Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1

II региональная Интернет – конференция:

"Современные модели школ как главное условие успешной социализации учащихся"

Секция: «Здоровьесберегающая деятельность образовательного учреждения как условие сохранения здоровья участников образовательного процесса»


Участник конференции:

Бурмистрова Татьяна Николаевна,

учитель начальных классов

МОУ «Средняя общеобразовательная школа

с. Ириновка Новобурасского района

Саратовской области»

15 марта 2009 г.


Тема: «Наш выбор — здоровый образ жизни»


Введение: «От чего зависит благополучие любого общества?»

Наблюдающееся в последние годы значительное ухудшение здоровья населения России, особенно детей, стало общегосударственной проблемой. Решить её поможет систематическое образование подрастающего поколения в области здоровья и здорового образа жизни. Каждое образовательное учреждение призвано обеспечить не только учебный процесс, но равно содействовать нормальному развитию обучающихся и охране их здоровья. Это чётко оговорено в п. 51 “Закона об образовании”.

Реформа содержания образования и модернизация образовательной системы подразумевают обязательное внедрение здоровьесберегающих технологий в учебный процесс. Высокая общественная потребность в технологиях, укрепляющих и сохраняющих здоровье участников образовательного процесса, обусловлена, прежде всего, тем, что уровень здоровья детских коллективов в 90-х годах резко снизился по сравнению с 60-70-ми годами. Известно, что кризис здоровья детей, подростков и молодёжи в России угрожает национальной безопасности, экономическому и социальному развитию, обороноспособности страны. Маштабы и последствия нарушения здоровья новых поколений населения огромны. Эти проблемы лежат в сфере жизненных интересов общества, семьи, личности.

От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие любого общества. В последнее десятилетие во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. А значит, необходимо вести поиск новых подходов к вопросам формирования здоровья.

Учёными установлено, что сохранение здоровья человека во многом зависит от ряда факторов:

- Образ жизни- 50%

- Внешняя среда -20%

- Биологические факторы – 20%

- Организация медицинской помощи – 10%

Цифры показывают, что именно образ жизни является доминирующим фактором и поэтому человек должен взять на себя ответственность за своё здоровье, создать в семье такой образ жизни, который сохранит здоровье каждого члена семьи и особенно формирующийся организм ребёнка.

Глава 1 «С чем связано ухудшение здоровья детей?»

Ухудшение здоровья детей и подростков связано, прежде всего, с экологическим и социально-экономическим кризисом в стране. Вместе с тем, на здоровье школьника оказывает влияние и комплекс так называемых внутри школьных факторов, включающих планировку, благоустройство и оборудование учебных помещений, их освещенность и микроклимат, общую вместимость учебного заведения и т.д.

Важная роль принадлежит организации учебного процесса, учебной нагрузке.

Приведение этих условий в соответствии с санитарными нормами и правилами абсолютно необходимо. Однако педагогический аспект решения этой проблемы не может ограничиваться только созданием экологической комфортности образовательной среды. Непременным условием также является обеспечение определённого уровня валеологической грамотности обучающихся, формирующей культуру здоровья и здорового образа жизни.

Но, пожалуй, основным источником психологического, психического, а затем и физического здоровья детей является применение личностно-ориентированного, индивидуального подхода к обучению школьников.

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) является основой профилактики заболеваний и укрепления здоровья детей и подростков.. Современная концепция ЗОЖ определяет его как осознанное в своей необходимости постоянное выполнение гигиенических правил укрепления и сохранения индивидуального и общественного здоровья.

Для детей и подростков основными составляющими элементами ЗОЖ являются: рациональное питание, двигательная активность, общеукрепляющие и антистрессовые мероприятия, полноценный отдых, высокая медицинская активность. В современных сложных социально- экономических условиях отсутствие этих элементов в поведении значительной части школьников является фактором риска возникновения заболеваний.

Глава 2 «Какие меры принимаются в Саратовской области по укреплению здоровья детей?»

Учитывая состояние здоровья детей школьного возраста, в последние годы в Саратовской области значительно активизировалась работа по созданию здоровьесберегающей системы образовательного учреждения, направленной на формирование у детей здорового образа жизни.

Обучающий аспект этой системы включает в себя:



  • Освоение учебных программ по здоровому образу жизни;

  • Освоение пособий для педагогов и учащихся;

  • Создание методической библиотечки для педагогов разных категорий по проблемам здорового образа жизни;

  • Обучение педагогов общеобразовательных школ и дошкольных учреждений активным методам формирования навыков здорового образа жизни и др.

Глава 3 «Внедрение здоровьесберегающих технологий в нашей школе»

С 2002 года в нашей школе реализуется программа курса“Здоровый образ жизни”, которая предусматривает новые подходы к проведению учебных и внеклассных занятий на основе здоровьесберегающих технологий.

