Перейти на главную страницу
учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ № 2 г. Серпухова
Московской области
Залог успешного проведения урока – прочные представления учащихся об особенностях рассуждения как типа речи, которые они получают на уроках русского языка в разделе «Развитие речи». Задача урока – научить применять приобретенные навыки, умения на уроке литературы в процессе анализа художественного произведения. Умение рассуждать, доказывать, формирующееся у учащихся на уроках благодаря формам работы и упражнениям, предлагаемым в УМК В.В.Бабайцевой, дает возможность более плодотворно работать на уроках литратуры.
По способностям по уровню развития, по имеющемуся навыку чтения класс неоднороден. Поэтому на уроках необходимо строить работу так, чтобы вовлечь в обсуждение всех детей, дать каждому задание по силам и не отбить желания к чтению и исследовательской работе. Для этого необходимо помимо общих заданий давать ииндивидуальные, учитывающие возможности каждого ученика в отдельности:
а) задания по уровням (А – повышенный уровень, Б – стандартный уровень);
б) индивидуальные задания разной степени сложности, учитывающие способности ученика, позволяющие ему проявить себя с лучшей стороны; задания могут быть предваряющие тему и закрепляющие тему;
в) использование образцов других видов искусств;
г) творческие задания;
д) задания игрового типа, тесты, кроссворды, викторины, позволяющие индивидуально подойти к оценке знаний, умений и способностей ученика.
Тема урока – оставлено место для записи.
Портрет Н.В.Гоголя.
Цитата из письма Н.В.Гоголя к М.А.Максимовичу:
«Вы не можете представить, как мне помогают в истории песни… они всё дают по новой черте в мою историю, всё разоблачают яснее и яснее, увы, прошедшую жизнь и, увы, прошедших людей…»
Репродукция картины И. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
Репродукция картины В.Васнецова «После побоища…»
Оформление стенда «Мы изучаем» в кабинете:
Портрет Н.В.Гоголя.
Репродукция картины В.Васнецова «Богатыри».
Репродукция картины Ф.Рубо «Атака запорожцев в степи».
Репродукция картины Д.А.Шмаринова «После битвы».
Репродукция картины К.Бокарева «На заставе богатырской».
Иллюстрация К.Кукулиева к былине «Илья Муромец и Калин-царь».
Репродукция картины И. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
Иллюстрация неизвестного художника к финальной сцене повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».
Оформление стенда «Уголок русского языка» в кабинете:
Размещение карточек со словами: ГИМН, ДУМА, БЫЛИНА,
ТЕМА, ИДЕЯ,
ЭПИТЕТ, ГИПЕРБОЛА,
ИНВЕРСИЯ, ФОЛЬКЛОР
Учебно-методическое обеспечение урока:
Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. Под ред. Коровиной В.Я.
Гоголь Н.В. «Тарас Бульба» (текст на столе у каждого учащегося).
Былины «Илья Муромец и Соловей разбойник» и «Илья Муромец и сила неверная».
Раздаточный материал: карточки №№ 21, 24 из сборника «Дидактический материал к урокам литературы». Н.В.Гоголь «Тарас Бульба».
Репродукции картин на открытках: В.Васнецов «Богатыри», А. Котухина (Палех) «Илья Муромец и Святогор».
Кроссворды уровней А и Б.
Домашнее задание к итоговому уроку (общее):
б) как сражались козаки (глава 9);
в) польский рыцарь (глава 7).
5. Ответить на вопрос: какие обраяды встречаются в тексте повести?
«Вы не можете представить, как мне помогают в истории песни… они всё дают по новой черте в мою историю, всё разоблачают яснее и яснее, увы, прошедшую жизнь и, увы, прошедших людей…»)
Поезжает стар козак Илья Муромец,
Берет себе тугой лук и калену стрелу,
И берет себе палицу буёвую,
Особливо берет шашку вострую.
Поехал козак во чисто полё,
Не видали поездочки богатырской,
А только видели – в поле дым стоит,
Дым стоит да курева валит,
Из ноздрей да искры сыплются,
Из ушей у ёго да дым столбом валит.
Ездил, бился трои суточки, ратился,
Вперед махнет – дак цела улица,
Назад махнет – переулочек.
Побил, потоптал всю силу неверную.
ТЕМА – о подвигах героев-богатырей, защищавших родину-матушку.
ИДЕЯ – прославление верности, товарищества, мужества, отваги, патриотизма – лучших нравственных качеств героев.
Любят ли козаки свою родину?
Какой она представлена в повести?
Выразительное чтение отрывка «Степь» (глава 2).
Чтение учителем наизусть отрывка из главы 4 (прощание козаков с родной землей перед походом).
Вывод делают учащиеся: козаки испытывают безмерное чувство любви к родине; образ родины олицетворяется в образе матери.
Вывод делают учащиеся: даже внешне герои схожи.
Если читать повесть внимательно, вглядываясь в каждую деталь, то можно обнаружить много сходного с мотивами и образами устного народного творчества.
в былине - Вперед махнет – дак цела улица,
Назад махнет – переулочек.
в повести – «Так, где прошли незамайковцы - так там и улица, где поворотились, так уж там и переулок».
2 вариант – повторы слов, пословицы, поговорки, сравнения.
