Перейти на главную страницу
1.Прежде чем приступить к изучению темы внимательно изучите вопросы, входящие в неё.
2.Ознакомтесь с основным материалом темы (прочитайте, останавливая внимание на тех абзацах или отрывках, которые вас больше всего заинтересовали)
3.Разбейте весь материал на части, удобные для более детального изучения.
4.Разделите вопросы темы соответственно выделенным вами частям.
5.Составте краткий конспект по вопросам темы.
6.Выполните задания для учащихся, не заглядывая в итоговый ответ. Сравните свой конспект с итоговым ответом. Если расхождения значительны, просмотрите соответствующие материалы и внесите изменения
7.Внимательно прочитайте получившийся конспект лекции.
8.Ответьте на вопросы домашнего задания.
9.Выборочно постарайтесь воспроизвести ответы на вопросы вслух.
10.В случае, если воспроизведение затруднительно, внимательно прочитайте материал ещё раз.
11. Ознакомьтесь с темами рефератов.
12. Если какая - то из предложенных тем вас заинтересовала, просмотрите материалы темы ещё раз, выберите те материалы, которые соответствуют выбранной теме.
13.Ознакомьтесь с дополнительными материалами темы.
14.Кратко законспектируйте заинтересовавшие вас вопросы.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1 Организационно воспитательный момент: оценка готовности группы к занятию (наличие медицинской формы, журнала группы, дневника старосты, необходимого оснащения, готовность аудитории, знакомство с группой)(5 мин).
2. Фронтальный устный опрос по вопросам домашнего задания (20 мин):
2.Рассмотрение выполненных творческих заданий, заслушивание рефератов.(10 мин)
3. Изложение нового материала: (50 минут)
3.1. Понятие об эпидемическом очаге.
3.2.Брюшной тиф.
3.2.1.Паратиф А.
3.2.2.Паратиф В.
3.3. Профилактика брюшного тфа и паратифов.
Брюшной тиф в XIX - начале XX столетия являлся одной из наиболее распространенных и тяжелых инфекционных болезней во всех странах мира, особенно в городах, в связи с их бурным ростом, скученностью населения и низким санитарно-гигиеническим уровнем. По мере улучшения коммунального строительства городов и поселков заболеваемость снижалась. Почти каждое стихийное бедствие (неурожаи, голод, землетрясения), а также войны сопровождались эпидемиями брюшного тифа. В настоящее время заболеваемость брюшным тифом регистрируется почти во всех странах мира; она широко варьирует: от 0,5-0,6 в экономически развитых странах, до 30-70 случаев на 100 000 населения и выше в развивающихся странах.
Брюшной тиф и паратифы А и В — это острые инфекционные заболевания, вызываемые сальмонеллами, которые оказывают свое патогенное действие благодаря наличию эндотоксина. Возбудитель - salmonella typhi, относится к семейству кишечных, роду сальмонелл, серологической группе D. Это аэробная, не образующая спор, хорошо подвижная (наличие жгутиков) грам-отрицательная палочка. Морфологически S. typhi не отличается от других сальмонелл, но имеет иные ферментативную активность (биохимические свойства) и антигенную структуру (серологические свойства). Брюшнотифозная бактерия содержит соматический (термостабильный) Оантиген, в состав которого входит термолабильный Vi-антиген (антиген вирулентности), и жгутиковый (термолабильный) Н-антиген. Особенности Salmonella typhi:
Сальмонеллы быстро погибают под влиянием солнечных лучей, высокой температуры и дезинфицирующих средств, но могут длительно (до нескольких недель) сохраняться и размножаться в воде колодцев и стоячих водоемов, в мясных и молочных продуктах.
1. острое начало
2. волнообразная лихорадка
3.укороченный инкубационный период
4. отсутствие тифозного статуса
5.преобладание лёгких форм.
При выздоровлении у части больных может формироваться бактерионосительство (острое и хроническое).
Лабораторная диагностика. Самым ранним и наиболее точным подтверждением брюшного тифа является гемокультура (посев крови). Гемокультуру можно получить с первых дней лихорадочного периода до снижения температуры. Для этого из локтевой вены берут 5—10 мл крови и засевают ее на 50—100 мл бульона или другой среды, содержащей желчь (среда Рапопорта), и отправляют в лабораторию. Ответ получают через 4—5 дней. С 8—9-го дня болезни ставят реакцию Видаля (см. Видаля реакция). Положительной считается реакция в разведении 1:200 и выше в нарастающем титре. Возбудителя брюшного тифа можно обнаружить в желчи, кале, моче. С 3—4-го дня болезни применяют реакцию непрямой О-гемагглютинации. Для постановки реакции у больного берут из вены 1—2 мл крови. Положительной считается реакция при разведении сыворотки 1:640 и выше.
