Перейти на главную страницу
Если, снятие звучания совпадает с началом следующей счетной доли такта, на которую приходится пауза, то отсчитывать эту паузу обозначающим жестом не надо. Характер и темп снятия звучания круговым движением должны соответствовать характеру и темпу звучащего момента.
Часто в умеренных и медленных темпах звучание выдержанных звуков заканчивается не полной счетной долей, а ее частью. Например, звучание снимаемого звука представлено следующими длительностями: четверть с точкой, половинная залигованная с восьмой, три четверти залигованные с восьмой и так далее. В таких случаях возможен переход на подразделяющий жест, где счетная доля будет равна не четверти, а восьмой и тогда процесс снятия звучания круговым движением по времени будет равен восьмой.
Если, при организации контрастной динамики после снятия звучания, необходимо перейти из верхней или средней позиции в нижнюю позицию, то графика снятия звучания круговым движением из круга превратится в девятку.
Выбор направления снятия звучания круговым движением (к себе или от себя) зависит от нескольких причин. Если, после осуществления снятия звучания необходимо продолжить исполнение произведения, то выбор направления снятия звучания необходимо связать с удобством организации последующего звучания. Если же, снятие звучания организуется в конце произведения или части, или за снятием звучания следует генеральная пауза, то выбор направления снятия звучания будет зависеть от направления жеста исполнительской организации, которым будет организовано звучание снимаемой счетной доли. Так, например, в четырехдольной тактовой схеме первую и третью доли целесообразнее снимать круговыми движениями, направленными к себе, а вторую и четвертую доли от себя. В трехдольной тактовой схеме первая и третья доли снимаются круговыми движениями от себя, а вторая к себе и так далее. То есть, снятие звучания круговым движением организуется в противоположную сторону от направления развития жеста исполнительской организации, соответствующего снимаемой счетной доли, кроме снятия звучания первой счетной доли, которую можно снимать в обоих направлениях.
Снятие звучания на отражении целесообразно применять в тех случаях, когда снимаемая счетная доля такта звучит полной своей длительностью или большей частью своей длительности, но в каком либо ритмическом рисунке. Например: счетная доля звучит полной четвертью и представлена следующими вариантами ритма – две восьмые; восьмая и две шестнадцатые; две шестнадцатые и восьмая; четыре шестнадцатых и т. д., или счетная доля звучит ритмом из трех шестнадцатых.
В том случае, когда снятие звучания необходимо произвести внутри произведения, дирижер, организовав звучание ритмического рисунка снимаемой счетной доли, фиксирует снятие звучания в момент завершения прохождения руками стадии отражения на короткое время. Далее приступает к выполнению тех задач, которые ставит перед ним автор в нотном тексте (отсчет пауз, откладывание генеральных пауз, выполнение фермат на паузе и т. д.).
Если же снятие звучания организуется в конце произведения или части, то фиксированная остановка тактирования на отражении означает прекращение звучания произведения или части. Для того чтобы момент снятия звучания не был для музыкантов неожиданностью, необходимо упредить его подчеркнутым замахом к снимаемой счетной доле.
Снятие звучания приходом руки в точку целесообразно применять тогда, когда снимаемая счетная доля представлена коротким звучанием. Например: счетная доля равна четверти, а звучащий момент её равен восьмой или шестнадцатой, или ещё меньшей длительности; счетная доля равна восьмой, а звучащий момент её равен шестнадцатой или ещё более короткой длительности и т. д. Сделав подчеркнутый замах к снимаемой счетной доле, рука дирижера активно входит в точку и прекращает тактирование, если снимаемый момент совпадает с окончанием произведения или его части. Если же снятие звучания происходит внутри произведения, то вхождение руки в точку носит кратковременно-фиксированный характер. Далее дирижер обязан перейти к выполнению задач, связанных с продолжением звучания произведения.
Все три способа снятия звучания активно применяются дирижерами в практической деятельности, поэтому отдавать предпочтение какому-либо способу было бы не верно, все зависит от целесообразности их использования и от задач стоящих перед дирижером в момент их применения.
В дирижировании организация звучания под ферматой, стоящей над нотой или над несколькими нотами одновременно, осуществляется прекращением тактирования в момент вхождения рук дирижера в точку счетной доли, над нотами которой выставлен знак ферматы.
Звучание под ферматой может быть с неизменной и с развивающейся (изменяющейся) динамикой. Звучание под ферматой с неизменной динамикой организуется в позиции, соответствующей силе звучания счетной доли, над нотами которой выставлен знак ферматы. При этом дирижер обязан всеми имеющимися средствами поддерживать неизменность характера и динамики звучания под ферматой на всем протяжении её действия.
