Перейти на главную страницу
Программа коррекционной работы — это комплексная программа по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования.
Нормативно-правовой и документальной основой Программы коррекционной работы с обучающимися на ступени начального общего образования являются:
обеспечить системный подход к обеспечению условий для развития детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы начального общего образования.
— выявлять особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленные особенностями их физического и (или) психического развития;
— осуществлять индивидуально ориентированную психолого-медико-педагогическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
— обеспечить возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования на доступном им уровне и их интеграцию в образовательном учреждении.
— число обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и особыми потребностями 8 человек;
— анализ состояния здоровья этой категории детей на основании медицинских карт и данных медико-психологического обследования. На индивидуальном обучении находится 1 обучающийся. 4 обучающимся рекомендовано обучение по программе специальных (коррекционных) школ 8 вида, 3 обучающимся – по программе 7 вида.
— анализ рекомендаций специалистов (медицинских работников, психологов, дефектологов, логопедов, педагогов) по организации занятий с детьми с особыми потребностями;
2. Система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного процесса.
В школе создана служба, осуществляющая психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья, которая ведет ребенка на протяжении всего периода его обучения. В службу сопровождения входят специалисты: логопеды, педагоги, социальные педагоги, воспитатели и медицинский работник. Комплексное изучение ребенка, выбор наиболее адекватных проблеме ребенка методов работы, отбор содержания обучения с учетом индивидуально-психологических особенностей детей осуществляется на школьном психолого-медико-педагогическом консилиуме.
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся включает:
На каждого учащегося заполняется и ведется в течение всего времени обучения психолого-педагогическая карта (см. приложение 1), в которой фиксируются психолого-педагогические особенности развития личности
учащегося; результаты педагогической и психологической диагностики; рекомендации по сопровождающей работе.
Переход детей из дошкольных образовательных учреждений в начальную школу является кризисным. Поэтому приоритетным направлением деятельности службы сопровождения является профилактическая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) по предупреждению проблем адаптационного периода: социально-психологических (проблемы социальной дезадаптации), личностных (неуверенность в себе, высокая тревожность, неадекватная самооценка, низкая учебная мотивация и т.д.), познавательных (проблемы восприятия, внимания, памяти, мышления, трудностей в обучении).
Основными направлениями работы службы сопровождения в течение всего периода обучения являются:
1. Диагностика познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер личности учащихся.
2. Аналитическая работа.
3. Организационная работа (создание единого информационного поля школы, ориентированного на всех участников образовательного процесса — проведение школьных психолого-медико-педагогических консилиумов, больших и малых педсоветов, обучающих семинаров, совещаний с представителями администрации, педагогами и родителями).
4. Консультативная работа с педагогами, учащимися и родителями.
5. Профилактическая работа (реализация программ, направленных на решение проблем межличностного взаимодействия).
6. Коррекционно-развивающая работа (индивидуальные и групповые занятия с учащимися, испытывающими трудности в школьной адаптации).
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) можно рассматривать как комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребенку и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих координировано.
Важное значение для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении имеет проведение информационно-просветительской, разъяснительной работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
2. Формы обучения, содержание и план реализации мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, их интеграцию в образовательном учреждении и освоение ими основной образовательной программы начального общего образования
Вопрос о выборе образовательного и реабилитационного маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в том числе об определении формы и степени его интеграции в образовательную среду, решается на школьном психолого-медико-педагогическом консилиуме, исходя из потребностей, особенностей развития и возможностей ребенка, с непосредственным участием его родителей (законных представителей). Для детей выстраивается корреционно-развивающая работа, направленная на постепенное увеличение меры самостоятельности, подчинение своей деятельности поставленной цели при организующей, стимулирующей помощи взрослого; переключение учащихся на практическую деятельность с предметами или на другие облегченные задания, подкрепляющие их веру в собственные силы и т.д.
В начальной школе по специальным (коррекционным) программам обучается 8 человек.
