ЛЕТО – ВРЕМЯ ЧИТАТЬ
Итоги лета 2011
Макотченко С.И.
заведующая отделом методической работы
ГБУК РО «Ростовская областная детская библиотека имени В.М. Величкиной»
6-й сезон конкурса летних программ чтения «Лето-время читать» в рамках конкурса «Пятая четверть» завершен. Он, как и предшествующие, был успешен, обнаружил понимание задач, стоящих перед библиотеками летом.
Конкурс молодой, ему всего 6 лет, но авторитет и популярность у сотрудников детских библиотек он уже приобрел.
В преимуществе программного планирования летней работы убедились те, кто участвует в конкурсе.
Прежде всего, программа-это стратегия и тактика библиотечного обслуживания летом. Программы, представленные на конкурс, свидетельствуют о понимании библиотеками причин успешной работы летом: это - прежде всего наличие в фондах нужной литературы. Именно это обстоятельство учитывали библиотеки, приступая к созданию программ. А еще интересы читателей, профиль работы библиотеки, доступность программы, выбор партнеров по ее реализации, формы и методы ее продвижения, насыщенность ее интересными досуговыми и познавательными материалами. Библиотеки, участвующие в конкурсе, убеждают читателей, что отдыхая нужно и можно развиваться и что без помощи книги, чтения, библиотеки летом не обойтись.
Продвижение идей конкурса летних программ чтения «Пятая четверть» осуществляется путем публикаций материалов библиотек, победивших в конкурсе, в сборниках «Все начинается с детства», а также озвучивания их на творческих занятиях по подведению итогов конкурса.
Семинаром «Лето-время читать» закончился 6-й сезон конкурса «Пятая четверть» на базе ЦГДБ им. Крупской МУК ЦБС г. Батайска с участием 11 территорий Ростовской области.
Итоги конкурса летних программ чтения в рамках конкурса «Пятая четверть»
«Лето-время читать -2011»
1-е место
Коллектив центральной городской детской библиотеки им. А.П. Гайдара МУК ЦБС г. Каменск-Шахтинского за программу «Как упоительно книжное лето»
(Руководитель – Изварина Е.И.)
2-е место
Коллектив центральной детской библиотеки МУК «МЦБ» Чертковского района за программу «Лето-2011 в Чертковском районе»
(Руководитель - Вислогузова Т.Ф.)
3-е место
Коллектив центральной городской детской библиотеки им. И.А. Докукина МУК «ЦБС» г. Зверево за программу «Лето книжное, будь со мной»
(Руководитель – Кузнецова М.Ф.)
Сегодня мы публикуем материалы летней работы центральной городской детской библиотеки им. А.И. Докукина МУК «ЦБС» г. Зверево, занявшей в конкурсе 2011года 3-е место.
В летний период библиотека становится не просто домом, где живут книги, но одним из популярных мест проведения летнего досуга. Это послужило толчком коллективу детской библиотеки для создания городской программа летнего чтения «Лето книжное, будь со мной», утвержденной директором МУК ЦБС Ожередовой Н.Ю. В отдел образования г. Зверево было направлено официальное письмо МУК ЦБС с просьбой оказания содействия в реализации программы.
Началом воплощения программы стал круглый стол «Проблемы детского чтения» для преподавателей начальных классов школ города, организованный ЦГДБ им. И.А. Докукина в конце 2010 года. На семинаре обсуждались проблемы летнего дополнительного чтения. Преподавателям было предложено принять участие в анкетировании (Приложение №1) с целью составления списков литературы для каждой возрастной категории.
В процессе обсуждения библиотекарями и педагогами списков литературы стало очевидной необходимость введения в программу дневников летнего чтения
Проанализировав анкеты (из 31 преподавателя начальной школы анкеты заполнили 22), и изучив книжный фонд на предмет наличия необходимого количества экземпляров, была разработана схема «Дневников летнего чтения» (Приложение №2). Программа получила одобрение Городского отдела образования г. Зверево. В конце мая в типографии были отпечатаны 800 экземпляров дневников летнего чтения, которые получили учащиеся школ города с одновременной информацией о программе «Лето книжное, будь со мной».
Символом летней программы был выбран сказочный персонаж – Знайка.
На абонементе ЦГДБ был оформлен информационный стенд «Летнее чтение», где ежемесячно освещались результаты чтения детей и выполнения ими творческих заданий
Благодаря программе библиотека приобрела 269 новых читателей-учащихся 1-4 классов, выросло количество посещений и книговыдач.
Завершилась летняя программа городским праздником «У книжек нет каникул».
Приложение №1
АНКЕТА
Уважаемые преподаватели начальных классов!
Данный опрос послужит нам основой, для составления программы летнего чтения младших школьников нашего города. Нам важно знать ваше авторитетное мнение.
