Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1 ... страница 2страница 3страница 4
ГЛАВА 12
СИНКОПЫ В ДИРИЖИРИВАНИИ
Синкопой называется прием подчеркивания, выделения слабой доли такта или слабой части доли такта. Этот прием вступает в противоречие с метрической акцентуацией и придает музыке характерную ритмическую упругость и выразительность. Синкопы бывают трех видов:

  1. долевые синкопы, возникающие на слабых счетных долях;

  2. междольные синкопы, возникающие между счетными долями (вторая часть одной доли залигована с первой частью другой доли);

  3. внутридолевые синкопы, возникающие внутри счетных долей и не выходящие за пределы этих долей.

Долевые синкопы образуются путем подчеркивания, выделения слабых счетных долей такта посредствам акцента.

Так, например, в четырехдольном метре вторая и четвертая доли, слабые по природе. Если мы эти доли выделим акцентом, то и получим долевые синкопы на второй и четвертой долях. В дирижировании долевые синкопы организуются атакирующими жестами совпадающего звучания с более активным замахом и энергичным приходом руки в точку. Нередки случаи, когда в тактах с подчеркнутыми (синкопированными) слабыми долями на сильные доли приходятся паузы, тогда паузы должны быть отсчитаны обозначающими жестами. Часто встречаются ритмические рисунки, в которых слабые счетные доли залигованы со следующей сильной долей. В таких случаях знак акцента на слабой доле может отсутствовать, а подчеркивание слабой доли произойдет за счет перехода к ней активности от сильной залигованой с ней доли. Сильная же доля, следующая за синкопированной долей и залигованная с ней, будет организована поддерживающим жестом меньшей активности, амплитуда которого будет минимальной, в виде пульсации кисти.



Междольные синкопы, возникающие между счетными долями, образуются путем объединения слабой части одной счетной доли с начальной частью следующей доли посредством лиги или длительности равной сумме этих частей. Рассмотрим некоторые варианты организации междольных синкоп в дирижировании. В основном междольные синкопы организуются атакируюшими жестами последующего звучания, если их воспроизведение происходит с помощью атаки языка, или поддерживающими жестами последующего звучания, если переход от одной междольной синкопы к другой происходит под лигой. Однако организация первой синкопы в цепочке междольных синкоп или единичной синкопы зависит от начала звучания счетной доли, в которой, эти синкопы начинают звучать. Если счетная доля начинается с паузы, то междольная синкопа организуется атакирующим жестом последующего звучания. Но если счетная доля начинается со звучащего момента, то начальная (в цепочке междольных синкоп) или единичная междольная синкопа организуется с помощью активизации отражения в атакирующем жесте совпадающего звучания, которым будет организовано исполнение этой счетной доли. Звучание последующих междольных синкоп (если музыкальная фраза состоит из цепочки междольных синкоп) будет организовано атакирующими жестами последующего звучания, либо поддерживающими жестами последующего звучания, если переход к ним будет осуществляться плавно под лигой.

Внутридолевые синкопы образуются путем подчеркивания слабых частей счетной доли, не выходящих за ее пределы. Например, возьмем за счетную долю четверть и представим, что эта четверть звучит следующими ритмическими вариантами:

  • шестнадцатая, восьмая и шестнадцатая, где восьмая, слабая часть доли, подчеркивается, выделяется;

  • шестнадцатая пауза, восьмая и шестнадцатая звучащие звуки, где опять восьмая подчеркивается;

  • шестнадцатая и восьмая с точкой, восьмая с точкой подчеркивается и т. д.

Во всех этих вариантах сумма длительностей, входящих в ритмические рисунки не превышала четверти, то есть ритмический рисунок звучит внутри счетной доли. Однако организация звучания этих ритмических вариантов в дирижировании будет различна.

В организации первого и третьего вариантов, где начало счетной доли представлено звучащей шестнадцатой, необходимо использовать атакирующие жесты совпадающего звучания с очень четкой выработкой всех его частей (замаха, стремления, точки, отражения). Во втором варианте, где начало счетной доли представлено шестнадцатой паузой, для организации звучания будет использован атакирующий жест последующего звучания.
ГЛАВА 13
ТЕМП В ДИРИЖИРОВАНИИ
Темп (по-итальянски – tempo, от латинского слова tempus – время) – это скорость чередования метрических или счетных долей такта в единицу времени. Темп является одним из важных средств художественно-образной выразительности музыкального произведения и находится в тесной связи с его содержанием и характером. Каждое музыкальное произведение имеет свой темп или темпы, указанные автором и меняющиеся в соответствии с изменениями художественных образов, входящих в данное произведение. Поэтому определить верный темп дирижеру помогает глубокое и всестороннее изучение произведения, проникновение в его художественно-образное содержание, его жанровые и стилистические особенности.

