Интеграция образовательных областей в образовательном процессе ДОУ.
Федулова С.В., старший воспитатель МБДОУ
д/с №3 «Сказка» г. Камбарки
-
Федеральные государственные требования устанавливают нормы и положения обязательные при реализации основной общеразвивающей программы ДОУ. « Основная общеобразовательная программа должна строиться с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; основываться на комплексно- тематическом принципе построения образовательного процесса»
-
О.А.Скоролупова, Н.В.Федина отмечают: « Под интеграцией содержания дошкольного образования понимается процесс связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающих целостность образовательного процесса»
-
В настоящее время перед ДОУ поставлена совершенно иная задача- разработать не интегрированные занятия через синтез образовательных областей, а предложить целостный интегративный процесс взаимодействия взрослого и ребёнка на определённую тему в течении одного дня или недели, в котором будут гармонично объединены различные образовательные области для целостного восприятия окружающего мира.
-
Перестройка системы образовательной работы с детьми также требует внесения изменений и в систему повышения квалификации педагогов, внедрения новых технологий в процесс методического сопровождения воспитателей в детском саду.
-
Для формирования профессиональной компетентности современного педагога, необходимо реализовать систему мероприятий по освоению ими принципов содержания образования: консультации, семинары, открытые просмотры, тренинги.
В процессе реализации в образовательном процессе принципа интеграции образовательных областей,
обозначились следующие проблемы:
- педагоги часто стремились объединить образовательные области по внешнему тематическому признаку и редко учитывали задачи и содержание психолого- педагогической работы по освоению образовательных областей развития детей;
- при интеграции не всегда учитывались процессы воспитания и развития дошкольников;
- педагоги испытывали трудности при интеграции образовательных областей и видов деятельности;
- возникали вопросы: «Как спроектировать педагогический процесс в детском саду, чтобы желание «больше дать ребёнку» не противоречило действительными психическими и физическими возможностями ребенка дошкольного возраста? ;
«Как осуществить интеграцию образовательных областей в отсутствии готовых методических разработок, что для этого нужно сделать?»
Данные проблемы определили цель моей деятельности.
Цель: Развитие профессиональных умений и навыков педагогов, необходимых для реализации в воспитательно-образовательном процессе принципа интеграции образовательных областей через организацию эффективных форм методической работы.
Обучение педагогов проводилось поэтапно.
На первом этапе, в ходе проведения консультаций, семинаров,
- познакомила педагогов с основными понятиями:
- «Образовательная область»;
- «Интеграция содержания дошкольного образования»;
- «Виды интеграции»;
- «Традиционные образовательные области», «нетрадиционность», весьма условная, других образовательных областей»;
- «Основания, по которым составлялся перечень образовательных областей»;
- «Аспекты реализации принципа интеграции образовательных областей»
На втором этапе, во время проведения « мастер- классов», тренингов, – педагоги учились самостоятельному проектированию образовательного процесса с учётом реализации принципа образовательных областей.
На третьем этапе – в виде «технологической карты» педагоги представляли собственные разработки объединения образовательных областей, проектирования совместной и самостоятельной деятельности детей, включая содержание и конечный продукт.
Таким образом, по результатам проведённой работы можно сделать вывод:
- Педагоги научились видеть, как в рамках одной деятельности решаются задачи разных образовательных областей, как задачи разных образовательных областей могут решаться внутри одной темы;
- Научились выделять формы интеграции, обеспечивающие синтез образовательных областей, взаимосвязь различных видов деятельности в формировании интегративных качеств дошкольника, представлять интеграцию образовательных областей с помощью « технологической карты»;
-Педагоги проектируют (конструируют) педагогический процесс на основе интеграции образовательных областей, с учётом комплексно- тематического принципа.
Наиболее эффективной и интересной, по мнению педагогов, является такая форма методической работы, как мастер – класс.
Структуру одного из них я и представляю вашему вниманию.
Мастер – класс
«Формирование навыков проектирования педагогического процесса в ДОУ на основе интеграции образовательных областей»
« Я мыслю, следовательно, я существую».
