Перейти на главную страницу
Диаграмма 12
Диаграмма 13
Диаграмма 14
Дальнейшее развитие Таштагольского района возможно через расширение экономических связей с соседними регионами, осуществление которых возможно только путем модернизации и дальнейшего развития сети автомобильных дорог, ее интеграции в федеральную и мировую транспортную сеть.
В настоящее время инвестиционную привлекательность района определяет набор факторов объективного и субъективного характера.
К объективным факторам, которые не зависят от принимаемых региональными и местными органами власти решений, относятся - природно-климатические условия территории, экономико-географическое положение, унаследованная от советских времен структура промышленности.
Субъективные факторы - это, прежде всего, экономическая политика администрации Кемеровской области и местных органов власти направленная на реализацию интересов города и максимального использования внутреннего потенциала территории.
Стратегия дальнейшего развития района основана на следующих основных принципах:
В территориальном аспекте анкетирование было проведено в городских и сельских поселениях: Темиртауском – 106; Мундыбашском – 82; Спасском – 78; Шерегешском – 81; Казском – 47; Таштагольском – 151; Коуринском – 24, Усть-Кабырзинском – 70.
На вопрос «О необходимости создания программы социально-экономического развития для вашего муниципального района» - положительный ответ дали 100% опрашиваемых.
В результате проведения анализа анкет были выявлены наиболее острые проблемы для Таштагольского района. Среди них следующие:
Проведение анкетирования показало, что руководители органов местного самоуправления, бизнес-сообщества, общественных организаций и население по-разному определили приоритетные цели и задачи района.
Первостепенными приоритетными целями и задачами для Таштагольского района по итогам анкетирования стали: жилищное строительство и развитие базовых отраслей.
Второстепенными: развитие системы социальной сферы; развитие системы образования; развитие здравоохранения; развитие культуры и спорта; дорожное строительство; развитие правоохранительной деятельности и обеспечения безопасности.
Следующие по степени важности: развитие сельского хозяйства; реформирование ЖКХ; развитие транспортной инфраструктуры; развитие внутреннего туризма.
Анализ анкет, беседы с представителями различных групп жителей, анализ статистических и аналитических данных позволили провести SWOT-анализ конкурентоспособности Таштагольского района, который представлен в таблице 16.
Позитивные (сильные позиции) |
Негативные (слабые позиции) |
1. Качество жизни | |
Постепенное увеличение показателя рождаемости в среднем на 10 человек (в 2004 г. составлял 662 чел, 2006 г. – 692 человек) Ежегодное увеличение обеспечения населения больничными койками с 429 ед. до 436 ед. Увеличение охвата детей дошкольными учреждениями (в 2001 г. детские сады посещало 1841 ребенок, в 2006 г. -2143). Степень образованности населения: 74,2 % - учащиеся государственных дневных общеобразовательных учреждений, 11,5 %- студенты высших учебных заведений, 9,2 % - студенты средних специальных учебных заведений, 5, 1 % - учащиеся начального профессионального образования. |
Низкий уровень доходов населения, средний доход обеспечивает 1,5 набора прожиточного минимума. Реальные среднемесячные денежные доходы составили 4817 рублей (2006 г.). Сохраняется межотраслевая дифференциация заработной платы от 15100руб. по отрасли «Финансовая деятельность» до 2814руб. в отрасли «Лесное хозяйство». Прожиточный минимум на душу населения составил 2700руб. в месяц, для трудоспособного населения – 2929 руб., для пенсионеров – 1949 руб., для детей – 2707 руб. Денежные доходы населения складываются из заработной платы. Низкий уровень заработной платы для работников социальной сферы (учителей, врачей, работников культуры и т.д.). Денежные расходы населения в сумме 2263,5 млн.руб., из них на приобретение товаров используется 45%, на оплату услуг – 15%, на уплату налогов и взносов – 14,6%, на накопление сбережений во вкладах и ценных бумагах, покупку недвижимости и валюты – 7%.Обеспеченность населения жильем составляет 1067тыс.м2, что на одного жителя составляет 19,0 м2 Низкий уровень бытового обслуживания в пгт. Казе, Мундыбаше; плохое водоснабжение в пгт. Спаске, Темиртау Недостаточное пенсионное обеспечение, особенное горняков. Количество людей старше трудоспособного возраста составляет 10647 чел. Низкая обеспеченность врачами и медперсоналом. Высокий уровень алкоголизма и наркомании среди коренного населения.
