Перейти на главную страницу
Нынешнее качество жизни населения территории обеспечено организационной, управленческой деятельностью органов местного самоуправления Таштагольского района, городских и сельских поселений входящих в его состав.
Структура органов местного самоуправления Таштагольского района представляет собой двухуровневую систему органов. Каждое поселение района имеет собственные выборные органы местного самоуправления: Совет народных депутатов поселения и главу поселения, собственный устав и с 2007 года – собственный бюджет и собственный перечень муниципального имущества.
Таштагольский районный Совет народных депутатов состоит из 20 депутатов. За период 2005-2006 гг. принят ряд важнейших нормативных актов (Устав Таштагольского района и т.д.).
Администрацию Таштагольского района возглавляет глава района, при котором создан такой совещательный орган, как Совет старейшин. Развивается система муниципальных грантов.
Особенностью системы управления является то, что ее двухуровневая модель сформирована недавно, в конце 2005 года, муниципалитеты поселений пока не имеют достаточного опыта работы в условиях местного самоуправления. Их нормативные базы, организационные структуры, формы работы с населением находятся в процессе становления и развития. Поэтому депутаты Таштагольского районного Совета народных депутатов оказывают содействие депутатам органов местного самоуправления поселений. Оказывается как методическая, так и организационная помощь. Например, проводятся выездные сессии, организовано кураторство депутатов района над депутатами поселений, рекомендуется издание информационных листков или оформление информационных стендов в поселениях и т.д.
Беседы с жителями и анкетирование различных слоев населения района показали, что необходима большая разъяснительная и просветительская работа среди населения, распространение информации о правах жителей и органов местного самоуправления поселений, задачах и действиях районной власти и т.д.
Главе района в соответствии с принятой структурой управления непосредственно подчиняются: семь заместителей, советник главы, пресс-секретарь, начальник отдела мобилизационной подготовки. Кроме того, он курирует финансовое управление и городской отдел внутренних дел. Это соответствует норме управляемости.
Одной из важнейших функций Главы района является перераспределение полномочий в аппарате администрации, реорганизация структуры управления территории с целью повышения эффективности управления.
В процессе административной реорганизации решаются следующие задачи:
• исключение дублирования и снижение издержек в работе подразделений:
• изменение системы распределения полномочий и ответственности, оптимизация соотношения полномочий и ответственности;
• уменьшение числа подразделений, непосредственно подчиняющихся руководителю, и объединение их в более крупные структуры:
• совершенствование долгосрочного и краткосрочного планирования;
• развитие системы мониторинга и оценка кадровой и финансовой политики.
Реорганизация системы управления в практике администрации района обычно проводится в несколько этапов:
• предварительный анализ ситуации и готовности аппарата к реорганизации;
• оформление мероприятий в виде комплексной программы;
• создание внутренней структуры руководства программой;
• разработка методов и форм контроля, позволяющих управлять реорганизацией и контролировать ее ход.
На муниципальных должностях и должностях муниципальной службы администрации района за период 2000-2005 г.г. числилось от 50 до 60 человек.
Укомплектованность штата администрации района составляет в среднем 98%.
При оценке качественного состава кадров управления муниципального образования учитывается, прежде всего, возраст сотрудников, стаж работы, соотношение служащих разных возрастных категорий. Так в администрации Таштагольского района 76% муниципальных служащих имеют стаж работы в администрации менее 10 лет.
Доля сотрудников, имеющих возраст от 30 до 50 лет составляет 67% (в среднем по области 65.5% , по России 67.9%). Равную долю составляют сотрудники старше 50 и моложе 30 лет (примерно по 16.5%). По области доля «молодых» сотрудников несколько выше - 18%, а по России - только 12.3%.
Анализ возрастного состава работников показывает, что муниципальная служба Таштагольского района более «молодая», чем российская. Данное обстоятельство позволяет ожидать от администрации новаторского подхода к управлению. Вместе с тем, сочетание служащих различных возрастных категории, использование присущих каждой из них преимуществ и их взаимообогащение позволяет значительно повысить дееспособность администрации.