Проводится внутрикожная проба с эбертином (возбудителем, убитым формалином)
В процессе ухода медицинской сестре необходимо своевременно выявлять признаки таких грозных осложнений, как инфекционно-токсический шок, кишечное кровотечение и перфорация (прободение) кишки, которые требуют перевода в палату интенсивной терапии либо в операционный блок (в случае перфорации).
Самым тяжелым осложнением брюшного тифа и паратифов является перфорация (прободение) тифозных язв кишечника, влекущая за собой развитие перитонита. Единственным методом лечения перфорации кишечника является срочное хирургическое вмешательство. Признаком перфорации может служить усиление болей в животе или внезапное их появление.
При лечении левомицетином с Vi-моновакциной (вводят 800 мкг в 1 мл изотонического раствора хлорида натрия подкожно два раза: во второй половине лихорадочного периода и на 12-й день нормальной температуры) процент рецидивов и бактерионосителей уменьшается в два раза.
Больным назначают также сердечнососудистые средства (кордиамин 1 мл под кожу), витамины (B1 2 мл 5% раствора под кожу, 1 мл 5% раствора аскорбиновой кислоты с 20 мл 40% раствора глюкозы внутривенно), при бессоннице — микстуру Бехтерева (по 1 столовой ложке 3 раза в день), этаминал-натрий 0,1 г за полчаса до сна. При выраженной интоксикации вводят по 500 мл изотонического раствора хлорида натрия и 5% раствора глюкозы внутривенно или подкожно капельным способом, при головных болях — амидопирин 0,25 г, анальгин 0,5 г.
Режим и диетотерапия. Больные брюшным тифом и паратифами должны находиться на постельном режиме в течение всего лихорадочного периода и первые 7—9 дней установления нормальной температуры. Расширение режима проводят постепенно. Больному разрешается садиться на 9— 10-й день установления нормальной температуры и ходить с 14—15-го дня. Быстрое расширение режима, диеты может привести к кровотечению или перфорации кишечника и рецидиву заболевания. Больным тифом и паратифами обычно назначается лечебная диета № 13. При частом жидком стуле в начальный период заболевания на несколько дней назначается диета № 4. По мере выздоровления за несколько дней до выписки больного переводят на диету № 15. Кормить больного следует теплой пищей 4—б раз в день небольшими порциями. Тяжелобольных кормит обязательно палатная сестра. Больного необходимо чаще поить — за сутки вводится 1,5—2 л жидкости в виде чая, настоя шиповника, клюквенного морса.
Особенности эпидемического обследования очагов брюшного тифа
1.Выявление, ранняя диагностика заболевших.
2. Экстренная сигнализация.
3. Изоляция больного.
4.Организация и проведение текущей дезинфекции до госпитализации:
6.Заключительная дезинфекция.
7.Выявление, регистрация и разобщение работающих контактных в эпи демиологически важных объектах, учащихся и детей ДДУ на 21 день с момента выявления больного..
8.Осмотр , бактериологическое и серологическое обследование контактных 1 раз в 10 дней.
9.Организация медицинского наблюдения за контактными (термометрия, состояние языка, кожных покровов, стула).
10.Фагопрофилактика брюшного тифа . (per os за 2 часа до еды, за 15 минут до приема 50 мл 3% раствора соды).
11. При предположении о водном пути передачи:
- осмотр водоисточника
- бактериологическое исследование воды,
определение коли-титра и коли-индекса
- выявление лиц, пользовавшихся водой инфицированного водоисточника, их регистрация, медосмотр , бактериологическое и серологическое обследование 1 раз в 10 дней трижды.
12. При предположении о пищевом пути передачи:
- выявление связи всех заболевших с пищевым объектом
- осмотр пищевого объекта
- бактериологическое обследование сотрудников
пищевого объекта
- выявление всех, употреблявших инфицированный пищевой продукт, их регистрация, медосмотр , бактериологическое и серологическое обследование 1 раз в 10 дней трижды.
