Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2 ... страница 7страница 8
Министерство образования и науки Республики Казахстан

Республиканский центр «Дошкольное Детство»

«ЗЕРЕК БАЛА»
Программа воспитания и обучения

детей младшего дошкольного возраста

(от 3 до 5 лет)

Астана-2009

Программа воспитания и обучения детей младшего дошкольного возраста «Зерек бала» (от 3 до 5 лет). – Астана, 2009. – 100 с.
Рецензенты:

1. Ниязбаева Н.Н. – к.п.н., заведующая кафедрой педагогики и психологии КГУ

2. Утегенова Б.М. - к.п.н., заведующая кафедрой педагогики и психологии КГПИ
Авторский коллектив: Калашникова Т.М., Новогренко Г.Н.,

Матвиенко Н.И., Кутергина Н.В., Жигайло Г.Ю.

Программа воспитания и обучения детей младшего дошкольного возраста «Зерек бала» (от 3 до 5 лет) является продолжением комплекта новых программ, соответствующих нынешним требованиям ГОСО РК дошкольного воспитания и обучения.

Данная программа обеспечивает единый процесс социализации– индивидуализации личности через осознание ребёнком своих возможностей, способностей, потребностей. Программа предусматривает наличие насыщенного образовательного содержания, соответствующего познавательным интересам современного ребёнка, состоящее из пяти образовательных областей («Здоровье», «Коммуникация», «Познание», «Творчество», «Социум»). Программа направлена на раскрытие потенциальных возможностей детей от 3 до 5 лет.

Содержание программы обеспечит целостное, физическое, социальное, коммуникативное, творческое, познавательное развитие личности ребенка – гражданина Республики Казахстан.


ББК

ISBN


© Республиканский центр

«Дошкольное детство», 2009




СОДЕРЖАНИЕ


1

Пояснительная записка.......................................................

4

2

Организация жизнедеятельности детей младшего дошкольного возраста.........................................................

7


3

Работа с родителями............................................................

9

4

Праздники и развлечения....................................................

11

Программа для детей 3-4 лет




5

Характеристика возрастных возможностей детей............

12

6

Примерный распорядок дня................................................

15

7

Базисный учебный план II младшей группы (от 3 до 4 лет)….....................................................................................

16

8

Образовательная область «Здоровье»……..................…..

17

9

Образовательная область «Коммуникация»......................

22

10

Образовательная область «Познание»...............................

26

11

Образовательная область «Творчество»............................

32

12

Образовательная область «Социум»..................................

35

13

Развитие ребёнка в игровой деятельности…….................

39

14

Развитие ребёнка в трудовой деятельности.……..............

41

Программа для детей от 4-х до 5 лет………….........................




15

Характеристика возрастных возможностей детей............

42

16

Примерный распорядок дня................................................

45

17

Базисный учебный план средней группы (от 4 до 5 лет).........................................................................................

46

18

Образовательная область «Здоровье»................................

47

19

Образовательная область «Коммуникация»......................

53

20

Образовательная область «Познание»...............................

59

21

Образовательная область «Творчество..............................

67

22

Образовательная область «Социум»..................................

72

23

Развитие ребёнка в игровой деятельности…….................

78

24

Развитие ребёнка в трудовой деятельности.......................

80

25

Приложение..........................................................................

82

26

Используемая литература……............................................

107

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Социально-экономические перемены, происходящие в Республике Казахстан, выход страны в мировое образовательное пространство требуют обновления содержания образования, в том числе и дошкольного.

Пришло время взглянуть на воспитание и обучение дошкольника через призму новых открытий науки, как на открытую природную систему. Сама природа ставит перед Человечеством задачу воспитания Нового Человека с новым мышлением к окружающей его действительности, к природе. Необходима программа, в которой были бы сконцентрированы знания о развитии и воспитании ребёнка, согласно с последними познаниями Законов Мира для наиболее полного раскрытия и развития индивидуальных особенностей, способностей, талантов.