Важным критерием оценки качественного состояния кадров местного самоуправления является уровень их образования. Так высшее профессиональное образование имеют 62,7% служащих администрации района.
Не менее важная качественная характеристика состояния кадров - пол. Обращает на себя внимание эмансипация муниципального управления в Кемеровской области, вообще, и в Таштаголе, в частности. Доля женщин среди муниципальных служащих района несколько меньше, чем по области - 66.6 и 84.1% соответственно, но в 2,75 раза больше, чем по России - 24.1%. В то же время, мужчины преобладающе занимают должности категорий «А» (100%) и «Б» (77.8%).
Приведенная характеристика персонала администрации на основе статистических показателей, которые сложились за многие годы, позволяет сделать определенные выводы, однако она не определяет степень пригодности и способность служащих удовлетворять потребности муниципального управления.
Главными целями системы управления персоналом муниципальной службы являются:
* обеспечение муниципального управления квалифицированными, инициативными, добросовестными работниками;
* максимально эффективное использование интеллектуально-кадрового потенциала, его сохранение и приумножение;
* создание благоприятных условий и гарантий для проявления каждым служащим своих обязанностей;
* стимулирование профессионального роста и служебного продвижения.
* повышение качества и результативности трудовой деятельности.
Достижение поставленных целей возможно благодаря разработке и внедрению новых механизмов и технологии работы с персоналом. Кадровые технологии - это совокупность методов, приемов, организационных процедур направленных на оптимизацию кадровой деятельности, повышению ее эффективности. Для постановки работы с персоналом администрации на должный уровень необходима разработка следующих технологии:
* подбора и отбора кандидатов на муниципальную службу;
* формирования кадрового резерва;
* расстановки кадров на муниципальные должности в соответствии с их профессиональной подготовкой, и личностными качествами;
* продвижения служащих в соответствии с квалификационным ростом и результатами работы;
* изучения потребности в повышении квалификации и организации обучения;
* периодической оценки результатов деятельности и аттестации;
* мотивации эффективной деятельности.
Создание системы подготовки и переподготовки муниципальных служащих является общегосударственной задачей. В связи с этим целесообразно законодательно предусмотреть включение в местные бюджеты всех уровней расходов на обучение кадров местных администраций отдельной защищенной статьей. Экономия на повышении квалификации оборачивается некомпетентностью служащих и низкой эффективностью муниципального управления. Однако, необходимо финансирование не только учебных мероприятий, но и разработки учебных программ с учетом знаний и умений специалистов и их базового образования. Организация всей работы по повышению квалификации, должностному продвижению и стимулированию служащих должна строиться на базе объективных оценок результатов их практической деятельности.
Администрацией муниципального района выполняются основные задачи, урегулированные законодательством о местном самоуправлении. В этом смысле набор функций, осуществляемый аппаратом администрации, в целом достаточно традиционен и характерен для большинства муниципалитетов области.
К ним относятся.
- жизнеобеспечение (поддержание санитарно-эпидемиологической безопасности, обеспечение жилищного хозяйства и работы инженерных коммуникации, общественного транспорта и т.д.);
- управление социальной сферой (образование, здравоохранение, социальное обеспечение, культура, спорт и т.д.);
- градостроительство и градорегулирование;
- управление ценообразованием;
- управление бюджетным процессом и др.
В ходе анкетирования сами муниципальные служащие указали ряд проблем, которые испытывают все местные администрации района:
- недостаточная профессиональная подготовка специалистов, работающих в органах власти (нехватка правовых знаний, психологии управления, экономических основ развития территории и т.д.);
В целом можно утверждать, что администрация муниципального района сформирована как команда единомышленников. Сотрудничество и взаимопонимание ее членов, учет интересов субъектов разных форм собственности позволили выработать стратегию и направления развития района с целью всемерного развития производительных сил территории, повышения на этой основе уровня и качества жизни населения. В управлении муниципальным образованием принят программно-целевой метод. Так, в 2006 году были сформированы, приняты и реализованы 24 муниципальные целевые программы с объемом более 25 млн. рублей. В 2007 году утверждена 31 программа с объемом 33 млн. рублей. Этот опыт должен быть учтен органами местного самоуправления поселений при формировании собственных местных администраций.