-
Считаете ли Вы, что ребёнок хорошо читающий, успешнее других учеников?
-
Списки летнего чтения обязательны для ваших учеников?
-
Вы примете участие в программе летнего чтения, организованной ЦГДБ?
Спасибо!
Приложение №2
ДНЕВНИК ЛЕТНЕГО ЧТЕНИЯ
Уважаемые коллеги! В связи с повторяющимися во всех возрастных категориях «Дневников» первой и последней страницами, а также творческими заданиями №1 и №2, представленные в «Дневнике» первого класса, мы содержательную часть для 2-х, 3-х, 4-х классов публикуем без них.
За оригинальными изданиями отсылаем Вас к авторскому коллективу ЦГДБ им. М. Докукина г. Зверево:8(863-55) 4-26-72, а также РОДБ им. В.М. Величкиной: 8(863) 240-27-62, 8(863)269-88-35
Муниципальное учреждение культуры г. Зверево
«Централизованная библиотечная система»
Центральная городская детская библиотека им. И.А. Докукина
Дневник летнего чтения для учеников первых классов
ФАМИЛИЯ______________ИМЯ_______________ОТЧЕСТВО ________________
ШКОЛА____________КЛАСС______________
Участвуй! Читай! Побеждай!
Уважаемые родители!
Ваш ребёнок получил на лето дневник чтения. Благодаря поддержке преподавателей начальных классов школ города был утверждён список литературы. Задания летнего буклета чтения 2011 года предполагают не только чтение книг, но в большей мере, выполнение заданий, направленных на развитие у детей образного мышления, воображения, а также выявление их творческих способностей. С вашим участием мы сделаем лето ребёнка интересным!
Д
орогой друг!
Поздравляем! Ты стал участником программы летнего чтения. За первый год обучения ты научился уверенно читать и готов к познаниям. Мы предлагаем совершить увлекательное путешествие в мир художественной литературы. Герои книг ждут тебя с нетерпением.
С
писок литературы:
1.Барто А.Л. Мы с Тамарой (цикл стихов).
2.Бианки В.В. Кто чем поёт? Чей нос лучше? Латка (рассказы)
3.Житков Б.С. Как я ловил человечков.
4
.Маршак С.Я. Вот какой рассеянный.
5.Маяковский В.В. Кем быть? Что такое хорошо и что такое плохо.
6.Михалков СВ. Дядя Стёпа. А что у вас?
7.Носов Н.Н. Фантазёры. Затейники. Огурцы (рассказы)
8.Осеева В. Волшебное слово. Синие листья (рассказы)
9.Толстой Л.Н. Филипок. Косточка. Котёнок (рассказы)
10. Ушинский К.Д. Четыре желания. Проказы старухи-зимы
Бианки В.
Кроссворд-тест по рассказу «Кто чем поёт?»
По горизонтали:
1.Кто надул пузыри за ушами и запел: «Ква-а-а-а-а!»: лягушки, саранча, ящерицы.
2. У саранчи задние лапки, словно: смычки, струны флейты.
3. Кто хвостом «поет», словно барашек блеет: бекас, сокол, филин.
4. Кто барабанит по дереву: дятел, клест, сарыч.
5. Кто поет, будто бык ревет: «Прумб-бу-бу-бумм!»: аист, выпь, сова.
Правильно ответив на вопросы в выделенных клетках по вертикали ты прочтешь: кто поет так, словно струна гудит?
1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3
|
|
|
|
|
|
4
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5
|
|
|
|
|
|
|
|
В. Бианки Вопросы по рассказу «Латка»
1. Какой необычный подарок получила Таня от дяди Пети?
2. Кто помог Тане найти полуботинок?
З. Почему мальчишки назвали Латку нырком?
4.Что добыла Латка для Тани?
5.Кому и как помогла Латка?
К.Д. Ушинский
Вопросы по рассказу «Четыре желания»
-
Что понравилось делать Мите зимой на улице?
-
Куда посоветовал Мите записывать свои желания папа?
-
Когда мальчик с удовольствием бегал по лугу за пёстрыми бабочками?
-
Что собирал в саду герой рассказа?
-
Почему желаний у Мити было только четыре?
Николай Носов Рассказы.
Фантазёры
-
Что видел Стасик на Луне?
-
Сколько порций мороженого купили ребята?
-
А ты любишь фантазировать? О чем?
Затейники
1. Домик из какой сказки решили сделать себе ребята?
2. Чего или кого испугались ребята?
Огурцы
-
Сколько раз у Павлика и Котьки клевала рыба?
-
Что сказала мама Котьке, когда он пришёл домой с огурцами?
-
Почему мама не разрешила Котьке выбрасывать огурцы?
-
С кем бы ты хотел дружить – с Котькой или Павликом?
