








Задание №1
Творческое задание «Эссе»
(индивидуальное задание)
Цель: изучение творческой интерпретации содержания проблемы.
Инструкция для руководителей: участникам олимпиады выдаются чистые листы бумаги формата А4 и ручки.
Время выполнения задания – 1 час (60 минут).
Инструкция для участников: напишите эссе на тему «Активность, самочувствие, настроение современного школьника», используя психологические знания и личный опыт. Время работы – 60 минут, рекомендуемый объем эссе - 1 страница.
Критерии оценивания: актуальность материала, умение сосредоточиться на главном, целенаправленность, убедительность, образность, оригинальность изложения проблемы, эмоциональная вовлеченность в проблему, эрудиция, использование личного опыта.
Задание №2
Теоретическое задание «Тест»
(индивидуальное задание)
Цель: определение уровня теоретических знаний
Инструкция для руководителя: каждому участнику выдается текст задания в печатном виде на бумажном носителе (содержание теста и бланк для ответа).
Время выполнения – 30 минут.
Инструкция для участников олимпиады: прочитайте текст задания и выберите один верный, по-вашему мнению, вариант ответа; укажите его в бланке в соответствующей строке.
Тест
1. Комплекс субъективных ощущений, отражающих степень физиологической и психологической комфортности состояния человека, направление мыслей и чувств – это:
а) эмоция
б) самочувствие
в) воля
г) настроение
2. Понятие, указывающее на способность живых существ изменяться под воздействием внешних или внутренних стимулов-раздражителей:
а) активность
б) самочувствие
в) воля
г) настроение
3. Продолжительный эмоциональный фон психической деятельности характеризует:
а) активность
б) самочувствие
в) воля
г) настроение
4. Укажите психодиагностическую методику, которая позволяет определить характеристики настроения, активности и самочувствия испытуемого:
а) САН
б) ТАТ
в) ТиД
г) ЛД
5. Укажите понятие, характеризующее переживание жизненного смысла явлений и ситуаций:
а) эмоция
б) чувство
в) воля
г) аффект
6. Укажите психологический феномен, обеспечивающий регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженный в умении преодолевать трудности:
а) активность
б) воля
в) характер
г) цель
7. Установите соответствие эмоциональных состояний и их характеристик:
-
настроение
-
чувства
-
аффект
-
стресс
а) устойчивые эмоции, отражающие субъективное значение предметов и явлений
б) эмоциональное состояние, определяющее длительное время поведение человека
в) сильное, кратковременное эмоциональное состояние, сопровождающееся двигательной активностью
г) эмоциональное состояние, возникающее при чрезмерном воздействии каких-либо факторов
8.Укажите особенность эмоционально-волевой сферы младшего школьника:
а) спонтанность выражения эмоций
б) неустойчивость эмоций
в) осознанность эмоций
г) отсутствие эмоций
9. Укажите особенность эмоционально-волевой сферы младшего школьника, проявляющейся в умении совершать действия или сдерживать их, преодолевая внешние или внутренние препятствия:
а) проявление нравственных чувств
б) проявление эстетических чувств
в) появление высших чувств
г) волевая регуляция
10. Укажите особенность психических состояний подростков:
а) повышенная возбудимость
б) повышенная работоспособность
в) пониженная работоспособность
г) пониженная возбудимость
11. Укажите особенность эмоциональной сферы личности в юношеском возрасте:
а) реактивность
б) низкая эмоциональная возбудимость
в) ригидность
г) эмоциональная культура
12. Укажите признак, определяющий самочувствие испытуемого:
а) работоспособность
б) медлительность
в) жизнерадостность
г) агрессивность
13. Укажите признак, определяющий активность испытуемого:
а) тревожность
б) усталость
в) внимательность
г) агрессивность
14. Укажите признак, определяющий настроение испытуемого:
а) напряжение
б) оптимизм
в) рассеянность
г) тревожность
15. Укажите границы младшего школьного возраста:
а) от 5-6 до 10 лет
б) от 6-7 до 9-11 лет
в) от 7 до 10 лет
г) от 6 до 9 лет
16. Укажите границы подросткового возраста:
а) от 10 до 15лет
б) от 6-7 до 9-11 лет
в) от 12 до 16 лет
г) от 9-11 до 14-15 лет
17. Укажите границы юношеского возраста:
а) от 13 до 16 лет
б) от 15 до 17 лет
