Перейти на главную страницу
1.Прежде чем приступить к изучению темы внимательно изучите вопросы, входящие в неё.
2.Ознакомтесь с основным материалом темы (прочитайте, останавливая внимание на тех абзацах или отрывках, которые вас больше всего заинтересовали)
3.Разбейте весь материал на части, удобные для более детального изучения.
4.Разделите вопросы темы соответственно выделенным вами частям.
5.Составте краткий конспект по вопросам темы.
6.Выполните задания «пауз», не заглядывая в итоговый ответ. Сравните свой ответ с итоговым ответом. Если расхождения значительны, просмотрите соответствующие материалы .
7.Внимательно прочитайте тему заново.
8.Ответьте на вопросы домашнего задания.
9.Выборочно постарайтесь воспроизвести ответы на вопросы вслух.
10.В случае, если воспроизведение затруднительно, внимательно прочитайте материал ещё раз.
11. Ознакомьтесь с темами рефератов.
12. Если какая - то из предложенных тем вас заинтересовала, просмотрите материалы темы ещё раз, выберите те материалы, которые соответствуют выбранной теме.
13.Ознакомьтесь с дополнительными материалами темы.
14.Кратко законспектируйте заинтересовавшие вас вопросы.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1.Организационно воспитательный момент: оценка готовности группы к занятию (наличие медицинской формы, журнала группы, дневника старосты, необходимого оснащения, готовность аудитории, знакомство с группой)(5 мин).
2. Фронтальный устный опрос по вопросам домашнего задания (20 мин):
1.1. Что такое инфекция?Что такое инфекционный процесс?.
1.2. Что такое инфекционное заболевание?
1.3. Чем отличаются инфекционные больные от больных неинфекционных?
1.4. Каковы причины инфекционных заболеваний?
1.5. Историческое развитие теории инфекционных болезней.
4.1. Система оказания помощи инфекционным больным в Республике Беларусь.
№ |
Действие |
Что даст выполнение этого действия?? |
1 |
|
|
2 |
|
|
3 |
|
|
№ |
Действие |
Что даст выполнение этого действия? |
1 |
Прекратить амбулаторный приём |
Обеспечить безопасность контактных пациентов. |
2 |
Собрать четкие анамнестические данные. |
Учесть возможность заражения в сроки, рапные продолжительности инкубационного периода при данной болезни . |
3 |
Подробно изучить эпидемиологический анамнез. |
Определить не только бытовые, но и производственные (учебные) связи больного для определения размеров очага |
4 |
Провести полноценный осмотр пациента |
Оценить состояние пациента и определить объём неотложной помощи. |
5 |
Вызвать скорую помощь |
Обеспечить своевременную госпитализацию |
6 |
Оказывать необходимую медицинскую помощь до приезда скорой помощи. |
Обеспечить раннее начало лечения заболевания. |
7 |
После эвакуации больного осмотреть всех лиц, находившихся в контакте с пациентом во время ожидания приёма на предмет первых признаков данного инфекционного заболевания. |
Своевременно выявить заболевших среди контактных. |
8 |
Провести дезинфекцию приёмной, коридара, входных дверей |
Обеспечить инфекционную безопасность |
9 |
Продолжить амбулаторный приём. |
|
4.3.Что такое лекарство?
4.4.Что такое диетотерапия и её место в лечении инфекционных больных.
Система оказания помощи инфекционным больным включает в себя
При таких инфекциях, как менингококковая, тяжелые формы холеры и холероподобные энтериты и других, сопровождающихся инфекционно-токсическим или гиповолемическим шоком, неотложные лечебные мероприятия, проводимые на дому и в машине скорой помощи, определяют судьбу больного.В сложных диагностических случаях необходимо использовать лабораторные исследования. Информативными являются методы экспресс диагностики, способствующие ранней диагностике и решению вопросов эпидемиологического обследования. Ряд больных с легким течением заболевания, после регистрации, могут лечиться амбулаторно без привлечения врача-инфекциониста. Например, грипп, ОРВИ, острые кишечные инфекции (ОКИ) при отсутствии эпидпоказаний к госпитализации. В диагностически сложных случаях фельдшер ФАПа привлекает врача КИЗа и решает совместно с ним вопрос лечения на дом у. При необходимости больной госпитализируется в инфекционный стационар с нозологическим или синдромальным диагнозом. В каждой ситуации, совместно с врачом КИЗа или без него, необходимо решить вопрос - госпитализировать больного или лечить на дому.
