Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1

c:\documents and settings\user\рабочий стол\рабочая\творческие объединения центра\то детский хор этеринка\доп хоровое пение.jpg




Пояснительная записка


Музыка – вид искусства, обладающий огромным воспитательным потенциалом. Она способна передавать тончайшие оттенки чувств и переживаний, воздействует на духовный мир человека, облагораживая и делая его добрее.

В области музыкальной культуры есть древнейшая и важнейшая сфера, исторически составляющая исток музыки и её фундамент и в то же время доступная абсолютно для всех – это хоровое пение, поскольку необходимыми для него инструментами от природы обладает каждый человек. Хоровое пение является тем зерном, из которого вырастает общая музыкальная культура народа. Начинать занятия хоровым пением можно с самого раннего возраста, независимо от степени одарённости. Детское хоровое пение – это воспитательная технология строительства человеческой сути – его нравственного сознания, его Личности. Поэтому на базе ГОУ ДОД ЯО ЦРТДЮ возникла потребность в создании детского хора «Этеринка» и дополнительной образовательной программы, отражающей его образовательную деятельность.

Актуальность данной дополнительной образовательной программы обусловлена потребностью вокально-хорового объединения «Этерия» в молодых участниках, способных развивать и пропагандировать музыкальное искусство, хоровое пение.

Программа рассчитана на детей 5-11 лет. Этот возрастной период характеризуется повышенной эмоциональностью, подражательностью, направленностью на познание окружающего мира, чувствительностью к воздействию со стороны взрослого и сверстников. Дети дошкольного и младшего школьного возраста с удовольствием слушают музыку, исполняют песни и пробуют сочинять мелодии, то есть занимаются музыкальной деятельностью. Каждый из этих видов музыкальной деятельности оказывает влияние на развитие музыкальных способностей, личности ребёнка в целом.

Педагогическая целесообразность данной дополнительной образовательной программы заключается в том, что воспитание ребёнка осуществляется с помощью музыки, воздействуя через неё на духовный мир ребёнка, его нравственность. Каждому обучающемуся предоставляется возможность проявить себя в музыкальном творчестве, тем самым создаются условия для развития социальной успешности ребёнка в коллективе через коллективные творческие дела (концерты, встречи, ролевые игры и т.д.). Реализуя данную программу, педагог, должен обучать, развивать, воспитывать и любить детей.

Программа имеет художественно-эстетическую направленность, так как создаёт благоприятные условия для приобщения детей к искусству, способствует воспитанию творческой личности, формирует эмоциональную сферу ребёнка через переживания и сопереживания, развивая у него полноценное творческое, музыкальное восприятие.

Программа является адаптированной. При её составления были использованы идеи В.Д. Путилова (образовательная программа творческого объединения «Песенное творчество»), Ю.С. Никифорова (программа «Детский академический хор»), Н.Н. Смирнова (программа «Музыкальное воспитание») и личный опыт составителей программы.

Цель: развивать музыкальные и творческие способности детей дошкольного и младшего школьного возраста посредством хорового искусства.

Задачи программы:


  • заложить основы музыкальной и вокальной грамотности;

  • сформировать вокально-хоровые навыки;

  • развивать музыкальный слух, певческий голос, чувство ритма, память, внимание, воображение, эмоциональную отзывчивость;

  • расширять и углублять музыкальный кругозор;

  • формировать музыкально-эстетический вкус;

  • выявлять и поддерживать творческую индивидуальность и активность обучающихся;

  • содействовать развитию взаимопонимания, сотрудничества, взаимодействия в коллективе;

  • воспитывать у обучающихся организованность, доброжелательность, ответственность, трудолюбие.

Принципы, на основе которых составлена программа:

        • увлекательности и творчества – развитие творческих способностей детей, в связи с этим в образовательной деятельности доминируют творческие начала, и творчество рассматривается как уникальный критерий оценки личности и отношений в коллективе;

        • сотрудничества – признание ценности совместной деятельности детей и взрослых;

        • природосообразности – учёт возрастных и индивидуальных особенностей, задатков, возможностей для включения их в вокально-хоровую деятельность;

        • системности – преемственности знаний.

Срок реализации программы 5 лет.

Образовательная деятельность осуществляется поэтапно:

I этап – подготовительный.

Он выделен с целью овладения дошкольниками достаточным в хоровой деятельности набором знаний и умений, коррекции и развития певческих способностей детей.

Форма занятий – групповая с использованием индивидуальных методов обучения и воспитания.

Режим занятий:

1-ый год обучения: 2 раза в неделю по 1 часу, всего – 2 часа в неделю, итого за год - 72 часа. 2-ой год обучения: 2 раза в неделю по 1 часу, всего – 2 часа в неделю, итого за год - 72 часа. Подготовительный курс рассчитан на 144 часа

II этап – основной.

