Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1 ... страница 12страница 13страница 14страница 15

Наречия


(Үстеулер)

Наречия делятся на непроизводные (тым – очень, жылдам – быстро) и производные.

Производные наречия образуются с помощью суффиксов:

1. ша/ше

қазақша – по-казахски, орысша – по-русски, балаша – по детски


менiңше – по-моему, ауызша – устно, ескiше – по-старому

2. дай/дей, тай/тей, лай/лей

ақшалай – деньгами, тiкелей – напрямую, шикiлей – в сыром виде


жаздай – всё лето, күздей – всю осень, осылай – так

3. дайын/дейін, тайын/тейін

қасқырдайын – как волк, тотыдайын – как павлин


бұлақтайын – как ручей, сұңқардайын – как сокол

4. шама/шеме, шалық/шелік

осыншама – такой, соншалық – столько



5. сын/сiн

кешкiсiн – вечером, ертеңгiсiн – утром

Производные наречия образуются также с помощью окончаний пространственных падежей:

6. дан/ден, тан/тен, нан/нен, да/де, та/те, нда/нде, ға/ге, қа/ке, на/не

алдынан – спереди, оңнан – справа


жазда – летом, түнде – ночью
артқа – назад, жоғарыға – вверх

Многие прилагательные могут употребляться и как наречия: жылдам – быстрый, быстро; жақсы – хороший, хорошо.



По значению наречия делятся на следующие виды:

1) Наречия времени (мезгiл үстеулер).
Вопросы: қашан? – когда?, қашаннан? – с каких пор?, қашанға дейiн? – до каких пор?

бұрын – раньше, қазiр – сейчас


ертеден – издавна, кеш – поздно

2) Наречия места (мекен үстеулер).
Вопросы: қайда? қай жерде? – куда? где?

алға – вперёд, төмен – вниз


сонда – там, iлгерi – впереди

3) Наречия образа действия (қимыл-сын үстеулер).
Вопросы: қалай? қалайша? – как? каким образом?

баяу – медленно, жазбаша – письменно


тез – быстро, дұрыс – правильно

4) Наречия причины (себеп-салдар үстеулер).
Вопросы: қалай? – как?, неге? – почему?, не себептi? – по какой причине?, неліктен? – отчего?

босқа – зря, амалсыздан – вынужденно


себепсiз – без причины, шарасыздан – от безысходности

5) Наречия цели (мақсат үстеулер).
Вопросы: не үшiн? – для чего?, неге? – зачем?, не мақсатпен? – с какой целью?

қасақана – нарочно, әдейi – специально



6) Наречия усиления (күшейту үстеулер).
Вопросы: қалай? – как?, қандай? – какой?

ең – самый, аса – очень


әбден – совсем, сәл-пәл – чуть-чуть

7) Наречия количества и меры (мөлшерлiк үстеулер).


Вопросы: қанша? неше? – сколько?, қаншадан? нешеден? – по сколько?

көп – много, аз – мало


соншама – столько, бiр-бiрден – по одному

Союзы


(Жалғаулықтар)

Союзы связывают слова или предложения друг с другом.



По значению союзы делятся на шесть видов:

1) Соединительные союзы (ыңғайлас жалғаулықтар).

және – и, әрi – и (ещё)
да/де, та/те – и (тоже)
бен/пен/мен – и

Союз және употребляется для соединения любых однородных членов предложения. Ставится между двумя последними членами перечисления.

Демалыс күндері – сенбі және жексенбі. – Выходные дни - суббота и воскресение.
Қабырғаларда суреттер, айна, кiтап сөресi және сағат iлулi тұр. – На стенах картины, зеркало, книжная полка и часы висят.

Союз әрi употребляется для соединения однородных членов предложения, ставится перед каждым однородным членом (перед первым может не ставиться).

Ол өте ақылды әрі қамқор. – Он очень умный и заботливый.
Әрі қысқа, әрі түсінікті. – И коротко, и ясно.

Союзы да/де, та/те употребляются для большого выделения каждого из перечисленных слов. Ставятся они после каждого однородного члена (после глухих букв – та/те, в остальных случаях – да/де).

Үстелде қалам да, қарындаш та, дәптер де жатыр. – На столе и ручка, и карандаш, и тетрадь лежат.
Терезе де, есiк те жабық. – И окно и дверь закрыты.
Мен де барамын. – И я пойду (я тоже пойду).

В отрицательных предложениях данные союзы приобретают значение "ни..., ни...".