№ |
Действие |
Что даст выполнение этого действия?? |
1 |
|
|
2 |
|
|
3 |
|
|
4 |
|
|
5 |
|
|
6 |
|
|
7 |
|
|
8 |
|
|
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рациональное лечение инфекционного больного заключается в воздействии на все составляющие инфекционного процесса.
СИМПТОМАТИЧЕСКОЕ ЛЕЧЕНИЕ. Направлено на купирование клинических проявлений инфекционного заболевания.
Реакция на введение вакцины бывает:
Серотерапии предшествует внутрикожная проба и десенсибилизация. Первоначально при легком и среднетяжелом течении заболевания сыворотоку вводят внутримышечно по 1 лечебной дозе. При тяжелом течении болезни стартовая специфическая этиотропная терапия включает 1 лечебную дозу сыворотки, вводимую внутривенно капельно, и 1 лечебную дозу - внутримышечно. Последующие дозы и частота введения определяются тяжестью заболевания и динамикой клинических симптомов. Бактериофаги (фаги) - это вирусы, поражающие бактериальные клетки (в качестве клетки-хозяина). Вирионы фагов состоят из головки, содержащей нуклеиновую кислоту вируса, и более или менее выраженного отростка. Нуклеокапсид головки фага имеет кубический тип симметрии, а отросток - спиральный тип, т. е. бактериофаги имеют смешанный тип симметрии нуклеокапсида. По характеру взаимодействия фага с клеткой все бактериофаги делятся на:
Умеренные фаги, в отличие от вирулентности, не вызывают гибель бактериальных клеток, и при взаимодействии с ней переходят в неинфекционную форму фага, называемую профагом. Профаг - геном фага, ассоциированный с бактериальной хромосомой. Профаг, ставший частью хромосомы клетки, при ее размножении реплицируется синхронно с геномом бактерии, не вызывая ее лизиса, и передается по наследству от клетки к клетке в неограниченном числе поколений. Бактериальные клетки, содержащие в своей хромосоме профаг, называются лизогенными. Профаг в лизогенных бактериях самопроизвольно или под влиянием различных индуцированных агентов может переходить в вегетативный фаг. В результате такого превращения бактериальная клетка лизируется и продуцирует новые фаговые частицы. В ходе лизогенизации бактериальные клетки могут дополнительно приобретать новые признаки, детерминируемые геномом вируса. Такое явление - изменение свойств микроорганизмов под влиянием профага, называется фаговой, или лизогенной конверсией (проявление вирус-индуцированной трансформации). В настоящее время в Беларуси для фаготерапии и фагопрофилактики производятся и используются:
Пауза.(самостоятельная работа учащихся в течении 1 минуты) Задание. Мы выяснили, что особенность лечения инфекционных больных -его комплексность. Попытайтесь выделить три составляющих комплексного лечения. ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ(выводится на экран, учащиеся дополняют и кооректируют свои ответы. 1 мин) Лечение инфекционных больных включает: 1. 2. 3. 4.3.Что такое лекарство? |
В середине 1970-х гг. в США разыгрался скандал вокруг лекарственного препарата “Мер-29”. “Мер-29” считался новейшим препаратом, снижающим уровень холестерина в крови и предотвращающим развитие атеросклероза и сердечно-сосудистых заболеваний. Такие заболевания — бич современного мира, и вполне естественно, что это лекарство (достаточно дорогое) принимали многие американцы. И только потом обнаружилось, что “Мер-29” не только не оправдал надежду как лечебное средство, но и нанес непоправимый вред здоровью множества людей. Было отмечено большое число случаев, когда длительный прием препарата приводил к тяжелым заболеваниям кожи, облысению, слепоте. Правительство США привлекло компанию-изготовителя к уголовной ответственности. Каждый вновь создаваемый препарат, прежде чем поступить в аптеки или больницы и быть использованным для лечения того или иного заболевания, проходит длительный и сложный путь испытаний и контроля. Сначала препарат испытывается на животных — морских свинках, собаках и, наконец, на приматах (обезьянах). Всесторонне и длительно проверяется степень его безвредности, действие на различные органы, ткани, все системы организма.
