Перейти на главную страницу
Простые предложения бывают четырёх видов:
1) Повествовательные (хабарлы сөйлем);
2) Вопросительные (сұраулы сөйлем);
3) Побудительные (бұйрықты сөйлем);
4) Восклицательные (лептi сөйлем).
1) Повествовательные предложения бывают:
а) Утвердительными
Алма диванда жатыр. – Алма лежит на диване.
Ол институтта оқып жүр. – Он в институте учится.
б) Отрицательными. Отрицательные предложения образуются либо с помощью слов емес, жоқ, либо с помощью отрицательных суффиксов (ба/бе, па/пе, ма/ме):
Ол хат жазған жоқ. – Он письмо не написал.
Мен ұшақпен ұшпаймын. – Я самолётом не полечу.
2) Вопросительные предложения образуются:
а) с помощью вопросительных местоимений (кiм? қандай? қай? и т.д.)
Сiз қайда жұмыс iстейсiз?. – Вы где работаете?
Мамандығыңыз қандай? – Какая у вас профессия?
б) с помощью вопросительных частиц (ба/бе, па/пе, ма/ме)
Сiз қазақ тiлiн үйренесiз бе? – Вы казахский язык изучаете?
Сен театрға бардың ба? – Ты ходил в театр?
в) с помощью интонации
Махаббат? – Любовь?
3) Побудительные предложения выражаются повелительным наклонением глагола 2-го и 3-го лица:
Осы суды iшпеңiзшi. – Пожалуйста, не пейте эту воду.
Көп рақмет! – Большое спасибо!
В простом повествовательном предложении:
Ол жиi-жиi басқа қалаларға барады. – Он часто в другие города ездит.
Алма кiтаптi кiтапханадан алды. – Алма книгу из библиотеки взяла.
Так как местоимение может опускаться (отсутствует подлежащие), то дополнение в таком случае оказывается в начале предложения:
Оқушылар жаңа сөздердi тақтаға жазады. – Ученики новые слова на доске пишут.
Үстелде қоңыр қарындаш жатыр. – На столе коричневый карандаш лежит.
Сложные предложения. Введение
Сложные предложения делятся на:
1) Сложносочинённые, состоящие из равносильных простых предложений;
2) Сложноподчинённые, состоящие из неравнозначных простых предложений, причём одно предложение подчинено другому (зависит от другого).
Сложносочинённые предложения образуются так же, как в русском языке, поэтому разобраться в них очень легко.
Сложносочинённые предложения
Сложносочинённые предложения состоят из независимых друг от друга простых предложений, которые перечисляются через запятую или соединяются с помощью союзов:
1) және, да/де, та/те – и, да, к тому же;
Примеры:
1)
Жаз келдi де, күн жылынды. – Лето пришло, дни стали тёплые.
2)
Күз түстi, бiрақ күн әлi жылы. – Наступила осень, но дни ещё тёплые.
3)
Демалыс күнi бiз не теледидар көремiз, не шахмат ойнаймыз. –
Сложноподчинённые предложения
Сложноподчинённые предложения состоят из главного предложения и зависимого от него придаточного предложения.
Сложноподчинённые предложения могут быть:
1. с придаточными условия;
Подробно о каждом виде читайте в соответствующих подразделах.
Но к выше перечисленным видам не относятся сложноподчинённые предложения, которые образуются:
1) С помощью указательных местоимений не... соны, қандай... сондай;
Примеры:
Сен не iстейсiң, мен де соны iстеймiн. – Что ты будешь делать, то и я буду делать.
Сен қандай кiтапты аласың, мен де сондайды аламын. – Какую ты книгу возьмёшь, такую и я возьму.
2) С помощью союзов сондықтан, сол себептен, өйткенi;
Примеры:
Ол көп оқыды, сондықтан бiлiмдi адам болып шықты. – Он много занимался, поэтому стал образованным человеком.
Мен ауырып қалдым, сол себептен сабаққа бармадым. – Я заболел, поэтому не пошёл на занятия.