В школе проводится индивидуальная коррекционная работа с обучающимися. Все посещают ГПД, во время урока на каждого ученика учителем выделяется отдельное время
День недели |
Урок |
Класс |
Форма занятий |
Понедельник |
3,5 |
1 |
Групповое занятие |
|
6.7 |
|
Индивидуальные занятия |
8 |
2 а |
Групповое занятие | |
Вторник |
5.6 |
1 |
Групповое занятие |
7,8 |
|
Индивидуальные занятия | |
Среда |
3,5 |
1 |
Групповое занятие |
6.7 |
|
Индивидуальные занятия | |
четверг |
5 |
3а |
Групповое занятие |
6.7 |
|
Индивидуальные занятия | |
Пятница |
5 |
3б |
Индивидуальные занятия |
7 |
2б |
| |
Суббота |
2 3 4 |
|
Индивидуальные занятия |
1-е классы (6ч.) – коррекция звукопроизношения
2-е классы (2ч.) – коррекция звукопроизношения
В школе организована поддержка детей, испытывающих особые трудности при обучении, и детей, которые отстали от программы обучения по объективным причинам (болезнь, переезд). В учебном плане отводится 2 час в неделю для индивидуальных занятий с педагогом. Время занятий фиксируется в расписании дня.
УМК «Планета знаний» предоставляет большие возможности для организации этой работы:
— материалы учебников;
— дидактические карточки;
—тренинговые тетради по русскому языку и математике, предназначенные для отработки основных тем программы начальной школы.
В МБОУ СОШ №7 п. Николаевка в 1-4 классах нет обучающихся, которым рекомендовано обучение на дому. При появлении таких обучающихся, у школы есть все необходимые ресурсы для организации такого обучения.
По окончании обучения ребенку выдается табель (дневник) общего образца с указанием программы, по которой он проходил обучение.
2.5. Инклюзивное образование
Школа работает по программе инклюзивного образования. Число детей-инвалидов в инклюзивной школе ограничено — не более 10% на всю школу и не более трех человек — в одном классе. В 4б классе обучается 1 ребенок-инвалид Гарафутдинов Максим (заболевание ЦНС)
Детям с ограниченными возможностями здоровья такое обучение дает необходимый опыт коллективной работы, поражений и побед, учит общаться, дружить. Присутствие в детских коллективах инвалидов, нуждающихся в помощи, становится фактором нравственного воспитания здоровых детей при соответствующем педагогическом сопровождении.
2.6. Внеурочная деятельность
Основной формой организации внеурочной деятельности школьников выступает проектная деятельность. Включение детей с ограниченными возможностями здоровья в проектную деятельность имеет особое значение, так как способствует их самореализации в различных видах трудовой, творческой деятельности, интеграции в социум. Проектная деятельность влияет на формирование личностных качеств учащихся: требует проявления личностных ценностных смыслов, показывает реальное отношение к делу, людям, к результатам труда и др.
Учебники УМК «Планета знаний» предлагают для выбора различные социально значимые проекты, среди которых дети с ограниченными возможностями здоровья могут выбрать по своим интересам и возможностям.
Организация школьных мероприятий предполагает возможность участия в них детей с ограниченными возможностями здоровья наравне со своими сверстниками из других классов. Вне зависимости от степени выраженности нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья они включаются в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий вместе с другими детьми.
Мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении основной образовательной программы начального общего образования, корректировку коррекционных мероприятий осуществляет школьный психолого-медико-педагогический консилиум. Он проводится по итогам учебного года
Другая задача школьного консилиума — выбор дифференцированных педагогических условий, необходимых для обеспечения общей коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса, включающей активизацию познавательной деятельности детей, повышение уровня их умственного и речевого здоровья, сохранение и поддержание здоровья, нормализацию учебной деятельности, профилактику и коррекцию негативных тенденций эмоционально-личностного развития. Коррекционная работа ведётся в тесном сотрудничестве с семьей ученика.
1. Специфика организации учебно-воспитательной и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития, обусловливает необходимость специальной подготовки педагогического коллектива образовательного учреждения общего типа, обеспечивающего интегрированное образование. Педагогические работники образовательного учреждения должны знать основы коррекционной педагогики и специальной психологии, иметь четкое представление об особенностях психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса для таких детей.
