Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
МОУ Высоколковская СОШ

Конспекты 2 уроков по литературе

в 10 классе

«Жизнь и творчество Н.В.Гоголя (обзор). Повесть «Невский проспект» и другие «Петербургские повести».

Уроки разработал:

учитель русского языка и литературы

1 квалификационной категории

Воробьёва А.Н.

2012 -2013 учебный год.



Цели уроков:

  • Вспомнить основные этапы жизни и творчества Н.В.Гоголя;

  • На примере «Петербургских повестей» рассмотреть особенности стиля Н.В.гоголя, своеобразие его творческой манеры;

  • Рассмотреть способы обличения пороков общества ХIХ века (тщеславие, жадность, коррупция и др.)

Оборудование: портрет писателя, иллюстрации к повестям, открытки с изображением современного Петербурга; слайды с изображением Невского проспекта.

Ход уроков.

  1. Вступительное слово учителя.

В рассказе учителя о жизни и творчестве Гоголя следует подчеркнуть, что будущий писатель получил строго религиозное воспитание, но уже в детстве проникся очарованием фольклора и истории. Обучаясь в Полтаве и Нежине, он мечтает о государственной службе, где он мог бы бороться за справедливость. Однако в Петербурге его ждёт крушение иллюзий и ряд неудач. Чиновничья столица ценит только деньги, стремится получить их любой ценой(в том числе подхалимством, взятничеством, лицемерием); средств для жизни не хватает, романтическая поэма "Ганц Кюхельгартен" встречена насмешками критики, в актерском поприще отказано, служба в Департаменте уделов принесла лишь разочарование. Только публикация в 1830 году повести "Басаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала" вводит его в пушкинский круг писателей.

  1. Слово о Петербурге.

-Ребята, сегодня мы с вами отправимся в гоголевский Петербург!

Цель нашей поездки: узнать, что это за город, ставший городом Гоголя. Перед дорогой послушаем строки из стихотворения Маршака:

Давно стихами говорит Нева,

Страницей Гоголя ложится Невский,

Весь летний сад-«Онегина» глава,

О Блоке вспоминают острова,

И по Разъезжей бродит Достоевский.

Удивило ли вас, что город на Неве настолько стал городом Гоголя, что подобен…

гоголевской странице, во всяком случае, Невский проспект? А что вы знаете о

современном Петербурге, о его достопримечательностях? Может, пройдёмся по его улицам, а потом отправимся в гоголевский Невский проспект?



  1. Заочная экскурсия в современный Петербург.

Сообщение заранее подготовленного ученика о современном Петербурге ( показ приложения – презентации «Современный Петербург»).

Ученик. Санкт- Петербург - символ европейской России. Его величают Северной столицей нашей страны. Город построен на реке Неве, поэтому эту великую реку называют колыбелью Петербурга. Она не только предопределила возникновение города-порта, но стала основой объемно-пространственной композиции.К Неве обращены главные площади Северной столицы. Один из боевых кораблей – крейсер «Аврора» - обрел здесь «вечную стоянку». Нева, оставаясь главным «проспектом», разделила город на части, которые первоначально соединялись временными переправами, затем наплавными мостами. Через Неву перекинуто восемь разводных мостов, каждый из которых является сложным, а подчас уникальным, инженерно-архитектурным сооружением. Дворцы, особняки, храмы, доходные дома в центре города – все они имеют свою неповторимую историю. Город украшен большим количеством уникальных памятников. Архитектурной короной Северной столицы является Дворцовая площадь. Именно она главенствует в историческом центре Петербурга. А драгоценные сами по себе, высокохудожественные интерьеры Эрмитажных зданий хранят бесценные творения человеческого гения всех времён и народов. С давних времен поэты, писатели, художники стремились в этот город, так как он являлся литературно-культурным центром России. И неудивительно, что Н.В.Гоголь тоже мечтал приехать в Петербург.



2. Сообщение «Гоголь в Петербурге.

(Сообщение ученика сопровождается приложением - презентацией « Гоголевский Петербург»).

Ученик. В 1828 году Гоголь окончил гимназию. Впереди - свобода, Петербург, служба. В декабре молодой человек отправляется в столицу. И вот, наконец, Петербург-город, который представлялся ему величественным, необъятным, совершенно ни на что не похожим.

