Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2страница 3 ... страница 7страница 8

ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ

ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗРАСТНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЕТЕЙ
В возрасте от 3 до 4 лет сюжетно-ролевая игра становится ведущей деятельностью, создающей наиболее благоприятные условия для общего психического, интеллектуального и личностного развития ребенка. Этот период также уникален для речевого развития, так как ребенок обладает повышенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысловой стороне.

Дети младшего дошкольного возраста инициативны в общении с взрослыми, задают много вопросов, охотно рассказывают небольшие знакомые сказки, проявляют познавательные интересы. Неудовлетворенная потребность ребенка в общении с взрослыми ведет к эмоциональной отчужденности между ними. На четвертом году жизни ровесник остается для ребенка, прежде всего участником практической деятельности.

Самооценка ребенка 3-4 лет завышена, что для него вполне закономерно, так как является своеобразным механизмом «личностной» защиты в тех случаях, когда кто-то негативно оценивает его личностные качества.

В возрасте от 3 до 4-х лет формируются качественно новые свойства сенсорных процессов: совершенствуется фонематический слух, цветоразличение, острота зрения, восприятие формы предметов, мир ощущений.

От манипуляции с предметом дети приступают к ознакомлению с ним на основе зрительного восприятия.

Ведущее значение в развитии сенсорных процессов ребенка 3-4-х лет приобретает речь. Обогащение детской речи словами, обозначающими признаки предметов, отношения между ними, способствует осмысленному восприятию.

С 3-4 лет память ребенка имеет непроизвольный характер. Материал запоминается в зависимости от деятельности, в которую он включен. Мышление ребенка этого возраста отличается качественным своеобразием: ему трудно различить фантазии и реальность. Он – эгоцентрист. Ему свойственны анимистические представления: все окружающие предметы способны думать и чувствовать, как и он сам. Рассматривая объекты, он, как правило, выделяет один, наиболее яркий признак предмета.

В младшем дошкольном возрасте у ребенка начинают формироваться элементарные представления о пространстве, времени, числе.

В возрасте 3-4 лет ребенок начинает осмысливать простые связи между погодными явлениями и их последствиями. Понимает, что не только он, но и все другие живые существа испытывают потребности в еде, воде. У 3-4–х летних детей конструирование еще слито с игрой. Экспериментируя с разными материалами, дети постепенно узнают их свойства, в том числе и конструктивные.

На этом этапе дети овладевают простейшими обобщенными операциями (складывать, сминать, рвать, составлять, делать выводы и т.п.).

На 4-ом году жизни дети эмоционально и целостно воспринимают художественный текст. Его понимание выражается не столько в речи, сколько в предметных и игровых действиях.

Изобразительная деятельность для ребенка – это образы, которые он создает. Эти образы непосредственны, наивны, ярки, напоминают фольклорные.

Процесс лепки, аппликации, рисования – это моменты «вхождения» в образы, когда мазки, линии и формы оживают перед ребенком .

Используя линии, формы, цветовые пятна, мазки, дети могут передать несложный сюжет.



В этот период для большинства детей характерен высокий уровень эмоциональной отзывчивости на музыку, что делает этот вопрос чрезвычайно благоприятным для занятия музыкальной деятельностью.

В младшем возрасте интенсивно развиваются моторные функции. Двигательная активность детей характеризуется достаточно высоким уровнем самостоятельности действий.

С трёх лет происходит четкое и осмысленное проявление интереса, в этот период ребёнок начинает осознавать себя отдельным человеком, имеющим волю. Продолжают интенсивно развиваться функции мозга, психические функции, происходят изменения в характере. Повышается восприимчивость к художественным произведениям, отзывчивость на музыку, что является благоприятной почвой для выявления интересов и способностей. Начинает преобладать интерес к совместным играм. Трёхлетний ребёнок – неутомимый деятель, он готов клеить, лепить, рисовать, но не воспринимает продолжительные рассказы, объяснения.