№ |
Ф.И.О. |
Преподаваемые предметы |
Образование |
Пед. стаж |
Категория |
Дата прохождения курсовой подготовки |
Курсы |
1 |
Бахтиярова Н.А. |
Физкультура |
Высшее |
28 |
1 |
Декабрь 2008 |
Преподавание физкультуры |
2 |
Аржанникова Е.В. |
Учитель начальных классов |
Среднее специальное |
27 |
2 |
Апрель 2011 |
Психология, педагогика, методика преподавания в начальной школе |
3 |
Вощенко Г.А. |
Учитель начальных классов |
Среднее специальное |
40 |
1 |
Ноябрь 2010 |
Педагогика, психология, методика преподавания в начальной школе |
4 |
Ганджа Р.А. |
Учитель начальных классов |
Среднее специальное |
44 |
2 |
Июнь 2002 |
Педагогика, психология, методика преподавания в начальной школе |
5 |
Когденко Н.А. |
Учитель начальных классов |
Высшее |
44 |
2 |
Ноябрь 2010 |
Педагогика, психология, методика преподавания в начальной школе |
6 |
Кормщикова Н.А. |
Учитель начальных классов |
Среднее специальное |
33 |
1 |
Ноябрь 2010 |
Педагогика, психология, методика преподавания в начальной школе |
7 |
Косьяненко Е.А. |
Учитель начальных классов |
Высшее |
32 |
2 |
Февраль 2007 |
Педагогика, психология, методика преподавания в начальной школе |
8 |
Папулова Н.В. |
Учитель начальных классов |
Среднее специальное |
34 |
2 |
Февраль 2007 |
Педагогика, психология, методика преподавания в начальной школе |
9 |
Постникова И.В. |
Учитель музыки, ритмики |
Среднее специальное |
10 |
- |
- |
- |
10 |
Сидченко З.Н. |
Учитель начальных классов |
Среднее специальное |
35 |
1 |
Апрель 2011 |
Психология, педагогика, методика преподавания в начальной школе |
11 |
Солопова Ж.С. |
Учитель-логопед |
Высшее |
22 |
2 |
Декабрь 2010 |
Педагогика, психология, логопедия |
3. Создание необходимых условий для обеспечения доступности качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья:
- оборудован логопедический кабинети оснащенный необходимым оборудованием и методическим материалом;
- тренажерный зал для занятий ЛФК;
- компьютерный класс с подключением к Интернету.
5. Механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий учителей, специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских работников образовательного учреждения и других организаций, специализирующихся в области семьи и других институтов общества, который должен обеспечиваться в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.
Внутренний механизм взаимодействия:
психолого-медико-педагогический консилиум
педагоги
логопед
психолого-медико-педагогическая служба сопровождения
Администрация школы
Обучение в общеобразовательных классах
Дети, обучающиеся индивидуально на дому
Дети, обучающиеся (указывается форма обучения)
Родители детей с огранич. возможностями здоровья
Образовательное учреждение взаимодействует по вопросам коррекционной работы с внешними организациями, специализирующимися в области коррекционной педагогики, медицины ПМПК Смидовичского муниципального района, ПМПК г. Хабаровска, ПМПК ЕАО.
6. Показатели результативности и эффективности коррекционной работы.
В качестве показателей результативности и эффективности коррекционной работы могут рассматриваться:
— динамика индивидуальных достижений учащихся с ОВЗ по освоению предметных программ;
— создание необходимых условий для обеспечения доступности качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (формы обучения, оптимизирующие коррекционную работу, и наличие соответствующих материально-технических условий);
— увеличение доли педагогических работников образовательного учреждения, прошедших специальную подготовку и обладающих необходимой квалификацией для организации работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья;
— сравнительная характеристика данных медико-психологической и педагогической диагностики учащихся с ОВЗ на разных этапах обучения;
— количество специалистов, привлекаемых к индивидуальной и групповой работе с детьми с ОВЗ;
— другие соответствующие показатели.