Для обозначения темпов существуют специальные термины – adagio, andante, moderato, allegro и т.д. Однако они указывают приблизительный темп исполнения произведения. Для более точного определения темпа музыкального произведения или его части существуют метрономические указания автора (! = 120; ! = 72; ! = 56), которые устанавливают количество метрических или счетных долей проходящих за одну минуту.

Темпы подразделяются на три основные группы: медленные, умеренные и быстрые. К медленным темпам относятся: largo, lento, adagio, grave. К умеренным темпам относятся: andante, andantino, moderato, allegretto. К быстрым темпам относятся: allegro, vivo, vivace, presto, prestissimo.

В музыке используются три типа темпа: постоянный (устойчивый), постепенно изменяющийся и внезапно изменяющийся.



Постоянный (устойчивый) темп – это такой темп, который не меняется на протяжении всего произведения или его части. Существует множество музыкальных произведений, где устойчивость темпа является одной из важнейших стилевых и образно-художественных средств выразительности. Танцевальная музыка, строевые марши, ритуальная музыка и музыка для спортивно-массовых мероприятий, небольшие пьесы и отдельные части более крупных произведений требуют от дирижера умения организовать темповую устойчивость в их исполнении. Поэтому воспитание чувства темповой устойчивости является важным вопросом обучения искусству дирижирования. Чтобы правильно организовать темп исполняемого музыкального произведения, дирижеру необходимо перед началом исполнения внутренним слухом услышать звучание первых тактов и через ритмическую пульсацию музыкального материала установить точный темп. Если в начале произведения отсутствует пульсация ритма (примером может служить начало увертюры Л.Бетховена «Кориолан» или начало «Неоконченной симфонии» Ф.Шуберта), то дирижер обязан представить звучание следующего фрагмента, где она есть. Установив темп в начальном замахе жеста исполнительской организации, дирижеру необходимо следить за тем, чтобы последующие жесты были равны между собой по времени независимо ни от изменения динамики, ни от изменения ритмической основы произведения.

Постепенное изменение темпа – это подготовленный переход к новому темпу или кратковременное постепенное изменение темпа в сторону ускорения или замедления. Изменение темпа и ее продолжительность устанавливается автором произведения в нотном тексте клавира или партитуры.

Ускорением называется постепенный переход от медленного темпа к более быстрому темпу. На ускорение темпа указывают термины: accelerando, stringendo, stretto и другие. Чтобы подчеркнуть постепенность ускорения применяется термин poco a poco. Ускорение темпа может происходить на протяжении звучания одного или нескольких тактов. Важно, чтобы постепенное ускорение осуществлялось естественно, логично и художественно оправдано.

В дирижировании постепенное ускорение организуется путем сокращения времени прохождения междольного замаха. По мере ускорения амплитуда жеста постепенно уменьшается.

В том случае, когда в процессе организации ускорения темпа в исполняемом произведении использование равнозначной тактовой схемы становится затруднительным, дирижер обязан перейти на использование суммирующей тактовой схемы (с четырехдольной равнозначной тактовой схемы перейти на суммирующую двухдольную тактовую схему, с двухдольной – на однодольную).

Замедлением называется постепенный переход от более быстрого темпа к более медленному темпу. На замедление темпа указывают термины: ritenuto, ritardando, allargando, rallentando и другие. Термин poco a poco подчеркивает постепенность замедления темпа. Как и ускорение, постепенное замедление может происходить разное количество тактов. Мера изменений темпа зависит от ясного представления дирижером соотношения предыдущего и последующего темпов. В дирижировании постепенное замедление организуется через увеличение времени прохождения рукой дирижера стадии отражения. По мере замедления амплитуда жеста может постепенно увеличиваться, все зависит от динамики звучания произведения. Бывают случаи, когда в момент замедления использование суммирующей или равнозначной тактовой схемы становится маловыразительным. В таких случаях дирижер обязан от использования суммирующей тактовой схемы перейти к использованию равнозначной тактовой схемы, а при необходимости от равнозначной тактовой схемы перейти к использованию подразделяющей. Например, с двухдольной суммирующей тактовой схемы перейти на четырехдольную равнозначную тактовую схему, а с четырехдольной перейти на восьмидольную подразделяющую или на четырехдольную тактовую схему с дроблением.

Внезапным изменением темпа называется неподготовленный переход от одного темпа к другому. В дирижировании внезапное изменение темпа организуется междольным замахом. Чтобы внезапно изменить темп, необходимо в последней счетной доле перед сменой темпа, не нарушая ее длительности, изменить скорость прохождения рукой дирижера стадии отражения в соответствии с новым темпом. Отражение в данном случае будет выполнять функцию междольного замаха, которым и будет организован переход в новый темп.

