Перейти на главную страницу
Дирижирование своими корнями уходит в глубокую древность. Первоосновой дирижирования принято считать ритмический удар, как сигнал, применяемый первобытными людьми для более четкой организации совместных действий. На самых ранних этапах развития хорового пения функции дирижера выполнялись одним из певцов – запевалой.
ХЕЙРОНОМИЯ – (по-гречески хейр - рука, номос - закон), закон руки. Как вид управления исполнительским процессом хейрономия сложилась в XX-X в.в. до н.э. в Греции и Египте. Дирижер (доместик) головой, движением пальцев обеих рук указывал певцам направление движения мелодии, ритм, динамику и агогику (незначительные изменения в темпе). Искусство хейрономии чередовалось с другими видами руководства исполнения музыки и сохранялось довольно долгое время. В исторически усовершенствованном виде оно используется и в современном дирижировании.
В древней Греции с развитием поэзии, драмы и танца развивается и музыкальное искусство. Существовавшие тогда музыкальные сочинения еще не имели деления на такты, нотной графики и записывались с помощью букв (буквенная запись). Корифей, - так назывался в то время руководитель хора. Исполняя церковную музыку в храмах, или осуществляя руководство сольным пением с сопровождением (лира, кифара) и без сопровождения он был подобен режиссеру, ставящему спектакль. Корифей давал настройку, пел сам, показывал выходы хористам, отбивал такт. Это было лишь ритмическим руководством пением и танцами с помощью движения руки вверх (арсис) и вниз (тезис).
В XV в. с развитием игры на музыкальных инструментах, с усложнением многоголосья и, возникшей в связи с этим необходимостью в более четкой организации ансамблевого исполнения, сложился способ дирижирования с помощью «баттуты» (палки), заключавшийся в отбивании такта, часто довольно громком («шумное дирижирование»).
В эпоху Средневековья, существовавшая ранее буквенная запись музыки была заменена невмами. Невмы показывали лишь примерное направление мелодии, не отражали высоты звуков и точного ритмического рисунка. В этот исторический период «механическое» тактирование с помощью батуты вновь заменяется хейрономией.
Появление и развитие многоголосья, в свою очередь, сказалось на появлении и развитии обозначений длительностей нот – мензур.
Мензура (от латинского слова - мера, буквально – размеренная нотация). Ритмическая длительность впервые стала выражаться вне зависимости от поэтического текста. В данном историческом периоде вновь главенствует механическое тактирование, как способ управления исполнением музыкальных сочинений, выражавшийся в однократном движении руки вверх и вниз, что до появления тактовой черты соответствовало полному такту. Темповые изменения не допускались.
В XVII – XVIII веках, с утверждением системы генерал-баса, музыкант (обычно автор музыки), исполняющий партию генерал-баса на клавесине или органе, стал выступать в качестве дирижера. Он, помимо руководства собственной игрой, делал указания глазами, головой, пальцами рук солистам и хору, отбивая при этом ритм ногой. Генерал-бас (нем. – Generalbas – общий бас; итал. – Basso numerato – цифрованный бас), - басовый голос с цифрами, обозначающими созвучия. На основе цифрованного баса исполнитель-органист или клавесинист строил аккомпанемент. Цифры, стоящие над или под басовой строчкой, обозначали: 6 – секстаккорд; 6/4 – квартсекстаккорд; 7 – септаккорд и его обращения (6/5, 4/3 и т.д.).
На основе цифрованного баса исполнителю-органисту или клавесинисту предоставлялась возможность импровизировать, т.е. быть более свободным в выборе деталей фактуры музыкального произведения. Цифровой способ записи аккомпанирующей партии и импровизационное развитие музыкального материала в наше время нашли свое применение в джазе и эстрадной музыке.