Базисные характеристики личности ребенка 3-4 лет многомерны и взаимосвязаны, они складываются в дошкольном детстве не одновременно, находятся в постоянном развитии и на каждом возрастном этапе имеют свое содержание. При отсутствии условий, благоприятствующих своевременному становлению базисных характеристик личности, в дальнейшем могут возникнуть ее серьезные деформации.

К базисным характеристикам личности 3-4-х-летнего ребенка относятся: компетентность, эмоциональность, инициативность, самостоятельность.

Компетентность. К четырем годам ребенок достигает определенного уровня социальной компетентности: он проявляет интерес к другому человеку, испытывает доверие к нему, стремится к общению и взаимодействию с взрослыми и сверстниками. Для налаживания контактов с другими людьми использует речевые и неречевые (взгляды, мимика, жесты, выразительные позы и движения) способы общения. Осознает свою половую принадлежность («Я- мальчик», «Я - девочка»).

Интеллектуальная компетентность проявляется, прежде всего, в том, что ребенок активно интересуется окружающим его миром, задает вопросы. Он использует по назначению некоторые бытовые предметы, игрушки, предметы-заместители и словесные обозначения объектов в быту, игре и общении; в практической деятельности учитывает свойства предметов (цвет, форму, величину, фактуру, строение) и их назначение, много и активно экспериментирует, наблюдает.

Овладение родным языком характеризуется использованием основных грамматических категорий и словаря разговорной речи.

Овладение вторым языком в дошкольном возрасте связано с непосредственностью детского восприятия, открытостью по отношению к людям, говорящим на другом языке.

Ребёнок дошкольного возраста не осознаёт, зачем ему нужно знать второй язык. Мотивация детей действует по принципу «здесь и теперь», т.е. ребёнок не задаётся отдалёнными целями. Поэтому весь процесс постижения второго языка выстраивается как процесс удовлетворения личностных, познавательных, игровых потребностей ребёнка в интересном общении с взрослыми и другими детьми.

Общение должно происходить таким образом, чтобы ребёнок стал его непосредственным участником. Мотивами совместной деятельности должны стать радость, удовольствие от общения, взаимодействия, сотрудничества с взрослыми и сверстниками.

В плане физического развития компетентность 3-4 летних детей проявляется в том, что они владеют основными жизненно важными движениями (ходьба, бег, лазанье, действия с предметами), элементарными гигиеническими навыками и навыками самообслуживания.

Эмоциональность. Ребенок испытывает повышенную потребность в эмоциональном контакте с взрослыми, ярко выражает свои чувства - радость, огорчение, страх, удивление, удовольствие и др.

Инициативность проявляется во всех сферах жизнедеятельности: в общении (инициативные обращения к взрослому, вопросы, просьбы и т. д.), в практической предметной деятельности (пробующие действия, экспериментирование с предметами и материалами: красками, бумагой, пластилином, конструктором), в самостоятельных сюжетно-отобразительных играх. Все это составляет основу развития у ребенка способности к творчеству.

Самостоятельность - фундаментальная характеристика детей 3-4-х лет («Я сам», «Я могу»). Дети активно заявляют о своем желании быть как взрослые: есть самостоятельно, одеваться, включаться в настоящие дела - мыть посуду, стирать, делать покупки и т. п.

Важно всячески поддерживать эту активность, создавая соответствующие безопасные условия. Поскольку словесные предупреждения ребенок часто не учитывает, взрослому необходимо предвидеть опасность и заранее устранять её (убирать бьющиеся или колющие предметы, закрывать дверцы шкафов и пр.).



ПРИМЕРНЫЙ РАСПОРЯДОК ДНЯ


«Здравствуйте, дети!»

Утренний прием. Игры. Утренняя гимнастика.

Гигиенические процедуры. Завтрак. Групповое общение: совместное проектирование интересных краткосрочных дел.

Игры, подготовка к организованной учебной деятельности.



7.30 - 9.20

«Учимся, играя»

Организованная учебная деятельность (общая длительность, включая перерывы).

Совместная деятельность взрослого с детьми.


9.20 - 10.00

«Вместе на природу»

Подготовка к прогулке. Прогулка.