Звучание под ферматой с изменяющейся (развивающейся) динамикой организуется в соответствии с требованиями автора произведения. Представим, что дирижеру необходимо во время звучания под ферматой произвести изменение динамики в сторону увеличения звучности (организовать крещендо в звучании под ферматой). Тогда, организовав вхождение в счетную долю, над нотами которой выставлена фермата, в позиции, соответствующей динамике начала звучания этой доли, постепенным перемещением рук в более высокую позицию и используя взывающий жест в левой руке (левая рука развернута ладонью вверх в положении супинации), дирижер организует крещендо в звучании под ферматой. Организация изменения динамики звучания под ферматой в сторону диминуэндо осуществляется постепенным перемещением рук дирижера из более высокой позиции в позицию более низкую. Левая рука в это время находится в положении, приглушающем звучание (кисть левой руки развернута ладонью вниз в положении пронации).
В практике встречаются часто и другие варианты изменения динамических оттенков звучания под ферматой. Например, постепенное крещендо, а затем диминуэндо в звучании под одной ферматой или постепенное диминуэндо, а затем крещендо и т. д. Технология выполнения двойных изменений динамики под одной ферматой такая же, как и описанные выше способы выполнения крещендо и диминуэндо. Выполнив одно условие изменения динамики, дирижер обязан без перерыва перейти к выполнению другого.
Если ферматы выставлены последовательно в разных голосах, то, обозначив появление первой ферматы в каком-либо из голосов, необходимо организовать тактирование до появления последней ферматы. Продолжительность общего звучания во всех голосах одновременно после вхождения в последнюю фермату будет зависеть от длительности звучания голоса, над которым была выставлена последняя фермата.
Если фермата выставлена не над полной счетной долей, а над её частью, то для организации звучания под ферматой целесообразно перейти на подразделяющий жест, где счетная доля будет равна длительности ноты, над которой выставлена фермата или перейти на схему с дроблением.
Выход из ферматы организуется двумя способами снятия звучания под ферматой:
Если над паузой, встретившейся в середине произведения и равной счетной доле или нескольким счетным долям, стоит фермата, то такая пауза не отсчитывается, а откладывается обозначающим жестом. Подобные паузы под ферматой, завершающие произведение, жестом исполнительской организации не отмечаются, а лишь выдерживаются в определенном эмоциональном состоянии.
Пауза под ферматой равная такту (генеральная пауза) также откладывается обозначающим жестом. Бывают случаи, когда ферматы выставляются над несколькими тактами пауз подряд (в сопровождении речитативов солиста), тогда откладываются все такты по очереди.
Пауза под ферматой, длительность которой меньше счетной доли, жестом исполнительской организации не отмечается, а лишь выдерживается по смыслу. Если такая пауза под ферматой выставлена в начале счетной доли, то звучащая часть этой доли организуется атакирующим жестом последующего звучания. В случае, когда счетная доля начинается со звучащего момента, пауза под ферматой, входящая в состав этой счетной доли обозначающего жеста не требует, после снятия звучания пауза под ферматой выдерживается по смыслу.
Рассмотрены были лишь типичные случаи применения фермат. Многообразие их использования практически бесконечно, но, усвоив основные технические приемы, дирижер всегда найдет правильное решение в организации звучания под ферматой в каждом конкретном случае.
Так, например, если затакт начинается с неполной второй счетной доли такта, то исходное положение рук дирижера для его организации будет начало стремления атакирующего жеста последующего звучания второй счетной доли. Если затакт начинается с неполной третьей счетной доли такта, то исходное положение рук дирижера для его организации будет начало стремления атакирующего жеста последующего звучания третьей счетной доли такта.
При организации звучяния затакта с неполной счётной доли, необходимо иметь в виду, что чем короче звучащий момент неполной счетной доли, тем глубже стремление и, наоборот, чем длиннее звучащий момент неполной счетной доли, тем стремление поверхностнее.
Часто перед затактами выставляются паузы равные счетной доле или нескольким счетным долям. Смысловое значение этих пауз заключается в том, чтобы ввести слушателя в атмосферу художественно-образного содержания музыкального произведения. В таких случаях эти паузы необходимо отсчитать обозначающими жестами. Характер и темп отсчета пауз, предваряющих звучание затакта, должны соответствовать характеру и темпу музыкального произведения.
Паузы, равные одной или нескольким счетным долям и стоящие в начале произведения, психологически вводят слушателя в атмосферу художественного образа, поэтому также отсчитываются обозначающими жестами. А вот паузы в конце произведения, хотя и подчеркивают эмоциональную сторону музыки, но обозначающими жестами не отмечаются, а только выдерживаются по времени до конечной тактовой черты.
Паузы, равные части счетной доли, могут быть выставлены перед звучащим моментом, после звучащего момента и внутри счетной доли, окруженные звучанием. Если пауза, равная части счетной доли, выставлена перед звучащим моментом, то для организации звучания этой доли необходимо использовать атакирующий жест последующего звучания. В этом случае глубина стремления будет зависеть от длительности звучащего момента: чем звучание короче, тем стремление глубже и, наоборот, чем звучание длинней, тем стремление поверхностнее и легче. Характер атакирующих жестов последующего звучания будет зависеть от содержания музыки, темпа и динамики.
Паузы, равные части счетной доли, выставленные после звучащего момента или внутри счетной доли, окруженные звучанием, специального выражения в жесте не имеют.
