Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Интеграция образовательных областей в образовательном процессе ДОУ.

Федулова С.В., старший воспитатель МБДОУ

д/с №3 «Сказка» г. Камбарки

  • Федеральные государственные требования устанавливают нормы и положения обязательные при реализации основной общеразвивающей программы ДОУ. « Основная общеобразовательная программа должна строиться с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; основываться на комплексно- тематическом принципе построения образовательного процесса»

  • О.А.Скоролупова, Н.В.Федина отмечают: « Под интеграцией содержания дошкольного образования понимается процесс связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающих целостность образовательного процесса»

  • В настоящее время перед ДОУ поставлена совершенно иная задача- разработать не интегрированные занятия через синтез образовательных областей, а предложить целостный интегративный процесс взаимодействия взрослого и ребёнка на определённую тему в течении одного дня или недели, в котором будут гармонично объединены различные образовательные области для целостного восприятия окружающего мира.

  • Перестройка системы образовательной работы с детьми также требует внесения изменений и в систему повышения квалификации педагогов, внедрения новых технологий в процесс методического сопровождения воспитателей в детском саду.

  • Для формирования профессиональной компетентности современного педагога, необходимо реализовать систему мероприятий по освоению ими принципов содержания образования: консультации, семинары, открытые просмотры, тренинги.

В процессе реализации в образовательном процессе принципа интеграции образовательных областей, обозначились следующие проблемы:

- педагоги часто стремились объединить образовательные области по внешнему тематическому признаку и редко учитывали задачи и содержание психолого- педагогической работы по освоению образовательных областей развития детей;

- при интеграции не всегда учитывались процессы воспитания и развития дошкольников;

- педагоги испытывали трудности при интеграции образовательных областей и видов деятельности;



- возникали вопросы: «Как спроектировать педагогический процесс в детском саду, чтобы желание «больше дать ребёнку» не противоречило действительными психическими и физическими возможностями ребенка дошкольного возраста? ;

«Как осуществить интеграцию образовательных областей в отсутствии готовых методических разработок, что для этого нужно сделать?»

Данные проблемы определили цель моей деятельности.

Цель: Развитие профессиональных умений и навыков педагогов, необходимых для реализации в воспитательно-образовательном процессе принципа интеграции образовательных областей через организацию эффективных форм методической работы.

Обучение педагогов проводилось поэтапно.



На первом этапе, в ходе проведения консультаций, семинаров, - познакомила педагогов с основными понятиями:

- «Образовательная область»;

- «Интеграция содержания дошкольного образования»;

- «Виды интеграции»;

- «Традиционные образовательные области», «нетрадиционность», весьма условная, других образовательных областей»;

- «Основания, по которым составлялся перечень образовательных областей»;

- «Аспекты реализации принципа интеграции образовательных областей»

На втором этапе, во время проведения « мастер- классов», тренингов, – педагоги учились самостоятельному проектированию образовательного процесса с учётом реализации принципа образовательных областей.

На третьем этапе – в виде «технологической карты» педагоги представляли собственные разработки объединения образовательных областей, проектирования совместной и самостоятельной деятельности детей, включая содержание и конечный продукт.

Таким образом, по результатам проведённой работы можно сделать вывод:

- Педагоги научились видеть, как в рамках одной деятельности решаются задачи разных образовательных областей, как задачи разных образовательных областей могут решаться внутри одной темы;

- Научились выделять формы интеграции, обеспечивающие синтез образовательных областей, взаимосвязь различных видов деятельности в формировании интегративных качеств дошкольника, представлять интеграцию образовательных областей с помощью « технологической карты»;

-Педагоги проектируют (конструируют) педагогический процесс на основе интеграции образовательных областей, с учётом комплексно- тематического принципа.

Наиболее эффективной и интересной, по мнению педагогов, является такая форма методической работы, как мастер – класс.

Структуру одного из них я и представляю вашему вниманию.

Мастер – класс

«Формирование навыков проектирования педагогического процесса в ДОУ на основе интеграции образовательных областей»

« Я мыслю, следовательно, я существую».

Рене Декарт

Цель: повышение уровня компетентности педагогов ДОУ в вопросах проектирования (конструирования) педагогического процесса на основе интеграции образовательных областей в рамках реализации Федеральных государственных требований.

Основные принципы:

принцип безоценочности действий и личности участников;

принцип приоритета деятельности над ее формальным результатом;

принцип активности;

принцип осознания поведения;

принцип партнерского общения.



Содержание:

Рассмотреть понятия: «проектирование в образовании», «интеграция» и ознакомиться с сущностью и особенностями интегративного подхода как метода проектирования целостной картины мира.

Выделить потенциальные проблемы, найти пути решения используя метод «Шести шляп».

Провести интерактивную игру: « Давай, подружимся» с целью интеграции образовательных областей, проектирования совместной и самостоятельной деятельности детей, определения её содержания и конечного продукта .



Структура.

1 Вступительное слово ведущего по теме.