Лекарства приносят пользу только тогда, когда они приготовлены правильно, с соблюдением всех технологических правил, принимаются правильно (относительно способа применения) и в правильной дозировке только по назначению врача. Самовольное, бесконтрольное, неумелое использование лекарственных средств приводит к очень тяжелым последствиям и наносит непоправимый вред организму. Понятия “лекарство” и “яд” весьма относительны, ведь для здорового организма даже самое безобидное лекарство является ядом. Недаром в старину они обозначались одними и теми же словами — “снадобье”, “зелье”. Все зависит от способа и дозы вводимого лекарственного вещества однократно или за сутки в организм человека. Фармацевт при получении рецептурного бланка от врача при превышении одноразовых или суточных доз (особенно сильнодействующих или ядовитых веществ) обязан уточнить дозу у врача, руководствуясь положениями Государственной фармакопеи. Все медикаменты сильного действия и ядовитые соединения подлежат точнейшей дозировке на автоматических дозаторах и должны повторно проверяться рецептаром-контролером. Прописывая ядовитые или сильнодействующие вещества в дозе, превышающей высший однократный прием, регламентируемый нормативными документами, врач обязан указать, кроме цифр, дозу прописью и поставить восклицательный знак, но даже в этом случае фармацевт должен уточнить дозу у врача! Все медикаменты сильного действия выделены в отдельную группу Б — список Б, а высокотоксичные и наркотические вещества в группу А — список А.
Препараты списка А и Б хранятся в аптеках в отдельных шкафах и промаркированы особым способом — красным цветом или надписью белым по черному “Яд”. Для предотвращения неправильного употребления лекарств (способа введения) узаконен различный цвет этикеток или сигнатур: лекарства для наружного употребления отпускаются в аптеке с сигнатурой желтого цвета, для внутреннего — белого, для инъекций — голубого и т.д. История возникновения этого правила весьма любопытна и трагична одновременно. В середине XIX в. 12-летнему сыну генерала Пашкова гувернер вместо слабительной микстуры дал настойку шпанских мушек, предназначенную для уничтожения клопов и тараканов. Ребенок умер через несколько часов. Причиной ошибки был одинаковый цвет как жидкостей, так и сигнатур. Для предупреждения опасных последствий и возможных ошибок в дозах необходимо при выписке рецептов руководствоваться таблицами высших разовых доз, приведенных в Государственной фармакопеи Беларуси. В этом же документе, имеющем законодательную силу, приведены списки сильнодействующих, ядовитых и наркотических веществ (списки А и Б). В список А включено примерно 10 % лекарств. В нем значатся сильнейшие яды (атропин, мышьяковистая кислота, стрихнин, сулема), а также сильнодействующие наркотики (морфин, омнопон, опий и др.). В список Б включены все антибиотики, снотворные препараты (например, веронал), термопсис, строфантин, кодеин и т.д. Список Б включает 15 % всех лекарственных средств. Ежегодно списки А и Б подлежат пересмотру и уточнению. Фармацевты и врачи различают терапевтические (лечебные), токсические, ядовитые дозы препаратов.
Пауза.(самостоятельная работа учащихся в течении 2 минут)
Задание. Написать известные Вам лекарственные средства для каждой группы препаратов:
Лечебное питание — диетотерапия — это наука о питании больного человека, опирающаяся в своих положениях на данные физиологии питания, биохимии питания, витаминологии, пищевой гигиены и технологии приготовления пищи.
Питание — наиболее мощный фактор внешней среды, влияющий как на здорового, так и на больного человека. Исключительно важное значение имеет диетотерапия при заболеваниях желудочно-кишечного тракта.