Рене Декарт
Цель: повышение уровня компетентности педагогов ДОУ в вопросах проектирования (конструирования) педагогического процесса на основе интеграции образовательных областей в рамках реализации Федеральных государственных требований.
Основные принципы:
принцип безоценочности действий и личности участников;
принцип приоритета деятельности над ее формальным результатом;
принцип активности;
принцип осознания поведения;
принцип партнерского общения.
Содержание:
Рассмотреть понятия: «проектирование в образовании», «интеграция» и ознакомиться с сущностью и особенностями интегративного подхода как метода проектирования целостной картины мира.
Выделить потенциальные проблемы, найти пути решения используя метод «Шести шляп».
Провести интерактивную игру: « Давай, подружимся» с целью интеграции образовательных областей, проектирования совместной и самостоятельной деятельности детей, определения её содержания и конечного продукта .
Структура.
1 Вступительное слово ведущего по теме.
( Рассматриваются понятия: «проектирование в образовании», «интеграция» , педагоги знакомятся с сущностью и особенностями интегративного подхода как метода проектирования целостной картины мира.
2.Начнём с Красной шляпы.
Откройте свои эмоции, чувства, которые вас одолевают, решая проблему проектирования педагогического процесса на своей группе, в соответствии с ФГТ. Что я чувствуете в этой связи? Не нужно что-то доказывать или объяснять. Не думайте слишком много. Просто выскажите, что у вас на душе (высказывания педагогов)
3 .Снимем Красную шляпу и примерим Белую.
Обратимся к фактам:
Основополагающий принцип ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования – принцип интеграции образовательных областей;
Основания, по которым составлялся перечень образовательных областей:
– Деятельностный подход.
- Выделение в каждой образовательной области специфических задач психолого- педагогической работы
( помимо общеразвивающих, на решение которых направлено всё содержание дошкольного образования)
3. Аспекты реализации принципа интеграции образовательных областей:
Интеграция содержания и задач психолого- педагогической работы ( пример);
Интеграция различных видов детской деятельности (пример);
Использование адекватных интегративных форм ( пример);
Использование средств одной образовательной области для организации и оптимизации образовательного процесса в ходе реализации другой ( пример);
4.Настроимся на оптимизм, веру в успех, поиск преимуществ. Сменим Белую шляпу Жёлтой.
Сформулируйте всевозможные выгоды и преимущества введения ФГТ в дошкольное образование, в частности принципа интеграции образовательных областей, комплексно – тематического принципа построения образовательного процесса. Как положительно они повлияют на жизнь детей в детском саду? (высказывания педагогов).
Говоря о положительных сторонах, невозможно обойтись и без критического взгляда.
5. Примерив Чёрную шляпу
поговорим о проблемах, возникающих у многих педагогов при проектировании педагогического процесса на основе интеграции образовательных областей, в рамках реализации ФГТ.
Итак, под Чёрной шляпой мы выявили проблему, которую можно сформулировать в главный поисковый вопрос «Как осуществить интеграцию образовательных областей в отсутствии готовых методических разработок, что для этого нужно сделать?». Думаю самое время проявить креативность.
6.Надеваем Зелёную шляпу
Решить эту проблему попытаемся с помощью интерактивной игры
« Давай, подружимся!».
.Цель: Отработка навыков проектирования образовательного процесса на тему: Тематический день
« 22 апреля- День Земли»
.( педагогам раздаются карточки с названиями образовательных областей, видами детской деятельности)
7. Синяя шляпа.
Используется в начале обсуждений, чтобы поставить задачу мышления и решить, чего мы хотим достичь в результате. Это режим наблюдения за самим процессом мышления и управления им (формулировка целей, подведение итогов и т. п.).
Рефлексия – обратная связь
( педагогам раздаются вырезанные из картона градусники), предлагается измерить свою «температуру»
- 36,6 – интересно, полезно, многое для себя узнала, пригодиться на практике;
- 38- страшно, сложно;
- 34- бесполезно, не пригодится в работе.