( Рассматриваются понятия: «проектирование в образовании», «интеграция» , педагоги знакомятся с сущностью и особенностями интегративного подхода как метода проектирования целостной картины мира.



2.Начнём с Красной шляпы.

Откройте свои эмоции, чувства, которые вас одолевают, решая проблему проектирования педагогического процесса на своей группе, в соответствии с ФГТ. Что я чувствуете в этой связи? Не нужно что-то доказывать или объяснять. Не думайте слишком много. Просто выскажите, что у вас на душе (высказывания педагогов)



3 .Снимем Красную шляпу и примерим Белую.

Обратимся к фактам:

Основополагающий принцип ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования – принцип интеграции образовательных областей;

Основания, по которым составлялся перечень образовательных областей:

– Деятельностный подход.

- Выделение в каждой образовательной области специфических задач психолого- педагогической работы

( помимо общеразвивающих, на решение которых направлено всё содержание дошкольного образования)

3. Аспекты реализации принципа интеграции образовательных областей:

Интеграция содержания и задач психолого- педагогической работы ( пример);

Интеграция различных видов детской деятельности (пример);

Использование адекватных интегративных форм ( пример);

Использование средств одной образовательной области для организации и оптимизации образовательного процесса в ходе реализации другой ( пример);



4.Настроимся на оптимизм, веру в успех, поиск преимуществ. Сменим Белую шляпу Жёлтой.

Сформулируйте всевозможные выгоды и преимущества введения ФГТ в дошкольное образование, в частности принципа интеграции образовательных областей, комплексно – тематического принципа построения образовательного процесса. Как положительно они повлияют на жизнь детей в детском саду? (высказывания педагогов).

Говоря о положительных сторонах, невозможно обойтись и без критического взгляда.

5. Примерив Чёрную шляпу

поговорим о проблемах, возникающих у многих педагогов при проектировании педагогического процесса на основе интеграции образовательных областей, в рамках реализации ФГТ.

Итак, под Чёрной шляпой мы выявили проблему, которую можно сформулировать в главный поисковый вопрос «Как осуществить интеграцию образовательных областей в отсутствии готовых методических разработок, что для этого нужно сделать?». Думаю самое время проявить креативность.

6.Надеваем Зелёную шляпу

Решить эту проблему попытаемся с помощью интерактивной игры

« Давай, подружимся!».

.Цель: Отработка навыков проектирования образовательного процесса на тему: Тематический день

« 22 апреля- День Земли»

.( педагогам раздаются карточки с названиями образовательных областей, видами детской деятельности)

7. Синяя шляпа.

Используется в начале обсуждений, чтобы поставить задачу мышления и решить, чего мы хотим достичь в результате. Это режим наблюдения за самим процессом мышления и управления им (формулировка целей, подведение итогов и т. п.).

Рефлексия – обратная связь

( педагогам раздаются вырезанные из картона градусники), предлагается измерить свою «температуру»



- 36,6 – интересно, полезно, многое для себя узнала, пригодиться на практике;

- 38- страшно, сложно;

- 34- бесполезно, не пригодится в работе.

Интеграция образовательных областей в образовательном процессе доу

О. А. Скоролупова, Н. В. Федина отмечают: Под интеграцией содержания дошкольного образования понимается процесс связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образова

67.08kb.

25 12 2014
1 стр.


Пояснительная записка. Организация режима пребывания детей в доу

Психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей

3865.75kb.

25 09 2014
22 стр.


«Что мы знаем о белом медведе»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Музыка», «Чтение художественной литературы»

54.77kb.

15 10 2014
1 стр.


Номенклатура цифровых образовательных ресурсов локального доступа, используемых в образовательном процессе
119.31kb.

08 10 2014
1 стр.


Конспект экскурсии по этнографическому музею «Русская горница». Интеграция образовательных областей: «Безопасность»

Зиновьева В. В., музыкальный руководитель мадоу «Детский сад комбинированного вида №2 «Сказка» поселка Троицкий, Губкинского района, Белгородской области

91.84kb.

15 10 2014
1 стр.


24 часовой программе «Инновационные технологии в образовательном процессе (дистанционное обучение на базе lms moodle)» Группа 04

Обучение преподавателей кфу по 24 часовой программе Инновационные технологии в образовательном процессе

16.77kb.

15 09 2014
1 стр.


Приказ № от 2012г положение об административном контроле в доу I. Общие положения

Рф “Об образовании”, “Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении”, Письмом министерства образования РФ от 10. 09. 1999 г

95.14kb.

25 12 2014
1 стр.


Вопросы образования Л. Т. Жукова, А. В. Григорьев, В. Л. Жуков «Инновационные методы, используемые в образовательном процессе института прикладного искусства»

Л. Т. Жукова, А. В. Григорьев, В. Л. Жуков «Инновационные методы, используемые в образовательном процессе института прикладного искусства» стр. 3-5

22.66kb.

27 09 2014
1 стр.