«Боже мой! Стук, гром, блеск, по обеим сторонам громоздятся четырёхэтажные стены;…мосты дрожали; кареты летели; извозчики, форейторы кричали…»Такой увидал столицу кузнец Вакула из повести «Ночь перед рождеством»

Таким, вероятно, представлял себе Петербург Гоголь. Но действительность оказалась не похожа на сказку.

«Петербург мне показался вовсе не таким, как я думал, - разочарованно писал Гоголь матери 3 января 1829 года. - Я его воображал красивее и великолепнее».

Учитель. Почему же Н.В.Гоголь разочаровался в этом городе, а всё же посвятил ему целый цикл «Петербургских повестей»? (Наблюдения за жизнью Санкт-Петербурга легли в основу цикла «Петербургских повестей», в которых писатель обличает пороки современного ему общества).


  1. Анализ повести «Невский проспект».

Словарная работа.

Лексический комментарий к следующим словам и выражениям: сюртук, фрак, салоп, фантасмагория, пестрядевый, штоф, редингот, веленевая бумага,, фризовая шинель, ридикюль, демикотоновый сюртук, эстампы, агат, алебарда, ливрея, чухонка, фагот, опиум, ключница, инвалидный солдат, капуцин, швабский немец, кабриолет, фунт, рапе, живет на фуфу.

Исторический комментарий слов и выражений, обозначающих чины и звания и их иерархию в табели о рангах: титулярный советник, надворный советник, коллежский регистратор, губернский секретарь, коллежский секретарь, повытчик, камергер, действительный статский советник, поручик, прапорщик, юнкер.

Культуроведческий комментарий к словам и выражениям, отражающим атмосферу эпохи Гоголя, его "энциклопедию" Петербурга: ганимед, Перуджинова Бианка, Геркулес, Булгарин, Греч, А. А. Орлов, "Филатки", "Димитрий Донской", Шиллер, Гофман, "Вильгельм Телль", "История Тридцатилетней войны", Главный штаб, "Северная пчела", Лафаэт.



Работа с текстом. Чтение описания Невского проспекта вслух (с начала повести до слов "...всегда в немецких сюртуках гуляющими целою толпою и обыкновенно под руку"), а затем проанализировать этот эпизод.

Анализ эпизода.

1. Проанализируйте образы, с помощью которых Гоголь рисует картину Невского проспекта. Какова здесь роль изобразительно-выразительных средств и художественных деталей?

2. Объясните роль художественного времени и пространства в этом фрагменте.

3. Прокомментируйте авторские оценки в описании Невского проспекта.

4. Как в эпизоде намечаются главная проблема и конфликт всей повести?

5. Докажите, что в этом описании присутствуют черты романтизма и реализма. Приведите примеры.

6. Какова функция этого эпизода во всей повести?

Анализ эпизода дает возможность подчеркнуть, что Петербург -- город без целостных лиц, которые заменяются их частями или частями тела и одежды. Действительность не такая, какой мы ее видим, и в любой момент может повернуться к нам своей оборотной стороной. Жизнь призрачна, поэтому ничему нельзя верить.



Беседа по содержанию повести.

  1. В чем трагический смысл истории Пискарева? Почему автор приводит его к самоубийству?

  2. Расскажите историю поручика Пирогова.

  3. Какую роль в истории Пирогова играют Шиллер и Гофман? В чем здесь проявляется авторская ирония и гротеск?

  4. Можно ли считать историю Пирогова торжествующим фарсом? Аргументируйте свое мнение.

4.Анализ повести «Нос».

Беседа с классом:

1) Кто такой Ковалев?

2) С какой целью Ковалев приехал в Петербург?

3) Каков портрет Ковалева?

4) Зачем Ковалев каждый день прохаживался по Невскому проспекту и наносил визиты своим знакомым?

5) Почему, будучи коллежским асессором, он называет себя майором?

6) Назовите детали, которые убеждают читателя в реальности происходящего: назовите время действия; назовите место действия; назовите героя повести

7) Зачем понадобилось Гоголю убеждать всех в реальности происходящего?

8) О чём предупреждает нас Н.В.Гоголь? Какую маску носим мы в обществе? Что скрываем под ней? Соответствует ли внутреннее содержание человека его поступкам?


  1. Анализ повести «Шинель».

Вопросы и задания к повести "Шинель"

1. Докажите, что повествование в повести ведется от лица рассказчика, который не совпадает с автором. В чем смысл изменения отношения повествователя к Акакию Акакиевичу на протяжении повести?