Фамилия, имя: __________________________________
Дата рождения: __________________
Школа: № _________ класс: _________ тип класса:___________________
Психолого-педагогические особенности развития личности учащегося
на начальном этапе обучения
Уровень готовности к школьному обучению |
Особенности протекания процесса адаптации к школе |
Динамика уровня интеллектуального развития |
Способности учащегося по основным предметам |
|
|
|
|
Класс |
Уровень актуального развития |
Зона ближайшего развития |
Сфера нарушений школьной адаптации |
Русский язык | |||
1 класс |
|
|
Сложности в обучении, воспитании |
|
|
|
|
Литературное чтение | |||
1 класс |
|
|
Трудности в освоении норм поведения |
|
|
|
|
Математика | |||
1 класс |
|
|
Сложности в развитии учебно-интеллектуальных УН |
|
|
|
|
Окружающий мир | |||
1 класс |
|
|
Особенности социальных контактов |
|
|
|
|
Познавательная сфера |
Личностные особенности |
Мотивационно-волевая сфера |
|
|
|
Биологические факторы: _______________________________________________________________
1 класс |
2 класс |
3 класс |
4 класс |
5 класс |
|
|
|
|
|
Учитель: ___________________________________________________________________________________
Классный руководитель: ______________________________________________________________________
Психолог: __________________________________________________________________________________
Вход в школу
Для детей-инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата у входа в школу необходимо установить пандус. Пандус должен быть достаточно пологим (10–12о), чтобы ребенок на коляске мог самостоятельно подниматься и спускаться по нему. Ширина пандуса должна быть не менее 90 см. Необходимыми атрибутами пандуса являются ограждающий бортик (высота не менее 5 см) и поручни (высота 50–90 см), длина которых должна превышать длину пандуса на 30 см с каждой стороны. Ограждающий бортик предупреждает соскальзывание коляски. Двери должны открываться в противоположную сторону от пандуса, иначе ребенок на коляске может скатиться вниз. Вход в школу рекомендуется оборудовать звонком для предупреждения охраны.
Для детей-инвалидов по зрению крайние ступени лестницы при входе в школу необходимо покрасить в контрастные цвета. Лестницы в обязательном порядке должны быть оборудованы перилами. Дверь тоже необходимо сделать яркой контрастной окраски. На стеклянных дверях яркой краской должны быть помечены открывающиеся части.
Внутреннее пространство школы
Коридоры по всему периметру школы необходимо оснастить поручнями. Ширина дверных проемов должна быть не менее 80–85 см, иначе человек на инвалидной коляске через нее не пройдет. Для того чтобы человек на коляске смог подняться на верхние этажи, в школьном здании должен быть предусмотрен хотя бы один лифт (возможно, понадобится ограничить доступ в него остальных учащихся), а также подъемники на лестницах. Если в школе есть телефон-автомат, его надо повесить на более низкую высоту, чтобы ребенок, на инвалидной коляске смог им воспользоваться.
Для детей-инвалидов по зрению необходимо предусмотреть разнообразное рельефное покрытие полов: при смене направления меняется и рельеф пола. Это может быть и напольная плитка и просто ковровые дорожки. Крайние ступени внутри школы, как и при входе, нужно покрасть в яркие контрастные цвета и оборудовать перилами. Названия классных кабинетов должны быть написаны на табличках крупным шрифтом контрастных цветов. Необходимо дублировать названия шрифтом Брайля.
Школьная раздевалка
Детям-инвалидам нужно выделить зону в стороне от проходов и оборудовать ее поручнями, скамьями, полками и крючками для сумок и одежды и т.д. Также можно для этих целей выделить отдельную небольшую комнату.
Школьная столовая
В столовой следует предусмотреть непроходную зону для учащихся-инвалидов. Ширину прохода между столами для свободного передвижения на инвалидной коляске рекомендуется увеличить до 1,1 м. Желательно, чтобы эти столы находились в непосредственной близости от буфетной стойки в столовой. В то же время нежелательно детей-инвалидов сажать в столовой отдельно от остальных одноклассников.
Школьный туалет
В школьных туалетах надо предусмотреть одну специализированную туалетную кабинку для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата (в том числе и инвалидов-колясочников) размерами не менее 1,65 м х 1,8 м. Ширина двери в специализированной кабине должна составлять не менее 90 см. В кабине рядом с одной из сторон унитаза должна быть предусмотрена свободная площадь для размещения кресла-коляски для обеспечения возможности пересадки из кресла на унитаз. Кабина должна быть оборудована поручнями, штангами, подвесными трапециями и т.д. Все эти элементы должны быть прочно закреплены. Не менее одной раковины в туалете следует предусмотреть на высоте 80 см от пола. Нижний край зеркала и электрического прибора для сушки рук, полотенце и туалетная бумага располагаются на такой высоте.