|
Позитивные (сильные позиции) |
Негативные (слабые позиции) |
2. Экономико-географическое положение | |
Расположение на юге Кемеровской области, в соседстве с Алтайским краем, республиками Хакасией и Горный Алтай. Район расположен вдоль железной дороги «Кемерово – Таштагол» и автомобильной дороги с твердым покрытием «Кемерово-Новокузнецк –Кузедеево -Таштагол», что обеспечивает внешнеэкономические с Монгольской республикой и внутрирайонные экономические связи . Близость к крупным минерально-сырьевым месторождениям (железной руды, золота, меди, марганца, фосфоритов, строительных материалов, мромора). Осино- пихтовые леса покрывают 90 % площади района. Район является местом компактного проживания коренного населения Кемеровской области – шорцев (общее количество 4470 чел.), каждый 12-й житель – представитель коренного народа. |
Ограниченность земель под хозяйственные угодия, наличие большого количества труднодоступных, малочисленных населенных пунктов. Высокая сейсмичность территории. |
3. Исторический и природный потенциал | |
Наличие богатейших природных и рекреационных ресурсов, растительного и животного мира. Земельный фонд составляет 1138255 га, большую часть составляет лесной фонд 1053042 га., в том числе земли Шорского национального парка – 413843 га. Район является местом компактного проживания коренного населения Кемеровской области – шорцев. Их общее количество составляет 4470 человек, каждый 12-й житель области представитель шорской национальности. Сохранение данного этноса – задача международного значения. Памятниками природы являются реликтовая липовая роща, «Спасские дворцы», музей под открытым небом «Тазгол», усадьба в п. Усть – Анзас. Лыжные центры «Мустаг», «Медвежонок»., туристический комплекс «Шерегеш». На территории района располагается государственный природный «Шорский национальный парк».
|
Недостаточное развитие народных промыслов. Необходимость достижения баланса между необходимостью развивать экономику и сохранять природные богатства. |
Позитивные (сильные позиции) |
Негативные (слабые позиции) |
4. Население и трудовые ресурсы | |
Увеличение абсолютной численности трудовых ресурсов (2001 г- 33,6 тыс. чел., 2006 г. -34, 5 тыс. чел). Увеличение численности населения в трудоспособном возрасте с 32, 5 тыс чел до 33, 3 тыс. чел. Увеличение количества студентов, учащихся в трудоспособном возрасте, обучающихся с отрывом от производства с 1, 4 тыс чел до 1,8 тыс.человек. |
Наблюдается сокращение численности населения, в 2000 г население составляло 60,1 тыс.чел, а в 2006 г – 56,2 тыс.чел. Естественный прирост (убыль) имеет отрицательный результат. Продолжается процесс миграции, особенно молодежи. В возрастной группе от 16 до 61 года преобладают мужчины- 18664чел. Для женщин старше 60 лет трудно найти работу. 61,8% - составляет население в трудоспособном возрасте. Наблюдается увеличение числа лиц старше трудоспособного возраста. Количество безработных 2025 чел, из них 60% составляют женщины. Средний возраст безработных составляет 24-35 лет.