Пропаганда здорового образа жизни, формирование валеологической грамотности осуществляется в школе через родительские лектории, выпуск бюллетеней, стенгазет, проведение Декады здоровья, чествование спортсменов, участие в акциях “Всемирный день борьбы со СПИДом”, “Всемирный день борьбы с наркоманией”, “Всемирный день здоровья”, лекции врачей для учащихся, единые классные часы, пропаганду здорового образа жизни, проведение “Клуба выходного дня” на спортивные темы.

В школе традиционно проводятся Дни здоровья. Формы их проведения различные: “Веселые старты”(1-5-е классы), “Зарница” (зимние и весенние варианты), Осенняя и весенняя легкоатлетические спартакиады, «Рождественские встречи на спортивных площадках»,выезды в оздоровительный лагерь “Чистые ключи”, соревнования “Папа, мама, я – спортивная семья”, «Мама и я – спортивная пара», Лыжный биатлон. В качестве регионального компонента введен третий урок физической культуры. Работают спортивные секции: «Настольный теннис», «Спортивные игры», «Творим здоровье души и тела». В начальных классах изучаются интегрировано темы предмета «Разговор о правильном питании». Все это помогает учащимся осознанно сделать правильный выбор: здоровый образ жизни.

По современным представлениям в ЗОЖ входят следующие составляющие:


  • отказ от вредных пристрастий (курение, алкоголизм, наркотики);

  • рациональное питание;

  • оптимальный двигательный режим;

  • закаливание организма;

  • личная гигиена;

  • положительные эмоции.

Школа должна способствовать воспитанию привычек, а затем и потребности в здоровом образе жизни



Воспитание культуры поведения:

  • Гигиена тела;

  • Культура питания;

  • Культура общения;

  • Воспитание нравственности;

  • Умение справедливо оценить свои поступки и поступки сверстников.

Физическая культура и спорт:

  • Физкультурные досуги и развлечения

  • Дни здоровья;

  • Занятия в спортивных секциях;

  • Участие в спартакиадах и соревнованиях, знакомство с малоизвестными видами спорта;

  • Встречи со спортсменами.

Работа с родителями:

  • Совместная систематическая работа ОУ и семьи;

  • Физкультурные праздники “Папа, мама, я – спортивная семья!”;

  • Родительские собрания, беседы, лекции;

  • Дни открытых дверей, полная информация о развитии ребёнка;

  • Консультационная служба “Семья” (помощь специалистов).

Внедрение новых технологий:

  • Использование новых методик по физическому воспитанию;

Лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия:

  • Комплексное закаливание (солнечные ванны, водные процедуры, обливание ног);

  • Лечебная физкультура;

  • Укрепляющая фитотерапия;

  • Контроль часто болеющих детей;

  • Массаж – лечебный, профилактический.

Учебно-воспитательная работа:

I. Обучение детей.

1. Через обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни (ЗОЖ):


  • Профилактическим методикам, например, оздоровительная гимнастика (пальцевая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости и др.), самомассаж;

  • Простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи (при порезах, ссадинах, ожогах, укусах и т.д.);

  • Привитие детям элементарных навыков (например: мытьё рук, использование носового платка при чихании, кашле и т.д.).

2. Через здоровьесберегающие технологии процесса обучения и развития:

  • Физкультминутки во время занятий;

  • Проветривание и влажная уборка помещений;

  • Аромотерапия, витаминотерапия;

  • Функциональная музыка;

  • Чередование занятий с высокой и низкой двигательной активностью.

3. Специально организованная двигательная активность ребёнка: занятия оздоровительной физкультурой, подвижные игры, “тропа здоровья”, своевременное развитие основ двигательных навыков и др.

4. Реабилитационные мероприятия, проводимые после проведённой диагностики состояния физического и психологического здоровья детей. Массовые оздоровительные мероприятия: спортивные оздоровительные праздники, тематические праздники здоровья, выход на природу, экскурсии.

II. Работа по преемственности с д/с:

круглые столы по сотрудничеству;

школьный концерт для ребят-дошколят.

III. Работа с педколлективом: обучение педагогического коллектива в условиях инновационного образовательного учреждения:



  • поиск новых форм и структур;

  • Осознание того, что уровень здоровья ребёнка за время его пребывания в школьном учреждении – это основной показатель деятельности учителя, школьного учреждения; Высокий уровень профессионально-этической, коммуникативной, рефлексивной культуры;

  • Творческого совершенствования, знание основ здоровья, ЗОЖ;

  • Знание основ проектирования и моделирования здоровьесберегающих технологий в учебных программах и мероприятиях;

  • Владение методической культурой, навыками и умениями прогнозирования результатов собственной деятельности;

  • Способность к выработке индивидуального стиля педагогической деятельности;

  • Здоровье самого учителя.

  • Здоров ли наш учитель? Исследования специалистов подтверждают, что учительство, как профессиональная группа, отличается крайне низкими показателями физического и психического здоровья. Эти показатели снижаются по мере увеличения стажа работы в школе. Для учителей со стажем работы в школе 15 – 20 лет характерны “педагогические кризы”, “истощение”, “сгорание”. У трети учителей показатель степени социальной адаптации нередко ниже, чем у больных неврозами.