Часто после темповых изменений в развитии музыкального материала требуется возвращение к прежнему темпу, который был непосредственно перед изменением темпа, или возвращение к первоначальному темпу, с которого произведение начиналось. Возвращение к прежнему темпу обозначается термином - а tempo, а возвращение к первоначальному темпу – Tempo 1. Иногда, в выборе темпа автор полагается на исполнителя или дирижера, тогда в нотном тексте появляются термины – rubato, ad libitum, a piacere и т. д.



МЕТРОНОМ И ЕГО НАЗНАЧЕНИЕ
Для определения более точного темпа музыкального произведения существует прибор, который называется метрономом. Метроном был усовершенствован венским мастером Мельцелем в 1816 году и нашел широкое применение в музыке. Метроном – это механический прибор в виде четырехгранной пирамиды, внутри которой помещен часовой механизм, приводящий в движение маятник, с помощью которого происходит отсчет метрических или счетных долей такта. На одной из граней находится шкала темпов, где расположены словесные и цифровые указатели темпа. Напротив этой грани помещен маятник в виде металлического стержня, на котором находится подвижный ползунок. От расположения ползунка на стержне зависит скорость движения маятника: чем ползунок ниже, тем скорость маятника быстрее; чем выше, тем медленнее. Поэтому размещение терминов темпа на шкале идет в следуюшем порядке: медленные темпы - вверху; умеренные – в средней части шкалы; быстрые темпы занимают нижнюю часть шкалы. Помимо словесного указания темпа, параллельно с ними расположены цифровые указатели, которые дают более точное определение темпа и которые устанавливают, какое количество счетных или метрических долей проходит за минуту.

ГЛАВА 14.
ДИНАМИКА В ДИРИЖИРОВАНИИ
Музыкальной динамикой называется степень громкости звучания музыкального произведения или его частей. Динамика является одним из сильных эмоциональных и непосредственно воздействующих на слушателя средств исполнительской выразительности. Динамический уровень звучания всегда определяется содержанием музыкального произведения. Диапазон динамики определяется от ppp до fff, а иногда эти границы еще более расширены. Задача дирижера состоит в том, чтобы глубоко проникнуть в содержание музыкального произведения и на основе художественно-образного представления логически выстроить эффективное использование динамических оттенков. Большое разнообразие динамических оттенков требует различных способов их выражения. В практике дирижирования сложились определенные приемы управления динамикой. Они делятся на три основные группы: приемы выражения устойчивой динамики; приемы постепенного изменения динамики; приемы внезапного изменения динамики.

Устойчивая динамика – это такая динамика, которая не меняется (или почти не меняется) на протяжении относительно длительного музыкального построения. Она обозначается:

- pianissimo, сокращенно – pp - очень тихо;

- piano, сокращенно – p - тихо;

- mezzo piano, сокращенно –mp - наполовину тихо;

- mezzo forte, сокращенно – mf - наполовину громко;

- forte, сокращенно – f - громко;

- fortissimo, сокращенно – ff - очень громко.
Устойчивость динамики организуется несколькими способами в технике дирижирования: неизменностью позиций рук дирижера, использованием постоянной широты амплитуды и неизменной энергии дирижерских жестов.

Постепенно изменяющаяся динамика – это подготовленный переход от одной степени громкости звучания музыкального произведения к другой. Постепенное изменение динамики может происходить как в сторону увеличения звучности музыкального произведения, так и в сторону уменьшения.

В нотном тексте изменение динамики отображается следующими терминами:

- crescendo, сокращенно cresc. – усиливая силу звучания; графически ;

- poco a poco crescendo – мало-помалу, постепенно усиливая;

- diminuendo, сокращенно dim. – уменьшая силу звука; графически ;

- poco a poco diminuendo – мало-помалу, постепенно уменьшая силу звучания.


В дирижировании постепенное изменение динамики в сторону увеличения громкости организуется путем постепенного увеличения широты амплитуды дирижерского жеста и перехода рук из более низкой позиции в позицию более высокую. Одновременно происходит постепенное накопление энергии жеста дирижера и, наконец, активно используется взывающий жест левой руки (кисть левой руки обращена ладонью вверх в положении супинации).

Организация постепенного изменения динамики в сторону ослабления звучания оркестра организуется обратными действиями дирижера: постепенно уменьшается широта амплитуды дирижерского жеста, из более высокой позиции руки дирижера постепенно перемещаются в более низкую позицию. Происходит уменьшение энергии жеста дирижера, а левая рука используется в положении, приглушающем звучание оркестра (кисть левой руки обращена ладонью вниз в положении пронации).