Вместе с тем, в ходе разработки настоящей Программы выявлен ряд проблем общеуправленческого плана, решение которых имеет определяющее значение для дальнейшего развития территории. Их наличие, главным образом, связано с объективными причинами, обусловленными сложностями становления отечественной системы местного самоуправления и государственного регулирования экономики.
В этой связи приоритетными для развития системы муниципального управления являются следующие направления:
Руководство администрации района проявляет серьезную заинтересованность в разработке комплексной программы социально-экономического развития территории и принимает в этом деятельное участие.
Предварительная диагностика профессионально-деловых качеств показала, что лидер (глава района) и основные отраслевые руководители обладают значительным потенциалом и необходимыми деловыми характеристиками для решения задач перехода к эффективному стратегическому менеджменту территории и программно-целевому управлению (при соответствующей организационно-методической, технической и финансовой поддержке со стороны региональных органов государственной власти и управленческих структур).
Многие из опрошенных представителей власти осознают необходимость сотрудничества на партнерской основе с населением и бизнес-структурами. Наиболее эффективными формами такого сотрудничества были названы публичные слушания, конференции, открытые сессии, конкурсы на лучшее благоустройство дворов, общественный контроль за соблюдением социальных и санитарных норм, совместная разработка планов и программ развития.
Муниципальным служащим и руководителям органов местного самоуправления было предложено также оценить по пятибалльной системе возможности администрации муниципального образования в реализации стратегии развития. Всего было опрошено 244 человека. Результаты оценки муниципальными управленцами возможностей администрации в реализации стратегии развития представлены в таблице 14.
Таблица 14
|
1 балл |
2 балла |
3 балла |
4 балла |
5 баллов |
Кадры |
12 |
13 |
35 |
20 |
2 |
Финансы |
22 |
19 |
30 |
7 |
5 |
Информационные ресурсы |
14 |
17 |
34 |
9 |
5 |
Итого (количество опрошенных): |
48 |
49 |
99 |
36 |
12 |
При выборе оптимальной формы обсуждения и выбора стратегических приоритетов развития муниципального образования опрошенные считают:
- 20% - референдум;
- 20% - предпочитают сход граждан;
- 16% - доверяют это решение депутатам;
- 11% - оценку экспертов;
- 10% - собрание представителей уличных комитетов и ТОС;
- 9% - решения Администрации;
- 8% - конференции;
- 6% - выборочный опрос населения.
Таким образом, можно выделить следующие основные ресурсы населения, бизнес-структур и муниципальной власти, которые они готовы добровольно направить на реализацию концепции развития:
- высокая степень доверия местным депутатам;
- готовность власти, населения и бизнес структур к сотрудничеству;
- признание властью необходимости учитывать мнение жителей;
- готовность представителей власти к структурным переменам;
- наличие партнерских взаимоотношений с органами государственной власти Кемеровской области, опыт участия в формировании и реализации государственных программ.
Органы местного самоуправления Таштагольского района в своей деятельности руководствуются:
- федеральными законами № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», №104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», другими федеральными законами.
- законами Кемеровской области № 1-ОЗ «Об особо охраняемых природных территориях в Кемеровской области», № 74-ОЗ «Об утверждении программы социально-экономического развития Кемеровской области в сфере туризма», № 162-ОЗ «Об утверждении краткосрочной региональной целевой программы «Экология и природные ресурсы Кемеровской области» на 2006 год» и другими законами.