Самый наглядный результат – в конце урока дети сделали самостоятельный вывод: есть много общего между повестью Гоголя и произведениями устного народного творчества. Писатель намеренно вводит элементы былинной поэтики в свое произведение, чтобы выявить идею произведения. И в конце же урока было предложено учащимися название урока «Повесть как песня», отразившее суть произведения и эмоциональный настрой в нем и на уроке, образное начало, ярко и выразительно переданное в тексте повести, былин, в произведениях живописи.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
2 |
|
3 |
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11 |
|
|
|
|
12 |
|
|
|
|
|
|
13 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
14 |
|
|
|
|
|
15 |
|
|
|
|
|
16 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
17 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
18 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
19 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
20 |
|
21 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
22 |
|
23 |
|
24 |
|
|
|
|
|
25 |
|
26 |
|
|
27 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
28 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
29 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
30 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
31 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
32 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.Историческая местность на реке Днепр, куда Тарас Бульба решил отправиться вместе с сыновьями. 7. Название духовного училища в Киеве, где учились сыновья Тараса. 8, Завязанная кольцом веревка, с помощью которой Остап победил хорунжего. 9. Жидкая каша с салом, которую варилипутешественники, останавливаясь на ночлег. 10. Как называет автор Сечь, «откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы»? 11. Прутья молодой вишни, которыми, по мнению Тараса, стегали сыновей в бурсе. 13. Живописное изображение Божией матери, которым жена Тараса благословила своих детей в дорогу. 16. Глухов, Чернигов – города, где, по словам автора, «не одна останется вдова» после описанного сражения. 17. Изготовление изделий ручным способом – занятие мастеровых на тесных улицах предместья Сечи. 18. Игра, в которой играющие козаки прыгали через своих партнеров (во время осады города). 19. Денежный сбор с каждого дома, за несправедливое увеличение которого Тарас со своими козаками производил расправу над арендаторами. 24. Стальные дужки на сапогах всадника. 27. Хищная птица, с которой автор сравнивает Остапа, налетевшего на хорунжего. 28. Длиннополая одежда вроде монашеской, в которую были одеты бурсаки и над которой потешался Тарас Бульба. 29. Шест, приводящий в движение челны с козками по Днестру. 30. Вечная битва, которой была закалена «толпа, известная под именем запорожского войска». 31. «Это всё …, чем набивают головы ваши; и академия, и все те книжки, буквари и философия». 32. Торжественый обряд (например, обряд поступления запорожца в Сечь).
1.Скрытое место, где должен был располагаться Тарасов полк в предстоящем сражении. 2. Уход козаков из Сечи, во время которого татары в ней все ограбили. 3. «Андрий ответил: «Нет у меня никого! Никого, никого! … моя – ты!» 4. Иноверец из тех, что, по словам Остапа, стояли на площади, где производилась казнь. 5. Кто ударил по лошадям, в результате чего они рванули и Андрий «шлепнулся на землю, прямо лицом в грязь». 6. Цветная тестообразная масса, которой всё было «вымазано» внутри украинской хаты Тараса. 10. Работница в доме прекрасной полячки, которой было приказано вывести Андрия через сад. 12. Дикая птица, упоминаемая среди многочисленных обитателей степной фауны. 14. Будущий военачальник, предводитель, наклонности которого были заметны в движениях Остапа. 15. Что выдернул Андрий из-под головы у спящего брата? 20. Восторг, состояние наслаждения, которое Андрий испытал в битве. 21. Вход в дом в виде площадки со ступеньками, у которого стояли осёдланные кони. 22. Как Бульба обыкновенно называл свою жену? 23. Монах низшего ранга, с которым Тарас сравнил сыновей, впавших в задумчивость. 25. Домашняя прислуга, поднявшая Андрия на смех, когда увидела его «запачканную рожу». 26. Место в доме Тараса, где висели «сабли, нагайки, сетки для птиц, невода и ружья».
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
К |
|
|
|
Б |
|
|
|
О |
|
|
|
С |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т |
|
|
|
С |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Г |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Гоголя. Задачи, решаемые в процессе урока: 1 выявление степени понимания и усвоения текста учащимися; 2 развитие речи учащихся – углубление знаний по теме «Тип речи – рассуждение»
07 10 2014
1 стр.
Цели: Познакомить с исторической основой повести «Тарас Бульба»; дать представление о различии между исторической истиной и художественными задачами писателя
15 12 2014
1 стр.
«Жизнь и творчество Н. В. Гоголя (обзор). Повесть «Невский проспект» и другие «Петербургские повести»
05 09 2014
1 стр.
Сегодня на уроке будем анализировать повесть «Шинель», которая завершает цикл «Петербургские повести». Тема нашего урока: «Образ Башмачкина в повести Н. В. Гоголя «Шинель»; словари
27 09 2014
1 стр.
Тема урока: Правда и ложь, реальность и фантастика в повести Н. В. Гоголя «Невский проспект»
14 12 2014
1 стр.
18 12 2014
1 стр.
Сердце Малороссии, как тогда говорили. А. С. Данилевский, один из однокашников Гоголя, так рассказывал о школьных годах будущего писателя: в школе Гоголь мало выдавался, разве под
10 09 2014
1 стр.
Цели: научить анализировать повесть, выявлять особенности характера главных героев
09 09 2014
1 стр.