Звучание такой счетной доли организуется атакирующим жестом совпадающего звучания, а продолжительность пауз будет зависеть от характера и темпа звучания музыкального произведения.
Люфтпауза (воздушная пауза) – короткий смысловой перерыв звучания у всего оркестра, продолжительность которого определяется характером музыки и исполнительским замыслом. Люфтпауза в дирижировании никаким жестом не отмечается, просто перед люфтпаузой звучание снимается, выждав люфтпаузу, звучание возобновляется.
Генеральная пауза – перерыв звучания продолжительностью в один такт или несколько тактов. Она может быть обозначена буквами G. P, но может и не обозначаться. В дирижировании генеральная пауза организуется:
В дирижерской практике различаются три основных исполнительских штриха: деташе, стаккато и легато.
В дирижировании штрих стаккато организуется атакирующим жестом, характерной особенностью которого является острый приход руки в точку, а в отражении отсутствует функция звуковедения. Кисть дирижера, произведя удар по точке, быстро отдергивается от нее в направлении противоположном стремлению для организации удара по точке следующей счетной доли или для отсчета паузы.
Такой прием выполнения отражения напоминает в быту отдергивание кисти от горячего предмета, поэтому назвать его отражением в том смысле, который заложен в определении отражения как части жеста исполнительской организации, было бы неверно. Что касается замахов, то о них надо поговорить отдельно.
Если штрих стаккато выставлен над звуками или аккордами, звучание которых единично или разделено паузами равными счетной доле или нескольким счетным долям, то замах предваряет начало звучания каждого такого звука или аккорда.
Если же штрих стаккато выставлен над цепочкой одиночных звуков или аккордов, последовательно звучащих в каждой счетной доле одного такта или нескольких тактов подряд, то замах организуется только в начале этой цепочки.
Счетная доля или несколько счетных долей подряд, представленные каким-либо ритмом и звучащие в штрихе стаккато (например: две восьмые, восьмая и две шестнадцатые; две шестнадцатые и восьмая; четыре шестнадцатых и так далее) организуются атакирующим жестом совпадающего звучания с четкой проработкой вех его частей (замаха, стремления, точки, отражения). Острая фиксация начала каждой счетной доли будет достаточно ясно определять характер штриха всех звуков, составляющих долю. При дирижировании штриха стаккато на протяжении длительного времени необходимо следить за тем, чтобы движение кисти и предплечья не закрепощалось, так как это может отрицательно сказаться на выразительности жеста.
В тоже время момент перехода от одной счетной доли к другой должен быть достаточно ясным и отчетливым. Амплитуда и энергия поддерживающего жеста, обеспечивающего легатный переход от звука к звуку, определяется динамикой и характером звучания музыки. Также необходимо отметить и то, что в любом музыкальном построении, находящемся под лигой, первый звук воспроизводится с помощью атаки языка, а значит и организуется атакирующим жестом. В том случае, когда под лигой звучит синкопированный ритм из междольных синкоп, необходимо, в момент прохождения рукой точки, использовать жест, напоминающий в быту мягкий нажим на что-либо, то есть использовать поддерживающий жест последующего звучания. Важно, чтобы при освоении штриха легато постоянно сохранялась мышечная свобода рук во всех ее сочленениях.
В процессе исполнения музыкального произведения встречаются различные исполнительские штрихи. Поэтому очень важно для начинающих дирижеров не только освоить технику организации звучания каждого штриха в отдельности, но и приобрести умение свободно переходить от одного штриха к другому. Уверенное владение техникой организации звучания исполнительских штрихов в значительной степени обогатит выразительные возможности дирижера.
Охватывает всех его выразительных возможностей, она лишь раскрывает его основные свойства и намечает пути поиска связей между замахом и исполнительским замыслом
07 10 2014
4 стр.
«Дирижирование (по видам исполнительских коллективов: дирижирование академическим хором)»
08 10 2014
5 стр.
Непостижимая власть музыки над человеком. Она принуждает радоваться и плакать, может помочь пережить горе, снять душевный стресс, вылечить сердечные раны. Музыка старинный вид иску
15 10 2014
1 стр.
С 17 сентября по 10 ноября 2011 года проводится Первый Всероссийский музыкальный конкурс по специальности «хоровое дирижирование»
15 12 2014
1 стр.
Академическое пение 070100. 62 Инструменты эстрадного оркестра 070100. 62 Оркестровые струнные инструменты 070105. 65 Дирижирование (по видам исполнительских коллективов: дирижиров
28 09 2014
1 стр.
Однако в наши дни многие из тех художников, от которых не сохранилось вещественных доказательств их существования, отошли в область легенд, превратились в своего рода символы, связ
25 09 2014
1 стр.
Своеобразие средневековой культуры. Искусство и действительность. Памятник искусства как исторический источник. Виды искусства и их соотношение
02 10 2014
1 стр.
Музыка – вид искусства, обладающий огромным воспитательным потенциалом. Она способна передавать тончайшие оттенки чувств и переживаний, воздействует на духовный мир человека, облаг
25 09 2014
1 стр.