Инвестиционная привлекательность Кемеровской области и ее отдельных территорий повышается в связи с принятием в Кемеровской области ряда законов, определяющих все "правила игры" для инвесторов, улучшающих положения федеральных нормативных актов в той мере, в какой это позволяет сделать компетенция властей и имеющиеся в их распоряжении средства.
К числу таких законодательных актов относятся:
• Закон о государственной поддержке инвестиционной и производственной деятельности в Кемеровской области (принят Законодательным Собранием Кемеровской области 10 декабря 2004 года №102-ОЗ);
• Закон о налоговых льготах субъектам инвестиционной и производственной деятельности в Кемеровской области (принят Законодательным Собранием Кемеровской области 14 февраля 2005г. №22-ОЗ).
Несмотря на то, что Таштагольский район занимает по многим показателям далеко не первые места в области, однако его вклад по добыче полезных ископаемых, производству и распределению электроэнергии, газа и воды значителен и представлен в таблице 15 и на диаграммах 11, 12, 13.
Таблица 15
(по крупным и средним предприятиям)
Наименование муниципального района |
Добыча полезных ископаемых |
Обрабатывающие производства |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды | |||
2006г млн.руб. |
место района |
2006г млн.руб. |
место района |
2006г млн.руб. |
место района | |
Беловский |
6546 |
2 |
58,7 |
10 |
51,6 |
14 |
Гурьевский |
1089 |
5 |
2235 |
3 |
261 |
3 |
Ижморский |
- |
- |
8,3 |
17 |
26 |
16 |
Кемеровский |
621 |
6 |
234 |
8 |
93,4 |
9 |
Крапивинский |
35,1 |
8 |
46,4 |
11 |
78,7 |
10 |
Ленинск-Кузнецкий |
- |
- |
30,9 |
15 |
3,1 |
18 |
Мариинский |
- |
- |
1346 |
5 |
260 |
4 |
Новокузнецкий |
2704 |
3 |
2355 |
2 |
459 |
2 |
Прокопьевский |
8137 |
1 |
8,2 |
18 |
35,5 |
15 |
Промышленновский |
- |
- |
389 |
7 |
106 |
8 |
Таштагольский |
2501 |
4 |
60,3 |
9 |
566 |
1 |
Тисульский |
52,7 |
7 |
10,6 |
16 |
134 |
6 |
Топкинский |
5,9 |
10 |
4679 |
1 |
172 |
5 |
Тяжинский |
0,2 |
12 |
584 |
6 |
62,5 |
12 |
Чебулинский |
- |
- |
34,9 |
13 |
25,2 |
17 |
Юргинский |
3,6 |
11 |
34,8 |
14 |
57,7 |
13 |
Яйский |
- |
- |
41,4 |
12 |
74,8 |
11 |
Яшкинский |
29,2 |
9 |
1416 |
4 |
133 |
7 |
Диаграмма 11
Таштагольский район расположен на юге Кемеровской области, в верховьях рек Кондомы и Мрасcу. Граница Таштагольского района установлена Законом Кемеровской области от 17. 12. 2004 г
16 12 2014
6 стр.
16 12 2014
1 стр.
Усть – Куломского муниципального района, Ижемского муниципального района, Усть – Цилемского муниципального района, Печорского муниципального района, Муниципального образования «Гор
29 09 2014
1 стр.
Цель: Получить навыки создания общей реляционной базы данных для использщования в сетевом пространстве
13 10 2014
1 стр.
Анализ работы учебного 2010-2011 года проведен в соответствии со следующей структурой
07 10 2014
20 стр.
Анализ и оценка социально-экономического развития муниципального района Альшеевский район
15 10 2014
7 стр.
Муниципального Собрания Череповецкого муниципального района на 2010 год от 15. 12. 2009 №201. В целях исполнения данного решения Муниципального Собрания района по реализации утверж
15 12 2014
1 стр.
Заседание постоянных комиссий Земского Собрания Красновишерского муниципального района
25 12 2014
1 стр.