Спортивный зал
Раздевалку, душевую и туалет при физкультурном зале для детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата также необходимо оборудовать широкими проходами и дверными проемами, ширина которых должна быть не менее 90 см. Инвалидная коляска должна входить в душевую кабину целиком.
Школьная библиотека
В читальном зале школьной библиотеки часть кафедры выдачи книг необходимо понизить до уровня не выше 70 см. Несколько столов также нужно сделать на такой высоте.
Книги, находящиеся в открытом доступе, и картотеку рекомендуется располагать в пределах зоны досягаемости (вытянутой руки) человека на коляске, т.е. не выше 1,2 м при ширине прохода у стеллажей или у картотеки не менее 1,1 м.
Классные кабинеты
В учебных классах ребенку-инвалиду необходимо дополнительное пространство для свободного перемещения. Минимальный размер зоны ученического места для ребенка на коляске (с учетом разворота инвалидной коляски) — 1,5 х 1,5 м.
Детям-инвалидам с нарушениями опорно-двигательного аппарата около парты следует предусмотреть дополнительное пространство для хранения инвалидной коляски (если ребенок пересаживается с нее на стул), костылей, тростей и т.д. Ширина прохода между рядами столов в классе должна быть не менее 90 см. Такая же ширина должна быть у входной двери без порога. Также желательно оставить свободным проход около доски, чтобы ребенок на коляске или на костылях смог спокойно перемещаться там. Если занятия проходят в классе, где доска или какое-либо оборудование находится на возвышении, это возвышение необходимо оборудовать съездом.
Детям-инвалидам по зрению нужно оборудовать одноместные ученические места, выделенные из общей площади помещения рельефной фактурой или ковровым покрытием поверхности пола. Необходимо уделить внимание освещению рабочего стола, за которым сидит ребенок с плохим зрением и помнить, что написанное на доске нужно озвучивать для того, чтобы он смог получить информацию. Парта ребенка со слабым зрением должна находиться в первых рядах от учительского стола и рядом с окном. Когда используется лекционная форма занятий, учащемуся с плохим зрением или незрячему следует разрешить пользоваться диктофоном — это его способ конспектировать. Пособия, которые используются на разных уроках, должны быть не только наглядными, но и рельефными, чтобы незрячий ученик смог их потрогать.
Детям-инвалидам по слуху необходимо оборудовать ученические места электроакустическими приборами и индивидуальными наушниками. Для того чтобы слабослышащие дети лучше ориентировались, в классе следует установить сигнальные лампочки, оповещающие о начале и конце уроков.
Территория школы
Личностные результаты | |||
1 класс |
2 класс |
3 класс |
4 класс |
1. Воспринимать объединяющую роль России как государства, территории проживания и общности языка. Соотносить понятия «родная природа» и «Родина». 2. Проявлять уважение к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и друзей. 3. Принимать новый статус «ученик», внут-реннюю позицию школьника на уровне положительного отно-шения к школе, прини-мать образ «хорошего ученика». 4. Внимательно отно-ситься к собственным переживаниям и пере-живаниям других лю-дей; нравственному содержанию поступков. 5. Выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах. 6. Внимательно относиться к красоте окружающего мира, произведениям искусства. 7.Адекватно воспринимать оценку учителя.
