Перейти на главную страницу
Так, например, в четырехдольном метре вторая и четвертая доли, слабые по природе. Если мы эти доли выделим акцентом, то и получим долевые синкопы на второй и четвертой долях. В дирижировании долевые синкопы организуются атакирующими жестами совпадающего звучания с более активным замахом и энергичным приходом руки в точку. Нередки случаи, когда в тактах с подчеркнутыми (синкопированными) слабыми долями на сильные доли приходятся паузы, тогда паузы должны быть отсчитаны обозначающими жестами. Часто встречаются ритмические рисунки, в которых слабые счетные доли залигованы со следующей сильной долей. В таких случаях знак акцента на слабой доле может отсутствовать, а подчеркивание слабой доли произойдет за счет перехода к ней активности от сильной залигованой с ней доли. Сильная же доля, следующая за синкопированной долей и залигованная с ней, будет организована поддерживающим жестом меньшей активности, амплитуда которого будет минимальной, в виде пульсации кисти.
Во всех этих вариантах сумма длительностей, входящих в ритмические рисунки не превышала четверти, то есть ритмический рисунок звучит внутри счетной доли. Однако организация звучания этих ритмических вариантов в дирижировании будет различна.
В организации первого и третьего вариантов, где начало счетной доли представлено звучащей шестнадцатой, необходимо использовать атакирующие жесты совпадающего звучания с очень четкой выработкой всех его частей (замаха, стремления, точки, отражения). Во втором варианте, где начало счетной доли представлено шестнадцатой паузой, для организации звучания будет использован атакирующий жест последующего звучания.
ГЛАВА 13
ТЕМП В ДИРИЖИРОВАНИИ
Темп (по-итальянски – tempo, от латинского слова tempus – время) – это скорость чередования метрических или счетных долей такта в единицу времени. Темп является одним из важных средств художественно-образной выразительности музыкального произведения и находится в тесной связи с его содержанием и характером. Каждое музыкальное произведение имеет свой темп или темпы, указанные автором и меняющиеся в соответствии с изменениями художественных образов, входящих в данное произведение. Поэтому определить верный темп дирижеру помогает глубокое и всестороннее изучение произведения, проникновение в его художественно-образное содержание, его жанровые и стилистические особенности.
Для обозначения темпов существуют специальные термины – adagio, andante, moderato, allegro и т.д. Однако они указывают приблизительный темп исполнения произведения. Для более точного определения темпа музыкального произведения или его части существуют метрономические указания автора (! = 120; ! = 72; ! = 56), которые устанавливают количество метрических или счетных долей проходящих за одну минуту.
Темпы подразделяются на три основные группы: медленные, умеренные и быстрые. К медленным темпам относятся: largo, lento, adagio, grave. К умеренным темпам относятся: andante, andantino, moderato, allegretto. К быстрым темпам относятся: allegro, vivo, vivace, presto, prestissimo.
В музыке используются три типа темпа: постоянный (устойчивый), постепенно изменяющийся и внезапно изменяющийся.
В дирижировании постепенное ускорение организуется путем сокращения времени прохождения междольного замаха. По мере ускорения амплитуда жеста постепенно уменьшается.
В том случае, когда в процессе организации ускорения темпа в исполняемом произведении использование равнозначной тактовой схемы становится затруднительным, дирижер обязан перейти на использование суммирующей тактовой схемы (с четырехдольной равнозначной тактовой схемы перейти на суммирующую двухдольную тактовую схему, с двухдольной – на однодольную).
Замедлением называется постепенный переход от более быстрого темпа к более медленному темпу. На замедление темпа указывают термины: ritenuto, ritardando, allargando, rallentando и другие. Термин poco a poco подчеркивает постепенность замедления темпа. Как и ускорение, постепенное замедление может происходить разное количество тактов. Мера изменений темпа зависит от ясного представления дирижером соотношения предыдущего и последующего темпов. В дирижировании постепенное замедление организуется через увеличение времени прохождения рукой дирижера стадии отражения. По мере замедления амплитуда жеста может постепенно увеличиваться, все зависит от динамики звучания произведения. Бывают случаи, когда в момент замедления использование суммирующей или равнозначной тактовой схемы становится маловыразительным. В таких случаях дирижер обязан от использования суммирующей тактовой схемы перейти к использованию равнозначной тактовой схемы, а при необходимости от равнозначной тактовой схемы перейти к использованию подразделяющей. Например, с двухдольной суммирующей тактовой схемы перейти на четырехдольную равнозначную тактовую схему, а с четырехдольной перейти на восьмидольную подразделяющую или на четырехдольную тактовую схему с дроблением.