Бiз киноға барған жоқпыз, өйткенi емтиханға дайындалдық. – Мы в кино не ходили, потому что к экзамену готовились.
3) С помощью глаголов, имеющих значение речи, мысли, чувства: айту, есту, ойлау, қорқу и глагола-связки деп.
Примеры:
Мен "Сiз қашан келдiңiз?" - деп сұрадым. – Я спросил: "Когда вы приехали?"
Ол кешке келемiн деп айтты. – Он сказал, что он придёт вечером (= Ол "Кешке келемiн", - деп айтты).
Ол келмей қала ма деп қорқамын. – Боюсь, приедет ли он вечером ("мен" в начале предложения опущено).
Мен ертең күн жақсы болады деп ойлаймын. – Я думаю, что завтра будет хорошая погода.
Ол бүгiн жиналыс болады деп айтты. – Он сказал, что сегодня будет собрание.
Мен ол ауырып қалды деп естiдiм. – Я слышал, что он заболел.
(Глагол-связка "деп" используется ещё и при образовании сложноподчинённых предложений с придаточными цели).
Глагол "деу" в форме "деген" означает "называемый" или "который называется", например:
Мен "Шығыс" деген жорналды оқып отырмын. – Я читаю журнал, который называется "Шығыс".
1. … с придаточными условия
Этот вид предложений специально ставлю первым пунктом, так как здесь всё просто (В подразделе моего сайта "условное наклонение глагола" уже приводились примеры подобных предложений).
Для образования сложноподчинённых предложений с придаточными условия могут использоваться союзы "егер, онда" – "если, то (тогда)", но так как в казахском языке есть условное наклонение глагола, то в союзах нет необходимости и они часто опускаются.
|
Примеры:
2. … с придаточными цели
В придаточном предложении цели поясняется для чего (с какой целью) совершается действие в главном предложении. Образуются двумя способами:
1. |
| |||||
|
| |||||
2. |
|
Примеры:
1.
Қазақ тiлiн үйрену үшiн, көп кiтап оқыдық. – Чтобы выучить казахский язык, мы много книг прочитали.
2.
Қазақ тiлiн үйренейiк деп, көп кiтап оқыдық. – Чтобы выучить казахский язык, мы много книг прочитали.
3. … с придаточными уступительными
В таких предложениях действие главного предложения совершается вопреки условиям придаточного предложения, поэтому на русский язык такие конструкции часто переводятся как: "Хоть и...,..." или "Хотя..., но...".
Образуются сложноподчинённые предложения с придаточными уступительными тремя способами:
1. |
| |||||
|
| |||||
2. |
| |||||
|
| |||||
3. |
|
Примеры:
1.
Күн салқын болғанмен, жатақхана жылы. – Хоть день и холодный, но в общежитие тепло.
2.
Тез жүрсе де, пойызға үлгермей қалды. – Хоть он и ехал быстро, но на поезд не успел.
3.
Ақшасы бола тұра, ол ештеңе сатып алмады. – Хоть и были у него деньги, он ничего не купил.
4. … с придаточными времени
1. |
| ||||||||||
2. |
|
1.1 Если действие главного предложения происходит в то же время, что и действие придаточного предложения, то к причастию прошедшего времени добавляются окончания местного падежа "да, де" или следует слово "кезде" - "в то время". Послелог "сайын" используется, если событие происходит регулярно – каждый день, каждый месяц и т.д.
Мен келгенде, сен жоқсың. – Когда я пришёл, тебя не было.
1.2 Если действие главного предложения следует после действия придаточного предложения то добавляется или послелог "соң", или окончания "нан, нен" и послелог "кейiн" – "после". Послелог "берi" в таких предложениях означает "с тех пор, как".
Сабақ бiткен соң, бiз үйге кеттiк. – Когда закончился урок (после того, как закончился), мы домой пошли.
Сюда же можно отнести предложения, которые имеют структуру "Как только..., сразу же...". Образуются они с помощью суффиксов "ысы, iсi", которые добавляются к основе глагола, затем следует окончание "мен".