На данном этапе формируется коллектив младшего хора, создаётся гармонично звучащее жизненное пространство.

Формы занятий: групповые занятия и сводные репетиции. Режим групповых занятий: 3-ий год обучения: 2 раза в неделю по 1 часу, всего – 2 часа в неделю, итого за год - 72 часа. 4-ый год обучения: 2 раза в неделю по 1 часу, всего – 2 часа в неделю, итого за год - 72 часа. 5-ый год обучения: 2 раза в неделю по 1 часу, всего – 2 часа в неделю, итого за год 72 часа. Сводные репетиции проходят в течение 3-его, 4-ого и 5-ого лет обучения: 2 раза в неделю по 1 часу, всего – 2 часа в неделю, итого за год 72 часа. Основной курс рассчитан на 432 часа.

Подготовка обучающихся осуществляется последовательно с постепенным усложнением материала.

Ребёнок зачисляется в объединение по результатам прослушивания, проводимого компетентными специалистами по следующим критериям:



  • хорошая музыкальную память, слух,

  • качество звукообразования (мягкая, твердая или придыхательная атака),

  • качество звучания голоса (звонкость, мягкость, напевность),

  • качество дыхания (характер вдоха и выдоха, продолжительность выдоха),

  • диапазон, тип голоса,

  • эмоциональная отзывчивость на музыку.

Несмотря на то, что в дошкольном и младшем школьном возрасте у ребёнка ещё не сложились принятые в обществе нормы и стереотипы вкусов, важно приобщать его с раннего детства к миру искусства, воспитывать на лучших примерах классических музыкальных произведений, расширяя его представление о музыке, накапливая разнообразные впечатления, формируя интонационный музыкальный опыт.

Содержание дополнительной образовательной программы строится согласно трёх основных направлений деятельности: слушание музыки, исполнение (вокально-хоровая работа), знакомство с музыкальной грамотой.

Благодаря слушанию музыки, обсуждению содержания исполняемых произведений, обучению первоначальным эстетическим переживаниям по поводу воспринимаемого искусства и реальной действительности у детей развивается музыкальное восприятие, закладываются основы музыкальной культуры. При этом важен эмоциональный опыт, как способность сопереживать тем чувствам, которые выражены в произведении.

В результате попыток исполнения музыкального материала ребёнок учится с предлагаемых ему педагогом музыкальных образцов. Создаваемые в процессе обучения комфортные условия (радостная, приятная атмосфера, психологический комфорт), побуждают детей совершенствовать музыкально-певческие умения, вносить в них новые элементы, позволяют приобрести уверенность в своих силах и возможностях.

С появлением у обучающегося небольшого опыта исполнения и восприятия музыкальных произведений, можно переходить к изучению музыкальной грамоты. В целях активизации и разнообразия образовательного процесса музыкальная грамота изучается посредством сказок, стихотворений, песенок-попевок.

Программа не ограничивает отбор репертуара, но необходимо учитывать, что музыкальный репертуар, используемый в работе с детьми, должен удовлетворять одновременно двум требованиям – художественности и доступности, как в содержании музыкальных произведений, так и воспроизведении их детьми.

Фундаментальным средством познания мира для детей является игра.

Данная программа предполагает активное использование игровых технологий, поскольку они обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность обучающихся. Игра позволяет активно включать ребёнка в деятельность, улучшает его позиции в коллективе, создаёт доверительные отношения. По определению Л.В. Выготского «игра – пространство «внутренней социализации» ребёнка, средство усвоения социальных установок». Игровая деятельность хорошо знакома младшим школьникам, привлекает их, делает их жизнь радостней и веселей.

Программа предполагает использование упражнений дыхательной гимнастики Стрельниковой. Немаловажную роль в вокально-хоровой работе играет правильное носовое дыхание. Упражнения способствуют повышению двигательной активности. Они предполагают работу рук, ног, головы, поясничного и плечевого отделов, брюшного пресса и т.д., тем самым усиливая внутреннее тканевое дыхание, повышая усвояемость кислорода и, следовательно, укрепляют и сохраняют здоровье детей.

В программе уделяется достаточное внимание упражнениям, совершенствующим дикцию и развивающим артикуляционный аппарат, координацию слуха и голоса, так как дети дошкольного возраста и младшего школьного возраста часто имеют дефекты речи, певческую неразвитость, поскольку гортань и весь голосовой аппарат ещё находится на стадии формирования и закрепления.

В основу хорового обучения положен синтез трёх начал: игровой метод обучения, эмоционально-насыщенное общение, предметно-творческая деятельность по созданию коллективного художественного образа.