Понаблюдайте за собой. Как часто на работе напряжены спина и шея. Посмотрите, как часто нахмурены брови, озабочены лица коллег. Мы – это уже не мы, мы полностью вошли в роль учителя. Учитель – напряжение. А если попробовать не надевать привычную маску, попробовать остаться собой – отдыхающим, собой – любующимся природой? И, поймав себя вновь на напряжении, вернуться в выбранное, оптимальное для вас состояние.

Теперь давайте попробуем вернуть себе улыбку! У улыбки много чудесных свойств, это доказывают серьёзные научные исследования психологов, физиологов. Во-первых, она поднимает настроение, даже если первоначально вызвана искусственно. Во-вторых, улыбка располагает к нам окружающих, вызывает ответные положительные эмоции учеников. В-третьих, заметно подтягивает мышцы лица, позволяет выглядеть молодо и мило.

Закажите своему компьютеру-памяти радость, удовлетворение, сознательно возвращайтесь к этому состоянию в минуты раздражения и усталости.

Пропишите себе рецепт оздоровления (мы ведь лукавим, говоря, что не знаем правил здорового образа жизни и путей избавления!). и вновь – творите! К примеру, сделав утром зарядку, похвалите себя.

Вы не работаете в этот момент, вы отдыхаете. Вы не инструкции выполняете, вы живёте.

Оздоровительные мероприятия:


  • Отбор детей в оздоровительные группы;

  • Профилактические прививки;

  • Профилактика близорукости у детей – гимнастика для глаз;

  • Соблюдение мероприятий по улучшению адаптационного периода у первоклассников;

  • Строгое соблюдение норм СанПиНа;

  • Летняя оздоровительная компания (под девизом: “Если праздник, то спортивный; если отдых, то активный”);

  • Группа здоровья для самих сотрудников школы и родителей учеников, для молодёжи села;

  • Витаминизация. (В нашей школе дети с удовольствием пьют витаминизированные кисели, компот, «Золотой шар».)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 ВЫВОД: педагогике оздоровления присущ ряд отличительных черт:



  1. В её основе лежат представления о здоровом ребёнке, который является не только идеальным эталоном, но и практически достижимой нормой детского развития.

  2. Здоровый ребёнок и учитель рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма.

  3. Оздоровление трактуется не как совокупность лечебно-профилактических мер, а как форма развития, расширения психофизиологических возможностей детей.

  4. Ключевым системообразующим средством оздоровительно-развивающей работы с детьми является индивидуально-дифференцированный подход.

Здоровый образ жизни, под которым подразумевается, с одной стороны, формирование знаний о средствах и методах диагностики, сохранения и укрепления здоровья, с другой – организация здорового образа жизни (репродуктивной и воспитывающей среды) как отдельного индивидуума, так и общества в целом.

Здоровье – это не только отсутствие болезней, но и физическая, социальная и психологическая гармония человека. А также доброжелательные отношения с людьми, природой, наконец, самим собой.



Так будьте здоровы и всегда помните слова Сократа:

Здоровье не всё, но всё без здоровья – ничто”.

Ii региональная Интернет – конференция: "Современные модели школ как главное условие успешной социализации учащихся"

Секция: «Здоровьесберегающая деятельность образовательного учреждения как условие сохранения здоровья участников образовательного процесса»

106.27kb.

24 09 2014
1 стр.


Проделанная работа за 9 месяцев районного отдела образования

В районе функционирует 50 школ. Из них: 1 гимназия-интернат, 36 средних школ, 2 основные школы, 11 начальных школ. В них обучаются 9271 учащихся. 25 школ имеют типовые здания, 25 ш

25.38kb.

15 10 2014
1 стр.


Ах? Использование Информационных Технологий и Интернет – важное условие для их реализации!

Вы хотите быть полезными, проявить себя и стать лидером в своем сообществе? У вас есть идеи по развитию своего сообщества? Вы учитесь в 8-9-10 классах? Использование Информационных

31.79kb.

12 10 2014
1 стр.


Социальный интеллект как основа успешной социализации подростка

Экспериментальное исследование проводилось на базе общеобразовательной школы №30 г. Севастополя в период с ноября 2007 года по апрель 2008 года. В нем принимали участие подростки 1

26.18kb.

12 10 2014
1 стр.


Методические рекомендации для учителя музыки Песенное творчество Звезды и «Созвездие» Когда то очень я

«Творческая активность учителя – главное условие развития творческой и познавательной деятельности учащихся на уроке музыки»

110.86kb.

16 12 2014
1 стр.


Задачами являются

Основной целью деятельности Центра молодежных инициатив на 2012 год является содействие успешной социализации и эффективной самореализации молодежи Красноселькупского района

206.04kb.

13 10 2014
1 стр.


Методического совета

«Проектно-исследовательская деятельность как условие развития творчества учащихся»

330.15kb.

16 12 2014
1 стр.


Государственно-частное партнерство как условие эффективной профориентационной работы Материалы региональной интернет-конференции

Обращение к участникам конференции 3

1709.68kb.

11 09 2014
8 стр.