Үйде қант та, нан да жоқ. – Дома нет ни сахара, ни хлеба.

Союзы бен/пен/мен употребляются для соединения двух однородных подлежащих. Правила использования союзов как в творительном падеже существительных (после ж, з – бен, после глухих – пен, в остальных случаях – мен).

Үстелде кітап пен қалам жатыр. – На столе книга и ручка лежат.
Сәуле мен Алма институтта оқиды. – Сауле и Алма в институте учатся.
Сүт пен нан, шай мен қант сатып ал. – Молоко и хлеб, чай и сахар купи.

2) Противительные союзы (қарсылықты жалғаулықтар).

ал – а, бірақ – но
сонда да, сөйтсе де, әйтсе де – хотя, всё-таки
алайда, дегенмен, онда да, әйткенмен – однако же, зато
әйтпегенде, әйтпесе, болмаса – иначе

Ол орыс, бірақ қазақша сөйлей алады. – Он русский, но по-казахски говорить может.


Ол қатал, әйткенмен әділ адам. – Он строгий, однако справедливый человек.
Уақытым жоқ, әйтпегенде сенімен барар едім. – У меня нет времени, иначе я бы пошёл с тобой.

3) Разделительные союзы (талғаулы жалғаулықтар).

я, яки, не, немесе, болмаса, әлде – или, либо
біресе, бірде – то (то..., то...), кейде – иногда
яғни – то есть



Не мен барамын, не сен бар. – Или я пойду, или ты иди.
Бұл шетелдік арна ма әлде Ресей арнасы ма? – Это иностранный или Российский канал?
Бір тәттi тоқаш елу немесе алпыс теңге тұрады. – Одно пирожное пятьдесят или шестьдесят тенге стоит.

В школьных учебниках союзы біресе, бірде, кейде называются Кезектес жалғаулықтар (поочерёдного действия).



Біресе күн жылы болады, біресе қатты аяз, жел соғады. – То дни тёплые бывают, то сильный мороз, ветер дует.

4) Причинные союзы (себептік жалғаулықтар).

өйткені, себебі, неге десең – так как, потому что

Кеше мен жұмыстан ерте кетіп қалдым, өйткені басым қатты ауырды. – Вчера я с работы рано пришёл,


потому что голова сильно болела.
Ол таңертең телефон соқпайды, себебі уақыты болмайды. – Он утром не позвонит, так как у него времени не будет.

5) Следственные союзы (салдарлық жалғаулықтар).

сондықтан, сол себептен – поэтому

Жаңбыр көп жауды, сондықтан егін жақсы шықты. – Дождя много было, поэтому урожай был хороший.


Мен ауырып қалдым, сол себептен сабаққа бармадым. – Я заболел, поэтому не пошёл на занятия.

6) Условные союзы (шарттылық жалғаулықтар).

егер – если, онда – тогда



Егер олар келмесе, онда біз өзіміз барамыз. – Если они не придут, тогда мы сами пойдём.
Сен айтсаң, онда ол бәрiн жасайды. – Если ты скажешь, тогда он всё сделает.
Егер тамақ ішкiң келсе, дәмханаға бар. – Если кушать захочешь, в закусочную приходи.

Частицы


(Демеулiктер)

Частицы можно разделить на следующие виды:



1) Конкретизирующие частицы (нақтылық демеулiктер).

ғой/қой – же, ведь

Частицы ғой/қой придают высказыванию значение законченности и утвердительности.

Айттың ғой. – Ты же сказал. Келдi ғой. – Он ведь пришёл.
Мен оны сүйемiн ғой. – Я же его люблю.
Мынау ат қой. – Это же конь. Ол жас қой. – Он ведь молодой.

2) Усилительные частицы (күшейткiш демеулiктер).

ай – ох, эх, ах
ау – (удивление, сожаление)
ақ – (усиливает значение)

Жаным-ай. – Ох, душа моя. Қарағым-ай. – Эх, милый мой.


Ұят болды-ау. – Как стыдно.
Көп-ақ екен! – Как много! Солай-ақ болсын. – Пусть так и будет.
Алдан-ақ белгiлi болды. – Заранее было известно.

3) Ограничительные частицы (шектiк демеулiктер).

ғана/қана – только, лишь
тек, тек қана – только, лишь
ақ – только, лишь

Частица қана следует после слов, заканчивающихся на глухую согласную, частица ғана в остальных случаях.