Ознакомление с природой, игры, труд.

Возвращение с прогулки.

Гигиенические и закаливающие процедуры.


10.00 -12.20


«Приятного аппетита»

Подготовка к обеду. Обед.



12.20 -13.10

«Здоровый сон»

Гигиенические и закаливающие процедуры.

Укладывание и дневной сон.


13.10 -15.10

«Просыпаемся, пробуждаемся»

Подъем. Гимнастика пробуждения.

Закаливающие процедуры. Полдник.


15.10 -16.00

«Ура! Игра!»

Сюжетно - ролевые, творческие и дидактические игры.

Подготовка к прогулке. Прогулка, подвижные игры.

Возвращение с прогулки.

Гигиенические и закаливающие процедуры.


16.00 -17.40

«Приятного аппетита»

Ужин.

17.40-18.00

«До свиданья, детский сад»

Общение с детьми, родителями. Свободные игры.

Уход детей домой.


18.00 -19.00


БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

2 МЛАДШЕЙ ГРУППЫ (от 3 до 4 лет)




Образовательные области

Организованная учебная деятельность

1

«Здоровье»

2

2

«Коммуникация»

2

3

«Познание»

2

4

«Творчество»

4

5

«Социум»

1

Общий объём организованной

учебной деятельности



11

Продолжительность организованной учебной деятельности

15-20 минут



ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ЗДОРОВЬЕ»
Цель: формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста, обладающей хорошими физическими качествами, способной к сохранению и укреплению здоровья.
Базовое содержание образовательной области «Здоровье» реализуется в организованной учебной деятельности:

- физическая культура;

- валеология.
Физическая культура

Цель: развитие интереса к физическим упражнениям, стремления улучшать двигательные умения и навыки.

Задачи:

1. Формировать элементарные навыки выполнения основных видов движений в ходьбе, беге, прыжках, метании, бросании и ловле, ползании и лазании.

2. Развивать элементарные навыки построения и перестроения.

3. Развивать физические качества: ловкость, выносливость, умение соблюдать равновесие.

4. Приучать координировать движения рук и ног.

5. Приучать детей действовать совместно, в одинаковом для всех темпе.

6. Формировать навыки личной гигиены и основы сбережения здоровья.

7. Развивать выразительность, пластичность движений, умение ходить и бегать свободно и естественно, поддерживать правильную осанку и сохранять равновесие, находить своё место в групповых построениях.

8. Знакомить детей со спортивными играми и упражнениями.
Содержание:

Упражнения по развитию основных видов движений

упражнения в ходьбе:

- в колонне по одному, друг за другом;

- с высоким подниманием колен;

- с выполнением заданий: с остановкой, приседанием, поворотом, "змейкой", обходя предметы;

- приставным шагом вперёд;

- приставным шагом назад;

- в горку и с горки.

Приучать детей ходить свободно, координировать движения рук и ног, не шаркать ногами, не опускать голову.



упражнения в беге:

- в колонне, соблюдая интервал, меняя направление;

- по кругу, взявшись за руки, держась за верёвку;

- в разных направлениях;

- с одной стороны площадки на другую;

- по прямой и извилистой дорожке;

- в чередовании с ходьбой, с остановкой, со сменой направления;

- с ловлей;

- в быстром темпе (до 10 – 20 метров);

- непрерывно в медленном темпе (в течение 50-60 сек.).

Приучать детей бегать свободно, координировать движения рук и ног, не шаркать ногами, не опускать голову.

упражнения в прыжках:

- вверх с касанием предмета головой;

- на двух ногах, продвигаясь вперёд на расстояние 2-3 метра;

- в длину с места, в плоский обруч, лежащий на земле;

- в глубину, высота 15-20 метров;

- через предмет высота 5-10 см;

- с ноги на ногу, прямой галоп;

- подпрыгивание на двух ногах (ноги вместе - ноги врозь).