2. Подтвердите примерами мысль о том, что главный герой повести лишен "лица" от рождения (имя, фамилия, портрет, возраст, речь и т. д.).

3. Докажите, что образ Акакия Акакиевича "живет" в двух измерениях: в обезличенной действительности и в бесконечной и вечной Вселенной. Почему именно попытка героя обрести свое "лицо" приводит его к гибели?



  1. Анализ повести «Портрет».

Вопросы и задания для беседы.

1. Какие проблемы ставит Гоголь в повести "Портрет"?

2. Проследите ступени нравственного падения Чарткова. Какие изменения происходят в его отношении к труду художника и в его внешнем виде?

3. Как в образе Чарткова отразились черты эстетики романтизма и реализма?

4. Найдите в тексте повести фрагменты, в которых изображена борьба святости и дьявольского наваждения. Объясните их смысловую роль.

5. Какой новый поворот приобретает в повести традиционная для русской литературы тема власти денег?



Подведение итогов.

-Зачем Н.В.Гоголь посвятил Санкт-Петербургу целый цикл повестей?

- Что является объектом изображения в «Петербургских повестях»?

-С какой целью автор обличает пороки современного ему общества? Существуют ли они в современном мире? Какие бы вы предложили меры для борьбы с тщеславием, жадностью, лицемерием людей, взятничеством?



Петербург в повестях Гоголя олицетворяет собой мир, живущий обманом и ложью. Жизнь может неожиданно обернуться для человека нелепой, странной, фантастической и безжалостной. Страшная и мрачная романтика Петербурга пропитана злом, губительным для "маленького человека" и способна принимать самые неожиданные и волшебные формы. Вместе с тем, Гоголь -- мастер реальных образов, умеющий в самом обыкновенном видеть поэзию, подмечать существенные стороны жизни и человеческих типов. Но реальность, соединяясь с фантастикой, становится страшной, гротесковой. Это подчеркивает призрачность действительности и непрочность, неустойчивость, зыбкость человека в столкновении с миром зла.

Уроков по литературе в 10 классе «Жизнь и творчество Н. В. Гоголя (обзор). Повесть «Невский проспект» идругие «Петербургские повести»

«Жизнь и творчество Н. В. Гоголя (обзор). Повесть «Невский проспект» и другие «Петербургские повести»

70.79kb.

05 09 2014
1 стр.


Урок литературы в 10 классе Учитель: Петрова Ольга Анатольевна, мбоу «Старицкая сош» Тема урока: Правда и ложь, реальность и фантастика в повести Н. В. Гоголя «Невский проспект»

Тема урока: Правда и ложь, реальность и фантастика в повести Н. В. Гоголя «Невский проспект»

170.61kb.

14 12 2014
1 стр.


Конспект урока литературы в 9 классе Учитель: Сорокина Е. П. Образ Башмачкина в повести Н. В. Гоголя «Шинель» Цели и задачи урока

Сегодня на уроке будем анализировать повесть «Шинель», которая завершает цикл «Петербургские повести». Тема нашего урока: «Образ Башмачкина в повести Н. В. Гоголя «Шинель»; словари

65.95kb.

27 09 2014
1 стр.


Уроков по анализу повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»

Гоголя. Задачи, решаемые в процессе урока: 1 выявление степени понимания и усвоения текста учащимися; 2 развитие речи учащихся – углубление знаний по теме «Тип речи – рассуждение»

191.52kb.

07 10 2014
1 стр.


Художественное своеобразие повести н. В. Гоголя «майская ночь, или утопленница»

Цели: научить анализировать повесть, выявлять особенности характера главных героев

34.98kb.

09 09 2014
1 стр.


Библиография роман и повести слепые крылья мельницы

Если звёзды зажигают ("Сто тринадцатый"). Повесть//Юность. – 1972. №1; Если звёзды зажигают. Повести. Л.: Лениздат, 1972; Повести. Л.: Лениздат, 1982; Билет в прицепной вагон. Пове

121.31kb.

10 10 2014
1 стр.


Урок по литературе в 10 классе (Учитель О. С. Дмитриенко) Тема Художественный мир Н. В. Гоголя. «Мертвые души». Контроль знаний Цель (глобальная)

Формировать интерес к изучению литературного творчества русских писателей-классиков

25.98kb.

25 12 2014
1 стр.


Санкт-Петербург Невский проспект
56.85kb.

14 12 2014
1 стр.