Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
ИДЕОЛОГИЯ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ
XVIII век принято называть веком Просвещения и эпохой в развитии культуры. Но между тем для этого нет достаточных оснований. Возникло Просвещение в конце XVII века в Англии. Своего расцвета оно достигло в середине XVIII века уже на французской почве. Именно в своем французском варианте Просвещение становится наиболее влиятельным в этот период течением в культуре. Но в середине XVIII века оно уже не было единственной реальностью западной культуры. Оно существовало параллельно с такими течениями, как барокко, классицизм, рококо, а к концу века возникает сентиментализм. Поэтому говорить о Просвещении как об эпохе в культуре было бы неверно, хотя имеются основания говорить о XVIII веке как веке Просвещения по преимуществу. Завершилось это течение резко и неожиданно – после Французской буржуазной революции.

Просвещение – это не направление в искусстве, а философская, социальная, этическая концепция, идеология, в художественном творчестве представленная разными течениями.

Этот век отмечен интенсивностью философской и эстетической мысли. Небывалое количество самых разнообразных философских доктрин: французские материалисты, немецкий идеализм, утопический коммунизм...

Само слово эстетика (aisthetikos ) было введено в научный оборот в 1735 году Баумгартеном. Он обозначил этим словом философскую науку о чувственном познании, постигающем и создающем прекрасное и выражающемся в образах искусства. Красота произведения искусства, его эстетическое совершенство заключаются в согласовании содержания, порядка и выражения. А красота есть “совершенство чувственного познания”, которое включает не только ощущения, но и эмоции, память, интуицию, остроумие, воображение.

Что же объединяет всех просветителей, несмотря на различие их теоретических установок? Общей для них была идея Просвещения, искусства, преобразующего мир. Им мечталось новое общество, новый человек, новый мир. И все это должно быть создано по прекрасному вымышленному образцу. Великие утопии великого века...

Никогда ранее не было такого взаимопроникновения философии и литературы: выдающиеся мыслители (Дидро, Вольтер, Руссо, Лессинг, Гёте) известны и как замечательные художники. Смотреть на вещи философски означало приобрести рациональный взгляд, устранить всё сверхъестественное. В этом смысле писатели Просвещения называли себя философами.




Вольтер.

Гудон
Вольтер (настоящее имя – Франсуа Мари Аруэ, 1694–1778) был признанным вождем просветителей всей Европы. Он более чем кто-либо другой выразил общественную мысль века. Всё рационалистическое движение в то время олицетворяли с Вольтером и называли общим именем – вольтерианство.

Его скептический ум восхищал и возмущал одновременно. Его злого смеха, способного испепелить в прах вековые традиции, страшились более чьих-либо обвинений. Но в его имение Ферней, где он жил последние двадцать лет, приезжали образованные люди со всей Европы, желая поговорить с умнейшим человеком века.

Деятельность Вольтера была очень разносторонней: он был драматургом, поэтом, прозаиком, родоначальником исторической науки, писал работы по социологии, эстетике, философии (именно он ввел в научный оборот выражение философия истории). Крылатой стала его фраза “Все жанры хороши, кроме скучного”.

В противовес некоторым просветителям он всячески подчеркивал ценность культуры.



Историю общества он изображал как историю развития культуры и образования человека. Эти идеи он проповедовал и в своих произведениях (“Кандид”, “Простодушный” и др.).

Жан-Жак Руссо (1712–1778) видел причину социального неравенства в частной собственности. Защищал республиканские демократические порядки, обосновывал право народа на свержение монархии. Он был одним из тех, кто подготовил Французскую революцию.

В своих литературных произведениях Руссо идеализировал “естественное состояние” человечества, прославляя культ Природы. Можно сказать, что он предвидел издержки только зарождавшейся тогда буржуазной культуры. Он первый заговорил о слишком высокой цене прогресса цивилизации.

Испорченности цивилизованных наций он противопоставлял жизнь обществ на патриархальной стадии развития, видя только в них чистоту нравов.

Руссо считал, что все, что тормозит естественное состояние человека, должно устраняться с помощью воспитания.

Педагогические взгляды выражены в его знаменитом романе “Эмиль, или О воспитании”. Его роман “Исповедь” способствовал становлению психологизма в европейской литературе, стал настольной книгой для многих поколений образованных людей по всей Европе.



Иммануил Кант (1724–1804) – родоначальник немецкой классической философии, подверг критике саму основу рационализма. Он называл свою философскую систему критической. Считал, что прежде чем приниматься за метафизику и философию, нужно критически исследовать саму познавательную способность человеческого разума. По мнению Канта, рационально или поэтически нельзя объяснить поведение человека, его выбор между долгом и благом.

Для Канта нравственный закон, существующий внутри человека, – непостижимая тайна. Это внутреннее стремление к добру, закон морали Кант называл категорическим императивом.



Кант считал, что культура – это данная богом способность человека подняться от животного состояния к нравственному существованию.