|
1. Воспринимать Россию как многонацио-нальное государство, русский язык как средство общения. Принимать необходи-мость изучения русско-го языка гражданами России любой нацио-нальности. 2. Проявлять уважение к семье, традициям своего народа, к своей малой родине, ценить взаимо-помощь и взаимопод-держку членов общества. 3. Принимать учебные цели, проявлять жела-ние учиться. 4. Оценивать свои эмо-циональные реакции, ориентироваться в нравственной оценке собственных поступков. 5. Выполнять правила этикета. Внимательно и бережно относиться к природе, соблюдать правила экологической безопасности. 6. Внимательно относиться к собственным переживаниям, вызван-ным восприятием природы, произведения искусства. 7. Признавать собствен-ные ошибки. Сопостав-лять собственную оценку своей деятель-ности с оценкой её товарищами, учителем
|
1. Воспринимать историко-географи-ческий образ России (территория, границы, географические особен-ности, многонациональ-ность, основные исто-рические события; госу-дарственная символика, праздники, права и обязанности гражданина. 2. Проявлять уважение к семье, к культуре своего народа и других наро-дов, населяющих Россию. 3. Проявлять положи-тельную мотивацию и познавательный интерес к учению, активность при изучении нового материала. 4. Анализировать свои переживания и поступ-ки. Ориентироваться в нравственном содержа-нии собственных поступков и поступков других людей. Находить общие нравственные категории в культуре разных народов. 5. Выполнять основные правила бережного от-ношения к природе, пра-вила здорового образа жизни на основе знаний об организме человека. 6. Проявлять эстетичес-кое чувство на основе знакомства с разными видами искусства, наблюдениями за природой. 7. Сопоставлять самооценку собственной деятельности с оценкой ее товарищами, учителем
|
1. Проявлять чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознавать свою граждан-скую и национальную принадлежность. Собирать и изучать краеведческий материал (история и география края). 2. Ценить семейные отношения, традиции своего народа. Уважать и изучать историю России, культуру народов, населяющих Россию. 3. Определять личностный смысл учения; выбирать дальнейший образова-тельный маршрут. 4. Регулировать свое поведение в соответствии с познанными моральны-ми нормами и этическими требованиями. Испытывать эмпатию, понимать чувства других людей и сопереживать им, выражать свое отношение в конкретных поступках. 5. Ответственно отно-ситься к собственному здоровью, к окружающей среде, стремиться к сохра-нению живой природы. 6. Проявлять эстетическое чувство на основе зна-комства с художественной культурой. 7. Ориентироваться в понимании причин успешности/неуспешности в учебе |
— оценка знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений о поступках и действиях людей (по ответам на задания по русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, основам духовно-нравственной культуры);
— психологическая диагностика (проводится по запросу родителей или педагогов и администрации при согласии родителей).
Внешние неперсонифицированные мониторинговые исследования проводятся специалистами название организации, проводящей исследования один раз в год (или другой срок проведения исследований) на выпускниках начальной школы.
Внутренняя оценка.
1. Оценка личностного прогресса. Она проводится по контекстной информации – интерпретации результатов педагогических измерений на основе портфеля достижений (или других форм накопительной оценки, используемых в образовательном учреждении). Педагог может отследить, как меняются, развиваются интересы ребёнка, его мотивация, уровень самостоятельности, и ряд других личностных действий. Главный критерий личностного развития – наличие положительной тенденции развития.
2. Оценка знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений о поступках и действиях людей является также накопительной.
Система проверочных, тестовых заданий УМК «Планета знаний» по предметам русский язык, литературное чтение, окружающий мир, основы духовно-нравственной культуры и светской этики предполагает включение заданий на знание моральных норм и сформированности морально-этических суждений. Результаты фиксируются в листах анализа проверочных, тестовых
работ (+, -, +/-), накопительная оценка показывает освоенность данных учебных действий.
3.Психологическая диагностика проводится психологом, имеющим специальную профессиональную подготовку в области возрастной психологии (по запросу родителей или педагогов и администрации при согласии родителей) по вопросам (возможны варианты):
Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана.
Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг умения учиться.