Внезапно изменяюшаяся динамика – это динамика, при которой сила звучания оркестра меняется неожиданно без предварительной подготовки и имеет характер контрастного сопоставления громкости звучания музыкального материала. Внезапное изменение динамики бывает двух вариантов: от более слабого звучания к более сильному звучанию и наоборот. В нотном тексте внезапная смена динамики отражается следующим образом:

p - f, subito forte – внезапно громко; f – p, subito piano – внезапно тихо.


Внезапное изменение динамики от более слабого звучания к более сильному звучанию в дирижировании организуется междольным замахом. Замах к более сильно звучащей счетной доле организуется амплитудой, соответствующей силе звучания этой доли. Одновременно в момент организации замаха руки дирижера переходят из более низкой позиции в позицию соответствующую последующему звучанию, левая рука может находиться в положении супинации.

Таким же образом организуется и звучание внезапного кратковременного усиления отдельных звуков или созвучий (акцентов или сфорцандо).

Внезапное изменение динамики от более сильного звучания к более слабому звучанию также организуется в дирижировании междольным замахом, амплитуда которого должна соответствовать уже более слабому звучанию, левая рука может находиться в положении пронации. Однако переход в более низкую позицию, соответствующую последующей силе звучания, необходимо совершить в момент прохождения руками стремления жеста исполнительской организации, которым было организовано звучание счетной доли, предшествующей началу более слабого звучания.

Таким же образом организуется и звучание внезапного кратковременного ослабления динамики отдельных звуков или аккордов.



Бывают случаи, когда внезапное изменение динамики происходит на счетной доле, начинающейся с паузы, и для организации звучания этой доли применяется атакирующий жест последующего звучания. В этом случае функции замаха берет на себя стремление. Поэтому все изменения, которые происходили в момент организации внезапного изменения динамики с замахом, теперь будет претерпевать стремление.

Оркестровая исполнительская практика дает неограниченные возможности в использовании музыкальной динамики. Мы рассмотрели только основные направления выражения ее в дирижировании, усвоив их, молодой дирижер должен постоянно совершенствовать свои практические навыки в более эффективном использовании динамических оттенков, как могучего выразительного средства.

<предыдущая страница


I дирижирование как вид исполнительского искусства

Охватывает всех его выразительных возможностей, она лишь раскрывает его основные свойства и намечает пути поиска связей между замахом и исполнительским замыслом

859.99kb.

07 10 2014
4 стр.


Учебно-методический комплекс д ля студентов очного отделения, обучающихся по специальности: 070105 «Дирижирование

«Дирижирование (по видам исполнительских коллективов: дирижирование академическим хором)»

768.31kb.

08 10 2014
5 стр.


Значение музыки как вида искусства

Непостижимая власть музыки над человеком. Она принуждает радоваться и плакать, может помочь пережить горе, снять душевный стресс, вылечить сердечные раны. Музыка старинный вид иску

94.87kb.

15 10 2014
1 стр.


Конкурс по специальности «хоровое дирижирование». Лауреаты Конкурса: I премия: Тарас Ясенков

С 17 сентября по 10 ноября 2011 года проводится Первый Всероссийский музыкальный конкурс по специальности «хоровое дирижирование»

69.87kb.

15 12 2014
1 стр.


Учебно-методический комплекс для студентов специальностей 050601. 65 Музыкальное образование

Академическое пение 070100. 62 Инструменты эстрадного оркестра 070100. 62 Оркестровые струнные инструменты 070105. 65 Дирижирование (по видам исполнительских коллективов: дирижиров

296.84kb.

28 09 2014
1 стр.


Живопись в Китае как вид искусства издревле пользуется большим уважением

Однако в наши дни многие из тех художников, от которых не сохранилось вещественных доказательств их существования, отошли в область легенд, превратились в своего рода символы, связ

92.09kb.

25 09 2014
1 стр.


Русское искусство

Своеобразие средневековой культуры. Искусство и действительность. Памятник искусства как исторический источник. Виды искусства и их соотношение

232.99kb.

02 10 2014
1 стр.


Пояснительная записка Музыка вид искусства, обладающий огромным воспитательным потенциалом. Она способна передавать тончайшие оттенки чувств и переживаний, воздействует на духовный мир человека, облагораживая и делая его добрее

Музыка – вид искусства, обладающий огромным воспитательным потенциалом. Она способна передавать тончайшие оттенки чувств и переживаний, воздействует на духовный мир человека, облаг

117.33kb.

25 09 2014
1 стр.