В XVIII веке первый скрипач (концертмейстер оркестра) все чаще помогает дирижеру в руководстве исполнительским процессом, то солируя на скрипке, то прерывая игру и используя смычок в качестве батуты. Данная практика управления исполнением музыкального произведения получила название «двойного дирижирования». При исполнении крупных вокально-инструментальных сочинений в отдельных случаях одновременно принимали участие до 5 дирижеров. Подобный способ управления исполнением был очень громоздким, неудобным и часто приводил к нарушениям во взаимодействии дирижеров.
Со 2-й половины XVIII века, по мере отмирания цифрованного баса, скрипач-концермейстер постепенно становится единоличным руководителем ансамбля. Этот способ дирижирования, как наиболее прогрессивный, надолго сохраняется и в XIX веке. В бальных и садовых оркестрах, камерных ансамблях. В наши дни он применяется для исполнения музыки XVII-XVIII веков. В начале XIX века, по мере развития симфонической музыки, с расширением и усложнением состава оркестра, со стремлением к большей выразительности и красочности игры, потребовалось освобождение дирижера от участия в общем ансамбле, сосредоточив его деятельность непосредственно на процессе дирижирования. На смену смычку скрипача приходит дирижерская палочка, но, как и всякая новация, постепенно. Среди первых дирижеров-новаторов, пользовавшихся палочкой были, - И.Ф.Мозель (1812 г., Вена), К.М.Вебер (1817г.,Дрезден), Л.Шпор (1817 г., Франкфурт-на-Майне).
Наряду с Л.Бетховеном, Г.Берлиозом, Ф.Листом и Ф.Мендельсоном одним из основоположников современного дирижерского искусства был Р.Вагнер. Со времен реформатора Вагнера дирижер, ранее стоявший лицом к публике, теперь повернулся лицом к оркестру, что обеспечило ему более полный контакт с оркестрантами. Таким образом, постепенно складывается современный облик дирижера-исполнителя, который не являлся одновременно и композитором; первым таким дирижером был Ханс фон Бюлов.
Крупнейшими зарубежными дирижерами конца XIX – начала XX веков являются: Х.Рихтер, Г.Малер (Австрия); А.Никиш (Венгрия); Ф Вейнгартнер, К.Мук, Р.Штраус (Германия); Ш.Ламуре, Э.Колонн (Франция). В последующем – Б.Вальтер, В.Фуртвенглер, О.Клемперер (Германия); А.Тосканини (Италия),;Ш.Мюнш (Франция); Г.фон Караян (Австрия); Л. Стоковский, Ю.Орманди, Л.Бернстайн (США); Г.Абендрот, К;.Зандерлинг (Германия) и др.
В России до XVIII в. дирижирование было связано главным образом с хоровым исполнением. Дирижерское искусство этого времени представляли как представители итальянской дирижерской школы, так и русские дирижеры – Е.Фомин, Д.Кашин, В.Пашкевич, С.Дегтярев. Именно эти дирижеры опирались в своем исполнительском творчестве на глубоко народные, демократические истоки.
В середине XIX века, на основе создания русской национальной композиторской школы и бурного расширения концертной деятельности, происходит развитие отечественного дирижирования. Выдающимися дирижерами этого периода были М.Балакирев, Антон и Николай Рубинштейны, Э.Направник, а позже – В.Сафонов, А.Виноградский, И.Слатин, И.Прибик, А.Зилоти, С.Рахманинов. Позднее, разворачивается деятельность Н.Голованова, А.Пазовского, В.Сука, С.Самосуда. В обеих консерваториях (Петербургской и Московской) открываются классы оперно-симфонического дирижирования. Огромный вклад в развитие отечественного дирижерско-исполнительского искусства внесли выдающиеся дирижеры: Н.Аносов, А.Гаук, В.Дударова, И.Зак, К.Иванов, Д.Кахидзе, Д.Китаенко, К.Кондрашин, А.Мелик-Пашаев, Е.Мравинский, Н.Рахлин, Е.Светланов, Г.Рождественский, Ю.Темирканов, В.Федосеев, Ю.Симонов, Б.Хайкин и др.