В качестве содержательной и критериальной базы оценки выступают планируемые регулятивные, познавательные и коммуникативные результаты обучения:
класс |
Метапредметные результаты | ||
Регулятивные УУД |
Познавательные УУД |
Коммуникативные УУД | |
1 класс |
1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. 2. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном. 3.Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом). 4. В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа». |
1. Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание). 2. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя). 3. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. 4. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. 5. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям. |
1. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. 2. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). 3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках. 4.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. 5. Сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности. |
2 класс |
1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место. 2. Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности. 3. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя. 4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. 5. Следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающем стандартные учебные действия. 6. Осуществлять само- и взаимопроверку работ. 7. Корректировать выполнение задания. 8. Оценивать выполнение своего задания по следующим параметрам: легко или трудно выполнять, в чём сложность выполнения. |
1. Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание). 2. Самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в справочниках, словарях, таблицах, помещенных в учебниках. 3. Ориентироваться в рисунках, схемах, таблицах, представленных в учебниках. 4. Подробно и кратко пересказывать прочитанное или прослушанное, составлять простой план. 5. Объяснять смысл названия произведения, связь его с содержанием. 6. Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности, самостоятельно продолжать их по установленному правилу. 7. Наблюдать и самостоятельно делать простые выводы. 8. Выполнять задания по аналогии |
1. Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения. 2.Читать вслух и про себя тексты учебников, художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное; понимать тему высказывания (текста) по содержанию, по заголовку. 3.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. 4. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, реагировать на реплики, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения. 5. Выслушивать партнера, договариваться и приходить к общему решению, работая в паре. 6. Выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). |
Класс |
Метапредметные результаты | ||
Регулятивные УУД |
Познавательные УУД |
Коммуникативные УУД |
3 класс |
1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий. 2. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью. 4. Составлять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. 5. Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач. 6. Осуществлять само- и взаимопроверку работ. 7. Оценивать правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями или на основе различных образцов и критериев. 8. Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе. 9. Осуществлять выбор под определённую задачу литературы, инструментов, приборов. 10. Оценивать собственную успешность в выполнения заданий |
1. Ориентироваться в учебниках: определять, прогнозировать, что будет освоено при изучении данного раздела; определять круг своего незнания, осуществлять выбор заданий под определённую задачу. Я имею в виду работу с маршрутным листом и работу с проверочными заданиями! 2. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди словарей, энциклопедий, справочников в рамках проектной деятельности. 3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация таблица, схема, диаграмма, экспонат, модель и др.) Использовать преобразование словесной информации в условные модели и наоборот. Самостоятельно использовать модели при решении учебных задач. 4. Предъявлять результаты работы, в том числе с помощью ИКТ. 5. Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне). 6. Выявлять аналогии и использовать их при выполнении заданий. 7. Активно участвовать в обсуждении учебных заданий, предлагать разные способы выполнения заданий, обосновывать выбор наиболее эффективного способа действия |
1. Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения. 2.Читать вслух и про себя тексты учебников, художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное, задавать вопросы, уточняя непонятое. 3.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. 4. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения. 5. Критично относиться к своему мнению, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения другого. 6. Участвовать в работе группы (в том числе в ходе проектной деятельности), распределять роли, договариваться друг с другом, учитывая конечную цель. Осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в группе. |
Класс |
Метапредметные результаты | ||
Регулятивные УУД |
Познавательные УУД |
Коммуникативные УУД |
4 класс |
1. Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать свои действия для реализации задач, прогнозировать результаты, осмысленно выбирать способы и приёмы действий, корректировать работу по ходу выполнения. 2. Выбирать для выполнения определённой задачи различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы. 3.Осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов. 4. Оценивать результаты собственной деятельности, объяснять по каким критериям проводилась оценка. 5. Адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать её в работе над ошибками. 6. Ставить цель собственной познавательной деятельности (в рамках учебной и проектной деятельности) и удерживать ее. 7. Планировать собственную внеучебную деятельность (в рамках проектной деятельности) с опорой на учебники и рабочие тетради. 8. Регулировать своё поведение в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями. 9. Планировать собственную деятельность, связанную с бытовыми жизненными ситуациями: маршрут движения, время, расход продуктов, затраты и др. |
1. Ориентироваться в учебниках: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания, осуществлять выбор заданий, основываясь на своё целеполагание. 2. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала. 3. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет). 4. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы и осваивать новые приёмы, способы. 5. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, таблиц, гистограмм, сообщений. 6. Составлять сложный план текста. 7. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном, развёрнутом виде, в виде презентаций. |
1. Владеть диалоговой формой речи. 2.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное. 3. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. 4. Формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании собеседника, отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений. 5. Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при работе в паре. Договариваться и приходить к общему решению. 6. Участвовать в работе группы: распределять обязанности, планировать свою часть работы; задавать вопросы, уточняя план действий; выполнять свою часть обязанностей, учитывая общий план действий и конечную цель; осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль и взаимопомощь. 7. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. |
— решение задач творческого и поискового характера (система заданий УМК «Планета знаний»: творческие задания, интеллектуальный марафон, информационный поиск, задания вариативного повышенного уровня);
— проектная деятельность (развороты в учебниках «Проекты»);
— текущие и итоговые проверочные работы, включающие задания на проверку метапредметных результатов обучения;
— комплексные работы на межпредметной основе.