Процесс пищеварения начинается уже в полости рта. Здесь пища смачивается слюной и размельчается зубами. Полость рта всегда бывает влажной. В ее стенках много маленьких желез, отделяющих слизь, а также имеется три пары крупных слюнных желез (околоушная, подчелюстная и подъязычная). В сутки человек выделяет 600—700 см2 слюны. В состав слюны входит фермент птиалин. В присутствии птиалина начинается переваривание крахмала, содержащегося в пище. После пережевывания пища проглатывается и попадает в желудок. Емкость желудка взрослого человека составляет приблизительно 2,5 л. Стенка желудка имеет толстый мышечный слой и внутреннюю слизистую оболочку. В слизистой оболочке находится около 5 миллионов маленьких желез. Эти железы за сутки выделяют около 2 л желудочного сока.Желудочный сок содержит ферменты пепсин, гастриксин и соляную кислоту. Количество выделяющегося желудочного сока и его активность, т.е. его способность переваривать пищу, в значительной степени изменяются в зависимости от состава пищи. Различают две фазы отделения желудочного сока.
Процесс расщепления белков, жиров и углеводов продолжается в тонком кишечнике под действием кишечного сока. В желудке пища в среднем находится около 2—3 ч, в тонком кишечнике — 4—6 ч, в толстом — 20—24 ч. Таким образом, весь процесс переваривания пищи и продвижения ее по желудку и кишечнику совершается примерно за 26—32 ч.
Правильное составление индивидуального рациона (диеты) возможно лишь при знании химического состава пищевых продуктов. Продукты животного происхождения (мясо, рыбу) рекомендуется употреблять в пищу с овощными гарнирами, блюда из круп, макаронных изделий — с молоком и молочными продуктами, мучные изделия — с мясом, рыбой, творогом. Соотношение основных пищевых веществ — белков, жиров, углеводов — должно находиться в определенном соотношении (физиологически оптимальное соотношение между ними 1 : 1,2 : 4,6).
В санаторно-курортных учреждениях применяют номерную систему лечебных диет — от 0-нулевых до № 15 по М.И. Певзнеру (от греческого diaita — образ жизни — специально подобранный по количеству, химическому составу, энергетической ценности и кулинарной обработке рацион, а также режим питания). Эта система обеспечивает индивидуальность лечебного питания для людей с различными заболеваниями. Некоторые диеты имеют несколько вариантов, которые обозначают буквами в номере основной диеты. Особую группу диет составляют нулевые (или хирургические) диеты, а также специальные разгрузочные диеты.
Диета |
Показания |
Стол № 1. |
Затихание обострения язвенной болезни, на протяжении 6-12 мес. после обострения, а также при гастритах с повышенной кислотностью |
Стол № 1а. |
Обострения язвенной болезни, обострения хронического гастрита с повышенной кислотностью |
Стол № 1б. |
Затихание обострения язвенной болезни и хронических гастритов с повышенной кислотностью |
Стол №2. |
Хронические гастриты с пониженной кислотностью или при ее отсутствии, хронические колиты (вне обострения). |
Стол № 3. |
Атонические запоры |
Стол № 4. |
Острые заболевания кишечника и обострения в период продолжающегося поноса, сальмонеллёзы, дизентерия, амёбиаз. |
Стол № 4а. |
Колиты с преобладанием процессов брожения, брюшной тиф, паратифы А и Б |
Стол № 4б. |
Хронические колиты в стадии затухающего обострения |
Стол № 4в. |
Острые заболевания кишечника в период выздоровления как переход к рациональному питанию; хронические заболевания кишечника в период затухания обострения, а также вне обострения |
Стол № 5. |
заболевания печени, желчного пузыря, желчевыводящих путей вне стадии обострения, гепатиты |
Стол № 5а. |
Хронические панкреатиты |
Стол № 6. |
Подагра, почечнокаменная болезнь с отхождением камней, состоящих преимущественно из уратов |
Стол № 7. |
Хронические заболевания почек с отсутствием явлений хронической почечной недостаточности |
Стол № 7а. |
Острые почечные заболевания (нефрит острый или его обострения) |
Стол № 7б. |
Затихание острого воспалительного процесса в почках |
Стол № 8. |
Ожирение как основное заболевание или сопутствующие при других болезнях, не требующие специальных диет |
Стол № 9. |
Сахарный диабет средней и легкой тяжести |
Стол № 10. |
Заболевания сердечнососудистой системы с недостаточностью кровообращения степени I-IIA |
Стол № 11. |
Туберкулез легких, костей, лимфатических узлов, суставов при нерезком обострении или затухании, истощение после инфекционных болезней, операций, травм |
Стол № 12. |
Функциональные заболевания нервной системы. менингиты |
Стол № 13. |
Острые инфекционные заболевания |
Стол № 14. |
Мочекаменная болезнь (фосфатурия) |
Стол № 15. |
Общий |
Медицинские работники должны хорошо знать все отмеченные особенности, чтобы со знанием дела осуществлять уход за инфекционными больными в стационаре и дома.