|
5. Экономический потенциал | |
Развитие промышленного комплекса, наибольший удельный вес составляет добыча полезных ископаемых (приходится 80 %). Представлена добычей железной руды, марганцевой руды, драгоценными металлами (золото), производством щебня и гравия из природного камня, производством песчано-гравийных материалов .Горнорудными предприятиями (ОАО «Евразруда») добыто 6470 тыс. тонн сырой руды и произведено 3790 тыс. тонн концентрата. Повышенная конкурентоспособность металлургической продукции. Структура обрабатывающей промышленности представлена производством хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий, а также обработкой древесины и производством изделий из дерева. Увеличение оборота розничной торговли (в 2001г. - 450 млн. руб., в 2006г. – 1,4 млрд. руб.), оборота общественного питания и платных услуг. Развитие туристской деятельности, за счет спортивно-горнолыжного комплекса «Шерегеш». Подготовкой кадров занимаются четыре учебных образовательных учреждения: филиал ГОУ ВПО «Сибирский государственный индустриальный университет», филиал КузГТУ, лицей №39, Таштагольский горный техникум. 62,7% служащих администрации имеют высшее профессиональное образование, 77% служащие категории «Б», 75,5% - категории «В». Наличие сплоченной команды администрации района, их готовность к переменам и дальнейшему обучению. Строительство новой взлетной полосы и здания аэропорта (г.Таштагол) Развитие производства и фирменной расфасовки высококачественного меда Развитие самозанятости коренного населения (сбор дикоросов, даров тайги и пр. для удовлетворения собственных нужд)
|
Район имеет ограничения земельного фонда из-за горно-таежной зоны: в недостаточной степени обеспечен производством сельскохозяйственной продукции мясо- молочного животноводства, пчеловодства и свиноводства, сбором дикорастущей лесной продукции (п.Усть-Анзас, п. Шор-Тайга ). Промышленный сбор дикоросов невозможен в связи со статусом государственного заповедника. Устаревшие технологии и оборудование. Нехватка кадров рабочих специальностей, специалистов в сфере сервиса.
|
6. Инвестиционный потенциал | |
Постоянное увеличение инвестиций в основной капитал (в 2001 – 250 млн. руб., в 2006г. – 1196,1 млн. руб.). Высокая степень готовности администрации и населения к нововведениям и преобразованиям. Увеличение инвестиционной активности за счет развития туристской деятельности. За 2006г. в отрасль вложено 600 млн. рублей частных инвестиций. На горе Зеленая в сектор «Е» освоено 450млн.руб, в секторе «А» - 150млн.руб. Ведется работа по улучшению инвестиционного климата и резерва.
|
Нехватка богатых инвесторов. Слабая инфраструктура. Отсутствие генеральных планов развития. Неблагоприятные условия для развития сельского хозяйства (ограниченные территории сельхозугодий, отдаленность, трудность доставки готовой продукции и т.д.) |
7. Инженерная инфраструктура | |
Строительство межрегиональной дороги Кузбасс – Республика Алтай (Горно-Алтайск – Турочак - Таштагол). Наличие действующих автомобильных дорог: Кузедеево – Таштагол, Таштагол – Горный Алтай, Кабырза – Хакасия. |
Слабая обеспеченность транспортом и связью, особенно в зимнее и весеннее время. Нет телефонной и сотовой связи. Плохое состояние автомобильных дорог в г.п. Каз, Мушдыбаш, Спасск, Темиртау.
|
8. Бюджетный потенциал | |
Большая часть расхода бюджета приходится на поддержку жилищно-коммунального хозяйства (37,9), здравоохранение и спорт (15,8), а так же культуру (11,9). |
Постоянное увеличение потоков поступлений в Федеральный бюджет, путем увеличения налогов и других обязательных платежей. Бюджетная обеспеченность (доля собственных доходов и расходов) составляет 34. Район является дотационным (средняя доля безвозмездных финансовых поступлений из области - 62). |
Позитивные (сильные позиции) |
Негативные (слабые позиции) |
9. Социальная инфраструктура | |
Имеется большая потребность, особенно в курортной зоне, в расширении сети ресторанов, гостиниц, досуговых учреждений. Имеется возможность развивать придорожную сферу услуг (автозаправочные станции, кафе, кемпинги, гостиницы, магазины и т.д.) |
Слабое обеспечение социальной инфраструктурой (столовые, рестораны, банки, кемпинги, гостиницы). Недостаток предприятий общественного питания в г.п. Шерегеш, Таштагол. |
10. Социально-политическая готовность населения к социальному реформированию | |
Высокая готовность населения к социальному реформированию. Высокая степень доверия местным депутатам, готовность власти, населения и бизнес структур к сотрудничеству, наличие партнерских взаимоотношений с органами государственной власти. |
Отсутствия опыта участия в управлении муниципальным образованием. |
11. Управление муниципальным образованием | |