Выдающимися дирижерами-педагогами, воспитавшими блестящую плеяду продолжателей традиций национальной дирижерской школы явились: в Москве – Л.Гинсбург, в Ленинграде – И.Мусин, в Киеве –М.Канерштейн.
Отличительной чертой отечественного дирижерско-исполнительского искусства являются: высочайший профессионализм исполнения, глубина проникновения в стиль и характер музыкального сочинения, а вместе с тем простота и выразительность передачи композиторского замысла, чувство художественной меры и благородство вкуса.
ГЛАВА 2
ДИРИЖЕРСКИЙ АППАРАТ
Дирижерский аппарат- это совокупность выразительных средств, с помощью которых дирижер воздействует на коллектив исполнителей с целью передачи ему художественно-образного содержания и метроритмической основы музыкального произведения.
Под совокупностью выразительных средств дирижера следует понимать его руки, корпус, ноги, голову, мимику, взгляд.
Оперативное и эффективное владение выразительными средствами дирижирования называется дирижерской техникой. Дирижерская техника складывается из умения дирижера свободно пользоваться каждым выразительным средством в отдельности.
Освоение дирижерской техники начинается с постановки дирижерского аппарата, то есть размещения выразительных средств дирижирования так, чтобы их было удобно использовать в ходе руководства исполнением музыкального произведения.
В процессе управления оркестром участвует весь дирижерский аппарат. Положение рук, головы, корпуса, ног, мимика и взгляд дирижера зависят от характера музыки, звучащей в оркестре. Рассмотрим их основные положения.
При поворотах корпуса дирижера (влево, вправо) размещение ступней может меняться. Ноги дирижера должны быть прямыми, собранными, но без излишнего напряжения.
Для того чтобы проверить правильное размещение корпуса (его центра тяжести) достаточно попытаться приподнять туловище на носочки, если при этом устойчивость дирижера не пострадает, значит, корпус размещен правильно.
Важнейшую роль в дирижировании играют взгляд и мимика, которые усиливают выразительность и более точно передают душевное состояние дирижера. Под мимикой следует понимать движения мышц лица. Взгляд- это выразительность глаз, которые до такой степени точно передают состояние человека, что зовутся «зеркалом его души». Однако эти средства приобретают действенность лишь в том случае, если они являются результатом глубокого проникновения дирижера в содержание произведения. Кроме того, взгляд является средством контакта дирижера с исполнителями, так как, прежде чем подать очередную информацию музыканту или группе музыкантов, дирижер должен установить с ними зрительную связь.
представлять собой одно целое движение от плеча до кончиков пальцев. Рассмотрим каждый вид движения рук в отдельности.
в) движение всей руки.
Существуют разные способы держания палочки, все зависит от характера музыки и особенностей строения руки дирижера, ее можно удерживать второй фалангой указательного пальца и первой фалангой большого пальца, остальные пальцы собраны в полукруглую кисть, часто в поддержании палочки участвует первая фаланга среднего пальца. Утолщенный конец палочки слегка упирается в середину внутренней части кисти руки. Однако, бывают случаи, когда палочку необходимо удерживать всей кистью руки, как бы зажатой в кулак. Палочка должна быть направлена в оркестр, важно, чтобы она не мешала пластичности, естественности, свободе и выразительности руки дирижера.
Являясь естественным продолжением руки, палочка концентрирует на себе внимание музыкантов, передавая им информацию о метроритме и образном содержании музыкального произведения. И все-таки, дирижирование при помощи палочки не является обязательным, так, например дирижеры хоровых коллективов в своей работе предпочитают обходиться без палочки.
ГЛАВА 3
ДИРИЖЕРСКИЙ ЖЕСТ
В словаре русского языка С.И.Ожегова слово ЖЕСТ означает движение рукой или другое телодвижение, что-то обозначающее или сопровождающее речь. Советский Энциклопедический Словарь трактует словосочетание ЖЕСТОВ ЯЗЫК (язык кинетический, язык линейный) как систему жестов и телодвижений, используемых как средство общения наряду со звуковой речью или взамен ее в бытовом общении. Мы, под словом ЖЕСТ, будем подразумевать движение рукой.