Для развития современного ребёнка нужна мотивация к раскрытию внутренних ресурсов личности, выявление заложенных возможностей и способностей. Современные дети – это национальное достояние казахстанского общества. Чем раньше начинается развитие способностей, тем больше шансов на оптимальное их развитие.

В свою очередь реализация социального заказа общества, родителей, начальной школы на формирование личности детей дошкольного возраста, имеющей не только набор академических знаний, но и умеющей применять эти знания, способной достаточно быстро адаптироваться в окружающей среде, должно осуществляться с помощью новых образовательных программ.



В программе «ЗЕРЕК БАЛА» заложены следующие принципы:

1. Принцип социальной обусловленности и непрерывного обновления целей, содержания и методов обучения. Принцип учитывает социальный заказ образования.

2. Принцип единства, преемственности целей, содержания и методов воспитания и обучения.

3. Принцип индивидуально – личностной организации.

4. Принцип вариативности и свободы выбора путей, способов и форм осуществления стратегических образовательных идей.

5. Принцип единства деятельностного, оптимизационного и творческого подходов к содержанию и организации процесса педагогической, психологической и социальной поддержки детей.



6. Принцип построения образовательного процесса на основе общения, игры, поисковой деятельности, сотрудничества с взрослыми и сверстниками.

Программа составлена на основании нового ГОСО РК дошкольного воспитания и обучения и является основным функциональным носителем содержания дошкольного воспитания и обучения, определяя приоритетные цели и задачи развития детей младшего дошкольного возраста.

В соответствии с ГОСО РК дошкольного воспитания и обучения программа включает пять образовательных областей: «Здоровье», «Коммуникация», «Познание», «Творчество», «Социум» и направлена на раскрытие потенциальных возможностей детей от 3-х до 5-и лет.

Широкое базовое содержание пяти образовательных областей становится основой для развития познавательных способностей, индивидуальных склонностей, интересов и любознательности. Все области и подобласти охватывают своим содержанием различные аспекты окружающего мира, внутреннего мира человека, общественные, социальные, личные отношения, природные и сезонные явления, мир техники, игрушек, литературы, искусства, мир чувств, эмоций и другие.

Основной психолого-педагогической идеей данной программы является идея компетентностного управления процессами развития и формирования личности ребёнка. В инструментальном плане её можно представить как систему действий субъекта управления со средой, направленных на превращение её в средство диагностики, проектирования, продуцирования воспитательно-образовательного результата.

Содержание базового дошкольного воспитания и обучения направлено на формирование компетентностей ребёнка как результата общеобразовательной деятельности: здоровьесберегающая компетентность; коммуникативно-языковая компетентность; познавательная компетентность; творческая компетентность; социальная компетентность.

Программа построена на принципах развивающего обучения, что предполагает реализацию идей индивидуального подхода. В ней заложены механизмы управления процессами развития и формирования личности ребёнка младшего дошкольного возраста. Это позволяет сделать вывод о гуманистической направленности программы, её «открытости» для всех и каждого, реализует принцип поликультурной направленности дошкольного образования.

Отличительным признаком Программы является интеграция образовательного материала, основанная на межпредметных связях и дающая целостность знаний в определенной области. Интеграция даёт право и возможность педагогу комбинировать учебный материал как в рамках одной образовательной области, так и в нескольких; предоставляет возможность варьирования материалом, формирует более широкое видение какой-либо методической темы.

Интеграция образовательного материала также даёт возможность реализации принципов концентричности и последовательности базового содержания в связи с переходом от одного возрастного периода к другому.

В Программе отсутствует жёсткая временная регламентация предлагаемого материала. Это даёт право гибко варьировать материал в зависимости от индивидуальных особенностей детей. Интеграция материала не позволит педагогу бессистемно пользоваться базовым материалом (сама интеграция образовательной области является определённой системой).

Качество индивидуального развития каждого ребёнка будет обеспечено, если реализация базового содержания будет строиться на личностно-ориентированном и индивидуальном подходах, игра будет действовать как активное средство обучения, а родители будут активно «включаться» в образовательный процесс детского сада.



ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ
Педагогический процесс должен строиться на основе совместной деятельности взрослого с детьми и свободной самостоятельной деятельности.

Взрослый привлекает детей к организованной познавательной деятельности без психологического принуждения, занимая позицию заинтересованного партнёра-участника.

Организованная познавательная деятельность в рамках образовательных областей может быть реализована в нескольких направлениях:

Организация многофункциональной среды для свободной самостоятельной деятельности дошкольников по типу тематических центров (обеспечение самореализации детей с разными интересами и уровнем развития).

Использование разнообразных форм организации детей (парами, подгруппами, всей группой), соответствующих их интересам и возможностям.

Дифференцированный временной режим для разных видов совместной деятельности взрослого с детьми (от 7 до 30 минут).

В соответствии с этими направлениями педагогический процесс включает следующие компоненты:

1. Организованная образовательная деятельность на основе общения, игры, экспериментально – поисковой деятельности, сотрудничества с взрослыми и сверстниками (занятия различного типа, вида, характера, в соответствии с базисным учебным планом);

2. Организованная деятельность по воспитанию и развитию детей:

а) свободная самостоятельная деятельность детей:

- игра;

- рисование;

- лепка;

- аппликация;

- художественно-речевая деятельность;

- конструирование;

- дидактические игры и упражнения и т.д.);

б) совместная деятельность взрослого с детьми:

- игровая деятельность;

- изобразительная деятельность;

- познавательно-исследовательская деятельность;

- экспериментальная деятельность;

- коммуникативная деятельность;

- музыкально – развлекательная деятельность;

- праздники и развлечения;

- физкультурная и оздоровительная деятельности;

- проектная деятельность и т.д.

В режиме дня должно быть предусмотрено время для индивидуальных контактов педагога с каждым ребёнком на основе неформального общения.

Ежедневно следует отводить время для игр детей с взрослыми. Причем инициатива в этих играх должна принадлежать детям, а взрослым следует её всячески поощрять.

Каждый день должен отличаться от предыдущего по характеру, месту и форме организации игровой и образовательной деятельности.

Игр и занятий с высокой интеллектуальной и физической нагрузкой должно быть не более одного - двух в неделю. Это возможно, если режим дня соответствует плану образовательной работы с детьми.

Следует учитывать внешние признаки переутомления детей (степень заинтересованности, частота отвлечений, отсутствие внимания и др.) и не проводить организованную учебную деятельность даже при первых признаках их проявления.

Стремиться повышать работоспособность детей путем включения активизирующих, стимулирующих внимание приемов.

Следует соблюдать продолжительность организованной учебной деятельности и других форм работы, не допускать перенапряжения и переутомления нервной системы детей.

В режиме дня должно быть предусмотрено время для проведения закаливающих мероприятий, психологических тренингов, релаксационных и музыкальных пауз, времени, когда ребёнок может выйти за пределы групповой комнаты в гости.

Стараться избегать в общении и работе с ребенком излишних частых повторений, снижающих интерес и активность ребенка.

Понедельник и пятница не должны быть физически и интеллектуально нагружены, чтобы обеспечить лёгкое «вхождение» в рабочую неделю и «выход» из неё.

Не нужно принуждать ребенка к обязательному выполнению задания, если он устал, отказывается работать, его внимание рассеяно.

Не следует перегружать детей ненужными им знаниями и избыточной информацией, которые могут привести к переутомлению, перенапряжению нервной системы.

Нельзя допускать длительного пребывания ребенка в малоподвижной статичной позе.




РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Воспитание детей дошкольного возраста осуществляется в семье и детских дошкольных организациях. Цель и задачи, стоящие перед семьёй и детским садом, едины: воспитать здоровых, всесторонне развитых людей.

Семья для дошкольника – жизненно необходимая социальная среда, определяющая путь развития его личности. Она обеспечивает ребёнку эмоциональную защиту и психологический комфорт, даёт ему жизненную опору. Любовь семьи как ничто другое способствует возникновению и укреплению чувства собственного достоинства и самоуважения ребёнка.