Мониторинг освоения учебных программ и сформированности регулятивных, познавательных, коммуникативных учебных действий может осуществляться на материалах учебников и рабочих тетрадей УМК «Планета знаний», представленных на листах с проверочными и тренинговыми заданиями.
В учебниках даются отдельные задания на определённые предметные и метапредметные умения, из которых педагог может компоновать проверочную работу, например:
Сравни слова по их составу (по морфемам). Выпиши из них слово, отличающееся по своему строению, построй его модель, рядом запиши другое слово, соответствующее данной модели.
Запиши словосочетания верно, в скобках укажи, что было нарушено.
Распредели по группам слова по наличию безударной гласной в корне, приставке или окончании. Какой обобщённый способ проверки используется во всех случаях?
Проверь выполненную работу.
Какие задания, ты считаешь, выполнены верно? Обведи их номера.
Какое из заданий сложнее? Напиши, почему?
В учебниках приводятся также примерные проверочные работы, нацеленные как на проверку предметных знаний, умений и навыков, так и на проверку метапредметных результатов обучения.
Например, комплексная проверочная работа по русскому языку, кроме предметных знаний и умений, проверяет личностные (принятие значимости ценности труда), познавательные (выделение главного; различение информации и отношения, формы слова и однокоренных слов; моделирование предложения), коммуникативные (монологический текст как ответ на вопрос).
Прочитай текст. Муравьи – удивительные существа! Люди про них уважительно говорят: «Мал муравей телом, да велик делом». Каким же делом он велик? Муравьи разносят семена лесных растений, перемешивают, рыхлят и удобряют почву. В медицине активно используется муравьиный яд. Муравьи освобождают лес от гусениц, поедающих листья деревьев. За день обитатели муравейника уничтожают до двадцати тысяч гусениц. Много?! Но муравей очень силён. Он может таскать тяжести, которые превышают его собственный вес в пятьдесят раз. Представьте, что вы подняли во дворе легковую машину – как бы все ахнули! Муравьи всё делают дружно и организовано. Каждый муравей знает свои обязанности.
- Покажи схемой постановку знаков препинания. 8. Выпиши из текста пословицу. Как ты её понимаешь? В каком значении употреблён союз да? Запиши да – … 9. Как ты считаешь, можно ли истолковать эту пословицу по отношению к человеку? Если да, то запиши, как она может звучать в этом случае?
|
В первых классах обучение организуется только в режиме 5-дневной учебной недели. Продолжительность учебной недели в 2-4 классах организуется в режиме 5-дневной учебной недели с шес
11 09 2014
16 стр.
14 12 2014
1 стр.
Гидрологическая и гидрохимическая характеристика озер Большой и Малый Яльчик, Глухое, Раифское и Линево
17 12 2014
1 стр.
Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в доу. Сведения о квалификации педагогических кадров. Сведения о семьях воспитанников доу
02 09 2014
20 стр.
Вице-спикер Госдумы от фракции "яблоко" Владимир Лукин не исключает возможности досрочного вывода российского миротворческого контингента с территории Абхазии
13 09 2014
1 стр.
Общая характеристика предмета. Вторая ступень музыкального образования логически развивает идею начальной школы – становление основ музыкальной культуры учащихся
04 09 2014
1 стр.
Характеристика (паспорт) муниципального образования – подъемский сельсовет пичаевского района
12 10 2014
1 стр.
Методическая тема «Технология тьюторского сопровождения учащихся как средство реализации личностного потенциала учащихся»
08 10 2014
1 стр.