Осеева В.
Волшебное слово
1.Как звали мальчика в рассказе «Волшебное слово» В. Осеевой?
2.Как ты считаешь, главный герой правильно общался с близкими в начале рассказа ?
3. Какое «волшебное» слово посоветовал говорить мальчику старичок?
4.Чем поделилась Леночка с главным героем?
5. А какие «волшебные» слова ты еще знаешь?
Синие листья
1.Какого цвета карандаши попросила Лена у Кати?
2.У кого просила разрешения Катя?
3. Какие наставления давала Катя Лене?
4.Почему Лена не взяла карандаши у Кати?
5. Чему учит этот рассказ всех детей?
Маршак С. Кроссворд-тест по стихотворению «Вот какой рассеянный»
По горизонтали:
1.Что рассеянный хотел купить в кассе: морс, квас, кофе.
2.Что рассеянный надел вместо рубашки: брюки, трусы, штаны.
3.Что «не то» надевал рассеянный: гамаши, пальто, платье.
4.Что попросил остановить около «вокзая» рассеянный: «автобул», «нарохол», «трамвал»
5.Остановка, которую первой назвал рассеянный в отцепленном вагоне: Бологое. Гатчина, Поповна.
6.Что рассеянный натянул вместо валенок: рукавицы, перчатки, шлепанцы.
7.На перроне рассеянный сел в: вагон, метро, такси.
8.Станция, которую первой назвал рассеянный в отцепленном вагоне: Верево, Дибуны, Ямская.
9.Чужая вещь, которую натянул рассеянный: гамаши, платье, чепчик.
Правильно ответив на вопросы по вертикали в выделенных клетках ты прочтешь: элемент одежды рассеянного.
|
|
1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9
|
|
|
|
|
|
|
Маяковский В.В. Кем быть?
Из стихотворения «Кем быть?» выпали слова, вставь нужные!
-
Нужные работники- столяры и …
-
Я бы строить дом пошёл, пусть меня ..
-
Инженеру хорошо, а … лучше,
Я б детей лечить пошел, пусть меня научат.
-
Хороший … я - Сдержать нельзя.
-
Все работы хороши, …
Барто А.Л. Мы с Тамарой (цикл стихов)
-
Какое стихотворение А.Л. Барто тебе очень понравилось?
-
О чем оно?
-
Кто главный герой стихотворения?
-
Хотел бы ты дружить с ним? Почему?
Житков Б. Как я ловил человечков
-
Почему бабушка не разрешила Боре поиграть с пароходиком?
-
Чем Боре так понравился пароходик? Опиши его таким, каким ты его запомнил.
-
Почему Боря решил, что в пароходике должны жить человечки?
-
Что произошло в действительности, когда бабушка увидела пароходик?
-
Расскажите, каким вам представляется мальчик Боря: послушным, непослушным, умным, выдумщиком. Хотели бы вы с ним дружить?
Толстой Л.Н. Кроссворд по рассказам «Косточка», «Котёнок» и «Филипок»
1.То, что Ваня выбросил за окошко.
2.Тот, кого спасал Вася от собак
3.Имя старшего брага Филиппа.
4.Цвет шарфа учителя в рассказе «Филипок»
5.Что принялся делать Вася, когда издали увидел надвигающуюся опасность.
6.Имя старшей сестры Васи.
1К
|
|
|
|
|
|
|
|
2К
|
|
|
|
|
|
|
|
3К
|
|
|
|
|
|
|
|
4К
|
|
|
|
|
|
|
|
5К
|
|
|
|
|
|
|
|
6К
|
|
|
|
|
|
|
|
Михалков С. Дядя Стёпа
-
С
колько книг написал С.В. Михалков про дядю Стёпу? Перечислите…
-
Какие добрые дела совершал дядя Стёпа?
-
Фамилия дяди Стёпы.
-
Для кого был грозой дядя Стёпа?
-
Как звали жену дяди Стёпы?
-
Как звали сына дяди Стёпы?
-
Может дядя Стёпа быть примером для всех ребят?
Творческие задания.
Задание № 1
Напиши отзыв на прочитанное произведение. Подсказки:
-
напиши название книги, укажи автора;
-
р
асскажи о содержании книги (коротко, 3-4 предложения);
-
о главных героях;
-
что больше всего тебе понравилось в данной книге;
-
чему научила тебя эта книга, ее герои, их поступки.
Задание№ 2.
Нарисуй иллюстрацию к одному из прочитанных произведений.
-
рисовать можно персонажей, пейзажи, запомнившиеся сюжеты,
-
рисовать можно в любой технике, но обязательно - формат А 4;
-
почувствуй себя иллюстратором;
-
не забудь подписать свою иллюстрацию и указать к какому произведению она сделана.
<предыдущая страница | следующая страница>