Одежда должна быть легка, удобна и не стеснять движений и дыхания.
При уходе за такими больными необходимо быть особенно тактичными и внимательными, постоянно напоминая о времени приема лекарств, проведения той или иной процедуры. В уходе за пожилыми больными большую роль играет создание оптимального лечебно-охранительного режима.
У пожилых больных часто отмечается расстройство сна. Причинами нарушения сна могут быть возрастные расстройства, дневной сон, плохо подобранная кровать с продавленной сеткой, плохое проветривание помещения, храп соседей по палате, шум в коридоре и т. д. Важное место в организации ухода за больными пожилого и старческого возраста занимает предупреждение травм и несчастных случаев, которые нередко встречаются у таких пациентов.
Возрастное снижение зрения и слуха, шаткая походка с плохой координацией движения и легкой потерей равновесия приводят к тому, что больные падают, находясь в палате, коридоре, туалете, ванной комнате, что способствует возникновению при падении тяжелых переломов, нередко шейки бедра. При многих заболеваниях больные длительно вынуждены лежать в постели, в результате чего могут возникнуть застойные явления в легких, образование тромбов в конечностях с последующими тромбоэмболиями в легочной артерии, затрудненное мочеиспускание, усиление запоров, тугоподвижность суставов.
Профилактика указанных осложнений предусматривает применение комплекса мероприятий: уход за почкой и предупреждение пролежней, растирание и массаж, лечебную физкультуру, борьбу с запорами (диетические рекомендации, прием легких слабительных растительного происхождения, слабощелочных минеральных вод). Тщательного ухода требуют пожилые больные с недержанием. В тех случаях, когда восстановить нормальное мочеиспускание уже не представляется возможным, необходимо постоянно пользоваться подкладным судном или мочеприемником.
5. Домашнее задание.(5минут)
1.Подготовить устные ответы на следующие вопросы:
4.1. Какова система оказания помощи инфекционным больным в Республике Беларусь?
4.2.Каков алгоритм действий фельдшера ФАПа при выявлении на приёме инфекционного больного?
4.3.Что включает в себя рациональное лечение инфекционного больного?
4.4.Что такое лекарство?
4.5.Какие группы лекарственных средств по способу введения Вы знаете?
4.6.Что такое лекарственные препараты группы А?
4.7. Что такое лекарственные препараты группы Б?
4.8.Что такое диетотерапия и каково её место в лечении инфекционных больных?
2.1.Задачи и методы работы фельдшера по обследованию и наблюдению в очагах инфекционных заболеваний.
2.2.Диетические столы при инфекционных заболеваниях.
2.3.Способы и методы введения лекарственных средств в условиях ФАПа.
2.4.Роль фельдшера в организации профилактической работы по отношению к общавшимся с инфекционным больным больным.
2.5.Диспансерное наблюдение на ФАПе за переболевшими инфекционными заболеваниями.
2.6.Экстренная профилактика в эпидемических очагах.
2.7. Отказ граждан от профилактических прививок как опасность для общества.
Прежде чем приступить к изучению темы внимательно изучите вопросы, входящие в неё
12 09 2014
1 стр.
Прежде чем приступить к изучению темы внимательно изучите вопросы, входящие в неё
28 09 2014
1 стр.
Прежде чем приступить к изучению темы внимательно изучите вопросы, входящие в неё
08 10 2014
1 стр.
Прежде чем приступить к выполнению практических заданий внимательно изучите ход занятия
28 09 2014
4 стр.
14 10 2014
21 стр.
Прежде чем приступить к выполнению практических заданий внимательно изучите ход занятия
23 09 2014
5 стр.
Мазь тетрациклиновая 1% (Unguentum Tetracyclini) – лекарственное средство для лечения инфекционных заболеваний глаз у животных
14 10 2014
1 стр.
Варианты течения ревматизма. Принципы диагностики и лечения ревматизма. Организация сестринского процесса в детском кардиоревматологическом отделении. Первичная и вторичная профила
06 10 2014
1 стр.