упражнения в метании, бросании, ловле:

- катание мячей друг другу с расстояния 1,5-2 метров, в положении сидя, ноги врозь, скрестив ноги;

- катание мячей стоя;

- катание мячей через ворота;

- бросание мяча двумя руками от груди, из-за головы, вверх;

- бросание мяча двумя руками вверх, вниз об пол (землю) ловля мяча;

- метание в горизонтальную цель, вдаль;

- метание в вертикальную цель правой и левой рукой.



упражнения в ползании и лазанье:

- ползание в прямом направлении на расстоянии 4-6 метров, «змейкой», между расставленными предметами;

- по доске положенной на пол;

- под верёвку, дугу высотой 40 см;

- по наклонной доске, закреплённой на второй перекладине гимнастической стенки;

- перелезание через бревно;

- ползание между ножками стула;

- ползание в обруч, расположенный вертикально полу;

- лазание по наклонной лестнице;

- влезание на гимнастическую стенку и спуск.



упражнения в равновесии:

- ходьба по наклонной доске, один конец которой приподнят на 20-30 см.;

- ходьба по бревну со стёсанной поверхностью;

- стоя на месте, подняться на носки и постоять, сохраняя равновесие;

- кружиться на месте в одну и в другую сторону.

перестроение:

- строиться в колонну, в круг, в шеренгу, небольшими группами и всей группой;

- находить своё место в строю, поворачиваться, переступая на месте.

музыкально-ритмические упражнения:

- маршировать под музыку всем вместе и индивидуально, чётко и ритмично двигаясь и отмечая начало и окончание каждой части музыкального произведения;

- передавать образные движения животных – игровых персонажей (как зайчик, как кошечка);

- выполнять танцевальные движения с куклами.

общеразвивающие упражнения:

Упражнения для рук и плечевого пояса.

Поднимать руки вверх через стороны, опускать поочерёдно то одну, то другую руку, или обе руки вместе, выполняя упражнения с предметами и без предметов. Перекладывать предмет из одной руки в другую перед собой, за спиной, над головой. Делать хлопок перед собой или над головой и прятать руки за спину. Вытягивать руки вперёд, разводить в стороны, поворачивать их ладонями вверх, поднимать и опускать кисти, шевелить пальцами. Сжимать и разжимать пальцы рук. Ставить руки на пояс.



Упражнения для ног.

Подниматься на носки. Выставлять ногу на носок вперёд, отставлять в сторону, назад. Делать 2-3 полуприседания подряд. Приседать, вынося руки вперёд, опираясь руками о колени, обхватывая колени руками и пригибая голову. Поочерёдно поднимать ноги, согнутые в коленях; делать хлопок под согнутой в колене ногой. Сидя захватывать ступнями ног мешочки с песком. Передвигаться по палке, валику (диаметр 6-8 см) приставными шагами в сторону, опираясь серединой ступни.



Упражнения для туловища.

Передавать друг другу мяч над головой (назад и вперёд). Поворачиваться влево, вправо, поднимая руки вперёд. Наклоняться влево, вправо, вперёд. Сидя повернуться и положить предмет сзади себя, повернуться, взять предмет. В упоре сидя сзади подтягивать к себе ноги, складывать их калачиком, вытягивать; подтягивать обе ноги, обхватив колени руками; поднимать по очереди ноги и класть их одна на другую (правую ногу на левую и наоборот). Сидя наклоняться вперёд. Стоя на коленях, наклоняться вперёд. Лежа на спине, поднимать одновременно обе ноги вверх, лёжа на спине опускать; двигать ногами, имитируя езду на велосипеде. Лёжа на животе, сгибать и разгибать ноги (по одной и вместе). Поворачиваться со спины на живот и обратно. Лёжа на животе, прогибаться и приподнимать плечи, разводя руки в стороны.



Спортивные упражнения:

Катанье на санках

Кататься с невысокой горки; катать друг друга.



Скольжение

Скользить по ледяным дорожкам с поддержкой взрослых.



Ходьба на лыжах

Надевать и снимать лыжи, ставить их на место, ходить по ровной лыжне ступающим и скользящим шагом.