13. Профилактика:
Поливакцина ТАВТе
Брюшнотифозная вакцина с тетра- и секстаанатоксином
Vi -антиген брюшнотифозных бактерий
(подкожно ниже угла лопатки 1 мл, ревакцинация через 6 месяцев 1 раз. Иммунитет 1 год.)
В настоящее время паратифы вызывают особый интерес в связи с тем, что их удельный вес, особенно паратифа В, в общей заболеваемости тифо-паратифами повышается . Паратифы, напоминая по своему течению и симптомокомплексу брюшной тиф, имеют некоторые клинико-лабораторные особенности.
В начальном периоде паратифа В преобладают общеинфекционные симптомы (озноб, головная боль, повышение температуры) в сочетании с острыми желудочно-кишечными нарушениями (понос, боли в животе, рвота); нередко отмечаются катаральные явления верхних дыхательных путей - гиперемия зева, сухой кашель, осиплый голос. У некоторых больных появляется герпес на губах. К перечисленным явлениям также уже с первого дня заболевания могут присоединяться симптомы поражения центральной нервной системы (вялость, слабость, беспокойство, плаксивость, сонливость, тревожный ночной сон, нарастающая бледность). К особенностям клинического проявления паратифа В относится более короткая лихорадка, чаще неправильного типа, в некоторых случаях в виде субфебрилитета. Высыпание розеолезной сыпи наблюдается в ранние сроки (на 3-5-й день), она нередко бывает обильной и полиморфной. Отмечается более раннее и значительное увеличение селезенки. Со стороны периферической крови чаще наблюдается нейтрофильный лейкоцитоз.
Наряду с легким течением паратиф В иногда может протекать тяжело, с более длительной температурой реакцией и септическими признаками, с развитием осложнений.
3.4.Профилактика. В профилактических мероприятиях по борьбе с тифо-паратифозными заболеваниями существенное значение имеет своевременная и правильная диагностика брюшного тифа и паратифов, ранняя госпитализация больных. С целью равней диагностики тифопаратифозных заболеваний необходимо широко использовать метод получения гемокультуры возбудителя. Следует чаще применять провизорную госпитализацию лихорадящих больных в диагностические отделения инфекционных больниц.
В предупреждении распространения тифопаратифозных заболеваний большое внимание уделяется обезвреживанию (санации) бактерионосителей. Выявление бактерионосителей производится путем бактериологического исследования кала и мочи переболевших брюшным тифом и паратифами перед выпиской их из стационара. Ценным дополнительным методом лабораторной диагностики носительства является постановка реакций Vi-агглютинации, О-гемагглютинации и реакции нарастания титра фага.
Выписка больных детей из стационара проводится не ранее 14-го дня после установления нормальной температуры при симптоматическом лечении без антибиотиков и не ранее 21-го дня при лечении антибиотиками.
У выписывающихся из больницы после перенесенного брюшного тифа и паратифов рвконвалесцентов производится троекратное контрольное исследование кала и мочи. Первое исследование - спустя 5 дней после исчезновения клинических проявлений болезни, повторные - с 5-дневными промежутками. В случае отрицательного результата рекомендуется производить исследование дуоденального содержимого. Реконвалесцентов, выписанных из стационара при наличии носительства, передают под наблюдение эпидемиолога и поликлиники, которые обеспечивают обследование на носительство в соответствии с действующей инструкцией.
В очагах до госпитализации больного или бактерионосителя проводится текущая дезинфекция, после госпитализации - заключительная. Дезинфекции подлежат испражнения (кал, моча), все предметы ухода, обихода, игрушки, с которыми соприкасался больной и которые могут быть инфицированы.
Здоровые люди, бывшие в контакте с больными, находятся под медицинским наблюдением в течение 30 дней (с момента контакта). В течение этого времени они подлежат систематическому медицинскому осмотру: у них один раз в 10 дней производится бактериологическое исследование кала и мочи.
Борьба с брюшным тифом и паратифами немыслима без широкого комплекса общегигиенвческих и санитарных мероприятий, без оздоровления внешней среды и благоустройства населенных мест. Большое значение в предупреждении кишечных инфекций, в частности брюшного тифа и паратифов, имеет правильное решение проблемы водоснабжения населения, благоустройство населенных мест и жилищ, контроль за организацией и состоянием общественного питания, пищевыми предприятиями, изготовляющими продукты питания и торгующими ими.
Важное значение имеют мероприятия по борьбе с мухами - это прежде всего уничтожение их в местах выплода путем санитарных обработок, поддержание чистоты в населенных пунктах, применение современных способов сбора и вывоза мусора и нечистот.