Программа «ЗЕРЕК БАЛА» ориентирует педагогов на взаимодействие с семьями дошкольников.

Цель: обеспечение родителям квалифицированной помощи в становлении родительской компетентности и осуществлении по мере взросления ребёнка коррекции собственного родительского отношения к нему.

Задачи:

1. Устанавливать партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника.

2. Объединять усилия для развития и воспитания детей.

3. Создавать атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки и проникновения в проблемы друг друга.

4. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

5. Воспитывать у ребёнка уважительное отношение к близким людям.

Содержание:

Организация сотрудничества педагога с семьёй, направленного на формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребёнка, а у ребёнка – уважительного отношения к своим близким.

Создание атмосферы открытости. Предоставить родителям право свободно знакомиться с жизнью ребёнка в детском саду, его общением со сверстниками, видеть ребёнка в разных видах деятельности: в игре, труде, за компьютером, во время еды, на прогулке, в бассейне и спортивном зале. Надо создавать ситуации для взаимодействия детей и взрослых: предложить вместе с ребёнком лепить, клеить, рисовать, играть, танцевать, задавать друг другу вопросы, загадывать загадки и пр. Педагоги приглашают родителей к участию в образовательном процессе, показывают родителям разные формы организованной образовательной деятельности.

Стремление педагогов и родителей к диалогу. Педагоги рассказывают членам семьи о наиболее ярких впечатлениях дня, об успехах ребёнка. Родители и педагоги вместе обсуждают проблемы (ослабленных детей, эмоционально неуравновешенных детей с затруднениями и отклонениями в развитии) и подсказывают членам семьи, как создать атмосферу эмоционального комфорта и заботы, чтобы ребёнок чувствовал, что родители любят его и принимают таким, какой он есть. Во время общения с родителями детей воспитатель продолжает знакомить их со способами общения с ребёнком и адекватными методами педагогического воздействия в семье. Он обогащает способами развития речи и речевой коммуникации. Показывает возможности семьи для развития у ребёнка любознательности, внимания, памяти, восприятия, воображения, мышления. Размышляет вместе с родителями о проявлениях индивидуальности ребёнка, особенностях его поведения, привычках и предпочтениях. Для общения педагог использует разные активные формы общения с родителями: тренинги, дискуссии, практикумы, беседы, лекции.

Создание условий для конфиденциального общения родителей со специалистами (психологом, логопедом). Предоставить родителям право знакомиться с работой психолога, логопеда, медперсонала, специалистов дополнительного образования, о продвижении в развитии ребёнка и его проблемах.

Знакомство педагогов с жизнью воспитанника в домашней обстановке. Воспитателю открывается возможность приблизиться к проблемам и потребностям семьи как бы «изнутри», лучше понять особенности личностей родителей, их взгляды на воспитание, лучше разобраться в особенностях личности ребёнка. Выход из затруднительных семейных ситуаций следует искать вместе с семьёй, не разглашая семейных тайн. Информацию о положительном семейном опыте, с согласия родителей, полезно сделать доступной для всех родителей.



Формы работы

Ролевые игры;

Педагогическая копилка; (опыт семьи, детского сада)

Индивидуальные беседы;

Совместный досуг взрослых и детей;

Фольклорные семейные вечера;

Познавательно – игровые викторины;

Педагогические тренинги;

Дискуссионный клуб;

Клуб «Доверие» (конфиденциальное общение родителей со специалистами);

Организация выставок;

Информационные и тематические стенды и фотомонтажи;

Радиопередачи;

Видеофильмы;

Конференции;

Лекции;


Посещение семьи.


ПРАЗДНИКИ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ
Цель: формирование личности, способной эмоционально откликаться на явления окружающей жизни и обладающей элементарными навыками в области творческой деятельности.

Задачи:

1. Развивать интерес к праздникам и развлечениям, эмоциональную отзывчивость на них.

2. Формировать патриотические и гражданские чувства, чувства сопричастности к явлениям общественной жизни.