Катание на велосипеде

Садиться на велосипед и сходить с него, кататься на трёхколёсном велосипеде.



Подготовка к плаванию

Входить и погружаться в воду, играть в воде.



Физкультурный досуг

1 раз в месяц, длительностью 15 - 20 минут.


Валеология

Цель: формирование у детей младшего дошкольного возраста первоначальных валеологических представлений.

Задачи:

1. Формировать элементарные представления о своем теле, бережное отношение к своему организму и здоровью.

2. Совершенствовать и расширять культурно-гигиенические навыки и привычки.

3. Обучать элементарным навыкам безопасного поведения в окружающем мире.




Содержание:

Здоровый образ жизни

Проводить закаливающие процедуры (умывание рук, лица и шеи холодной водой, хождение босиком, полоскание рта и горла холодной водой, контрастные воздушные ванны).

Проводить гимнастику и массаж (утренняя, артикуляционная гимнастика, гимнастика для глаз, гимнастика пробуждения, чистка зубов и массаж десен, точечный массаж).

Обеспечить ежедневное пребывание детей на воздухе в соответствии с режимом дня.

Развивать навыки ухода за собой (одеваться по погоде, умываться, причёсываться, пользоваться носовым платком).

Познакомить с элементарными навыками безопасного поведения в природе и быту (не есть неизвестные ягоды и грибы, не вступать в контакт с животными).

Познакомить с сигналами светофора, с элементарными правилами поведения на улице (где и как переходить улицу).
Культурно – гигиенические навыки

Показывать и объяснять детям, как самостоятельно засучивать рукава, мыть руки с мылом и насухо вытирать руки и лицо, чистить зубы зубной щеткой, пользоваться мылом и зубной пастой, не мочить одежду, вешать полотенце на отведённое место.

При приеме пищи приучать детей пользоваться ложкой, вилкой (к концу года), салфеткой, тщательно пережевывать пищу с закрытым ртом, не крошить хлеб, не проливать суп, чай, полоскать рот после приема пищи.

Учить детей пользоваться носовым платком, туалетом, соблюдать опрятность. Побуждать детей обращать внимание на свой внешний вид, самостоятельно устранять непорядок в одежде, прическе.

Воспитывать бережное отношение к своим и чужим вещам.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «КОММУНИКАЦИЯ»
Цель: формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста, готового к изучению родного и государственного языка, стремящегося к общению с взрослыми и сверстниками на доброжелательной основе.

Базовое содержание образовательной области «Коммуникации» реализуется в организованной учебной деятельности:

- развитие речи;

- художественная литература;

- ознакомление с окружающим миром;

- государственный, русский и другие языки.


Развитие речи

Цель: формирование у детей навыков и умений речевого взаимодействия.

Задачи:

1. Развивать артикуляционный аппарат и готовить его к правильному произношению слов и звуков.

2. Расширять и активизировать в речи словарный запас детей

3. Формировать грамматическую правильность речи.

4. Развивать умение правильно формулировать свои мысли, строить короткие высказывания.

5. Воспитывать устойчивый интерес детей младшего дошкольного возраста к речевому творчеству.

6. Развивать элементарные навыки культуры общения.
Содержание:

Воспитание звуковой культуры речи

Формировать умение внятно произносить в словах все гласные и согласные звуки, кроме шипящих и сонорных.

Развивать умение изменять темп речи: говорить медленно, читать скороговорки.

Совершенствовать слуховое внимание, способствовать воспитанию интонационной выразительности речи.

Развивать голосовой и артикуляционный аппараты.

Словарная работа

На основе обогащения представлений об окружающем мире расширять и активизировать словарь детей словами, относящимися к разным частям речи (существительными, глаголами, прилагательными, наречиями).

Учить детей различать и называть части предметов (у платья, рубашки – рукава, воротник, пуговицы).

Обогащать речь детей словами, обозначающими качества и свойства предметов (величину, цвет, форму, материал, из которого они сделаны, для чего предназначаются).

Вводить в словарь детей слова, обозначающие группы предметов (игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель).