Дирижерский жест-это тоже средство общения. Он используется дирижером взамен звуковой речи с целью передачи творческому коллективу сведений о метроритмической организации и художественно-образной выразительности музыкального произведения.
Таким образом, дирижерский жест - это профессиональный жест-символ, используемый дирижером в качестве средства общения с творческим коллективом с целью организации исполнения музыкального произведения.
Дирижерские жесты по своему содержанию и назначению необходимо поделить на две группы:
Б. Жесты образной выразительности.
Если счетная доля – это механизм организации индивидуального исполнения произведения, то жест исполнительской организации является механизмом коллективного музицирования.Таким образом, жест исполнительской организации – это часть тактовой схемы дирижирования равная одной счетной доле такта.
Исходным положением рук дирижера для организации замаха следует считать точку жеста исполнительской организации, который был использован реально или мог быть использован для организации звучания предыдущей доли такта; то есть для организации звучания последующей счетной доли такта замах берется из точки предыдущей доли. Замах, подготавливающий начало исполнения, называется начальным. Замах, организующий переход от одной счетной доли к другой, называется междольным.
Содержание и характер замаха определяется ближайшей художественной задачей. Так, звучание различной динамики организуется замахами различной силы и амплитуды. Замах, произведенный с силой и широким жестом, предупреждает о громком звучании. Напротив, замах, сделанный легкой рукой и кистевым движением, укажет оркестру, что от него ожидается тихое звучание. Замах, организованный с большей скоростью движения кисти, укажет музыкантам об исполнении быстрого темпа. Наоборот, замах, исполненный в более сдержанном движении кисти, заставит музыкантов играть в умеренном или медленном темпе.
Соотношение замаха и стремления равно 1 к 1, то есть замах по времени равен стремлению. Но замах к последующей доле - это отражение предыдущей доли такта, а мы знаем, что стремление и отражение вместе по времени равны полной счетной доле такта. Значит, замах по времени составляет половину счетной доли, то есть, соотношение замаха и счетной доли равно 1 к 2. По этому соотношению в момент организации замаха музыканты определяют скорость чередования счетных долей, то есть темп произведения, так как, зная половину, легко найти целое.
Эффективность выполнения замаха во многом зависит от ясности слуховых представлений дирижера. Движения рук, определяющиеся этими представлениями, вызовут необходимое звучание.
Характеристика, данная замаху выше, не охватывает всех его выразительных возможностей, она лишь раскрывает его основные свойства и намечает пути поиска связей между замахом и исполнительским замыслом.
Стремление
Стремлением называется вторая часть полного жеста исполнительской организации, предваряющая момент возникновения звучания и подтверждающая характер этого звучания, выраженный в замахе. Назначение стремления – дать возможность музыкантам обдумать задачи, поставленные перед ними дирижером в замахе, и завершить изложение сведений о темпе, динамике, исполнительском штрихе и характере предстоящего исполнения.
Стремление выполняется в противоположную сторону от замаха. По времени оно равно замаху. Часто стремление организуется без замаха, в таких случаях оно полностью берет на себя функции замаха.
Точка
Точка является третьей частью полного жеста исполнительской организации и фиксирует момент начала счетной доли. В случае, когда в организации звучания используется полный жест, то момент прихода кисти в точку совпадает с моментом начала звучания, при отсутствии замаха звучание возникает после импульсивно выполненной точки.
В процессе дирижирования выполнение точки ассоциируется с ощущением столкновения кисти руки с воображаемым препятствием. Характер этого столкновения зависит от представления дирижером будущего звучания. Для выражения сильного акцентированного звучания могут быть применены удар или толчок; для tenuto – нажим; для legato – скольжение; для staccato – острое касание и т. д. В зависимости от характера музыки, динамики, темпа, вхождение в точку может быть организовано кистью, кистью с предплечьем, или всей рукой. Однако момент фиксации точки всегда определяется кончиками пальцев кисти руки дирижера или концом дирижерской палочки.