В борьбе за предупреждение брюшного тифа и паратифов большое значение приобретает соблюдение правил личной и общественной гигиены. Особенно важно добиться соблюдения гигиены со стороны детей, что требует настойчивого, терпеливого воспитания их в этом направлении.
Велика также роль вакцинации населения. Широкое применение прививок значительно снижает заболеваемость брюшным тифом. Как показывает опыт, заболеваемость среди подвергшихся прививкам людей снижается в несколько раз.
Профилактические прививки против кишечных инфекционных заболеваний делают обязательно коллективам на новостройках, работникам водопроводных, канализационных сооружений, работникам прачечных, пищевой промышленности, общественного питания, торговли, медицинскому персоналу, работникам транспорта и т. д. Плановые прививки производятся лицам старше 12 лет, а по эпидемиологическим показателям проводятся и среди детей с 7 лет.
Для прививок используются препараты, различающиеся по числу компонентов (дивакцина, тривакцина и т. д.), по сочетанию с компонентами против других инфекций (дизентерия, столбняк), по методу изготовления (химические, корпускулярные вакцины). В настоящее время для проведения прививок против брюшного тифа у детей применяется гретая спиртовая и химическая вакцина. Характеристика препаратов, схема вакцинации, способ употребления, описание внешнего вида, условия хранения и другие сведения излагаются в наставлении по применению, помещенном в каждую коробку с вакциной.
5. Домашнее задание.(5минут) 1.Подготовить устные ответы на следующие вопросы:
2.Прочитать этиологию, патогенез, клинику и лечение вирусных гепатитов 3.Темы рефератов: 3.1.Задачи и методы эпидемиологического обследования и наблюдения в очаге брюшного тифа и паратифов.. 3.2.Противоэпидемические и дезинфекционные мероприятия в очаге сальмонеллёза. 3.3. Противоэпидемические и дезинфекционные мероприятия в очаге дизентерии. 3.4. Значение мероприятий в очаге по отношению к общавшимся с больными кишечными инфекциями. 3.5.Диспансерное наблюдение за переболевшими кишечными инфекциями. 3.6.Экстренная профилактика в эпидемических очагах кишечных инфекций.. 3.7. Отказ граждан от профилактических прививок как опасность для общества. 3.8.Роль фельдшера в организации и проведения медицинского наблюдения в очагах кишечных инфекций. 3.9.Роль фельдшера в профилактике кишечных инфекций. 4.Темы бесед: 4.1.Организация текущей дезинфекции в очаге брюшного тифа. 4.2. Организация текущей дезинфекции в очаге сальмонеллёза. 4.3. Организация текущей дезинфекции в очаге дизентерии. 4.4. Организация текущей дезинфекции в очаге амёбиаза. 5.Подготовить к практическому занятию №3: 5.1.Схему обследования домашнего очага при вирусных гепатитах, холере, дизентерии . (для получения задания на 7-8 баллов ) 5.2.Схему обследования очага в организованном коллективе при вирусных гепатитах, холере, дизентерии . (для получения задания на 9-10 баллов ) 6. Литература для учащихся ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ:
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:
ИНТЕРНЕТ- РЕСУРСЫ 1.https://www.vak.org.by/index.php?go=Box∈=view&id;=380 | ||
| ||
|
| |
|
|
|
Прежде чем приступить к изучению темы внимательно изучите вопросы, входящие в неё
28 09 2014
1 стр.
Прежде чем приступить к изучению темы внимательно изучите вопросы, входящие в неё
08 10 2014
1 стр.
Прежде чем приступить к изучению темы внимательно изучите вопросы, входящие в неё
12 09 2014
1 стр.
Прежде чем приступить к выполнению практических заданий внимательно изучите ход занятия
23 09 2014
5 стр.
Прежде чем приступить к выполнению практических заданий внимательно изучите ход занятия
28 09 2014
4 стр.
Составление индивидуального плана самостоятельной работы по выбранной теме самостоятельной работы
12 10 2014
1 стр.
Методические указания по самостоятельной работе: контрольные работы (вопросы и задания), тесты для самоконтроля, рефераты, курсовые работы
14 10 2014
6 стр.
Вопросы для самостоятельной работы студентов во внеучебное время для подготовки к занятиям по гистологии, эмбриологии и цитологии
01 09 2014
1 стр.