Структура органов местного самоуправления представляет двухуровневую систему, Таштагольский районный совет народных депутатов состоит из 20 депутатов, местную администрацию возглавляет глава района, при нем создан совещательный орган – Совет старейшин. Главе администрации района непосредственно подчиняются 7 заместителей, советник главы, пресс-секретарь, начальник отдела мобилизационной подготовки и т.д. Укомплектованность штата администрации района составляет – 98%. Администрацией района выполняются основные задачи в соответствии с законодательством о местном самоуправлении, к ним относятся жизнеобеспечение (поддержание санитарно-эпидемиологической безопасности, обеспечение жилищного хозяйства и работы инженерных коммуникаций, общественного транспорта и т.д.), управление социальной сферой (образование, здравоохранение, социальное обеспечение, культура, спорт и т.д.), градостроительство и градорегулирование, управление ценообразованием, управление бюджетным процессом. |
Отсутствие квалифицированных кадров в поселениях, особенно сельских. Отсутствие опыта работы в системе двух уровней местного самоуправления. Недостаточное правое обеспечение деятельности органов местного самоуправления поселений, необходимо за короткий срок принять большое количество муниципальных актов по различным вопросам жизнедеятельности поселений. Слабая налогооблагаемая база в сельских поселениях. |
Благоприятные и неблагоприятные перспективы развития муниципального образования | |
Благоприятные возможности |
Неблагоприятные возможности (угрозы) |
Увеличение численности населения. Создание условий для закрепления квалификационных кадров, в первую очередь учителей, врачей, работников библиотек. Обучение специалистов для конкретных нужд территорий по заказу муниципалитета или госучреждений. Создание бюджетных мест в филиалах – ВУЗах, в первую очередь в городах Новокузнецке и Кемерове. Развитие некоммерческих структур по реабилитации наркозависимых. Программа развития коренного шорского населения. Ликвидация безработицы. Обновление производственного потенциала в новых рыночных условиях. Развитие инвестиционной активности, гармонизации социальной политики в стране. Укрепление малого бизнеса по следующим направлениям: производство товаров народного потребления, оказание услуг в сфере бытового обслуживания населения, производство ремонтных и строительных работ, производство и переработка сельскохозяйственной продукции, услуг автосервиса, транспортных и медицинских услуг и т.д. Развитие лесозаготовительной отрасти и пиломатериалов. Дальнейшее развитие аэропорта и «малой авиации» Вступление России в ВТО и развитие международных контрактов и системе туристской деятельности. Развитие банковских, медицинских, страховых услуг для обслуживания туристов, а также системы кредитования. Укрепление местного самоуправления, особенно в сельских поселениях.
|
Нестабильность общей социально-экономической ситуации в стране. Превышение смертности над рождаемостью. Отток молодежи из района. Слабое пенсионное обеспечение горняков. Слабая поддержка малого и среднего бизнеса. Трудности с реализацией бытовых отходов. Высокая сейсмичность территории. Высокий уровень алкоголизма и наркомании, в первую очередь среди коренного населения. Низкий уровень заработной платы работников социальной сферы (учителей, врачей, работников культуры и т.д.)
|
Таким образом, анализ информационной базы и оценка исходной социально-экономической ситуации Таштагольского муниципального района» показал, что, несмотря на наличие большого количества проблем, имеются неплохие стартовые условия для дальнейшего развития территории. Эти условия подкрепляются наличием как собственных внутренних, так и внешних ресурсов, широкими возможностями для преодоления имеющихся слабостей и угроз.
Таштагольский район расположен на юге Кемеровской области, в верховьях рек Кондомы и Мрасcу. Граница Таштагольского района установлена Законом Кемеровской области от 17. 12. 2004 г
16 12 2014
6 стр.
16 12 2014
1 стр.
Усть – Куломского муниципального района, Ижемского муниципального района, Усть – Цилемского муниципального района, Печорского муниципального района, Муниципального образования «Гор
29 09 2014
1 стр.
Цель: Получить навыки создания общей реляционной базы данных для использщования в сетевом пространстве
13 10 2014
1 стр.
Анализ работы учебного 2010-2011 года проведен в соответствии со следующей структурой
07 10 2014
20 стр.
Анализ и оценка социально-экономического развития муниципального района Альшеевский район
15 10 2014
7 стр.
Муниципального Собрания Череповецкого муниципального района на 2010 год от 15. 12. 2009 №201. В целях исполнения данного решения Муниципального Собрания района по реализации утверж
15 12 2014
1 стр.
Заседание постоянных комиссий Земского Собрания Красновишерского муниципального района
25 12 2014
1 стр.