой главе.

- Какие же они, гоголевские герои? Постараемся разобраться в этом. Вы должны были подготовить выборочный пересказ о Тарасе Бульбе по 1 главе (выступают 2 ученика)



2). Беседа по вопросам.

- Первая глава заканчивается тем, что Бульба вместе с сыновьями отправляется в Запорожскую Сечь. Расскажите о том, каковы обычаи и законы Сечи, характер запорожцев? Что такое запорожская вольница?

- (Сечь состояла из 60 с лишком куреней, которые очень походили на отдельные, независимые республики, а ещё больше походили на школу и бурсу детей, живущих на всём готовом. Никто ничем не заводился и не держал у себя. Всё было на руках у куренного атамана, который за это обыкновенно носил название батька. У него были на руках деньги, платья, весь харч, каша и даже топливо; ему отдавали деньги под сохран. Нередко происходила ссора у куреней с куренями. В таком случае дело тот же час доходило до драки.

В Сечи были свои законы: 1) воинская служба в Сечи – это не принуждение, а добровольное служение; 2) в предместье Сечи не смела показываться ни одна женщина; 3) в Сечи жестоко наказывали за воровство, долги и за убийство (с.246).
- Какие черты в запорожцах привлекают и отталкивают?

- (полож.: патриотизм, мужество, храбрость, отважность, любовь к Родине, преданность товарищам, единство казаков, их вера, широта натуры;

отрицат.: страшная жестокость, излишнее пьянство, неуважительное отношение к женщине, предательство Андрия, безудержность натуры)
- В чём смысл подробного описания общественного устройства Сечи?

- (Гоголь стремится показать всё, что связано с Сечью. Он подробно говорит об устройстве Сечи, о занятиях казаков, знакомит нас с обычаями и законами. Казаки Запорожской Сечи предстают как единое целое. Но Гоголь не идеализирует казаков и не скрывает их зачастую свирепые дела.)


- Зачитайте эпизоды, где автор говорит о вере, патриотизме, товариществе, вольности и прокомментируйте их.

- (с. 262, 258, 243, 242, 229)


3). Анализ эпизода «Слово Бульбы о товариществе».

  1. Словарная работа: сирые – осиротевшие;

гнушаться – пренебрегать,

стесняться;



мышиная натура – подлая, мелкая.

  1. Выразительное чтение эпизода учащимися.

  2. Беседа по вопросам.

- Почему «породниться родством по душе, не по крови, может один только человек»?

- (Тарас Бульба говорит о способности человека к жертвенной любви, способности отдать жизнь за другого человека.)
- Почему Бульба обращается к казакам с этой речью перед сражением?

- (Во-первых, он хотел избавить товарищей от уныния, а во-вторых, хотел, чтобы они достойно встретили мученическую смерть. Недаром именно в смерти, по словам Тараса, сказывается величие русской души: «Пусть же знают они всё, что такое значит в Русской земле товарищество! Уж если на то пошло, чтобы умирать, - так никому из них не доведётся так умирать!.. Никому, никому!.. Не хватит у них на то мышиной натуры их!»)


- Каково влияние речи Тараса на запорожцев?

- (Речь Тараса производит на запорожцев сильнейшее впечатление: в них заговорило всё лучшее, «что бывает на сердце у человека». Героизмом в бою с поляками, самоотверженностью, готовностью прийти на помощь товарищу запорожцы подтвердили слова, которые произнёс Тарас о товариществе.)


- Каковы последние слова погибающих казаков?

- (Мосий Шило: «Прощайте, паны-братья, товарищи! Пусть же стоит на вечные времена православная Русская земля и будет ей вечная честь!»



Степан Гуска: «Пусть же пропадут все враги и ликует вечные веки Русская земля!»

Бовдюг: «Не жаль расставаться со светом. Дай Бог и всякому такой кончины! Пусть же славится до конца века Русская земля!»

Балабан: «Пусть же цветёт вечно Русская земля!»

Павел Кукубенко: «Благодарю Бога, что довелось мне умереть при глазах ваших, товарищи! Пусть же после нас живут ещё лучшие, чем мы, и красуется вечно любимая Христом Русская земля!»)
- Почему так схожи последние слова казаков?