в) от 14-15 до 18-20 лет
г) от 15 до 18 лет
18. Интерпретацию психологического значения цветов изучал:
а) М. Люшер
б) З.Фрейд
в) Л.С. Выготский
г) С.Л. Рубинштейн
19. Укажите характеристику, уточняющую психическую деятельность за определенный период времени:
а) психический процесс
б) психическое состояние
в) психическое свойство
г) психическая функция
20. Укажите вид деятельности, определяющий активность младших школьников:
а) трудовая деятельность
б) общение со сверстниками
в) игровая деятельность
г) учебная деятельность
21. Укажите вид деятельности, определяющий активность подростков:
а) общение со сверстниками
б) профессиональное самоопределение
в) самопознание
г) учебная деятельность
22. Укажите вид деятельности, определяющий активность старшеклассников:
а) игровая деятельность
б) общение со сверстниками
в) профессиональное самоопределение
г) учебная деятельность
23. Установите соответствие:
-
младший школьник
-
подросток
-
старшеклассник
а) возбудимость
б) слабость
в) выносливость
г) утомляемость
д) работоспособность
е) неуравновешенность
24. Укажите психическое состояние, которое обеспечивает подъем жизненных сил, ощущение уверенности, свободы и внутренней силы:
а) радость
б) интерес
в) печаль
г) удивление
25. Укажите психическое состояние, которое характеризуется предчувствием беды, ощущением неуверенности, незащищенности:
а) гнев
б) страдание
в) страх
г) ужас
26. Установите соответствие:
-
положительные эмоциональные состояния:
-
отрицательные эмоциональные состояния:
а) радость
б) апатия
в) интерес
г) скука
д) вдохновение
е) страх
27. Укажите психическое состояние, которое возникает в случае значительной неудовлетворённости человека в каких-либо аспектах его жизни:
а) безучастность
б) рассеянность
в) печаль
г) медлительность
28. Укажите психическое состояние наивысшего подъёма, когда познавательная и эмоциональная сферы человека соединены и направлены на решение творческой задачи:
а) бодрость
б) вдохновение
в) работоспособность
г) увлеченность
29. Установите соответствие:
-
поверхностные психические состояния:
-
глубокие психические состояния:
а) страсть
б) аффект
в) эмоция
г) настроение
д) депрессия
е) чувство
30. Укажите понятие, характеризующее способность человека самоорганизовать различные виды психической активности:
а) самооценка
б) саморазвитие
в) самопознание
г) саморегуляция
Бланк для ответов к тесту
Номер вопроса
|
Ответ
|
Номер вопроса
|
Ответ
|
1
|
|
16
|
|
2
|
|
17
|
|
3
|
|
18
|
|
4
|
|
19
|
|
5
|
|
20
|
|
6
|
|
21
|
|
7
|
|
22
|
|
8
|
|
23
|
|
9
|
|
24
|
|
10
|
|
25
|
|
11
|
|
26
|
|
12
|
|
27
|
|
13
|
|
28
|
|
14
|
|
29
|
|
15
|
|
30
|
|
Задание №3
Практическое задание «Видеосюжет»
(индивидуальное задание)
Цель: изучить аналитические умения.
Инструкция для руководителя: все участники помещаются в кабинет для просмотра видеосюжета. Участникам предлагается посмотреть сюжет и выполнить задание на специальных бланках. В бланке предложено заполнение таблицы по указанным признакам по семибалльной шкале.
Работа выполняется 30 минут, включая время просмотра сюжета. По окончании проводится анализ выполненных работ в соответствии с ключом.
Участникам для просмотра предлагается сюжет «Новенькая» (приход главной героини в новый класс) из художественного фильма «Чучело» по мотивам одноименной повести В. Железникова, режиссер Р. Быков, киностудия «Мосфильм», 1983 г.
Инструкция для участников: Посмотрите видеосюжет из художественного фильма «Чучело» по мотивам одноименной повести В. Железникова режиссера Р. Быкова.
В этом задании на предложенных бланках вы отмечаете уровень выраженности признака девочки-подростка (главной героини) в ситуации «новенькая в классе». Вам предлагается описать психоэмоциональное состояние девочки с помощью таблицы, состоящей из тридцати пар полярных признаков. Вы должны выбрать в каждой паре ту характеристику, которая наиболее точно описывает состояние героини, и отметить цифру, соответствующую степени выраженности данной характеристики по семибалльной шкале. 3 балла – максимальная степень выраженности признака, 0 баллов – признак отсутствует. Условные обозначение указаны под таблицей.
Критерии оценивания: совпадение ответов с ключом;.