Содержание:

Отмечать с детьми государственные и общенародные праздники:

День знаний, День языков народов Казахстана – говорим на разных языках, День Республики Казахстан – День рождения нашей страны, День Независимости – День свободы, Новогодний праздник, 8 Марта - мамин праздник, Наурыз - праздник весны, День смеха – «хохотальная путаница», День единства народов Казахстана – праздник дружбы, День Победы, День защиты детей.

Расширять представления детей о государственных и общенародных праздниках.

Приобщать детей к активному участию в праздниках и развлечениях.

Перед государственными праздниками во время прогулок наблюдать, как украшен город, улицы и дома.

Привлекать детей к украшению группы. Поощрять участие детей в подготовке к праздникам, поддерживать чувство радости, удовольствия от совместных действий, от результата.

Воспитывать у детей чувство радости, желание выступать на праздничном утреннике: читать стихи, петь, танцевать, играть, участвовать в инсценировках, играх со сказочными персонажами.

Привлекать детей к созданию несложных поделок в подарок родным или сотрудникам детского сада, пригласительных билетов, игрушек и украшений. Побуждать детей поздравлять взрослых с праздником.

Привлекать к активному участию в физкультурных праздниках и развлечениях (летних и зимних), побуждая демонстрировать свои умения в различных упражнениях, играх с пособиями, проявлять сноровку, решительность смекалку в играх – соревнованиях.

Развивать у детей интерес к различным формам развлечений, подготовленных взрослыми: кукольным спектаклям, музыкальным и литературным композициям, концертам, вечерам музыки, сказок, просмотру мультфильмов, телепередач.

Привлекать к участию в развлечениях типа соревнований, загадок и отгадок, тематических вечеров, небольших театрализованных представлениях по ролям (драматизациях в игровой форме) и разыгрывании коротких сценок театра игрушек, в концертах, в играх с пением, хороводах, подвижных играх.

следующая страница>


Программа воспитания и обучения детей раннего возраста (от года до 3 лет) астана-2009

Программа воспитания и обучения детей раннего возраста (от года до 3 лет) «Алғашқы қадам» соответствует требованиям нового госо рк дошкольного воспитания и обучения

396.28kb.

25 12 2014
3 стр.


Программа воспитания и обучения детей младшего дошкольного возраста (от 3 до 5 лет) Астана-2009

Охватывают своим содержанием различные аспекты окружающего мира, внутреннего мира человека, общественные, социальные, личные отношения, природные и сезонные явления, мир техники, и

1453.75kb.

25 12 2014
8 стр.


«Использование малых фольклорных жанров для воспитания любви к своей малой Родине у детей младшего дошкольного возраста.»

Ского материала. Знакомство с этим материалом необходимо начинать с самых ранних лет. Незаменимыми для малышей становятся народные игрушки, песенки потешки и т д. С раннего возраст

35.2kb.

15 10 2014
1 стр.


Программно – методическое обеспечение к Основной общеобразовательной Программе дошкольного образования, разработанной на основе комплексной «Программы воспитания и обучения в детском саду»

Программе дошкольного образования, разработанной на основе комплексной «Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред. Васильевой М. А., В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой и

99.6kb.

27 09 2014
1 стр.


Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Коррекция произношения звука Й. Индивидуальная работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. М.: «Издательство гном и Д»

В пособии дается краткая характеристика звука Й, описываются наиболее распространенные дефекты произношения этого звука у детей дошкольного и младшего школьного возраста и методы п

514.14kb.

15 12 2014
8 стр.


Пояснительная записка. «Программа воспитания и обучения в детском саду»

Охватывает четыре возрастных периода физического и психического развития детей: ранний возраст – от рождения до 2 лет (первая и вторая группы раннего возраста), младший дошкольный

140.07kb.

16 12 2014
1 стр.


Программа воспитания и обучения в детском саду

В соответствии с современными научными концепциями дошкольного воспитания о признании самоценности дошкольного периода детства в программе на первый план выдвигается развивающая фу

117.26kb.

16 12 2014
1 стр.


Праздник «Новый год» для детей младшего дошкольного возраста
66.03kb.

26 09 2014
1 стр.