В музыке устойчивого темпа и однообразного характера грань между функциями незаметна, в этих случаях отражение последовательно связывает одну счетную долю с другой. Однако часто возникает необходимость выделить ту или иную функцию отражения. Так, для выражения наполненности и экспрессии звучащей доли необходимо усилить функцию звуковедения, а в случае внезапной смены темпа или динамики следует отдать предпочтение функции междольного замаха. При организации твердой атаки звука и наполненного звучания графика отражения имеет форму прямой линии, и направлена в противоположную сторону от стремления (по принципу рикошета); при организации легатного перехода от звука к звуку графика отражения приобретает форму выпуклой извилистой линии, соединяюшей соседние точки дирижерской схемы.
Линия а - б – замах, б - с – стремление, с - точка, с - д – отражение.
Содержание дирижерского жеста исполнительской организации во всех его частях определяется художественно – исполнительскими задачами. Поскольку все части (замах, стремление, точка и отражение) взаимосвязаны, то и освоение их целесообразно проводить комплексно. Однако со стороны преподавателя необходим контроль над выполнением учениками каждой части в отдельности, особенно в начальный период обучения.
Б. Жесты образной выразительности
Жесты образной выразительности относятся к средствам воздействия на художественно – образную сторону исполнительского процесса. Их задача состоит в том, чтобы передать музыкантам образные представления дирижера о произведении. Мануальную (движение руками) основу жестов образной выразительности составляют движения, взятые из бытового общения, которыми человек дополняет и обогащает свою речь. В дирижерской практике жесты образной выразительности дополняют и обогащают выразительные возможности жестов исполнительской организации. Характер жестов образной выразительности может выражать просьбу, требование, приглашение, отрицание, а также представления о пространстве, свете, массе, объемности и т. д. Эти жесты выполняются вне тактовых схем, но при тесном взаимодействии обеих рук дирижера. Их выразительность значительно обогащается и дополняется пантомимикой, мимикой и взглядом.
Жесты образной выразительности более удобно выполнять левой рукой, так как она свободна от палочки и безболезненно может выключаться из организации метроритма. Однако это не означает, что правая рука вопросами образной выразительности произведения не занимается, наоборот, в некоторых случаях она может полностью воздействовать на исполнительский процесс. Освоение жестов образной выразительности напрямую зависит от степени обладания дирижером творческим воображением и образным мышлением, поэтому процесс освоения не может укладываться в определенные временные рамки, он может продолжаться весь период творческой деятельности дирижера.
Охватывает всех его выразительных возможностей, она лишь раскрывает его основные свойства и намечает пути поиска связей между замахом и исполнительским замыслом
07 10 2014
4 стр.
«Дирижирование (по видам исполнительских коллективов: дирижирование академическим хором)»
08 10 2014
5 стр.
Непостижимая власть музыки над человеком. Она принуждает радоваться и плакать, может помочь пережить горе, снять душевный стресс, вылечить сердечные раны. Музыка старинный вид иску
15 10 2014
1 стр.
С 17 сентября по 10 ноября 2011 года проводится Первый Всероссийский музыкальный конкурс по специальности «хоровое дирижирование»
15 12 2014
1 стр.
Академическое пение 070100. 62 Инструменты эстрадного оркестра 070100. 62 Оркестровые струнные инструменты 070105. 65 Дирижирование (по видам исполнительских коллективов: дирижиров
28 09 2014
1 стр.
Однако в наши дни многие из тех художников, от которых не сохранилось вещественных доказательств их существования, отошли в область легенд, превратились в своего рода символы, связ
25 09 2014
1 стр.
Своеобразие средневековой культуры. Искусство и действительность. Памятник искусства как исторический источник. Виды искусства и их соотношение
02 10 2014
1 стр.
Музыка – вид искусства, обладающий огромным воспитательным потенциалом. Она способна передавать тончайшие оттенки чувств и переживаний, воздействует на духовный мир человека, облаг
25 09 2014
1 стр.