Мен жексенбi күнi ғана боспын. – Я только в воскресение свободен.
Бiр сағат қана. – Только один час. Тек Қазақстанда ғана. – Только в Казахстане.
Тек қана алға! – Только вперёд! Тек қана қазақ тiлiнде. – Только на казахском языке.
Бұл тек саған қатысты. – Это касается только тебя.

Частица ақ может быть как усилительной частицей, так и ограничительной со значением "только, лишь".

Бiр-ақ кiтап қалды. – Одна только книга осталась. Үш-ақ адам. – Только три человека.
Алманың бесеуi-ақ қалыпты. – Только пять яблок осталось.

Конструкция глагол+отриц.+й-ақ қою, имеет значение так и не, лучше не. То есть к глаголу в отрицательной форме (с суффиксами ба/бе, па/пе, ма/ме), присоединяется суффикс "й", затем через тире "ақ" и следует глагол "қою". Если глагол "қою" в прошедшем времени, то значение "так и не", если глагол "қою" в повелительном наклонении, то значение "лучше не".

Мен ағылшын тiлiн үйренбей-ақ қойдым. – Я так и не выучил английский язык.
Сен оны түсiнбей-ақ қойдың. – Ты его так и не понял.
Менiмен сөйлеспей-ақ қой. – Лучше не разговаривай со мной.
Бұл туралы маған айтпай-ақ қойыңыз. – Об этом мне лучше не говорите.

4) Неопределённые частицы (болжалды демеулiктер).

мыс/мiс – как будто, якобы

ұстаған-мыс – схватил будто бы, пайда болады-мыс – польза будет будто бы


естидi-мiс – услышит якобы, iздейдi-мiс – найдут якобы

5) Вопросительные частицы (сұраулық демеулiктер).

ба/бе, па/пе, ма/ме
ша/ше

Вопросительные частицы ба/бе, па/пе, ма/ме, правила их использования, подробно расписаны в разделе Существительные–Множественное число, отрицание, вопрос. Здесь лишь несколько примеров:

Сiзде ақша бар ма? – У вас деньги есть? Сен киноға бардың ба? – Ты ходил в кино?
Мынау қалам ба, қарындаш па? – Это ручка или карандаш?

Вопросительные частицы ша/ше используется при переспрашивании.

Мен театрға барамын, сен ше? – Я пойду в кино, а ты?
Менiң атым Қайрат. Ал, сiздiң ше? – Моё имя Кайрат. А ваше?

6) Отрицательные частицы (болымсыздық демеулiктер).

түгiл – не только

Сен түгiл, маған да орын жоқ. – Не только тебе, но и мне нет места.





<предыдущая страница


Грамматика: просто о сложном

Грамматика казахского языка на этом сайте представлена в простой, интересной форме. Таблицы окончаний размещены так, чтобы легко запомнить после каких букв какие добавляются оконча

3156.95kb.

25 12 2014
15 стр.


Грамматика получила от греческого слова «дчатта» «буква». Русская пословица гласит: «Без знания грамматики не усвоишь ни истории, ни математики»

Грамматика – наука древняя, начало ей было положено примерно две с половиной тысячи лет назад в Греции и Индии. Своё название грамматика получила от греческого слова «дчатта»

64.67kb.

16 12 2014
1 стр.


Литература Обязательная литература

Абрамов Б. А. Теоретическая грамматика немецкого языка. Сопоставительная грамматика немецкого и русского языков. Изд-во: Владос, 2004

15.93kb.

15 12 2014
1 стр.


Теоретическая грамматика английского языка

Какое из словосочетаний форма выражения высшей степени качества использована просто для выражения высокой степени качества: a most interesting theory, a largest room, the most clev

209.57kb.

25 09 2014
1 стр.


Учебно-методический комплекс по дисциплине "Теоретическая грамматика " специальности 033200 / 050303 "Иностранный язык"

Предложение в его отношении к языку и речи. Типы предложений. Структура предложений. Члены предложения. Порядок слов. Грамматика текста. Теория актуализации. Понятие ядра и перифер

147.97kb.

24 09 2014
1 стр.


Учебное пособие по грамматике английского языка «Грамматика правила и упражнения»

Учебное пособие по грамматике английского языка «Грамматика – правила и упражнения»/ сост. Т. И. Матяр Л. В. Новикова О. Е. Ефимова Л. В. Удалова; Владим гос ун-т. Владимир: Изд-во

1345.98kb.

16 12 2014
11 стр.


Грамматика 11
111.38kb.

12 10 2014
1 стр.


Русская Грамматика
365.96kb.

13 10 2014
3 стр.