Бланк к заданию № 3
«Видеосюжет»
Самочувствие хорошее
|
3
|
2
|
1
|
0
|
1
|
2
|
3
|
Самочувствие плохое
|
Чувствую себя сильным
|
3
|
2
|
1
|
0
|
1
|
2
|
3
|
Чувствую себя слабым
|
Пассивный
|
3
|
2
|
1
|
0
|
1
|
2
|
3
|
Активный
|
Малоподвижный
|
3
|
2
|
1
|
0
|
1
|
2
|
3
|
Подвижный
|
Веселый
|
3
|
2
|
1
|
0
|
1
|
2
|
3
|
Грустный
|
Хорошее настроение
|
3
|
2
|
1
|
0
|
1
|
2
|
3
|
Плохое настроение
|
Работоспособный
|
3
|
2
|
1
|
0
|
1
|
2
|
3
|
Разбитый
|
Полный сил
|
3
|
2
|
1
|
0
|
1
|
2
|
3
|
Обессиленный
|
Медлительный
|
3
|
2
|
1
|
0
|
1
|
2
|
3
|
Быстрый
|
Бездеятельный
|
3
|
2
|
1
|
0
|
1
|
2
|
3
|
Деятельный
|
Счастливый
|
3
|
2
|
1
|
0
|
1
|
2
|
3
|
Несчастный
|
Жизнерадостный
|
3
|
2
|
1
|
0
|
1
|
2
|
3
|
Мрачный
|
Напряженный
|
3
|
2
|
1
|
0
|
1
|
2
|
3
|
Расслабленный
|
Здоровый
|
3
|
2
|
1
|
0
|
1
|
2
|
3
|
Больной
|
Безучастный
|
3
|
2
|
1
|
0
|
1
|
2
|
3
|
Увлеченный
|
Равнодушный
|
3
|
2
|
1
|
0
|
1
|
2
|
3
|
Взволнованный
|
Восторженный
|
3
|
2
|
1
|
0
|
1
|
2
|
3
|
Унылый
|
Радостный
|
3
|
2
|
1
|
0
|
1
|
2
|
3
|
Печальный
|
Отдохнувший
|
3
|
2
|
1
|
0
|
1
|
2
|
3
|
Усталый
|
Свежий
|
3
|
2
|
1
|
0
|
1
|
2
|
3
|
Изнуренный
|
Сонливый
|
3
|
2
|
1
|
0
|
1
|
2
|
3
|
Возбужденный
|
Желание отдохнуть
|
3
|
2
|
1
|
0
|
1
|
2
|
3
|
Желание работать
|
Спокойный
|
3
|
2
|
1
|
0
|
1
|
2
|
3
|
Озабоченный
|
Оптимистичный
|
3
|
2
|
1
|
0
|
1
|
2
|
3
|
Пессимистичный
|
Выносливый
|
3
|
2
|
1
|
0
|
1
|
2
|
3
|
Утомляемый
|
Бодрый
|
3
|
2
|
1
|
0
|
1
|
2
|
3
|
Вялый
|
Соображать трудно
|
3
|
2
|
1
|
0
|
1
|
2
|
3
|
Соображать легко
|
Рассеянный
|
3
|
2
|
1
|
0
|
1
|
2
|
3
|
Внимательный
|
Полный надежд
|
3
|
2
|
1
|
0
|
1
|
2
|
3
|
Разочарованный
|
Довольный
|
3
|
2
|
1
|
0
|
1
|
2
|
3
|
Недовольный
|
Условные обозначения
3 балла – максимальная выраженность признака
2 балла – признак выражен умеренно
1 балл – признак слабо проявляется
0 баллов – признак отсутствует
Задание №1
Творческое задание «Психологический портрет»
(командное задание)
Цель: изучение практической реализации творческого потенциала участников в понимании проблемы.
Инструкция для руководителя: каждой команде выдается лист ватмана, краски, карандаши, фломастеры, мелки, маркеры. Время выполнения задания – 30 минут.
Инструкция для участников: на листе ватмана изобразите психологический портрет современного школьника, используя элементы: активность, самочувствие, настроение (возраст ребенка на выбор участников олимпиады). Обоснуйте содержание своей работы.
Критерии оценивания
Соответствие теме, оригинальность, информативность, художественное решение, эмоциональная вовлеченность, эрудиция, логичность обоснования, убедительность, научная обоснованность.
Оценивается содержание портрета и обоснованность его элементов.
Задание №2
Практическое задание
«Цветик-семицветик»
(командное задание)
Цель: определить уровень умения интерпретировать психологические знания в практической деятельности.
Инструкция для руководителя: участникам выдаются наборы карточек: пиктограммы, изображающие психическое состояние (веселость, спокойствие, печаль); три комплекта цветных лепестков (1 комплект содержит 7 лепестков: синий, зеленый, красный, желтый, фиолетовый, коричневый, черный).
Командам, необходимо выполнить два задания:
1) составить цветок для каждой пиктограммы, используя лепестки (на каждую пиктограмму отдельный комплект лепестков; участники имеют возможность использовать не все лепестки комплекта).
2) обосновать выбор цвета для каждой пиктограммы, используя психологические знания.
Время выполнения задания 30 минут.
Инструкция для участников: составьте цветок для каждой пиктограммы, используя лепестки (на каждую пиктограмму отдельный комплект лепестков; возможно использовать не все лепестки комплекта) и обоснуйте выбор цвета для каждой пиктограммы, используя психологические знания.
Критерии оценивания: актуальность материала, умение сосредоточиться на главном, целенаправленность, убедительность, оригинальность изложения проблемы, эмоциональная вовлеченность в проблему, научная обоснованность, когнитивная завершенность, использование личного опыта.
Раздаточный материал к заданию №2
Практическое задание
«Цветик-семицветик» (в трех комплектах)
Карточки-пиктограммы
Форма лепестков (использовать цветную бумагу)