Вводить в словарь детей антонимы – слова с противоположным значением (например: большой – маленький, хороший – плохой, добрый – злой, далеко – близко).

Обогатить словарь детей названиями предметов бытовой электротехники: стиральная машина, холодильник, пылесос, телевизор.

Обогатить словарь детей названиями «диковинных» и национальных предметов (веер, тенге), объяснять назначение предметов, их название.

Развивать интерес и внимание к слову.

Формирование грамматической стороны речи

Продолжать учить детей согласовывать слова в роде, числе, падеже.

Учить употреблению существительных с предлогами: в, на, под, за.

Развивать умение детей употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей (утка - утки - утенок - утята).

Учить употреблению названий знакомых предметов и игрушек с образованием существительных множественного числа в родительном падеже (ленточек, верблюжат, медвежат, сурчат).

Развивать умение детей употреблять в речи однородные члены предложения (Я возьму чашку, ложку, блюдце).



Связная речь

Формировать умения детей слушать и понимать речь, поддерживать разговор, отвечать на вопросы и спрашивать.

Развивать умение детей повторять по образцу воспитателя рассказ из 2-3 предложений, составленный об игрушке или по содержанию картины.

Побуждать детей участвовать в драматизации отрывков из знакомых литературных произведений и сказок.



Творческая речевая деятельность

Учить детей читать наизусть небольшие потешки и стихотворения.

Стремиться к тому, чтобы ребёнок получал удовольствие от игры с рифмой и словом.

Развивать желание участвовать в обыгрывании и драматизации знакомых сказок, сочинении небольших историй по игрушкам, участвовать в пальчиковых играх.

Учить применять простейшие приемы интонационной выразительности для передачи образа героев, следить за темпом речи.


<предыдущая страница | следующая страница>


Программа воспитания и обучения детей раннего возраста (от года до 3 лет) астана-2009

Программа воспитания и обучения детей раннего возраста (от года до 3 лет) «Алғашқы қадам» соответствует требованиям нового госо рк дошкольного воспитания и обучения

396.28kb.

25 12 2014
3 стр.


Программа воспитания и обучения детей младшего дошкольного возраста (от 3 до 5 лет) Астана-2009

Охватывают своим содержанием различные аспекты окружающего мира, внутреннего мира человека, общественные, социальные, личные отношения, природные и сезонные явления, мир техники, и

1453.75kb.

25 12 2014
8 стр.


«Использование малых фольклорных жанров для воспитания любви к своей малой Родине у детей младшего дошкольного возраста.»

Ского материала. Знакомство с этим материалом необходимо начинать с самых ранних лет. Незаменимыми для малышей становятся народные игрушки, песенки потешки и т д. С раннего возраст

35.2kb.

15 10 2014
1 стр.


Программно – методическое обеспечение к Основной общеобразовательной Программе дошкольного образования, разработанной на основе комплексной «Программы воспитания и обучения в детском саду»

Программе дошкольного образования, разработанной на основе комплексной «Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред. Васильевой М. А., В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой и

99.6kb.

27 09 2014
1 стр.


Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Коррекция произношения звука Й. Индивидуальная работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. М.: «Издательство гном и Д»

В пособии дается краткая характеристика звука Й, описываются наиболее распространенные дефекты произношения этого звука у детей дошкольного и младшего школьного возраста и методы п

514.14kb.

15 12 2014
8 стр.


Пояснительная записка. «Программа воспитания и обучения в детском саду»

Охватывает четыре возрастных периода физического и психического развития детей: ранний возраст – от рождения до 2 лет (первая и вторая группы раннего возраста), младший дошкольный

140.07kb.

16 12 2014
1 стр.


Программа воспитания и обучения в детском саду

В соответствии с современными научными концепциями дошкольного воспитания о признании самоценности дошкольного периода детства в программе на первый план выдвигается развивающая фу

117.26kb.

16 12 2014
1 стр.


Праздник «Новый год» для детей младшего дошкольного возраста
66.03kb.

26 09 2014
1 стр.