В ходе реализации дополнительной образовательной программы, дети овладевают начальными знаниями, умениями, навыками вокально-хоровой работы и музыкальной грамоты. У них происходит развитие певческого голоса, музыкального слуха и других необходимых музыкальных способностей. Они умеют слушать, переживать и высказывать свои впечатления о музыкальном произведении. Обучающиеся принимают активное участие в праздниках, концертах и др. культурно-массовых мероприятиях. У воспитанников формируются навыки работы в группе, ответственность за успех общего дела. Взаимоотношения со сверстниками складываются на основе доброжелательных отношений.

Полноправными представителями детских интересов являются родители. Следовательно, программа предполагает работу педагога с родителями, которая заключается в индивидуальном консультировании по проблемам воспитания и развития ребёнка и проведении мероприятий, способствующих формированию общности интересов детей и родителей, их эмоциональной и духовной близости. Родители приглашаются на выступления, для них организуются концерты.

С целью дальнейшей корректировки, профилактики ошибок, усовершенствования учебного процесса и анализа результатов учебной деятельности педагог ведёт мониторинговые исследования (Приложение 1, 2).

Решение о переводе обучающегося на следующий этап (год) обучения принимается по итогам мониторинга образовательных результатов участников хора за год. Обучающийся может быть переведён на следующий этап обучения при условии достаточного усвоения им теоретического и практического материала программы (средний и максимальный уровень по основным критериям диагностики). Если обучающийся не справляется с освоением программного материала, демонстрирует в конце года минимальный уровень по большинству основных критериев диагностики и нуждается в дополнительном времени для развития необходимых умений и навыков, он может изучать материал годичного курса в течение двух лет.

Формой подведения итогов работы по данной дополнительной образовательной программе является концерт.




Учебно-тематический план




Наименование разделов, дисциплин

Количество часов

I этап

II этап

1 год обучения

2 год обучения

3 год обучения

4 год обучения

5 год обучения

Теор.

Практ.

Всего

Теор.

Практ.

Всего

Теор.

Практ.

Всего

Теор.

Практ.

Всего

Теор.

Практ.

Всего



Вокально-хоровая работа

6

42

48

5

39

44

5

36

41

5

36

41

5

36

41



Музыкальная грамота

4

7

11

4

8

12

5

12

17

5

12

17

5

12

17



Слушание музыки

3

7

10

4

8

12

3

7

10

3

7

10

3

7

10



Массовые мероприятия

-

3

3

-

4

4

-

4

4

-

4

4

-

4

4

Итого:

13

59

72

13

59

72

13

59

72

13

59

72

13

59

72

144 часа

216 часов

Сводные занятия (II этап)



Сводные репетиции

3 год обучения

4год обучения

5 год обучения




Итого:

72 часа



Пояснительная записка Музыка вид искусства, обладающий огромным воспитательным потенциалом. Она способна передавать тончайшие оттенки чувств и переживаний, воздействует на духовный мир человека, облагораживая и делая его добрее

Музыка – вид искусства, обладающий огромным воспитательным потенциалом. Она способна передавать тончайшие оттенки чувств и переживаний, воздействует на духовный мир человека, облаг

117.33kb.

25 09 2014
1 стр.


Урок музыки во 2 классе «Как музыка передает характер человека?»

Обучающая задача: Сформировать представление о том, что музыка может передавать не только настроение человека, но и его характер

39.1kb.

04 09 2014
1 стр.


Значение музыки как вида искусства

Непостижимая власть музыки над человеком. Она принуждает радоваться и плакать, может помочь пережить горе, снять душевный стресс, вылечить сердечные раны. Музыка старинный вид иску

94.87kb.

15 10 2014
1 стр.


Музыка – стенография чувств

«Музыка стенография чувств» из цикла «Музыка универсальный язык человечества и толерантное творческое пространство»

12.61kb.

11 10 2014
1 стр.


Программа воспитания и обучения детей младшего дошкольного возраста (от 3 до 5 лет) Астана-2009

Охватывают своим содержанием различные аспекты окружающего мира, внутреннего мира человека, общественные, социальные, личные отношения, природные и сезонные явления, мир техники, и

1453.75kb.

25 12 2014
8 стр.


Программа по музыке. Пояснительная записка Общая характеристика предмета

Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт

149.76kb.

04 09 2014
1 стр.


Кочевники, мир-империи и социальная эволюция

Старого Света. Однако, обладая огромным военным потенциалом, номады оказали также существенное деструктивное влияние на исторический процесс, в результате их разрушительных нашеств

332.11kb.

15 12 2014
1 стр.


I дирижирование как вид исполнительского искусства

Охватывает всех его выразительных возможностей, она лишь раскрывает его основные свойства и намечает пути поиска связей между замахом и исполнительским замыслом

859.99kb.

07 10 2014
4 стр.