- (Их предсмертные слова похожи, потому что запорожцы составляют единое целое, сражаются и умирают не за себя, а за веру, за Родину, за товарищей. Поэтому в их предсмертных речах о себе нет ни слова. В этом казаки схожи с героями русского эпоса.)


- Что общего между Тарасом Бульбой и героями русских былин?

- (……..)


- Так же, как любому былинному герою, и Тарасу Бульбе хотелось бы посвятить былину. И наши некоторые ученики постарались это сделать.


  1. Чтение учащимися былин собственного сочинения. (читают 2 человека)




  1. Подведение итогов урока.

- Почему же Н. В. Гоголь обратился к историческому прошлому своей Родины?

- (Н. В. Гоголь был патриотом своей Родины, он описывает столь давние исторические события с целью показать героизм, мужество, верность товариществу и подвигам своего народа.



Эпоха, описанная Гоголем в повести, выдвигала соответствующих героев – сильных, мужественных, самоотверженных, воинственных людей, презирающих тепло и уют, скучавших в тихом семейном кругу, привыкших к вольной казацкой жизни, к жестоким сражениям, битвам. Главной ценностью в человеческих отношениях эти люди считают товарищество и братство, основанные на вере и патриотизме. На товариществе и братстве держится мир Запорожской Сечи. Товарищество и братство – то, за что Гоголь любит своих героев.)


  1. Выставление оценок. Задания на дом.

1). 1 ряд – Подготовить рассказ о жизни и гибели Тараса Бульбы по плану «Характеристика героя литературного произведения».

2 ряд – Подготовить рассказ о подвиге и гибели Остапа.



3 ряд – Подготовить рассказ о предательстве Андрия.

2). Подготовить выразительное чтение эпизодов повести: описание степи, пляска запорожцев, пир запорожцев, финал повести.

Героизм и самоотверженность, верность боевому товариществу и подвигам во имя родной земли в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»

Цели: Познакомить с исторической основой повести «Тарас Бульба»; дать представление о различии между исторической истиной и художественными задачами писателя

82.25kb.

15 12 2014
1 стр.


Уроков по анализу повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»

Гоголя. Задачи, решаемые в процессе урока: 1 выявление степени понимания и усвоения текста учащимися; 2 развитие речи учащихся – углубление знаний по теме «Тип речи – рассуждение»

191.52kb.

07 10 2014
1 стр.


Конспект урока литературы в 9 классе Учитель: Сорокина Е. П. Образ Башмачкина в повести Н. В. Гоголя «Шинель» Цели и задачи урока

Сегодня на уроке будем анализировать повесть «Шинель», которая завершает цикл «Петербургские повести». Тема нашего урока: «Образ Башмачкина в повести Н. В. Гоголя «Шинель»; словари

65.95kb.

27 09 2014
1 стр.


Урок литературы в 10 классе Учитель: Петрова Ольга Анатольевна, мбоу «Старицкая сош» Тема урока: Правда и ложь, реальность и фантастика в повести Н. В. Гоголя «Невский проспект»

Тема урока: Правда и ложь, реальность и фантастика в повести Н. В. Гоголя «Невский проспект»

170.61kb.

14 12 2014
1 стр.


Н. В. Гоголь «Тарас Бульба»; И. С. Тургенев «Муму»; Н. В. Гоголь «Страшная месть»; И. С. Тургенев Стихотворение в прозе
24.63kb.

18 12 2014
1 стр.


Уроков по литературе в 10 классе «Жизнь и творчество Н. В. Гоголя (обзор). Повесть «Невский проспект» идругие «Петербургские повести»

«Жизнь и творчество Н. В. Гоголя (обзор). Повесть «Невский проспект» и другие «Петербургские повести»

70.79kb.

05 09 2014
1 стр.


Фантастика народных сказок и легенд в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»

Сердце Малороссии, как тогда говорили. А. С. Данилевский, один из однокашников Гоголя, так рассказывал о школьных годах будущего писателя: в школе Гоголь мало выдавался, разве под

26.72kb.

10 09 2014
1 стр.


Исследовательская работа «Село Биктимирово в годы Великой Отечественной войны»

Из каждого дома, из каждой семьи ушли на фронт родные. В годы войны с невиданной силой проявились у советского народа сила духа и героизм, его патриотизм и верность великому долгу

442.33kb.

14 12 2014
3 стр.