Сен келiсiмен, маған телефон соқ. – Как только приедешь, сразу позвони мне.
1.3 И если действие главного предложения предшествует действию придаточного предложени, то добавляются или окончания "нан, нен" и послелоги "дейiн" или "шейiн", или окончания "ша, ше".
Сен келгенге дейiн, мен жұмысты бiтiремiн. – До того, как ты придёшь, я работу закончу.
В основном глагол в придаточном предложении при переводе на русский язык принимает форму того же времени, что и глагол в главном предложении. Лишь одно исключение - если время действия придаточного и основного предложения совпадает ("да, де, кезде"), а главное предложение в настоящем времени, то вся конструкция переводится в прошедшем времени (Мен келгенде, сен жоқсың).
2. Деепричастия третьего вида (ғалы/гелi, қалы/келi) тоже образуют сложные предложения с придаточными времени.
Мен сабаққа бармағалы көп болды. – С тех пор, как я не ходил на занятия, много (времени) прошло.
Қар түскелi ауыл жаққа жол жоқ. – После того, как снег выпал, в сторону аула дороги нет.
5. … с придаточными причины
|
|
В сложноподчинённых предложениях данного вида в придаточном предложении объясняется причина происходящего в главном предложении.
Ақшамыз болмағандықтан, дүкенге барған жоқпыз. – Мы не пошли в магазин, так как у нас денег не было.
Уақытым болмаған себептi, қонаққа бармаймын. – Я не пойду в гости, потому что у меня нет времени.
Сложноподчинённые предложения с послелогами соң и кейiн образуются также, как сложноподчинённые предложения с придаточными времени, отличаются эти предложения только по смыслу.
Оның уақыты болмағаннан кейiн, ол бiзге келе алмады. – Так как у него не было времени, он не смог к нам приехать.
Сен онымен кездескеннен кейiн, мен оған телефон соқпадым. – Я ему не позвонил, потому что ты с ним уже встретился.
Сен оған айтқан соң, мен үндемедiм. – Я промолчал, потому что ты ему уже рассказал.
6. … с придаточными образа действия
|
|
В сложноподчинённых предложениях данного вида в придаточном предложении указывается, каким образом (до какой степени или в какой мере) происходит действие главного предложения.
Тыңдаушылар сүйсiнетiндей, ол ән салды – Он пел так, что зрители восхищались.
Сендер кездесетiндей, жағдай жасадық – Мы сделали так, чтобы вы встретились.
Главное предложение может разбиваться придаточным предложением.
Ол мен еститiндей қатты сөйледi. – Он говорил так громко, что я слышал.
Сiздер ұялмайтындай дайындалыңыздар. – Подготовьтесь так, чтобы не было стыдно.
Грамматика казахского языка на этом сайте представлена в простой, интересной форме. Таблицы окончаний размещены так, чтобы легко запомнить после каких букв какие добавляются оконча
25 12 2014
15 стр.
Грамматика – наука древняя, начало ей было положено примерно две с половиной тысячи лет назад в Греции и Индии. Своё название грамматика получила от греческого слова «дчатта»
16 12 2014
1 стр.
Абрамов Б. А. Теоретическая грамматика немецкого языка. Сопоставительная грамматика немецкого и русского языков. Изд-во: Владос, 2004
15 12 2014
1 стр.
Какое из словосочетаний форма выражения высшей степени качества использована просто для выражения высокой степени качества: a most interesting theory, a largest room, the most clev
25 09 2014
1 стр.
Предложение в его отношении к языку и речи. Типы предложений. Структура предложений. Члены предложения. Порядок слов. Грамматика текста. Теория актуализации. Понятие ядра и перифер
24 09 2014
1 стр.
Учебное пособие по грамматике английского языка «Грамматика – правила и упражнения»/ сост. Т. И. Матяр Л. В. Новикова О. Е. Ефимова Л. В. Удалова; Владим гос ун-т. Владимир: Изд-во
16 12 2014
11 стр.
12 10 2014
1 стр.
13 10 2014
3 стр.