Внезапным изменением темпа называется неподготовленный переход от одного темпа к другому. В дирижировании внезапное изменение темпа организуется междольным замахом. Чтобы внезапно изменить темп, необходимо в последней счетной доле перед сменой темпа, не нарушая ее длительности, изменить скорость прохождения рукой дирижера стадии отражения в соответствии с новым темпом. Отражение в данном случае будет выполнять функцию междольного замаха, которым и будет организован переход в новый темп.
Часто после темповых изменений в развитии музыкального материала требуется возвращение к прежнему темпу, который был непосредственно перед изменением темпа, или возвращение к первоначальному темпу, с которого произведение начиналось. Возвращение к прежнему темпу обозначается термином - а tempo, а возвращение к первоначальному темпу – Tempo 1. Иногда, в выборе темпа автор полагается на исполнителя или дирижера, тогда в нотном тексте появляются термины – rubato, ad libitum, a piacere и т. д.
- pianissimo, сокращенно – pp - очень тихо;
- piano, сокращенно – p - тихо;
- mezzo piano, сокращенно –mp - наполовину тихо;
- mezzo forte, сокращенно – mf - наполовину громко;
- forte, сокращенно – f - громко;
- fortissimo, сокращенно – ff - очень громко.
Устойчивость динамики организуется несколькими способами в технике дирижирования: неизменностью позиций рук дирижера, использованием постоянной широты амплитуды и неизменной энергии дирижерских жестов.
Постепенно изменяющаяся динамика – это подготовленный переход от одной степени громкости звучания музыкального произведения к другой. Постепенное изменение динамики может происходить как в сторону увеличения звучности музыкального произведения, так и в сторону уменьшения.
В нотном тексте изменение динамики отображается следующими терминами:
- crescendo, сокращенно cresc. – усиливая силу звучания; графически ;
- poco a poco crescendo – мало-помалу, постепенно усиливая;
- diminuendo, сокращенно dim. – уменьшая силу звука; графически ;
- poco a poco diminuendo – мало-помалу, постепенно уменьшая силу звучания.
p - f, subito forte – внезапно громко; f – p, subito piano – внезапно тихо.
Таким же образом организуется и звучание внезапного кратковременного усиления отдельных звуков или созвучий (акцентов или сфорцандо).
Внезапное изменение динамики от более сильного звучания к более слабому звучанию также организуется в дирижировании междольным замахом, амплитуда которого должна соответствовать уже более слабому звучанию, левая рука может находиться в положении пронации. Однако переход в более низкую позицию, соответствующую последующей силе звучания, необходимо совершить в момент прохождения руками стремления жеста исполнительской организации, которым было организовано звучание счетной доли, предшествующей началу более слабого звучания.
Таким же образом организуется и звучание внезапного кратковременного ослабления динамики отдельных звуков или аккордов.
Охватывает всех его выразительных возможностей, она лишь раскрывает его основные свойства и намечает пути поиска связей между замахом и исполнительским замыслом
07 10 2014
4 стр.
«Дирижирование (по видам исполнительских коллективов: дирижирование академическим хором)»
08 10 2014
5 стр.
Непостижимая власть музыки над человеком. Она принуждает радоваться и плакать, может помочь пережить горе, снять душевный стресс, вылечить сердечные раны. Музыка старинный вид иску
15 10 2014
1 стр.
С 17 сентября по 10 ноября 2011 года проводится Первый Всероссийский музыкальный конкурс по специальности «хоровое дирижирование»
15 12 2014
1 стр.
Академическое пение 070100. 62 Инструменты эстрадного оркестра 070100. 62 Оркестровые струнные инструменты 070105. 65 Дирижирование (по видам исполнительских коллективов: дирижиров
28 09 2014
1 стр.
Однако в наши дни многие из тех художников, от которых не сохранилось вещественных доказательств их существования, отошли в область легенд, превратились в своего рода символы, связ
25 09 2014
1 стр.
Своеобразие средневековой культуры. Искусство и действительность. Памятник искусства как исторический источник. Виды искусства и их соотношение
02 10 2014
1 стр.
Музыка – вид искусства, обладающий огромным воспитательным потенциалом. Она способна передавать тончайшие оттенки чувств и переживаний, воздействует на духовный мир человека, облаг
25 09 2014
1 стр.