Вершиной философии Канта становится эстетика. Гармонию между долгом и благом, которую мы тщетно ищем в действительности, дает искусство. Оно разрешает все философские проблемы. Но для воспроизведения прекрасного необходимо свободное от практического разума чистое незаинтересованное созерцание. Гений должен творить свободно. “Критика чистого разума” Канта выражала те идеи об относительности познания, которые в XVIII веке носились в воздухе. “Все что мы можем познать в мире, – это нас самих и изменения, происходящие в нас”, – считал Кант.

Человек у Канта – высшая культурная ценность, и любые попытки принижения и порабощения личности соображениями экономического, идеологического порядка бесчеловечны и антикультурны.

Просвещение, называвшее себя веком философов, оказалось самым нефилософичным течением, которое знала новоевропейская культура. Те, кого Просвещение принимало за философов (Вольтер, Монтескье, Дидро, Руссо), были на самом деле идеологами, а если и философами (Гольбах, Гельвеций), то очень малозначительными.

Мысль Просвещения была преимущественно идеологична – ввиду того, что она стремилась к популяризации лишь отдельных идей и истин. Хотя философия, еще в момент своего возникновения в Древней Греции, тяготела к Божественной мудрости. Но Просвещение оказалось полностью невосприимчивым к христианству и вере. Кроме мудрости здравого смысла, оно отказалось считаться с другими смыслами.

Господствовала убежденность в том, что если преодолеть невежество и предрассудки, человек может сделать свою жизнь счастливой. В чем состоит человеческое счастье, к чему должны стремиться человек и человечество, Просвещение представляло себе довольно неопределенно.

Просветители приветствовали просвещенный абсолютизм и просвещенных монархов. Таких как Фридрих II в Пруссии, Иосиф II в Австрии или Екатерина II в России. В них они видели людей, способных быстро и успешно вести просвещение сверху. Странным образом закрывались глаза на то, что полное торжество Просвещения сделает ненужной фигуру монарха.

В какой-то степени это понимали и сами монархи. И тем не менее обаяние Просвещения было так велико, и его действие на умы так неотразимо, что перед ним мало кто мог устоять. Парадокс этого течения культуры состоит в том, что оно, само по себе не обладая ни блеском, ни великолепием, ни глубиной, тем не менее вызвало у своих сторонников сегодня трудно объяснимый энтузиазм.



В XVIII веке человечество бурно приветствовало подрыв и разрушение тех реалий жизни, которых в скором времени ему будет не хватать и по поводу которых у него возникнут ностальгические настроения.
По кн. Андреевой О.И.

«Мировая художественная культура»

Идеология эпохи просвещения

Поэтому говорить о Просвещении как об эпохе в культуре было бы неверно, хотя имеются основания говорить о XVIII веке как веке Просвещения по преимуществу. Завершилось это течение р

52.31kb.

14 12 2014
1 стр.


Философское течение XVIII века

Конец эпохи Просвещения нередко связывают со смертьюВольтера (1778 г.) или с началом Наполеоновских войн (1800—1815 гг.)[3]. В то же время есть мнение о привязке границ эпохи Просв

42.19kb.

14 12 2014
1 стр.


Программа: Ладыгин Класс: 8 Цель: познакомить с особенностями поэзии эпохи Просвещения

Задачи: повторить особенности литературы Просвещения; познакомить с биографией и особенностями творчества Андре Шенье; формировать навыки анализа поэтического текста

99.48kb.

30 09 2014
1 стр.


Лекция №5. Общая характеристика эпохи Просвещения. Сенсуализм о языке

Период с конца 16 по конец 18 века. Наиболее значительные работы в области философии, литературы, становление полных жанров. Эпоха Просвещения имеет лозунг «Знание – сила» (Ф. Бэко

45.34kb.

10 10 2014
1 стр.


Игорь шайтанов роман эпохи просвещения

Трактаты по поэтическому искусству учили, что проза в целом стоит гораздо ниже поэзии, а новые формы — от эссе до романа — и вовсе не предусмотрены. Роману на практике предстояло д

131.69kb.

29 09 2014
1 стр.


Тема №5 Образы философской мысли Нового времени, эпохи Просвещения и немецкой классической философии

Ключевые понятия: метод, гносеология, эмпиризм, рационализм, сенсуализм, индукция, дедукция, субстанция, деизм, исторический оптимизм, антиклерикализм, трансцендентный, априоризм,

848.64kb.

16 12 2014
4 стр.


Программа дисциплины История зарубежной философии Философия эпохи Возрождения, Нового времени и Просвещения для направления

Программа является частью университетского курса по истории зарубежной философии для 2 курса

313.62kb.

01 09 2014
1 стр.


Отличник нар просвещения М. К

А. Г. Гондырева (1931). Большой вклад в развитие образоват учреждения внесли учителя: отличник нар просвещения Е. И. Кондратьева

20.84kb.

09 09 2014
1 стр.